Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Инфографика и инфографический дизайн в системе дизайнерской проектной деятельности
1.1. Основные понятия и теоретические основы инфографики 14
1.1.1. Многоаспектный подход к теоретическому описанию инфографики и инфографического дизайна
1.1.2. Содержание понятия инфографика и её типы 16
1.1.3. Инфографический дизайн в системе коммуникативного дизайна
1.2. Виды инфографики по дизайнерской сущности 30
1.2.1. Необходимость и основания разграничения дизайнерской и недизайнерской инфографики
1.2.2. Автоматическая инфографика 36
1.2.3. Стандартизированная инфографика 37
1.2.4. Дизайнерская инфографика 39
1.2.5. Квазиинфографика 43
1.3. Средства инфографического дизайна 46
1.3.1. Инфографические инструменты и переменные 46
1.3.2. Графические элементы и средства инфографики 51
1.3.2.1. Инфографема как минимальный элемент инфографики 51
1.3.2.2. Неизобразительные средства в инфографике 54
1.3.2.3. Текстовые графические средства в инфографике 55
1.3.2.4. Изобразительные графические средства в инфографике: необходимые, допустимые и избыточные
1.4. Принципы инфографического дизайна: содержательно-функциональные, проектные, эстетические
Выводы по первой главе 69
ГЛАВА 2. Проблема инфографической периодизации и типологизации
2.1. Опыт периодизации исторического развития инфографики 72
2.1.1. Основания и вехи инфографической периодизации 72
2.1.2. Зачатки инфографики в допечатную эпоху 74 (протоинфографический период)
2.1.3. Развитие инфографики в печатную эпоху 77
2.1.3.1. Ранний практический период 77
2.1.3.2. Зрелый практический период. Возникновение и становление изобразительной статистики
2.1.3.3. Новый (теоретико-практический) период развития инфографики. Венский метод изобразительной статистики и статистическая графика XX в.
2.1.4. Новейший (электронный) период развития инфографики 98
2.2. Проблема типологизации инфографики с учётом её чистых и гибридных форм
2.2.1. Родовидовая модель описания типологической 109
структуры инфографики, её существенные
и несущественные признаки
2.2.2. Инфографика чистых и гибридного типов и их виды 111
2.2.3. Функциональные характеристики инфографики 116
2.2.4. Виды инфографики по технико-технологическим признакам, назначению и областям применения
2.3. Родовидовая структура инфографики всех типов
2.3.1. Табличная инфографика: виды и разновидности таблиц 122
2.3.2. Графиковая инфографика: виды и разновидности графиков
2.3.3. Диаграммная инфографика: виды и разновидности диаграмм
2.3.4. Картографическая инфографика: виды и разновидности карт
2.3.5. Схематическая инфографика: виды и разновидности схем 144
2.3.6. Изобразительная и знаковая инфографика: виды и разновидности изображений
Выводы по второй главе 160
ГЛАВА 3. Дизайнерская инфографика: тенденции развития и стилевые направления, методы и приёмы проектирования
3.1. Тенденции развития и стилевые направления дизайнерской инфографики
3.1.1. Интернациональное стилевое направление 167
3.1.2. Китчевое стилевое направление 171
3.1.3. Корпоративное стилевое направление 174
3.2. Приёмы и средства придания инфографике образности 176
3.3. Методы проектно-художественного моделирования дизайнерской инфографики
3.3.1. Переосмысление базовой формы как метод инфографического дизайна
3.3.2. Гибридизация как метод инфографического дизайна 192
3.3.2.1. Сущность инфографической гибридизации и вариантные способы её реализации
3.3.2.2. Внутритиповая инфографическая гибридизация –внутривидовая и межвидовая
3.3.2.3. Межтиповая инфографическая гибридизация 198
3.3.3. Стилизация как метод инфографического дизайна 204
3.3.3.1. Художественная стилизация в инфографике 205
3.3.3.2. Миметическая стилизация в инфографике 207
3.3.4. Проектирование инфографики сочетанием методов инфо- 212
графического дизайна
Выводы по третьей главе 215
Заключение 219
Библиография
- Многоаспектный подход к теоретическому описанию инфографики и инфографического дизайна
- Изобразительные графические средства в инфографике: необходимые, допустимые и избыточные
- Проблема типологизации инфографики с учётом её чистых и гибридных форм
- Гибридизация как метод инфографического дизайна
Многоаспектный подход к теоретическому описанию инфографики и инфографического дизайна
Дизайнерская инфографика – это продукт инфографического дизайна. Его описание предполагает выявление теоретических и практических положений, а именно: анализ и описание основных библиографических источников, включающих отечественные и зарубежные труды; изучение и периодизация развития инфографики в историческом контексте; выявление условий и предпосылок, способствующих развитию инфографики и ее дизайна; построение родовидовых и иных классификаций инфографики; подбор и анализ наиболее характерных фактов; уточнение понятийно-терминологического аппарата.
