Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды Ли Су

Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды
<
Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ли Су. Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Ли Су; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна].- Санкт-Петербург, 2010.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/173

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Традиционная китайская одежда как историко-культурный феномен

1.1. Взаимосвязь истории Китая и эволюции костюма 11

1.2.Конструктивньте формы китайской традиционной одежды 18

1.3. Основные типы традиционного китайского костюма 25

1.4.Символика традиционного костюма— воспроизведение китайской модели мира 40

1.5 .Характеристика национального костюма как социального и этнического маркера 47

Глава II. Традиционные и современные технологии производства одежды

2.1. Особенности производства тканей 57

2.2. Орнаментальный декор и цветовая гамма в моделировании современной одежды 67

2.3.Технология китайской вышивки и ее использование в дизайне современной одежды 77

2.4.Традиционные приемы техники пошива в производстве современной одежды 86

Глава III. Влияние национального костюма на моделирование современной китайской одежды

3.1. Традиционный женский костюм «ципао» и современная международная мода 91

3.2.Современная интерпретация «костюма Сунь Ятсена» в дизайне одежды 105

3.3.Этнокультурные традиции в современном свадебном костюме 109

3.4.Этнические традиции в костюмах Олимпиады-2008 в Пекине 114

3.5. Основные направления в моделировании современной одежды на основе элементов национального костюма 122

Заключение 137

Примечания 143

Список литературы 147

Список иллюстраций 158

Приложение I. Иллюстрации 169

Введение к работе

Актуальность исследования и состояние изученности вопроса Данная диссертационная работа посвящена изучению использования традиций создания национального костюма в творчестве современных китайских дизайнеров. В Китае в настоящее время ведется всесторонняя популяризация лучших образцов одежды, разработанной по народным мотивам. Этому способствуют публикации в журналах мод, широкие показы моделей, как в Китае, так и за рубежом. Сегодня становится все более очевидным, что старая восточная культура одежды не только представляет традицию, национальное наследие, но и становится модой международной. С культурой Китая и его эстетическим наследием связана одежда в китайском стиле крупнейших брендов и Домов моды, таких как П. Карден, К. Диор, Р. Кавалли, Гуччи, Кензо, М. Прада, М. Арора и др.

Для современных дизайнеров обращение к традициям создания национального костюма становится источником вдохновения при моделировании современной модной одежды. Национальный костюм, развивавшийся на протяжении полутора тысяч лет, отличается богатством и разнообразием этнических форм, обнаруживает глубинные связи с историей народа.

Несмотря на тот интерес, который сегодня вызывают у исследователей моды вопросы, связанные с историей национального костюма и его влияния на развитие современной моды, проблема роли традиционного костюма в формировании основных направлений современной моды в Китае остается недостаточно изученной. Это обусловило актуальность настоящего исследования. Кроме того, требует изучения вопрос значимости богатства национального костюма в разработке уникальных образцов одежды, сочетающих в себе современные модные направления с использованием элементов моделирования традиционного костюма.

Существуют разные мнения о возможности сочетания произведения народного искусства, каким является традиционный национальный костюм, с современными изделиями массового производства. Одни считают такое сочетание вообще невозможным: оно представляется им эклектичным. Другие, наоборот, полагают, что произведения народного искусства вполне могут уживаться с современным моделированием, обогащая его. Знакомство с творчеством дизайне-

ров современной одежды вносит ясность в вопрос о том, что именно обуславливает особый интерес специалистов к освоению национальной одежды и позволяет успешно развивать одно из перспективных направлений современного моделирования.

Сама проблематика исследования потребовала изучения культурологической, исторической, искусствоведческой литературы. При этом в собственно исследовательских целях необходимо было проследить историю китайского костюма, показать, что традиционный костюм является составной частью материальной и духовной культуры и отражает вековые представления народа об эстетическом идеале и нравственных установках.

В российской исторической и культурологической литературе проблема изучения национального костюма привлекает к себе достаточное внимание. Наибольший интерес для данного исследования представляют научные труды Л. П. Сычева, В. Л. Сычева, В. С. Старикова, М. Н. Мерцаловой, М. А. Неглин-ской, М. В. Крюкова, В. В. Малявина, А. М. Решетова, А. М. Упине, отдельные публикации М. Д. Гусаровой, Т. В. Сахаровой, И. В. Сусловой, Хэ Чжиюня и др.

Что касается китайской науки, то существующие работы исследователей Ань Шуин, Вэй Жунхуй, Юань Цзеин, Ян Линя, Ян Чэнгуя, Чжана Юнфа и др. посвящены в основном изучению истории национального китайского костюма и его декоративного убранства. Рассматриваемая в диссертации проблема влияния этнокультурных традиций национального костюма на моделирование современной китайской одежды оставалась за пределами исследовательских интересов названных авторов.

В теоретическом плане представляются важными также вопросы выработки методов культурологического исследования традиционной одежды, которые отражены в существующей литературе, к сожалению, лишь фрагментарно. (П. Г. Богатырев, Н. М. Калашникова, М. В. Крюков, О. Л. Фишман и др.)

