Введение к работе
Гражданская война в США вот уже почти 130 лет является объектом неослабного внимания американских писателей. Начиная с 60-х гг. прошлого столетия, она стала одной из ведущих тем в литературе, посвященной проблемам национального развития. Однако произведения о войне Севера и Юга по сей день остаются самим массовым явлением в американской исторической прозе. Эти реальность литерятурно-гудожественной ситуации США, требующая осмысления с позиций подлинного историзма, т.е. глубокого и объективного анализа реальных фактов литературного процесса в неразрывной связи с движением истории. С отой и.элыэ в работе вводится понятие "функционирования исторической теш по времени", подразумевающее исследование оволпции художественной концепции войн», определяемой содержанием современной автору эпохи.
Действительно, роман об историческом прошлом имеет двоякую природу. С одной сторони, при воссоздании событий уже отдаленного от нас периода проблематика произведения должна бить конкретно-исторически обусловлена. С другой сторони, худокественная интерпретация материала должна вызывать исторические ассоциации, восстанавливающие связь времен и способствующие более глубокому осмыслению важнейших вопросов современности. Таким образом, диалектика жизни сама выявляет новое звучание исторической проблематики.
Огромное влияние Гражданской войны в США на формирование национального исторического сознания и обастренннй интерес американцев к ее проблематике обусловливают актуальность данной работч, необходимость анализа, сіттеза и обобщения исследуемого материала с цельи проследить эволюцию художественного видения Гражданской войнм в американском романе путем рассмотрения его динамики в контексте эстетического и общественного сознания эпохи.
Вопрос о характере влияния Гражданской войны т литературу США ставился во многих американских исследованиях - в монографиях Л.Рубина, Р.Лайвпи, Э.Унлсоня, А.Аарона, Х.Холмана, Т.Д.Янга, статьях Д.Уэйээ, Б.Де Вото, Л.Томпсона, в диссертации Р.В.Смит. Тем не менее, в большинстве работ произведения о войне рассматривались вне контекста времени, которое их породило, и без учета ведущих тенденций в развитии литературного процесса, что не позволяло проследить изменения в-идейно-художественной интерпретации исследуемой тему.
В советском литературоведении еще нет специальной монографической работы, посвященной литературе о Гражданской войне. Существующие работа (В.И.Богословского, О.В.Засильевской, Т.Е.Конзровской, Е.А.Сте-ценко, Н.Я.Самохпячова и др.) ограничивались изучением лишь отдельных аспектов интересующей нас проблемы применительно к творчеству одного конкретного писателя или нескольких произведений.
Объектам исследования стал роман о Гражданской войне в США на протяжении всех лет его бытования. Проведенный в диссертации анализ позволяет сделать вывод о произвольности жанрових критериев романа о Гражданской войне. Используя данное понятие, диссертант выделяет из потока американской исторической и военной прозы произведения, связанные общностью теми и проблематики Гражданской войны . Поиск общих закономерностей в "функционировании исторической темы во времени" предполагал исследование всего комплекса явлений литературного процесса ОНА, поэтому в число анализируемых вошли произведения разной идейной и художественной ориентации, ставшие этапными в процессе эволюции анализируемой темьг.
Автор диссертации ставил перед собой следующие задачи:
выявить специфику художественного воплощения Гра-зданской войны в американской литературе;
создать объективную картину развития таного и северного военного романа XIX века в связи с предшествующей литературной традицией и новыми веяниями эпохи, эстетическими и мировоззренческими установками отделыплх писателей, их региональной принадлежностью;
исследовать социально-политические и философско-зстетические корни эволюции теш Граяаданской войны в американской литературе;
определить основные направления и новые тенденции художественного осмысления Гражданской войны в американском романе на разных этапах его развития в контексте общих закономерностей литературного процесса;
проанализировать характер интерпретации действительности в произведениях о войне последних десятилетий и ее влияние на жанровую природу романа.
Научная новизна диссертации состоит как в выборе объекта исследования, так и в методе его освещения. Впервые в советском и американском литературоведении предпринимается попытка комплексного, аналитического подхода к изучению романа о Гражданской войне в США на протяжении всех лет его бытования, что позволяет связать воедино особенности исторического пути американской нации с основными направлениями ее духовного развития, проследить изменения в художественной интерпретации Гражданской войны в связи с изменениями в общественно-историческом сознании нации, в социальной, политической и литературной жизни США, эволюцией философско-эстетических воззрений. В работе вводится в литературоведческий обиход значительное число англоязычных текстов, многие из которых до сих пор не анализировались ни в совет-
Столь же условно использование понятий "военный роман" и "литература о Гражданской войне": точнее было бы говорить о "романе (литературе) на тему Гражданской войны".
~ .массовая беллетристика исключена из сферы исспедования.
ских, ни в американские исследованиях.
Методологической основой диссертации являются труди классиков марксизма-ленинизма по проблемам социально-исторического развития, истории Гражданской войны, закономерностям и взаимосвязи исторического и литературного процессов, Глпгчшй методологический принцип исследования основан на положении 3.И.Ленина о тон, что нужно "но забивать исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные отапч это ярление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" . В диссертации использоваїгм твісте результаты исследований советских учених по проблемам теории и истории советской, американской и других зарубежных литератур XIX и XX веков.
Основними методами исследования являются историко-функниональннй и историко-типологический.
Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что ее материала и виводи могут быть использованы п rr/зовсгсих курсах по зарубежной литературе, а также для дальнейшей, более углубленной разработки исследуемой проблематики.
Апробация работы. По теме диссертации опубликованы ?. статьи и тезисы 3-х конфере!!ций. Прочитаны доклады на 7 конференциях: 3-х Всесоюзных конференциях американистов в 1987, 19(38 и 1939 гг. (г.Москва); 2-х республикански); конференціях молодых ученых - на филологическом факультете ІСІУ и в Институте литературы АН УССР (г.Киев, 1907); на научной конферентшч, проподимоГ кафедрой зарубежных литератур КГУ (г.Киев, 1938) и на межвузовской научной конфереігаии, организованной П'РЯиЛ (г.Тогакент, 1990). Полный текст диссесяции обсуждался на заседании Отдела западных литератур Института литературы ЛИ УССР.
Структура работы. Поль и задачи исследования определили построе
ние диссертации. В ее основу положен концептуально-хронологический
принцип. По мнению автора, он позволяет проследить функционирование
темы Гражданской войны во времени в связи со сменой литературішх гпох
и переосмыслением воеішой проблематики, о'тражаюцим различные отяпн в
развитии общественного сознания нации. Диссертация состоит из введения,
3-х глав, заключения и библиографии. В начале каждой главы дается об
щая характеристика состояния американской литературы указанного пери
ода и .факторов иного порядка, повлиявших на трактовку военной пробле
матики. Бо'льший удельный вес произведений "южной школн" объясняется
более глубоким влиянием Гражданской войны на все сферы жизни этого
региона.
1 Ленин В.И. Полн.соб. соч. - Т. 39. - С. 67.