Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Агрентина" Джона Баркли. К проблеме генезиса философско-политического романа Пресняков, Геннадий Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пресняков, Геннадий Александрович. "Агрентина" Джона Баркли. К проблеме генезиса философско-политического романа : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.05.- Н.Новгород, 1997.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность настоящей диссертации определяется потребностью в более детальном исследовании той сложной и малоизученной переходной эпохи от Ренессанса'к барокко, которая приходится на рубеж-ХУІ-ХУП вв. Важно понять значение и своеобразие жизненной судьбы и литературного наследия Дж.Баркли, значительного художника и общественного деятеля, ибо он и его наследие до сих пор остаются "бельм пятном" на карте английской литературы.

В диссертации подчеркивается, что в своих сочинениях Дж.Ба-ркли отзывался не только на сиюминутные политические страсти, но и стаБИл коренные вопросы государственного устройства и управления, вопросы наиболее справедливой формы власти. Наблюдая Францию в последние десятилетия гражданских войн, принесших разорение, ослабление, государства, огромные жертвы, взрыв разрушительной религиозной нетерпимости, Баркли размышлял над такой системой правления, которая позволила бы эти явления преодолеть.

Исследуя роман, который до сих пор не был предметом литературоведческого анализа в русской англистике, можно прийти к выводу о том, что Баркли содействовал формированию произведений, в известной мере, новаторских в жанровом отношении. Под его пером стала складываться новая жанровая разновидность, которую мы определили бы как философско-политический роман, являвший процесс сближения беллетристики с публицистикой, с трактатом политической и философской направленности, результат их синтеза.

К концу ХУШ в. некоторые идеи Баркли и та художественная форма, в которую они были облечены, начали выглядеть несколько

старомодными, и его некогда знаменитая книга стала терять сес привлекательность. Однако, сам жанр философско-политнческого мана, в формировании которого Баркли сыграл безусловную роль, получил новое наполнение, продолжал развиваться и трансрормир ваться в литературе ХУШ-ХХ веков. Поэтому обращение к роману "Аргенида" имеет несомненное значение для понимания развития ропейского романа, эволюшш его тематики, структуры, жанровых разновидностей, взаимодействия в нем традиционных и новаторов элементов в их исторической обусловленности.

Научная литература о некогда знаменитом писателє-ібедна. Эта значительная ж достаточно сложная фигура явно нуждается і серьезном исследовании на современном филологическом уровне с учетом достижений также и исторической науки. Следует отметит что рубеж ХУІ-ХЛІ ев. во французской" и английской литературе, меченный сложным переплетением ренессансных и барочных тенден вообще изучен недостаточно. Речь идет о глубинных процессах и хода от. ренессансного реализма к литературе барокко и классиі ма. Б наследии Баркли значительное место занимают работы публ шстические, связанные с постановкой политических проблем, чт естественно, должно было бы привлечь не только литературоЕєдс но и в не меньшей степени и историков и политологов.

Цель и задачи исследования - опенить значение, роль и ме Баркли в историко-литературном процессе, прояснить некоторые ретические вопросы, связанные с генезисом философско-политичє го романа в Западной Европе, исходя из того, что Баркли, прог ший сравнительно короткую жизнь, был связан с культурой двух стран - .Англии и Франции.

Дж.Баркли оказался как бы на переломе двух важных эпох і

ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ, бЫЛ СБЯЗаН С ПОЗДНИМ БОЗрОНДеНИЄМ И, ОДНОБІ

менно, с новыми художественными веяниями - барокко и класскш мом. Приближенный к власть имущим, он находился в гуще политі кой борьбы своего времени, а как писатель выступал в различні жанрах. Его интересовали не только художественные, но и мора* филэсофские, политические проблемы. В романе "Аргенида" за щ чудливым калейдоскопом событий, увлекательными приключениями роев, героическими и любовными спенамипросматриваются глубок ли автора о природе государственной власти, о правах и обяза тях правителя.

Важно уяснить, насколько исторические проблемы затратив;

мировоззрение писателя, отражают его подлинную общественную позицию, насколько политические идеи органично включаются в ткань, сюжет, структуру художественного произведения и по возможности его обогащают.

Методологической и теоретической основой диссертации является историко-генетический метод с элементами сравнительного литературоведения, с привлечением необходимого исторического, философского и политологического материала.

Научная новизна и значимость диссертации - в комплексном исследовании произведения Дж.Баркли "Аргенида" как жанра философ-- . ско-политического романа, имеющего сложный, синтетический характер, и находящегося в стации становления. Она обусловлена также и отсутствием критических работ, посвященных Дя.Баркли, в отечественном литературоведении.

Своеобразие фигуры Дж.Баркли, особенности его наследия и, прежде всего, самого романа "Аргенида" определили тот факт, что настоящая диссертация, будучи филологической, литературоведческой

неизбежно охватывает сферы философии, истории .и

политологии.

Объектом исследования является главное сочинение Дк.Баркли -роман "Аргенида", занимающий ео многом уникальное положение в истории литературы. С одной стороны, роман аккумулировал в себе традиции предшествующей литературы, развил, в частности, отдельные мотивы, художественные приемы и'идеи, воспринятые от античной литературы. Б этом смысле Баркли являет собой ярчайший пример художника позднего Ренессанса, который вЗирал в себя все то, что находил ценного в культуре древней Греции и Рима. С другой стороны, Баркли - сын своего времени, он творчески перерабатывает идейно-эстетические принципы ренессансной литературы и, в частности, такое художественное явление, как рыцарский роман.

Отсюда вытекает необходимость, во-первых, на основе доступных собранных нами скудных источников восстановить биографию Дк.Баркли; во-вторых, рассмотреть те его произведения разных жанров, которые предшествовали появлению "Аргениды", явились своеобразным подступом к его главной книге ; в-третьих, дать обстоятельный филологический анализ "Аргениды"; в-четвертых, исследовать "Аргениду" не только как явление художественной литературы, но и как образец философской, политической мысли своего времени. Необходимо также включить творчество Дк.Баркли в мировой

Есторшю-лиієратурннй контекст, выявить, что он взял у предше венников, в частности, из античной и ренессансной традиши, и обогатил последующее развитие литературы, конкретно, романн жанр.

Практическая ценность работа определяется возможностью и пользования исследуемого как фактического, так а теоретическо материала при чтении вузовского курса зарубежной литературы X ХУШ вв., особенно его вводной части, дающей обзор позднеренес сных явлений. То же относится, ж разработке спецкурса по истої теории романа.

.Апробация. По теив диссертации, автор выступал с докладам ряде межвузовски! и региональных конференций /Астрахань, Орсв Москва/. Материал работы отражен в восьми публикациях. Диссер ция. обсуждена и рекомендована к защите кафедрой зарубежной ли ратуры Астраханского государственного педагогического универс та и кафедрой всемирной литературы Нижегородского государстве го педагогического университета.

Задачи и пели настоящего исследование, привлекаемые исто ки, сам характер творчества Дж.Баркли, а также своеобразие рс "Аргенвда" обусловили наиболее целесообразную, на наш взгляд, структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключе и списка использованной литературы, насчитывающего 224 назван

Похожие диссертации на "Агрентина" Джона Баркли. К проблеме генезиса философско-политического романа