Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Ху Яньсинь

Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик
<
Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ху Яньсинь. Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик : 22.00.08 Ху Яньсинь Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик (В конце XX - начале XXI вв.) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 Москва, 2006 186 с. РГБ ОД, 61:06-22/533

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Концептуальные подходы в теории нации и проблемах управления межнациональными отношениями в Китае 14

1. История формирования политики по отношению к национальностям в Китае ... 14

2. Теоретические подходы к пониманию нации, этничности и межнациональных отношений в Китае и мировой литературе 24

Глава II. Политика управления межнациональными отношениями в Китае в конце XX - начале XXI вв 58

1. Изменения в законодательной базе и национальной политике КПК в конце XX - начале XXI вв 58

2. Механизмы управления межнациональной интеграцией в Китае 84

Глава III. Социальная практика в управлении межнациональными отношениями на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая 110

1. Этнический состав, социально-культурные и экономические характеристики населения Синьцзян-Уйгурского автономного района 110

2. Способы консолидации и отношение к межнациональному общению хаиьцев и уйгур в деловой и неформальной сфере 119

Заключение 166

Библиография 177

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Этнонациональные проблемы - одни из самых сложных и острых проблем для любого полиэтнического государства, требующие к себе подходов, учитывающих исторические и культурные особенности народов.

Китай, как известно, является одним из крупнейших в мире многонациональных государств. В нем проживает 56 национальностей, самая большая из которых - ханьцы. По Всекитайской переписи населения, проведенной в 2002г., они составляют 91,59% населения. 55 этнических меньшинств, насчитывающих более ста миллионов человек, и расселены на 64% территории Китая1. Каждое из них отличается по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, диалекту, особенностям материальной и духовной культуры. Это определяет чрезвычайную сложность в управлении межнациональными отношениями в стране.

Китай исторически формировался как многонациональное государство. Любое существенное изменение общественного устройства было связано с этномациональными проблемами. Их регулирование осуществляется через совершенствование управленческих решений в сфере экономической, социальной и культурной жизни, учитывающих различия населяющих государство народов по их социокультурным, психологическим особенностям, формам экономического поведения.

В разных странах мира проявляются межэтнические противоречия, обусловленные социально-экономическими проблемами, с одной стороны, а с другой - процессами становления самосознания национальностей, их запросами в сфере культурного, социально-экономического и политического развития.

1 Ежегодник статистики национальностей КНР. - Пекин, 2002. - С. 134.

4 ^геополитические противоречия в Англии и Канаде, этно-конфессиональные конфликты в Югославии, социально-этнические проблемы в благополучной Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, национальные движения в СССР и конфликты на постсоветском пространстве - наглядное тому подтверждение. В современном мире этнонациональные проблемы все в большей степени политизируются. Социально-политические силы, движения, партии вкладывают свой особый смысл в содержание этнонациональной политики, предлагая свои способы и методы ее осуществления. Отсюда возникает проблема их сравнительного анализа и выделения критериев эффективного с точки зрения общественного прогресса и стабильности государства управления межнациональными взаимодействиями, отношениями государства и граждан различной национальности.

Таким образом, тема исследования актуальна для Китая, судьба которого влияет на развитие глобализирующегося мирового сообщества и интересна для других стран. Без тщательного изучения опыта управления межнациональными отношениями, решения межэтнических противоречий и извлечения из них исторических уроков невозможно получить объективную картину этнонационалыюй политики и ее реализации в Китае. Все это обуславливает необходимость изучения основных этапов этнонациональной политики и способов управления межнациональными отношениями в Китае с целью содействия интеграции, укрепления единства в стране и благополучия народов, населяющих Китай.

В диссертации используется понятие - этнонациональиая политика, поскольку речь идет не о политике Китая в отношении других государств, а о политике Китайского государства применительно к национальностям, этническим общностям в стране.

В Китае название «нацменьшинства» используется только в значении численности по сравнению с национальностью хань, в нем не содержится смысл

5 дискриминации. Между численностями разных нацменьшинств в стране огромная разница. Данные переписи, проведенной в 2002г., показали, что по численности чжуан занимает первое место - свыше 16 млн., а численность национальности гэба только 2,900 человек. Народы численностью более миллиона - монголы, хуэйцы, тибетцы, уйгуры, мяоцы, ицы, чжуанцы, буицы, маньчжуры, корейцы, дунцы, яоцы, байцы, казахи, туцзяцы, ханицы, даицы и лицы, всего 18 нацменьшинств. Народы, численность которых составляет с 10 тысяч до миллиона - лисуцы, вацы, лахуцы, шуйцы, дунсянцы, насицы, цзинпоцы, киргизы, туцы, дауры, мулоцы, цянцы, салацы, маонаньцы, гэлоцы, сибоцы, таких насчитывает 17 нацменьшинств".

Национальные меньшинства Китая расселяются на широкой территории, в каждой провинции, автономной области проживают национальные меньшинства разные по численности. Они расселяются на территории с Северо-востока, Монгольской автономной области до Синьцзяньской, Гэньсуской, Чинэйской и Сицзаньской автономной области, а потом до провинции Иньнань, Гуйчуож, Сычуань, и Гуансийскиой автономной области, наконец, до провинции Гуандуна, Хэйнань и Тайваня. Словом, они расселяются, условно напоминая букву «С». Но сосредоточенно национальные меньшинства проживают в западной части Китая, то есть в пяти автономных областях и провинциях Иньнань, Чинхэй, Гуйчуож, Гэньсу, Сычуань и т.д.3.

