Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Огарева Анна Владимировна

Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах
<
Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Огарева Анна Владимировна. Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах : диссертация ... кандидата медицинских наук : 14.00.21 / Огарева Анна Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет"].- Москва, 2007.- 81 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1. Общие и специфические проблемы в челюстно-лицевой области у музыкантов, играющих на духовых инструментах 10

1.2. Травматический фактор в этиологии и патогенезе заболеваний пародонта 19

Глава 2. Материалы и методы исследования

2.1. Общая характеристика обследованных 22

2.2. Методы клинических исследований 24

2.3. Методы рентгенологического исследования 24

2.4. Методы лабораторных исследований

2.4.1. Метод ультразвуковой допплеровскои оценки микроциркуляции в тканях пародонта 26

2.4.2. Метод лазерной допплеровскои флоуметрической оценки микроциркуляции в тканях пародонта 28

2.4.3. Метод исследования демпфирующей способности пародонта аппаратом «Периотест» 31

2.4.4. Метод оценки сенсорной функции пародонта аппаратом «Периосенсомер» 33

Глава 3. Результаты собственных исследований

3.1. Результаты стоматологического клинико-инструментального обследования 38

3.1.1. Результаты клинико-инструментального обследования курсантов основных групп 38

3.1.2. Результаты клинико-инструментального обследования контрольной группы 42

3.2. Результаты рентгенологического исследования 43

3.3. Результаты лабораторных исследований 45

3.3.1. Результаты изучения микроциркуляции пародонта курсантов основных групп 45

3.3.2. Результаты изучения микроциркуляции пародонта курсантов контрольной группы 47

3.3.3. Результаты исследования демпфирующей способности пародонта

3.3.3.1. Состояние демпфирующей способности пародонта обследованных основных групп 48

3.3.3.2. Состояние демпфирующей способности пародонта обследованных контрольной группы 51

3.3.4. Результаты оценки сенсорной функции пародонта 52

Глава 4. Обсуждение результатов исследований 53

Выводы 68

Практические рекомендации 69

Список использованной литературы 70

Введение к работе

Актуальность проблемы

Заболевания челюстно-лицевой области представляют для музыкантов, играющих на духовых инструментах и их профессиональной деятельности большую проблему (Prensky H.D.,1986).

По данным Herman Е. (1981), существенное влияние на качество жизни миллионов исполнителей-профессионалов, играющих на духовых инструментах, оказывает вовремя не диагностированные и не вылеченные патологические процессы в челюстно-лицевой области. Из них наиболее часто встречаются заболевания пародонта.

Каждый инструмент имеет особую форму мундштука, требующую уникального расположения органов ротовой полости (амбушюр). Во время игры губы, язык и зубы взаимодействуют с мундштуком инструмента, чтобы поочередно обеспечивать и перекрывать ток воздуха.

Большинство музыкантов-трубачей изначально имеют челюстно-лицевые признаки, которые предрасполагают к необходимому расположению органов ротовой полости для профессиональной игры на духовых инструментах. У других музыкантов-трубачей эти параметры таковы, что нужное для правильного извлечения звука положение структур полости рта достигается за счет компенсаторных движений нижней челюсти и мышц головы и шеи. В дальнейшем эти не адекватные механизмы могут приводить к развитию патологических процессов (Prensky H.D.,1986; Nahmani L., Serviere F., 1984.).

Игнорирование аналитических данных при постановке амбушюр приводит к невозможности полностью раскрыть потенциал музыканта. Амбушюр музыканта особенно легко нарушается при наличии стоматологических заболеваний (Rindisbacher Т. et al., 1990).

С другой стороны, в работе Herman Е. (1989) отмечено, что игра на духовых инструментах более 3 часов в день уже является значимым фактором развития патологических процессов, что должно быть учтено лечащим врачом-стоматологом.

По мнению Howard J., Lovrovich A. (1989), прогрессирующие стоматологические заболевания, такие как: пародонтит, деформации зубных рядов, повышенное стирание напрямую влияют на качество извлекаемого музыкального тона, что может приводить к «профнепригодности».

В нашей стране подобные исследования не проводились.

Представляется целесообразным, актуальным и важным для науки и практики стоматологии проведение углубленного изучения влияния профессиональной игры на духовых инструментах на стоматологический статус музыканта. Это позволит выработать систему профилактики стоматологических заболеваний, что особенно важно на ранних этапах карьеры музыканта.