В соответствии с научной традицией, инфографику можно рассматривать с нескольких теоретических позиций. С модельно-познавательной точки зрения инфографика может быть модель действительности. С коммуникативной точки зрения – это информация о действительности. С лингвистической (языковой) точки зрения – это особый графический текст, декодируемый в основном контекстно. С визуально-графической точки зрения – это особый вид изображений.
Чтобы корректно описать факты, важно было рассмотреть различные аспекты инфографики. Как известно, любая теория по своей сути является сложным многоаспектным явлением, в которое включают и обобщение опыта на основе анализа фактов, и совокупность обобщенных положений.
Чтобы в той или иной мере осветить обозначенные вопросы исследования, важно было рассмотреть их в следующих аспектах.
Информационно-коммуникационный аспект: связан с функциональной и смысловой сущностью инфографики. Включает в себя собственно информацию, информационную среду, сферу применения, носители, взаимодействие с потребителем, графический язык и др.
Термин информация имеет множество значений и является объектом исследования специальных наук. Все основные положения теории информации учитывались нами при описании теории инфографики. В частности, ин-фографика разделена по видам информирования (см. главу 2), характеру сравнения данных.
Основные требования к инфографике обусловлены качествами информации. С точки зрения информатики информация имеет такие важные и общие качественные свойства, как: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр. Они в полном объеме применимы к информационной графике, которая, соответственно, должна быть объективная и точная, достоверная и полная (относительно заявленной темы), актуальная и полезная, своевременная и ценная (для всех или определенной группы лиц), понятная и доступная, краткая (лаконичная).
Важно понимать, что коммуницируемая информация в инфографике может быть неколичественная (пространственная, иерархическая и др.), количественная (статистическая, хронологическая и др.) или их смешанной комбинации. По характеру отображаемых данных, по назначению и сфере применения инфографика бывает журнальная, газетная, книжная, научная, учебная, корпоративно-презентационная, рекламная, упаковочная, телевизионная, плакатная и др. Они актуальны в условиях полиграфии и мультимедиа. Проектный аспект: предполагает анализ комплекса инструментов, средств, приемов, методов и технологий инфографического дизайна. По дизайнерской сущности инфографика разделена на дизайнерскую и недизайнерскую. По технико-технологическим и др. параметрам инфографика бывает аппаратная и ручная, электронная и печатная, статичная и динамичная. По форме инфографика специфична в рамках каждого типа: например, диаграмма и/или схема могут быть линейными, круговыми, радиальными, фигурными, площадными и проч.
Эстетический аспект: предполагает изучение эстетической стороны ин-фографики, творческих методов ее проектирования, художественно-графических средств, приемов придания образности, стилей и стилевых направлений и др. Особого внимания заслуживают лучшие дизайнерские произведения инфографики. Для данной работы они были выбраны из разнообразных источников и описаны по разным аспектам. В 3-й главе внимание уделено образцовым инфографическим произведениям. Такими мы считаем работы, адекватные типу и виду инфографики по форме выражения информации, цельные по тематике и содержанию и имеющие художественно-эстетическую ценность. Поэтому мы заостряем наше внимание на исследовании дизайнерской, а не стандартизированной инфографики.