Таким образом, актуальность исследования, связана не только с изучением особенностей использования китайского традиционного костюма как одного из источников в проектировании и творчестве китайских модельеров, но и с необходимостью раскрытия его эстетических и художественных особенностей в органическом синтезе историко-культурного и искусствоведческого подходов к исследуемому материалу.

Цель и задачи исследования

Цель настоящей работы - выявление основных тенденций в проектировании современного костюма на основе технологий изготовления и конструкций китайского национального костюма.

Для достижения этой цели в исследовании необходимо было решить следующие задачи:

1. рассмотреть характерные особенности традиционной китайской одежды

и систематизировать ее основные типы;

  1. выявить традиционные и современные технологии производства одежды

  2. исследовать современные модели одежды из разных коллекций и устано-

вить, в какой степени в творчестве китайских дизайнеров используются ткани, конструкция и декор национального костюма;

4. показать, что основные направления влияния традиционного националь-

ного костюма на моделирование современной одежды связаны с улучшением качества изготовления, обогащением и многообразием форм в дизайне современной модной одежды.

Объектом исследования в данной работе стали образцы традиционного китайского костюма многонационального Китая, а также модели одежды современных ведущих китайских дизайнеров, в проектировании которых использовались элементы национального костюма.

Диссертация построена на изучении значительного по объему изобразительного материала, включающего образцы, как традиционного национального костюма, так и современной одежды, в которой обнаруживается обращение к мотивам китайского народного костюма. Подобный материал был взят из альбомов, каталогов выставок, периодических изданий, музейных экспонатов. Для изучения декоративного убранства, которое придает традиционной китайской одежде глубоко национальное своеобразие, в работе использовались разнообразные памятки материальной культуры из музейных коллекций, изобразительные материалы из альбомов, фотографии, опубликованные в журнале "Китай", а также привлекались Интернет-ресурсы.

Предмет исследования - многообразие проявления влияния традиционного национального костюма на моделирование современной одежды.

Методика исследования основана на использовании комплексного подхода к

объекту исследования, единстве исторических и эмпирических методов исследования, сравнительном изучении научной искусствоведческой, культурологической литературы по проблемам современной моды и дизайна, а также истории моды.

В качестве ведущего метода исследования избран системный подход, позволяющий выявить и проанализировать взаимосвязи, возникающие между основными направлениями моделирования традиционного китайского костюма и современной модной одеждой. Метод исследования традиционно искусствоведческий и историко-культурологический. В диссертации использованы признанные положения, апробированные методы и средства искусствоведческого анализа, разработанные в российском искусствоведении и культурологии (М. В. Алпатов, Б. Р. Виппер, М. С. Каган, С. Н. Иконникова, В. Ю. Медведев и др.).

Методологический принцип, положенный в основу изложения материала, заключается в комплексном подходе к изучению истории и символики традиционного китайского костюма, во взаимодействии с художественным контекстом конкретной эпохи и уровнем развития технологии изготовления одежды.

Границы исследования определяются постановкой вопроса и очерчиваются хронологическими рамками, начиная с самых ранних образцов и до настоящего времени. Географические рамки исследования ограничиваются территорией Китая.

Автор выносит на защиту следующие научные положения:

  1. Традиционный национальный костюм является отражением национального своеобразия и вековых традиций китайского народа.

  2. Основные типы национального костюма выполняли функцию социального и этнического маркера, что определяло особенности различных типов одежды.

  3. Моделирование современной одежды с использованием элементов традиционного костюма вносит вклад в разработку новых принципов и приемов художественной выразительности одежды. При создании модной одежды с использованием элементов национального костюма отмечается многообразие художественных решений.

  4. Дизайнеры современного китайского костюма вносят вклад в разработку уникальных моделей, сочетающих в себе современные тенденции и элементы национального костюма, что позволяет перейти от массового производства к серийному выпуску моделей для определенных социальных групп потенциальных потребителей.

Научная новизна исследования Теоретическая новизна работы заключается в том, что впервые в российском и китайском искусствознании предметом специального научного исследования стали основные направления в моделировании современной одежды на основе элементов национального китайского костюма.

Прикладная новизна работы связана с введением в широкий научный оборот неизвестных в России документальных источников, историографии и иллюстративного материала по истории и современному состоянию дизайна одежды в Китае.

В исследовании впервые предпринято системное рассмотрение влияния традиционного китайского костюма на формирование современной китайской моды, проанализировано творчество наиболее известных китайских дизайнеров и прослеживается, как в создаваемых ими моделях одежды используются элементы традиционного национального костюма.

Впервые введены в широкий научный оборот как малоизвестные, так и совсем не известные в России имена выдающихся китайских дизайнеров одежды и художников: Яна Ченгуя, Юань Цзеин, Лян Цзи, Го Пэй и др. Впервые проведено комплексное изучение использования кроя, формы, материала, орнаментации народного костюма при моделировании современной одежды.