Цель исследования

Комплексное изучение состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах, для оптимизации профилактических мероприятий.

Задачи исследования

  1. Провести комплексное клинико-инструментальное обследование пародонта музыкантов - курсантов Военного института (военных дирижеров) военного университета, играющих на различных духовых инструментах.

  2. Провести рентгенологическое обследование зубочелюстной системы у музыкантов, играющих на духовых инструментах.

  3. Изучить гемодинамику пародонта, демпфирующую способность пародонта, состояние сенсорного аппарата пародонта музыкантов, играющих на духовых инструментах с различным амбушюр.

4. Провести аналогичные исследования у музыкантов, играющих на
ударных инструментах.

5. Оценить в сравнительном аспекте результаты комплексного
стоматологического обследования музыкантов, играющих на духовых и
ударных инструментах.

6. Дать практические рекомендации по профилактике выявленных
нарушений стоматологического статуса у музыкантов, играющих на
духовых инструментах.

Научная новизна исследования

Впервые в России проведены комплексные клинико-инструментальные исследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на различных духовых инструментах, в сравнении с музыкантами, играющими на ударных инструментах.

Установлено достоверное ухудшение стоматологического статуса у музыкантов, играющих на духовых инструментах, в сравнении с контролем.

Получены новые данные о клинико-рентгенологической картине пародонта, состоянии микроциркуляции (по показателям лазерной и ультразвуковой допплеровской флоуметрии), демпфирующей способности пародонта (по показателям прибора «Периотест») и тактильной чувствительности пародонта (по показателям прибора «Периосенсомер») у музыкантов, играющих на различных духовых инструментах, в сравнении с музыкантами, играющими на ударных инструментах.

Выявлено нарастание нарушений гемодинамики и снижение демпфирующей способности пародонта у студентов старших курсов Военного института (военных дирижеров) Военного университета, играющих на духовых инструментах, в сравнении с первокурсниками.

Установлено наличие достоверных различий в стоматологическом статусе (ИГР-У и РМА) музыкантов, играющих на духовых инструментах с внутриротовым амбушюр, в сравнении с музыкантами, играющими на духовых инструментах с внеротовым амбушюр.

Практическая значимость

На основании анализа результатов клинических и инструментальных исследований получены данные, свидетельствующие о наличии нарушений в пародонте у музыкантов, играющих на духовых инструментах, преимущественно в области резцов нижней челюсти, прогрессирующих по мере увеличения продолжительности игры на духовом инструменте.

Установлено, что музыканты, играющие на духовых инструментах, составляют группу повышенного риска развития пародонтита в передних отделах зубных рядов в результате перегрузки тканей пародонта во время игры на духовом инструменте и нуждаются в проведении профессиональных лечебно-профилактических мероприятий, включая обучение гигиене полости рта, мотивировании к уходу за зубами и пародонтом, регулярном контроле ухода за зубами и проведении профессиональной гигиены полости рта.

Основные положения, выносимые на защиту

1 .Комплексное стоматологическое обследование курсантов Военного института (военных дирижеров) Военного университета убедительно свидетельствует, что профессиональные занятия игрой на духовых музыкальных инструментах сопровождаются достоверным ухудшением стоматологического статуса, особенно состояния пародонта передних зубов.

2. Показатели лазерной и ультразвуковой допплеровской флоуметрии
свидетельствуют о достоверном ухудшении микроциркуляции в пародонте в
области резцов у курсантов, играющих на духовых инструментах, в
сравнении с музыкантами, играющими на ударных инструментах.

3. Игра на духовых инструментах с внутриротовым амбушюр приводит к
достоверному снижению показателей микроциркуляции в области резцов
верхней челюсти в сравнении с показателями музыкантов, играющих на
духовых инструментах с внеротовым амбушюр.

Апробация работы

Результаты диссертационной работы доложены, обсуждены и одобрены на:

IV Всероссийском конгрессе «Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия», Новосибирск, 2005.

XXVII итоговой конференции общества молодых ученых МГМСУ, Москва, 2006.

XXVIII итоговой конференции общества молодых ученых МГМСУ, Москва, 2007.

