Содержание к диссертации
Введение
1 Исследование процесса проектирования одежды на основе традиционного национального костюма 9
1.1 Разработка информационной схемы процесса проектирования новых моделей одежды на основе традиционного костюма 10
1.2 Исследование национальных особенностей мужской одежды народов Северного Кавказа 17
1.2.1 Анализ исторического развития ассортимента, форм, конструкции и декора мужской одежды народов Северного Кавказа 17
1.2.2 Систематизация, классификация и кодирование мужской национальной одежды 28
1.2.3 Разработка структуры информационного каталога костюмов-прототипов 34
Выводы к 1 главе 38
2 Разработка исходной информации для проектирования мужской одежды на основе национальной одежды народов Северного Кавказа .39
2.1 Установление антропоморфологических особенностей внешней формы мужских фигур населения Северного Кавказа 39
2.1.1 Анализ морфологических признаков, определяющих внешнюю форму фигуры человека 41
2.1.2 Разработка программы измерений мужского населения Северного Кавказа 47
2.2 Анализ результатов антропометрического исследования 51
2.3 Разработка шкалы процентного распределения типовых фигур мужского населения Северного Кавказа 63
2.4 Систематизация информации об особенностях телосложения мужских фигур населения Северного Кавказа ...66
Выводы ко 2 главе 71
3 Разработка рациональной структуры ассортимента мужского костюма с учетом особенностей национальной одежды 72
3.1 Исследование и сегментация рынка мужского костюма с учётом национальных традиций 73
3.1.1 Разработка программы опроса 73
3.1.2 Результаты обработки анкет 77
3.2 Разработка рациональной структуры ассортимента мужского костюма на основе его трансформации с учётом национальной одежды ..92
Выводы к 3 главе 98
4 Адаптация современных методов конструктивного моделирования применительно к созданию мужской национальной одежды народов Северного Кавказа 99
4.1 Анализ существующей конструкции и методов технологической обработки традиционной черкески ...99
4.2 Анализ методик и методов конструирования мужской одежды ... 103
4.3 Совершенствование методов проектирования черкески 106
4.3.1 Разработка рациональной конструкции черкески 107
4.3.2 Методы адаптации процесса проектирования черкесок к автоматизированной среде современных САПР 114
4.4 Расчет экономической эффективности 118
Выводы к 4 главе 122
Выводы по работе: 123
Список литературы 125
Приложение 133.
- Исследование национальных особенностей мужской одежды народов Северного Кавказа
- Анализ морфологических признаков, определяющих внешнюю форму фигуры человека
- Разработка рациональной структуры ассортимента мужского костюма на основе его трансформации с учётом национальной одежды
- Анализ методик и методов конструирования мужской одежды
Введение к работе
При переходе к рыночным отношениям перед предприятиями легкой промышленности России встал целый ряд проблем, связанных с расширением ассортимента, улучшением качества товаров народного потребления и реализацией готовой продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью на внутреннем и международном рынке. Сложность их решения для швейных предприятий заключается в необходимости добиться, с одной стороны, максимального удовлетворения потребностей населения в высококачественной одежде, отвечающей индивидуальному вкусу, внешнему облику и типу телосложения, направлению моды, а с другой - добиться достаточной прибыли и эффективности производства в соответствии с имеющейся производственной базой. Поэтому' при, создании промышленной коллекции одежды важен анализ социального заказа и перспектив развития потребления, что возможно на основе всестороннего изучения потребностей и спроса населения.
Для регионов России вопросы изучения потребительского спроса и планирования ассортимента особенно актуальны, так как наряду с готовой одеждой европейского типа большой популярностью пользуется национальная одежда. Традиционный народный костюм выступает в роли этнического, территориального показателя, несущего в себе семантическую составляющую.
Северный Кавказ является одним из регионов страны, где интерес к национальной одежде особенно высок. Поэтому вопросам анализа особенностей традиционного костюма Северного Кавказа и специфике процесса его проектирования необходимо уделять особое внимание.
Джахмишевой И.Ш. была предложена [3] классификация ассортимента,
внешней формы, конструкции и орнаментальных мотивов традиционной
женской одежды народов Северного Кавказа, с помощью методики
формирования рациональной структуры ассортимента одежды, на основе
которой разработана потребительская ассортиментная коллекция
t современной женской одежды с учётом внешнего облика, особенностей
телосложения и национальных традиций народов Северного Кавказа.
h Потребность в выпуске изделий мужского ассортимента с элементами
традиционного костюма так же является актуальным для региона Северного
г Кавказа.
