Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания Абрамов Андрей Вячеславович

Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания
<
Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Абрамов Андрей Вячеславович. Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Москва, 2001.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-23/2-9

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ 1. Методологические основы анализа патриотизма как явления политического сознания 21

РАЗДЕЛ 2. Общественно-исторические , и идейно-психологические предпосылки становления современного российского патриотизма 68

РАЗДЕЛ 3. Развитие патриотизма в условиях современной России 112

Заключение 158

Список использованной литературы

Методологические основы анализа патриотизма как явления политического сознания

Подобным же образом соотносятся и понятия «интернационализм» и «космополитизм». При этом под интернационализмом следует понимать проявление уважения к культурному своеобразию других наций, к их национальным интересам; готовность развивать сотрудничество с этими нациями в политической, экономической, культурной сферах; под космополитизмом -враждебную интернационализму силу, отвергающую национальное своеобразие, национальную культуру и суверенитет; проповедующую безразличное отношение к Отечеству и требующую установления «мирового государства» и «мирового гражданства»11.

Разграничив, таким образом, понятия национализм и шовинизм, интернационализм и космополитизм, можно перейти к выяснению этнополитиче-ской сущности патриотизма.

Как справедливо полагают исследователи Ж.Г. Голотвин и Р.Я. Мир-ский, в подлинном патриотизме объективно сочетаются национальное и интернациональное12. А поскольку, как было отмечено выше, говоря о национальном, следует иметь в виду национализм, то по закону диалектики о единстве и борьбе противоположностей, этнополитической сущностью патриотизма как явления общественного сознания следует считать диалектическое единство двух противоположных явлений общественного сознания - национализма и интернационализма.

Действительно, в современном динамичном мире сложно представить себе, например, борьбу за суверенитет, национальное возрождение и развитие без уважения к независимости других народов, без признания их равноправия, без дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между нациями в различных сферах. Что же касается такой многонациональной страны как Россия, то общероссийский патриотизм попросту невозможен без указанного сочетания национализма и интернационализма. Так, например, равновесие «русской идеи» с идеей уважения к культуре, обычаям и своеобразному историческому пути других народов может служить оптимальной моделью взаимоотношений русской нации с другими народами России, способной обеспечить сохранение русского своеобразия в сочетании с цивилизационно-культурными особенностями иных наций. Более того, такой синтез закономерно приведет не только к взаимообогащению культур без ущемления национальной гордости этносов, но и может послужить катализатором новых достижений в духовной сфере жизни общества.

Вместе с тем, необходимо отметить, что патриотизм существует только при равновесии двух составляющих: национализма и интернационализма. Если в патриотизме усиливается национальное начало, то он с неизбежностью переходит в свою противоположность - шовинизм. В этом случае, как совершенно верно отмечал выдающийся русский мыслитель В.Г. Белинский, «патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством» . С другой стороны, если в патриотиз ме, в свою очередь, слишком усиливается интернациональная составляющая, то он переходит в свою другую противоположность - космополитизм. Таким образом, патриотизм как явление общественного сознания является сложной динамической системой, нормально функционирующей только при условии органической взаимосвязи двух ее составляющих - национализма и интернационализма.

Помимо выяснения этнополитической сущности патриотизма, связанной с выяснением его соотношения с рядом положенными явлениями общественного сознания, другой важной проблемой в изучении данного феномена является выбор аспекта исследования. Исходя из того факта, что общественное сознание может выступать в форме морали, искусства, религии, науки, философии, права и политического сознания14, следует сделать предположение о том, что патриотизм также может рассматриваться сквозь призму любой из этих форм . Проверить обоснованность данного тезиса на примере политического сознания позволит рассмотрение специфического объекта отражения патриотизма - Отечества или Родины.

Отечество является довольно сложным и многогранным явлением, при изучении которого применяются два различных подхода: идеалистический и материалистический.

