Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Зяблова Елена Юрьевна

Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов
<
Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зяблова Елена Юрьевна. Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08.- Хабаровск, 2000.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-22/292-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Адаптация и конфронтация личности в системе политических отношений 11

1.1. Генезис и эволюция власти и поведения личности в системе политических отношений 33

1.2. Адаптация и конфронтация к власти как категории социологического и политологического анализа

Глава II. Механизмы формирования адаптации и конфронтации личности к власти

2.1 Воздействие политических институтов на адаптационное и конфронтационное поведение личности 62

2.1.1. Роль Средств Массовой Информации в адаптации и конфронтации личности 67

2.1.2. Роль Органов местного самоуправления в стабилизации общества 77

2.2 Самоорганизация и управление как критерии адаптации и конфронтации личности 104

Заключение 114

Литература 116

Приложения 128

Введение к работе

Актуальность темы определяется социально-политической ситуацией российского общества. Реформирование российского общества сопровождается появлением множества новых социальных субъектов с присущими им особенными потребностями и интересами, что оказывает влияние на качественное изменение социальной структуры общества и динамику социально-политических процессов.

Одним из социальных последствий процесса реформ является резкое углубление раскола в обществе на группы не только с разным экономическим положением, но и с противоположными политическими интересами. Реформируемое общество современной России породило дезориентацию системы ценностей населения, что проявилось в утрате прежних целей, бытийных смыслов. Такая социально-политическая ситуация требует безотлагательного создания механизмов адаптации населения по отношению к власти и властным реформам, отражающих действительные потребности как отдельных социальных субъектов, так и общества в целом, выработку компромиссов и их отражение в политике всех уровней власти.

Резкие структурные изменения социального пространства привели к дисбалансу временных характеристик различных частей общественной системы: в одних частях возросла скорость протекания общественных процессов (в основном за счет массового проявления и последующей социальной адаптации к новым формам и структурам), в других наблюдается его замедление. Первые устремлены в будущее, вторые пытаются удержать прошлое. Подобный дисбаланс и определяет диалектику развития современной России. Социальная адаптация связана с заменой старого типа общественной реальности качественно иным типом, структурно оформляющимся на наших глазах. Общественное же сознание продолжает оставаться в плену старых теорий. В то же время отсутствие условий для

нормального существования в легальной сфере общественной жизни, а также реальных перспектив когда-нибудь этих условий достичь приводит к конфронтационным процессам в обществе.

Быстро изменяющиеся условия жизни современной России, экономические, политические и социальные трансформации, вызывают изменения в сознании и политическом поведении населения. Отказ от части старых и восприятие новых ценностей и поведенческих установок выступает как условие адаптации и конфронтации к новым жизненным реалиям.

В результате успешной социальной адаптации поддерживается такой уровень жизни, который позволяет сохранять и повышать социальный статус и удовлетворять материальным и духовным потребностям индивида (или социальной группы).

Знание механизмов адаптивного и конфронтационного поведения помогает определить перспективы и характер политических перемен, ибо приспособленность к последствиям перемен означает высокую вероятность их продолжения, массовой поддержки сил, проводящих преобразования.

Изучение механизмов адаптации и конфронтации личности по отношению к власти, разработка способов их коррекции с целью повышения способности человека успешно адаптироваться к политической реальности представляют собой одну из актуальных проблем современной политической науки.

Степень научной разработанности темы:

В философской, социальной, экономической и политической науках разработано большое количество теорий власти и властных отношений, которые описаны в трудах зарубежных ученых (М. Вебер, Т. Парсонс, Т. Болл, X. Арендт, М. Фуко, А. Гидденс), а также отечественными учеными, такими как: Г.А. Белов, К.С. Гаджиев, Ф. Бурлацкий, Н.М. Кейзеров,

Е.Б. Шестопал, Л.Я. Гозман, И. Ильин, О.В. Плотникова. Этими авторами был выделен отдельный круг вопросов, отражающих специфику понятий «власть» и «властные отношения»

В последние годы появились работы, посвященные проблемам адаптации и конфронтации личности к власти, к социально-экономической ситуации в России (В.В. Налимов, Л.А. Гордон, И.М. Шейман, B.C. Семенов, М.А. Шабанова, О.Н. Дядченко, А.В. Мытиль, Е.Н. Сметанин).