Для максимального удовлетворения нужд и потребностей мужского населения в высококачественной одежде необходимо систематически проводить исследования потребительского спроса мужского костюма с учётом национальных традиций народов Северного Кавказа. При прогнозировании промышленной коллекции моделей мужской одежды целесообразно больше уделять внимание проблемам моды в одежде и факторам потребления швейной продукции.
Прогнозирование спроса должно быть основано на изучении потребительских предпочтений по признакам внешнего вида с учётом демографических, социальных, региональных и других факторов, а также особенностей внешнего облика, антропометрических характеристик
ц потребителей, национальных традиций и культуры коренного населения
Северного Кавказа.
Цель работы состоит в разработка рациональной структуры ассортимента и методов проектирования мужской одежды с учетом
) национальных традиций, потребительских предпочтений и особенностей
антропоморфных характеристик мужского населения северного Кавказа.
f Для достижения поставленной цели в работе решены следующие
задачи:
проведено исследование процесса проектирования современной I одежды на основе национального костюма;
определены способы адаптации САПР одежды процессу
проектирования одежды с учётом национальных традиций;
проведен анализ исторического развития форм, конструкции, декора традиционной мужской одежды народові Северного Кавказа и выявлены её национальные особенности;
проведена систематизация и классификация ассортимента мужской национальной одежды;
разработаны базы данных для автоматизации начальных творческих этапов процесса проектирования одежды с учётом национальных традиций;
-выявлены особенности внешнего облика, антропоморфных
характеристик мужского населения Северного Кавказа и разработана
структура его размерно-ростовочного ассортимента; -проведено исследование и сегментация рынка мужского костюма для
Северного Кавказа; -разработана рациональная структура потребительской коллекции
современной > мужской одежды с учётом национальных традиций и
модных тенденций; -проведён анализ закономерностей формообразования национальной
мужской одежды с целью совершенствования её конструкции и
методов проектирования; -апробированы результаты исследования и проведены расчёты
экономической эффективности.
Методы исследования: работа базируется на комплексном системном подходе к проблеме проектирования. Использованы современные теории и методы, в том числе метод структурно- графического анализа эскизов моделей, метод экспертных оценок, теории вероятности и математической' статистики, методологические основы антропометрии, научные принципы классификации, типизации, унификации и кодирования, теоретические и практические достижения в области проектирования одежды.
Научная новизна работы заключается в:
-систематизации и разработке классификации ассортимента и внешней
формы национальной мужской одежды; -установлении антропоморфологических особенностей внешней
формы мужских фигур населения Северного Кавказа; -выявлении базовых форм и конструкций мужской национальной
одежды; -совершенствовании конструкции и методов автоматизированного
проектирования национальной одежды для мужского населения
Северного Кавказа.
Практическая значимость работы заключается в:
-разработке библиотеки «Электронный каталог» и базы данных (БД)
«Информационно — иллюстративная база элементов национальной
одежды»; -разработке шкалы процентного распределения типовых фигур
мужского населения Северного Кавказа; -совершенствовании качества конструкции мужской национальной
одежды; -разработке потребительской коллекции моделей современной
мужской одежды с учётом внешнего облика, национальных традиций
и модных тенденций; -разработке схем модификаций базовых конструкций одежды,
обеспечивающих их соответствие фигурам предполагаемого
потребителя.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты работы докладывались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры технологии швейного
производства Московского государственного университета дизайна и технологии; 12-ой Международной научно-практической конференции «Новые технологии в образовании» (г. Киев, 2001 г.); Международной научно-технической конференции «Новые технологии в одежде из тканей и трикотажа» (г. Москва, 2001 г.).
Основные результаты диссертационной работы внедрены и рекомендованы к использованию на ООО «Европа» г. Нальчик, в ателье по пошиву национальной одежды ООО «Изольда» г. Владикавказ.
Результаты исследований внедрены в учебный процесс на кафедре «Технология и конструирование швейных изделий» Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова в лекционных и лабораторных занятиях при обучении студентов по специальности 2808 «Технология швейных изделий» и 2809 «Конструирование швейных изделий» по дисциплинам «История костюма народов Северного Кавказа», «Основы прикладной антропологии» и «Традиционная культура Осетии», «Конструирование швейных изделий», «Конструктивное моделирование одежды».
Публикации. Основные положения проведённых исследований опубликованы в семи печатных работах.
