Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ диссертации обусловлена современным состоянием отечественных литературоведческих работ, в которых отсутствует изучение романов Дж.Гарднера в рамках одной жанровой модификации. Философский роман Гарднера вообще никогда не был предметом специального исследования. Материалом для исследования из огромного гарднеровского наследия стали четыре центральных романа писателя: "Диалоги с Солнечным" (1972), "Никелевая гора" (1973), "Октябрьский свет" (1976), "Призраки Микельсоиа" (1982), в которых наиболее ярко отразилась философская направленность творчества Дж.Гарднера , и благодаря которым он в 70-80-е годы занимает одно из ведущих мест в после-
военной литературе США. Существенным обстоятельством является то, что в работе впервые анализируются незаконченные романы Гарднера "Тишина" и "Тени", изданные после смерти писателя и еще не получившие отклика в отечественном литературоведении.
Изучение философских романов Гарднера необходимо, на наш взгляд, не только для целостного восприятия творчества писателя, но и для расширения представлений о возможностях самой жанровой разновидности "философский роман", выявления некоторых особенностей ее развития в рамках творчества одного писателя. Кроме того, философские романы Гарднера представляют необычайно актуальный материал для литературоведческого анализа, так как в них отражены многие характерные тенденции литературы, общественно-психологического климата, культуры США послевоенного периода.
Рассмотрение жанровых особенностей философского романа Дж.Гарднера позволило углубить изучение творчества писателя, а вместе с тем, и специфики данной жанровой модификации.
Главная цель диссертации - представить Гарднера как писателя-мыслителя, обозначить и проанализировать основные идейно-философские аспекты его романного творчества.
Главной целью продиктованы и следующие конкретные задачи:
определить необходимые категории жанровой разновидности "философский роман", обусловившие особенности проблематики и поэтики философских романов Гарднера;
- рассмотреть систему философско-эстетических взглядов Гарднера, проанализировать гарднеровскую концепцию нравственного, морального искусства, которая специфически развивается и преломляется в собственно художественных произведениях писателя;
проанализировать философскую проблематику романов Гарднера, общие принципы построения художественного мира Гарднера-романиста (при анализе особое внимание уделяется изучению идейно-философских основ, определивших видение писателем действительности и создаваемую им концепцию мира и человека, а также и выбор, используемых для этого средств выражения);
определить место эстетической и этической позиции писателя в общем контексте литературной жизни США 70- начала 80-х годов XX века, обозначить значимость вклада, новаторство Гарднера в современной американской романистике.
Данное исследование является первой попыткой в отечественном литературоведении осмыслить философский роман Дж.Гарднера как единый идейно-эстетический комплекс и определить при этом его закономерности. До сих пор романы Гарднера в отечественном и зарубежном литературоведении рассматривались как цепь отдельных произведений, между которыми, как представлялось, нет единой связи. Уделяя внимание жанрообразующим признакам, мы исследуем философский роман писателя как целостный организм, обладающий специфическими жанровыми особенностями.
Обращение к творчеству Дж. Гарднера объясняется как его актуальностью и значимостью, так и малой изученностью творчества писателя. Долгое время отечественные и зарубежные критики обходили вниманием художественное наследие Гарднера. Ориентация на фактографичность привела к тому, что творчество одного из крупных американских романистов несправедливо мало освещалось в литературоведении, несмотря на то, что после публикации его книги "О нравственной литературе" (1978) Гарднер стал нравственным ориентиром духовной жизни США 70-х годов.
Глубинное отношение к творчеству писателя в американском литературном мире начало набирать силу с 1982 года, когда увидела свет первая книга,
вобравшая литературно-критические работы четырнадцати авторов о произведениях Гарднера, под общей редакцией Р.А. Морейса и К. Ванспенкерен "Джон Гарднер. Критические перспективы".1 Затем появились книги Дэвида Коварта, Грега Морриса, Дж.Хендерсона, представляет интерес последнее крупное исследование романов Дж.Гарднера в книге Л. Бате2
В нашей стране интерес к творчеству Гарднера возрастает с каждым годом, но специальных работ (книги, монографии) о Джоне Гарднере пока не написано. Ведущие литературоведы страны обращались и обращаются к изучению гарднеровского наследия в своих книгах, статьях, рецензиях: Бенедиктова Т.Д., Денисова Т.Н., Зверев A.M., Злобин Г.П., Ивашева В.В., Мулярчик А.С., Нико-люкин А.Н. Фундаментальным исследованием романов Дж.Гарднера является диссертация Федосенок И.В.3
В данной диссертации впервые исследуется философский аспект творчества писателя, который никогда не был в центре внимания критиков. Также впервые в отечественном литературоведении анализируются незавершенные романы Гарднера "Тишина" и "Тени".
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИИ служит конкретно-исторический и диалектический подход к изучению литературоведческих проблем. Главный методологический принцип исследования основан на структурно-тематическом анализе, который предполагает комплексное рассмотрение художе-
1 Morace R.A., Vanspenckeren К., ed. John Gardner. Critical Perspectives. - Carbondale, SIUP.,
2 Cowart D. Arches and Light: The Fiction of John Gardner. - Carbondale: SIUP., 1983.
Morris G.L. A World of Order and Light: The Fiction of John Gardner. - Athens: Univ. of
Georgia Press, 1984.
Henderson J., ed. Thor's Hammer: Essays On John Gardner. - The Univ. of Cebtral Arcansas Press, 1985.
Butts L. The Novel of John Gardner: Making.Life as A Moral Process. - Lousiana State Univ. Press, 1988.
3 Федосенок И.В. Авторская позиция в романах Дж.Гарднера. Дисс. ... канд. филол. наук. -
М.,1984.
ственного произведения на всех уровнях идейно-эстетической системы, что позволяет объективно оценить философскую проблематику романов Гарднера.
Результаты исследования (как общие выводы, так и конкретные наблюдения, содержащиеся в диссертации) могут быть использованы при подготовке курсов лекций по истории современной американской литературы, а также для последующего изучения творчества Дж. Гарднера.
Печатные работы, подготовленные диссертантом по материалам исследования, опубликованы или приняты к печати (см. список работ). Отдельные проблемы исследования были положены в основу докладов, с которыми диссертант выступал на научных конференциях. Содержащиеся в диссертации научные положения и выводы обсуждались и получили положительную оценку на научных конференциях американистов в МГУ (1992,1993 гт.) и на международных конференциях по проблемам американской литературы и культуры в г.Минске (1993, 1994 гг.).
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Текст диссертации составляет 8,75 печатных листа.