Кроме этого, считаем важным актуализировать общенаучный подход, т.к. он помогает относительно цельно описать инфографическую теорию. В частности, описание инфографических продуктов проведено многоаспектно, дана научно-логическая классификация инфографики. История её развития рассмотрена с позиции синхронии (современности) и диахронии (прошлого). Выявлены общие тенденции и главные перспективы развития, проведена систематизация понятийного аппарата, уточнены термины и дефиниции.
Инфографика как самостоятельное направление графического дизайна определилась сравнительно недавно, в связи с чем остро стоит вопрос упорядочения терминологической лексики и толкования терминов.
Изобразительные графические средства в инфографике: необходимые, допустимые и избыточные
В среде практикующих дизайнеров, теоретиков дизайна и в специальной литературе по визуальной информации нет конкретизации и согласованной дифференциации терминов, отражающих суть инфографики. Спектр её применения огромен, вследствие чего профессионалы различных областей, в т.ч. смежных, вкладывают в рассматриваемое понятие абсолютно разные значения. Например, веб-технологи под инфографикой понимают интерактивные графики и статистические таблицы; журналисты – наглядный материал для статей и заметок; графические дизайнеры – красочные диаграммы и информационно емкие иллюстрации; архитекторы – системы навигации в помещениях, планы и схемы; деятели науки – научную графику и наглядные изображения (этот список можно продолжить).
Лаптев В. В. дает определение с позиции информационного дизайна: «Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний» [Лаптев 2012, с. 10]. Мы поддерживаем это понимание.
Лесняк В. И. информационную графику называет познавательной и относит к ней отчеты, листовки, проспекты, буклеты, схемы, планы, карты, путеводители и т.п. Иначе говоря, под инфографикой имеет в виду особые печатные издания информационной направленности в пункте «Информационная печать» [Лесняк 2011, с. 338], что нельзя признать целесообразным. Инфографика особенно востребована в журналистике [н-р: Ларот 2013; Некляев 2008; Пос. по журн. 2013]. Не случайно Х. Эрреа, президент Испанского общества газетного дизайна, на своей лекции «Газетный дизайн – 2004» (окт. 2005) писал: «Инфографика сегодня – самый молодой из существующих журналистских жанров. Да-да, инфографы – это не дизайнеры, а журналисты, цель которых – не красивые публикации, а внятное и осмысленное изложение фактов. Они имеют дело не столько с графическим дизайном, сколько с содержанием самих новостей. При этом главным критерием качества являются логический порядок и читабельность» [режим доступа: http://kak.ru/columns/ masterclass/a1044].
С нашей точки зрения, данное определение нельзя считать корректным, т.к. автор берет в расчёт только узкую область информационного дизайна – инфографику для СМИ, не рассматривая мало связанные с журналистской деятельностью виды инфографики – такие, как системы навигации, интерфейсы, карты, знаковые системы, иллюстрации и др.
Дж. Ланков считает, что понятие инфографики сейчас заужено и требует расширения, т.к. инфографика – это не только отображение информации определенного объема, но и такие лаконичные вещи, как дорожный знак [Lankow 2012, глава A Note on Terminology]. Мы тоже считаем целесообразным более широкое понимание инфографики, т.к. традиционно узкое её толкование сводит информационную графику к визуальной статистике, что недостаточно в современных информационно-коммуникационных условиях и к тому же имеет малое отношение к творчеству и, соответственно, к искусствоведению.
Итак, дадим рабочее определение многозначного термина. Инфографи-ка – это вид коммуникативного дизайна, в основе которого лежит способ передачи информации (сообщений, сведений и иных данных) изобразительными и/или вербально-графическими средствами, которые используются изолированно или комплексно, сочетая любые виды графики. Инфографикой можно называть: во-первых, визуальный продукт профессионального труда, т.е. видимый результат деятельности графического дизайнера или другого специалиста, а также «любителя»; во-вторых, способ представления/презентации информации визуально-графическими средствами; в третьих, нетекстовое информационное сообщение, созданное сочетанием различных видов графики; в-четвертых, направление (отрасль) графики [Остриков 2012, с. 40].