В работах Э.И. Комаровой, В.Д. Виноградова, Л.Т. Кривушина, В.О. Рукавишникова, Н.И. Лапина, И.М. Клямкина, Е.А. Здравомыслова, И.М. Чудиновой ставились задачи, о необходимости изучения внутренних механизмов политического поведения, в том числе адаптации и конфронтации личности, выявлялись характеристики этих явлений: политическая культура, политическое сознание, ценности, нормы, индивидуальные особенности личности. С развитием теоретической базы данного вопроса появилась возможность выявить критерии, влияющие на адаптационное и конфронтационное поведение в обществе, в частности, по отношению к власти и рассмотреть роль социальных и политических институтов в данных процессах.

Цель и задачи исследования:

Целью работы является изучение политических процессов и их влияние на позиции личности с учетом ее интересов и ценностей по отношению к власти. Исходя из этого, были определены следующие задачи исследования:

  1. Исследовать сущность и содержание понятий «адаптация» и «конфронтация» в условиях кризисного социума.

  2. Проследить зависимость политического поведения личности от объективных процессов, особенностей переходного, нестабильного общества, смены одного политического режима другим.

  3. Выявить и проанализировать субъекты адаптационных и конфронтационных процессов.

  1. Показать взаимовлияние и взаимодействие личностных характеристик и социально-политических институтов в адаптационных и конфронтационных процессах.

  2. Выявить критерии адаптации и конфронтации в условиях перехода от одной модели устройства к другой и попытаться сформировать теоретические основы управления адаптационными и конфронтационными процессами.

  3. Обосновать необходимость и возможность адаптации и конфронтации личности к власти.

  4. Исследовать влияние личностных ориентации, на процессы адаптации и конфронтации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

в диссертации предпринята одна из первых попыток разработки механизма управления процессами адаптации и конфронтации.

обоснована необходимость сбалансированности соотношения политических знаний и общественного мнения личности при выборе политического поведения, выявлены общие критерии адаптации и конфронтации личности к власти.

исследована взаимосвязь таких категорий как «потребность», «интерес», «ценность» и их роль в адаптационных и конфронтационных процессах.

разработаны теоретические положения адаптационных и конфронтационных процессов на региональном уровне.

Объектом исследования является - участие личности, его региональная составляющая.

Предметом исследования - механизмы адаптации и конфронтации, в условиях социальной трансформации и применение этих механизмов управляющими системами.

Теоретическая значимость работы состоит:

в углублении социально-политических знаний об адаптации и конфронтации с учетом специфики интересов и потребностей личности в региональном аспекте;

в изучении социально - политического участия личности при смене одного политического режима другим;

в выявлении влияния социальных и политических институтов, в том числе Средств Массовой Информации, политических лидеров, местных органов самоуправления на адаптационные и конфронтационные процессы в обществе;

в формировании теоретических представлений о механизмах адаптации и конфронтации;

Практическая значимость работы:

- основные положения и выводы работы могут быть основой для
дальнейшей разработки путей решения проблем, касающихся адаптационных
и конфронтационных процессов личности, в частности, совершенствования
социального управления этими процессами;

знания о механизмах адаптации и конфронтации могут использоваться для оптимизации процесса индивидуальной адаптации и преодоления конфронтации в политической ситуации;

состоит в формировании теоретических представлений о механизмах адаптации и конфронтации;

материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов и учебно-методических материалов по специальностям «Социология» и «Социальная работа»;

Научно - теоретической и методологической основой диссертации являются труды классиков мировой философии и социологии, в которых, так или иначе, затрагивались проблемы адаптации и конфронтации. Наша задача заключается в том, чтобы в многообразии социальных процессов вычленить

и в соответствующих понятиях зафиксировать те, которые являются социальной деятельностью в ее человеческом измерении. Деятельность есть только человеку присущий способ взаимодействия со средой, отличающийся исторически сложившимися социокультурными программами. Именно наличие последних позволяет говорить о переходе от поведения как системы действий, направленных на поддержание биологического существования к деятельности, содержание которой составляет преобразование мира на основе различных форм культуры. В этом контексте категория деятельности выполняет роль методологического средства анализа процессов адаптации и конфронтации. В работе используются следующие методы: сравнительного анализа, системный, ситуационный метод.