Общая площадь территории национальных автономных областей составляет 63,75% всей площади Китая. Главной чертой расселения национальностей является: смешанное проживание разных национальностей, сосредоточенное проживание какой-то одной национальности. Такая ситуация естественно

2 Там же.-С. 158-160.

' Хань Чжунтай. Черты межэтнических отношений Китая в настоящее время // Газета Цюйцзин педагогического института. - Цюйцзин, - 2001. - №2. - С. 49.

расширяет возможности общения в экономической, культурной и общественной сфере между разными национальностями.

Китай исторически сложился как единая многонациональная держава. После установления власти КНР в 1949г. правительство ликвидировало режим национальной эксплуатации, угнетения и дискриминации, и начало проводить новую национальную политику на основе теории марксизма. Постепенно в Китае складывались равноправные, солидарные социалистические межнациональные отношения, основанные на принципе взаимного понимания, равноправия разных национальностей, независимо от их численности.

В любом многонациональном государстве правительство уделяет большое внимание внутренним межнациональным отношениям, поскольку они являются важным элементом в политическом, экономическом и общественном устройстве государства.

В 1947г. под руководством КПК, исходя из конкретной ситуации страны, в Китае была создана первая автономная область национальных меньшинств -Нэймонгольская автономная область. С пятидесятых годов XX века до начала XXI века в государстве уже созданы 5 больших автономных областей, 30 автономных округов, 120 автономных уездов4. Таким образом, в настоящее время все национальные меньшинства уже живут в условиях районно-националыюй автономии. Они, как хозяева, вместе с национальностью хань управляют внутренними национальными и государственными делами. Но в процессе развития национальностей и их взаимодействий возникают разные этнонациональные проблемы, требующие управленческих решений. Анализу подходов к этим решениям и их реализации, и посвящено данное исследование.

Степень научной разработанности проблемы.

4 Журнал «Взгляды», - Пекин, 2002. - С. 24.

При изучении опыта управления межнациональными отношениями и решения этнонациональных проблем были использованы работы теоретического и методологического характера. Среди них, прежде всего, назовем произведения Сунь Ятсена, которого в Китае называют «отцом нации». Он первым ввел понятие «китайская нация» в политический дискурс, определил факторы, влияющие на объединение государственной нации. Разрабатывали это понятие также Чан Кайши - руководитель партии Гоминьдана до нового Китая (до 1949г.), и Мао Цзэдун - первый председатель КНР с 1949г.

Были использованы работы о теории нации и управлении в сфере межнациональных отношений председателей нового Китая - Цзян Цзэминя и Ху Цзиньто3. В истории Китая и в современном Китае подходы к управлению межнациональными отношениями во многом зависели от решений лидеров страны. В этих работах предлагаются понятия нации и межнациональных отношений, стратегии управления межнациональными отношениями в Китае.

В исследовании мы также учитывали выступления ведущих политиков Китая6, работы авторитетных социологов и других обществоведов Китая, материалы в научных журналах, прессе, в которых обсуждались документы по теме диссертационного исследования.

Большой вклад в научную разработку темы внесли такие социологи Китая как Ван Эрщи, Ли Вэйхань, Ли Далун, Ли Шэн, Ма Жуна, Нин Цао, Тан Мин, Тянь

5 Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. - Пекин, 1987. - С. 140-141;
Мао Цзэдун. Избранные произведения. - Харбин, 1948. - С. 245; Сунь Ятсен.
Избранные произведения. - Пекин, 1985. - С. 110-134; Цзян Цзэминь. Новые идеи
о национальностях в Китае. - Пекин, 2000; Ху Цзиньто. Работа по
национальностям на новом этапе Китая. - Пекин, 2004.

6 Дэн Сяопин. Доклад на 3 расширенном пленуме ЦК КПК 8-го созыва. - Пекин,
1987. - С. 42; Ху Цзиньто. Выступление на съезде Политического бюро Китая. -
Пекин. 21.10.2005; Цзян Цзэминь, Выступление на собрание по делам с
национальностями Центра. - Пекин, 13.02. 2001.

7 Журнал Взгляды. - Пекин, - 2002. - №11; Газета Жэньминьжибо. - Пекин,
12.02.2006.

Мэнцин, Цзинь Бинхао и др. В их трудах обосновываются концепции нации, предлагаются формы управления межнациональными отношениями. Для китайской социологии характерно представление о решении межнациональных проблем через пропаганду, разные формы оказания помощи нацменьшинствам, борьбу с сепаратизмом. Их взгляды на теорию нации и межнациональные отношения исходят из концептуальных подходов марксизма и ленинизма. Но в последние годы появились новые подходы в изучении этой проблемы. Споры сосредоточиваются на понимании нации как этносоциального образования или нации - согражданства.

В диссертации учитывались и работы западных исследователей, прежде всего, Б. Андерсена, Ван ден Берге, Э. Геллнера, К. Грица, Д. Ротшильда, Э. Хобсбаума9 и др.

Интересные положения для понимания концепций в теории нации, межнациональных отношений и этнонациональной политики содержатся в работах российских ученых: Р.Г. Абдулатипова, В.А. Авксентьева, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, В.Ю. Зорина, К.Н. Калининой,

Ван Эрщи. Обзор законов развития национальностей. - ЮньНань, 1988; Ли Далун. Национальности и национальная политика в Китае. - Пекин, 1989; Ли Вэйхань. Теории нации и национальная политика. - Пекин, 1984; Ма Жун. Нации и социальное развитие. - Пекин, 2001; Нин Цао. Нации и государство. - Пекин, 1995; Тан Мин. Изучение национальных противоречий на начальном этапе социализма Китая. - Пекин, 2002; Тянь Мэнцин. О методах управления межнациональными отношениями. // Экономика в Синьцзяне. - 2000. - №5; Цзинь Бинхао. Общая теория нации. - Пекин, 1994.

