Введение к работе
Основная задача данной работы - показать место сонета в системе сербской, хорватской и словенской литератур рубежа веков и на примере этой твердой формы раскрыть ряд проблем общего характера. С одной стороны, через призму сонета отчетливо видны многие характерные особенности поэтики модерна - своеобразного литературного направления, сформировавшегося в югославянских литературах в конце XIX в. на пересечении ряда европейских течений. С другой стороны, сонет, как самая популярная твердая форма в европейской поэзии, позволяет раскрыть ряд характеристик стиха во всех трех литературах и сделать выводы о том, что в стиховой системе обусловлено лингвистическими факторами, а что - чисто литературными. Таким образом, в реферируемой диссертации сонет является своего рода «испытательным полигоном», на котором рассматриваются важные проблемы истории и теории литературы.
Актуальность. В последнее время исследования литературного процесса рубежа XIX - XX веков в славянских странах, особенно в России, стали более интенсивными. Однако сопоставительный анализ различных югославянских литератур этой эпохи (как внутри более узкого, славянского контекста, так и внутри более широкого, европейского) не был до сих пор целью самостоятельного научного исследования. Более того, в силу известных причин в странах, возникших на территории бывшей Югославии, сопоставительные исследования, и в прежние времена не слишком популярные, сейчас не ведутся вовсе. А между тем югославянская литературная общность - не фикция, и для периода рубежа веков это особенно ярко подтверждается переплетением судеб многих литераторов, сотрудничеством хорватских писателей в сербских и словенских журналах (и наоборот) и многими другими фактами. Таким образом, реферируемая диссертация относится к числу работ, разрабатывающих концепцию межлитературных общностей.
Диссертация рассматривает также стиховые характеристики югославянского сонета. Это одно из первых сопоставительных исследований сербского, хорватского и словенского стиха, результаты которого особенно ясно видны на примере сопоставления национальных разновидностей пятистопного ямба. В диссертации рассмотрены лингвистические и экстралингвистические факторы, влияющие на структуру стиха, и высказаны предположения относительно источников влияния, формировавших те или иные ритмические предпочтения у поэтов, принадлежавших к разных национальным традициям.
Для анализа стиха применены современные компьютерные методы. Актуальность такого подхода состоит в том, что в современном мире, благодаря глобальным компьютерным коммуникационным сетям (Интернет и др.) и переходу значительной части книгоиздательской деятельности к электронной форме выпуска литературы (на компакт-дисках), литература и информатика объединились. Компьютерный анализ текста становится все более обыденным
явлением, и данная работа является примером того, как с помощью подобного анализа решаются чисто литературоведческие задачи.
Теоретическая значимость. Целая литературная эпоха показана в работе сквозь призму одной (хотя и весьма релевантной) поэтической формы, что является примером применения выборочного анализа.
Существующие алгоритмы изучения силлаботонической ритмики были впервые оформлены в написанные автором компьютерные программы, приспособленные для анализа стихов на сербохорватском и словенском языке. Опыт показал их пригодность для изучения форм, переходных от силлаботоники к силлабике. Выявленные различия в структуре стиха позволили сделать предварительные выводы о формальном влиянии различных западных литератур на литературы югославянского региона, а также о роли соотношения язык/ традиция в формировании национальных форм стиха.
Практическое значение. Уточнена и дополнена история сонета в трех европейских литературах. Эти данные могут стать частью общей истории европейского сонета, которая продолжается до сих пор.
Написанные и проверенные на диссертационном материале программы могут применяться для изучения различных аспектов стихотворной речи, причем не только в трех рассмотренных литературах, но и в ряде других (они уже успешно применены для анализа русского стиха). Модификация некоторых из использованных программ может превратить их в универсальный инструмент для анализа ритмики.
Создана база для составления метрических и ритмических справочников по творчеству наиболее крупных сербских, хорватских и словенских поэтов конца XIX - начала XX в.
Полученные в ходе работы данные в области истории и теории литературы могут быть использованы при чтении курсов по истории югославянских литератур в университетах.
Апробация работы. Результаты апробировались на семинарах и круглых столах в Секторе истории славянских литератур Института славяноведения и балканистики (1993-1998); на семинарах словенского языка, литературы и культуры в Любляне (1993,1994,1995,1997); на международной конференции «Сонет и венок сонетов» в Любляне (1995); на международной конференции «Славянский стих: стиховедение, лингвистика и поэтика» в Москве (1995); на международной конференции «Преподавание сербохорватского языка и литератур бывшей Югославии» в Москве (1996); на международной конференции Американского общества содействия исследованиям в области славистики в Бостоне (1996).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (Возникновение и распространение сонетной формы, Стих югославянского сонета эпохи модерна, К вопросу о поэтике югославянского модерна), заключения и списка использованной литературы.