Сущность первого заключается в понимании Отечества как идеальной системы, неотделимой от внутреннего мира индивида и неразрывно с ним связанной. «Родина, - писал русский философ С.Н. Булгаков, - есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение. Теми таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через Родину и с матерью-землей и со всем Божьим творением»15. Неразрывность Отечества с внутренним миром человека подчеркивается и в трудах других русских философов - B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева и др.16 «Родина есть нечто от духа и для духа», - отмечал, например, И.А. Ильин. И продолжал: «Ничто, взятое не само по себе, в отрыве от духа, - ни территория, ни климат, ни географическая обстановка... ни привычный быт... ни язык... не составляет Родину, не заменяет ее, и не любится патриотической любовью... все это есть не более чем... ее материал, но не она сама». Исходя из этого, чтобы постичь Родину «необходимо, - по мнению философа, - уйти вглубь своего сердца, проверяя, удостоверяясь, и обнять взором весь объем человеческого духовного опыта»17.

Общественно-исторические , и идейно-психологические предпосылки становления современного российского патриотизма

Методологическая основа анализа патриотизма как явления политического сознания создает базу для изучения современного патриотизма, однако исследование данного феномена будет явно неполным без выяснения предпосылок его становления, без рассмотрения анализируемого явления с точки зрения социальной обусловленности и взаимосвязи с политическим режимом. Совершенно очевидно, что как досоветский, так и советский патриотизм не ушли в прошлое, но являются неотъемлемой составляющей нынешнего политического сознания россиян. Их основные положения через обычаи, традиции, общественную психологию и идеологические конструкции транслируются на современность, определяя, в конечном счете, своеобразный облик патриотизма нынешней России. Отсюда с неизбежностью вытекает необходимость предварить исследование современного российского патриотизма изучением общественно-исторических и идейно-психологических предпосылок его складывания.

Как отмечалось в первом разделе диссертационного исследования, патриотизм как явление политического сознания общества имеет своеобразные этапы становления, что позволяет, сделав поправку на специфику страны, выделить этапы становления российского патриотизма: Средневековый (IX -XVII вв.), Нового времени (XVIII - начало XX вв.) и Современный (в широком смысле слова) (начало XX в. - настоящее время). В силу того, что любой из данных этапов охватывает значительный, насыщенный событиями, временной отрезок, в каждом из них следует отметить периоды. Так в Средневековом патриотизме необходимо выделить древнерусский патриотизм (IX -первая половина XIV вв.) и патриотизм централизованного Российского государства (вторая половина XIV - XVII вв.); в патриотизме Нового времени -патриотизм периода становления Российской империи (XVIII - первая половина XIX вв.) и патриотизм периода упадка Российской империи (вторая половина XIX - начало XX вв.); в Современном российском патриотизме - советский патриотизм (начало XX - 80-е гг. XX в.) и современный российский патриотизм в узком значении слова (90-е гг. XX в. - настоящее время). Таким образом, современный российский патриотизм обусловлен всеми предшествующими ему периодами.

Второе замечание, которое необходимо сделать относительно специфики исследуемого феномена заключается в том, что патриотизм находится в непосредственной связи с типом политического режима страны, который обусловливает тип патриотизма: автократический, элитократический или демократический. Следовательно, для каждого этапа развития патриотизма (и, соответственно, для каждого периода) будет характерен определенный тип патриотизма, зависящий от политических реалий определенного времени.

Способом организации политической жизни России в IX - XVII вв. выступал Средневековый российский политический режим. По своему типу его следует назвать автократическим.

Главным субъектом властных отношений в указанное время являлся князь, великий князь, царь, концентрировавший в своих руках политическую власть в государстве, которым он управлял, опираясь на довольно широкие социальные слои, но, прежде всего, на боярство, а затем - на дворянство. И боярская дума, и Земской собор являлись, в значительной степени, декоративными органами. Право решения всех важнейших вопросов в государстве, в том числе и назначение на различные государственные посты, принадлежало монарху. Данная система «пожалования» на любые государственные должности служила почвой для возникновения мифа о царе как выразителе интересов всех слоев общества.

