Введение к работе
Данная работа выполнена в русле лингвокультурологии. Объектом изучения является идея патриотизма, в качестве предмета исследования рассматриваются этнокультурные характеристики данной идеи в курдском языковом сознании.
Актуальность настоящей работы обусловлена следующим: 1) лингво-культурное моделирование концептов является одним из наиболее активно развивающихся направлений современной лингвистики, вместе с тем их разновидности (в частности, идеи) еще недостаточно разработаны в лингвокультурологии; 2) специфика их осмысления в восточных языках редко становится предметом специального изучения в языкознании; 3) идея патриотизма отражает важные характеристики отношения человека к действительности, однако эти характеристики еще не были проанализированы в лингвистике у народов, не имеющих государственности; 4) понимание специфики чувства патриотизма в курдской лингвокультуре позволит оптимизировать межкультурное общение.
В основу выполненной работы положена следующая гипотеза: 1) идея патриотизма представляет собой регулятив, содержание которого кореллиру-ет с ключевыми концептами лингвокультуры и может быть представлено в виде набора определенных поведенческих и психологических установок; 2) данная идея имеет сложную структуру, в которой выделяются ядерные и периферийные признаки.
Цель исследования состоит в комплексной характеристике идеи патриотизма в курдской лингвокультуре.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
определить конститутивные признаки лингвокультурной идеи как особого типа ментального образования;
установить понятийные характеристики идеи патриотизма в курдской лингвокультуре;
описать образные характеристики этой идеи в исследуемой лингвокультуре;
выявить ценностные характеристики данной идеи в курдском языковом сознании.
Материалом исследования послужили данные выборки из словарей курдского языка, поэтических и публицистических текстов на современном курдском языке и интернет-источников. В качестве единицы анализа рассматривался текстовый фрагмент, в котором обозначены или выражены компоненты структуры идеи патриотизма. Всего проанализировано 6000 текстовых фрагментов. В работе использовались также ответы информантов (всего было опрошено 140 информантов).
Методами исследования являются дефиниционный, этимологический, контекстуальный, интерпретативный анализ, анкетирование и интроспекция.
Научная новизна работы заключается в определении специфики идеи как лингвокультурного ментального образования, в определении и описании понятийных, образных и ценностных характеристик идеи патриотизма в курдском языковом сознании и коммуникативном поведении.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в развитие лингвоконцептологии и линг-вокультурологии, характеризуя одну из важнейших идей в курдской лингво-культуре.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования ее результатов в курсах языкознания, лексикологии курдского языка, лингвострановедения, межкультурной коммуникации, в спецкурсах по линг-вокультурологии и лингвоконцептологии.
Основу работы составили следующие положения, доказанные в научной литературе:
Основной единицей переживаемой информации в индивидуальном и коллективном сознании является концепт - сложное ментальное образование, которое может находить выражение в языке (А. Вежбицкая, С.Г. Ворка-чев, В.И. Карасик, Н.А. Красавский, В.П. Нерознак, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов).
Лингвокультурные концепты могут быть объективно установлены и описаны с помощью анализа словарных дефиниций, ценностно маркированных универсальных высказываний и индивидуально-авторских расширений содержания концептов с учетом этимологии слов, концептуальных метафор, результатов ассоциативных экспериментов (В.В. Красных, В.П. Москвин, М.В. Пименова, З.Д. Попова, И.А. Стернин).
Идеи - ментальные образования, отправляющие к представлениям об основах человеческого существования. Отличительные признаки этой группы концептов включают: 1) мировоззренческую направленность, связанную с представлениями о конечной цели (телеономность); 2) аксиологичность (оценочность) и переживаемость (эмоциогенность); 3) сложность (многомерность и иерархичность) признакового состава; 4) теоретичность как системность организации этого состава - выводимость одних признаков из других (С.Г. Воркачев).
На зашиту выносятся следующие положения:
1. Лингвокультурная идея - это сложное многоуровневое ментальное образование, которое включает в себя понятийную, образную и ценностную составляющие, обладает признаками проприальности (осмысление противо-
поставленности «своих» и «чужих») и нормативности (обязательность для исполнения), а также функциями интеграции, самоидентификации и ориентации на практическую реализацию для коллектива, разделяющего данную идею.
2. Понятийные характеристики идеи патриотизма в курдской лингво-
культуре таковы: 1) осмысление Курдистана как исторической геополитиче
ской родины курдов, под родиной понимается географическое и геополити
ческое пространство, которое принадлежит своему народу и является осно
вой и первопричиной его существования, местом его рождения, проживания
и гибели; 2) осмысление патриотизма как наличия качеств, присущих своему
народу, которые предполагают осознание себя его частью, наличие сильных
положительных чувств по отношению к нему и к родине, подчинение собст
венных интересов его интересам, стремление защитить либо освободить его,
желание и требование иметь родину, готовность к самопожертвованию ради
своего народа.
Образные характеристики идеи патриотизма в курдской лингвокуль-туре символически насыщены и сводятся к следующим знакам: 1) родина -мать курдского народа; 2) гора - символ независимости, свободы и жизни; 3) солнце - символ света, веры и надежды; 3) весна - символ возрождения Курдистана; 4) орел - символ независимости; 5) тюльпан - символ жертвенной крови борцов за национальную идею; 6) ветер - символ свободы.
Ценностные характеристики идеи патриотизма в курдской лингво-культуре сводятся к следующим: высшими ценностями для курдского патриота являются родина, собственный народ и их свобода и независимость. Данные ценности отсылают к следующим ориентирам поведения: 1) следует поддерживать в своей душе и в душе всех курдов надежду на обретение государственности; 2) следует испытывать положительные чувства к родине и своему народу, важнейшим из которых является любовь; 3) следует проявлять патриотизм на практике, важнейшим из проявлений является самопожертвование ради родины и своего народа; 3) следует ценить свою культуру (язык, литературу, песни, танцы, национальную одежду и обычаи) и уважать национальную символику (флаг и гимн).
Апробация. Основное содержание работы докладывалось на научных конференциях Астраханского государственного университета (2007-2009 гг.), заседаниях научно-исследовательской лаборатории «Аксиологическая лингвистика» в Волгоградском государственном педагогическом университете (2008-2009 гг.). По теме диссертации опубликовано 7 работ объемом 2,7 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения, в котором приводится очерк истории и культуры курдов.