Методическую основу работы составили исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам адаптации и конфронтации, материалы периодической печати, статистический материал. Базой данных для исследования явились материалы государственной статистики и результаты анкетирования специалистов предприятий Хабаровского края.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Адаптационные и конфронтационные процессы являются базовыми, образующими в системе и механизмах политического участия.

  2. Социальным и политическим институтам принадлежит приоритетная роль в адаптационных и конфронтационных процессах, дисфункции социальных институтов ведут к конфронтационным процессам, к нестабильности общества.

  3. Познание основных критериев адаптации и конфронтации личности делает возможным управление этими процессами, что в свою очередь, ведет к укреплению социальной стабильности, в частности, территориальных сообществ.

  1. Адаптационные и конфронтационные процессы включены в политическую систему, которые действуют на основе общих и региональных интересов, региональные интересы имеют ведущее значение.

  2. В нестабильных государствах переходного периода преобладает фрагментарная политическая культура, что ведет к усилению конфронтационных процессов. Адаптационные процессы возможны при наличии интегративной гражданской политической культуры.

Апробация работы: материалы диссертации были доложены: на

- Региональной научной конференции, посвященной 100-летию
Олимпийских Игр, г. Хабаровск, 17-18 мая 1996 г.

Региональной научной конференции «Социальная система: новые контуры России», г. Хабаровск, 20-22 ноября 1996 г.

Межрегиональной научной конференции, г. Хабаровск, 17-19 марта

1997 г.

- Региональной научной конференции, посвященной 140-летию г.
Хабаровска и 60-летию Хабаровского края, г. Хабаровск, 21 марта-4 апреля

1998 г.

- Межрегиональной научно конференции, посвященной 190-летию
Дальневосточной Олимпийской академии и 100-летию системы высшего
образования на Дальнем Востоке, г. Хабаровск, 24-26 марта 1999 г.

Основные материалы работы опубликованы в следующих изданиях:

1. Факторы социальной адаптации личности // Социальная система:
новые контуры России. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 1996. - 6,7
печ. л.

  1. Человек и культура // Материалы региональной научной конференции, посвященной 100-летию Олимпийских Игр. Хабаровск, 1997. -0,12 печ. л.

  2. Формы проявления человеческой активности в политике // Материалы Межрегиональной методической конференции, посвященной

30-летию Хабаровского государственного института физической культуры. Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1997. - 0,15 печ. л.

  1. Социальные ценности как элемент политического выбора // Проблемы физической культуры на Дальнем Востоке. Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1998. - 0,15 печ. л.

  2. Взаимодействие личности и власти // Технология социального взаимодействия. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1999. - 0,2 печ. л..

6. Ситуационные и психологические факторы неосознанного
политического поведения // Физическая культура, спорт и здоровье
населения Дальнего Востока России. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 1999. 4.1
-0,2 печ. л..

7. Факторы политического участия личности // Физическая культура,
спорт и здоровье населения Дальнего Востока России. Хабаровск: Изд-во
ДВГАФК, 1999. 4.1. - ОД печ. л.

Генезис и эволюция власти и поведения личности в системе политических отношений

Мысль противоречивой двойственности власти проходит практически через все крупные концепции и теоретические размышления в истории политической мысли.

Большинство идей и концепций политической власти, а также самих определений категории «власть», в первую очередь, связаны с необходимым порядком и согласием между людьми, управлением и целесообразным регулированием человеческих отношений (схемы 1,2).

Уже в Древнем Китае Конфуций и Мао-Цзы обращают внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, и на необходимость существования власти, как механизма общения между людьми, регулятора общения господства и подчинения между управляющими и управляемыми.

Мо-Цзы (479-400 гг. до н. э.) исходит из более рационалистической интерпретации природы власти, отмечая при этом, что в качестве властителя люди выбрали самого мудрого и добродетельного человека Поднебесной, и сделали его «Сыном неба» для того, чтобы создать систему управления и преодолеть социальный хаос.