1 Исследование процесса проектирования одеяеды на основе традиционного национального костюма
Современная одежда, созданная на основе традиционного национального костюма, это совокупность функций национальной и современной одежды, взаимодействие которых приводит к возникновению новых художественно-конструктивных и технологических решений [ 1 ,.2].
Национальные традиции в одежде являются неисчерпаемым источником новых идей и тесно взаимосвязаны с модой.. Мода и традиции являются связующим звеном между спросом и предложением, а от умения прогнозировать в решающей мере зависит реализация' экономических интересов; предприятий и потребителей. Поэтому вопросу анализа процесса проектирования одежды на основе традиционного костюма необходимо уделять особое внимание [3,4у5, 6].
В; настоящее время известен ряд работ, выполненных в области проектирования национальной одежды и трансформации её в процессе проектирования современных моделей [3,4]I Ф;М. Пармоном проведён ряд теоретических и экспериментальных исследований и определены пути творческой трансформации народного костюма при создании современных моделей и коллекций. На основе разработанной классификации русского народного костюма в зависимости от географической зоны и региона, выявлены наиболее характерные костюмы — образы [7, 8]. Наряду с этим систематизированы элементы русского народного костюма^ разработана информационная база конструкции и композиции элементов? русского народного костюма в системе автоматизированного проектирования костюма.
В работе д.т.н. Расторгуевой Л:Н; проводились исследования в области
разработки методологии проектирования современной одежды на основе
национальных традиций народов Якутии с учетом разработанной
концептуальной модели процесса проектирования, а также
междисциплинарных системных исследований национального костюма [9]. В работе определены пути создания моделей современной одежды на основе национальных традиций.
В процессе исследования формирования национального костюма к.т.н. Шильбаевой Л.К. была разработана методика проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма [10].
Вся совокупность исследований традиционных национальных костюмов является значительной научной и теоретической базой для процесса проектирования современной одежды. Однако, исключительность и самобытность каждого народа требует дополнительного изучения и анализа его традиционного костюма.
Исследование национальных особенностей мужской одежды народов Северного Кавказа
Одежда кавказцев - одна из самых интересных по происхождению. Уже в древности через Кавказ проходили пути азиатских и европейских народов -шумеров, вавилонян, ассирийцев и др. Многие племена оседали на территории Северного Кавказа, добавляя к многообразию кавказкой одежды элементы своего национального костюма. После вторжения татаро -монголов одежда жителей Кавказа позаимствовала татарские и персидские формы, сохранившиеся и в современной одежде. Основные комплексы традиционной одежды народов Северного Кавказа сложились к XVIII веку. Выделяют пять комплексов мужской одежды.
Первый - дорожный или походный комплекс, включающий, помимо обычной одежды, три обязательных предмета: башлык, папаху и бурку (Приложение А1-А.З).
Второй комплекс являлся выходным или парадным, он включал в себя черкеску, бешмет, иногда рубаху, штаны, ноговицы, выходную обувь из кожи или сафьяна, чаще всего с мягкой подошвой, пояс с кинжалом и папаху. В парадный комплекс мог входить праздничный башлык, богато отделанный галуном, кистями и вышивкой.
Четвертый комплекс включал специализированную одежду для пастухов, продиктованную условиями их работы. Кроме рабочей одежды в состав четвертого комплекса включалась специальная пастушеская накидка, представляющая собой одну из форм сшитой плечевой одежды из бурочного войлока. Накидка была длиной до колен, прямого покроя с длинными втачными рукавами, с капюшоном или круглым войлочным колпаком.
Можно условно выделить пятый комплекс — с шубой, который не столько связан с сезонными изменениями, сколько с вертикальной зональностью, отгонным скотоводством и возрастными различиями.
С целью систематизации информации об особенностях традиционного мужского костюма народов Северного Кавказа в работе осуществлён его ретроспективный анализ. Основным источником исследования1 традиционного мужского костюма народов Северного Кавказа в работе являлись данные, полученные этнографами, археологами, антропологами, лингвистами, а так же изделия изобразительного и декоративно -прикладного искусства. В процессе работы была изучена специальная литература по национальной одежде, а также научные исследования в области проектирования национальной одежды. В приложении А представлен иллюстративный материал, отображающий самобытность и уникальность предметов национального мужского костюма народов Северного Кавказа.
В результате исследования установлено, что мужская одежда всех народов Северного Кавказа, как в отдельных её предметах, так и в комплексах в целом, обнаруживает чрезвычайную близость, а в ряде случаев и тождество. Традиционный костюм включает в себя предметы одежды, головные уборы, обувь и украшения. Верхнюю мужскую одежду кавказцев можно разделить на три группы: несшитая, накидная и сшитая, надеваемая в рукава. Накидная одежда могла быть выполнена из сукна, войлока или шкур животных. Наиболее специфичной для народов Северного Кавказа является бурка, относящаяся к верхней плечевой накидной одежде (Приложение А.З). Выделяют несколько конструктивных решений бурки:
—Накидной войлочный плащ, колоколообразной формы расширяющейся к низу, длиной выше колен. Плащ закреплялся на плечах при помощи деревянной или костяной палочки. Изделие характерно для XVIII, первой половины XIX в.в.
—Плащ из войлока с подкроенными и сшитыми плечами и вырезом для шеи, характерен для конца XIX, начала XX века. Для удержания бурки на плечах спереди у ворота пришивали накладные кожаные петли фигурной формы, в которые продергивали ремешок для завязывания.
—Бурка с прямыми, очень широкими плечами, прямого или приближенного к прямому силуэта. Ворот и верхняя часть бортов иногда обшивалась галуном. Данный тип бурки сложился їв XX веке. К сшитой верхней повседневной одежде относят шубы (Приложение А.4). Выделяют три основных типа шубы:
-Прямая или слегка приталенная неотрезная шуба из овчины, распашная, с длинными рукавами.
-Шуба, по покрою напоминающая бешмет или черкеску с цельными передками и спиной, и клиньями по бокам. Спереди у пояса располагается застежка.
-Шуба, по покрою напоминающая русский полушубок, отрезная поталий, собранная сзади и по бокам, иногда с застежкой от горловины до пояса. Шуба, как правило, крытая, двубортная; с невысоким стоячим воротником из мерлушки курпей. Полосой из, мерлушки иногда окаймляли низ рукавов и борта до пояса. Такая шуба могла застегиваться на любую сторону (слева направо или наоборот), и в нижней части имела глубокий запах. Застегивалась она на пуговицы и петли, сделанные из шнурка, но более крупные, чем у бешметов и черкесок. Шубу третьего типа называли «зелимханкой». Черкеска — наиболее широко известная мужская верхняя одежда, служившая не столько повседневной, сколько праздничной, а так же походной одеждой (Приложение А. Ц). Развитие черкески идёт от бешмета, её возникновение относят к послемонгольскому периоду и связывают с необходимостью хранения пороха. По особенностям конструктивного решения можно выделить следующие виды:
—Черкеска свободного покроя,, без воротника или с воротником в виде невысокой стойки, длиной до середины бедра или до колен, от горловины до талии имелась застежка. Этот вид черкески характерен для XVIII, первой половины XIX веков. Разнообразие черкесок достигалось вариантами рукавов и нашитых газырниц. Рукава могли быть узкие, длинные, с треугольным выступом, прикрывавшим тыльную часть руки. Встречались черкески с укороченными, а так же откидными рукавами, не зашитыми от подмышек до локтя (Рисунок 1.3).
-Черкеска более облегающего покроя, удлиненная, с расширенными и упрощёнными по форме рукавами. Данный вид черкески характерен для конца XIX, начала XX века (Рисунок 1.4).
Анализ морфологических признаков, определяющих внешнюю форму фигуры человека
Массовое производство одежды исключает возможность непосредственного измерения каждого потребителя- однако; промышленность заинтересована в том, чтобы население: было максимально удовлетворено выпускаемой одеждой.,
Размерная типология населения может быть построена лишь при условии получения детальной характеристики разнообразия-морфологических типов, встречающихся; среди населения, то есть должны быть известны величины антропометрических признаков, характеризующих определённый тип; а также пределы, изменчивости (вариабельности) признаков как внутри группы, так и среди различных групп населения. Эти сведения І могут быть получены в результате проведения антропометрических исследований по специальнойшрограмме.
К основным морфологическим признакам, лежащим в основе описания внешней формы человека, относятся: тотальные или общие размеры, пропорции, телосложение и осанка. Любому морфологическому признаку свойственна изменчивость. Форма, степень выраженности и направление изменчивости у разных признаков различны и определяются влиянием таких факторов, как возраст, пол, социальная среда, особенности биохимической жизнедеятельности организма.
Морфологические признаки позволяют характеризовать основные особенности внешней формы тела человека. Однако для практических целей-швейного производства эти характеристики непригодны, поскольку изучение степени строения тела человека применительно к конструированию одежды имеет свои особенности и требует исчерпывающей количественной" информации о форме поверхности тела человека. Авторы ряда работ [61, 62] считают, что при конструировании верхней одежды для обеспечения качества посадки изделий первостепенное значение имеет наличие информации о форме тела человека в области верхней опорной поверхности. Причем, основным фактором, определяющим внешнюю форму этих участков, считается осанка человека. Осанка характеризуется формой позвоночника и туловища, положением головы и нижних конечностей [63, 64, 65, 66, 67, 68].
Установлено также, что существенное влияние на конструкцию рукава и сопряжение его с проймой оказывает форма и положение верхних конечностей. Для характеристики положения верхних конечностей в свободно опущенном состоянии в сагиттальной плоскости предлагается измерять два угла: р - угол, образованный средней линией контура плечевой части руки и горизонталью, и а - угол, образованный средними линиями плеча и предплечья.
При разработке программы измерения мужского населения Северного Кавказа в работе ставились условия получения максимально необходимой информации для определения конструктивных параметров одежды на фигуры различного телосложения. В программу включены измерения, которые позволяют наиболее объективно оценить особенности конкретных фигур мужчин и дают комплексную оценку типовых фигур мужского населения Алании.
В работе предложено использовать программу измерений, включающую два блока. В первый блок вошли вопросы, которые дают возможность получить сведения о респондентах, их социально-демографическом статусе, возрасте, профессии и др. Во второй блок вошли антропометрические исследования размерных признаков, позволяющих наиболее точно охарактеризовать особенности мужских фигур.
Программа измерений включает 24 размерных признака, с сохраненной нумерацией и техникой измерения комплексной программы (ГОСТ 17521-72, ГОСТ 17522-72)[1, 2] (Таблица 2.2). В приложении Б отображена схема8 измерения мужских фигур.
В программу измерений включены признаки, определяющие тотальные размеры тела, ряд признаков, характеризующих пропорции тела, большое число обхватных размеров и специальные признаки, измеряемые по поверхности тела, поперечные и передне - задние диаметры на уровне всех основных обхватов, проекционные широтные признаки, глубины, необходимые для определения осанки.
Разработка рациональной структуры ассортимента мужского костюма на основе его трансформации с учётом национальной одежды
В качестве исходной информации при разработке рациональной структуры ассортимента мужских костюмов использованы данные об одномерных и многомерных распределениях сочетаний ХКП, предпочитаемых покупателями.
Для создания базовых сочетаний, в работе осуществлён отбор многомерных сочетаний основных ХКП по каждой полнотно - возрастной группе потребителей в соответствии с условно установленным числом моделей в ассортиментной коллекции.
На начальном этапе производился отбор всех многомерных сочетаний основных ХКП внутри каждой полнотно - возрастной группы потребителей с абсолютной частотой встречаемости не менее двух раз на объём выборки 400 человек. Каждое отобранное базовое сочетание одновременно фиксировалось знаком «+».
После отбора базовых сочетаний основных ХКП мужского костюма по всем полнотно - возрастным группам потребителей, произведён дополнительный отбор базовых сочетаний из числа тех, которые имеют абсолютную частоту встречаемости, равную 1,0, но с достаточно высоким коэффициентом значимости для потребителя, равным 1,0.
Каждое базовое сочетание, определяющее прообраз наиболее предпочитаемой модели мужского костюма, имеет свой «адрес» и может быть рекомендовано для определённой группы покупателей. Отобранное базовое сочетание основных ХКП анализировалось и оценивалось с точки зрения целостности и совершенства композиции, варианты не согласующихся сочетаний были заменены более рациональными
Например, в ассортиментной коллекции первое базовое сочетание Т)ССДГ означает: костюм для торжественных случаев, полуприлегающего силуэта, средней длины, с воротником-стойкой, из гладкокрашеной ткани. Это базовое сочетание может быть рекомендовано потребителям почти всех полнотно - возрастных групп.
Разнообразие моделей достигается за счёт модификации, базовых сочетаний с учётом наиболее часто встречающихся дополнительных ХКП: вид застёжки, вид карманов, наличие декора, место расположение декора, волокнистый состав, цвет ткани.
Для расчёта частоты встречаемости предпочтений отдельных вариантов основных (многомерных распределений) ХКП мужского костюма в каждой полнотно - возрастной группе потребителей и по всей выборке использовалась разработанная ранее в МГАЛП программа, реализуемая на микро-ЭВМ.