9 Tilly С. The Formation of National State in Western Europe. NJ: Princeton University Press. - Princeton, 1975; Geertz C. The interpretations of Cultures: Selected Essays. -N.Y., 1973; GlazerN. Moynihan D.P. Introduction//Ethnicity: Theory and Experience. -Cambridge: Harvard University Press. 1975; Smith A. The Ethnic Origin of Nations. -Oxford, 1986; Van den Berghe Protection of Ethnic Minorities: A critical Appraisal II Protection of Ethnic Minorities. - N.Y., 1981; Rothschild J. Ethno politics: A conceptual framework. -N.Y., 1982.

9 Н.Р. Маликовой, Н.П. Медведева, Э.А. Паина, В.А. Тишкова10 и др. В их исследованиях дается анализ этнонациональной политики и управления этнополитическими и этносоциальными проблемами в СССР и новой России.

Китайские исследователи занимаются теорией нации и межнациональными отношениями в основном с точки зрения марксизма. Недостаток сравнительных исследований китайской и мировой теории и практики, а также отсутствие в Китае исследований демократического управления межнациональными отношениями с учетом социального аспекта, обусловили выбор темы диссертационной работы.

Теоретико-методологическую основу диссертации составил

междисциплинарный подход к проблемам управления в области межнациональных отношений. Кроме того, особую значимость имел сравнительный подход, позволяющий сопоставить положения, как различных теоретических концепций, так и социальных практик в этой сфере на разных этапах развития китайского общества и в известной мере в сравнении с другими странами, прежде всего, с Россией.

Для понимания процессов формирования и регулирования этнонациональной политики, интерпретации различными общественными силами неравенства

10 Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. - М, 1996; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь, 2001; Арутюнян Ю.В. Постсоветские нации. - М, 1999; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этоносоциология: Учебник пособие для вузов. - М., 1998; Дробижева Л. М. Интеллигенция и национализм // Этничность и власть, - М, 1994; Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. -М., 2003; Здравомыслов А. Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию этнополитической динамики России/Отв. Ред. Здравомыслов А.Г. - М., 1998; Зорин В.А. Национальная политика в России, история, проблемы, перспективы. - М., 2003; Наин Э.А. Этнические конфликты и пограничные споры на южных рубежах России // Безопасность России XXI век / отв. ред. Загорский А. - М., 2000; Тишков В.А. Забыть о нации. - М., 1997; Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997; Этнология и политика. - М., 2001.

10 этнических общностей, объяснения его причин, путей преодоления, определения перспектив взаимодействия групп, интеграции их в государственное сообщество и определение типа их отношений - всего того, что в мировой литературе называют нациестроительством («nation-building») использовался конструктивистский подход.

Изучая социальную практику - реализацию этнонациональной политики -использовался структурно-функциональный подход.

Эмпирическая база. Для анализа управления в национальной сфере мы использовали опубликованные официальные документы, законы, другие доктринальные документы по этнонациональной политике Китая ".

Эмпирическую базу также составили материалы социологического исследования - проекта «Межэтническая толерантность в Синьцзяне», в котором анализируется процесс управления межнациональными отношениями на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района '~.

Объект диссертационного исследования - политика государственного регулирования межнациональных отношений в Китае и ее социальные последствия.

Предметом диссертационного исследования является эволюция политики государственного регулирования в сфере межнациональных отношений, социальные аспекты ее реализации в Китае.

Цель диссертационного исследования - показать динамику политических решений в сфере межнациональных отношений, осуществить анализ способов

11 См.: Ежегодники Китая. - Пекин, 1990; 2002; Ежегодник Синьцзяна. - Урумчи,
2002; Ежегодник статистики национальностей Китая. - Пекин, 2002; Закон о
районно-национальной автономии. - Пекин, 1984; Конституция Китая. - Пекин,
1954; Конституция Китая. - Пекин, 1975; Конституция Китая. - Пекин, 1978;
Конституция Китая. - Пекин, 1982.

12 См.: Проект «Межэтническая толерантность в Синьцзяне». - Синьцзян, 2001 -
2002. Автор приняла участие в разработке материалов данного проекта.

регулирования институтами государства межнациональных взаимодействий и рассмотреть эффективность их в социальной практике Китая.

В соответствии с целью исследования в диссертации предстояло решить следующие задачи:

исследовать особенности истории формирования политики по отношению к национальностям в Китае;

раскрыть изменения теоретических подходов в понимании нации и межнациональных отношений после проведения реформы в Китае с 1978г.;

проанализировать факторы, влияющие на этнонационалыгую политику и способы управления межнациональными отношениями в Китае;

выявить, какая политика с учетом конкретных ситуаций обеспечивает межнациональное согласие и сотрудничество, способна предупреждать конфликтность и напряженность;

рассмотреть социальную практику управления межнациональными отношениями на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района;

показать возможные пути совершенствования отношений между национальностями в Китае.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. проанализированы основные подходы к теории нации в Китае, в западных странах и постсоветской России;

  2. показаны изменения в государственной этнонационалыюй политике КПК и способах управления межнациональными отношениями в Китае;

  3. рассмотренные результаты управления межнациональными отношениями на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР;

  4. намечены возможные пути совершенствования межнациональных отношений в будущем Китае.