Научные результаты исследования:

  1. рассмотрены характерные особенности традиционной китайской одежды и систематизированы ее основные типы;

  2. выявлены традиции и преемственность в технологии производства современной одежды;

  3. исследованы современные модели одежды из разных коллекций и установлена степень использования тканей, конструкции и декора народного костюма в практике китайских дизайнеров;

  4. показано, что основные направления влияния традиционного национального костюма на моделирование современной одежды связаны с обогащением и многообразием современной модной одежды и улучшением качества промышленной продукции.

Практическая значимость исследования состоит во введении в научный и практический оборот систематизированных сведений по современному состоянию дизайна одежды в Китае. Важным практическим аспектом данной

работы является расширение имеющихся представлений о системе связей между моделированием современной и традиционной национальной одежды. Полученные результаты исследования могут быть использованы при решении практических задач, связанньк с вопросами современного моделирования одежды и использованием в этом процессе базовых элементов национальной одежды.

Решение поставленных в работе вопросов может быть использовано при дальнейшем исследовании возможных путей развития современного моделирования на основе этнокультурного наследия народов Китая. Введение в научный оборот интереснейшего опыта китайских дизайнеров может быть полезно историкам и теоретикам моды, а также современным практикам.

Введение в научный оборот новых материалов и сведений существенно дополняет имеющиеся искусствоведческие трактовки и расширяет область дальнейшего изучения и обобщения знаний в области истории и современного моделирования одежды. Положения диссертации могут использоваться при создании лекционных курсов по теории и истории проектирования одежды, а также при проведении семинаров и практических занятий, посвященных проблемам моделирования с использованием этнических особенностей. Существенное практическое значение результаты исследования будут иметь для практикующих специалистов в сфере дизайна одежды, а также при подготовке художников-модельеров.

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялись в ходе научно-исследовательской работы. По теме диссертации бьши сделаны доклады на Межвузовской научной конференции «Дизайн, изобразительное искусство, архитектура», Дни науки-2009 (СПб., СПГУТД, 2009); на VII Международной Биеннале дизайна «Модулор-2009. Время дизайна» (СПб., 2009); на III Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных «Искусствоведение и дизайн в современном мире: традиции и перспективы» (Тамбов, 2010), на V международной научно-практической конференции «Мода в контексте культуры. XXI век» (СПб, СПб ГУКИ, 2010), на XIII международной научной конференции «Мода и Дизайн: исторический опыт - новые технологии» (СПб, СПГУТД, 2010). Материал диссертации нашел отражение в 7 публикациях общим объемом 2,3 а. л.

Структура и объем диссертации

Взаимосвязь истории Китая и эволюции костюма

Китай — страна древней истории, населенная множеством народностей, страна древней культуры. В историю культуры страны внесла свою лепту и богатейшая культура национального костюма. Самобытная китайская одежда стала важной частью культуры всей нации, история ее бытования своими корнями уходит в очень далекую историю общества. Имеющиеся исследования по истории традиционного костюма свидетельствуют о том, что китайский национальный костюм исторически развивался на протяжении практически полутора тысяч лет, что позволяет говорить о существовании в Китае многовековых традиции в области одежды.- Как правило, народная одежда связана с человеком, с его образом жизни, в костюме находят отражение представления человека о мире и о себе. В Китае, как и в других странах, национальный костюм даёт ключ к пониманию традиционной китайской культуры и искусства. В народных костюмах запечатлен жизненный уклад, свадебные обряды, религиозные верования и другие многообразные составляющие культурной жизни многочисленных народов Китая. Традиционный костюм воплощает в себе китайский национальный характер.

Можно сказать, что формирование основ и эволюция истории костюма каждого из народов многонационального Китая, не только несут на себе отпечаток общественного, экономического и культурного развития разных исторических эпох, но и зафиксировали процесс развития культуры.

Какое бы явление китайской культуры или искусства мы ни рассматривали, нам обязательно придётся, прежде всего, познакомиться с его истоками. Пожалуй, ни в одной другой стране существующие принципы искусства не уходят своими корнями так далеко вглубь веков, а часто и тысячелетий, не прошли столь длинного исторического пути. Изучение вопроса эволюции традиционного национального костюма потребовало обращения к источникам для выяснения того, какое влияние оказывали существовавшие китайские династии на ношение одежды населением Китая. Подобный ракурс рассмотрения необходим, чтобы, в конечном счете, показать, что видоизменилось, а что осталось неизменным в современных моделях, в основе проектирования которых была положена конструкция и специфические особенности традиционной национальной одежды.