Основным способом осуществления монархом политической власти являлось, как правило, принуждение. Репрессии, направленные против врагов данного политического режима, достигшие апогея в царствование Ивана Грозного, были распространенным явлением средневековой Руси.

Регламентация монархистского способа организации политической жизни нашла свое отражение как в законодательных актах того времени (в «Русской Правде», Судебниках XV-XVI вв., «Соборном Уложении» 1649 г.), предусматривавших суровое наказание за посягательство на жизнь и имущество царя; так и в тогдашней литературе.

Вышеназванные характерные черты Средневекового автократического политического режима России нашли свое отражение и выражение в российском средневековом автократическом патриотизме, первым периодом которого следует назвать древнерусский патриотизм.

Любовью к Отечеству проникнуты замечательные произведения древнерусской литературы: героические былины; «Слово о законе и благодати», принадлежащее перу митрополита Илариона; «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором; «Слово о полку Игореве»; «Слово о погибели земли русской»; повести Куликовского цикла и др. Вместе с тем, необходимо констатировать, что в указанный период сформировался только такой способ выражения патриотизма как патриотиче 71 екая политическая психология. «Патриотические мотивы, - отмечает М.М. Кром - один из исследователей проблемы зарождения идеи патриотизма в России, - словно рассеяны, растворены в духовной атмосфере древнерусского общества, они не обобщены, не собраны в понятие. Древнерусская литература говорила о любви к Родине на языке чувств и образов»1.

Сформировавшийся в древнерусском обществе политический «образ Отечества» проявлялся, во-первых, в названии государства. Слабая централизованная власть, а затем распад державы киевских князей привели к тому, что в древней Руси не сложилось представления о едином централизованном государстве.

Историк А.А. Горский подсчитал, что в литературных произведениях домонгольского периода первое место занимает патриотическая формула «за Русскую землю», встречающаяся, по преимуществу, в рассказах о войнах с внешним врагом2. Весьма показательно, что выражение «Русская земля» употребляется скорее в географическом, чем в политическом значении и обозначает территорию древнерусского государства. Русские книжники, так же, как и их князья, понимают под Русской землей не единое государство, а единое территориальное пространство, на котором существует множество государств.

Развитие патриотизма в условиях современной России

Двойственность советского политического режима: элитократическая сущность и демократическая оболочка, нашли свое отражение и выражение в первом периоде Современного российского патриотизма - советском патриотизме, однозначно идентифицировать который как элитократический или демократический не представляется возможным.

Идеалом, зафиксированным теоретико-концептуальным уровнем новой патриотической политической идеологии советского патриотизма, стал установившийся в России после октября 1917 г. однопартийный политический режим, претендующий на выражение интересов большинства общества. Пришедшая к власти партия большевиков рассматривала себя в качестве «передового отряда рабочего класса и трудового крестьянства».

Исходя из этого, сохранение и содействие развитию данного политического режима стало неотъемлемой частью программно-политического уровня патриотической политической идеологии.

Актуализированный уровень идеологии заключался в конкретных мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление однопартийного режима под лозунгами защиты социалистического Отечества трудящихся масс. «...Мы можем вести войну, - писал В.И. Ленин в период гражданской войны, отмечая изменение позиции большевиков по отношению к ведению боевых действий в условиях прихода РСДРП к власти, - потому, что массы знают, за что воюют, и хотят воевать, несмотря на неслыханные тяготы... знают, что приносят отчаянные, непосильно тяжелые жертвы, защищая свое социалистическое де-ло...»76.

Своеобразным «моментом истины», испытанием на прочность для советского политического режима стала Великая Отечественная война, для победы в которой требовалась единодушная поддержка населением существующего политического режима. В этих условиях партийное руководство вынуждено было несколько приглушить коммунистическую риторику в патриотической политической идеологии, обрядив идею защиты однопартийного политического режима в одежды борьбы за национальные интересы народов, населяющих СССР. Это ярко продемонстрировала речь И.В. Сталина 3 июля 1941 г.: «Прежде всего, необходимо, чтобы наши люди, советские люди, поняли всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране... Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, политых нашим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти, добытых нашим трудом. Он ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том - быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение"77.

Как совершенно справедливо отметил западный исследователь Эрвин Оберлендер, появление советского патриотизма было обусловлено не выражением широкого патриотического движения, а желанием политического режи 78 ма укрепить правящую партию в сознании населения . Тем не менее, на рубеже 30-40-х гг., советский патриотизм получил такой способ выражения как патриотическая политическая психология.

Политический «образ Отечества», сформированный у большинства народа, включал в себя, во-первых, название государства, которое с 1922 г. именовалось Союзом Советских Социалистических Республик. Существование в СССР значительного количества национальностей, объединенных общностью исторических судеб, способствовало появлению в общественном сознании, во многом под влиянием официальной пропаганды, мнения о сформировавшейся на территории Советского Союза в результате социальных преобразований и сближения трудящихся, наций и народностей, новой социальной и этнической общности - «советского народа» - объединенного любовью к своему новому Отечеству и единой целью - построением коммунизма

Во-вторых, политический «образ Отечества» включал в себя символы государства: герб, изображающий серп и молот (знак единения рабочих и крестьян) на фоне земного шара и колосьев пшеницы (символов победы пролетарской революции во всем мире и продовольственного изобилия); гимн, появившийся в 40-х гг. и просуществовавший с незначительными изменениями около полувека; и флаг - красное полотнище с изображением серпа и молота.

В-третьих, образ советского политического режима отождествлялся с партийными лидерами, руководящими в тот период времени государством (помимо поста в КПСС, он занимал еще, как правило, и государственный пост): В.И. Лениным, И.В. Сталиным, Н.С. Хрущевым, Л.И. Брежневым и др. Некоторые из них, например, В.И. Ленин являлись незыблемыми авторитетами, посягательство на которые расценивалось как серьезное преступление. Отождествление Отечества с политическими деятелями достигло своего апогея в 30-50-е гг., что нашло свое отражение даже в государственном гимне СССР, воспевающем Ленина, озарившего «великий путь» и Сталина, вдохновившего «на верность народу, на труд и на подвиги».

В-четвертых, политический «образ Отечества» включал в себя автобиографические элементы - готовность к самопожертвованию за данный политический режим. Глубину самопожертвования советского народа продемонстрировала Великая Отечественная война 1941-1945 гг., породившая многочисленные подвиги во имя Советского Отечества. Известный советский разведчик Н. Кузнецов писал своему брату перед отправкой в тыл врага: «Война за риотизма и патриотического воспитания в исследованиях советских обществоведов// Философские науки. - 1984. - № 5. - С. 142. освобождение нашей Родины от фашистской нечисти требует жертв. Неизбежно придется пролить много крови, чтобы наша любимая Отчизна цвела и развивалась, и чтоб наш народ жил свободно. Для победы над врагом народ не жалеет самого дорогого - своей жизни. Жертвы неизбежны. И я хочу откровенно сказать тебе, что очень мало шансов на то, чтобы я вернулся живым. Почти сто процентов за то, что придется пойти на самопожертвование. И я совершенно спокойно и сознательно иду на это, так как глубоко сознаю, что отдаю жизнь за святое, правое дело, за настоящее и будущее нашей Родины»80. Другими, не менее яркими примерами жертвенности являются подвиги 3. Космодемьянской, А. Матросова, Н. Гастелло и многих других безымянных бойцов фронта, партизан и тружеников тыла. О высоком накале советского патриотизма говорит и количество званий Героя Советского Союза, присво-енных за военные годы .

Похожие диссертации на Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания