Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Технология декорирования предметов церковного культа церковной вышивкой. история и современное состояние 13
1.1 Обзор литературных источников 13
1.2 Архаичное и традиционное декорирование предметов церковного культа с использованием церковной вышивки на территории России 19
1.3 Цель и задачи исследования 24
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Характеристика объекта и методов исследования предметов церковного культа, декорированных церковной вышивкой 27
2.1 Характеристика объекта исследования 27
2.2 Традиционные материалы, применяемые в церковной вышивке 28
2.3 Методы исследования 36
2.4 Разработка комплексного метода исследования предмета церковного культа, декорированного вышивкой 41
Выводы по главе 2 47
Глава 3. Исследование вариативных возможностей церковной вышивки 49
3.1 Исследование вышивки жемчугом 50
3.2 Исследование вышивки шнурами 61
3.3 Исследование вышивки канителью 72
3.4 Исследование вышивки по картону 84
3.5 Исследование вышивки нитями «в прикреп» 91
3.6 Исследование вышивки шелковыми нитями з
3.7 Исследование вышивки полудрагоценными и драгоценными камнями 102
3.8 Исследование вышивки изделиями из стекла 107
3.9 Исследование вышивки металлическими ювелирными изделиями 115
Выводы по главе 3 123
Глава 4. Исследование окладов икон, декорированных церковной вышивкой 125
4.1 Технологические особенности процесса декорирования окладов икон церковной вышивкой 125
4. 2 Реконструкция утраченных технологий декорирования окладов икон 144
Выводы по главе 4 154
Глава 5. Исследование показателей качества декора предметов церковного культа, выполненного с использованием традиционных и современных технологий декорирования .. 155
5.1 Сравнительный анализ оценки результатов отделки тканей, выполненной ручной и машинной вышивкой 155
5.2 Исследование влияния защитного состава на основе фторированных углеводородов на показатели качества вышитых поверхностей церковного текстиля 173
5.3 Экономический расчёт применения защитного состава на основе фторированных углеводородов 177
5.4 Реализация результатов исследования 179
Выводы по главе 5 181
Основные выводы и результаты работы 182
Список использованных источников 183
- Архаичное и традиционное декорирование предметов церковного культа с использованием церковной вышивки на территории России
- Разработка комплексного метода исследования предмета церковного культа, декорированного вышивкой
- Исследование вышивки полудрагоценными и драгоценными камнями
- Исследование влияния защитного состава на основе фторированных углеводородов на показатели качества вышитых поверхностей церковного текстиля
Архаичное и традиционное декорирование предметов церковного культа с использованием церковной вышивки на территории России
Анализ отечественных и зарубежных литературных источников показал, что изучение и описание предметов церковного культа, декорированных церковной вышивкой, началось в XIX в.
К первым публикациям относится - «Шитая пелена XV в. в Суздальском Рождественском соборе», размещённая в 1859 г. К. Н. Тихонравовым в издании «Известия Русского археологического общества» [6].
Типографией Императорской академии наук в 1865 г. было издано извлечение из рукописей архива Московской Оружейной палаты П. И. Савваитова под названием: «Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, извлечённое из рукописей архива Московской Оружейной Палаты». Оно содержит описание предметов церковного культа и материалов, применяемых в церковной вышивке [7].
В трудах археологических съездов публиковались доклады и научные сообщения по значительному количеству артефактов (VIII съезда (1890 г.), IX (1893 г.), XV (1911 г.) [8]. В издании Московского Археологического общества - XV томе «Древностей» в 1894 г. была размещена работа В. Н. Щепкина «Памятник золотого шитья начала XV в.» [9]. С 1881 по 1897 гг. И. Ф. Барщевским была проведена фотофиксация значительного количества предметов церковного культа [10]. С 1911 по 1926 гг. изданы исследования В. К. Клейна: «Омофор из Патриаршей ризницы, известный под названием «Омофор Шестого Вселенского собора», «Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология», «Путеводитель по выставке тканей VII - XIX вв. Исторического музея» [11]. В 1914 г. были опубликованы два исследования, посвященные вышитым артефактам: - Статья И. М. Щёкотова «Древнерусское шитьё», вошедшая в 1914 г. в журнал «София» №1[12]. - Исследование В. Т. Георгиевского «Древнерусское шитьё в ризнице Троице-Сергиевой Лавры» [13].
