Введение к работе
Актуальность работы
В настоящее время создание объектов дизайна непосредственно связано как с применением прогрессивных промышленных технологий, так и с непрерывным развитием творческого процесса в различных сферах художественной деятельности отдельных художников и дизайнеров, а так же многочисленных студий и бюро. Выделение, изучение и систематизация этнической линии в процессе создания продукта дизайна позволит выявить стилистическую точность, самобытность и выразительность отечественного дизайна, что, в свою очередь, будет способствовать расширению номенклатуры изделий, повышению их качества и конкурентоспособности.
В данной работе особое внимание уделено изучению предметов прикладного искусства народов России и ближнего зарубежья, в частности это традиционный текстиль, аксессуары, предметы одежды и интерьера. Исследование призвано выявить художественный потенциал, заложенный в отечественной культурной традиции и определить оптимальные пути его заимствования.
Этническое прикладное искусство и дизайн - одно из популярных направлений современного дизайна. Этим термином обозначают многообразный ряд различных, иногда очень несхожих явлений в отдельных сферах художественной деятельности. Одним из проявлений этнического дизайна является, так называемый, «Русский стиль» или «А ля рус». К настоящему моменту в рамках этого направления преобладают сомнительные по стилю и качеству предложения, что, кроме прочего, имеет причиной недостаток знаний отечественного прикладного искусства. Предприятия и компании, развивающие «Русский стиль» предлагают, кроме росписи по дереву, предметы одежды, составляющие «псевдорусский» костюм или стилизации низкого качества. В связи с этим необходимо изучение отечественного прикладного искусства и отдельных артефактов с точки зрения технологии их изготовления, возможности реконструкции, а также адаптации к современным условиям и задачам.
Зачастую как «этнический дизайн» определяют решение комплексных дизайнерских задач, несущих признаки того или иного национального стиля. Комплексной задачей может быть решение пространственной среды - интерьера, ландшафта, архитектуры, а также коллекции одежды. Задача, решаемая в ключе этнического дизайна, может быть и более локальной, размещенной «внутри» большого формата: набор посуды, ювелирный гарнитур, комплект интерьерного текстиля или костюм.
В изобилии проявлений этнического дизайна существуют его различные трактовки, то есть способы введения этнического в современность. Это, как правило, заимствование общих форм, силуэтов, цветовой гаммы, призванных производить впечатление этничности. Противоположным подходом можно назвать вычленение определенных изображений-знаков или форм, свойственных этническому искусству, их исследование и введение в современный дизайнерский проект. Однако в современный дизайн могут быть введены не только внешние признаки этнического, но и технологии выполнения.
В последнее время сформировался целый ряд научно-технических и эстетических проблем, связанных со значительным ростом предложения продуктов дизайна различных направлений. В большой степени это обусловлено высокой конкуренцией и отсутствием границ для расширения иностранных компаний, которые специализируются на рынке в течение длительного времени. В связи с этим предъявляются более высокие требования к отечественному дизайну, его стилистике, качеству производства, совершенству технологий и их экологично-сти. Современное состояние национального искусства и этнического дизайна доказывает, что необходим научный подход к обозначенной проблеме.
Подробное и детальное изучение редких и отчасти утраченных текстильных технологий, проведенное в данном исследовании, позволяет взглянуть с новых позиций на отечественный исторический и этнографический текстиль, более качественно систематизировать знания в этой области. Систематизация накопленных знаний и изучение архаичных и традиционных текстильных технологий, в свою очередь, создает предпосылки для развития отечественного этнического дизайна на новом уровне.
Исследование предметов этнического искусства проводилось одновременно по различным параметрам, включало исследование материала, технологии, конструкции и эстетических особенностей объекта. В ходе исследования было проведено множество опытов, убедительно доказывающих факт выполнения того или иного из изученных предметов прикладного искусства в определенной технологии во взаимосвязи со способом моделирования. Это позволяло создать системную модель артефакта, выявить закономерности взаимосвязи технологии и конструкции, технологии и эргономики, технологии и эстетики объекта исследования. Разработанные методики экспериментов могут быть применены в ходе исследования археологического, исторического и этнографического текстиля вне зависимости от его конечных целей и задач.
Необходимым и важным аспектом современного дизайна является эргономика. В данном исследовании с точки зрения эргономики было изучено архаичное и традиционное текстильное оборудование, что позволило осуществить научный подход к проблеме и выявить закономерности развития или, наоборот «затухания» традиционных текстильных технологий.
Цели и задачи исследований
Целью работы является восполнение утраченных фрагментов развития отечественных архаичных и традиционных текстильных технологий, формирование наиболее полной картины национального прикладного искусства с точки зрения технологий. Изучение возможностей и закономерностей использования технологий этнического искусства в современном дизайне текстиля.
Основными задачами исследования являются:
1. Выявление и изучение артефактов этнического искусства, имеющих неточное определение технологии выполнения. Воспроизведение отдельных предметов традиционного искусства или фрагментов фактур и структур их составляющих.