Инфографика связана с информационной визуализацией – наукой о визуальном представлении абстрактных данных в интуитивно понятной форме, обеспечивающей сознательное восприятие. В отличие от научной визуализации, более свободна в выборе формы презентации; позволяет единовременно воспринимать, оценивать, сравнивать большие массивы абстрактных данных.
Рассмотрим далее соотношение и взаимосвязь инфографического, графического, информационного и коммуникативного дизайна. Инфографический дизайн в системе коммуникативного Чтобы определить специфику инфографического дизайна, актуализируем его место в системе графического, информационного и коммуникативного дизайнов с учетом решаемых ими задач. Основные термины дизайна раскрыты в ряде трудов [Дизайн 2004; Осн. термины 1989; Кнабе 2006; Лесняк 2011; Стефанов 2004 и др.], сконцентрируем внимание на более специфичных понятиях.
Считаем целесообразным развести термины инфографика и инфогра-фический дизайн, т.к. названные термины не тождественны. На первый взгляд, между терминами информационная графика и инфографический дизайн мало различий, но они есть, и эти различия достаточно принципиальны.
Если под информационной графикой мы можем понимать конечный продукт, то инфографический дизайн может обозначать как конечный видимый продукт (визуальный и вербально-графический текст), так и процесс его создания. Полагаем, что более верно рассматривать инфографический дизайн как самостоятельную область коммуникативного дизайна на стыке дизайна информационного и дизайна графического.
Инфографический (информационно-графический) дизайн мы понимаем как проектно-художественное моделирование инфографики в синтезе принципов, средств, инструментов информационного и графического дизайна. Отразим это понимание с помощью рисунка 3.
Конкретизируем место инфографического дизайна в системе коммуникативного дизайна, учитывая разные его направления и области, имеющие отдельное теоретическое и практическое освещение в специальных трудах. В теоретико-практических изданиях графический и информационный дизайны в системе коммуникативного дифференцируются. Первый по преимуществу связан с визуально-графической оболочкой информации, а второй в свою очередь со структурой и сущностью информационного содержимого и его адекватной визуализацией. Проектная проблематика освещается в обоих направлениях коммуникативного дизайна, что и учитывается при описании инфографического дизайна.
Проблема типологизации инфографики с учётом её чистых и гибридных форм
Данную инфографику можно квалифицировать его как секторную диаграмму, т.к. она показывает соотношение цветовых лучей в потоке белого света, и как схему отношений, т.к. она показывает взаимоотношения внутри данного набора данных – какие цвета являются основными, а какие дополнительными. Рисунки Ньютона практически в неизменном виде используются по сей день, став инфографической классикой такого уровня узнаваемости, как, например, таблица Менделеева.
В эпоху Просвещения – золотого века искусства, науки, производства и коммерции, было сделано немало открытий, изданы научные труды, оказавшие влияние на развитие инфографики. В конце XVII в. был изобретён мик-76 роскоп, и глаз впервые увидел новые формы микрообъектов, которые были графически визуализированы учёными. Введены понятия, базовые для большинства типов инфографики (функция, переменная величина, прямоугольная системы координат). Были изданы тысячи книг и альбомов новых жанров.
Когда появились первые газеты, информация стала доступной более широким слоям населения. К примеру, в Европе первая газета вышла в 1609 г. (Германия); в течение века газеты стали выходить в десятках стран. В России первая газета «Ведомости» появилась в январе 1703 г. (см. историю журналистики). С 1709 г. в России сдал массово издаваться первый светский календарь исчисления лет (на нескольких листах), позднее превратившийся в книгу. Фрагменты листов Первобытного Брюсова календаря 1875 г. представим в рис. 32, 33.
Зрелый инфографический период можно связать с XVIII–XIX вв., когда в печатных книгах, научных трудах, отчетах, альбомах, атласах, газетах и журналах, наряду с традиционными картами, изображениями, таблицами, знаками и символами, появились новые формы визуализации статистических данных – графики и пикторафические диаграммы, называемые сегодня изобразительной статистикой.