Аналогично рассуждает и Аристотель в «Политике», когда пишет, что властный механизм необходим для организации и регулирования общения между людьми, поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления» [13, С. 455]. Аристотель (в противоположность Конфуцию) отличает господскую и семейную власть от власти общественной или политической.

В Новое время идея целесообразности механизма государственной власти находит развернутое обоснование в теории «общественного договора». Один из ее создателей, английский мыслитель Т. Гоббс, писал о необходимости организации общей власти путем соглашения «каждого человека с каждым другим, для преодоления естественного состояния «войны против всех». Гармония «может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли граждан в единую волю» [40, С. 132].

Из той же идеи «общественного договора» исходил и Ж. - Ж. Руссо, наделяя, однако, властью не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию, выражающую волю всего народа, как равнодействующую частных воль людей.

Но уже в ранние периоды истории политической мысли была замечена и вторая сторона феномена власти, а именно, ее отчуждающая и отчужденная природа. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) отмечает опасность злоупотребления властью, отчуждения ее от рядовых граждан, когда обладающие властью, используют ее для своей частной пользы, вместо общего блага.

Рецепты преодоления властного отчуждения предлагались самые разные: от идеи «смешанной» власти (Полибий, Н. Макиавелли) и "разделения властей" ( Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Гегель), до полной ликвидации государственной власти, вместе с государством (Годвин, Штирнер, Бакунин, Кропоткин) [100].

Для понимания природы властного общения вообще, и специфики современных отношений между людьми по поводу государственной власти, необходимо коснуться вопроса о ее происхождении и публичном характере. Нередко упускается из виду, что политическая власть в ее современной форме, как власть государственно-публичная, имеет не такую уж длительную историю (всего около 5 тысячелетий) по сравнению с догосудартсвенными (так называемыми «потестарными», от позднелатинского «potestas» - власть) структурами самоуправления и самоорганизации, существовавшими, начиная с появления, в эпоху позднего палеолита, около 40 тысяч лет назад кроманьонского человека (Homo Sapiens) [85].

Кроме всего прочего, в пользу того, что видовое понятие государственной власти по объему значительно уже, чем родовая категория «Власть», свидетельствуют и новейшие процессы появления на рубеже третьего тысячелетия органов «надгосударственной» власти в лице законодательных (Европарламент) и исполнительных (Комиссия Европейского сообщества) институтов, властные полномочия которых распространяются на территорию почти полутора десятков европейских стран. Итак, можно сделать предварительный вывод о том, что в широком смысле категория «Власть» включает в себя и догосударственную (потестарную), и государственную (публичную) власть.

Генезис власти, как механизм, регулирующий социальное общение, интересен для анализа природы и феноменологии властных отношений. Ведь политической этнографии известны примеры, когда общественные структуры, хотя и довольно примитивные, управлялись на началах относительно симметричного равенства, избегая при этом резкой асимметрии и отчуждения, присущих современным отношениям власти. Встречаются и такие случаи, когда общины и вовсе обходились без власти старейшины, существуя как бы на основе полного самоуправления (и в этом смысле самовластия), а также саморегулирования коллективной жизни при помощи традиций и обычаев, правил и норм.

Движение общества к современной публичной власти начинается с постепенного нарушения этой природной симметрии и равенства, причем эта тенденция рассматривается уже в самых примитивных обществах, в рамках сегментированных и автономных семейных и родовых общин. Еще в условиях политогенеза, то есть процесса перехода общества к новому типу управления, к государственной организации и институтам публичной власти, мы сталкиваемся с так называемой потестарной властью и такими догосударственными формами ее организации как «линейная» и «коническая», кланы «линидж» (lineage) и «рэмедж» (ramage), «протогосударство-вождество», «чифдом» (chieefdom) [72].

В результате их изучения наглядно прослеживается постепенное расслоение общества на властвующих и подвластных, усиление неравенства и асимметрии в отношениях между ними, приведшие, в итоге, к господству и подчинению, и, наконец, перераспределение управленческих функций и формирование обычаев и регламентов, фиксирующих и закрепляющих властные отношения.

Первоначально, отношения власти и влияния локализуются в рамках кровнородственных связей, основываясь на половозрастном разделении труда. Значительная часть управленческих функций осуществляется еще самим семейно-родовым коллективом, представляющим еще во многом и субъект, и объект управления. Затем начинается постепенное обособление властно-управленческих функций внутри изначально эгалитарного сообщества, в пользу определенной группы лидеров.

Адаптация и конфронтация к власти как категории социологического и политологического анализа

Если власть можно назвать первым вопросом политики, то выбор поведения - это второй вопрос политики. Под политическим поведением понимается любое действие или группа действий по поводу власти и с использованием власти. Как один из моментов политического поведения можно выделить адаптацию и конфронтацию личности к власти.

Сам термин «адаптация» (позднее лат. Adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) возник в биологии, для обозначения приспособления организмов к условиям существования или привыкания к ним [161]. Вместе с тем, любая адаптация есть конкретный исторический этап приспособительного процесса - адаптогенеза -протекающего в определенном отрезке времени.

Принцип понимания активности индивида лежит в психологическом понятии «сообразности». Термин «сообразность», согласно В. Далю, означает «соответствие чего-то, чему-то» [50]. Суть заключается в том, что индивиду приписывается изначальное стремление к внутренней цели, в соответствии, с которой приводятся все, без исключения, проявления его активности. Речь идет о изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов.

Говоря об адаптации, мы имеем в виду, что она является процессом реализации фиксированных предметных ориентации, удовлетворения потребностей, определяющие поведение личности [79].

В современной социологической науке выявлено большое количество как способов адаптации к изменяющимся условиям среды, так и критериев их типологизации.

Социальная адаптация - это приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.

Социальная адаптация - это состояние взаимоотношений личности и социальной среды, характеризующееся наличием объективных и субъективных обстоятельств, позволяющих личности без особых внешних и внутренних (психологических) конфликтов продуктивно осуществлять профессиональную деятельность, удовлетворять свои социальные потребности.

На наш взгляд, это наиболее общие определения, не вскрывающие сложного внутреннего механизма адаптации Личности. Представляется наиболее интересным определение, предложенное Е.Н. Сметаниным: «Адаптация - это сложный социально-психологический механизм социализации личности, включающий, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния, образования» [133].

Наибольшее внимание к механизму усвоения социальных ролей уделяется в бихевиористской теории научения. Поскольку оно понимается как адаптивное поведение, в бихевиоризме понятие социализации означает процессы адаптации человека в форме реакции на физические и психические стимулы окружающей среды. Поэтому основной проблемой является интеграция личности в социальную систему, а не формирование индивидуальности личности.

Таким образом, социальная адаптация - это вид взаимодействия личности или социальной группы с координально изменяющейся социальной средой, в ходе которой постепенно согласовываются требования и ожидания его участников [154]. Важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта, с его возможностями и с реальностью социальной среды (схема 3).

Адаптация зависит, прежде всего, от восприятия и оценки этих целей, норм и санкций. Это определяется самосознанием, проявляющимся в образе «Я» личности или в чувстве «МЫ» группы.

В нашей стране данный вопрос приобрел наибольшую значимость с падением тоталитарного режима, когда человек оказался перед лицом новой политической и социальной реальности.

Связь внешней и внутренней детерминации человеческого поведения -это проблема не только психологическая и социальная, но и, в нынешних условиях, политическая. В переходное время, стремительное и жесткое, внутреннее состояние человека как бы теряет значение, его духовная работа сводится к тому, чтобы сознательно принять новую социальную и политическую реальность или вынужденно смириться с ней. Любое противостояние ей рассматривается как заведомо проигрышная стратегия. В результате оказывается, что в условиях переходного кризиса «разница между теми, кто сознательно мирится с нынешними тяготами, как с преддверием желанных перемен, и теми, кто просто смиряется с их неизбежностью, даже сожалея о прошлом, не слишком существенна. Коль скоро они, так или иначе, способны выдержать ситуацию кризиса, обе эти категории, можно считать адаптирующейся частью общества...» [44 , С. 4-5].

Если исходить из того, что адаптация - сложный социально-психологический механизм социализации личности, можно предположить, что адаптация к власти - это сложный социально-психологический механизм политической социализации личности, когда происходит становление и развитие политического сознания и политического поведения человека.

