Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Изъяснение таин" Илария Пиктавийского : Традиция и метод христиан. типол. экзегезы Нестерова, Ольга Евгеньевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нестерова, Ольга Евгеньевна. "Изъяснение таин" Илария Пиктавийского : Традиция и метод христиан. типол. экзегезы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05.- Москва, 1998.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-10/204-6

Введение к работе

Работа посвящена исследованию метода христианской типологической экзегезы как особого способа интерпретации Священного Писания, при котором образы, действующие лица и события ветхозаветной истории рассматриваются как прообразы ("типы") новозаветных реалий, лиц и событий, подтверждающие пророческое предуготовление Нового Завета в Ветхом. Материалом для исследования послужило небольшое по объему экзегетическое сочинение Илария Пиктавийского (4 в.) "Изъяснение тайн", представляющее собою чистый и весьма репрезентативный образец христианской типологической экзегезы и рассмотренное нами в контексте предшествующей христианской экзегетической традиции. Основная цель диссертационной работы состоит в решении вопроса о том, является ли христианская типология самостоятельным экзегетическим методом, отличным от метода христианской аллегорической экзегезы, и в уяснении специфики герменевтических процедур, лежащих в основе типологического метода истолкования Священного Писания.

Актуальность исследования обусловлена тем, что сочинения экзегетического жанра, составляющие обширнейший пласт христианской литературы, до настоящего времени оставались практически вне поля зрения отечественных ученых. Единственное исследование, посвященное данной теме, - работа Т.А.Миллер "Византийская экзегеза", публикуемая - в виде цикла статей - в журнале "Альфа и Омега" начиная с І994 г., однако это исследование, при всей своей ценности, характеризуется преимущественно исторической направленностью, и в задачи автора не входило специальное обсуждение вопроса о генезисе и особенностях методов христианской экзегетики вообще и типологической экзегезы - в частности. А между тем,

изучение этой проблемы имеет не только несомненный исторический интерес, но и представляется исключительно важным с теоретической точки зрения, - особенно, если учесть пристальное внимание современной науки к проблемам герменевтики, - поскольку оно имеет непосредственное отношение к теории интерпретации "художественного" образа и позволяет пролить дополнительный свет на вопрос о различиях между "символом" и "аллегорией", который впервые в отчетливой форме был поставлен Шеллингом и немецкими романтиками начала 19 в. и который выходит за рамки собственно христианской литературы.

На важность изучения христианской экзегетической традиции указывает тот факт, что на Западе ей посвящено огромное число исследований. Достаточно назвать имена таких выдающихся и прославленных ученых, как Ж.Даниелу, А. де Любак, Р.Хэнсон, Ж.Пепен, П.Фейрбейрн, Ф.-Й.Дёлгер, Дж.Диллон, К.С.Льюис и П.Рикёр. Однако сама эта тема настолько сложна и обширна, что она безусловно заслуживает и требует дальнейшей разработки.

Научная новизна диссертации. Хотя христианская экзегетическая традиция в целом и христианская типология в частности не относятся к числу предметов, недостаточно глубоко исследованных в западной патрологии, и литература, посвященная этой теме, едва обозрима, однако в ходе изучения этой традиции встала проблема, весьма горячо обсуждавшаяся западными учеными, но так и не получившая окончательного решения. На существование этой проблемы впервые указал А. де Любак, усомнившийся в том, что христианскую типологию и христианскую аллегорезу действительно можно рассматривать как два самостоятельных (и даже конфликтующих друг с другом) метода и объяснивший традиционное противопоставление этих двух методов (восходящее к полемике экзегетов антиохий-ской школы с александрийцами) некоторыми терминологическими недора-

зумениями, которые, по мнению А. де Любака, и привели к тому, что анти-охийцы, используя на практике тот же метод "духовной" интерпретации Священного Писания, который использовал Ориген и другие александрийцы, но описывая его в иных терминах, осудили оригеновский метод как "языческий" и не имеющий ничего общего с интересами христианского вероучения. В настоящее время эта точка зрения остается преобладающей; позднейшие исследователи в большинстве своем либо некритически ссылались на мнение А. де Любака, либо развивали его аргументацию, хотя некоторые ученые, в том числе - такие авторитетные, как Ж. Даниелу (против которого главным образом и был направлен полемический демарш А. де Любака) и Ж.Пепен, предпочли остаться на прежних позициях, продолжая исходить из того, что христианская аллегорическая экзегеза представляет собою применение к библейским текстам техники языческой философской аллегорезы (имеющей более древнюю историю) и что она не должна быть смешиваема с типологией, имеющей чисто библейские корни. Последняя точка зрения нам представляется более взвешенной, однако сам факт постановки этой проблемы, серьезность доводов, приведенных А. де Любаком в защиту выдвинутого им тезиса, а также - то обстоятельство, что по чисто формальным признакам отличить "типологические" толкования от "аллегорических" действительно чрезвычайно трудно, указывают на необходимость задаться вопросом о существовании (или отсутствии) такого критерия (или системы критериев), который позволял бы уверенно различать толкования указанных типов, ибо без подобного критерия само обсуждение типологии как самостоятельного экзегетического метода утрачивает смысл.

В нашей диссертационной работе предлагается такой критерий. Кроме того, в ней показано, что ни по своему происхождению, ни по своим задачам и целям христианская типология не имеет ничего общего с мето-

дом христианской аллегорической экзегезы, и потому ее следует рассматривать как совершенно особый и самостоятельный экзегетический метод. И, наконец, на основе анализа герменевтических процедур, используемых в типологическом "трактате" Илария Пиктавийского, делается вывод о том, что - в рамках самой типологической традиции - можно вычленить по меньшей мере три различных способа толкования, лишь один из которых обнаруживает известную близость к методу аллегорической экзегезы, но что это сходство носит вторичный характер и объясняется отнюдь не влиянием аллегорической экзегезы на типологическую или их генетической связью, но исключительно особенностями происхождения самой типологической экзегезы и логикой ее внутреннего развития. В целом же диссертация призвана дать ясное и достаточно полное представление о сущности и особенностях метода христианской типологической экзегезы.

Структура диссертации определяется поставленными задачами. Во Введении сформулирована тема диссертации, очерчен круг проблем, решению которых посвящена работа, и определен материал исследования. В первой главе рассматривается понятие типологической экзегезы как одного из методов "иносказательной" интерпретации сакральных текстов, развит тие христианской экзегетики в целом (в связи с традициями античной философской аллегорезы мифопоэтических текстов и иудейской экзегезы Священного Писания) и, специально, - генезис христианской типологической экзегезы, а также - вопрос об отношении христианской типологии к другим методам толкования Писания. Вторая глава посвящена анализу типологической "суммы" Илария и уяснению герменевтических процедур, лежащих в основе типологического метода. И, наконец, в Заключении суммируются выводы, которые удалось сделать в ходе исследования, и дается общая характеристика метода христианской типологической экзегезы.

Библиография насчитывает 160 наименований.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации отражены или использованы в публикациях по теме диссертации.