Возникновение и становление новых типов инфографики связывают с публикациями ряда деятелей, к которым причисляют Уильяма Плейфера (Лондон, конец XVIII – нач. XIХ вв.). [См.: W. Playfair. The Commercial And Political Atlas. 1786; Lineal Arithmetics Applied to Shew The Progress of England Durind The Present Century, 1798; The Statistical Breviary, Shewing, on a Principle Entirely New, the Sources of every State and Kingdom in Europe; Illustrating with stained Copper-Plate Charts, representing the physical powers of each distinct Nation with Ease and Perspicuity. 1801].
Уильям Плейфэр – основатель статистической инфографики В указанный период в роли поставщика отображаемых данных зачастую выступали наука, экономика, статистика и др., а синтез искусства и технологий позволял совершенствовать графический язык. Одним из наглядных примеров, когда альянс искусства, науки и бизнеса привел к выдающимся достижениям, – это инфографика, одним из наиболее значимых разработчиков которой называют У. Плейфэра – инженера, издателя и политического экономиста. Полагают, что его первые статистические графики послужили стимулом развития графической презентации в общественных науках.
Уильям Плейфэр (William Playfair, 1759–1823) изобрел универсальный графический язык, применимый одинаково к науке и бизнесу: он придумал и неоднократно публиковал нетабличную статистическую инфографику. Современники не поняли великого значения этого, но Плейфэр не сомневался, что нашел наилучший способ отображения эмпирических данных и навсегда изменил то, как мы будем представлять и воспринимать статистическую информацию. Его информационная графика сегодня заняла прочное место в нашей жизни. Идеальная авторская инфографика (круговая и столбиковая диаграммы и статистический линейный график) за две сотни лет не получила принципиальных улучшений. Вклад в развитие и демонстрацию использования статистической графики остается главным достижением жизни шотландца Плейфэра в области инфографики [см.: Playfair 1786, 1798, 1801 и др.]. Изображения некоторых его инфографических изобретений представим рисунками 34-а, 34-б в сравнении с современными её стандартизиованными аналогами – см. рис. 35-а, 35-б.
Заметное влияние на развитие инфографики оказала Флоренс Найтин-гейл (Florence Nightingale, 1820–1910). В 1858 г. ею была составлена лепестковая диаграмма (Rose Diagram), необходимая для более яркого и развернутого отображения причин смертности британских солдат во время Крымской войны. [Florence Nightingale. Notes on Matters Affecting the Health, Efficiency and Hospital Administration of тhe British Army. 1858]. Сегодня это подвид площадной диаграммы.Функцию сравнительного отображения наборов данных с учетом динамики времени выполняет также состыкованная столбиковая диаграмма.
Благодаря изобретённой диаграмме Найтингейл смогла убедить британское правительство строить более качественные и чистые госпитали, т.к. графическое приложение к словесному отчету подчеркнуло катастрофичный масштаб смертности солдат из-за инфекционных заболеваний, полученных в плохих госпиталях, что явно превышало число ранений на поле боя. Диаграммы не снабжались количественными показателями, но соотношение площади секторов было крайне наглядным. В момент изобретения авторская инфографика Ф. Найтингейл была инновационной и по сути дизайнерской. Десятилетия спустя под влиянием шаблонного использования стала стандартизированной и сегодня имеет свои разновидности.
Гибридизация как метод инфографического дизайна
Временные графики (хронологические графики) табличной, вертикальной, горизонтальной, спиральной и круговой форм используются довольно давно [н-р: Brinton 1939, с. 248–251]. Сегодня временные графики имеют типовые, стандартизированные формы и описаны в специальных трудах [н-р: Cleveland W.S. The Elements of Graphing Data. 1985]. К временным графикам относятся временная шкала, временной график, временной ступенчатый график, хронологический табличный график и подобные (см. рис. 67–69). Это варианты расписаний. Нередко представлены гибридным типом – см. диаграмма-график.