на совместном заседании сотрудников кафедры госпитальной ортопедической стоматологии и лаборатории материаловедения НИМСИ при МГМСУ 19 июля 2007 г.

Внедрение результатов исследования

Результаты исследований внедрены в педагогический процесс с клиническими ординаторами и аспирантами кафедры ГОС МГМСУ.

Личное участие соискателя в разработке проблемы

Автором лично проведена клиническая часть работы по стоматологическому обследованию тематических пациентов, их систематизации по группам и тщательному клиническому обследованию с использованием системы общепринятых индексов. Автор освоила инструментальные методы исследования пародонта зубов: лазерную и ультразвуковую допплерографию, периотестометрию, периосенсометрию. Принимала активное участие в статистической обработке полученных данных, анализе результатов комплексного клинико-инструментального обследования музыкантов, играющих на духовых инструментах и музыкантов, играющих на ударных инструментах.

Публикации

По теме диссертации опубликовано 3 работы, из них 1 статья в журнале из перечня ВАК РФ.

  1. Огарёва А.В., Золотницкий И.В., Манин О.И., Михайлов А.Н. «Состояние пародонта зубов у музыкантов, играющих на духовых инструментах». Сборник трудов XXVIII Итоговой конференции общества молодых ученых МГМСУ, Москва. МГМСУ. 2007 г., с. 240-241.

  2. Огарёва А.В., Золотницкий И.В., Манин О.И. «Сравнительная оценка состояния опорно-удерживающего аппарата фронтальной группы зубов у музыкантов, играющих на духовых инструментах с помощью

прибора "Периотест"». Материалы IV Всероссийского конгресса «Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия» и Всероссийского симпозиума «Новые технологии в стоматологии», Новосибирск, 2005 г., с. 119-120.

3. И.В. Золотницкий, А.В.Огарёва, А.Н. Михайлов, З.У. Акоев
«Клинико-инструментальная оценка пародонта у музыкантов, играющих
на духовых инструментах», Российский стоматологический журнал,
2007, №4 с. 23-25.

Общие и специфические проблемы в челюстно-лицевой области у музыкантов, играющих на духовых инструментах

При изучении стоматологических заболеваний исследователи редко уделяют достаточно внимания специфическим стоматологическим проблемам музыкантов, как учащихся, так и профессионалов. По данным (Porter М.М.,1987) на качество жизни миллионов исполнителей-профессионалов оказывают существенное влияние вовремя не диагностированные и не вылеченные патологические процессы в челюстно-лицевой области.

К группе риска, по данным (Porter М.М.,1968; Lockwood А.Н.,1989) относятся, прежде всего, музыканты, играющие на духовых инструментах. Музыкальные духовые инструменты многообразны (табл.1), процесс «извлечения» звука различен. Наблюдение за процессом игры на духовом музыкальном инструменте и понимание его позволяют выработать специфическую индивидуальную тактику стоматологического лечения, которая наиболее полно отвечала бы профессиональным требованиям музыканта (Prensky H.D.,1989; Shapiro G.I.,1992).

Игра на духовых музыкальных инструментах сопряжена со сложной координационной работой мышц и требует особой техники дыхания. Между функциями дыхания и глотания существует тесная взаимосвязь, поэтому нарушение последней неизбежно приводит к ухудшению качества воспроизведения звука. Показательна также взаимосвязь дыхания и слюноотделения. Слюну, накапливающуюся в полости рта, необходимо сглатывать. Человек воспроизводит в день от 600 до 2000 глотательных движений и около 22000 дыхательных. Таким образом, на каждые 10 дыхательных движений приходится одно глотательное, и процессы эти должны быть очень хорошо скоординированы, чтобы предотвратить аспирацию слюны (Heskia J.E. et Hospital L., 1978).

Во время игры губы, язык и зубы взаимодействуют с мундштуком инструмента таким образом, чтобы обеспечивать и перекрывать ток воздуха. Указанные структуры вместе с небом и дыхательными мышцами позволяют контролировать высоту, тембровую окраску, длительность и другие характеристики звука. Каждый инструмент имеет особенную форму мундштука, требующую уникального расположения органов ротовой полости (амбушюр) (Herman Е.,1981, 1989; Lockwood А.Н.,1989; Porter М.М., 1987). Некоторые исполнители изначально имеют такие челюстно-лицевые признаки, которые предрасполагают к конкретному амбушюру. У других эти параметры таковы, что нужное положение структур полости рта достигается за счет компенсаторных движений нижней челюсти и мышц головы и шеи. В дальнейшем эти адаптивные механизмы могут приводить к развитию патологических процессов. Игнорирование анатомических данных при постановке амбушюра приводит к невозможности полностью раскрыть потенциал музыканта (Howard J.A., Lovrovich А.Т.,1989).

