Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

О. Уайльд и Восток: Ориентальные реминисценции в его эстетике и поэтике Геласимов, Андрей Валерьевич (1965-)

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Геласимов, Андрей Валерьевич (1965-). О. Уайльд и Восток: Ориентальные реминисценции в его эстетике и поэтике : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.05 / Якутский гос. ун-т.- Москва, 1997.- 15 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/3629-9

Введение к работе

Актуальность проблемы и предмет исследования.

Феномен ориентальных влияний на английскую литературу изучен еще недостаточно полно. За последние годы появилось несколько интересных работ как у нас в стране, так и за рубежом, однако практически ни одна из них не затрагивает творчества Оскара Уайльда. Объем различного рода восточных аллюзий в его произведениях настолько велик, что это позволяет, на наш взгляд, квалифицировать избранную тему как перспективное направление в той области современного литературоведения, которая занимается изучением английской литературы.

Исследование комплекса проблем, связанных с проникновением ориентальных мотивов в английскую литературу и искусство, находится еще в начальной стадии. Не определена еще в должной мере роль воспринимающего Запада. Работы, касающиеся английского ориентализма, обычно ограничиваются анализом роли передающего Востока, в то время как Запад в качестве реципиента остается вне широкого круга исследований. Недостаточно также изучена проблема мифологического образа Востока в европейском воспринимающем сознании.

Там, где раньше исследователи видели только два противостоящих друг другу начала - Запад и Восток, автор предлагает усматривать еще и третье - образ Востока на Западе. И если западный ориентализм традиционно подвергается критике за искажение действительности, то автору кажется, что именно благодаря этому искажению и тому воздействию, которое он оказывал и продолжает оказывать на умы европейцев, он обретает характеристики самостоятельного явления, активно влияющего как на европейскую культуру, так и на взаимоотношения между Востоком и Западом.

Тем не менее искажение фактического материала строго информативного характера продолжает вызывать раздражение у отдельных исследователей. Некоторые из них склонны усматривать в этом даже откровенно злой умысел. Э.Саид в своей книге "Ориентализм"* развивает тезис о том, что все ориентальные мотивы в западной литературе всегда, начиная с античности, изначально

имели строго политическую подоплеку. Будучи идеологическими по сути, они призваны к тому, чтобы формировать, по мысли Сайда, определенное мировоззрение, особое отношение к Востоку. Они должны бьши открыть западному сознанию путь на Восток, с тем чтобы в дальнейшем подвергнуть его несправедливой эксплуатации.

Ориентализм Киплинга, Саути и в некоторых отношениях Байрона действительно укладывается в эту концепцию. Очевидно именно по этой причине ориентальные мотивы в творчестве этих авторов уже были в той или иной степени освещены в ряде исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Однако ориентализм Уайльда до сих пор почти не привлекал внимания ученых. Согласно концепции Сайда, восточные мотивы в произведениях Уайльда не представляют собой никакого интереса, поскольку не несут на себе политической окраски. Интерес Уайльда к Востоку был сугубо художественным в своей основе. Поэтому он оказался вне круга внимания ученых, анализирующих межлитературные связи с позиций их значимости в процессе глобальных политических экспансий .

Цель и задачи диссертации.

Анализ восточных мотивов в произведениях Уайльда приводит к мысли о зарождении и формировании в английской литературе конца XIX в. критического отношения к культуре Запада. Восток, мифический и реальный, предстает в текстах Уайльда в качестве альтернативы разнообразным явлениям европейской действительности. Привитые Уайльдом к английской литературной почве восточные образы и сюжеты стали органической частью культурного наследия Запада.

*Said Е. Orientalism. London: Penguin, 1991. 368 p.

Цель данного исследования заключается в обосновании и подтверждении тезиса о европоцентристской детерминированности ориентализма О.Уайльда. Подобная цель ставит перед нами следующие задачи:.

  1. Анализ критического состояния старой системы художественных ценностей в европейской культуре на рубеже ХІХ-ХХ вв.

  2. Поиск и обоснование причин возникновения восточных мотивов в английской литературе в конце XIX в.

  3. Выявление разнообразных восточных влияний в творчестве Уайльда.

  4. Определение функций ориентальных реминисценций в произведениях Уайльда.

  5. Анализ "суггестивной" поэтики писателя.

  6. Исследование особенностей конвергенции ориентальной и европейской литературных традиций в контексте творчества Уайльда.

Специфика исследования обусловила поиск типологически родственных черт в произведениях Уайльда и в ориентальных источниках - отношение к эстетическим ценностям, приемы создания художественного образа, концепция личности и др. А также - соотнесенность этих особенностей с контекстом культурной ситуации в Европе на рубеже ХІХ-ХХ вв. и с процессом взаимного сближения между Востоком и Западом.

Научная новизна и значимость.

Новизна реферируемой диссертации заключается в попытке комплексного исследования многообразных ориентальных влияний на творчество одного автора, рассмотренное в сложной диалектической связи общих тенденций поэтики декаданса, развития в среде европейских литераторов пристального интереса к Востоку, а также индивидуальных особенностей творческого метода самого Уайльда.

В диссертации практически впервые специально рассматривается связь сказок Уайльда с арабской поэзией и предпринимается попытка анализа композиции романа "Портрет Дориана Грея" с учетом того влияния, которое оказали на писателя имманентные

китайской философии идеи цикличности. Кроме того, автор попытался конкретизировать роль буддийских аллюзий в колористике таких сказок Уайльда как "Счастливый Принц" и "Молодой Король" .

Практическая ценность работы определяется возможностью использования ее основных положений при чтении общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы на филологических факультетах университетов и педагогических институтов, а также в научных и учебно-исследовательских целях преподавателями, аспирантами и студентами.

Апробация.

Представленная к защите диссертация написана в соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры русской и зарубежной литературы ЯГУ. Ее тема утверждена Советом филологического факультета ЯГУ. Результаты исследования в виде научных докладов были представлены на ряде вузовских и международных конференций. По теме диссертации опубликовано 3 работы.

Задачи и принципы исследования определили структуру работы. Она состоит из вводной части, трех глав и заключения.

Похожие диссертации на О. Уайльд и Восток: Ориентальные реминисценции в его эстетике и поэтике