Факты истории свидетельствуют о существовании в Китае, начиная с XXI века до н. э. — восемнадцати династий: 1. Ся (21—16 века до н.э.); 2. Шан (XVI-XI ка до н.э.); 3. Западная Чжоу (11 век — 771 г. до н.э.); 4. Восточная Чжоу (770—256 гг. до н.э.); 5. Период Весны и Осени (770-476 гг. до н.э.); 6. Период Воюющих государств (475-221 гг. до н.э.); 7. Цинь (221-206 гг. до н.э.); 8. Хань (206 гг. до н.э-220 г. н.э.); 9. Период Троецарствия (220-280 гг.); 10. Восточная и Западная Цзинь (265-439 гг.); 11. Южная и Северная династии (420-581 гг.); 12. Суй (581-618 гг.); 13. Тан (618- 907 гг.); 14. Период Пяти династий и Десяти государств (907—979 гг.); 15. Сун (960-1279 гг.); 16. Юань (1279-1368 гг.); 17. Мин (1368-1644 гг.); 18. Цин (1644-1911 гг.); 19. Демократическое государство Китая (1912-1949 гг.).

История китайского традиционного костюма прослеживается от эпохи бронзы (П тысячелетие до н. э.) до 1911 г. - времени свержения последнего императора страны, принадлежавшего к маньчжурской династии Цин, что означало конец традиционного многовекового жизненного уклада и соответственно, определенный итог в развитии традиционных форм китайской одежды. В исследованиях, посвященных традиционному национальному костюму, акцент делается на том, что каждая историческая эпоха неизменно влияла как на развитие традиционного костюма, так и на особенности его ношения, которые, в частности, в ряде случаев были связаны с протокольными и церемониальными мероприятиями.

В истории китайского костюма было три взлета: первый - произошел несколько тысячелетий назад при переходе от шкуры, в которую заворачивались, к одежде, состоящей из верхней и нижней частей. Второй взлет произошел в 618— 907 гг. во время появления одежды Танской эпохи, периода расцвета древней китайской культуры, искусства, экономики." Это также время проникновения европейской культуры в Китай по шелковому пути. Что в свою очередь повлияло на серьезное изменение костюма и впервые привело к тенденциям открытости в стиле одежды. Третий взлет произошел в период правления династии Цин (1644-1911 гг.), когда платье заменило халаты.

Блестящие страницы в историю китайского костюма вписали эпохи, начиная от периода Воюющих государств (475-221 г. до н. э.), эпохи Весны и Осени (770— 476 г. до н. э.), династий Цинь (221-206 г. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э-220 г. н. э.), периода Вэй и Изинь, период Троецарствия (220—280 гг.), Южных и Северных династий (420 - 581 гг.), от династий Тан (618-907 гг.), Сун (960-1279 гг.), Юань (1279-1368 гг.), Мин (1368-1644 гг.) и заканчивая династией Цин (1644-1911 гг.).

В правление династий Цинь и Хань (221 г. до н. э. - 220 г. н. э.) Китай был объединен императором Цинь Шихуаном: Раскопки помогли ученым уточнить, в частности, и особенности одежды тойэпохи. При нем была введена новаялсласси-фикация одежды, отражавшая общественное положение и ранг чиновников; начиная от самого императора; его министров, различных служащих и т. д.

В эпоху Южных и Северных династий (220—589 гг.) в Китае было много войн, и народности страны переселялись из одного места в другое, благодаря чему смешивались разные культуры. Это нашло отражение и внациональном костюме, в котором отразились условия жизни и природы.

Свою замечательную страницу в историю китайского костюма вписала династия Тан (618-907 гг.). Форма одежды стала свободнее, чем при предыдущих динат стиях. Женская-одежда в этот период приобрела статус моды. Формы при.этом быстро менялись, ярко проявлялась красота одежды. Модная одежда была очень популярна, с ней нельзя было сравнивать одежду предыдущих периодов.

Во время династии Сун (960—1279 тт.) китайская одежда отличалась скромным и изящным стилем. Подобная одежда сегодня напоминает платье для отдыха. Вдинастию Юань (1206 — 1368 гг.) страной управляли монголы. В этот период одежда, естественно, несла на себе отличительные особенности их культуры: сочетание роскошного костюма ханьцев и скромного стиля.

В династию Мин (1368-1644 гг.) традиции костюма претерпевают значительные изменения. Новые времена привносят новые мысли в искусство одежды. Упраздняется одежда чиновников по рангам, отдается должное красоте природы, что вносит жизненность в культуру костюма того времени. Почти вся плечевая одежда периода Мин была распашной, китайские халаты и кофты по фасону делились на однобортные и двубортные. Характерной особенностью всех видов китайской традиционной одежды тогда являлось обязательное наличие более или менее длинных разрезов на подоле: по бокам, спереди или сзади, или даже со всех сторон. Разрезы образовывались за счет зашитых на соответствующую длину нижних частей полотнищ, из которых была сшита одежда.

Особенности производства тканей

Покрой, цвет и материал являются тремя главными элементами в дизайне одежды. Возможность привнесения в эти три области элементов национальной одежды позволяет расширить многообразие выпускаемой продукции, создать новые модные вещи, проявить возврат к естественному, к природной цветовой гамме, продемонстрировать движение в направлении, в котором развивается современное общество, добиться гармонии и единства с окружающей средой. Как известно, покрой одежды является основой для выбора цвета и материала. Специалисты, исходя из особенностей проектируемой одежды, подбирают под нее соответствующие цветовую гамму и материал.

