Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Лучана Благи : Проблема метода Фейгина Екатерина Витальевна

Творчество Лучана Благи : Проблема метода
<
Творчество Лучана Благи : Проблема метода Творчество Лучана Благи : Проблема метода Творчество Лучана Благи : Проблема метода Творчество Лучана Благи : Проблема метода Творчество Лучана Благи : Проблема метода Творчество Лучана Благи : Проблема метода Творчество Лучана Благи : Проблема метода Творчество Лучана Благи : Проблема метода Творчество Лучана Благи : Проблема метода Творчество Лучана Благи : Проблема метода Творчество Лучана Благи : Проблема метода Творчество Лучана Благи : Проблема метода
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фейгина Екатерина Витальевна. Творчество Лучана Благи : Проблема метода : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05.- Москва, 2000.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/234-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философская система Благи и категории культуры 30

Глава 2. Поэзия Лучана Благи 54

Глава 3. Драматургия Лучана Благи 97

Заключение 125

Библиография 129

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено творчеству практически неизвестного и чрезвычайно мало изученного в России классика румынской литературы Лучана Благи (1895-1961). Мы не располагаем не только специальными работами об этом писателе на русском языке, но и сколько-нибудь солидными публикациями его сочинений. Творчество Л. Благи на русском языке представлено в Антологии румынской поэзии (1958) и в Поэзии современной Румынии (1978). В монографической работе, посвященной культуре Румынии ХГХ-ХХ вв. М.В. Фридмана «Идейно-эстетические течения в румынской литературе ХГХ-ХХ веков» (1978) дана краткая характеристика творчества Лучана Благи на фоне деятельности журнала «Гындиря» («Мысль»), рассматриваюся особенности поэзии, философские сочинения упоминаются в связи с полемикой Благи и руководителя журнала Никифора Крайника. Но, безусловно, творчество Благи заслуживает специальных исследований.

В Румынии Л. Блага известен как поэт, драматург и философ. Его философские труды в пятнадцати книгах, составляют четыре монографии и также нуждаются в изучении. В данной работе основное внимание уделяется художественному творчеству, а философское наследие затронуто лишь в нескольких аспектах, с целью рассмотреть некоторые эстетические положения его теории культуры и категории, важнейшие ддя литературного творчества писателя, его эстетики, без которых анализ художественного творчества не может быть полным.

В Румынии можно насчитать свыше десятка монографий, посвященных творчеству писателя, не говоря^уже о том, что ни одно серьёзное обзорное исследование литературы «между двумя войнами» не обходится без главы, посвященной Л. Благе. Тем не менее, эти работы не исчерпывают и не могут исчерпать всей проблематики, связанной с творчеством поэта.

Одна из первых монографий, вышедших после смерти писателя, О. Крохмэлничану, даёт общий очерк творчества писателя. В самых общих чертах определяется философская картина мира, подробно анализируется поэзия и схематично - драматургия, Крохмэлничану бо многом определяет ракурс румынских критических исследований, посвященных творчеству Благи, особенно это касается поэзии. Во главу угла румынский ;критик ставит замечание самого Благи, о Бнутреннем соответствии поэтики экспрессионизма и поэтики фольклора. [17. 134] Поэтому исследование поэтической эволюции Благи представляет некоторую сложность,.хотя наличие её трудно отрицать. Исследование доэзии сводится к анализу образной системы, безусловно, необычайно интересной и богатой.

Один из самых авторитетных исследователей Джордже Ганэ в своей монографии «Художественное творчество Л. Благи» (1976) подробно рассматривает творчество Благи, касаясь не только художественных произведений, но и биографии, и -ОСНОВНЫХ направлений его эстетики и философии. Но Ганэ явно ограничен существующей в то время цензурой. Кроме того он интерпретирует поэзию Благи в том же ключе, что и Крохмэлннчану, Ган рассматривает творчество Благи как сформировавшийся поэтический мир со своей символикой и образностью. Свою задачу критик видит в подробном описании этой образности.

Эуджен Тодоран, автор нескольких книг о Благе трактует творчество поэта, как соединение нескольких мифологий. «Поэтическая мифология» в свою очередь подразделяется на «архаическую» и «современную»; есть мифология «философская» и мифология «драматическая». Исследование очень интересно и во многом убедительно, но слишком частое, порой расплывчатое употребление слова «миф» скорее затрудняет проблему, чем разрешает.

Йон Поп вг своей монографии^ «Лучан Блага. Нозтичеркий универсум» (1981) рассматривает только поэзию Благи от поэтического «Я» постепенно расширяя (пространство, география, рай) и опять же приходя к мифу и^даже логосу.

В основном работы о поэзии разделяются на два вида: подробный анализ стихов или описание тематики (Индриеш А^ Ливада М.) или анализ мифологического элемента в поэтике Л. Благи. (Шора М.).

Недостаточность научных исследований имеет несколько причин: во-первых, JL Блага - писатель очень сложный, его творчество разнообразно по тематике, одна^работа никогда не может вместить всей глубины проблематики Благи и охватить все культурные ассоциации его творчества; во-вторых, очень долгое время после 1945 г. Блага был персоной поп grata, его даже косвенно обвиняли в связях с фашистами, и вменяли в вину «националистические идеи». В пятидесятые годы он почти, не издавался, занимался переводами. В 60-е годы исследования, посвященные творчеству Благи, в основном, рассматривали фольклорную образность в его поэзии. После смерти писателя, естественно, интерес к нему возрос, но многие важные философско- эстетические положения обходили молчанием, а в монографиях обязательно должны были иметь место сравнения его творчества с желательным для идеологии эталоном. Это в большей или меньшей степени коснулось всех монографий, вышедших до 1990 года.

Теперь мы имеем работы М. Минку, Э.Тодорана уже не скованные идеологическими рамками. Ценная работа А. Теодореску «Лучан

Блага и народная румынская культура» раскрывает связи всего творчества Благи: философии, поэзии и драматургии - с фольклором. Монография А. Михэйлеску посвящена драматургии, которая рассматривается во всех аспектах: идеологическом, психологическом и поэтическом. Это исследование глубоко анализирует драму, но не выявляет всех взаимосвязей между жанрами творчества Благи. Таким образом, краткий обзор основных монографий показывает, что многие солидные исследования, при всей их несомненной ценности, ограничены по нескольким параметрам: 1. Исследование отдельных жанров. 2. Анализ статичной поэтической картины мира. 3. Идеологические рамки.

Чтобы понять значение писателя для румынской литературы, необходимо отметить, что в XX веке румынская литература имеет уже не региональное значение, а мировое. Известны не только имена но и факты, подтверждающие значительность культурных процессов, происходящих в этой стране. Ведущая роль Тристана Тцара и М. Янку в дадаистском кружке, творчество Э. Ионеско - основателя театра абсурда, значительность М. Элиаде, художественная проза и труды которого по мифологии и религиоведению известны во всём мире, - всё говорит о мировом статусе румынской культуры XX века.

Огромное значение имеют художественно-эстетические течения начала века, когда румынская культура отличается многообразием и пестротой. После бурного романтического самоутверждения в прошлом столетии румынская нация осознала свои возможности и вышла на европейский уровень. Румынская культура этого периода отличается невероятной чуткостью к процессам, происходящим в Европе. Ни один крупный культурный феномен, ни одно течение не проходит незамеченным в восточноевропейской стране. Вместе с тем, есть культурные явления, не имеющие аналогов в других странах Европы. Таким художественным течением был сэмэнэторизм, названный по наименованию журнала «Сеятель» («Semanatorul»). (1901). Вышедший в первые годы XX века журнал определил программные установки нового течения. В крестьянской стране несомненно огромный резонанс вызвала мифологизация сельской жизни, не просто идеализация патриархального быта, а поиски высшего смысла в единении с природой, в крестьянском простом труде, ностальгическое воспоминание о славных подвигах гайдучества, стремление выявить национальную, глубокую, определяющую румынскую культуру сущность. В манифестах и художественных произведениях Дж. Кошбука, Ал. Влэхуце, Н. Йорги можно видеть совершенно новое по сравнению с романтическим отношение к фольклору. В лоэзии предпочитаются простые, но яркие, колоритные образы, не допускается никакой экзальтации и сентиментальности. Сэмэнэторизм оказал глубокое влияние на литературу XX века, как на поэзию, так и на романное творчество. М. Садовяну одно время был приверженцем этого течения, и следы сэмэнэтористской эстетики можно отметить в его произведениях [89; 149].

Если сэмэнэторизм - специфически румынское художественное течение, связанное с сельской тематикой, то символизм, - явление заимствованное, связанное с городской культурой, более поздней. В это время действительно развиваются города и сама городская тематика становится актуальной. До этого времени при всей развитости фольклорных жанров в Румынии не было жанра городского романса. Утверждение символизма во многом связано со стремлением противостоять романтическим и сэмэнэтористским эпигонам, открыть новые пути развития поэзии. Заимствованное художественное явление органично вписывается в круг румынской образности. Румынский символизм существует в нескольких вариантах. Основоположником этого течения считается А. Мачедонский, иногда его называют предсимволистом. В его творчестве выделяют два периода; романтический, и, так называемый, инструменталистский - стихи- построены на редких звуковых сочетаниях. Образцом становится верленовский стих. Другой поэт символист, О. Денсушяну, ориентируется, прежде всего, на Верхарна. Один из интереснейших символистских поэтов Дж. Баковия явно ассоциируется с Верленом, даже иногда использует приёмы верленовской музыкальности, но это не подражательная поэзия, а факт национальной культуры. Румынский символизм открывает новые поэтические возможности родного языка. В поэзии проявилась полифоничность, многослойность, ассоциативность образа, в которых так нуждался эстетический вкус. Румынский символизм помог найти новые пути в поэзии и противопоставил бездарным подражателям М. Эминеску собственную высокую школу.

Идейно-художественное направление «попоранизм» (от 'ророг' -'народ') в отличие от сэмэнэторизма связано с острым ощущением именно социальных проблем. В румынской литературе был достаточный опыт обращения к- социальной проблематике, и опыт вполне оправданный. Здесь одновременно возникает аналогия с русским понятием «народничество». Сэмэнэторизм стремился к единению всех классов, не противопоставляя помещиков и крестьянство, объединял их в общенациональных интересах; а у деятелей попоранизма была определённая социальная программа, стремление совершить аграрную реформу и непосредственно улучшить жизнь крестьян. Но в литературе политические принципы попоранизма «теряли чёткие границы, превращались в атмосферу, в чувство симпатии к крестьянству, ко всем трудящимся.» [89;175]. Главными деятелями попоранизма были К. Стере и Г. Ибрэиляну, разработавший литературные принципы попоранизма. Влияние этого течения отмечают в произведениях М. Садовяну, Й. Агырбичану.

Но многообещающее развитие румынской культуры было прервано первой мировой войной. Румыния также как и многие другие страны много претерпела в этот важный для неё период. «Начало столетия была похоже на последний акт весёлой комедии, сделанной блестяще и великолепно, но в финале которой снаружи на улице слышатся пулемётные очереди... Первые же пушки развеяли оптимизм, и самонадеянная весёлость сменилась ощущением катастрофы.» [105;12}. Послевоенные события связаны с революционным резонансом российских событий, поднялась волна освободительного движения, и в 1918 году Румыния объединилась. Но миф о «Великой Румынии», идеальном государстве себя не оправдал, страна попала в экономическую зависимость от иностранных монополий, бурная индустриализация создала нестабильность, среди румынской интеллигенции царили скептицизм и разочарованность. Вскоре началась реакция: в 1924 году запрещение компартии, в 1930 - реставрация монархии, репрессии, а в 1939 г. - установление диктаторского режима.

Подъём освободительного движения, мечты о свободе, о будущем великом государстве создали в обществе определённую атмосферу: стремление вырваться из руин любой ценой, надежды на прекрасное будущее породили общественную и умственную активность. Вместе с тем, духовный климат эпохи после первой мировой войны характеризуется деформированным сознанием, ощущением катастрофы, нестабильности мира, зыбкости. Жизнь приобретает особую ценность. Новые ориентиры художественной интеллигенции формируются не только- объединением Румынии, но и осознанием трагизма и потерь войвьг, кровавой бойни, обратившей в прах многие идеальг и иллюзии, породившей разочарование, чувство обречённости и- осознание хрупкости, уникальности и бесценности жизни каждога человека, В искусстве это вызвало интерес к духовной жизни личности и обострило индивидуализм.

Период, называемый «Литература между двумя войнами», «редкостный для Румынии момент истории, когда, при великолепии жизни и роскоши культурной жизни, талант получал к тому же возможность включиться в социум» [87; 150]

Сменилось литературное поколение. Пришли писатели, поэты, критики, создавшие новую литературную эпоху «между двумя войнами». В культуре произошло совмещение собственных традиций с западным алгоритмом развития. Сэмэнэторизм и попоранизм теперь хранятся в культурной памяти, опыт их очень важен, но образы не актуальны. «Маленький человек» выразителен в угнетенной стране, однако он не поможет в момент перелома эпохи, осознания трагедии нации и предчувствия грядущих катастроф.

Чтобы понять новую эпоху нужны незнакомые- до сих_пор средства, новые неожиданные образы, новый язык.

Осознание эпохи, культуры, национальности происходит на всех уровнях бытия, и, следовательно, в литературе во всех жанрах. Именно в это время засиял во всём великолепии жанр романа.

Причём появился роман во многих ипостасях: роман-эпопея (Чезар Петреску «Затмение» 1927), исторические романы М.

Садовяну (1880-1961), психологический роман с социальным акцентом Ливиу Ребряну (1885-1944), роман бальзаковского типа (Джордже Кэлинэску (1899-1965) «Загадка Отилии» 1938), несколько вариантов прустианского романа: Камил Петреску (1894-1957),

Гортензия Пападат-Бенджеску (1876-1965), Антон Хольбан (1902-1937), - таков далеко не полный перечень спектра романного жанра в литературе этого времени. Разумеется, эти писатели создают также прекрасные образцы малой прозы. Театр уходит на второй план, многие писатели пишут драматические произведения, но редко этот жанр является для них основным. После таких классиков румынского театра, как В. Александри и Й. Л. Караджале национальная драматическая школа переживает не лучшие времена. «Не выдерживая конкуренции с кинематографом, театр, причём не только в Румынии, приходит в упадок... Почти полностью стихают попытки режиссёрских экспериментов. В театре преобладает жестокий дух голой коммерции, вопрос кассовости играет ведущую роль в выборе репертуара... Идёт ориентация не на литературный вкус, не на знание сценического искусства, а на обывательский интерес.» [51;15] Возможно, по этой причине драматические произведения серьёзных писателей ставились не часто и не имели особенного резонанса. Самым интересным представителем румынского театра XX века является М. Себастьян. Идеалы и надежды эпохи выражены в необычайно тонких, изящных пьесах, отличающихся глубиной и простотой слога. В настоящее время его пьесы популярны во всём мире («Безымянная звезда» 1944, «Игра в каникулы» 1938).

В Румынии XX столетия можно наблюдать и расцвет критической мысли, формировавшей художественное сознание поколения. Это произведения Э. Ловинеску, Т. Виану и др. Почти все писатели обязательно создавали критические эссе, статьи, очерки. Всё это вписывается в тот общий процесс роста саморефлексии литературы, который специалисты отмечают в XX веке.

Румынская культура гордится теми явлениями которые объединяет под названием «Румынский авангард» («Avangardul romanesc»). Это дадаизм, зародившийся в 1916 г. в Швейцарии, в кружке Т.Тцара и М. Янку, идеологией которого было «выражение разрушительного импульса, перенесённого в интеллектуальный план» [101 ;28] Дадаистами начинали Й. Виня и И. Воронка. Довольно скоро многие апологеты дадаизма стали называть себя сюрреалистами (С.Панэ, В. Теодореску, Й. Нисипяну). Румынский авангардизм привёл к полному изменению формы, агрессивному и непреклонному отрицанию традиций, к созданию шокового эффекта, эпатажу. Возникают такие формы, как пиктография, поэзия-проза, телеграфические поэмы. Поэтам-авангардистам удалось разбить словесные штампы, заново открыть слова. В результате этих экспериментов поэзия избавилась от клише и привычной риторики.

Термин «авангардизм» до сих пор не имеет точных границ. Существует пересечение его значений с термином «модернизм», однако же последний явно шире, так как экзистенциализм, например, относится к модернизму, но не к авангарду. В западных исследованиях под авангардом часто понимают идеологизированное левое течение. В румынском литературоведении к авангарду относят поэтические эксперименты от дадаистов до сюрреалистов и экспрессионистов и «антипрозу» Урмуза. Под антипрозой понимается проза абсурда [65]. В настоящем исследовании предпочтительно будет использоваться термин «модернизм».

После присоединения к Румынии в 1918 г. бывшей австро-венгерской провинции Трансильвании в культурной жизни страны острее стали ощущаться влияния немецкой культуры. В печати публиковались произведения немецких писателей и мыслителей: например, в 1924г. в Сибиу под руководством Генриха Циллиха выходит журнал «Клингсор», в течение шестнадцати лет он печатает новейшие немецкие публикации и является крупнейшим периодическим изданием в Трансильвании [108;18]. В журнале появляются статьи о Г. Кайзере, А. Дёблине, Ф. Кафке, Э. Толлере, Г. Тракле и др. О. Крохмэлничану отмечает, что «немецкая интеллигенция Ардяла, Баната и северной Молдовы способствовала тому, что румынские писатели и художники открыли для себя экспрессионизм».