Центральным моментом политической социализации является формирование адекватных представлений о власти и властных отношениях, следовательно, приобретенные знания помогают человеку адаптироваться к политической ситуации.

Основу адаптационного поведения могут составить политические знания. Поэтому познавательная функция всегда выступает исходной. Однако, сознание - это не только знания, но и отношение к ним, а главное -активное их использование для социально-политических преобразований. Сознательному поведению всегда присуща заранее поставленная цель, предварительное мысленное построение предполагаемых действий и предвидение результатов. Как сознание в целом имеет два структурных элемента, так и политическое сознание строится из политической идеологии и политической психологии (схема 4).

И это очень важно понимать, так как выбор политического поведения личности не всегда основан на знании, а часто - на эмоциях (психологический уровень). Нежелание разобраться, осознать происходящие события очень часто ведет к отчуждению или неприятию (опять же, особенно это свойственно толпе) властных решений. Психологическое в условиях невысокой культуры общества подчас играет решающую роль в формировании властных структур, восприятии реалий социально-экономической жизни (страх, терпимость) и в других формах отражения действительности.

Воздействие политических институтов на адаптационное и конфронтационное поведение личности

Социальный институт представляет собой относительно устойчивый тип деятельности и поведения людей, это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества [21, С. 162].

В процессе институционализации определяются и закрепляются социальные нормы, правила, статусы и роли. Можно сказать, что в процессе институционализации личности происходит замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так как конфронтация и адаптация личности к власти являются формами политического поведения, важно проследить роль политических институтов в формировании этих типов поведения личности, так как именно через политические институты реализуются сегодня многие потребности гражданина. От эффективности работы того или иного политического института зависит адаптироваанность граждан к тем или иным политическим реформам, и наоборот, неудовлетворенность деятельностью института может привести к конфронтационному поведению личности, к его отчуждению от власти [11].

Состояние социальных и политических институтов является индикатором социальной стабильности общества (см. табл. 1.3).

Как видно из таблицы, дисфункция институтов нарушает равновесие общественной жизни. А регулярное воспроизводство каким-либо политическим институтом дисфункциональных явлений ведет к социальной дезорганизации, к конфронтационному поведению.

И наоборот, поддержание стабильности в обществе происходит посредством реализации следующих функций социальных институтов: 1. Функции закрепления и воспроизводства общественных отношений, выражающейся в стандартизации поведения своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. 2. Регулятивной функции состоящей в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношения между членами общества путем выработки шаблонного поведения. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. 3. Интегративной функции, включающей в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. Происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций, систем ролей. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. 4. Транслирующей функции. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать накопленный опыт. 5. Коммуникативной функции. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института, так и во взаимодействиях между институтами. 6. Латентные функции (дисфункции), последствия, деятельности которых не осознаются людьми и носят намеренный характер [36, С. 128].

Для функционирования государства - главного политического института, кроме его обязательного атрибута - власти, необходимы финансовые и материальные ресурсы, распоряжаясь которыми оно реализует свои властные функции. Любой политический институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становиться незначительной или совсем исчезает, то существование института становиться бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

Институциональный анализ позволяет объяснить происхождение многих негативных явлений, обусловивших социальную дезорганизацию и кризисные явления в нашем обществе. Ключевым моментом в развитии процессов политической дезорганизации является - деформация политических институтов, которая представляет собой ситуацию, названную «аномией», что переводится как «безнормальность». Для аномии характерна потеря институтами целей своей деятельности, ослабление нормативной регуляции поведения людей в главных сферах общественной жизни, утрата четкости и определенности социальных норм, ослабление механизмов социального контроля, рост социальной напряженности. В результате общество оказывается неспособным противостоять агрессивному воздействию окружающей среды и удерживать поведение индивидов в ранее привычных институционных рамках. Люди, лишенные ценностно-нормативной ориентации, находятся в состоянии либо крайнего возбуждения, либо глубокой депрессии. Они действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и, тем самым, перестают воссоздавать сложившиеся ранее структурные связи, определяющие облик обществ - наступает состояние отчуждения.