Музыканты предъявляют жалобы на различные проблемы в челюстно-лицевой области, мешающие профессиональной деятельности или вызывающие общий дискомфорт. Некоторые жалобы - общие для музыкантов, остальные характерны для конкретного музыкального инструмента. Общие жалобы могут включать: патологию прикуса и пародонта, травмы мягких тканей, локальное перераспределение мышечного тонуса, задержку прорезывания зубов, герпес, ксеростомию и неудачные последствия стоматологического лечения. Распределение сил при игре на музыкальных инструментах может нарушать правильное соотношение челюстей и зубных дуг и приводить к формированию дизокклюзии и патологии пародонта. Тип и степень выраженности патологии зависит от следующих факторов: форма мундштука инструмента, длительность практики (количество часов ежедневно), положение зубов и действие мышц языка и мимических мышц во время игры (Middlestard S., Fishbein М., 1994).

Силы, воздействующие на челюстно-лицевую систему при игре на духовых инструментах, значительно больше сил, возникающих при сокращении лицевых мышц стандартной силы или максимально возможном сжимании губ. Их направленность, величина и длительность в некоторых случаях достигают того уровня, который может вызвать развитие дизокклюзии и патологии пародонта или помочь в их лечении. Оптимальная величина сил во время ортодонтического перемещения зубов (поворот, наклон или выдвижение) равна 35-60 грамм, в то время как силы, возникающие при игре на духовых инструментах разных типов, могут достигать ощутимо больших величин (при игре на флейте - 211 грамм, на кларнете и саксофоне - 270 грамм, на трубе - до 500 грамм). В том случае, если время воздействия этих сил значительно, они вполне могут вызвать изменение положения зубов (Porter М.М.,1987; Silverman S.I., 1990; Rindisbacher Т., Geering А., 1990).

Для музыкантов-любителей ежедневные занятия по 90 минут и менее не могут привести к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Игра на духовых инструментах более трех часов в день уже является значимым фактором развития патологических процессов и не может быть сброшена со счетов врачом-стоматологом (Herman Е.,1989).

Клинообразный мундштук одноствольных инструментов при игре помещается в полость рта. Большая часть веса инструмента при этом приходится на нижнюю губу и передние зубы нижней челюсти, а язык оказывает давление на фронтальные зубы верхней челюсти. При игре на инструментах данного типа, например, кларнете или саксофоне, губы предотвращают миграцию воздуха. При одностороннем амбушюре верхняя губа выполняет только эту функцию. Нижняя губа, помимо замыкания этого своеобразного «сфинктера», поддерживает инструмент и помогает контролировать вибрацию последнего при извлечении звука. Кроме того, она играет роль «прокладки» между мундштуком и нижними передними зубами. При игре на кларнете нижняя губа загнута язычно, в то время как саксофон требует несколько большего ее выдвижения вперед. В случае двухстороннего амбушюр верхняя губа также подогнута и перекрывает режущие края верхних резцов, предотвращая их контакт с верхней частью мундштука.

Травматический фактор в этиологии и патогенезе заболеваний пародонта

В условиях медпункта Военного института (военных дирижеров) Военного университета и в клинике кафедры госпитальной ортопедической стоматологии МГМСУ нами обследовано 228 курсантов-музыкантов, из них 56 музыкантов, играющих на ударных инструментах (3 и 4 курс) и 172 музыканта, играющих на духовых музыкальных инструментах (1, 2, 3, 4 курсы).

Критериями включения обследуемых в планируемую работу были: пол -мужской, возраст от 17 до 25 лет, полные зубные ряды, отсутствие общесоматической патологии, челюстно-лицевых аномалий.