На основе результатов анализа особенностей внешнего вида одежды, выполненной по национальным мотивам, в диссертации разработана рациональная структура ассортимента мужского костюма, положенная в основу созданной промышленной коллекции моделей для различных полнотно - возрастных групп (Таблица 3.3). Рациональность разработанной промышленной ассортиментной коллекции моделей мужских костюмов заключается в удовлетворении около 80 % потребителей Северной Осетии значимым количеством базовых сочетаний основных ХКП. Надёжность экстраполяции результатов отбора и формирования рациональной структуры моделей в ассортиментной коллекции обусловлена учётом региональных особенностей распределения потребительских предпочтений по ХКП мужского костюма.
Накопление данного вида информации во времени позволит установить отдельные закономерности потребительских предпочтений и динамику их изменения, что позволит достичь большей согласованности покупательского спроса и товарных предложений швейной промышленности.
Анализ методик и методов конструирования мужской одежды
БК проектируют с целью многократности использования, поэтому при её расчете и построении предусматривают типовую форму и рациональные размеры деталей, характерные для современной одежды.
В настоящее время существует большое количество методов конструирования [60,. 93, 94, 95, 96, 97] в связи с развитием САПР распространёнными становятся методики иностранных авторов. Процесс-анализа этих методик носит перманентный характер, поскольку создание каждой новой методики не обходится без анализа существующих.
Методика ЦОТШЛ-ориентирована на проектирование по индивидуальным заказам населения,... поэтому необходимое соответствие конструкции достигается во время примерки посредством уточнения, на фигуре заказчика. Особенностью методики ЦОТШЛ является измерение фигурьъ от вершины или конца ПроеКТИруеМОГО ПЛечевОГО ШВа ;. (ВПрзІЬ ДтсІЬ ДтпІЬ В кіОі а НЄ от антропометрических точек.
Состав размерных признаков методик идентичен, за исключением признаков, определяющих ширину проймы (вместо передне-заднего-диаметра руки Т57 в ЕМКО 2002т предложено использовать ширину подмышечной впадины Тю9) В качестве исходной методики для проектирования мужской одежды на основе национального костюма выбрана: методика. ЕМКО» СЭВ, являющаяся универсальной, для одеждывсех видов иполовозрастных групп.
В ЕМКО СЭВ; принят единый;; метод построения?конструкций, всех видов одежды для мужского, женского и детского населения включающий: - единую систему размерных признаков; - единую систему классификации прибавок; - единую структуру формул и последовательность построения конструкций одежды; - единые основы конструкций основных видов одежды и базовые конструкции основных видов одежды; - единые принципы градации; - единую терминологию, символику и цифровое обозначение конструктивных точек; - единую конструкторскую документацию по содержанию, объему и оформлению.
Основной самой общей и универсальной частью ЕМКО СЭВ является система основных конструктивных отрезков и способ их определения. Система содержит отрезки, которые повторяются в конструкции одежды всех видов и разделяются на две части (для верхней и нижней частей тела). Система основных конструктивных отрезков не зависит от моды, технологии, свойств материалов и т. д.
Каждой расчетной формуле в системе отрезков присвоен свой порядковый номер и разработана единая последовательность конструирования для одежды всех видов, что позволяет адаптировать данную методику к автоматизированной среде.
При адаптации методов конструирования к определенным целям предприятия наряду с методиками конструирования большое значение имеет анализ способов построения БК одежды средствами САПР.
Параметрические и непараметрические подходы к процессу проектирования одежды в современных САПР предоставляют конструктору следующие варианты разработки и редактирования базовой конструкции: - редактирование параметров, предложенных в методике, заложенной в САПР; - использование любой методики, по выбору конструктора.
В первом случае могут быть изменены величины размерных признаков и отредактированы поправочные коэффициенты. Во втором случае, конструктору необходимо выбрать методику и реализовать её в виде алгоритма. Разработчики параметрических САПР, постепенно заменяют эти действия конструктора возможностью интерактивно редактировать БК.
Таким образом, адаптация методов конструирования к целям предприятия может быть выстроена на: - рекомендациях в виде значений поправочных коэффициентов; - осуществлении проверки, и редактирования конструктивных параметров БК. Значение поправочных коэффициентов в методиках используются для возможности уточнения конструкции в соответствии с типом фигуры и особенностями телосложения. На основе анализа выбранной методики и результатов исследования антропоморфологичесюих особенностей мужского населения