Хронологические рамки исследования - последнее десятилетие XX века -начало XXI века.

В Китае начали проводить политику западных инноваций в конце XX века для всеобщего процветания национальностей с одной стороны, с другой стороны для улучшения управления межнациональными отношениями в новых условиях. Поскольку нацменьшинства в основном проживают в западной части страны, более отсталой в экономическом отношении от центральных и восточных районов, без экономического развития запада невозможно решение этнонациональных проблем. Поэтому эти годы являются важным периодом в развития Китая в целом. Чтобы провести сравнительный анализ национальной политики в разные периоды Китая, мы кратко рассматриваем национальную политику в Китае в предшествующий период, поскольку российскому читателю малоизвестно, что происходило в стране в это время.

Практическая значимость исследования.

Положения и выводы диссертации, проведенный сравнительный анализ концепции нации, этничности, подходов в этнонациональной политике в Китае, на Западе и в России за последние годы, могут быть использованы специалистами для решения проблем, связанных с нациестроительством, а также учеными, преподавателями вузов при подготовке обобщающих трудов. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах преподавателями вузов и учителями школ, а также и студентами для написания дипломных и курсовых работ на факультетах гуманитарных и социальных наук вузов по национальной проблематике. Диссертация также может быть полезна для государственных управляющих и служащих при разработке конкретных управленческих решений и правил в работе по делам национальностей.

Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи исследования, раскрываются его методологические основы, показана новизна работы, ее научное и практическое значение.

В первой главе - Концептуальные подходы в теории нации и проблемах управления межнациональными отношениями е Китае - рассматривается историческое наследие в теории нации в современном Китае, сравниваются теоретические подходы к пониманию нации, этничности, межнациональных отношений в Китае, России и мировой литературе.

Во второй главе - Политика управления межнациональными отношениями в Китае в конце XX - начале XXI вв. - анализируются изменения в политике управления межнациональными отношениями и тенденции ее развития в современном Китае.

Третья глава - Социальная практика в управлении межнациональными отношениями на примере Сгшьцзян-Уйгурского автономного района Китая -посвящена социологическому анализу взаимоотношений национальностей в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

В заключении диссертации формулируются итоговые выводы, выделяются общие закономерности и особенности теоретических подходов к пониманию нации, этнонациональной политики в Китае, прогнозируются дальнейшие перспективы развития межнациональных отношений в Китае.

История формирования политики по отношению к национальностям в Китае

Китай, как известно, является одним их крупнейших в мире многонациональных государств, в котором проживает 56 национальностей. При этом 55 нацменьшинств насчитывают более ста миллионов и составляют 8,4% общего населения. Они расселены на 64% территории Китая - это особенность ситуации в многоэтническом государстве. Такое положение определяет чрезвычайную сложность в управлении межнациональными отношениями для КПК, так как приходится учитывать специфику - численность и размещение национальностей, их социально-профессиональную структуру, их тип хозяйственно-культурной деятельности, диалекты, особенности материальной и духовной культуры.

Поскольку в большинстве случаев актуализация политического аспекта в этнонациональной сфере происходит на основе поиска исторических аналогий и доказательств, при рассмотрении управления в этой области закономерным является обращение исследователя к процессу исторического становления взаимоотношений этнических составляющих населения современных многонациональных государств. Этот анализ должен учитывать не только уровень их социально-экономического и политического развития, характер взаимоотношений внутри самого этноса и его связей с соседними народами, но и дополняться пониманием процесса формирования современных государств, возникновения предпосылок, позволивших объединить многонациональные территории под эгидой либо государственно-гражданских, либо культурно-религиозных, либо этнонациональных интересов ведущего консолидирующего этноса, либо политических интересов элиты. Поскольку термин нация в современной литературе используется и в значении государственной общности и в этнокультурной, мы поясним, что термин используем этнонациональный в значении этнокультурной общности.

Когда речь идет о странах Востока, то имеет значение и то обстоятельство, что в них процесс национальной консолидации и образования национальных государств происходил с присущей им спецификой, связанной с особенностями функционирования восточных обществ и ролью государства во всех сферах общественной жизни вообще и регламентации межэтнических отношений в частности. В большинстве случаев отдельные этнические общности складывались здесь в нации (в традиционном этническом, а не этатистском толковании эгого понятия) на ранних этапах своего развития, а в дальнейшем, в силу различных исторических причин, либо полностью ассимилировались с более крупными и быстрее развивающимися этносами; либо, сохраняя свои этнические черты, формировали единое государство, объединенное не этническими, а религиозными и политическими интересами; либо, оставаясь в вассальной зависимости от более крупного этноса, территориально вливались в новое государственное образование, выступающее с позиций защиты государственных интересов консолидирующего этноса или его элиты в периоды противодействия внешней агрессии и попыток колониального порабощения.

То есть, сама история развития этноса на отдельных территориях предопределила совместное существование в их пределах разнообразных этнических групп, находящихся на различных этапах социально-экономического, культурного и политического развития, имеющих порой различные исторические корни, но объеденных волею судьбы в территориальных рамках нового единого государственного образования. Его власти, защищая государственные интересы и фактически обеспечивая защиту интересов формирующейся нации, гарантировали существование в его пределах инонациональных групп и индивидов, чья судьба решалась в зависимости от уровня их развития и господствующей государственной идеологии на конкретных этапах исторического развития. В этом смысле этническое развитие в самом Китае и окружающих его некитайских государствах представляет значительный интерес для понимания сложившейся системы этнических ценностей и процесса формирования как самого ханьского этноса (этнического большинства в Китае), и его этнического самосознания, так и взаимодействий с другими народами.