Критериями исключения курсантов-добровольцев из исследования явились следующие критерии: возраст до 17 или старше 25 лет, наличие дефектов зубных рядов, зубных протезов, повышенного стирания твердых тканей зубов, челюстно-лицевых аномалий, диастемы, трем, общесоматической патологии, а также нарушений, предрасполагающих к развитию патологии пародонта: особенности прикрепления уздечек верхней и нижней губы, наличие зубных протезов, курение.

После предварительного обследования согласно приведенным критериям включения-исключения группу музыкантов, играющих на ударных инструментах, составили 22 человека (контрольная группа), группу курсантов-добровольцев, играющих на духовых инструментах, составили 82 человека.

В зависимости от музыкального инструмента, обследованные были разделены на 3 группы: 1-я группа (49 человек) - музыканты, играющие на духовых инструментах с внеротовым амбушюр (туба, труба, валторна и т.д.); 2-я группа (33 человека) - музыканты, играющие на духовых инструментах с внутриротовым амбушюр (кларнет, гобой, саксофон и т.д.); 3-я группа -контрольная (22 человека) - музыканты, играющие на ударных инструментах.

Группы разделили на подгруппы в зависимости от курса обучения: в подгруппах «1а» и «2а»- учащиеся 1 курса (11 и 8 человек), в подгруппах «16» и 26 - учащиеся 2 курса (11 и 8 человек), в подгруппах «1в» и «2в» -учащиеся 3 курса (13 и 8 человек), в подгруппах «1г» и «2г» - учащиеся 4 курса (14 и 9 человек). В контрольной группе (ударные инструменты) были курсанты 3 и 4 курсов. Все обследуемые, включенные в работу, были подробно проинформированы о целях и задачах исследования, методах и средствах клинико-инструментального обследования и дали письменное информированное согласие. Ежедневная продолжительность занятий на инструменте у обследованных нами курсантов составляла не менее 3 часов в сутки.

Диагностику заболеваний пародонта обследуемых пациентов проводили в соответствии с терминологией и классификацией болезней пародонта, утвержденной на XVI пленуме Всесоюзного научного общества стоматологов (ноябрь 1983 г.). Обследование проводили по общепринятой методике.

Сбор анамнеза у музыкантов включал информацию о типе музыкального инструмента, частоте и длительности игры на нем. При опросе пациентов особое внимание обращали на наличие в анамнезе аллергических реакций,, перенесенных и сопутствующих заболеваний.

При осмотре полости рта пациентов оценивали состояние зубных рядов, твердых тканей зубов, состояние и глубину преддверия полости рта, особенности прикрепления уздечек верхней и нижней губ, наличие дополнительных уздечек слизистой оболочки. При оценке зубного ряда учитывали наличие зубных протезов, аномалии форм, размера и положения зубов, наличие стирания твердых тканей зубов, особенности окклюзионных соотношений, наличие диастемы и трем. Состояние десневого края оценивали с вестибулярной и оральной сторон по следующим критериям: цвет слизистой оболочки, наличие гиперемии и отека, состояние десневого сосочка, сохранность зубодесневого прикрепления, наличие пародонтальных карманов, кровоточивость тканей десны при инструментальном обследовании, наличие зубного налета, зубных отложений, определяли подвижность зубов, степень рецессии десны, наличие повышенной чувствительности эмали зубов.

Для оценки распространенности и интенсивности заболеваний пародонта использовали индекс CPI.

Обследовали пародонт в области всех зубов и выделяли самое тяжелое поражение. Обследование проводили с помощью градуированного пуговчатого пародонтального зонда, рекомендованного ВОЗ, на рабочую часть которого нанесены измерительные деления в миллиметрах: 0,5, 3,5, 5,5, 11,5. Участками для зондирования являлись мезиальные, срединные и дистальные области на вестибулярных и оральных поверхностях зубов.

Использовали стандартные критерии индекса CPI: код 0 - здоровые ткани; код 1 - кровоточивость, наблюдаемая во время или после зондирования; код 2 — зубной камень или другие факторы, задерживающие налет (нависающие края пломб и др.), видимы или ощущаются во время зондирования; код 3 -пародонтальный карман глубиной 4 или 5 мм; код 4 - пародонтальный карман глубиной 6 мм или более.

Гигиеническое состояние полости рта обследованных курсантов оценивали с помощью упрощенного индекса гигиены полости рта (ИГР-У).

Обследовали 6 зубов: вестибулярные поверхности зубов 1.6., 2.6., 1.1., 3.1. и оральные поверхности зубов 3.6. и 4.6. Оценку зубного налета проводили визуально и методом окрашивания зубов с помощью раствора Шиллера-Писарева. Использовали стандартные коды и критерии оценки зубного налета: 0 — зубной налет не выявлен; 1 - мягкий зубной налет, покрывающий не более 1/3 поверхности зуба (или наличие любого количества окрашенных отложений); 2 — мягкий зубной налет, покрывающий более 1/3, но не более 2/3 поверхности зуба; 3 - мягкий зубной налет, покрывающий более 2/3 поверхности зуба.

Определение над- и поддесневого зубного камня проводили с помощью стоматологического зонда. Коды и критерии оценки зубного камня были следующие: 0 — зубной камень не выявлен; 1 - наддесневой зубной камень, покрывающий не более 1/3 поверхности зуба; 2 - наддесневой зубной камень, покрывающий более 1/3, но не более 2/3 поверхности зуба (или наличие отдельных отложений поддесневого зубного камня в пришеечной области зуба); 3 — наддесневой зубной камень, покрывающий более 2/3 поверхности зуба (или значительные отложения поддесневого камня вокруг пришеечной области зуба).

Общая характеристика обследованных

Исследовали кровообращение в пародонте передних зубов верхней и нижней челюстей. Для удобства поиска сосуда и контроля правильности установки датчика в точке локации использовали устройство слухового контроля — звуковые стерео-колонки, что дает возможность как можно более точно сориентировать датчик, получить четкую спектральную картину по громкости звучания, а также определить тип исследуемого сосуда.

Исследования у пациентов основной и контрольной групп проводили во фронтальном участке альвеолярного отростка верхней челюсти и альвеолярной части нижней челюсти. В указанной области микроциркуляцию регистрировали по переходной складке в проекции верхушек корней правых центральных резцов верхней и нижней челюстей. Регистрация микроциркуляции в каждом участке десны осуществлялась в течение не менее 1 минуты.

Метод лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ) основан на принципе допплеровской низкочастотной спектроскопии с помощью излучения гелий-неонового лазера малой мощности и длиной волны 632,8 нм, которое хорошо проникает в поверхностные слои мягких тканей.

Использовали лазерный анализатор скорости поверхностного капиллярного кровотока «ЛАКК-01» (НПП «ЛАЗМА», Россия), оснащенный гелий-неоновым лазером (ЛГН-207 Б) с мощностью лазерного излучения на выходе световодного кабеля не менее 0,3 мВт. Лазерный анализатор кровотока ЛАКК-01 рекомендован Минздравом РФ для применения в практическом здравоохранении ( Протокол № 1 от 13. 01.93 Комиссии по клинико-диагностическим приборам).

Перед началом исследования пациенту объясняли суть и безвредность для здоровья проводимых манипуляций. Измерения проводили у пациентов в положении сидя (угол наклона спины 95-100 ), голова была фиксирована на подголовнике при горизонтальном расположении трагоорбитальной линии, руки расположены на подлокотниках. Во время проведения исследования температура в помещении была в пределах от 18 до 22С.

Для определения наиболее полной характеристики микроциркуляции в тканях пародонта запись показателей ЛДФ проводили во фронтальном участке альвеолярного отростка обеих челюстей (рис.3).

Исследования у пациентов основной и контрольной групп проводили во фронтальном участке альвеолярного отростка верхней челюсти и альвеолярной части нижней челюсти. В указанной области микроциркуляцию регистрировали по переходной складке в проекции верхушек корней правых центральных резцов верхней и нижней челюсти. Регистрация микроциркуляции в каждом участке десны осуществлялась в течение не менее 1 минуты.

Расчеты измерений усредняли по серии измерений. При оценке результатов проводили стандартный анализ ЛДФ-граммы, определяли статистические средние значения величины перфузии тканей кровью:

В нашем исследовании использован прибор «Периотест 3218» фирмы «Gulden» (Германия) (соответствует требованиям норм ЕМ 60601-1 и EN 60601-1-2 и отмечен знаком СЕ в соответствии с руководящим документом 93/42/EWC от 14 июня 1993 года по медицинским изделиям.

