Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики) Миловидов Виктор Александрович

Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики)
<
Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики) Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики) Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики) Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики) Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики) Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики) Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики) Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Миловидов Виктор Александрович. Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики) : ил РГБ ОД 61:85-10/80

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ: Джеймс Томсон. Очерк жизни и творчества /проблемы жанра и стиля/. с.14 - 90

ГЛАВА ВТОРАЯ: Поэма "Город Страшной Ночи" /проблема метода и поэтики/ с.91 - 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.158 - 161

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ с.162 - 184

Введение к работе

Творчество английского поэта-демократа Джеймса Томсона /1834-1882/ - одна из малоизученных страниц истории литературы второй половины XIX века. Ни в нашей стране, ни за рубежом нет пока исследований, достаточно глубоко и полно рассматривающих его поэзию и прозу.

А между тем, Дж.Томсон - один из интереснейших представителей прогрессивной английской культуры XIX века, и его творчество внесло существенный вклад в демократическое искусство Англии.

Задача изучения подобного рода литературных явлений особенно актуальна сейчас, когда, как отмечается в Постановлении июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС, "на международной арене происходит резкое, небывалое за весь послевоенный период обострение борьбы двух общественных систем, двух полярно противоположных мировоззрений" . Современная буржуазная литература и литературоведение всеми силами стремятся лишить прогрессивного звучания наиболее яркие и интересные явления в истории литературы, затушевать и замолчать их глубоко революционное звучание. В этом смысле литература минувших дней становится аргументом современной обострившейся идеологической борьбы, и исследование ее перестает быть задачей сугубої академической.

Поэтическое мастерство Томсона, глубина и актуальность по-

I. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 г. - В кн.: Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983, с.68. - 4 -ставленных им социальных, философских, эстетических проблем, их оригинальное творческое решение снискали поэту известность уже при жизни. Его поэзию высоко оценивали Дж.Мередит и Дж.Элиот, Г.Мелвилл и Г.Лонгфелло, а позднее - Т.Гарди и поэт-социалист Г.Солт.

Прямой наследник революционных романтиков и поэтов-чартистов, восторженный почитатель и пропагандист творческого наследия В.Блейка, П.Шелли, Дж.Леопарди и Г.Гейне, Дж.Томсон близок английским поэтам-социалистам своим демократизмом, остротой социальной критики, своим "сочувствием к жертвам социальной несправедливости" .

В то же время, поэтические идеи Томсона отзываются и в творчестве символистов Дж.Дэвидсона, Л.Доусона, А.Саймондза, в поэзии Т.С.Элиота.

Творчество Дж.Томсона - явление сложное и противоречивое. Социально-критический пафос, сочувствие и сострадание к жертвам буржуазного миропорядка в нем сочетается с мотивами отчаяния и безысходного трагизма. Истоки этой противоречивости -в сложности и неоднозначности историко-литературного периода, на который приходится зрелое творчество поэта. Оно отразило как сильные, так и слабые стороны английского демократического движения 60-х-80-х годов XIX века, развивавшегося в условиях ожесточенной политической и идеологической реакции.

Противоречивость литературно-художественного явления отнюдь не является свидетельством его слабости и неполноценнос-

I Salt, Henry. Life of James Thomson (B.V.).London,1914»p148, /В дальнейшем указание на источник дается в тексте работы: первая цифра - номер источника в списке литературы, вторая цифра - номер страницы/. - 5 -ти. С одной стороны, противоречивость мировоззрения, творческого метода есть важнейшая предпосылка их развития. С другой стороны, явления подобного рода в тенденции несут в себе важнейшие характеристики искусства последующих поколений. И в этом отношении поэтическое творчество Томсона может стать материалом широких историко-литературных и теоретических обобщений .

Вторая половина XIX века - это эпоха освоения и переосмысления творческого наследия романтизма начала столетия, эпоха резкого размежевания литературных сил. Зарождение в недрах романтической литературы искусства реализма и декаданса, становление и развитие искусства социалистического - важнейшие черты второй половины XIX века как литературного периода. Творчество Томсона фокусирует в себе эти важнейшие тенденции, и изучение его позволяет дополнить наше представление о литературном процессе Англии той поры.