Судьба любого этноса неотделима от политических форм, в которых он развивается. Для Китая с III в. до н. э. такой формой была централизованная имперская государственность, которая вплоть до XX в. не имела себе альтернатив, и, когда она распадалась, на ее территории возникали лишь несколько ее уменьшенных копий, чтобы через некоторое время снова уступить место единой державе . Именно существование этого централизованного государства и сложившиеся еще в древности традиционные концепции по его управлению и развитию послужили основными причинами устойчивого процесса консолидации китайского этноса и достаточно успешной ассимиляции им иноэтнических групп и индивидов. Сказанное выше, безусловно, не означает того, что в процессе своего формирования китайский этнос остался тем же, что он представлял собой в эпоху Цинь-Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.); напротив, контактируя с иноэтническими группами, трансформировался как сам этнос, так и сложившиеся у него этнические стереотипы. Однако, принимая во внимание эту трансформацию, необходимо все же отметить, что в зависимости от конкретной исторической ситуации и положения Китая в окружающем его мире менялась лишь тактика его взаимоотношений с соседними народами, основа же, обеспечившая первоначальные направления формирования этнического сознания, всегда оставалась неизменной. Практика контактов со своими соседями уже в древности внесла существенные корректировки в теоретические аспекты конфуцианской концепции о Китае и окружающей его ойкумене. «На смену представлению об общности происхождения как ведущего компонента этнического самосознания древних китайцев (жителей государства) в последние века до нашей эры выдвигается представление об общности культуры. Это означало качественное изменение в подходе к пониманию того, что отличает «нас» от «варваров»: «если раньше различие это считалось непреходящим, существовавшем от рождения, то теперь человеком хуася можно было не только родиться, но и стать»". Данное концептуальное изменение значительно умножило палитру составляющих этнических компонентов, позволяя отождествить с этническими китайцами иноэтнические группы, освоившие китайскую культуру, , что имело первостепенное значение в последующем формировании современного китайского этноса, когда наступил период «великого переселения народов» и древнекитайский этнос оказался в самой сердцевине этнического «плавильного котла». Однако, это изменение носило в большей степени тактический характер, не затрагивая глобальных основ китайского этнического самосознания. Напротив, одновременно с ним получает развитие и такой важный компонент этнического самосознания древних китайцев, как представление о нравственном превосходстве над «варварами», а также значимость мироустроительных функций китайского императора, вне зависимости от того сильно ли само китайское государство, или над ним довлеют соседиJ. Расширение географического кругозора древних китайцев, приведшее к переосмыслению тактических приемов взаимоотношений с соседями, способствовало и возникновению кажущегося противоречия между конфуцианской и легистской концепциями взаимоотношений с окружающей Китай ойкуменой. По справедливому замечанию М.В.Крюкова, «...если в практических контактах с соседями чувствовалось, прежде всего, влияние легистских доктрин (стремление идти на любые контакты, если они выгодны государству), то составной частью теоретического пласта внешнеполитической доктрины являлась концепция Конфуция о противопоставлении Китая «варварам». Такое существование двух, казалось бы, взаимоисключающих начал позволило Китаю сохранять и оберегать свое особое положение в мире» 4.

Изменения в законодательной базе и национальной политике КПК в конце XX - начале XXI вв

Под политикой национальной солидарности понимают взаимопомощь и дружественные отношения, которые являются основной характеристикой и ядром содержания социалистических межнациональных отношений. Солидарность между разными народами складывается под руководством КПК на основе единства страны при социалистическом строе. Как основная составная часть системы национальной политики в Китае она включает в себя 4 положения: (1) недопущение национального угнетения и национальной дискриминации; (2) защита и содействие солидарности между национальностями и внутри национальности; (3) все национальности страны содействуют развитию и процветанию; (4) недопустимость национального сепаратизма, защита единства страны. Конституция представляет собой основной закон для решения национального вопроса после создания нового Китая. В ней и закреплены принципы -равноправие всех народов, единство страны, солидарность, районно-национшіьная автономия, всеобщее развитие и процветание. После создания КНР правительство всего разработало 4 Конституции: Конституция 1954г, 1975г., 1978г., 1982г. Во всех четырех Конституциях имеются пункты, касающиеся национальной политики.

«Конституция КНР» 1982г. была принята после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва (1978г.). В то время уже были полностью исправлены ошибки «Культурной революции» и «левого направления». КПК тщательно рассмотрела итоги исторического опыта после создания КНР, в Конституции разработаны пункты, способствующие развитию экономики и культуры в районах проживания нацменьшинств, также пункты, способствующие осуществлению права на самоуправление в национальных районах и укреплению национальной солидарности. В предисловии Конституции утверждается: «КНР - единое многонациональное государство, создано всеми народами страны. Равноправные, солидарные и взаимно помогающие социалистические межнациональные отношения уже сложились, и будут укрепляться. В борьбе за межнациональную солидарность, необходимо бороться против великодержавного шовинизма, в основном, против великоханьского шовинизма, а также против местного национализма. Государство всеми силами способствует общему процветанию всех народов». В Конституции записано: Государство обеспечивает законные права и интересы нацменьшинств. Запрещается любая национальная дискриминация и угнетение, запрещаются акты, разрушающие солидарность, сепаратистские акты.