«Периотест» определяет способность тканей пародонта вернуть зуб в исходное положение после действия на него определенной внешней нагрузки. Прибор состоит из приборного блока, компьютерного анализатора и наконечника, соединенных между собой. Компьютерный анализатор построен на микросхемах, снабжен источником питания, четырьмя микропроцессорами и логическими схемами сравнения. Прибор компактен, снабжен оптической (цифровая информация на дисплее) и акустической (результаты измерения выдаются в звуковом виде) системами информации.

Два микропроцессора служат для обработки информации, третий содержит программу управления, в четвертый заложена речевая программа. Программа аппарата предусматривает автоматическое перкутирование 16 раз подряд с частотой 4 удара в секунду. При каждом измерительном импульсе аппарат издает короткий звуковой сигнал, а после окончания измерения следует длинный звуковой сигнал. Затем на цифровом индикаторе появляется соответствующий индекс, который сопровождается звуковой информацией.

Рабочим элементом в наконечнике является боек, включающий пьезоэлемент, работающий в двух режимах: генераторном и приемном.

Первый режим — возбуждение механического ударного импульса и передача его бойку, второй — прием отклика механической системы и передача его для анализа в микропроцессорную часть.

Физический принцип работы прибора заключается в преобразовании электрического импульса в механический.

Исследуемый зуб перкутируется бойком наконечника через равные промежутки времени (250 мс) с усилием, являющимся атравматичным как для твердых тканей зуба, так и для тканей пародонта. Перкутирование проводится посередине между режущей поверхностью зуба и его экватором. Микропроцессор прибора регистрирует характеристики взаимодействия бойка с зубом, рассчитывает средний показатель за 16 ударов, контролирует правильность полученных результатов, которые после каждой серии ударов отображаются в виде индекса.

За один период времени возбужденный ударом импульс проходит по зубу, передается тканям периодонта и отражается от них. В зависимости от состояния эластичности волокон периодонта зуба, отраженный сигнал существенно изменяется. Чем устойчивее зуб и «жестче» связочный аппарат зуба, тем быстрее будет взаимодействие бойка с зубом и отдача удара бойку. Одним из обязательных условий при проведении исследования являлось правильное положение головы пациента. При исследованиях, проводимых на группе верхних передних зубов, голову пациента слегка наклоняли вниз, при исследованиях на группе нижних передних зубов голова пациента занимала почти вертикальное положение. При малейшем несоответствии положения наконечника прибора к вестибулярной поверхности исследуемого зуба микропроцессор сигнализировал об этом, поэтому получаемая информация максимально объективна. Во время проведения исследования зубные ряды всегда были разомкнуты.

Результаты стоматологического клинико-инструментального обследования

При клиническом стоматологическом обследовании 82 курсантов-музыкантов, играющих на духовых музыкальных инструментах никаких жалоб на состояние органов и тканей полости рта не было. Все курсанты проходят плановую стоматологическую санацию в условиях медпункта Военного института (военных дирижеров) Военного Университета.

При клиническом осмотре нами было определено значение индекса КПУ для каждого обследованного. Мы установили, что у курсантов первого года обучения индекс КПУ составил в среднем 3,0±0,49 в группе 1а (игра на духовых инструментах с внеротовым амбушюр), а в группе 2а (игра на духовых инструментах с внутриротовым амбушюр) в среднем 2,9± 0,35. Значение индекса связано с показателем «П», в единичных случаях был диагностирован фиссурный кариес. Показатель «У» у всех курсантов был нулевым в связи с условиями отбора обследуемых лиц по принципу включения-исключения.

У курсантов второго года этот индекс составил в группе «16» (2,4±0,53), в группе «26» (3,3±0,60). То есть отсутствует достоверное различие как по вертикали между группами первокурсников и второкурсников, так и по горизонтали - среди первокурсников, играющих на различных духовых инструментах и также среди второкурсников.

Следует отметить, что мы не оценивали динамику стоматологического здоровья, проводя его мониторинг на протяжении нескольких лет обучения, а лишь провели «срез» состояния твердых тканей зубов у курсантов-музыкантов.

Наибольшее значение индекса КПУ выявлено нами, как и предполагалось у курсантов старшекурсников. На четвертом курсе в группе «1г» достоверно выше показатели КПУ в сравнении с таковыми у курсантов 1 и 2 года обучения (группы «la» и «16»), которые профессионально занимаются игрой на музыкальных инструментах с внеротовым амбушюр (трубачи и др.).