Одежда, которую носили древние китайцы, изготавливалась из разных тканей. Китай известен как «страна шелка на Востоке». В эпоху неолита (5-10 тыс. до н.э.) в Китае в домашних условиях начали разведение дикого шелкопряда. С этого момента тутовый шелкопряд стал общественным богатством. Это сырье для изготовления дорогой и красивой одежды существует и до настоящего времени. Хлопок является сырьем для изготовления удобной, повседневной и недорогой одежды. Лён шесть тысяч лет назад был назван «китайской травой». Он представляет собой сырье для изготовления одежды с хорошими прочностными характеристиками, отлично пропускающее воздух и влагу. В течение многих столетий лет наиболее ценными материалами для изготовления одежды являлись шелк и пушнина, наиболее распространенными — хлопок и лен. Уже за две тысячи лет до нашей эры в Китае умели делать цветную шелковую ткань, тонкие ткани из конопли и хлопка. Значительно меньше изготовляли ткани из шерсти и льна. Помимо шелководства и шелкоткачества, китайцы также очень рано овладели технологией выращивания конопли и производства холста. Сравнительно давно они научились выращивать хлопок.

Поскольку на территории Китая проживает большое количество народностей - то и цветовая гамма китайского традиционного костюма, и костюма национальных меньшинств Китая, весьма разнообразны и богаты.

Как уже упоминалось в предыдущей главе — желтый цвет во времена правления династий Мин и Цин был законодательно закреплен для костюма высших сановников. Из поколения в поколение орнамент костюма императоров династий Мин и Цин, исполненный в желтой цветовой гамме, создавал эмоциональный зрительный эффект роскоши и блеска. Ткани этого цвета простому народу было запрещено использовать.

Другой распространенный цвет материала китайского народного костюма -крашеная ткань синего цвета. Она получается за счет покраски травой индиго и обрела широчайшую популярность в китайской деревне (илл. 139). Сине-белая расцветка тканей в полной мере демонстрирует незамысловатую концепцию красоты китайской нации. Крашеная ткань синего цвета и китайские кобальтовые вазы «цинхуацьт» образуют мир синего и белого цветов, которые также являются характерной для Китая цветовой гаммой.

Еще один распространенный вариант — красная ткань с цветами (илл. 140). Красный цвет символизирует пожелание благополучия, он часто используется в народном декоре и праздничной одежде. С момента образования Нового Китая (Китайской Народной Республики) до конца 1970-х годов красный цвет был главным в наиболее роскошных орнаментах одежды, а одежда такого цвета получила распространение в районах Китая, лежащих к северу и югу от рек Янцзы и Хуанхэ. Крупные декоративные цветы и цветки малых форм составляют большинство тем в орнаменте.

Окраска тканей в эти цвета представляет собой технологию окраски нитей и получаемой из нитей сотканной ткани. В древнем Китае технология окраски была представлена двумя основными способами: первый - способ покраски «погружением», который означает, что тканое изделие окрашивается полностью за счет погружения в емкость с красящим веществом. Другой способ - окрашивание печатью, когда на тканую основу рисунок наносится кистью или специальным штампом.

Техника покраски погружением также имеет сложную и простую технологии. Простая означает, что тканое изделие окрашивается за одно погружение. Сложная технология требует нескольких погружений для покраски. За счет многократной покраски можно добиться нанесения на ткань нескольких цветов, чем больше раз красят, тем больше цветов можно нанести на ткань, и тем сочнее получается цвет. В целях усиления силы сцепления краски, передачи богатства цвета, люди в ходе производства постепенно начали изучать возможности связующих веществ, а также их использование для окраски.

Древняя китайская техника изготовления батика появилась во времена правления династий Цинь и Хань (221 г. до н.э.-220 г.). Конкретно способ изготовления заключается в том, что при помощи трубочек из бамбука, медных пластинок и другого специального инструмента расплавленным воском на белой тканой поверхности наносится орнамент. После нанесения орнамента ткань закладывается в емкость с красящим веществом для окраски, в ходе чего краска пропитывает те участки ткани, на которые воском не нанесен рисунок. После этого ткань помещается в воду и кипятится. В ходе кипячения слой воска сходит, и процесс окраски ткани на этом завершается. В настоящее время известная китайская ткань «ланьинхуа» (синяя ткань с орнаментом) окрашивается именно таким способом. За счет естественного сжатия слоя воска образуются хаотичные нитевидные складки и разломы. После окраски ткани эти складки и разломы в различной степени окрашиваются небольшим количеством красящего вещества, в результате чего появляется рисунок, напоминающий разломанный лед, который придает ткани особый эффект.

Китай считается родиной шелка. По мнению Конфуция, шелководство в Китае появилось в Ш тысячелетии до н.э. и вплоть до VI века секрет его сохранялся в тайне. В сравнении с любым из известных в Китае материалов, пригодных для изготовления и отделки костюма, он во все времена признавался самым красивым и роскошным. Шелковые одежды носили наиболее знатные и состоятельные люди. Китайские шелка высоко ценились в Древнем мире: они являлись объектом международной торговли, использовались в роли престижных посольских даров. Шелковые ткани Китай стал вывозить за пределы страны в период правления династии Хань. Тогда был открыт исторический «шелковый путь».