В 1923 г. выпущена книга В. А. Никольского «Древнерусское декоративное искусство», в которой изложена периодизация развития древнерусской вышивки [14].
В издании «Вопросы реставрации» 1926 г. были опубликованы статьи: Н. П. Шабельской «Материалы и технические приемы в древнерусском шитье», Т. Н. Александровой-Дольник «Шитьё московской мастерской XVI в.» [15].
В 1927 г. издано и опубликовано: - исследование А. Н. Свирина «Опись тканей XIV - XVII вв. в Троице-Сергиевой лавры» [16]; - книга В. Т. Георгиевского «Памятники искусства Суздальского музея», содержащая главу, посвященную вышитым памятникам XVI и XVII вв. [17]; - исследование Е. Э. Кнац «К вопросу о технике древнерусского шитья в связи с памятниками ризницы бывшего Соловецкого монастыря» [18]. В 1929 г. в сборник «Русское искусство XVII в.» вошли статьи о церковной вышивке: - Е. В. Георгиевской-Дружининой - «Строгановское шитье» [19]. - Е. В. Калининой - «Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения художественных задач» [20]. В 1932 - 1933 гг., в составе исследования «Византийское искусство у славян» опубликована работа А. И. Свирина по истории древнерусской вышивки «Вышивка в живописном стиле XV в.» [21]. В исследованиях Государственного Исторического Музея в 1954 г. опубликована монография М. В. Щепкиной «Изображение русских исторических лиц в шитье XV в.» [22]. В 1955 г. выпущена книга Л. И. Якуниной «Русское шитье жемчугом», содержащая сведения о добыче, обработке, техниках вышивки жемчугом [101]. В издании «Сообщения Загорского историко-художественного музея-заповедника» опубликованы статьи Н. А. Маясовой: - В 1958 г. «Двойной покров XVI в.» [23]. - В 1960 г. «Мастерская художественного шитья князей Старицких» [24]. В 1962 г. опубликовано трехтомное издание «Русское декоративное искусство» под редакцией А. И. Леонова, содержащее в себе главу о стилистических особенностях церковной вышивки, написанную А. Н. Свириным [25]. В 1968 г. опубликована статья Н. А. Маясовой «Художественное шитье», посвященная памятникам Троице-Сергиевой лавры [26]. Исследование по церковной вышивке Н. А. Маясовой «Древнерусское шитьё» было издано в 1971 г. [27]. В 1973 г. в издании «Материалы и исследования. ГММК. Вып. 1 публикуется «Методика исследования памятников древнерусского лицевого шитья», автор - Н. А. Маясова [28]. В 1976 г. в книге Т. В. Николаевой «Прикладное искусство Московской Руси» были описаны вышитые артефакты из собрания Троице-Сергиевой Лавры [29]. В 1982 г. выпущен альбом Н. Н. Трофимовой «Русское прикладное искусство XIII - начала XX вв. из собрания Государственного объединённого Владимиро-Суздальского музея заповедника», содержащий описание вышитых памятников [30].
Издание «Художественное шитьё Древней Руси в собрании Загорского музея» Т. Н. Манушиной, вышедшее в 1983 г., описывает памятники Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника [31].
В 1985 г. издан альбом И. И. Плешановой и Л. Д. Лихачёвой «Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского Музея», описывающий памятники XV - XVII вв. [32].