Дж.Томсон прошел сложный, порой мучительный путь художественных исканий. Завершающим моментом его мировоззренческой эволюции стала выработка твердого и мужественного взгляда на жизнь, взгляда атеиста и демократа. Развитие творческого метода поэта шло по направлению обогащения традиций революционно-романтической поэзии реалистическими тенденциями. Глубоко новаторским было обращение Томсона к теме буржуазного города, в чем он предвосхитил художественные открытия крупнейших поэтов-урбанистов конца XIX - начала XX века - Э.Верхар-на и Т.С.Элиота. Как поэт-урбанист, Дж.Томсон стоит у истоков поэзии наших дней, а его творчество становится частью духовной культуры современности.

Вместе с тем, как в советском, так и в западном литерату- роведении фигура Дж.Томсона остается в главных своих очертаниях во многом неясной.

Буржуазных критиков и литературоведов отталкивает демократизм творчества Томсона. Для большинства из них он, прежде всего, - поэт-"пессимист". Томсона пытаются представить духовным сподвижником Шопенгауэра, выразителем идей его философии, стремятся связать его творчество с позднейшей литературой экзистенциализма, представить его духовным отцом современного модернизма.

Не претендуя на оригинальность методологии, целая группа исследователей пытается найти истоки идейно-художественного своеобразия поэзии Томсона в фактах биографии поэта, связывая мотивы и темы его произведений, например, с меланхолическим складом характера, религиозностью, унаследованными поэтом, якобы, от матери /328:148/. Общим местом в исследованиях о Томсоне стала констатация прямой зависимости трагических мотивов его поэзии от факта безвременной смерти юной возлюбленной поэта Матильды Уэллер /330:15-22/.

Подобная методология может довести исследователя и до курьеза. Обширный труд Дж.Маркс, в оглавлении которого стоят имена Э.По, Т.де Квинси, Ш.Бодлера, Дж.Томсона, посвящен не проблемам их творчества, но определению характера влияния на них наркотиков и алкоголя. Подменив литературоведческий анализ наркологическим, исследовательница так, например, определяет суть центрального образа поэмы Томсона "Город Страшной Ночи": "Для Томсона всегда "реальной ночью" был алкоголизм, а не употребление опиума" /300:122/.

Более основательны, на наш взгляд, исследования, в которых творчество Дж.Томсона связывается с философскими, религиозными, этическими и эстетическими теориями, господствовав- _ 7 - шими в Англии XIX века. Правда, представляя те или иные аспекты творчества поэта результатом "движения идей", а не поэтическим осмыслением противоречий общественной жизни, такие исследователи, как К.Байрон, модернизируют идеи и образы его поэзии, делая его, например, предтечей экзистенциализма в литературе, прямым предшественником модернистской литературы XX века /324:9/.

Ряд работ, посвященных творчеству Дж.Томсона, связывают его проблематику с господствовавшими в Англии второй половины века социал-дарвинистскими теориями. Именно их влиянием зачастую объясняют "пессимистические", трагические мотивы творчества Томсона и его современников. Авторы подобного рода работ обычно не поднимаются над уровнем философского мышления, свойственным буржуазным социологам XIX века. Так, вслед за "викторианцами" отождествляя прогресс социальный и J прогресс биологический, Р.Форсит полагает, что именно теория Дарвина, воспринятая Томсоном, породила социальный и исторический "пессимизм" поэта. Эволюционная наука, полагает исследователь, вступив в конфликт с религиозными воззрениями Томсона, оставила на его долю лишь "наблюдение за естественным порядком вещей, лишенньм очевидной цели" /328:136/. От исследователя явно скрыто то, что было ясно поэту - истоки трагедии человека не в неразумном устройстве вселенной, но в несправедливости социальных отношений, царящих в мире.

Работы же собственно литературоведческого характера, посвященные Дж.Томсону, страдают известным эмпиризмом. Исследователи творческих связей Дж.Томсона и Леопарди /325/, Дж.Томсона и Г.Гейне /323/ пафос своих работ ограничивают изучением тематических, образных, текстовых заимствований и аналогий.