Качество и текстура сырья очень важны для определения его преимуществ и недостатков, и на протяжении-всей истории эти факторы были ключевыми для определения градации качества изготовленной одежды. Качество китайских тканых изделий, в которых, как правило, использовались золотые и серебряные нити, не имеет себе равных в мире. Достаточно сказать, что частота нитей в работах китайских мастеров в три раза превосходит аналогичный показатель в лучших французских гобеленах, а золотое шитье в них не поблекло даже спустя 6 — 7 столетий.

Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пелама, тонкий французский глассе, индийский матабие, штор, муслин, газ и т. д. Свойства и внешний вид шелковой ткани определяются качеством сырья, видом переплетения, способом обработки.

Шелк обладает совершенно исключительными природными свойствами. Нить, выделяемая шелковичным червем, необычайно прочна и достигает в дайну 800-1000 м (эти фрагменты соединяют при помощи прядения и затем используют в ткачестве). Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, отражает свет, поэтому шелковые ткани так красиво переливаются. В период правления династии Цин (1644-1911 гг.) в качестве сырья для изготовления дворцовой одежды использовались шелк и получаемые из шелкового сырья парча, сатин, шелковая ткань и другие шелкосодержащие ткани.

Традиционный женский костюм «ципао» и современная международная мода

Фундаментальные исследования историков, этнографов Н. М. Калалашнико-вой, В. Л. Сычева, В. С. Старикова, Н. М. Мерцаловой, М. В. Крюкова и др. в области национального костюма, в общем, и китайского костюма, в частности, служат теоретической основой в исследовании путей развития и практической реализации идей национальной одежды в моделировании современной одежды. Рассмотрим основные направления использования элементов традиционного национального костюма при проектировании современной одежды.

В течение многих лет художники Домов моделей работают над темой развития традиций китайской национальной одежды в современном дизайне. Сегодня все более становится очевидным, что старая восточная культура одежды не только представляет традицию, национальное наследие, но и становится модой международной. Образно говоря, в последние годы в мировой индустрии моды задули «китайские ветры», культура традиционного костюма предоставила дизайнерам всего мира неограниченную творческую свободу. С древней культурой и эстетическим наследием связана одежда в китайском стиле от известных Домов моды, таких как «Гуччи» (2003) и Кристиан Диор (весна-лето 2003). Ряд костюмов-образов образуют платье с драконом от Г. Ричмонд (Richmond), платье с китайской росписью от Эндрыо (Andrewgn). В современном костюме имеется аналог свадебной одежды китайской невесты с зеленым драконом на кофте. Это платье Zang Гоі зимней коллекции 2001 г.— лиф свадебного платья занимает изображение извивающегося дракона, выполненного золотым шитьем и цветным шелком.

Как известно, национальная одежда Китая очень разнообразна. Говоря о влиянии старой восточной культуры одежды на международную моду, необходимо, прежде всего, обратиться к такому традиционному наряду, представляющему китайскую женщину, как «ципао». Это платье в последнее время является одной из наиболее распространенных форм традиционного женского платья и уверенно завоёвывает популярность в мире высокой моды.

Не доставляющее хлопот при надевании и удобное в носке, «ципао» отлично подчеркивает фигуру китаянок. Высокий воротничок платья застёгивается под самую шею, а рукава могут быть как совсем короткими, так и во всю длину - это зависит от времени года и предпочтений хозяйки. Платье запахивается на правую сторону и закрепляется специальными застёжками-петельками. Свободное по груди, прилегающее по талии, и с двумя разрезами по бокам, оно сочетает в себе всё необходимое, для того чтобы как нельзя лучше подчеркнуть красоту женских форм.

«Ципао» не очень сложно в пошиве, для него не требуется большого количества ткани и каких-либо аксессуаров, таких как шарфики, пояса, оборки и пр. Ещё одна особенность «ципао» состоит в том, что, будучи изготовленным из самых разных тканей, и с варьирующейся длиной, оно может носиться как повседневная, так и официальных одежда. «Ципао» создаёт впечатление простоты, изящества и опрятности (илл.172 -175).

«Ципао» означает длинный халат, который носили мужчины и женщины, представители народности ци во времена правления китайской династии Цин. Китайский халат «ципао» имеет более чем трехсотлетнюю историю, он относился к категории женской официальной одежды. «Ципао» обладает ярко выраженным национальным колоритом. Сегодня само понятие «ципао» содержит глубинные и древние, пришедшие из недр истории, воспоминания о китайской культуре и ценностные эстетические категории.

В период правления династии Цин (1644 - 1911 гг.) женщины, чьи мужья служили в знаменных войсках, носили платье, которое называлось «платьем женщин знаменных войск» («ци жэнь чжи пао»), в то время как «ципао» только указывает на костюм, который был усовершенствован после образования демократического государства (Миньго) в Китае. В период Миньго такое платье являлось предметом повседневной одежды женщин. Можно сказать, что это форма женской одежды, имеющая традиционные китайские элементы, которая на протяжении столетий естественным образом претерпевала некоторые изменения и модернизацию форм.