С 1980 г. опубликованы каталоги выставок, экспозиции которых включали вышитые предметы церковного культа: - «Древнерусское шитье XV - начала XVIII в. в собрании ГРМ» (1980 г.) [33]; - «Золотное шитьё в Пермской галерее» (1988 г.) [34]; - «1000-летие русской художественной культуры» (1988 г.) [35]; - «Русское художественное шитье XIV - начала XVIII в.» (1989 г.) [36]; - «Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь» (1991 г.) [37]; - «Золотая нить России» (1993 г.) [38]; - «Патриаршество в России. Традиции и современность» (1999 г.) [39]; - «Русские монастыри» (1999 г.) [40]; - «Христианские реликвии в Московском Кремле» (2000) [41]; - «Синай. Византия. Русь» (2000) [42]. В 1995 г. выпущен сборник трудов «Древнерусское художественное шитье» Материалы и исследования. ГММК. Вып. X. Сборник посвящен всестороннему исследованию древнерусских вышитых памятников [43].
В 2000 г. опубликована монография И. А. Стерлиговой «Драгоценный убор древнерусских икон XI - XIV вв.», посвященная исследованию декора древнерусских икон [44]. Вышитым памятникам, изготовленным в мастерских Строгановых, посвящена изданная 2002 г. монография А. В. Силкина «Строгановское лицевое шитьё» [45]. В 2002 г. выпущена брошюра «Древнерусское шитьё в собрании Новгородского музея», составленная Е. В. Игнашиной [46]. В 2003 г. издан каталог древнерусских вышитых предметов церковного культа, хранящихся в Новгородском Музее - «Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё в собрании Новгородского музея» [47].
Разработка комплексного метода исследования предмета церковного культа, декорированного вышивкой
В настоящее время, существуют методы исследования предметов церковного культа, которые в ряде случаев не дают исчерпывающих сведений по особенностям выполнения вышитого декора церковного текстиля.
Для определения технологии декорирования вышитых предметов церковного культа использовали аналитический метод изучения литературных источников и музейных экспонатов. Анализ полученных данных показал, что в литературных источниках отсутствует или подлежит уточнению описание технологии выполнения декора значительного количества музейных экспонатов.
В работе применяли органолептический метод исследования, который позволил определить материалы, структуру и фактуру декора артефактов, но не позволил достоверно установить технологии декорирования, что вызвало необходимость проведения экспериментального исследования.
Результаты практических экспериментов показали, что моделирование фрагментов декора артефактов может способствовать определению технологии декорирования, однако, для определения технологических особенностей выполнения декора необходимо дополнительное исследование по воспроизведению приёмов церковной вышивки.
Анализ результатов экспериментов по воспроизведению приёмов церковной вышивки позволил выявить характеристики, оказывающие значительное влияние на формирование эстетических свойств декора изделия. С целью изучения влияния технологических и эстетических характеристик вышивки на эстетические свойства декора изделия исследовали вариативные возможности декорирования. Для обоснования результатов экспериментов были определены технологические и эстетические параметры церковной вышивки, а именно: способ фиксации элемента на ткани, количество структурных элементов, применение в комплексе с другими видами вышивки, диаметр сечения, размер стежка, цвет, фактура, ритм. Варьирование этих параметров в ходе моделирования технологических процессов декорирования, оказывает значительное влияние на эстетические свойства декора изделия.
Для определения моделирования технологических процессов декорирования с использованием варьирования технологических и эстетических параметров церковной вышивки в данной диссертационной работе вводится термин «моделирование декора по технологическим и эстетическим параметрам вышивки».
В результате применения аналитического, органолептического методов и метода моделирования были получены качественные характеристики декора рассматриваемых объектов, связанные с восприятием субъекта, однако, не была установлена достоверность исследования, и не был сформирован единый алгоритм выбора технологических и эстетических параметров церковной вышивки для проектирования заданных эстетических свойств декора.
Для получения достоверных сведений по технологиям декорирования церковного текстиля в данной работе был разработан комплексный метод исследования предмета церковного культа декорированного вышивкой, включающего в себя последовательно три этапа.
На первом этапе исследования производили отбор музейных экспонатов имеющих неточную идентификацию технологии декорирования. Первоначально, технологию декорирования определяли на основании аналитического и органолептического исследования.