Процесс взаимодействия политических институтов и политического поведения граждан носит двойственный характер. С одной стороны, облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обществе. Изменения в одном политическом институте, как правило, приводят к изменениям в других. С другой стороны, любое изменение в политической организации сказывается на всех сторонах нашей повседневной жизни.

Так, например, процесс социальной и политической дезорганизации -разрушение бюрократической системы социализма в нашей стране, был характерен для первого этапа перестройки, до конца 1991 года, когда после поражения августовского путча, был открыт путь для глубоких преобразований во всех сферах общественной жизни. Старая система ценностей и норм, регулирующая поведение людей на протяжении нескольких десятилетий, базировалась на коммунистической идеологии и монопольной власти КПСС. Кризис идеологии и политики системы «развитого социализма» вызвал деформацию главных институтов общества -экономики, политики, образования, науки. Стали разрушаться господствовавшие прежде ценности - нормативные механизмы регуляции поведения и, вместе с тем, возникла конфронтация и напряжение в обществе [60,С. 4].

Роль Средств Массовой Информации в адаптации и конфронтации личности

Для общественного движения, его самосознания, ориентации его членов на те или иные преобразования общества необходимо понимание того, где оказалось общество и почему. Ориентация в социально-политическом пространстве связана с анализом ситуации, большую роль в котором играют Средства Массовой Информации.

Средства Массовой Информации являются важнейшим институтом политической системы. Коллективный характер реализуемых в политике целей требует обязательного осознания разделенными в пространстве гражданами, координации их поведения. Средства Массовой Информации представляют собой учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам [152, С. 156].

Опыт истории показывает, что Средства Массовой Информации способны служить различным политическим целям: как просвещению людей, формированию в них чувства собственного достоинства, стремления к свободе и социальной справедливости, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх, то есть они являются инструментом реализации политического процесса. Они играют большую роль в формировании общественного сознания, социализации Личности, общественного мнения, что в свою очередь влияет на выработку у граждан собственной позиции, выбора политического поведения по отношению к власти. Следовательно, именно Средства Массовой Информации напрямую могут оказать существенное влияние на формировании адаптационного и конфронтационного поведения.

Роль Средств Массовой Информации сегодня нельзя недооценивать, так как речь идет о влиянии, оказываемом не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации, но и на формы и пути их распространения среди различных социальных групп, на проявление их в деятельности и поведении последних.

Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами (имеются в виду связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами).

Итак, Средства Массовой Информации представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, предназначенных реализовывать многообразные задачи по информированию населения. К основным четырем функциям Средств Массовой Информации: 1. Наблюдение за миром (сбор и распространение информации). 2. Редактирование (отбор и комментарий информации). 3. Формирование общественного мнения. 4. Распространение культуры.

Сегодня можно добавить образовательную функцию Средств Массовой Информации. Конечно, они не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие Личностью политической информации. При этом могут формироваться и псевдорациональные структуры, сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Именно образовательная роль Средств Массовой Информации позволяет Личности адаптироваться к политической действительности, так как она тесно связана с политической социализацией личности, что ведет к усвоению человеком политических норм, ценностей и образцов поведения.

Регулировать властно-подвластные отношения помогает функция политики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция. Однако критика Средств Массовой Информации отличается широтой или даже неограниченностью своего субъекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и президент, и суд, и различные направления государственной политики. Средства Массовой Информации в своих публикациях могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.

Важную роль в адаптации и конфронтации к власти играет функция артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. То есть обеспечение представителям различных общественных групп, политических партий публично выражать свое мнение, четко формулировать свои интересы.

Все рассмотренные выше функции Средств Массовой Информации прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию, отчуждению). Следовательно, Средства Массовой Информации обладают большими возможностями влияния на разум, чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Апеллируя к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания (то есть к психологии, а не к знаниям), как чувство любви к Родине, националистические или патриотические настроения, Средства Массовой Информации способны мобилизовать поддержку значительных слоев населения тех или иных акций, правящих кругов или отдельно заинтересованных групп. Как правило, такие изменения в массовом сознании носят кратковременный характер.

Похожие диссертации на Личность и власть в спектре адаптационных и конфронтационных процессов