Районно-национальные автономии являются неотъемной частью КНР. Каждый народ имеет свободу пользоваться и развивать свою письменность и язык, имеет право сохранять и реформировать свои обычаи и традиции. В этой Конституции «Органы самоуправления в районно-национальной автономии» сохранены и возобновлены пункты, содержащиеся в Конституции 1954г.. Было добавлено: в постоянном Комитете Собрания Народных Представителей автономного района, области и уезда гражданин титульной национальности занимает должность председателя или зам. председателя; гражданин титульной национальности занимает должность председателя автономного района, губернатора автономной области, начальника автономного уезда. Органы самоуправления под руководством государства самостоятельно планируют и управляют местным экономическим строительством; государство должно учитывать интересы районно-национальной автономии в процессе разработки ресурсов и создания предприятий; органы самоуправления самостоятельно управляют местным образованием, наукой, культурой, здравоохранением и физкультурой, защищают и упорядочивают культурное наследство, развивают национальную культуру; государство оказывает нацменьшинствам финансовую, материальную и техническую помощь в ускоренном экономическом развитии и культурном строительстве, в обучении необходимых кадров разного уровня специалистов и техников разных специальностей. Право на самоуправление в районно-национальной автономии выражает дух демократии в управлении делами внутри каждой национальности.

Таким образом, национальная политика в Конституции 1982г. наследовала и развивала основные принципы, заложенные в Конституции 1954г., и вместе с тем в ней обобщен огромный опыт после создания КНР. Для реализации национальной политики с 80-тых годов XX века государство провело ряд мероприятий:

После 3 пленума 11 созыва КПК почти во всех провинциях, районно-национальных автономиях и городах центрального подчинения были проведены собрания, торжественно отмечавшие передовиков в работе по зашите национальной солидарности. Постепенно складывался режим постоянного собрания. На этой основе Госсовет в апреле 1988г. провел первое собрание, торжественно отметив передовых работников и коллективы в защите национальной солидарности всей страны, обобщив положительные примеры. Национальная солидарность стала частью ценностей в общественном мнении.

Велась борьба против сепаратизма на конкретных примерах, и одновременно пропагандировались положительные примеры в реализации национальной политики среди всех народов. Таким образом, в сознании людей повышалась способность воспринимать позитивные образцы и противостоять сепаратистским актам.

Одновременно была дана ориентация своевременно и справедливо разрешать проблемы, связанные с национальными отношениями, глубоко и активно проводить идейную политическую пропаганду среди населения. Для повышения межнациональной солидарности содействовали нацменьшинствам в развитии экономики и культуры. После 3 пленума 11 созыва КПК в центр внимания всей государственной работы по осуществлению национальной политики было поставлено: во-первых, экономическое строительство, во-вторых, соответствующие меры для поддержки нацменьшинствам в развитии культуры.

С приходом к власти КПК контуры национальной политики в Китае резко меняются, приобретая классовые очертания, с одной стороны, и воспринимая советские теоретические трактовки, с другой. Однако сущностная часть теоретических разработок остаегся прежней - убедить общественное мнение, что Китай исторически складывался как «единое многонациональное государство», а «китайская нация» - как «суперэтнос». Отсюда, во-первых, признание за всеми проживающими на территории КНР народами статуса «национальностей» при одновременном включении в понятие «китайская нация» всех этнических групп «сопричастных к истории страны». Во-вторых, не признание принципов национального самоопределения вплоть до выхода и создания собственного государства и конфедеративного государственного устройства, а организация национально-государственного строительства на принципе самоопределения в виде районно-национальной автономии.

Несмотря на то, что в своем развитии концепция национальной политики КПК и прошла несколько специфических этапов, их анализ показывает, что эта специфика главным образом сводилась к тактике и методам осуществления национальной политики. Главная цель, которая ставилась КПК в ее политике по отношению к национальным районам, оставалась неизменной - удержать их в качестве неотъемлемой части территории КНР и, насколько возможно, мирными средствами провести социально-экономические и политические преобразования, обеспечивающие слом традиционных экономических и общественных отношений в них с последующим перераспределением господствующих политических элит и их подчинением единому руководству КПК, с одной стороны. А с другой -создание экономической, политической и идеологической основы для необратимости процесса интеграции национальных районов в единый Китай, претворения в них политических установок КПК и их осуществление в рамках централизованного руководства.

Механизмы управления межнациональной интеграцией в Китае

Учитывая историческое наследие в межнациональных отношениях и реальную ситуацию в современном Китае, правительство Китая разработало свой особый механизм управления межнациональной интеграцией через районио-иациональную автономию. Под районно-националыюй автономией понимается: на основе Конституции и под руководством правительства Центра на территории КНР, в местах проживания нацменьшинства создание районов их самоуправления, где они имеют соответствующие органы самоуправления, используют права на распоряжение внутренними делами своего народа.

Она представляет собой основной механизм реализации политики в решении национальных проблем в Китае. Через нее выражается уважение и обеспечение правительством КНР права на самоуправление, также реализуется принцип национального равноправия, солидарности и всеобщего процветания. Считается, что в этом суть в национальной политике КПК.

Этот режим реально соединяет централизацию управления в стране с районной автономией в местах проживания нацменьшинств и обеспечивает соединение политических и экономических интересов населения.