Сопоставление средних показателей по группе 1 и группе 2 свидетельствуют о статистически недостоверном небольшом превалировании поражении кариесом зубов у курсантов-музыкантов, играющих на духовых инструментах с внутриротовым амбушюр.

Необходимо отметить, что не встретили среди 82 обследованных молодых мужчин ни одного случая некариозного поражения твердых тканей (повышенного стирания).

Оценка гигиены полости рта у обследованных 1 и 2 основных групп показала, что у подавляющего большинства курсантов имеется удовлетворительный уровень гигиены полости рта (табл.4).

Минимальное значение ИГР-У (1,2±0,11) определено в группе «2а», т.е. у первокурсников, играющих на духовых музыкальных инструментах с внутриротовым амбушюр. Обследование из этой же группы, по подгруппе «в»-3 курс и особенно «г»-4 курс имеют достоверно худшую (но все еще удовлетворительную) гигиену полости рта-соответственно 1,88±0,27 и 2,37±0,21. У курсантов 1 группы не отмечено достоверных различий среди подгрупп.

В целом, по показателю гигиены полости рта в группе 2 значение выше (статистически недостоверно), чем в группе 1: соответственно 1,77±0,37 и 1,53±0,36

Этот результат вполне согласуется с выше приведенными данными индекса КПУ (табл.2 и 3) Клинико-инструментальное обследование состояния пародонта с помощью индекса РМА показало, что у всех курсантов-музыкантов в группах 1 и 2 отмечается легкая степень гингивита до 30%. Однако и в этом исследовании у старшекурсников воспаление десны в переднем отделе челюстей более выражено, чем у курсантов младших курсов (табл. 5).

Лишь у первокурсников показатели лучше, но незначительно, и в соответствии с критериями оценки CPI интенсивность поражения пародонта составила 1,5±0,7± в группе «1а» и 1,5±0,27 в группе «2а». Наибольшая интенсивность поражения пародонта отмечена у курсантов-четверокурсников, играющих на духовых инструментах с внеротовым амбушюр. В качестве примера приводим внутриротовое фото курсанта «1г» группы с выраженным гингивитом (профессионально занимающегося игрой на тромбоне). Среднее значение индекса CPI в группах 1 и 2 полностью совпадают (по 1,95). Клинико- Индекс КПУ у курсантов контрольной группы (п=22чел.) составил 2,5±0,37, что статистически достоверно лучше, чем у курсантов 3-го и 4-го лет обучения игре на духовых инструментах - от 3,3 до 4,2. У этих молодых ребят была выявлена хорошая гигиена полости рта ИГР-У, равная 0,87±0,17. Это значительно лучше, чем в основных группах (от 1,29 до 2,37). Уровень интенсивности поражения пародонта у курсантов контрольной группы следует оценить как средний (СРІ=0,83±0,23), в отличие от высокого уровня интенсивности поражения пародонта у курсантов основных групп (в среднем СР1=1,95).

Результаты клинического обследования при помощи индекса РМА свидетельствуют, что у курсантов контрольной группы значение индекса значительно ниже, чем у курсантов основных групп. Средний показатель по группе контроля РМАк=5,67±1,23, что в четыре с лишним раза меньше, чем в основных группах: в первой РМА 1=23,9, во второй РМА2=24,98.

Для лучевой диагностики состояния костной ткани пародонта передних зубов верхней челюсти и нижней челюсти мы проводили каждому пациенту при наличии выраженных клинических признаков воспаления пародонта панорамное рентгенологические исследование. Всего проведено 29 рентгенологических исследований, из них: 12 - в первой группе, 12 - во второй группе, 5 - в третьей группе (контрольная). Визуальный анализ полученных панорамных рентгенограмм не позволили выявить достоверные различия. Во всех случаях мы констатировали состояние кортикальной пластинки в межзубных перегородках на верхней и нижней челюстях. На фото 10 представлена панорамная рентгенограмма верхней челюсти курсанта «1 б» группы, на фото 11 представлена панорамная рентгенограмма нижней челюсти курсанта «26» группы, на фото 12 - панорамная рентгенограмма верхней челюсти курсанта 3 (контрольной) группы.

Похожие диссертации на Клинико-инструментальное обследования состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах