Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию литературного процесса XIV в., рассматриваемого в качестве важного этапа на пути становления английской поэзии и прогы, знаменующего зарождение целого ряда литературных и культурных традиций.
Актуальность исследования обусловлена современным состоянием науки: обострившимся интересом к изучению переходных культурных эпох, особенно к проблемам национального культурогевза, истокам культурных традиций, в том числе английских. Содержание исследования соответствует такие исканиям современной науки в области исторической поэтики: становления и развития жанровых форм, их функционирования в системе, совершенствования приемов нарративного повествования, рассмотрения литературного явления в широком культурном контексте и т.д. Замысел исследования соответствует тенденциям современной медиевистики к более глубокому и обогащенному взгляду на средневековые культурные явления, осознанию их историко-генетического значения для судеб последующей культуры.
Объектом исследования являются тексты целого ряда прозаиков , начиная о Альфреда Великого ( Эльфрик, Вульфстан и др.). Главное же внимание отводится группе прозаиков X1Y в.: Р.Роллю, фк.Уиклифу, Юлиане из Норвича и др. Объектом исследования в сфере английской поэзии становятся преимущественно образцы крупных жан-зовых образований, созданные У.Ленглендом, Дж.Чосером, Дж.Тауэром, и "автором Гавейна". Устанавливаются стиму-ш к усилению ди-намики культурных процессов, основные направления в литературе эпохи, наиболее репрезентативные жанры, аспекты взаимовлияния поэзии и прозы и связи литературы с явлениями искусства.
Научная новизна работы обусловлена обращением к целому ряду звторов и произведений, превде не рассматриваемых отечественным
литературоведением и недостаточно изученных также зарубежной англистикой. В работе осуществлена попытка рассмотрения их в широком культурном контексте XIY в., в связях с художественными явлениями других эпох. Впервые картина литературы рассматривавшим эпохи представлена столь значительным числом текстов духовного содержания, к которым применены эстетические критерии, осуществлена включение их в единый литературный процесс.
Теоретическим фундаментом работы являются труды отечественных филологов по проблемам исторической поэтики: А.Веселовского, М.Бахтина, Д. Лихачева, С.Аверинцева, М.Гаспарова и др. Исследование опирается на выдвинутые названными учеными идеи преемственности и единства литературного процесса, специфики функционирования жанров в средневековую эпоху, их неизбежную трансформацию в переходные периоды и т.д.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности с помощью ее материалов исправить и дополнить имеющиеся "Истории английской литературы" в разделе "Ранняя английская литература", использовать материал диссертации при чтении лекционных курсов по зарубежной литературе, литературе Англии, специальных курсах и семинарах по проблемам современной медиевистики, исторической поэтики, теории и истории жанров и т.д.
Апробация работы. Основные положения диссертации и ее отдельные аспекты неоднократно обсувдались на еаседаниях кафедры всемирной литературы ШІГУ им. В.И.Ленина, ежегодных Пуришевских чтениях (1992-95 г.г.), всероссийских и международных конференциях преподавателей-англистов в Орле, Смоленске, Владимире, Воронеже, Москве.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух разделов, каждый из которых включает по четыре главы, заключения и списка использованной литературы.