Разработка метода исследования объекта этнического прикладного искусства с точки зрения технологии, применимого для различных целей и задач.
Исследование возможностей моделирования архаичных и традиционных текстильных технологий по различным параметрам, таким как цвет, ритм, фактура и структура. Исследование вариабельности моделирования форм на основе особенностей технологий.
Исследование возможностей создания объектов и проектов актуального дизайна на основе архаичных и традиционных текстильных технологий. Изучение возможностей реализации проектов в данном направлении.
Методы исследования
В работе использовались теоретические и практические методы исследования архаичного и традиционного текстиля и оборудования. В основу исследования положены труды отечественных и зарубежных исследователей прикладного искусства, этнографов, этнологов и культурологов.
В работе использовались следующие методы исследования:
предметно-аналитический метод изучения литературных источников и музейных экспонатов;
органолептический метод для исследования структур и фактур артефактов;
метод экспериментального воспроизведения структур, артефактов этнического искусства или их фрагментов.
На основе полученных результатов создавались реконструкции объектов исследования, устанавливалось их соответствие оригиналу, определялась технология выполнения. В ходе дальнейших исследований изучались возможности моделирования каждой технологии по различным параметрам.
Полученные результаты применялись для создания объектов актуального дизайна: коллекций украшений, аксессуаров, одежды, интерьерного текстиля. Дизайнерские разработки демонстрировались на выставках, конкурсах, конференциях, в том числе международных.
Научная новизна работы
Определены и уточнены технологии выполнения отдельных предметов прикладного искусства.
Разработана теоретическая и методологическая основа для дальнейшей систематизации архаичных и традиционных текстильных технологий в рамках различных этнических культур и эпох.
Изучен принцип традиционного моделирования форм на основе технологии выполнения объекта и эргономики.
Введены новые технологии в спектр возможностей этнического дизайна текстиля.
Практическая значимость работы
1. Предложенная методика определения традиционных текстильных технологий позволяет уточнять сведения об экспонатах и ввести новые сведения в каталоги музеев.
Систематизация и структурирование сведений об архаичных и традиционных текстильных технологиях позволит повысить уровень разработок проектов отечественных художников-прикладников и дизайнеров текстиля.
Предложенная методика определения текстильных технологий может быть использована для реставрации и реконструкции музейных экспонатов.
Практические разработки были применены для создания современных объектов этнического дизайна, коллекций аксессуаров, костюмов, текстиля для интерьера.
Полученные в результате теоретические сведения и практические разработки могут стать основой для корректировки программ для ВУЗов различных направлений и для создания новых уникальных обучающих программ.
Апробация работы
Материалы диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на 5-й и 6-й международных научных конференциях «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (Санкт-Петербург, 2002, 2003), на 6 конгрессе этнологов и антропологов России (Санкт-Петербург, 2005), на 13-й и 14-й Международных научно-практических конференциях студентов и молодых ученых «Современные техника и технологии СТТ - 2007» (Томск, 2007, 2008), на 1-й и 2-й Международной научно-практической конференции вузов России «Развитие современного искусства. Наука и образование в области ювелирной промышленности» (Санкт-Петербург, 2008), XV International scientific conference materials «Modern texnique and technologies» (Tomsk, 2009).
Текстильная инсталляция из природных материалов, выполненная в традиционной технологии ткачества на берде введена в экспозицию Российского Этнографического музея в раздел «Народы Северо-запада России и Прибалтики 18-20 вв».
Проекты по теме диссертации представлялись на 4-й Петербургской биеннале дизайна «Модулор 2003» (Параллельные выставки. «Этнодизайн», СПб, Российский этнографический музей, 2003); а также на 5-й Петербургской биеннале дизайна «Модулор 2005» (Большой выставочный зал «Манеж», СПб, 2005). Комплект мужских и женских ювелирных украшений из войлока «Моя прелесть» участвовал в 12-м Международном конкурсе молодых дизайнеров ювелирных украшений «Образ и форма» и занял 2 место в номинации «Макет».
Объекты этнического дизайна текстиля, выполненные в технологиях ткачество и войлоковаляние были представлены на выставке в рамках «Культурной миссии Санкт-Петербурга в Пекине» (Пекин, 2009).
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, 6 глав, заключения, списка использованных источников из 75 наименований, 2 приложений. Текст работы изложен на 146 страницах, содержит 28 рисунков, 2 таблицы.
Достоверность результатов подтверждается научным обоснованием положений, выносимых на защиту, а также многократной апробацией результатов работы. Достоверность результатов подтверждается как теоретически - публи-
кациями и докладами, так и практически - участием в выставках, биеннале и конкурсах, в том числе международных. По итогам участия в дефиле одежды и аксессуаров, а также выставочной деятельности автор был принят в Союз дизайнеров России.