Румынский критик Т.Виану подчёркивает, что экспрессионизм стремится к абсолютной живописи, «участвуя в процессе, который никогда не казался возможным: после поэзии и пластики приблизиться к музыке, исполняя, таким образом, последний акт мирового кризиса системы искусств» [108;24]

Таким образом, экспрессионизм достаточно известен и популярен в стране. Он вызвал множество подражаний, среди которых есть и самобытные национальные образцы.

Лучан Блага занимает главенствующее положение среди писателей-экспрессионистов, хотя его творчество шире рамок очерченных этим направлением модернизма. Для небольшой балканской страны очень важен факт контаминации с немецкой литературой, тем более, что до начала XX столетия основные культурные контакты были с Францией. Л. Блага не только создал экспрессионистические произведения, но и философски обосновал культурные ориентиры своего народа.

Творчество Лучана Благи - уникальный пример взаимопроникновения поэзии и философии, точных определений и понятий и ёмких, неожиданных образов. Созданная Благой философская система созвучна времени, она ставит сложнейшие проблемы жизни и бытия, во главу угла ставит роль культуры и творчества, в век сильнейшей идеологической ангажированности даёт свою нравственную систему, убедительную, красивую и максимально свободную от какой-то бы то ни было идеологии.

9 мая 1961 года в день похорон поэта, совпавших с днём его рождения, друзья поэта сказали: «Вот жизнь-прожитая: совершенна.»

Даже в количественном отношении наследие Д.- Благи выглядит очень солидно. Ему принадлежат одиннадцать поэтических сборников, ешдетедьствующих о непрерывной эволюции поэтического языка и образности поэта. Существует также-и множество отдельных стихотворений^ ісоторьіе опубликованы-посмертно. Десять драм Благи украсили- репертуар румынского театра XX века, некоторые из них переведены на иностранные языки и поставлены, почти сразу же после создания, sa сценах-румынских и зарубежных театров. Философские работы представлены четырьмя монографиями и многочисленными статьями, публиковавшимися- в-различных периодических изданиях. Он- оставил- т^кже-эстетические-работы, эссе, отчёты о культурной жизниг и^ наконец^ лереводьь-Румынские читатели имеют возможность читать- «Фауста» Гёте- в переводе Л. Благи (1955), том поэзии из мировой лирики, включающий стихи русских, английских, немецких, французских и испанских поэтов.

Вся полнота культуры мировой и- национальной осмысляется и пропускается через сознание поэта. Очень многие культурные-явления не просто были им отмечены, а вошли в плоть- и кровь. Блага выстраивает свою философскую- систему, пользуясь-понятием-'категория', заимствованным- у Канта. Исследователи называли Благу «философом-романтиком», в- та же- время отмечали- точность^ eFO дефиниций, характеризуя эта как- стремление- к догме. Блага -наследник неокантианской Баденской (Фрейбургской) школы, он в своих работах продолжает и пересматривает идеи Риккерта и Виндельбанда, кроме того, он явна испытал в своём- творчестве влияние «философии жизни»-. Era собственная-философская- система-подходит под определение- философской антропологии, В-румынских работах явно избегается- эта опредедениеу на, скорее-всего это объясняется идеологическими- причинами. Учение- о культуре (культурная антропология)-важнешпая- составляющая- era философии. Окончательно вся система- Благи оформлена в его четырёх- «-Трилогиях»,

Блага - один из основателей- журнала- «Гындиря^ (1921 -авг.1944), во многом определявшегав-19-20е-гады духавный-климат-страны. Репутация этого журнала испорчена-альянсом с фашизмом, но этот процесс начшзается-в-1928-- 1929-гг-., -а-в начале 20-х годов-журнал предлагал необычную, интересную- программу, значение-которой невозможно бьіло-аттжцать-пріз-всео^негативном атношении-к журналу впоследствии. -Для- нашего исследования эта издание-имеет большое значение, поскольку журнал не- толька пропагандировал экспрессионизм,- но тесна был- связан- с-творчеством Л. Благи. У истоков- журнала- стояли Ч, Петреску, Л. Блага, главным идейным- вдохновителем журнала был- Ншшфор-Крайник. Основная концепция журнала была связана a «ромынизмом», но важна, как- именна определялась иде$ национального в этом, журнале. На фоне многих модификаций отношения к традиции и наследию^ Никифор Крайник, действительно предлагает свою оригинальную программу. Деятели журнала начинают с декларации продолжения идей сэмэнэторизма, но , достаточно быстро намечают пункты расхождения с последователями Н.Йорги [89; 199]. Если сэмэнэтористы сумели увидеть красоту румынской земли, деятели «Гындири» устами Никифора Крайника объявили о красоте неба, то есть, о мистической духовности. Крайник - религиозный мыслитель, изучал влияние византийского православия на румынскую духовность. Он воспринимал Христа как своего соотечественника. Именно с умонастроением журнала, объединением национального и конфессионального, связана важная идея Благи, относящаяся к теории «миоритического пространства» и его характеристике. Но журнал был тесно связан с идеологией, слишком сильном эмоциональном утверждении национальной идеи, которая, увы, иной раз приводит к тоталитаризму. В конце 20-х годов «Гындиря» высказывала симпатии к старым сельским формам жизни, и критиковала формы современной западной цивилизации, это обернулось, по выражению Крохмэлничану, апологией тоталитарных форм и привело к печальным для журнала последствиям [108;55]. Блага, как и многие другие писатели и поэты, А. Маниу, Й. Пиллат, Ч. Петреску решительно расстался с журналом [89;201].