В апреле 1929 года гоминдановское правительство Китая официально утвердило государственную форму одежды для женщин и мужчин на протокольных мероприятиях. Законодательное положение утвердило мужскую одежду в таком составе: френч со стойкой, 2) стеганый халат, 3) ботинки, 4) шляпа. Для женщин государственной формой стало длинное «ципао» или короткая кофточка с юбкой.

В 1930 - 1940-х годах искусство раскроя и пошива «ципао» в Китае достигло своей вершины. Благодаря простоте линий и красоте формы уже сформировавшаяся технология была принята населением Китая. Рассматривая эволюцию «ципао», можно увидеть, что в этот период в китайской индустрии моды произошел качественный взлет. Он стал золотой эпохой «ципао», периодом его расцвета. В преддверии образования Китайской Народной Республики в 1949 году «ципао» было достаточно распространенным видом одежды, и почти каждая женщина имела в своем гардеробе 1-2 платья, а для городских женщин оно стало просто повседневной формой одежды.

«Ципао» представляет собой костюм, являющийся одним предметом одежды, в котором соединены верхняя и нижняя часть одежды. Он должен полностью или частично включать следующие классические элементы, присущие только ему: правый край костюма должен иметь большой или половинный запах, стоячий воротничок и пуговицы в виде бутона цветка, разрезы с обеих сторон, делаться из одного куска материи, иметь плоскостной раскрой для туловища и рукавов (илл. 165). Исследователи моды отмечают, что с момента своего появления силуэт «ципао» постоянно развивался и совершенствовался. Традиционное «ципао» проходило разные этапы: становление, развитие, эволюцию. На примере появления и развития древних традиционных «ципао» четко прослеживается влияние времени, что нашло свое выражение в цветах, отделке, материале и украшениях. Его формирование, конструкция, цвет и материал, декор и способ ручного изготовления, все, конечно, связано с конкретным историческим периодом, и наполнено символическим смыслом.

В 20-х годах XX века платье «ципао» начало приобретать популярность, появились некоторые изменения, постепенно стала уменьшаться ширина рукавов (илл. 173). Вступив в 1930-е годы, Китай оказался под влиянием европейского покроя одежды: покрой платья стал соответствовать очертаниям фигуры, платье стало проще, стало повседневным костюмом, длина и ширина платья уменьшилась, профиль платья кроился по европейской технике покроя - талия стала уже. При новом покрое экономился материал. Таким образом, была создана основа современного платья «ципао».

Начиная с 1940-х годов, развитие платья «ципао» шло в направлении дальнейшего упрощения, длина платья и рукавов также уменьшилась, появился покрой платья с коротким рукавом и без рукава (илл. 174 — 175), стоячий воротничок стал ниже, был убран сложный декор платья, уменьшилось количество ручной вышивки, постепенно ткани с окрашенным рисунком начали занимать главенствующее положение, покрой платья стал больше соответствовать профилю тела. Платье очень хорошо демонстрировало грациозность восточных женщин.

По мере смены эпох, популярное в течение трехсот с лишним лет «ципао», стало дресс-кодом для женщин Китая. Это платье, имевшее место в обиходе на протокольных мероприятиях и за границей, с каждым разом становилось все более и более изысканным, вызывая восхищение и повышенное внимание к такой национальной одежде.

Основные направления в моделировании современной одежды на основе элементов национального костюма

Независимо от того, насколько был красив древний костюм, он может только лишь передать культуру и общую идеологию своего времени. Для успешного проектирования в рассматриваемом нами направлении сегодня дизайнеры должны уяснить, что требуется современному человеку в целом, что В целом он готов принять, и только при условии этого понимания, современные дизайн с учетом может действительно унаследовать традиции национальной культуры одежды и развить их.

В настоящее время международное сообщество придерживается концепции естественного, здорового и экологического в дизайне. Поэтому соответствие современным тенденциям вовсе не означает копирование некоторых элементов костюма и его декора, модной цветовой гаммы. Требуется понимание ситуации в обществе, образа мышления потенциальных потребителей. Только при этих условиях возможно создать качественный дизайн-продукт, отвечающий современным представлениям.

Главными элементами в дизайне одежды являются материал, цвет, покрой. При этом покрой одежды является основой для выбора цвета и материала. Иначе говоря, при изготовлении одежды ее создатель, исходя из особенностей покроя стиля, должен подбирать цветовую гамму и материал. Насколько возможно привнесение в эти области элементов национальной одежды Постараемся ответить на этот вопрос в данном разделе нашего исследования.

Выше упоминалось о большом интересе известных международных брендов к искусству Китая и его традиционному национальному костюму — как неиссякаемому источнику творческих идей.

Используются в орнаментации приемы имитации живописи «гохуа». Так, дизайнеры Дома моделей К. Диора нанесли на белую материю композицию из цветов черного цвета в технике ручной росписи (илл. 244 — 245). Другой общеизвестный прием - вьппивка по парче, которая была напрямую позаимствована и использована в одежде известных марок. Наиболее часто встречающаяся вышивка - это вышивка цветов в реалистическом стиле - «сюйсюй жушэн». Для нее характерна вдавленная или рельефная фактура, которая на поверхности материи лучше всего передает красоту цветов. Эта техника позволяет достичь наиболее полного ощущения объемности рисунка.

В 2008 г. Главный дизайнер Дома Моды Christian Dior Джон Гальяно решил не отступать от основного мотива последних сезонов и создал линию «от кутюр», ориентируясь на китайскую культуру. Гальяно устроил настоящее представление: монахи Шаолиня, акробаты, световые эффекты, фантастическая музыка. Главными действующими лицами на подиуме стали модели в огромных тяжелых костюмах на кринолинах, расшитых восточными цветами, напоминающие китайских божков. Аксессуары вполне соответствовали платьям - туфли на огромной платформе, сумочки в виде лодок и красные зонтики.

Во время демонстрации осенне-зимней коллекции 2008 года Домом Р. Ка-валли, модели появились в вечерних платьях с орнаментом, используемым на китайских вазах с росписью кобальтом (илл. 246). Дизайн вечерних платьев этого покроя был чрезвычайно европейским (илл. 247). Фасон облегающей тело юбки с длинным шлейфом напоминал большую вазу с росписью цветов. Этот метод полного копирования китайских образцов декоративно-прикладного искусства свидетельствует о том, что степень интереса крупных международных Домов модной одежды в китайскую культуру весьма высока.

Другой элемент китайской народной культуры и искусства — художественное плетение из жгута, оно используется в праздничных аксессуарах, и в глазах китайцев является своего рода глубоким символом единения (илл. 249). Этот элемент декора также появился на моделях одежды, предлагаемых известными модельерами.

Так, компания Fendi для своих вечерних дамских сумочек исполнила ручки красного цвета в виде такого плетения (илл. 248). Кроме этого, на моделях известных марок одежды также появились китайские узлы пуговицы в виде бутона цветка «панькоу», аналогичные тем, что присутствовали в костюме эпохи династии Тан и платье «ципао». Дом моделей М. Прада представил модельную линию дамских вечерних сумочек с пуговицами в виде цветочного бутона и из ткани с китайской технологией окраски, что является подтверждением многообразия и художественного богатства китайской культуры. На илл. 250 представлен костюм, в котором китайское плетение жгутом использовано в качестве основного элемента.

Шаль с коротким ворсом (илл. 251), похожая на ту, которую носили девушки в Шанхае в 1930-х годах, представляет собой еще одно из проявлений использования китайских элементов дизайнерами известных международных модельных домов. Для того, чтобы в полной мере подчеркнуть восточное очарование шали с коротким ворсом, модельеры пошли по пути использования более тщательно подобранного и дорогого материала, при этом они заменили материал на мех с длинным ворсом (вместо короткого), добавили к раскрою стоячий воротничок, а как, например, модельный Дом «Valentino», создали новый покрой шали, обладающей особенностями шанхайской шали с коротким ворсом, который больше не подходит к китайскому платью «ципао», а является элементом европейского женского костюма с юбкой из двух предметов. При этом новый покрой также отличается изысканностью и торжественностью.

Ткань с орнаментом в виде мелких цветов очень часто используется в китайской классической одежде молодых девушек, выглядит очень красиво и привлекательно (илл. 333). Японский дизайнер Кензо, создавая в своей модели орнамент с классическими цветами, увеличил их размер, использовал яркий китайский красный цвет в качестве фона, за счет чего цветы стали крупнее и лучше выделяться на расстоянии (илл. 252).

Описанные примеры являются лишь малой частью мировой художественной практики и подтверждают неисчерпаемые возможности для дизайнерского творчества во всех направлениях, связанных с моделированием на основе этнических осо моделировании одежды есть два направления. Первое направление - это создание образного строя китайской народной одежды в модных моделях путем применения и широкого использования тканей ярких цветочных сочетаний, элементов и деталей по мотивам китайской народной одежды, орнамента, вышивки.

Второе направление - это создание моделей с использованием конструкций народной одежды, ее закономерностей и пластических особенностей. Конструктивное моделирование этой формы направлено на создание с помощью простых чертежных приемов выкройки с простыми геометрическими линиями, форма которых отражает особенности народного кроя, одновременно создавая образ модной одежды разного наполнения.

Эти направления можно рассматривать с точки зрения преемственности творчества прошлых поколений, обогащенного современными требованиями к разработке одежды. В костюме, как и в любой классической одежде, из которой состоит гардероб современной женщины, под влиянием направления моды каждого конкретного периода могут меняться пропорциональные соотношения деталей, распределение пластических объемов формы, нагрузка декора, но стилевые особенности, характерные для одежды, остаются прежними.

Похожие диссертации на Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды