Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Обзор состояния проблемы 8
1.1. Анализ литературных источников и состояния изученности проблемы 8
1.2. Терминологическая база диссертации 12
ГЛАВА 2. Технические средства, технологии и виды трикотажного производства
2.1. Становление и развитие трикотажного производства 17
2.2. Развитие технологии декорирования трикотажных изделий 36
2.2.1. Технологии декорирования трикотажных изделий в первой половине XX века
2.2.2.Технологии декорирования в работах современных зарубежных и отечественных производителей трикотажа
ГЛАВА 3. Разработка технологии декорирования трикотажа для мелкосерийного производства
3.1 .Ввязывание пряжи для ручного вязания в основное полотно изделия 74
3.2. Обработка и декорирование края изделия кудрявой бахромой 80
3.3. Дополнительная обработка аппликаций трикотажным шнуром 82
3.4. Декорирование аппликаций вышивкой в смешанной технике 88
ГЛАВА 4. Авторские коллекции трикотажных изделий 92
4.1. Связь технологии и дизайна в декорировании трикотажных изделий 92
4.2. Предметная и цветовая символика в декорировании коллекций 93
4.3.Традиционные технологии декорирования в дизайне трикотажных коллекций
4.4. Новые технологии декорирования в дизайне трикотажных коллекций 108
Заключение 132
Список использованных источников 133
Приложения 148
- Анализ литературных источников и состояния изученности проблемы
- Развитие технологии декорирования трикотажных изделий
- Дополнительная обработка аппликаций трикотажным шнуром
- Предметная и цветовая символика в декорировании коллекций
Введение к работе
Актуальность работы
Традиционно костюм выполняет для человека две основные функции, с одной стороны отвечая его утилитарным, с другой - эстетическим запросам. Столетиями совершенствовались технологии производства и декорирования тканей и изготовления из них изделий. При этом в создании костюма не всегда достигается баланс между его художественной выразительностью и утилитарностью.
В XX в. возникла проблема, связанная с тем, что традиционные для изготовления костюма тканые материалы далеко не всегда позволяли создать одновременно и художественно выразительное, и высоко комфортное изделие, соответствующее условиям существенно более динамичной жизни. В начале 1920-х гг. модельеры, пытаясь решить эту проблему, начали привлекать в качестве альтернативы ткани трикотажное полотно, которое использовалось в XVI - XIX вв. для изготовления чулочно-носочных изделий, нижнего белья и некоторых элементов национального костюма.
Однако полноценное использование трикотажа в качестве альтернативы ткани стало возможно лишь во второй половине XX в., когда в связи с серийным производством одежды ее формообразование упростилось, а индивидуальность стала восполняться за счет декорирования.
В крупносерийном трикотажном производстве применяется декорирование трикотажных полотен, что оправдано с экономических позиций. Однако сохранить индивидуальность изделий в этом случае достаточно сложно. Мелкосерийное производство может решить проблему декорирования трикотажных изделий на всех этапах их производства. Тем не менее, технологии декорирования мелкосерийных трикотажных изделий на сегодняшний день недостаточно разработаны и складываются чаще всего стихийно.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью научного обоснования технологии декорирования мелкосерийных трикотажных изделий и поиском новых технологических приемов, которые позволят сохранить единство утилитарности и художественной выразительности трикотажа, отвечающей запросам современности.
Цель и задачи исследований
Целью работы является разработка новых технологических приемов декорирования и дизайна трикотажных изделий для мелкосерийного производства.
Основными задачами исследования являются:
Сравнительный анализ технологий декорирования трикотажа, используемых российскими и зарубежными дизайнерами в крупно-, средне-и мелкосерийном производстве.
Определение места и специфики технологии декорирования трйкот тажных изделий мелкосерийного производства среди серийных изделий.
Разработка новых технологических приемов декорирования мелкосерийных трикотажных изделий.
Создание коллекций трикотажных изделий для мелкосерийного производства с применением разработанных технологических приемов их декорирования.
Разработка рекомендаций по внедрению авторских предложений в дизайн технологию декорирования и дизайн трикотажных изделий для мелкосерийного производства.
Объект исследования
Трикотажные изделия в верхней одежде и предметах интерьера.
Предмет исследования
Технологии декорирования трикотажа в мелкосерийном производстве.
5 Методы исследования
Теоретическое исследование опиралось на системный, сравнительный, историко-искусствоведческий анализ, на отечественные, и зарубежные литературные источники по становлению трикотажа, как материала для изготовления верхней одежды и предметов интерьера, а также по эволюции технических средств и технологических приемов декорирования трикотажных изделий. Проводились экспериментальные исследования по внедрению новых технологических приемов декорирования трикотажа в мелкосерийное производство.
Научная новизна
Впервые проведена классификация технологий декорирования трикотажа в серийном производстве и определено место технологических приемов декорирования мелкосерийных изделий.
Установлено, что технологии декорирования и дизайн трикотажа сложились в первой половине XX в., а их дальнейшее развитие связано с совершенствованием оборудования, не изменившим главные технологические принципы серийного трикотажного производства.
Установлено, что простота конструирования изделий из трикотажа, приводящая к унификации в формообразовании одежды, может быть компенсирована разнообразными приемами ее декорирования, существенно отличающимися для крупно- и мелкосерийного производства.
Разработаны новые технологические приемы декорирования мелкосерийных изделий из трикотажа, позволяющие добиваться их индивидуальности и художественной выразительности при сохранении главных утилитарных свойств.
Разработаны серии авторских коллекций на основе новых технологических приемов декорирования трикотажных изделий.
Практическая значимость
Внедрены в мелкосерийное производство новые технологические приемы декорирования трикотажа.
Внедрены в мелкосерийное производство разработанные автором коллекции трикотажных изделий.
Разработаны рекомендации по внедрению новых технологических приемов декорирования и дизайна трикотажных изделий в мелкосерийное производство (Прш. А).
Апробация работы
Результаты проведенных исследований докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на XI Всероссийской научно-практической конференции «Материалы, дизайн, технологии» (Иркутск, 2008), на научно-практических конференциях ИрГТУ (Иркутск, 2008, 2009), на IX Международном фестивале моды «Бархатные сезоны в Сочи» в номинации «Трикотаж» (Сочи, 2006), на конкурсном показе «Высокий дизайн в Крокус Сити» (Москва, 2004) и «Модный город» (Москва, 2005), на Международном конкурсе «Кутюрье года» (Москва, 2004), на Международной выставке «АРДИ» Иркутского регионального отделения Союза дизайнеров России (Иркутск, 2005) (диплом 2-й степени), (Иркутск, 2006) (диплом 1-й степени), на Всероссийской выставке «Дизайн и реклама» иркутского регионального отделения Союза дизайнеров России (Иркутск, 2002-2004) (диплом 3-й степени). Авторские трикотажные коллекции демонстрировались на конкурсах «Мисс ИрГТУ» (Иркутск, 2007-2009), на региональных конкурсах «Мисс Иркутск-2004» (Иркутск, 2004), «Маленькая принцесса-2005» (Иркутск, 2005).
Достоверность полученных результатов подтверждается соответствием разработок автора существующим стандартам и требованиям, и отражена в соответствующих документах, представленных в приложении к дис-
7 сертации, подкреплена актами внедрения, положительными оценками экспертов, мнением специалистов о технологической пригодности разработок, существенно повышающих качество и художественные достоинства трикотажных изделий. Автор удостоен золотого знака «Лауреат Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России» (Москва, 2004) и знака профессионального стандарта «Высокий дизайн» (Москва, 2004), с 2004 г. является членом Союза дизайнеров России (Прип. Б).
Структура и объем работы
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературных источников из 164 наименований, 2-х приложений. Текст диссертации изложен на 147 стр., содержит 40 рисунков. В приложениях даны «Методические рекомендации для внедрения технологии декорирования и дизайна трикотажных изделий в мелкосерийное производство» (Прип. А), сертификат и декларация соответствия, акты внедрения, дипломы участника и лауреата на выставках и конкурсах дизайна (Прил. Б).
Публикации
Результаты диссертации опубликованы в 8 статьях, из которых 7 в рецензируемых журналах, входящих в «Перечень...» ВАК РФ.
Анализ литературных источников и состояния изученности проблемы
Проведенный анализ показал, что научных работ, посвященных технологии декорирования трикотажа, сравнительно немного. Чаще всего ученые обращаются к изучению проблем собственно технологии трикотажного производства, которые глубоко разработаны в фундаментальных исследованиях А. С. Далидовича, И. И. Шалова, В. М. Назаренко, Л. А. Кудрявина, А. А. Гусевой, В. А. Зиновьевой, О. И. Марисовой, Л. П. Ровинской [1-9], и к моделированию, конструированию и художественному проектированию трикотажных изделий, освещенных в работах А. А. Нешатаева, Г. М. Гусейнова, Г. Г. Савватеевой, А. И. Разбаш, Н. П. Марголиной, В. С. Сыромятникова, Г. А. Набутовской [10-14].
В работах В. Н. Гарбарука, С. X. Симина, Ф. А. Моисеенко, Л. П. Ровинской, Л. А. Кудрявина, С. Ф. Безкостовой, М. К. Николишвили, В. А. Агапова, И. Г. Цитовича, Б. Б. Строганова, Е. Н. Колесниковой [4, 8, 9, 15-22] детально проанализирована специфика технологических процессов и оборудования, вопросы, связанные с получением трикотажных переплетений, проектированием трикотажных полотен и чулочно-носочных изделий, с вопросами технического и технологического обеспечения трикотажного производства.
Методам и средствам исследований в технологии трикотажа много места уделено в работах А. Г. Севостьянова, В. М. Лазаренко, В. П. Щербакова, Б. С. Окса, В. А. Агапова, А. В. Труевцева, Д. Р. Митро-польского [15-18, 23, 24] Исследования А. В. Труевцева и В. А. Агапова [25, 26] посвящены также истории трикотажной и чулочной техники. Анализ становления и развития трикотажных изделий, определение их места в современном мире даны в работах О. Д. Галаниной, И. И. Геде-вановой, Н. Н. Науменковой, Л. С. Банковской [27-30].
Из новейших работ, наиболее близких к проблемам, связанным с технологиями декорирования и дизайна трикотажных изделий, являются исследования В. Матковича, А. Куден, М. Срджака [31], в которых проведен статистический анализ взаимосвязи дизайна трикотажа и технологии его производства, а также рассмотрено взаимное влияние технологии, дизайна и моды. В связи с рассматриваемыми в диссертации вопросами следует отметить такие периодические издания как «International Textiles» и «Moda Line a Maglia» [31-60], в которых отражаются все новые направления и тенденции в технологии декорирования и дизайне трикотажных полотен и трикотажных изделий.
Поднятая в диссертационной работе тема, касающаяся классификации различных типов организации трикотажного промышленного производства затронута в исследованиях О. Г. Туровца, В. Б. Родионова и М. И. Бухалкова [61]. В данной работе исследуются типы промышленного производства, их технико-экономические характеристики, формы и методы организации производства, приводится сравнительная характеристика различных типов производства. Г. А. Набутовская [14] проводит исследование роли экспериментального трикотажного производства в серийном трикотажном производстве в целом. Г. Ф. Пугачевский [62] исследует формирование ассортимента трикотажных товаров для различных типов серийного производства.
Необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство упомянутых исследований, если и затрагивают вопросы декорирования трикотажа, то лишь те, что связанны с крупносерийным трикотажным производством и традиционным для него декорированием трикотажа. Специальных исследований, посвященных специфике мелкосерийного трикотажного про 10 изводства, напрямую касающихся проблем, связанных с технологиями декорирования и дизайном трикотажных изделий практически нет. Существующие классификации технологии декорирования трикотажа касаются только крупносерийного производства, рассчитанного на массовый выпуск трикотажного полотна и изделий. В то же время, хорошо известно, что мелкосерийному трикотажному производству принадлежит существенная доля в мировом выпуске трикотажных изделий.
В перечисленных работах не обозначено место технологических приемов декорирования трикотажных изделий в мелкосерийном производстве. В то же время, этот вопрос, на наш взгляд, чрезвычайно важен, поскольку его решение позволяет определить пути и перспективы развития трикотажа за рамками широко распространенного крупносерийного производства, которое в определенных случаях себя не оправдывает и уступает место, на первый взгляд, менее производительному и более затратному, мелкосерийному.
Проведенный анализ публикаций по теме диссертации дал основание для дальнейшего исследования развития технологии декорирования и дизайна трикотажных изделий и поиска новых технологических приемов для внедрения их в мелкосерийное трикотажное производство, способствуя повышению его рентабельности.
Использованию общенаучной методологии - системный анализ, позволяющей устанавливать характер причинно-следственных связей между различными явлениями в природе и обществе, в исследовании становления и развития костюма 20 века, а тем более костюма из трикотажа также посвящены немногочисленные работы. Тем не менее, к ним следует отнести исследования Т. Л. Макаровой [63], О. В. Востриковой [64], Е. В. Егорыче-вой [65]. Исследования Т. Л. Макаровой [63] посвящены анализу костюма как информационно-знаковой системы, выявлению символов, характеризующих костюм. В работах приведены математические модели изменения костюма и моды. Это чрезвычайно грамотное с позиций системного анализа исследование оказало существенную методологическую поддержку при написании второй и третьей глав диссертации.
Интересной и полезной для нас оказалась работа О. В. Востриковой [64], посвященная искусству костюма на фоне социально-культурного развития России в первой четверти XX в. О. В. Востриковой детально проанализировано становление костюма начала XX в., предложена его типология, показана связь эволюции костюма этого времени с появлением и развитием кинематографа, влияние театральной культуры на формирование костюма.
О. В. Вострикова один из немногих авторов, нанизывающих эволюционные и революционные преобразования в костюме на стержень социально-культурной среды на примере России.
Среди работ в области системного анализа костюма появляются уже и такие, в которых разрабатываются автоматизированные подходы к анализу и прогнозу развития костюма и моды. Из них наибольший интерес вызывают исследования Е. В. Егорычевой [65], в которых рассматривается методология выявления законов функционирования системы «костюм» на фоне ускорения информационных процессов в развитии общества XX в., на основе числового ряда Фибоначчи рассчитано сокращение временных ступеней в развитии системы «костюм», разработаны модели прогноза формообразования в костюме.
Развитие технологии декорирования трикотажных изделий
Начало XX в. знаменательно для трикотажных изделий тем, что именно в это время значительно расширился их ассортимент. С одной стороны, к концу девятнадцатого века, в связи с повсеместным использованием усовершенствованных швейных и вязальных машин, набирает темпы серийное производство в сфере модной индустрии, с другой -значительное упрощение формообразования мужских и женских изделий позволяет применение трикотажа в верхней одежде в качестве альтернативы тканям [97].
Предпосылки формирования верхней одежды в современном ее понимании начались со второй половины XIX в. с началом развития машинного производства. В это время происходит укрепление и расцвет класса буржуазии, что влечет за собой изменения в костюме - первым формируется мужской классический костюм. Мужчины-буржуа ежедневно посещают работу и для этого им нужна удобная повседневная одежда. Исчезают шелк, бархат, кружево, украшения [98]. Наиболее востребованными становятся такие материалы как шерсть и сукно. Шелк применяется только для жилетов и галстуков. Цветовая гамма темная для верхней одежды, белая - для рубашек. Отделка на белье полностью исчезает. В мужском костюме утверждается деловой стиль, главным критерием которого становиться удобство и практичность. Этот стиль диктует Англия. Под ее влиянием складывается мужской общеевропейский городской костюм, характерными элементами которого становятся пиджак, жилет, брюки с поясом [99]. Впервые со времен Древней Греции мужчины начинают заниматься спортом.
Конец XIX в. связан с женской эмансипацией, изменившей образ светской дамы. Женщины посещают биржи, палаты депутатов, заседания научных обществ. В 1905 г., после нескольких лет настойчивых протестов врачей, известный модельер начала века Поль Пуаре предложил женщинам снять корсеты, после чего началось стремительное изменение в принципах формообразования костюма, которое привело к упрощению форм [100]. В первое десятилетие XX в. упрощение в формообразовании костюма следовало стилю модерн [101, 102], а затем в 1920 — 1930-х гг. стилю ар деко [102, 103], активно использовавшему трикотаж для создания верхней одежды и предметов интерьера.
Сама графичность ар деко диктовала упрощение в формообразовании костюма [102], чему, в свою очередь, способствовало использование трикотажа. При этом надо отметить, что в отличие от формообразования, декорирование костюма не ограничилось заимствованием графических линий, а было чрезвычайно разнообразным и привело к укреплению позиций трикотажного производства.
На формирование технологий декорирования и дизайн костюма из трикотажа в это время оказывают большое влияние открытия живописного авангарда: кубизма, фовизма, конструктивизма, футуризма, супрематизма, экспрессионизма, сюрреализма, а также многие явления театральной жизни Европы, появление кинематографа [104]. Началось повальное увлечение Востоком и формирование в костюме ориентального стиля [105, 106], откуда в декорирование костюма из трикотажа пришли новые цветовые сочетания: ярко-оранжевые, сочно-голубые, лимонно-желтые, насыщенные зеленые. В первом десятилетии XX в. начинается массовое увлечение спортом, для занятий которым потребовалась удобная трикотажная одежда. Функциональность костюма выступает на первый план и из трикотажа, как материала, полностью отвечающего этому требованию, начинают шить не только нижнее белье, но купальные и спортивные костюмы, а количество мастерских, производящих спортивные трикотажные изделия значительно увеличивается. Так, купальные костюмы этого времени представляли собой комбинезон без рукавов из шерстяного или хлопкового трикотажа (Рис.2.2). В 1919 году в Париже открылся Дом высокой моды знаменитого кутюрье Ж. Пату, который специализировался именно на спортивной одежде и одежде для активного отдыха из трикотажа. Увлечение спортом привело к существенным изменениям в формообразовании трикотажной одежды — к укорочению длины женских юбок, которая впервые в истории поднялась до колен [107].
Так, Ж. Пату создаёт трикотажный костюм, сейчас уже хорошо нам знакомый, для знаменитой теннисистки С. Ленглен. В 1921 г. чемпионка появляется перед публикой в короткой юбке, белой трикотажной тунике без рукавов и с трикотажной повязкой на голове. Костюм оказался настолько удачным, что почти сразу «шагнул» с теннисного корта на улицу.
Р. Лакост, в прошлом один из сильнейших игроков мира в большой теннис, уйдя из спорта, открывает фирму по производству спортивной одежды совместно с владельцем текстильной фабрики А. Жилье. Спортивные рубашки, созданные специально для тенниса, гольфа и парусного спорта становятся чрезвычайно популярными [107].
Дополнительная обработка аппликаций трикотажным шнуром
Сочетание цветов в полосках может быть как тональным, так и контрастным. Очень разнообразны по орнаментике, сложны и изысканы по колориту трикотажные полотна с рисунками в стиле персидских, индийских и византийских тканей. В июле 2005 г. во Флоренции состоялась выставка Pitti Immagine Filati, на которой прядильные производства мира представили новые тенденции в материалах, технологиях и дизайне трикотажа на сезон осень-зима 2006-2007 под девизом «From Picture to Yarn» -«От живописи к трикотажу» [56].
Вниманию стилистов трикотажа ведущих Домов моды было предложено видение трикотажа как глубоко и сложно проработанной структуры в лучших традициях живописи. Оригинальные версии картин С. Пол-лока, Э. Уорхола, Ф. Калло, П. Пикассо, А. Тулуз-Лотрека, С. Дали были выполнены в изящной технике жаккарда из невесомых пряж с эффектом текучести и блеска. На выставке было продемонстрировано большое количество актуальных технологий декорирования трикотажных полотен, включавших разнообразные микро-букле, велюры с эффектом второй кожи и измятости, имитации меха, пряжи со сложнокомпозиционным составом: кашемир, альпака, шелк, вискоза, нейлон, микрофибра, мохер [58].
Хорошо известно, что особую эффектность и ценность изделиям из трикотажа придают сложные трудоемкие технологии, которые часто оказываются экономически не выгодными для крупносерийного производства, но доступны и эффективны в мелкосерийном. В современных технологиях декорирования изделий из трикотажа орнамент, аппликации, вышивки, различные фактуры пряжи и виды переплетений часто используются в комплексе. Интересны аппликации с необработанными срезами, создающими дополнительную бахрому. Популярна вышивка по полотну или готовому изделию гладью, тамбуром, крестом, декорирование бисером, термостразами и пайетками, принтование, голография, термоаппликация [59]. Полотна из хлопковой и льняной пряжи подвергаются традиционной "джинсовой" обработке - варке и брашеванию, создавая эффекты сложных поверхностей. Актуальны гипертрофированные рисунчатые эффекты и рельефы — косы и ажур, присутствие в одном изделии фрагментов различной толщины, прозрачности, блеска. Популярны вывернутые и небрежно обработанные швы, отделка промышленных моделей кожей, мехом, бахромой, а также дополнение трикотажных изделий деталями из ткани и наоборот - присутствие в изделиях из меха, кожи или ткани трикотажных деталей: рукавов, манжет, воротников, поясов [55].
Машинная вышивка - особенный вид декорирования изделия, выполняемый специальными автоматическими машинами, действующими по заданной программе. Человек создает программу вышивки (дизайн) - алгоритм действий машины, который впоследствии может быть повторен необходимое количество раз. Машина, следуя этой программе, автоматически исполняет вышивку на материале. Таким образом, главными особенностями машинной вышивки являются отсутствие ручного труда на этапе непосредственного вышивания и возможность тиражирования экземпляров вышивки [120, 121].
В производстве трикотажных изделий используются как ручные, так и машинные технологии изготовления трикотажа. При этом ручные переплетения применяют в декоре для реализации некоторых дизайнерских идей и для завершения художественного образа. Существует много различных способов ручного вязания. Большинство из них в XX в. пришло в машинное производство, однако некоторые так и осталась прерогативой лишь ручного изготовления. Одним из таких способов является вязание крючком, которое возникло в XVII в. Сегодня большое количество дизайнеров разрабатывает и применяет интересные технологии декорирования трикотажа, позволяющие добиваться от изделий серийного производства эффекта индивидуальности.
Рассмотрим в качестве примера технологии декорирования, использованные в нескольких современных коллекциях отечественного мелкосерийного производства.
Так в коллекции дизайнера Л. Нарсоян «Виноградники души моей» (2006), для декора платьев, джемперов и жакетов из тонкого кулирного трикотажа, выполненного на машинах 10-го класса, использованы ручная вышивка пряжей для ручного вязания и аппликации из более грубой пряжи, чем полотно основного изделия (Рис. 2.9). В коллекции также присутствуют изделия, выполненные на вязальном оборудовании 5-7-го классов, а также жакеты и пальто, связанные на машинах 3-го класса, имитирующих ручное вязание. Эти изделия дополнительно декорированы «бусами», изготовленными в технике вязания крючком ручным способом.
Эффектно подобранная колористическая гамма коллекции и использование полос, связанных с помощью технологии укороченных рядов придают всей коллекции завершенный вид.
Предметная и цветовая символика в декорировании коллекций
На подготовительном этапе анализируется сырье и возможные способы декорирования данного изделия с точки зрения потребительских, производственных и эстетических требований, а также литература, в которой могут содержаться сведения об аналогичных разработках. Кроме этого, учитываются гигиенические требования и требования государственных стандартов. На данном этапе особое значение имеет получение опытных образцов трикотажных полотен, используемых в дальнейшем при создании изделий. Опытный образец полотна помогает увидеть задуманное изделие и уточнить его форму, структуру, цвет, орнамент, фактуру, пропорции, назначение.
Художественно-технологическая разработка трикотажных изделий состоит из разработки эскизов изделий с учетом орнамента и структуры переплетений и всех заправочных данных; разработки эскизов изделий с учетом конструктивного решения; изготовление образцов изделий; внедрение созданных изделий в производство.
В мелкосерийном трикотажном производстве воспроизводство образца изделия происходит небольшими сериями. В условиях быстрой смены моды одной из главных задач при проектировании трикотажных изделий является их жизнестойкость в среде потребления, поиск новых орнаментальных решений и других способов декорирования изделий, достижения художественного разнообразия продукции в условиях промышленного производства. Поэтому одна из особенностей мелкосерийного производства -необходимость предусматривать в типовой форме изделия новые элементы и отдельные детали при одной конструктивной основе. Разнообразие серийной продукции в условиях промышленного производства может быть достигнуто различными средствами: изменением цветового решения, сочетанием различных орнаментов и фактур полотна, применением декоративной отделки, фурнитуры и т.п.
Одна из важнейших задач художественного проектирования изделия — выбор сырья для полотна. Орнамент и структура полотна, а также окончательный вид готового трикотажного изделия напрямую зависит от природы используемой пряжи. По структуре волокон, из которых состоит пряжа, ее разделяют на натуральную, синтетическую, искусственную и смесовую. Натуральность трикотажных изделий достигается использованием пряж, полученных из разнообразного натурального сырья, такого как мохер, мериносовая шерсть, шерсть, хлопок, кашемир, ангора, верблюжья шерсть, шелк, конопля.
На этапе разработки эскизов проектируемых изделий на каждое из них составляются заправочные карты. Данные, указанные в заправочной карте, зависят от типа промышленного производства, типа используемых вязальных машин и производимой на ней продукции.
В заправочных картах используемых для изготовления мелкосерийных изделий на плосковязальных двухфонтурных ручных машинах 3, 5 и 7-го классов обычно указываются следующие данные: класс оборудования; переплетение; сырье (вид, линейная плотность, цвет); характеристика полотна (поверхностная плотность, размер по вертикали и горизонтали в см при заданных возможностях вывязывания полотна - 60 игл/60 петель); раппорт и патрон рисунка; патрон каждого из деталей изделия; графическая запись переплетения. К заправочной карте прилагается образец полотна.
Отличительной чертой мелкосерийного производства является существенное преимущество, связанное с тем, что разработкой технологии производства и дизайном изделий занимается один и тот же человек. Именно поэтому технологические разработки всегда ориентированы на дизайн бу 70 дущих изделий, а дизайнерские решения неизменно приводят к поиску новых технологических приемов.
Работая в качестве технолога и дизайнера трикотажной одежды на протяжении 15 лет, автор при разработке новых коллекций одежды и изделий из трикотажа использовала собственные технологические методы и приемы декорирования, которые позволяли реализовать в полной мере авторские разработки в дизайне [123]. Таким образом, выбор той или иной технологии декорирования всегда диктовался авторской идеей в производстве трикотажных изделий и коллекций.
Все экспериментальные исследования были выполнены на базе трикотажного салона Lena Berman, основанного в 1998 г. За это время автором диссертации было разработано около двадцати сезонных коллекций, многие из которых удостоены наград на региональных, российских и международных конкурсах.
Как было показано в предыдущей главе, при создании современных трикотажных коллекций производители чаще всего используют для достижения художественной выразительности трикотажного полотна сложные переплетения. Однако необходимо отметить, что заслуга многообразия трикотажных переплетений принадлежит производителям вязальных машин и технологам, участвующим в разработке электронных программ или перфокарт.для создания жаккардовых, прессовых, ажурных и других рисунков.