Введение к работе
Выбор темы. Исследователи закономерностей литературного процесса XX в. как правило опираются на развитие сравнительно полно изученных ведущих литератур Западной Европы, США, а в последнее время и Латинской Америки. При этом редко учитывается опыт значительно менее изученных литератур малых европейских стран, таких как Скандинавские страны, Бельгия, Швейцария, Ирландия. Meаду тем обращение к истории этих литератур помогает уточнить многие общие тенденции художественного развития. Именно в них нередко формировались явления, существенные ДЛЯ искусства XX в. а целом.
Ирландская литература представляет для исследователя особый интерес не только в силу больютх художественных достижений одной из малых наций, внимание к которым усилилось во всем мире, но и по той причине, что здесь раньпе проявились многие острейшие противоречия нашего времени, и таким образом ирландский материал дает пишу для типологических сопоставлений самого широкого плана. В конце XX в. отчетливо видно, что многие особенности ирландской литературы предварили и высгетили некоторые типичные явления литературы в целом. В частности, ее пример позволяет выйти ко многим нерешенным проблемам национальной идентичности, сложность которых к концу XX в. необычайно возросла. Из обращения к ее опыту можно извлечь важные уроки. Этому, однако, мешало то, что долгое время литература Ирландии рассматривалась как явление маргинальное по отношении к основным тенденция?.! развития мировой литературы и в силу этого оставалась на периферии критических интересов. Объективная значимость и недостаточная разработанность проблем развития ирландской литературы определили выбор темы диссертационного исследования.
Научная новизна. Отечественное литературоведение еще только приступает к осмыслению закономерностей ирландской литературы XX в. Появляются первые монографии, проблемные обзоры в журналах, аналитические статьи к публикациям переводов ирландской литературы. Ее отдельные аспекты освещены в целом ртде кандидатских диссертаций.
I
Не только в нашей стране, но и за рубеадм изучение ирландской литературы в ее целостности, в историческом контексте находится е начальной стадии, хотя имеется необозримое число работ, посвященных творчеству таких выдающихся писателей, как Синг, йейтс, ДЧойс, О'Кейси. Ситуация начала меняться в 80-е годы, когда на Западе появились истории ирландской литературы, специальные исследования, посвященные поэзии, драме, роману, были созданы международные организации, регулярно публикующие материалы своих конференций. Толчком послужил сеєероирландский кризис, обостривший национальные и религиозные противоречия е стране, привлекший внимание к ним со стороны мировой общественности.
В опубликованных в последние годы работах рассмотрены многие вадаыа аспекты развития ирландской литературы. Тем не менее, специального исследования, посвященного послереволюционной ирландской литературе в ее целостности, включающего поэзию, прозу и драму, до настоящего времени нет. Бее это подводило к яоетаноке новой проблемы - представить современную ирландскую литературу как противоречивое целое, показать путь, который она проша на протяжении семи десятилетий.
Творчество большинства писателей - поэтов 0, Кларка, В. Каванаха, Т. Кинселлы, Дк. Монтегю, 12. Хини; прозаиков У.Тре-Еора, Дчс. БэнЕИлла, Д. Хогана и драматурга Б. Фрила - впервые рассмотрено с такой степенью научной обстоятельности. Анализ творчества У.Б. Йейтса и Дж. Дчіойса предоставлял возможность показать этих художников в их ближайшем национальном контексте, обратить внимание на обозначенную ими и характерную для последующего развития ирландской литературы тенденцию к универсализации национальной конкретики.
Цель исследования. Выбрав тему, автор счел необходимым обратить особое внимание на проблему национальной сущности ир- ' ландской литературы, поскольку именно национальное самоопределение, самосознание и самокритика определили путь, который она прошла за последние сто лет. Следует, однако, оговориться, что проблема национального самосознания, относящаяся к компетенции историков и философов, затрагивается лишь в той степени, в какой она касается словесного искусства, как одной из главных сфер его проявления и критического рассмотрения. Изб-
ранный аспект диссертационной работы дает возможность обобщающего анализа наивысших достижений ирландской литературы XX в. в контексте противоречивого развития национального самосознания.
Для уяснения национальной сущности ирландской литературы в диссертации проводится критическое рассмотрение существующих на Западе концепций ее идентификации, претерпевших существенные изменения на разных этапах послереволюционного развития. Этой цели служит и анализ творчества крупнейших ирландских писателей, в ходе которого постоянно имеются в виду как отличия, так и сховдешя ирландской литературы с другими литературами, хотя сравнительный анализ и не выделяется в качестве специальной темы диссертации. Поскольку национальная сущность литературы, на нал езгляд, не мо*ет быть вычленена в качестве каких-то определенных черт (подобные попытки ведут к созданию национальных стереотипов, весьма однобоко представляющих национальное лицо), ее легче уяснить, наблюдая в динамике, так как именно в ходе литературного развития обнаруживается устойчивость определенных черт, преемственность, хотя она мо-чет осуществляться и путем отрицания традиции.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что к концу XX в. проблема национального самосознания приобрела неояшданную для многих теоретиков остроту. Она заявила о себе как в странах с колониальньм прошлым, народы которых только вступили на путь самостоятельного развития, так и там, где многовековая история должна была внупить достаточную уверенность в собственной неуязвимости. Главным побудительным стимулом внступает защитная реакция, в первом случае, на давление более- крепких национальных структур, во втором - на культурные стандарты, получившие широкое распространение с помощью средств массовой коммуникации.
Практическое значение работы. Диссертация расширяет и уточняет представления о закономерностях литературного процесса. Ее методологические принципы, общие разработки, касающиеся судьбы ирландской литературы, отражены в специальных главах "Истории всемирной литературы" (тт. II-IX). Материалы представленной работы публиковались в коллективных трудах ИМЛИ,
использованы в выступлениях автора на всесоюзных и международных конференциях Сперечень дан в конце автореферата). Диссертация.может быть использована при написании истории ирландской литературы, создании обобщающих трудов по литературе XX в., а также при чтении общих и специальных курсов по зарубежной литературе.
Апробация работы. Диссертация - итог многолетней научной работы автора в области исследования ирландской литературы. Ее основные выводы апробированы на трех ме*(Дународных каучнмх конференциях "Ирландия: общество и культура", проходивших в г. Халле (ГДР) и опубликованных на английском языке в сборниках под тем же названием (1979, 1982, 1985 гг.). Основные положения диссертации изложены в монографиях "Современная ирландская литература" (18 а.л., "Паука", 1973) и "Ирландская литература 1970-1980-х годов. История и современность" (16 а.л.), рукопись которой обсувалась в Отделе литератур Европы и Америки нового времени и утвер-ждена на заседании Ученого совета ШЛИ им. A.M. Горького АН СССР б ноябре 1990 г.
Диссертация выполнена е Отделе литератур стран Европы и Америки нового времени Института мировой литературы АН СССР, обсулдена и рекомендована к защите б мая 1991 г.