Еще в 1938г. на 6-ом пленуме КПК 6-го созыва была выдвинута идея районно-националыюй автономии. В «Программе административно-политических мероприятий в районах Шань, Гань и Нин» было предусмотрено создать Монгольский и Хуйский автономные районы. После победы в антияпонской войне и во время освободительной войны тоже была выдвинута идея районно-националыюй автономии. В некоторых районах, где проживают нацменьшинства, создали районы и волости национальной автономии. В 1947г. был создан Внутренний монгольский автономный район. В «Общей программе НПКСК Китая» 1949г. в первый раз было разработано положение об осуществлении районно-национальной автономии. В августе 1952г. был обнародован «План проведения районно-национальной автономии в КНР». В первой Конституции 1954-го года и дальнейших конституциях с изменениями всегда были и есть статьи про районную автономию. Обнародование и реализация «Закона о райоиио-национальной автономии» в 1984г. постепенно совершенствует районно-национальную автономию.

Причины проведения районно-национальной автономии в Китае заключаются в следующем: во-первых, Китай исторически единое государство, проведение политики районно-национальной автономии соответствует общественной ситуации и историческим традициям. Во-вторых, смешанное проживание всех народов. Даже при более - менее концентрированном проживании какого-то отдельного народа он живет в ситуации, при которой в составе населения ханьцы все равно составляют подавляющую часть населения. В начале создания КНР, общее население нацменьшинств составляло 6% населения Китая. Несмотря на относительно малочисленное население нацменьшинств, они расселяются больше, чем на 50% территории Китая. Благодаря долгим экономическим и культурным связям, сложились не антагонистические межнациональные отношения, а взаимопомощь. В-третьих, после Опиумной войны в 1940г., перед всеми народами Китая стояли общие задачи бороться за национальное освобождение и против капитализма и феодализма. В долгосрочной борьбе за национальное освобождение и против внешних врагов, у всех народов сложились тесные связи и общая судьба. Появилось политическое осознание: ханьцы и нацменьшинства неотделимы друг от друга. Все вышесказанные условия создали прочную политическую и общественную основу для строительства нового Китая и реализации национальной автономии в районах проживания нацменьшинств.

Равенство, сплоченность, взаимопомощь и совместное процветание всех народов — таковы основные принципы национальной политики правительства. 11а их основе в местах компактного проживания нацменьшинств осуществляется районно-националышя автономия. Центральное правительство со своей стороны оказывает автономиям весомую финансовую и материальную помощь, стимулируя их экономическое и культурное развитие. Одновременно, по линии государства через систему обычных вузов, общенациональных университетов (институтов) и школ по подготовке национальных кадров готовят национальные кадры и специалистов различного профиля. «Закон о районно-национальной автономии)), принятый в 1984г. на 2-й сессии ВСНП 6-го созыва, конкретно гарантирует претворение в жизнь основных принципов и положений Конституции по райошю-националыюй автономии и является главной правовой базой политики национального строительства в Китае.

В настоящее время в Китае образовано пять автономных районов — автономный район Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Гуанси-Чжуанский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район и Тибетский автономный район, сформированы 30 автономных округов, 120 автономных уездов (хошунов), учреждены более 1256 национальных волостей. Из 55 нацменьшинств 44 создали локальные единицы. Доля нацменьшинств, проживающих в автономных локальностях, составляет 75% их населения. Площадь административных районно-национальных автономий составляет 64% общей площади страны. Количество и расположение автономий, в основном, соответствует расположению и составу народов Китая. Органами самоуправления в автономиях являются Собрания Народных Представителей (СИП) и народные правительства автономных районов, округов и уездов (хошунов). В автономных местах председателем (или заместителем председателя) постоянного комитета местного СНП избирается представитель титульной национальности; аналогичного принципа придерживаются и в кадровой политике на уровне председателей правительств автономных районов, округов и уездов. Органы самоуправления в районно-национальных автономиях имеют равные полномочия с местными органами государственной власти аналогичной ступени. При этом они пользуются широкими правами на автономию, а именно: определять порядок и правила самоуправления, разрабатывать специальные положения по отдельным вопросам с учетом политических, экономических и культурных особенностей данного района; самостоятельно распоряжаться финансовыми доходами, принадлежащими автономии; самостоятельно управлять экономическим строительством, образованием, наукой, культурой, здравоохранением, физкультурой и спортом, охранять и восстанавливать национальное культурное наследие, развивать и содействовать процветанию национальной культуры.

С 1983г. начинается новый этап реорганизации хозяйственного механизма в КНР, рассматривавшийся как переход от экспериментирования к обобщению результатов экспериментов и их широкому распространению. Во-первых, были четко определены рамки и сферы «трехчленной формулы планирования»: директивное и направляющее планирование и рыночное регулирование. Во-вторых, началась перестройка организационной структуры управления и изменили взаимоотношения предприятий с госбюджетом. К началу 1983г. в основном было проведено сокращение аппарата управления и управленческих звеньев на уровне центральных министерств и ведомств; в течение 1983г. эта работа была продолжена на провинциальном уровне, в 1984г. - на уровне округов и уездов, в 1985г. - на уровне предприятий. Наконец, была выработана цельная концепция проведения экономической реформы.