Второй этап исследования заключался в проведении ряда экспериментов, в ходе которых воспроизводили технологические приёмы декорирования, с помощью которых, предположительно, был выполнен музейный экспонат. Моделирования технологических приёмов церковной вышивки осуществляли варьированьем технологических и эстетических параметров вышивки. Декорирование проводили на текстильных образцах, с применением материалов, традиционно используемых в церковной вышивке. Результаты экспериментов подтверждали или опровергали технологию декорирования на основании соответствия эстетических характеристик вышитых поверхностей образцов и декора исследуемого музейного объекта.
Третий этап исследования заключался в реконструкции декора артефакта или его фрагмента. Для воспроизведения фрагментов вышитого декора использовали моделирование декора по технологическим и эстетическим параметрам церковной вышивки. Факт соответствия устанавливали на основании сравнительного анализа экспериментальных данных и сведений, приведённых в письменных источниках. Установление достоверности данных исследования осуществляли с помощью метода экспертных оценок. Результаты экспертного анализа подтверждали или опровергали идентификацию технологии декорирования исследуемых музейных экспонатов.
Анализ полученных данных подтверждал, дополнял или опровергал ранее опубликованные в письменных источниках сведения, описывающие технологию декорирования артефактов.
Разработанный комплексный метод исследования применяли для идентификации технологий декорирования экспонатов музеев России. Примером применения этого метода является определение технологии выполнения вышитого декора орнаментальной фелони, хранящейся в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» [73], [96]. Оплечье фелони изготовлено из черного бархата декорированного рельефной вышивкой жемчугом по настилу. Композиция орнаментального мотива представляет собой вазон с исходящими из него различной формы побегами. Побеги завершаются дробницами.
На первом этапе исследования артефакта проводили анализ сведений, представленных в литературных источниках. В ходе исследования установили отсутствие исчерпывающих сведений, описывающих способ изготовления декора оплечья фелони, на основании которых было бы возможно реконструировать декор экспоната. Была определена вероятностная последовательность выполнения декора объекта исследования.
На втором этапе исследовали технологические приёмы церковной вышивки, с помощью которых, предположительно, был выполнен объект. Моделирование производили на текстильных образцах с применением материалов: - парча: поверхностная плотность 144 г/м2, состав - 50% вискоза, 50% полиэстер, производство Турция; - пряжа «Лотос»: состав - хлопок 100 %, намотка 250 м /100 г, производство Комбинат им. С. М. Кирова, Россия; - картон канцелярский: размер - 35 х 0,5 х 25 см, производство Россия; - жемчуг культивированный: диаметр - 1,5-2, 2-3 мм, производство Китай; - шнур металлизированный: состав - полиэстер 100 %, длина намотки - 100 м, производство Турция; - нити ЛЛ № 35: состав - лавсан 100 %, длина намотки 100 м, производство ОАО Прядильно-ниточный комбинат «Красная нить», Россия; - нить хлопчатобумажная армированная №10: состав - хлопок 100 % , длина намотки - 1000 м, производство ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им. С. М. Кирова», Россия.
Исследование вышивки полудрагоценными и драгоценными камнями
На основании сведений, приведённых в литературных источниках, проводили моделирование способа фиксации элемента на ткани [61], [62]. Первоначально, элементы орнамента вырезали из картона и фиксировали на ткани сквозными стежками, затем декоративную поверхность орнамента формировали участками металлизированной нити, пришитыми по контуру элементов мотива.
В процессе моделирования фактуры декора артефакта было установлено, что изменение рельефа орнамента в виде вогнутых линий получено путём дополнительной фиксации на этих участках металлизированной нити сквозными стежками по контуру линии. Данный технический приём позволил имитировать прожилки листьев, что внесло в характер орнамента дополнительную декоративность.
Визуальный анализ показал, что для изготовления орнаментальной композиции рассматриваемого артефакта применяли сочетание нескольких видов материалов (картон, канитель, блёстки), что позволило сделать вывод о возможности использования объёмных, вышитых по картону элементов, в сочетании с другими материалами и моделировании значительного количества вариантов декора.
Реконструкция фрагментов декора исследуемого музейного экспоната позволила установить и описать особенности моделирования технологических и эстетических параметров вышивки по картону, изменение которых влияет на эстетические свойства изделия, а именно: применение в комплексе с другими видами вышивки, цвет, ритм, фактура. Для определения влияния изменений параметров вышивки на свойства декора изделия проводили ряд последовательных экспериментов с использованием метода моделирования.