Временная шкала – разновидность временного графика; отображает статистические и иные данные, ход события, развитие явления и др. с актуализацией временных периодов. Временной график – разновидность временного графика; отображает перспективно спланированный процесс выполнения работ, производства, транспортировки и др. Процедурный график – разновидность процессуальной схемы; визуально (линейно и ступенчато) фиксирует производственные, организационные и прочие шаги деятельности.
Гибридные графики создаются на основе графиков, в которые встраиваются диаграммы. Это позволяет расширить функциональность графика и уплотнить его смысловое содержание. Например, в качестве дополнительной переменной могут быть использованы инфографемы площадных или секторных диаграмм, совмещенные с точками значений. Также распространена гибридизация столбиковых диаграмм (чаще всего – с нулевым значением, расположенным на горизонтальной оси) и графиков для того, чтобы показать ко-релляцию двух наборов данных. Представим пример диаграммного графика (рис. 70), имевшего истоки в изданиях нач. ХХ в.
В данном параграфе рассмотрим типологическую структуру стандартизированных диаграмм [н-р: Holmes 1984, 1993]. Диаграмма – основной тип ин-фографики, отображающий количественную информацию; условно-графическое отражение абсолютных или относительных данных и их соотношений, выполняемое с помощью кривых линий, геометрических фигур, рисунков и иных изображений.
Большинство публикаций о диаграммах по сути это руководства по проектированию стандартизированной инфографики [н-р: Bertin I. Semiology of Graphics: Diagrams, Networks, and Maps Madison: University of Wisconsin Press, 1983; Holmes N. Designer s Guide to Creating Charts and Diagrams. New York, 1984; Желязны 2004]. В ряде работ имеется теоретико-практическое описание диаграмм, включая их методы, технику, инструменты и др. [см. Подробнее: Holmes 1984; Желязны 2004; Guagin 2001; Baer 2008; Lipton 2007; Suda 2010; Яу 2013 и др.].
Представим типологическую структуру диаграмм, построенную на основе родовидовой модели. Проиллюстрируем виды и разновидности диаграмм их типовыми формами, обусловленными и характером информации, и видами сравнения данных. В реальной практике имеется огромное число индивидуальных вариантов диаграмм всех видов и разновидностей, которые нецелесообразно представлять в теоретическом исследовании.
Столбиковые диаграммы К одному из основных видов диаграмм относятся столбиковые диаграммы, каждый вид которых имеет свои разновидности. Столбики в диаграммах – это условное отображение абсолютных или относительных данных и их соотношений с помощью графических средств – геометрических фигур (прямо-126 угольников, конусов, пирамид) и иных изображений (рисунков, фотографий и др.) [н-р: Bertin 1983; Holmes 1984; Guagin 2001; Желязны 2004; Suda 2010; Яу 2013 и др.].
Стоит уточнить, что в русском языке существует путаница между терминами столбиковая диаграмма и гистограмма – некоторые специалисты используют эти термины как синонимичные, что некорректно. Гистограмма, в подавляющем большинстве случаев, – это разновидность столбиковой диаграммы, показывающая распределение данных внутри определенной выборки. Н-р, преобладающие размеры одежды в определенной возрастной группе. В связи с этим гистограмма является частным случаем столбиковой диаграммы (столбиковая гистограмма), но может быть реализована и в др. видах диаграмм (гистограмма площадная, линейная гистограмма и проч.).
Площадные диаграммы Давнее применение имеют площадные диаграммы [см., н-р: Бринтон 1939, с. 425; Playfair; Tufte]. С их помощью можно отображать больший набор данных за счёт введения дополнительной переменной – площади. Сравнение данных происходит не только позиционно, но и масштабно – большие количественные данные передаются фигурой большей площади, и, соответственно, наоборот – чем меньше значение, тем меньшая площадь будет его выражать. Площадная диаграмма фактически не ограничена другими формальными признаками и может быть реализована как самостоятельно, так и гибридно, задействуя ведущую инфографему другого вида диаграмм или графиков (круговая площадная, столбиковая площадная и др. площадные диаграммы). Собственно площадной диаграммой стереотипно называют площадную диаграмму, построенную на базе линейного графика (см. рис. 81) или состояшую из нескольких отдельно стоящих фигур (см. рис. 82)