Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения истоков творчества писателя, в частности,, его лирика. Мориак-поэт и Ыэриак-прозаик генетически связаны. Если зрелым романам Кэряака посвящены десятки монографий и статей, то его раннее творчество изучалось неполно. Поэтическое наследие этого автора в советском литературоведении вообще не являлось объектом сколько-нибудь последовательного рассмотрения. Обращение к раннему творчеству даег возможность осветить путь Мэриака в непрерывном развитии и на его примере поставить ряд вопросов, иыеющих историко-литературное и теоретическое значение.
Цель исследования - изучить становление Мориака, поэта и романиста, проанализировать своеобразную картину мира, которая возникает на страницах его первых поэтических книг, уяснить идейную и эстетическую преемственность шриаковской прозы по отношению к его ранним поэтическим созданиям, взаамэнаправленность и взаимообусловленность развития поэзии и прозы этого художника.
Этой целью определяется круг задач, которые необходимо решить в ходе исследования:
рассмотреть этические и эстетические взгляды Мориака в процессе ах становления;
проследить влияние на Мориака французских и зарубежы, шслителей а художников;
отыскать внутренние связи между поэзией и прозой Шрна-ка в сфере содержания и стиля, с этой целью проанализировать поэтические сборники "Руки, сложенные для молитвы", "Прощание с отрочєством", "Грозы" и романы, начиная от первых и кончая "Терезой Дескейру";
вычленить устойчивые пршнакн, обеспечивающие единство ыориаковского творчества, сложившиеся на протяжении 10-х -20-х годов;
определить направление аволхции творческой манеры поэта и рошниста.
Постановка задач диктует ограничение анализируемого материала. В частности, в диссертации не рассматриваются произведения, созданные досле 1927 года.
Материалом исследования послужили поэтические сборники Мориака "Руки, сложенные для молитвы", "Прощание о отрочеством" и Трозь", а также романы 1913-1927 годов.
Научная новизна диссертации состоит в гон, что в ней вперше в советском литературоведении предпринята попытка изучения проблема генезиса романов Мориака:
выявляется генетическая взаимосвязанность поэзии и прозы Мориака,
прослеживаются специфические черты лирики Мориака и ее место в процессе эволюции систеш жанров,
раскрывается своеобразие мифотворческих построений писателя,
уделяется внимание циклическому построению и взаимной сопряженности ранних поэтических сборников, а также приметам в них романного шпшения, анализируется поэтическое начало в стиле романов Мориака,
рассматривается своеобразие модели художественного мира писателя с привлечением материала как по теории жанра, так и по истории изучения творчества Мориака,
В работе используется историко-генетический метод с элементами сравнительно-исторического и конкретно-текстового литературоведческого исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды советских ученых, посвященные проблемам жанра, содержания и форш с преимущественной ориентацией на работы Ы. М.Бахтина, М.Л..Гасоарова, Д.&.Гшзбург, B.U. Жирмунского, Д.С.Лихачева, Ю.МЛотмана, В.Н.Топорова, Ю.Ы,Тынянова, Н.Т.Рышря, .' И.О.Шайтанова, Р.Барта, Г.Башляра и шогих других. Важную роль в формировании концепции сыграло и знакомство с трудами Т.Ь.Балалювоа, А.И.Владииировой, И.Н.Голенйщева-Кутузова, Й.Б.Дюаена, В.Н.Лукова, Н.П.Мдхальской, Е.А.Ыатропольской,. А.Д.Тахо-Года, С. М. Фомина, в которых дана характеристика литературной ситуации эпохи, содержатся дополнительные сведения об идейно-эстетических исканиях художников изучаемого периода. В. историко-литературном изучении творчества Мориака основополагающими сгалд работы В.Е.Балахонова, З.И.Кирнозе.й.С.Наркирьера,'
Ю.А.І&лепша, М. Алена, Ф.Дюраяа, ДДубера, Н.Кормо, Ж.йети, А.Сеайя, 11.-А,Сишна, Ж.Тузо и других.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов при чтении курса истории зарубежной литературы XX века и разработке специальных курсов и семинаров, посвященных истории французского романа.
Апробация работы. Результаты исследования обсувдались на заседаниях кафедры заруб одной литературы НГДИИЯ иы. К.А.Добролюбова, а также на научных конференциях в Иркутске (1988, 1990), Нианеы Новгороде (IS89, 1990), Москва (1989). По результатам исследования опубликовано 5 работ.
Структура диссертации. Основная часть исследования изложена на 185 страницах машинописного текста, состоящего из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего названий 278.