Учитывая специфические особенности вышивки по картону, был сделан вывод, что существуют параметры вышивки, моделирование которых ограничено возможностями декорирования картонных элементов, т. к. металлизированная нить крепится на поверхности картонной формы одним способом и не может иметь значительный диаметр для образования выраженной структуры. Наряду с этим, в розничной продаже отсутствуют нити со спиралевидной конфигурацией, что обуславливает применение гладких или слабофактурных нитей. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что на эстетические характеристики декора изделия не оказывают значимого влияния параметры вышивки: способ фиксации элемента на ткани и количество структурных элементов.
Анализ сведений, полученных в ходе исследования эстетических характеристик декора, выполненного с применением вышивки по картону, указывает на необходимость выделения цветового параметра [42], [51]. Моделирование цвета декора проводили с использованием металлизированных нити различных оттенков золота и серебра. Анализ результатов моделирования показал, что в работе целесообразно применять сочетание матовых и глянцевых нитей оттенков золота и серебра, что позволяет получить разнообразные колористические решения декора.
В экспериментальном исследовании моделирование ритма применяли для изготовления растительных орнаментов, содержащих фрагменты, выполненные металлизированными нитями по картону. Установили, что вариативность этого параметра оказывает значимое влияние на изменение эстетических свойств декора.
Анализ литературных источников показал, что в ряде случаев, для изготовления декора изделий использовали нити сложной конфигурации. После 1917 г. этот вид нитей отсутствует в розничной торговле и единичным образом встречается в вышитых изделиях. Примером применения различных видов нитей может служить оплечье орнаментальной фелони из Ризницы храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах XIX в. [109]. Фрагмент декора изделия, представленный на рисунке 20, декорирован вышивкой по картону. В декоре оплечья фелони использованы материалы: металлизированные нити различной конфигурации, бить, канитель, плащики. Применение нитей разной конфигурации в декорировании исследуемого объекта привело к усложнению фактуры орнаментального мотива.
Рисунок 20 - фрагмент оплечья орнаментальной фелони из Ризницы храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
В работе для изготовления мотивов, имеющих высокий или сложный рельеф, проводили моделирование фактуры декора с использованием многослойного картонного настила. В результате моделирования этого приёма вышивки по картону был получен декор, содержащий объёмные элементы, имеющие сложный рельеф. Анализ эстетических характеристик образцов полученного декора показал, что этот способ декорирования способствует повышению декоративности и усложнению фактуры изделия.
Другим способом изготовления объёмных элементов является применение шнура, который фиксируется на поверхности картона поперечными стежками и формирует дополнительный настил, повышая рельефность фрагмента мотива.
Моделирование элементов композиции с использованием вышивки по картону «с расколом» показало, что этот технологический приём вышивки позволяет получить рельефную фактуру орнаментального мотива, за счёт получения вогнутых линий. Для выполнения данного приёма по линии раскола процарапывали углубление, через которое осуществляли дополнительную фиксацию металлизированной нити рабочей нитью, сквозным стежком.
Анализ результатов экспериментов позволил установить, что элементы с различными модификациями фактурных поверхностей, выполненные в рассматриваемой технике, возможно, применять как для изготовления отдельных элементов, так и композиции в целом (растительных орнаментов, одежд персонажей композиции, нимбов, фрагментов архитектуры), за исключением вышивки ликов, рук, ног персонажей композиции.
Примером применения вышивки по картону «с расколом» является икона «Благовещение» XVIII в. из собрания Черниговского исторического музея, фрагмент которой представлен на рисунке 21.