Этнический состав, социально-культурные и экономические характеристики населения Синьцзян-Уйгурского автономного района

В Синьцязн-Уйгурском автономном районе проживают 47 народов. Среди них уйгуры, ханьцы, казахи, хуэйцы, киргизы, монголы, сибоцы, русские, узбеки, таджики, татары, маньчжуры, дауры - 13 народов с давних времен расселены здесь, и их численность довольно значительна. Представители других 34 народов переехали сюда до или после освобождения (создания нового Китая в 1949г.) из разных мест Китая. Численность их небольшая. По данным переписи 2000г., общее число населения района составляет 19 млн. 250 тыс. (по переписи 1990г. она составляла 15 млн. 156 тыс. 900 человек, в том числе, ханьцы насчитывают 7 млн. 497 тыс. 700 человек (40,61%); население этнических меньшинств составляет 10 млн. 964 тыс. 900 человек (59,39% общего населения). Численность Уйгуров самая большая среди всех национальностей в Синьцзяне, они составляют 47% от общего числа населения района. Площадь района более 1,660 тыс. кв.м. - одна шестая общей площади всей страны. Это самый большой административный район по площади. Синьцзян-Уйгурский автономный район граничит с Монголией, РФ, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном, Афганистаном, также с Пакистаном и Индией, пограничная линия района протягивается на 5400 км, и занимает 25% общей пограничной линии нашей страны. Отсюда видно, что Синьцзян занимает важное стратегическое пограничное положение и значимое место в развитии Китая1.

Межэтническая толерантность представляет собой политическое условие стабильной жизни всех народов, ускорения развития в Синьцзяне и пограничной устойчивости. Объективно отразить реальное положение этнического сознания и национальной государственной идентичности уйгуров и ханьцев, проанализировать их влияние на стабильность и развитие Синьцзяна - актуальное требование для оптимизации практики управления в пограничном регионе и важно для изучения этнонациональной политики.

Проект «Межэтническая толерантность в Синьцзяне» осуществляли в Синьцзяне с мая 2001г. по май 2002г. (выборочная совокупность 382 респондента, среди них уйгуры и ханьцы).

Охарактеризуем место проведения опроса и основной состав респондентов: В Синьцзян-Уйгурский автономный район входят 5 автономных областей. 8 округов, 3 напрямую подчиненных города, 6 автономных уездов. Вместе с этими, еще 8 городов, подчиненных области, 6 городов, подчиненных округу, и 64 уезда. Социологи провели опрос в Урумчи (административный центр Синьцзяна), И Нине, Хэ Тяне, Ка Ши (города, подчиненные округу), и в уезде ХоЧэне.

1) Урумчи - административный центр Синьцязн-Уйгурского автономного района. Общая площадь города составляет 12000 кв. км., в нем проживают ханьцы, уйгуры, казахи, хуэйцы и другие народы, всего 43 национальности, население насчитывает более 1,5 млн. человек, среди них этнические меньшинства занимают 28%.

Урумчи - древний город, в начале династии Щи Ханя, правительство здесь располагало армию, население занималось земледелием, обеспечивала безопасность Шелкового пути. Во время династии Тань, рядом с ним построили военный городок Лунь Тай. В династии Мин заложили основу развития Урумчи, и в династии Цин он уже приобрел статус города, стал политическим, военным, культурным и экономическим центром Синьцзяна.

Здесь опрашивали 88 респондентов. Среди них уйгуры занимают 41,9%, ханьцы занимают 58,1%; мужчины составляли 63,4%, женщины 34,6%»; с полным средним образованием и занимают 73% респондентов, в том числе с высшим образованием 43%. В основном респонденты принадлежат к категории среднего возраста (с 40 лет по 49 лет), составляя 43,7%. Они получили образование в месте рождения и в городе Урумчи.

Среди 88 респондентов 50% родились и выросли в Урумчи, 25%) приехали из внутренних районов страны, другие 25% переехали из других мест внутри Сипьцзяна, и среди этих 25% респондентов 14,5% переехали из южной части Сипьцзяна. Рабочие среди респондентов составили 60%, сотрудники государственных учреждений 11%. Респонденты, у которых годовой доход составляет более 15000 юаней, составляли 65,5%, а респонденты, у которых доход с 10000 по 15000 юаней занимали 16,4%. (Табл. 1)

2) И Нин и Хо Чзн. Город И Нин - административный центр И Л некого Казахского автономного округа. И Лиский автономный округ создан в ноябре 1954-го года. Общая площадь составляет 350,000 кв. км., население насчитывает 3,95 мил., в нем проживают казахи, ханьцы, уйгуры, монголы, сибоцы и т. д., всего 47 национальностей, среди них казахов - 25,52%, ханьцев - 44,98%, уйгур - 15,98%), хуйэцев - 8,34%, монгол - 1,69%, сибоцев - 0,85%. Город И Нин расположен на северном берегу реки И Ли, общая площадь составляет 575 кв.км. Он является открытым пограничным городом, население насчитывает 310000 человек,. Здесь сосредотачиваются большие и средние государственные предприятия Центра и автономного района, он является политическим и экономическим центром автономного округа, одним из самых развитых городов на Западе Китая.

Общая площадь уезда Хо Чэн составляет 5460 кв.км, население насчитывает 340000 человек. Здесь проживают представители 29 этнических общностей. Он известный древний город.

В И Нине опрашивались 70 респондентов. Среди них уйгуры составили 60%, ханьцы - 38%; на долю мужчин пришлось 65%), женщин - 35%. В основном респонденты принадлежали к средним возрастам (с 30 лет по 39 лет), респонденты 60 лет и старше, составили 12%. Респонденты с высшим образованием насчитывали 25,7%. Учителей начальных и средних школ среди респондентов было 27,3%, сотрудников государственных учреждений - 21,2%, пенсионеров -12,1%о, рабочих - 10,6%). Респонденты, у которых годовой доход составляет более 15000 юаней, составляли 35,6%), а респонденты, у которых доход с 10000 по 15000 юаней, составляли 28,9%. (Табл.2)

Похожие диссертации на Государственная этнонациональная политика в Китае: анализ теоретических подходов и социальных практик