Подобная методика характерна и для работ, в которых дела- - 8 -ется попытка связать творчество Томсона с традициями поэзии английского романтизма /329/. Самоограничение проблемой идейно-эмоциональных аналогий и тематического заимствования существенно искажает картину воздействия наследия революционного романтизма на Томсона и его современников. Так, Р.Дерксен полагает, что и М.Арнольд и Дж.Томсон "глубоко интересовались Шелли, но их энтузиазм был возбужден единственно его эстетическим символизмом и поэтической техникой" /268:150/. Факт широчайшего идейного и творческого воздействия Шелли на Томсона, проблема переосмысления наследия революционного романтика в поэзии автора "Города Страшной Ночи" остались за преде> лами исследования.

Поиски аналогий и "проходных" образов плодотворны только в том случае, если сравнительный анализ подкреплен типологическим, если та или иная сторона произведения, подвергнутого анализу, не вычленяется как самостоятельная и автономная из всего многообразия его связей и взаимодействий.

Попытки типологического осмысления одного из важнейших для англоязычной поэзии второй половины XIX - начала XX века образов - образа "бесплодной земли", предпринятые К.Далем, удачны во многом именно потому, что в основу своего анализа исследователь положил идею взаимозависимости художественной формы и содержания, которая определяет пафос работы. Сравнивая образ "бесплодной земли" в поэме Т.С.Элиота с аналогичными образами в творчестве Р.Браунинга и Дж.Томсона, исследователь ставит поэтические особенности творчества "виктори-анцев" и Т.С.Элиота в прямую зависимость от их мировоззрения и творческого метода. Возвышенно-героический характер поэзии Браунинга и Томсона прямо связан с гуманистической устремленностью их искусства: "Бесплодная земля викторианцев скорее - 9 -социальна, чем индивидуальна" /326:343/, - пишет исследователь. Модернистский субъективизм Т.С.Элиота лишает судьбу его героя пафоса высокой трагедии.

Эклектизм методологии, недифференцированный подход к идейно-художественному содержанию литературы определил, как мы показали, неясность в решении принципиально важного для анализа творчества Дж.Томсона круга вопросов, связанных с определением истоков и характера мировоззрения поэта, форм его воплощения в художественных произведениях. Методологическое несовершенство работ большинства западных исследователей, обращавшихся к творчеству Дк.Томсона, вызвало и терминологическую путаницу в их литературно-теоретических построениях, в частности - нерасчлененность строго философской, этической и эстетической терминологии. Так, широко используемый в этих трудах термин "пессимизм", в большей степени применимый к определению явлений этических, был перенесен в сферу эстетических категорий, что существенно затрудняет верное прочтение поэзии Дк.Томсона.

Существенным шагом в освоении и раскрытии специфики творческого наследия Дж.Томсона явился опыт социалистической критики Англии. Одним из первых биографов и исследователей поэзии автора "Города Страшной Ночи" был Г.Солт, автор известной книги о творчестве П.Шелли. Обращение английской социалистической критики к творчеству Томсона, как и к поэзии "гениального пророка" социализма, было далеко не случайным. Социалистическая поэзия и критика видела в лице Шелли и Томсона своих прямых предшественников, связывая генезис социалистического искусства с искусством революционных романтиков и их последователей.

Феномен поэзии Томсона, ее художественный метод и стиль - 10 -Г.Солт справедливо связывает с демократическими воззрениями поэта, на протяжении всей своей жизни "симпатизировавшего целям народным" /334:148/. Солт видит в Томсоне прежде всего политического мыслителя и поэта-демократа, отвергающего все, что препятстсвует истинно гуманному, демократическому устройству жизни /334:148/. Очевидны для критика и истоки противоречий поэтического творчества Дж.Томсона, которые глубоко коренятся в условиях и особенностях развития демократического движения в Англии 50-х-80-х годов XIX века /334:147/.

Книга Г.Солта, органично сочетающая внимание к личности поэта, к особенностям его мировоззрения, художественного метода и стиля с решением наиболее общих проблем прогрессивной культуры Англии, стала отправной точкой многих исследований творчества Томсона, в том числе и советских.

Русский читатель познакомился с творчеством Томсона в 1907 году /224/. С тех пор появились лишь отдельные статьи, главы и упоминания о Томсоне в исследованиях и пособиях по истории английской литературы, отдельные переводы в антологиях.

Исследования о творчестве Дж.Томсона, вышедшие на русском языке, в силу своей фрагментарности и неполноты не могут дать исчерпывающего представления об английском поэте. Вместе с тем, они определяют важнейшие направления исследования, его методологию.

Так, верно определяет социальные истоки поэзии Дж.Томсона М.В.Урнов: Томсон, как и Гарди, выражал "настроения трудовой бедноты, слабо или вовсе не связанной с организованным рабочим и социалистическим движением, ...не только их сильные стороны, в том числе способность к протесту, но и слабые -склонность к отчаянию" /226:244/. - II -

Собственно же художественная специфика выражения этих настроений остается за пределами исследования.

Частично она раскрыта И.М.Катарским, связывающим поэму Дж.Томсона "Город Страшной Ночи" с традицией романтической философской поэмы. Следуя этой традиции, полагает исследователь, Томсон создает произведение, "где в символических образах с предельной полнотой выражен взгляд поэта на мир" /225:39/.

С традициями байроновских мистерий связывает главную поэму Томсона и М.Гутнер /222:454/.

Проблема же развития и переосмысления в творчестве Томсона романтических традиций, однако, в указанных работах даже не поставлена.

Она по-своему интересно намечается и решается в очерке эстетических взглядов и творчества Томсона, написанном Л. М. Ариншт ейном /223/.

Автор справедливо стремится преодолеть сложившееся в советском литературоведении 30-х-40-х годов представление об английской искусстве второй половины века как о духовной родине формализма и декаданса. Ему удается показать, что и в сложный для развития английской поэзии период, который долгое время принято было называть периодом упадка, прогрессивные общественно-политические тенденции, завещанные XIX веку Свифтом и романтиками, продолжали развиваться в творчестве Браунингов, М.Арнольда, Ч.Суинберна, Дж.Томсона.

Интересными и важными представляются наблюдения автора над эволюцией творческого метода в поэзии Томсона, для которого обращение "к исторически конкретной социальной тематике" ...было средством "преодолеть абстрактность, декларативность и подражательность, характерные для "Гибели Града" /203:132/, одного из ранних, романтических произведений поэта.

Однако, самоограничение проблемой отражения общественно-политической проблематики в творчестве Томсона, обращение к кругу произведений, в которых политические взгляды поэта выражены в прямой форме, заставляет автора искусственно разорвать общественно-политическое и философско-этическое содержание поэзии Томсона, в результате чего за пределами исследования осталось его самое значительное произведение - философско-символическая поэма "Город Страшной Ночи". Анализ этой поэмы показал бы более сложный и органичный процесс переосмысления идей революционных романтиков и их эстетики в творчестве Томсона. Автор же, говоря об эстетических воззрениях поэта, вынужден скорее ограничиться перечислением его литературных симпатий и антипатий, а не анализом эстетики /223:108-128/.

Стремясь защитить Дк.Томсона от обвинений в "пессимизме", автор определяет направление идейно-философской эволюции поэта как процесс преодоления к 80-м годам "пессимистических" настроений: "характерной чертой всех без исключения произведений, созданных поэтом после 1880 года, является жизнеутверждающий оптимистический тон" /223:161-162/. Однако, именно в 1882 го,пу были написаны наиболее трагические по пафосу произведения поэта - "Бессонница", "Поэт и Муза".

Исследователю не удается снять вопрос о т.наз. "викторианском пессимизме", как не удается это сделать и другим советским исследователям, обращающимся к творчеству Дк.Томсона и его современников. Вместе с тем, вопрос этот требует настоятельного решения. Оно прояснит"важнейшие идейные истоки поэзии Дк.Томсона, характер его связей как с предшествующей литературной традицией, так и с творчеством поэтов последующих поколений, особенности поэтики и стиля его произведений. - ІЗ -

Данным вопросам посвящены соответствующие главы настоящего исследования.

В первой главе "Джеймс Томсон. Очерк творчества" /Проблемы жанра и стиля/ будет раскрыт характер мировоззрения поэта в связи с общей картиной духовной жизни Англии второй половины XIX века, с проблемами английского демократического движения. Будут вскрыты истоки мироощущения поэта и формы выражения его в поэтических произведениях. Главной проблемой первой главы является проблема эволюции мировоззрения и творческого метода поэта, проявившейся в смене жанровых и стилевых форм его стихотворений и поэм, в изменении их тематики и идейной направленности. Проблема эволюции в первой главе решается с учетом воздействия на Томсона революционно-романтической поэзии начала века^ в контексте современной ему литературной жизни. Будет показано, что в своей мировоззренческой эволюции Томсон близко подходил к идеям, которые впоследствии легли в основу проблематики социалистической поэзии 80-х-90-х годов, а как художник, пришел в своем зрелом творчестве к реалистическим принципам художественного исследования действительности.

Вторая глава - "Поэма "Город Страшной Ночи" /Проблема метода и поэтики/ - впервые в советском литературоведении раскрывает идейно-художественное своеобразие главного поэтического произведения Томсона. Проблема метода и поэтики решается в широком конктексте литературных связей, охватывающем как XIX, так и XX век. Это позволяет рассмотреть некоторые общие закономерности литературного процесса Англии данного периода.

В "Заключении" подводятся итоги исследования, делаются соответствующие выводы.

Джеймс Томсон. Очерк жизни и творчества /проблемы жанра и стиля/.

А.Ридлер, комментатор и издатель стихотворений, поэм и писем Дж.Томсона, называет поэта "более типичным для своего времени, чем обычно представляемый нам Викторианец.., наделенный упорным оптимизмом" /234:ХХХ/. Верно оценивая место Томсона в современной ему культуре, исследовательница оперирует терминологией, традиционной для западного литературоведения. Понятие "викторианский"определяет не только хронологические рамки литературной эпохи, связываемой обычно со временем правления королевы Виктории. Оно обозначает и один из важнейших факторов, формировавших характер и стиль культуры Англии второй половины века.

Современное западное литературоведение не в состоянии прийти к общей точке зрения относительно значения этого понятия. Его оценивают и с точки зрения социологии, и с позиций культурологии, и с применением методологии фрейдизма . Однако, как полагает Дж.Бакли, "пока только сами викторианцы остаются своими самыми строгими критиками" /252:6/. В подтверждение исследователь приводит свидетельство "викторианского" социолога Дж.Портера, для которого очевидным является то, что всячески скрывают современные западные историки и литературо I Подробный критический анализ современных концепций "вик-торианства" содержится в статье Дж.Бакли "Викторианство" /252:3-6/. веды, а именно - внутренняя противоречивость понятия "прогресс", важнейшего понятия "викторианской" идеологии.

Поэма "Город Страшной Ночи" /проблема метода и поэтики/

Творчество Томсона позволяет ставить и решать проблемы и более общего теоретического порядка. Как явление переходной эпохи, оно иллюстрирует важнейшие закономерности процесса становления реалистического искусства в Англии второй половины XIX века.

Актуальность решения проблем, связанных с эволюцией творческого метода, развитием стилевых и жанровых форм, особенностей поэтики литературы данного периода, непосредственно предшествующей искусству XX века, очевидна. Вместе с тем столь широкий масштаб проблематики требует и обширного материала, охватывающего все богатство явлений литературы второй половины века. Сделать это в работе небольшого объема невозможно. Вместе с тем, анализ одного или нескольких поэтических произведений, взятых в количественно нешироком, но качественно показательном контексте литературных связей, позволяет установить некоторые тенденции и закономерности литературного процесса, наметить дальнейший путь исследования.

К таким произведениям и относится поэма Дж.Томсона "Город Страшной Ночи"/1870-73/, отразившая как особенности мировоззрения поэта, его творческого метода, поэтики его произведений, так и некоторые глубинные закономерности английского искусства второй половины века.

Как "пессимистический манифест", как произведение, в котором с максимальной полнотой нашло свое выражение "полное безверие и отчаяние века"/320:585/, определяют эту поэму зарбежные исследователи творчества Томсона. Стремясь принизить высокий критический пафос поэмы, актуальность ее социально-философской проблематики, западные исследователи, помимо декларативной констатации "пессимизма" Томсона, стремятся либо перенести обсуждение ее проблематики на поле "чистой" философии и эстетики, либо ограничиваются стилистическим анализом, поиском аналогий и аллюзий к творчеству Данте, Леопарди, Шелли, Блейка, Новалиса, Гейне и др., либо выводят пафос "Города" из особенностей биографии поэта, склада его характера и психики.

Похожие диссертации на Творчество Джеймса Томсона (1834-1882) (проблема метода и поэтики)