В России традиция декорирования церковного текстиля вышивкой нитями «в прикреп» появилась в связи с принятием христианства в X в. Анализ литературных источников показал, что декорирование церковного текстиля металлизированными нитями осуществлялось двумя способами: «на проём» и «в прикреп». На сегодняшний день сохранились вышитые памятники XI-XIII вв., декорированные вышивкой металлическими и металлизированными нитями «на проём», когда декоративная нить продёргивалась через отверстие в ткани с образованием стежка. В декорировании вышитых памятников с XIII в. использовали вышивку металлическими и металлизированными нитями «в прикреп», при которой декоративная нить фиксировалась на ткани рабочей нитью сквозными стежками по контуру орнаментального мотива. Формирование поверхности орнаментального элемента декоративной нитью осуществляли фиксацией нити по краю декора («по форме»), или дополнительно, в соответствии со схемой, на поверхности элемента декора («по счёту») [51], [53], [74]. Счётные схемы фиксирующих стежков - «прикрепов» были составлены на основании изученных древних памятников отечественными учёными: П. И. Савваитовым, Е. Э. Кнатц, Е. В. Калининой, В. Б. Казариной, М. Е. Денисовой. В настоящее время, в современных мастерских, вышивку «в прикреп» выполняют с применением материалов: металлизированная нить для ручной вышивки, шелковая, ЛЛ, х/б нити [52], [55 - 59].
Для изучения вышивки «в прикреп» была выбрана орнаментальная фелонь инв. № Т-336, выполненная в XVII в. и хранящаяся в Государственном Русском музее. На основании данных каталога музея было установлено, что оплечье экспоната декорировано с использованием вышивки металлизированными нитями "в прикреп" по настилу, драгоценными камнями, жемчугом, блестками [32]. Визуальный анализ показал, что исследуемый артефакт имеет декор, сочетающий в себе элементы, выполненные вышивкой «в прикреп» - «по форме», и одновременно «по счёту» в соответствии со счётной схемой.
Определение технологических особенностей декорирования изучаемого артефакта проводили с использованием метода моделирования. В процессе моделирования варьировали следующие параметры вышивки, значимость влияния которых была установлена в ходе экспериментов: способ фиксации элемента на ткани, фактура, применение в комплексе с другими видами вышивки, цвет, ритм, фактура. Исследование технологических приёмов вышивка проводили с использованием материалов:
Исследование влияния защитного состава на основе фторированных углеводородов на показатели качества вышитых поверхностей церковного текстиля
Процесс очистки бисера осуществляли с помощью ватного тампона смоченного 30 % раствором спирта.
На основании данных органолептического исследования был сделан вывод, что утрата окраски тканевого слоя и ветхость обусловлена тем, что верхний слой медной фольги удерживал влагу, скапливавшуюся в волокнах ткани из-за нарушений условий хранения - содержания в не отапливаемом чердачном помещении.
Очистку ткани проводили пеной, полученной из моющего раствора, содержащего 3 г «Детского» мыла на 1 л воды.
На втором этапе исследования осуществляли реконструкцию схемы декора артефакта. С иконы была снята «прорись» (линейный рисунок). В результате сопоставления прориси иконы и контура оклада были устранены неточности, проявившиеся в несовпадении рисунка иконы и отверстий оклада, связанные с деформацией оклада. Была выстроена линейная схема оклада. С оклада иконы «Богоматерь Смоленская» сделали копии с восьмикратным увеличением. В процессе визуального изучения копий были зафиксированы отверстия и углубления в поверхности фольги. На основании сохранившихся элементов декора, следов деформации (углублений) от утраченных элементов декора, фрагментов нитей, анализа иконных окладов этого типа, была воспроизведена вероятностная схема декора. Исследование показало, что композиция декора состоит из нескольких частей. Все контуры составных частей композиции оклада были выполнены путём последовательного пришивания бисерных нитей по контуру элементов. Контуры одежды младенца декорированы бисерными нитями по форме. Внутреннее пространство одежд заполнялось бисерными нитями по две, три бусины, элементами в форме звезды и розетки, состоящими из лучей, выполненных бисерными нитями и утраченных центральных элементов. Диаметр центральных элементов определяли по размеру деформированных участков фольги, сформировавшихся в момент фиксации элемента рабочей нитью на поверхности фольги со значительным усилием. Другим доказательством существования объектов с более значительным диаметром внутреннего отверстия являются фрагменты нитей, превышающие своим диаметром размер отверстия бисера, показанные на рисунке 45.
Результаты моделирования технологических приёмов декорирования показали, что мафорий богоматери был выполнен бисерными нитями по две и три бусины. Декор рукава решен бисерными нитями, образующими мотив «ромб». Декор мафория дополнялся элементами в форме звезды и розетки. Фрагмент туники был декорирован плотно пришитыми рядами бисерных нитей. Декор хитона и младенца выполнялся орнаментом в форме звёзд, гиматий и клав были вышиты бисерными нитями по две и три бусины. Основу декора сдвоенного нимба составляли волнообразные бисерные нити, дополненные значительным количеством крупных элементов. Дополнительными элементами декора всех элементов оклада являлись отдельно пришитые бусины различного диаметра.
На третьем этапе проводили моделирование фрагментов декора оклада с применением церковной вышивки. Для проведения моделирования использовали следующие материалы и инструменты: медная фольга толщиной 0,1 мм, покрытая сусальным золотом (производство Россия); прозрачный бисер диаметром 2 мм (производство Чехия); жемчуг натуральный продолговатой и круглой формы (размер диаметра 1,5-10 мм, производство Китай); бусины и кабошоны из окрашенного сердолика (размер диаметра 3-7 мм, производство Россия); нити ЛЛ № 35 для нанизывания бисера (производство Россия); хлопчатобумажная армированная нить №10 для закрепления жемчуга, и частей оклада (производство Россия); бисерная игла для низания бисера, игла № 1 - 2 для фиксирующей нити, шило (производство Россия); хлопчатобумажная ткань (производство Россия); бумага обёрточная (производство Россия); деревянная рама (производство Россия).
В ходе моделирования декора с использованием вышивки стеклянными изделиями варьировали следующие параметры вышивки: способ фиксации элемента на ткани, количество структурных элементов, цвет, ритм, фактура, применение в комплексе с другими видами вышивки. Моделирование декора, выполняемого драгоценными и полудрагоценными камнями, осуществляли варьированьем параметров вышивки: способ фиксации элемента на ткани, количество структурных элементов, цвет, ритм, фактура, применение в комплексе с другими видами вышивки.
На четвёртом этапе изготавливали составные части конструкции оклада. С прориси оклада контурный рисунок переносили на кальку. Изготовление заготовок выполняли путём перенесения рисунка с кальки на медную позолоченную фольгу прочерчиванием заострённым предметом. Внутренний контур оклада вырезали ножницами по металлу. Отдельно был изготовлен сдвоенный нимб. С кальки контурный рисунок нимба был перенесён на бумагу методом «припороха» и вырезан. Бумажную заготовку изготавливали из нескольких слоев бумаги. Этим методом выполняли заготовку из медной позолоченной фольги.
На пятом этапе выполняли декорирование нимба. Нимб из фольги пришивали сквозными стежками рабочей нити на предварительно натянутую на раме ткань-основу Полученный элемент декорировался в соответствии с эскизом полудрагоценными камнями, жемчугом, нитями с нанизанным бисером путём фиксации сквозными стежками рабочей нити через отверстия, проколотые шилом. Готовый нимб был вырезан из ткани по контуру.
На шестом этапе осуществляли сборку оклада. На натянутую и зафиксированную на деревянной раме ткань основы были наложены части оклада: позолоченная медная фольга с вырезанным внутренним контуром, многослойная бумажная заготовка в форме сдвоенных нимбов, нимб с готовым декором. Все слои фиксировали вместе сшиванием сквозными стежками рабочей нити №10. Сшивание выполняли через отверстия, предварительно проколотые шилом.
На седьмом этапе декорировали одежды персонажей композиции бисером и полудрагоценными камнями в соответствии с эскизом. Через предварительно проколотые в медной фольге отверстия пришивали окрашенные сердолики, жемчуг и бисерные нити. Крупные элементы крепили на рабочую хлопчатобумажную нить № 10, бисерные нити формировали путём нанизывания различного числа бусин на рабочую нить ЛЛ № 35.