Введение к работе
Актуальность исследования определяется значимостьи изучения процессов становления и развития романтической литературы в различных странах, особенно в таких, которые, подобно Португалии, до сих пор не привлекали в этом отношении к себе внимания советских ученых. Творчество Гаррета открывает для этого богатеЯшие возможности.
Научная новизна данной работа обусловлена тем, что это первое в советском литературоведении исследование, посвященное поэзии Алиейда Гаррета. Капитального исследования его поэтического творчества пока нет ня в Португалии, ни за ее пределами.
В задачи работы входит анализ основных поэтических произведений Гаррета в их связях с литературным процессом в Португалии первой половини XIX века. Предпринимается попытка проследить эволюции мировоззрения Гаррета и его эстетических взглядов, совершенствование его поэтического мастерства.
Принцип отбора материала продиктован невозможностью в пределах одного диссертационного сочинения исследовать все грани таланта АлиеЯдц Гаррета. Поэтому для исследования взята лишь его поэзия, в которой творческая индивидуальность Гаррета получила столь ке полное воплощение, как и в прозе, и в драматургии. При отборе лирических стихотворения мы руководствовались двояким критерием: для анализа отбирались произведения, во-первых, знаменующие определенные этапы в становлении творческой личности Гаррета, а во-зторых, накболое совершенные з художественном отношении. Рассмотрены вое поэмы Гаррета, кроме неоконченного наброска "Похищение сабинянок", малозначительного в художественном отношении.
Практическое применение. Реферируемая работа может быть использована при разработке спецкурса по истории португальской литературы и общего курса зарубежных литератур эпохи романтизма.
Апробация. Результаты исследования отражены в одной статье, опубликованной в открытой печати, в одной депонированной
статье и в сообщении, сделанном на всесоюзной конференции "Проблемы изучения культури народоь ПиренеИского полуострова. Основные этапы формирования и развития" (Москва, W ноября 1985 г.)
Обьеы и структура работы. В диссертации 187 страниц основного текста. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (68 наименования), а также приложения, содермацие переводи стихотворений Алмейды Гаррета, выполненные автором реферируемой работы.
Во Введении дается критический обзор трудов, посвященных творчеству Алмейды Гаррета, обоснован выбор теш, ее актуальность, определены задачи исследования, принцип отбора материала, возможность практического применения работы. Изложена биография Гаррета на фоне социально-исторических событий в Португалии того времени.
В 1-я главе подвергнуты анализу ранние сочинения Гаррета, ооздаиные в русле просветительского классицизма. К ним относится поэма "Портрет Венери" (1818, опубл. 1821) и два сборника стихотворений: "Лирика Дуана Малого" (1629) и "Басни и истории. Сонеты" (1635).
2-я глава посвящена первым романтическим произведениям Алмейды Гаррета - его поэмам "Камоэис" (825), "Дона Бранка" (1826) и "Адозинда" (1628).
В 3-й главе Произведен анализ поздней лирика Гаррета. Материалом для исследования является его стихотворения, вошедшие во вторуо Часть сборника "Цвети без плодов" (1845) к в книгу "Опавшие лиотья" (1853).
В Заклвчений подведены итоги и сделаны основные выводы из анализа поэтического наследия Гаррета.