Но в начале 20-х годов в журнале публиковались символистские и экспрессионистические произведения, журнал 'Тындиря", в первую очередь, был связан с экспрессионизмом. Лучан Блага лучший, но не единственный представитель этого течения. Экспрессионистическое влияние заметно и в произведениях

А. Маниу. В лирике Арона Котруша отразились революционные настроения экспрессионизма.

Экспрессионизм был близок, также, представителям журнала "Контимпоранул" ("Современник"). Среди них были такие известные деятели, как основатель журнала Йон Виня, Б. Фундояну, Ф. Адерка, Й Кэлугару.

Мышление Лучана Благи во многом сформировалось под влиянием позитивных идей "Гындири". Некоторые тезисы и положения возникли в полемике с Никифором Крайником. В отношениях с "Гындирей" Блага ещё раз подтвердил своё стремление к духовной независимости и глубоко индивидуальное самоопределение.

В ранний период творчества Л. Блага занимался ещё и политической деятельностью. С 1926 по 1939г. он был на дипломатической службе, сразу же после того, как стал профессором Клужского университета. Затем в 1928г его пригласили на должность пресс-секретаря в Варшаве , далее он занял пост культурного атташе в Париже. В 1932г Блага перешёл на тот же пост в Швейцарии, но занимал его недолго, в том же году стал в Вене пресс-секретарём, и там же - советником. В 1938-1939 гг. Блага полномочный посол в Лиссабоне. Он очень добросовестно исполнял свои обязанности, но без малейшего энтузиазма. Не случайно именно в 1939г. выходит в отставку и в течение десяти лет является профессором Клужского университета. Жизнь в разных странах Европы не прошла даром для поэта. Всё это доказывало, что Блага -человек европейской культуры, всесторонне образованный, способный и на политическом поприще, принося известную пользу стране, оставаться самим собой и сочетать официальные обязанности с творческой деятельностью: в эти годы им написано значительное количество произведений. В какой бы стране Блага не находился, он всюду стремился пропагандировать румынскую культуру. В Европе его знали не только как официальное лицо, но и как поэта. В 1936г. Благу избирают членом румынской Академии.

В социалистические годы Блага, подобно многим русским замечательным поэтам, долгие годы не мог печатать свои стихи, именно эти годы связаны с его интенсивной переводческой деятельностью. Полностью румынский читатель осознал значительность творчества Л. Благи только после его смерти.

Благе как поэту, так и философу свойственна постромантическая субъективность. В поэзии это мир многомерный, огромный, но раскрытый через призму бытия поэта. В философских трудах субъективность возводится в систему, поскольку центром мироздания и его смыслом полагается человеческое творчество. Третья ипостась творчества, третий модус выражения Благи - это произведения мемуарного характера. Они также очень важны, поскольку здесь поэт высказывается о себе и о явлениях культуры, пользуясь средствами эссеистики в большей мере и романистики в меньшей.

Автобиографические сочинения, прежде всего, воспринимаются как памятник эпохи. «Хроника и песнь времён» написана в 1945-1946гг., «Ладья Харона» в момент, когда в Румынии по сути дела произошла социалистическая революция, и, разумеется, кроме бывших фашистов пострадало множество людей, имевших отношение не к свергнутому режиму, а к культуре. Блага это ощутил, как крушение мира и захотел увековечить прекрасные моменты бытия. Но кроме того, эти произведения иллюстрируют его философские тезисы о природе человеческого познания и творчества. Поэт рассказывает о собственном восприятии мира, творческом выражении и культурном бытии первой трети XX века. «Ладья Харона» - своеобразное поэтическое, художественное выражение крушения мира. Речи не было о публикации этого произведения при жизни поэта. Подвигом было так мыслить и не побояться написать, хотя бы в стол. Опубликовано произведение только в 1990 г. т.е. уже после революционных событий 1989 г.

Блага в «Хронике» фиксирует факты биографии и передаёт минимум переживаний. Большое значение он придаёт тому обстоятельству, что до четырёх лет не говорил. Его познание развивалось самостоятельно, а, не с помощью вопросов-ответов; и позже он вынужден был найти другой способ самовыражения, чтобы компенсировать недостаточность коммуникации.

Блага родился в 1895 г. в селе Ланкрэм недалеко от города Себеша. Его отец - православный священник был прекрасно образован, собрал интересную библиотеку и всю жизнь очень много читал. Мальчик рос задумчивым и впечатлительным под влиянием красоты трансильванских пейзажей и сказок, которые рассказывала ему мать, внучатая племянница епископа всей Трансильвании. В сборнике «Нехоженные ступени» есть стихотворный автопортрет:

Лучан Блага нем словно лебедь

У него на родине снег творения заменяет слова.

Душа его ищет - это безмолвные, вековые, непрерывные поиски, достигающие последних граней.

Он ищет воду, которую пьёт радуга, он ищет воду, из которой радуга впитывает красоту и небытие. (пер. Ю. Кожевникова)

Родное село стало своеобразной монадой эстетики писателя. («Монада» - философский термин Лейбница, важный для Благи, используется в эстетических работах о национальной культуре.) Село является источником как философских понятий, так и образности. С селом связано особое отношение поэта к мифологии. Ключевые эстетические работы посвящены селу. Среди них «Похвала румынскому селу», «Миоритическое пространство». (1935) Несмотря на опасения родителей, детская немота не сказалась на развитии мальчика. В сельской школе он учился наравне с другими, но от этой школы остались у него в памяти только друзья и скучные, так и не выученные таблицы. В 1902 г. он пошёл в другую школу в Себеше. Обучение велось на немецком языке. Через три недели мальчик стал первым в классе. Впоследствии он учился хорошо, но школу не любил: «Днём я тосковал по солнцу, а ночью по дому.» [6;43]

Однако же атмосфера этой школы, учителя которой окончили лучшие университеты Германии, постепенно захватила будущего поэта. Он бродил по роскошному парку, декламируя баллады Шиллера, много читал. После окончания школы Блага продолжает образование в лицее в Брашове. Здесь он занимается латинским языком, литературой, историей искусства и начинает увлекаться философией. Потратив последние деньги на книги, он изучает «Диалоги» Платона, Спинозу, «Мир как воля и представление» Шопенгауэра, «Критики» Канта. Одновременно продолжает читать много художественной литературы. Его любимые писатели: Ибсен и Караджале. Ему нравятся также произведения Одобеску, Александри, Крянги. Блага учит наизусть стихи Эминеску, Гёте, Шиллера. Изучает «Теорию драмы» Геббеля, которуя преподавали в лицее. В 1910 г. в провинциальной газете «Трибуна» опубликованы его первые стихи.

В 1911 г. лицей для лучших учеников устраивает путешествие по Чёрному и Средиземному морю. Блага побывал в Константинополе, Афинах, Мессине, Неаполе, Риме, Флоренции, Венеции. Блага подробно описывает это путешествие в своей «Хронике» и поражает не только его восприимчивость прекрасного, но и уже наметившиеся внутренние закономерности развития личности. Никакие самые сильные впечатления не могли затмить его интереса к философии. В Неаполе Блага купил журнал со статьёй

Бергсона и читал. Вскоре он прочитал у Бергсона всё, что мог, и в 1914 г. вышла его статья (в журнале «Румын»): «Размышления об шггуиции у Бергсона». В этом же году блестяще заканчивает лицей. Чтобы избежать службы в австро-венгерской армии, будущий писатель поступает в Институт теологии в Сибиу. В 1915 г. он публикует в трансильванских газетах свои афоризмы и философские эссе. В 1917 г. записывается на философский факультет в Вене.

Вначале Блага мечтал о Иенском университете. Однако доступной оказалась учёба в Вене - столице Австро-Венгрии. Его становление как поэта и философа формирование связано с Веной, где он жил некоторое время в 1916, 1917гг. Вена XX века по выражению М. Мамардашвили, выявляет «не просто участие в истории..., а ощущение принадлежности к каким-то глубинным силам и смыслам её и продолжение этих смыслов.» [44;389]. Атмосфера венской культуры XX века - «осознание сомнительности цивилизаторской роли закона как чего-то окультуривающего, цивилизующего, преобразующего стихии человеческой органики или человеческого естества.» [44;403]. Город великих музыкантов, поэтов обладал особой притягательностью для юных почитателей красоты. Все сколько-нибудь значительные явления культуры не только Германии, но и Франции немедленно резонировали, получали отклик в этом удивительном городе.

Эта атмосфера захватила двадцатидвухлетнего поэта, в совершенстве владеющего немецким языком, от корки до корки изучившего труды Канта, Шопенгауэра, Гегеля, осмысляющего Бергсона и спорящего с Ницше.

В Вене Блага узнаёт о провозглашении независимости Трансильвании, едет в Бухарест, чтобы на площади приветствовать Народное Собрание, затем возвращается в Вену продолжать образование.

Вена связана для Благи с таким моментом жизни, когда завершается пора ученичества и начинается само творчество. В австрийской столице написаны «Поэмы света» и сборник афоризмов «Камни для моего храма». {«Pietre решти templul meu» 1919). За год Блага написал диссертацию на немецком языке «Культура и познание» (1920), в которой представлены основные проблемы его философии.

Следующим этапом было участие в создании журнала «Гындиря». Журнал начал выходить в 1921 г. под руководством

Чезара Петреску. Основным идеологическим направлением журнала было возрождение исторических национальных идеалов и народной культуры. Была и своя идейно-философская основа: «духовный традиционализм на религиозной основе» [105;78] О. Крохмэлничану считает, что вдохновлённые идеями Шпенглера и теорией морфологии культуры, деятели журнала были склонны «представить всю свою историю как борьбу аутохтонного природного гения с «неорганическими» формами городской жизни, заимствованной с

Запада [105;79]. Журнал наследовал идеи «Сэмэнэторула» и «Жуними» и направлял огонь критики против индустриализации

Румынии. Журнал существует до 1939 года, его деятельность очень богата и насыщена: интересные публицистические и политические и философские статьи (Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер,

Мережковский и др.), споры с идейными противниками Т. Аргези, М. Ралей, И. Виней, публикация эстетических и художественных произведений.

Начиная с 1930 года и почти до конца жизни Блага работает над своими философскими монографиями, почти каждый год выпускает по одной работе. Его философская система не претерпевает существенных, кардинальных изменений, но дополняется, обогащается и значительно развивает принятые вначале тезисы. Одновременно с философскими трудами Блага создаёт множество эссе, в которых точность, строгость дефишщий сменяется поэтической описательностью явлений. Эссеистика более эмоциональна, свободна, но все основные идеи соответствуют философским тезисам.

Одновременно с этим Блага продолжает создавать поэтические сборники и драматические произведения, сочетая творчество с работой в университете. В 1949 году писатель и общественный деятель Михай Раля, в тот момент занимающий пост директора института философии Румынской Академии, дал поэту отредактировать два тома румынской философии: «Развитие румынской философской мысли в Трансильвании в XVI-XVTI веках» и «Румынская философская мысль в Трансильвании в XVIII веке».

С 1951 года Блага работает старшим библиотекарем в Библиотеке Академии Наук.

В 50-е годы Блага много занимается переводами. Кроме «Фауста» он перевёл драму Лессинга «Натан Мудрый» и том «Из мировой лирики», «Из лирики разных народов».

Задачей настоящего исследования является рассмотреть художественное творчество Л. Благи в его эстетической и поэтической целостности, показать его эволюцию, в частности, поэтическую, проанализировать взаимодействие экспрессионизма и художественной образности народной культуры. Выявить соотношение философско-эстетического, поэтического и драматического творчества, проследить связи аналогичных понятий в разных жанрах и установить глубинные связи творчества писателя не только с его собственной эстетической теорией, но и с современной ему западноевропейской культурой.

Философская система Благи и категории культуры

Проблема отношения румынского мыслителя к великому немецкому поэту чрезвычайно интересна и заслуживает специального исследования. Гёте оказал влияние не только на творчество Благи, но и на его жизнь. Это пример творческого осмысления гётевского метода познания и индивидуального развития его идей в собственных сочинениях. В творчестве Гёте можно найти истоки важнейших тем философии Благи. Не говоря уже о том, что единство научного и художественного мышления стало основной творческой характеристикой румынского поэта. Наиболее важными для Благи оказались следующие взгляды Гёте:

1. Двойственность его познания природы. С одной стороны, совпадение внутреннего и внешнего, видимого и невидимого, явление и сущности, с другой - переживание природы как тайны.

2. Понимание стиля у Гёте как «глубокую содержательность художественного произведения, выходящую за пределы и объекта и субъекта, но изображающую такую жизнь и бытие, которые не только выше всякого отдельного субъекта и всякого отдельного объекта, но даже лежащую в их основе. Их осмысливающую и их оформляющую в их раздельности, как и в их единстве» [71 ;41 ]

3. Идея морфологии культуры, имеющая огромное значение для Благи, развитая в трудах Фробениуса и Шпенглера.

Джорже Ганэ утверждает, что даже написание мемуаров на склоне лет тоже связано с подражанием Гёте. [146;383] Но, возможно, самым важным проявлением этого глубинного творческого родства двух поэтов является перевод «Фауста» Благой на румынский язык. До Благи существовали переводы, но именно этот был признан наиболее удачным. Язык перевода сочетал важнейшие интеллектуальные и философские понятия и народные фольклорные выражения. В этом переводе - поэтическом произведении Блага творчески соединяет познавательные стремления и поэзию, заимствованное и народное.

В вопросах морфологии культуры Блага постоянно сталкивается с противоположной или отличающейся точкой зрения Шпенглера на проблему важную, если не ключевую для румынского философа. Блага не согласен с обособленностью и независимостью друг от друга отдельных культур. С другой стороны, он понимает, что Шпенглер очень глубоко, интересно и художественно определяет особенности каждой культуры. Теория стиля Благи позволяет выявить индивидуальность каждой культуры и обосновать сходство культур между собой.

Блага даёт следующее определение стиля: «Стиль - свойство проявления духовной сущности, невидимый фактор, который реализует живое единение в сложном разнообразии смыслов и форм.» [22;3] Румынский поэт заявляет прежде всего, что стиль - это та невидимая и неосязаемая ежеминутно грань культуры, которая

постоянно присутствует и сопровождает нашу жизнь. Тем не менее, мы существуем не только под воздействием того или иного стиля, но и в стилистическом единстве.

Однако, установить это единство трудно, т.к. требуется, соотнеся между собой конкретные закономерности, возвыситься над ними, сделать абстрактный вывод. К тому же точная констатация того или иного стилистического единства возможна только за пределами этого единства. Несомненная сложность констатации стилистического единства состоит в том, что стиль формируется или воздействует на человека в глубинах подсознания, тогда как определение стиля есть функция сознания. Так Блага вводит категорию подсознания, которая соотносится, прежде всего, с учениями Фрейда и Юнга.

Блага определяет прежде всего границы сознания и подсознания. Он подчёркивает, что не психоаналитики открыли подсознание. Можно вспомнить бессознательное, о котором писали романтики и Блага говорит в связи с этим о Шеллинге, Карусе, Гартмане и Гёте. Румынский писатель утверждает, что «для психологии и философского знания требуется немедленно, со всей серьёзностью рассмотреть проблему восполнения романтической концепции бессознательного структурами и положениями позитивистов». По его мнению, «теории романтиков не хватает отчётливости. В психоанализе нет глубинной перспективы.»

Поэзия Лучана Благи

Позитивный импульс творчества Благи позволил ему стать «классиком» при жизни, утверждать свою индивидуальность воспринимая всё лучшее в эпохальных явлениях культуры, всегда оставаться самим собой, всегда обладать тем особым стилем большого поэта, который отличает художника от подражателей, «попавших под влияние».и эпигонов.

Поэтическое творчество Лучана Благи дало образцы величайшей лирической поэзии XX столетия. Недостаточно оцененный при жизни поэт Блага теперь является признанным классиком румынской поэзии, его имя стоит рядом с всемирно известным Тудором Аргези.

Если в философии интересы Благи включают широкий спектр имён и даже течений, направлений, то в поэзию он входит «узкими вратами», определённо заявляя о своих творческих принципах. Тем не менее, его нельзя прямо причислить к экспрессионистам, лозунги которых наиболее соответствуют творческим задачам поэта. Сам Блага, рассуждая о своих приоритетах в поэзии, называл имена, среди которых не только Г. Гейм, Г. Тракль но и Рильке. О символизме Блага высказывается негативно, упрёки адресованы больше к Малларме, т.к. это был мэтр символистов, идеолог направления. Блага говорит об «искусственно созданной тайне», сам же румынский поэт намеревается выявлять истинную сущность вещей. [22;284]. Известный румынский критик П. Константинеску в статье, опубликованной уже после смерти Л. Благи указывает на совокупность в творчестве поэта национальных и европейских влияний, мотивов христианских и языческих, древних дакийских и румынских, мифологических и легендарных, христианских и фольклорных, включающих землю и всё живое, сказку, лирическую поэзию, пейзаж и дойну (один из важнейших жанров румынской необрядовой лирики). [153;43]

Наследие Л. Благи включает одиннадцать поэтических сборников, создававшихся на протяжении всей жизни: «Поэмы света» 1919 (Poemele ІШШШІ), «Шаги пророка» 1921 (Paii profetului), «Великий переход» 1924 (In marea trecere) «Хвала сну» 1929 (Lauda somnului), «На водоразделе» 1933 (La cumpana apelor), «Во владениях тоски» (La curtile doralui), «Нехоженные ступени» 1943 (Nebanuitele trepte), «Железный возраст» 1940-44 (Virsta de tier), «Корабли пепла» (опубликованы посмертно) (Corabii cu cemia), «Песнь огня» (Cmtecul focului), (опубликовано посмертно), «Что слышит единорог» (Се aude imicornul). «Нехоженные ступени» -последний сборник поэта, опубликованный при жизни.

Задача данной главы - показать постоянную эволюцию поэтического творчества Благи и выявить как функционируют в его поэзии фольклорные элементы, экспрессионистические образы и т.д., и как поэзия соотносится го философской концепцией.

В поэзии Благи можно найти воздействие творчества многих великих европейских лоэтов, прежде всего, -немецких. Это Гёте, Гейне, немецкие романтики, особенно, Гёльдерлин, экспрессионисты Г. Гейм, Г. Тракль; сам Блага отмечал особое влияние Р. М .Рильке, и др. Важно также отношение к национальной традиции - творчеству В. Александри (1818-1890) и М. Эминеску (1850-1889). Имеет большое значение интерпретация важнейших тем европейской поэзии и литературы. Но при этом поэтическое творчество Благи связано со становлением собственного языка и образности и тематики.

В ранний период для поэта очень сильно и важно влияние экспрессионистов, именно они, прежде всего помогли ему йайти свой путь в искусстве. Их эстетика включала черты, чрезвычайно близкие Благе, соответствовавшие его внутренней сущности.

Драматургия Лучана Благи

Задача настоящей главы рассмотреть драматические произведения Лучана Благи, обосновать определение драматических жанров, показать связь его театра с немецкой экспрессионистической драмой, с народным и национальным румынским театром, проанализировать функционирование фольклорных элементов и сопоставить рассматриваемые драмы с философско-эстетическими взглядами писателя.

Есть определённая логика обращения к тем жанрам, которые мы видим в творчестве JL Благи. Если в поэзии есть эволюция, при достаточно устойчивой философской концепции, то в драматическом творчестве речь идёт скорее о презентации разных типов драмы.

О театральных произведениях отзываются с неизменным уважением, но ставились они не часто. Румынский театр в двадцатом веке переживает трудные времена, отдаётся предпочтение развлекательному искусству, глубокие и трудные для восприятия пьесы Л. Благи не могли сделать больших сборов.

В драмах Благи можно увидеть обращение к тем же проблемам, что и в поэзии и в философских сочинениях. Прежде всего, национальная тематика и проблемы культуры. Но меняется сам метод исследования, соответственно выбранному жанру. Если в философских сочинениях познавательно-логический метод, в поэтических произведениях опробованы все функции слова, то в драмах мы видим ритуальное мистическое действо. Вспоминаются работы Благи по магии и первобытной культуре.

Лучан Блага с юности увлекался театром и должен был выразить себя и в жанре драмы. Он с детства увлекался Шиллером, румынскими драматургами В. Александри, И. Л. Караджале, а в юности - Ибсеном и Стриндбергом. Театр всегда вызывал у него особые чувства, в Лицее он изучал теорию драмы Геббеля, участвовал в театральных постановках. Но дело не только в привязанности к театру с детских лет. В драматическом творчестве воплощаются как философские понятия, так и поэтические образы. В пьесах идеи функционируют в жизни героя, определяя его личность и судьбу. Драматические произведения позволили ему лройти путь героя Джойса в «Портрете художника в юности» (поэзия, проза, драма). Драма для Благи не столько высший род литературы, сколько тот, который позволяет увидеть на практике применение теории культуры. Философия в его творчестве занимает то место, которое у древних народов занимал миф; поэзия соотносима с магией или, если иметь в виду христианскую культуру, с тем преображением себя (а через себя и мира), которое мы видим в подвигах христианских подвижников, драма же в этой классификации занимает место ритуала в языческих культах или таинства - в христианских.

Всего Л. Блага написал десять пьес: «Замолксис» (Zamolxe) 1920-1921; «Возмущение вод» (Tulburarea apelor) 1922-1923; «Дария» (Daria) 1925, «Иванка» (Ivanca) 1924-1925; «Воскресение» А (Inviere) 1925; «Мастер Маноле» (Me terul Manole) 1926; «Крестовый поход детей» (Cruciada copiilor) 1929; «Аврам Янку» V (Avram lancu) 1934;-«Ноев-ковчег» (Area lui No) 1944; Антон Панн (Anton Pann) 1945.

Не все пьесы были поставлены. Больше других пользовалась успехом драма «Мастер Маноле». Опубликованная в 1927 году, эта драма была впервые поставлена на сцене Национального Театра в Бухаресте 6 апреля 1929 года {режиссёр С. Соаре). В ноябре того же года состоялась премьера в Берне в Городском театре, (режиссёр Карл Вайс), за год до этого в ПЕН клубе Берна состоялся вечер, посвященный литературному творчеству Л. Благи, и критик Хуго Марта (Hugo Marti) делал доклад о Благе, а затем прочёл два акта из драмы «Мастер Маноле» в своём переводе на немецкий язык. В 1930 году драма была поставлена в-Клуже в Национальном Театре, в 1934 в тогда ещё польском городе Львове (режиссёр Константин Татаркевич). Затем эта пьеса ставилась в Брашове, в Яссах. Постановку Ї973 года режиссёра Дину Чернеску в бухарестском театре Джиулеппъ (Giulesti) увидели в Дании, Италии и СССР. Но это, пожалуй единственная драма Благи, почти всё время присутствующая в театральном репертуаре вплоть до нашего времени. Другим пьесам повезло меньше.

Похожие диссертации на Творчество Лучана Благи : Проблема метода