Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Ксенофонтова Ирина Владимировна

Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения
<
Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ксенофонтова Ирина Владимировна. Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.01 / Ксенофонтова Ирина Владимировна;[Место защиты: Институт социологии РАН].- Москва, 2014.- 184 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Интернет как пространство социального взаимодействия 19

1.1. Определение сети Интернет: признаки онлайн-пространства 19

1.2. Ландшафт социального пространства интернета 26

1.3 Эволюция подходов к изучению интернета: этапы трансформации взглядов 35

1. 4. Интернет-коммуникации как сфера публичного 41

Выводы первой главы 52

Глава 2. Солидарность как объект социологического анализа: теоретические концепции 55

2.1. Идея социальной солидарности в рамках структурно-функционального подхода 57

2.2. Субъективистская школа в социологии и понятие солидарности 61

2.3. Солидарность и нормативно-ценностный подход П.Сорокина 64

2.4. Концепция солидарности в символическом интеракционизме Г. Дж. Блумера 67

2.5. Коммуникативный подход Ю. Хабермаса в изучении солидарности 70

2.6. Гражданская солидарность в концепции гражданской сферы Дж. Александера 72

2.7. Новые солидарности как следствие трансформации общества: мобильный и солидарный повороты 75

2.8. Солидарность как дар: антропологический подход к изучению солидарности 79

2.9. Анализ солидарности в отечественной социологии 82

Выводы второй главы 86

Глава 3. Методическая схема изучения интернет-солидарности 91

3.1. Общая схема современных онлайн-исследований 91

3.2. Методологическая рефлексия относительно возможностей изучения солидарности в интернете 93

3.3. Нэтнография и кейс-стади как комбинированная стратегия изучения солидаризации 95

3.4. Анализ дискурсивных проявлений солидарности: выбор методики 100

3.5. Критерии отбора случаев для эмпирического анализа 104

3.6. Процедура сбора данных и разработка схемы кодирования текстов 108

Выводы третьей главы 114

Глава 4. Практика исследования интернет-солидарности 117

4.1.1. Локальная солидарность: форум московского района 117

4.1.2. Стимул солидаризации в дискуссии об экологии 122

4.1.3. Дискурс солидарности: дихотомия «Мы-Они»и способы создания солидарности 125

4.1.4. Виртуальный контекст солидаризации 133

4.1.5. Результаты исследования 137

4.1.1. Формирование макросолидарности в онлайн-среде (на примере движения «За честные выборы» 2011-2012 г.) 142

4.2.1. Протестная коммуникация в социальной сети: особенности объекта 144

4.2.2. Стимулы солидаризации: обмен информацией 147

4.2.3. Информация как основа солидарности 151

4.2.4. Специфика солидарности в протестной группе 154

4.2.5. Создание солидарности посредством компьютерно-опосредованного дискурса 157

4.2.6. Результаты исследования 160

Заключение 164

Список литературы 171

Введение к работе

Современная социология постоянно сталкивается с потребностью обновления спектра существующих методологических подходов к изучению общества. Социальная реальность стремительно усложняется, трансформируется и видоизменяется, а новые объекты исследования предполагают создание подходов к их изучению1. В научном дискурсе появляется понятие поворотов в социальных науках (антропологический, культуральный, дискурсивный и др.), предполагающих обновление методологического аппарата и направленных на адаптацию традиционных подходов к изучению социальной реальности2. Такие повороты, например, так называемый «поворот мобильности», упраздняют привычную схему исследований и сообщают динамику методическому аппарату социальных наук3. Британский социолог Дж. Урри замечает, что новые объяснительные концепции социологии вырабатываются как ответы на процессы и технологического, и социального развития, в частности, на появление нового информационно-коммуникативного пространства сети Интернет, предоставляющего человеку новые возможности, в том числе, и для виртуальных перемещений в пространстве4.

Как следствие перехода к новой информационной эпохе возникла концепция информационного общества как сетевого (М. Кастельс5, Дж. Ван Дейк6, Б.

1 Под методологическим подходом мы понимаем выбор социологом теоретического и эмпирического инструментария, или «оптики», через которую он может «рассмотреть» предмет своего исследования (См. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-пресс, 1995)

2Кравченко С.А. Сложный социум: востребованность поворотов в социологии // Социологические исследования, 2012. N 5. С. 19 -29.

3 Урри, Дж. Мобильности. Цит. по Мониторинг общественного мнения. №5. 2012. С. 197-252.

4 Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / пер. с англ. Д.
Кралечкина. М.: изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

5 Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева
под ред. В. Харитонова / М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та),
2004.

6 Dijk Jan Van. The Network Society. London: Sage, 2006

Веллман7 и др.), а также обозначилась проблематика изучения социальных последствий распространения интернета как нового средства массовой коммуникации. Повсеместное распространение доступа в интернет и растущее число пользователей, в том числе и в России8, взаимопроникновение реального и виртуального пространств, предопределяют исследовательский интерес к этой области, заставляет социологов приспосабливать и совершенствовать методы социологических исследований в онлайн-среде9 10.

Как следствие, процесс трансформации методологии открывает возможности
для расширения базовых теоретических понятий социологии с учетом

современных реалий и объяснительных тенденций11. Одной из классических концепций, которая подлежит пересмотру в современном социологическом дискурсе, является концепция социальной солидарности. Ряд авторов (Дж. Александер12, А.Б. Гофман13, А. Филиппов14 и др.) рассуждают о возможности разработки новых подходов к социологическому описанию понятия «солидарность» в современном обществе, а также о возможности методологического «солидарного поворота» в исследованиях (Е. Омельченко, Г. Сабирова)15. Одним из аспектов расширения методологического подхода к изучению солидарности может стать анализ новых способов формирования и функционирования феномена виртуальной16 солидарности, а также разработка методологии и методического аппарата, позволяющего аналитически

7 Wellman, Barry "Physical Place and Cyber Place," International Journal of Urban and Regional Research, 2001.

8 Фонд «Общественное мнение». Интернет в России. Динамика проникновения. Осень 2013 / URL:
Дата публикации: 15 января 2014 г.

Rogers, R. Digital Methods. Boston. MA: The MIT Press., 2013. Онлайн исследования в России 3.0 / Отв. ред.: И. Ф. Девятко, А. В. Шашкин, С. Г. Давыдов; науч. ред.: И. Ф. Девятко. М.: OMI RUSSIA, 2012.

11 См. например исследование категории одиночества: Пузанова Ж.В. Проблема одиночества: социологический
аспект измерения. М.: РУДН, 2008.

12 Alexander, J. The Civil Sphere. New York: Oxford University Press, 2006 / Kindle Edition

13 Гофман А. Б. Социальная солидарность: пробуждение социологической идеи / Текст доклада // Электронный
ресурс:

14 Филиппов А.Ф. Мобильность и солидарность. Статья вторая. Социологическое обозрение. Т. 11. №1. 2012

15 Омельченко Е. Л., Сабирова Г. А. Молодежный вопрос: смена оптики. От субкультур - к солидарностям /
Новые молодежные движения и солидарности России / Под общ. ред.: Е. Л. Омельченко, Г. А. Сабирова.
Ульяновск : Ульяновский государственный университет, 2011. С. 5-20.

16 В данном случае «виртуальный» является синонимом «онлайн».

описывать и эмпирически измерять эту категорию. В рамках современных методологических схем понятие солидарности понимается довольно широко, а также служит вспомогательной категорией, например, в исследовании онлайн-активизма17 или добровольческого движения18. При этом, за рамками исследований зачастую остаются сущностные показатели процесса онлайн-солидаризации, такие как эволюция солидарных отношений, мотивы к солидаризации, анализ последствий солидарности, что, вероятно, говорит о том, что существующие методы исследования солидарности в интернете не вполне «настроены» на измерение содержательного аспекта солидаризации. В то же время многие социальные явления, например, появление в российском обществе новых форм социальных движений, мощным ресурсом которых является интернет19, требуют изучения этого аспекта.

Замысел данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы объединить знания о уже достаточно изученном коммуникативном пространстве интернета со спектром современных концепций солидарности и применить этот методологический аппарат к до сих пор мало изученному феномену солидарности в сети Интернет. Понятие интернет-солидарности может стать новым концептуальным ориентиром для социологического описания социального ландшафта интернета20, так как концепция интернет-сообщества Г. Рейнгольда21, появившаяся на начальном этапе исследований

17 См. например: Shirky, K. «Here Comes Everybody: The Power of Organizing Without Organizations». Penguin
Books.: 2008 ; 31. Veigh S.. Classifying Forms of Online Activism: The Case of Cyberprotests Against the
World Bank / Cyberactivism: Online Activism in Theory and PRACTICE, Ed. by. Ayers, Michael D., Mccaughey,
Martha, Pp. 72-73. New York, Routledge,: 2003

18 Фонд Общественное мнение. Ресурсы российского добровольческого движения. Аналитический доклад по
результатам исследований Фонда Общественное Мнение 2012 – 2013 гг. М.: 2013

19 Яницкий, О.Н. Социальные движения: теория, практика, перспектива. М. : Новый хронограф, 2013. С. 28 –
29.

20 Internet Landscape Then and Now (Infographics) / URl: Дата публикации 31.12.2012

Reinhold, H. The virtual community: homestanding on the electronic frontier. Addison-Wesley Publishing Company,

1993.

онлайн-пространства22, уже в недостаточной мере описывает те формы социальностей, которые сегодня наблюдают социологи в интернете23 24.

Научная разработанность проблемы исследования

На данный момент изучение социальных аспектов функционирования и
развития сети Интернет является одним из самых динамично развивающихся
исследовательских направлений. Отличительной чертой нынешнего состояния
этого направления является формирование различных междисциплинарных
подходов, направленных на поиск наиболее эффективных возможностей

изучения социального пространства интернета. Можно сказать, что с начала
XXI века социальная наука переживает определенный «бум» в научных
исследованиях онлайн-пространства и изучении роли интернета в эпоху
информационного общества, в том числе, и применительно к России 25 26 27.
В соответствии с этой тенденцией трансформируется и традиционный

понятийный аппарат социологии. Так изменяются и дополняются

представления о методах и методологии28, социальности29, идентичности30,

22 Wellman B. The three ages of internet studies: ten, five and zero years ago / New Media & Society. Vol. 6(1). SAGE,
2004. Pp. 123–129.

23 Preece, J. Sociability and usability: Twenty years of chatting online. Behavior and Information Technology Journal,
20/5. 2001. Pp. 347-356.

24 Wellman B. Connecting Communities: On and Offline / Contexts, 3. 2004. Pp. 22-28.

25 Родионов, А.А. Интернет : сущность и социальные функции, социологический подход. Автореферат дис. …
кандидата социологических наук: 22.00.01: Теория, методология и история социологии. Саратов: Саратовский
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2000.

26 Радкевич, А. Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного
общества. Автореферат дис. … кандидата социологических наук: 22.00.06: Социология культуры, духовной
жизни. М.: Московский гуманитарный университет, 2009.

27 Бегинин, А. В. Виртуализация как инновационный феномен трансформирующегося российского общества:
Теоретико-методологический подход. Автореферат дис. … кандидата социологических наук: 22.00.01: Теория,
методология и история социологии. Саратов: Саратовский государственный университет им.
Н.Г.Чернышевского, 2006.

28 Девятко, И.Ф. Онлайн исследования и методология социальных наук: новые горизонты, новые (и не столь
новые) трудности / И.Ф. Девятко // Онлайн исследования в России 2.0. / Под ред. Шашкина А.В., Девятко И.Ф.,
Давыдова С.Г. М.: РИЦ "Северо-Восток", 2010. С.17-30.

29 Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева
под ред. В. Харитонова / М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та),
2004.

30 Turkle, Sh. Life on the screen: identity in the age of the Internet. New York: Simon & Schuster, 1995.

общественных движениях31, сообществах32 33 34, коммуникации и т.д. Обсуждаются и обосновываются различные стратегии и тактики перенесения социологического исследования в пространство онлайн: так, происходит разработка новых комплексных подходов35, решаются проблемы построения выборки и повышения качества данных36, а также появляются новые комбинированные методики37.

Исследования социальной солидарности, с другой стороны, также носят довольно востребованный характер38. Проходя путь от классической концепции Дюркгейма до теоретического осмысления солидарности в наши дни39, исследователи обращаются к теме солидарности для того, чтобы понять основания объединения современного общества и понять характер его социальных связей 40.

Современные зарубежные исследователи склоняются к тому, чтобы выделять некий глобальный тип солидарности41 42, подразумевая при этом, что

31Яницкий, О.Н. Социальные движения: теория, практика, перспектива. М. : Новый хронограф, 2013.

32 Кончаковский, Р. В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен. Автореферат дис. …
кандидата социологических наук: 22.00.06: Социология культуры, духовной жизни. Екатеринбург:
Гуманитарный университет, 2010.

33 Аладышкина, А. С. Современное Интернет-сообщество: социально-стратификационный анализ. Автореферат
дис. … кандидата социологических наук: 22.00.04: Социальная структура, социальные институты и процессы.
Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, 2006.

34 Нигматуллина, Г. Ф. Культура российских интернет-сообществ в условиях становления информационного
общества. Автореферат дис. … кандидата социологических наук: 22.00.06: Социология культуры, духовной
жизни. Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2011.

35 Круглов, А. Ю. Формирование методологии социологического исследования на основе использования
технологии компьютеро-опосредованной коммуникации. Автореферат дис. … доктора социологических наук:
22.00.01: Теория, методология и история социологии. Спб: РГПУ им. Герцена, 2005.

36 Мавлетова, А. М. Методология веб-исследований: основные подходы к формированию выборки и
возможности повышения качества данных. Автореферат дис. … кандидата социологических наук: 22.00.01:
теория, методология и история социологии. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

37 Лeбeдeв, П. А. Возможноcти, ограничения и оcобенности процедуры проведения метода онлайновой фокус-
группы. Автореферат дис. … кандидата социологических наук: 22.00.01: теория, методология и история
социологии. М.: ИС РАН, 2010.

38 Efremenko D., Evseeva Y. Studies of Social Solidarity in Russia: Tradition and Modern Trends. // American
Sociologist, v. 43, 2012, no. 4, pp. 349-365.

39 Зверев, М.К. Особенности социальной солидарности в современном российском обществе. Автореферат дис.
… кандидата философских наук: 09.00.11: Социальная философия. Иркутск: Иркутский государственный
университет, 2009.

40 Crow, Graham. Social solidarities: theories, identities, and social change, Issues in society. Buckingham; Phildelphia:
Open University, 2002.

41 Reinventing Social Solidarity Across Europe / Ed. By Marion Ellison. Bristol: The Policy Press, 2012

предыдущие подходы не вполне пригодны, так как новый тип солидарности не имеет границ; солидарность выходит за рамки сообщества, группы. Обращение к изучению новых форм солидарности, которые возникают в интернете, могло бы дополнить концептуальную картину состояния социальной солидарности в современном обществе.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования – обоснование методологического

подхода к изучению феномена интернет-солидарности как специфического

типа социальной солидарности.

Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:

1) Проанализировать современные методологические подходы к изучению
социального взаимодействия в сети Интернет;

2) Локализовать социальную солидарность как объект исследования в рамках
более общей проблематики социального взаимодействия в интернете;

  1. Рассмотреть основные теоретические концепции солидарности в исторической перспективе с точки зрения их трансформации и пригодности для изучения интернет-солидарности;

  2. Выработать и обосновать методическую схему изучения дискурсивных проявлений солидарности в интернете;

  3. Апробировать предложенную схему в ходе эмпирического исследования для описания специфических черт интернет-солидарности.

Объект исследования – акторы социальной солидарности в онлайн-пространстве (социальные общности в интернете). Предмет исследования:

1) специфические черты социальной солидарности в онлайн-пространстве;

дискурсивные проявления, этапы солидаризации в среде онлайн; последствия солидарности.

Komter, A. Social Solidarity and the Gift.UK: Cambridge University Press, 2005.

2) возможности изучения и аналитического описания специфических черт интернет-солидарности.

Теоретические и методологические основы диссертационного

исследования состоят из двух корпусов литературы: а) методологические
основания изучения сети Интернет как социального пространства; б)

теоретические представления о солидарности в социальных науках. Работа по
обоснованию методологического подхода была сориентирована вокруг двух
основополагающих концептов: «интернет как социальное пространство», с
одной стороны, и «социальная солидарность» - с другой. Также при выработке
методики исследования для эмпирического исследования интернет-

солидарности автор опирался на методологический аппарат качественных методов.

Первый блок составили работы по методологическим подходам к изучению
интернета как социального пространства в изложении Г. Рейнгольда43, М.
Кастельса44, Б. Веллмана45, Д.Слэйтера46 и др. В этих работах авторы
дискутируют о природе социальности и сообществ в сети Интернет, об
отличительных признаках онлайн-пространства, а также о методологических
основах изучения интернета. Анализ этих работ позволил ввести в рабочую
схему исследования понятия интернета, онлайн/оффлайн и компьютерно-
опосредованной коммуникации. Проанализированы также результаты
эмпирических исследований Ш. Теркл47, Е. Горного48, М. Акрич49, К. Ширки50,

43 Reinhold, H. The virtual community: homestanding on the electronic frontier. Addison-Wesley Publishing Company,
1993.

44 Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева
под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004.

45 Wellman B. The three ages of internet studies: ten, five and zero years ago / New Media & Society. Vol. 6(1). SAGE,
2004. Pp. 123–129.

46 Slater. D. Social relationships and Identity Online and Offline / The Handbook of New Media.Sage, 2002. Pp. 533-
546.

47 Turkle, Sh. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other? New York: Basic
Books, 2011.

48 Gorny E. The national specifics in the development of a virtual community // Russian-cyberspace.org, 2004 /
[Электронный ресурс] Режим доступа: <>; ;
Gorny E. Understanding the Real Impact of Russian Blogs // Russian Analitical Digest 69/09. 2009 / [Электронный
ресурс] Режим доступа:

М. Диани51, С. Вей52, в которых излагаются результаты исследования интернет-сообществ и общественных движений онлайн.

Анализ источников позволил разработать и обосновать собственный

методологический подход автора к изучению солидарности как социального феномена, существующего в условиях виртуального пространства и поддерживаемого посредством компьютерно-опосредованной коммуникации при помощи специфических дискурсивных средств. Также зафиксированы некоторые особенности исследовательской ситуации при изучении интернета. Одна из них состоит в том, что в условиях компьютерно-опосредованной коммуникации возникают долговременные архивы информации, что предоставляет исследователю возможности для рассмотрения процессов в динамике.

Второй блок теоретических источников состоит из концепций солидарности, изложенных в классических социологических работах О. Конта53, Э. Дюркгейма54, Г. Тарда55, П. Лаврова56, П. Сорокина57, Т. Парсонса58 и др, , которые послужили основой для формирования традиционных представлений о солидарности в социологической науке. В работе представлены взгляды на

49 Akrich, M. From Communities of Practice to Epistemic Communities: Health Mobilizations on the Internet //
Sociological Research Online, 15 (2). 2010.

50 Shirky, K. Here Comes Everybody: The Power of Organizing Without Organizations. Penguin Books, 2008.

51 Diani M. Social Movement Networks Virtual and Real // Paper for the Conference “A New Politics?”, CCSS,
University of Birmingham, 16-17 September 1999.

52 Veigh S. Classifying Forms of Online Activism: The Case of Cyberprotests Against the World Bank /
Cyberactivism: Online Activism in Theory and Practice. New York: Routledge, 2003. Pp. 72-73.

53 Конт О. Дух позитивной философии. СПб: 1910 / [Электронный ресурс] Режим доступа:
(Электронная библиотека «Либрусек»)

54 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1996

55 Тард. Г. Общественное мнение и толпа. Изд-во Т-ва типографии А. И. Мамонтова, М.: 1902 / Ред. с
приведением текста к нормам современного русского языка. [Электронный ресурс] Режим доступа:

56 Лавров П. Исторические письма. Письмо третье. Величина прогресса в человеке. 1889 / [Электронный
ресурс] Режим доступа:

57 Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах
общественного поведения и морали. М.: Астрель, 2006.

58 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Американская социологическая мысль:
Тексты. М., 1996. С. 494-513

проблематику солидарности таких авторов как Ю. Хабермас59, Г. Блумер60, Дж.
Александер61, Дж. Урри62. Эти работы являются демонстрацией эволюции
взглядов на проявления солидарности в современном мире. Теоретическое
представление о солидарности воспроизводится и надстраивается в таких
направлениях социологического знания как структурный функционализм,
субъективная психология, символический интеракционизм. Понятие

солидарности используется и в смежных дисциплинах, таких как социальная психология63 и социальная антропология64, для объяснения социального взаимодействия на индивидуальном уровне. Работы современных российских социологов, таких как В.А.Ядов65, О.Н.Яницкий66, А.Ф.Филиппов67, Е.Л. Омельченко68 позволяют вплотную подойти к проблематике тенденций в функционировании солидарности в современном российском обществе и методологическим основам ее изучения. В результате концептуальную схему анализа феномена солидарности в интернете составили категории «признаки солидарности», «солидаризация как процесс», «акторы солидарности» и «последствия (продукты) солидарности».

59 Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / Пер. с нем. Спб.: Наука, 2001; Хабермас Ю.
Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. СПб.: Наука, 2000.

60 Блумер Г. Коллективное поведение. Пер. с англ. Д. Водотынского / Американская социологическая мысль:
Тексты. М.: 1994.

61 Alexander, J. The Civil Sphere. New York: Oxford University Press, 2006 [Электронный ресурс] Режим доступа:
Amazon Kindle Edition.

62 Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / Пер. с англ. Д.
Кралечкина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.

63 Baldwin, J. M. Social Solidarity and Community / The Individual and Society or Psychology and Sociology. Boston:
Richard G. Badger, 1911. Pp. 34-76. [Электронный ресурс] Режим доступа:

64 Komter, A. Solidarity and sacrifice; An analysis of contemporary solidarity / Advances in Sociology. Vol. 2. New
York: Novascience Publishers, 2005. Pp. 205-231.

65 Ядов, В.А. Солидаризация в рабочей среде / Под ред. В.Ядова. М.: Институт социологии РАН, 1998.

66 Яницкий, О.Н. Социология риска. М.: Издательство LVS, 2003.

67 Филиппов А.Ф. Мобильность и солидарность. Статья вторая. Cоциологическое обозрение. Т. 11. № 1. 2012

68 Омельченко Е. Л. // Социологические исследования. 2013. № 10. С. 51-51.

В качестве методической основы эмпирического исследования рассмотрены
принципы качественного подхода69 70, применимые к исследованию
компьютерно-опосредованной коммуникации71. Изучены основные принципы
онлайн-этнографии, изложенные в работах Р. Козинца72, К. Хайн73, а также
рассматриваются возможности анализа дискурсивных проявлений

солидарности в интернет-сообществах на основании подходов к изучению дискурса Т. Ван Дейка74, В. Семеновой75, О. Михалевой76.

Таким образом, методический аппарат эмпирического исследования составили методы изучения случая (кейс-стади), нэтнография (этнографическое описание онлайн-сообщества) и дискурсивный анализ текстов компьютерно-опосредованной коммуникации.

Эмпирическую базу исследования составили данные двух кейс-стади. Первый из изученных кейсов представляет собой случай локальной интернет-солидарности на форуме одного из московских районов (форума «Кожухово-Онлайн»; временные рамки изученных данных – 2006 – 2010 гг.). Второй случай раскрывает характеристики виртуальной макросолидарности или «глобальной» формы интернет-солидарности на примере протестной мобилизации в блогах и социальных сетях (группа «Мы были на Болотной площади и придем еще» в социальной сети Facebook; популярные записи livejournal.com; временные рамки исследования – 2011-2012 гг.). Данные кейсов представляют собой сохраненные тексты компьютерно-опосредованной

69 Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты.
Самара: Универс-групп, 2004.

70 Семенова В.В. Качественные методы в социологии / Стратегия социологического исследования. Описание,
объяснение, понимание социальной реальности. Москва: Омега-Л, 2007.

71Щипицына Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на примере немецкого языка). Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Архангельск: Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2010.

72 Kozinets, R. V. Netnography: The Marketer’s Secret Weapon. White Paper, 2010.

73 Hine, C. Virtual Ethnography. London: Sage, 2000.

74 Dijk Teun Van. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998.

75 Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М.: Российская политическая
энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

76 Михалёва О.Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. Либроком: 2009.

коммуникации в количестве 22530 высказываний (3965 страниц

машинописного текста).

Научная новизна работы

1. В работе предпринята попытка выработки нового методологического
ракурса изучения социальных феноменов в условиях их трансформации в
пространстве интернета (на примере концепции солидарности). Рассмотрение
проблемы солидарности в онлайн-пространстве помещено в контекст
современных интеллектуальных тенденций социологической науки.

  1. В научный оборот вводится понятие интернет-солидарности как нового феномена, который формируется в специфических условиях, а также характеризуется формами проявления, отличными от традиционных. Концепция интернет-солидарности, с одной стороны, дополняет уже существующее понятие интернет-сообщества, а с другой стороны, позволяет расширить традиционное понимание социальной солидарности.

  2. Солидаризация представлена как поэтапный, «событийный» процесс от развития до угасания, протекающий в ходе компьютерно-опосредованной коммуникации; разработана типология основных акторов интернет-солидарности; предложена классификация специфических для интернета проявлений и последствий солидарности.

  3. Конструкт интернет-солидарности рассмотрен с точки зрения возможностей его эмпирического изучения. Предложена и апробирована схема комбинирования качественных методов, заключающаяся в объединении стратегии кейс-стади для описания процесса солидаризации, методики нэтнографии (онлайн-этнографии) и дискурсивного анализа. В своей совокупности такая методическая схема позволила получить новое знание о специфических чертах интернет-солидарности в условиях компьютерно-опосредованной коммуникации.

Практическая значимость работы

Представленные в работе результаты исследования в дальнейшем могут быть
использованы для практического применения в социологических

исследованиях социального взаимодействия в сети Интернет, а также для изучения современного состояния солидарности в российском обществе в дополнение к количественным стратегиям исследования социальной солидарности. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы также при дальнейшей разработке учебного курса «Онлайн-методы социологических исследований».

Положения, выносимые на защиту

1. Интернет-солидарность является формой социального взаимодействия в
онлайн-пространстве, появляющейся в результате объединения пользователей
на основе доверия и общности интересов в ситуации интенсивного регулярного
обмена информацией в ходе интернет-коммуникации. Интернет-солидарность
является специфическим типом социальной солидарности и обладает общими с
ней характеристиками («мы»-концепция, режим эмоционального обмена с
выражением согласия и поддержки, готовность к совместным действиям), а
также и своими особыми свойствами, связанными со специфическими
условиями формирования.

2. Предлагаемая методология изучения солидарности в интернете базируется
на качественном подходе социологии, поскольку она направлена на понимание
смысловой составляющей солидаризации и предполагает объектом своего
исследования активных субъектов, находящихся во взаимодействии.
Предлагаемая в рамках этого подхода методика изучения интернет-
солидарности состоит в использовании комплекса различных качественных
методов, так называемого микс-метода: сочетание стратегии кейс-стади для
понимания событийного характера солидаризации как процесса; стратегии
нэтнографии (онлайн-этнографии) для описания нормативно-ценностных
практик; и дискурсивного анализа текстов компьютерно-опосредованной

коммуникации для описания и понимания смысловой составляющей феномена
солидаризации в интернете. Комбинированный метод позволяет получить
новое эмпирическое знание о специфических чертах и проявлениях
солидарности в интернете, о смысловом наполнении социальных

взаимодействий в среде онлайн, о производстве дискурса солидарности в ходе компьютерно-опосредованной коммуникации.

  1. Специфические условия формирования интернет-солидарности заключаются в следующем: а) в трансформации социального пространства формирования солидарности (интернет-пространство) б) в изменении способа коммуникации (компьютерно-опосредованная коммуникация) в) в отсутствии видимых границ группы или сообщества, в которых формируется солидарность г) в особых ситуативных и фрагментарных режимах включенности индивидов в процесс солидаризации.

  2. Новые специфические способы создания и функционирования солидарных отношений интернете, заключаются а) в интенсификации процесса обмена информацией и расширении способов аргументации и верификации (визуальные объекты, гиперссылки) б) в фокусировании на виртуальных формах эмоционального одобрения и поддержки, доверия (например, «лайки»77, кнопки «спасибо» и др.); в) в публичном характере созданных продуктов солидарности, таких как тексты, визуальные объекты, разработка стратегий активизма и т.д;

5. Этапы солидаризации в онлайн-пространстве включают в себя: (1) Этап
стимулирования солидаризации: обсуждение значимой для индивидов
информации на различных виртуальных коммуникационных площадках (2)
Эмоциональный обмен, взаимное выражение поддержки и согласия (3)
Самоорганизация в ходе компьютерно-опосредованной коммуникации и
предиспозиция к действию (4) Поддержание солидарности и расширение круга
солидаризирующихся при помощи специфических средств онлайн-дискурса (5)

От англ. «like» - «мне нравится», форма одобрения в социальных сетях.

Этап солидарных действий онлайн/оффлайн (6) Угасание солидаризации или переход к другим формам взаимодействия.

  1. Выстроенная на основе эмпирического анализа классификация позволяет выявить следующие типы акторов интернет-солидарности: а) инициаторы, активисты – акторы с высокой степенью включенности в дискуссии и выступающие инициаторами солидаризации; б) солидарные пользователи, включенные в процесс солидаризации, но, как правило, не участвующие в ресурсоемких акциях в онлайн- или оффлайн-пространстве; в) критики, несогласные – акторы, включенные в коммуникацию, но разделяющие солидарность частично (или выходящие за пределы символических кругов доверия).

  2. Продуктами или последствиями солидарности являются различные виды деятельности, которые совершаются вследствие солидаризации или в знак солидарности. Продукты интернет-солидарности представляют собой спектр действий, часть которых совершается только в виртуальном пространстве (онлайн-действия), а часть - в пространстве реальном. К специфическим виртуальным продуктам интернет-солидарности относятся: участие в дискуссии, публикация новой информации, распространение информации, результаты онлайн-голосований, расширение круга солидарности путем вовлечения новых пользователей в коммуникацию. Продуктами интернет-солидарности в оффлайн-пространстве являются различные коллективные действия: совместно подготовленные и проведенные акции, а также созданные материальные объекты (документы, визуальные объекты и т.д.).

Апробация результатов исследования

Результаты диссертационного исследования были апробированы в научных
публикациях автора, в рамках учебного курса «Онлайн-методы

социологических исследований» в Государственном академическом

университете гуманитарных наук (Специалитет - 2012 г., Магистратура – 2014 г.), а также в ходе выступлений автора на научных мероприятиях: российско-

польской конференции «Дискурсивные стратегии социальной памяти» (6 июня 2011, г. Москва) на конференции «Современная социология - современной России» (Конференция памяти А.О. Крыштановского)» (Москва, 1 февраля 2012 г. ), в выступлении на международной конференции «Construction and Transformation of National, Local and Biographical War Memory. Case of January 17, 1945 in Warsaw» (Варшава, 17-18 января 2013 г.), в научных исследованиях сектора исследований социальных изменений качественными методами Института социологии РАН.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 184 страницы.

Ландшафт социального пространства интернета

Представленные в работе результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы для практического применения в социологических исследованиях на темы социального взаимодействия в сети Интернет, а также для изучения современного состояния солидарности в российском обществе в дополнение к количественным стратегиям исследования социальной солидарности. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы также при дальнейшей разработке учебного курса «Онлайн-методы социологических исследований». Положения, выносимые на защиту

1. Интернет-солидарность является формой социального взаимодействия в онлайн-пространстве, появляющейся в результате объединения пользователей на основе доверия и общности интересов в ситуации интенсивного регулярного обмена информацией в ходе интернет коммуникации. Интернет-солидарность является специфическим типом социальной солидарности и обладает общими с ней характеристиками («мы»-концепция, режим эмоционального обмена с выражением согласия и поддержки, готовность к совместным действиям), а также и своими особыми свойствами, связанными со специфическими условиями формирования.

2. Предлагаемая методология изучения солидарности в интернете базируется на качественном подходе социологии, поскольку она направлена на понимание смысловой составляющей солидаризации и предполагает объектом своего исследования активных субъектов, находящихся во взаимодействии. Предлагаемая в рамках этого подхода методика изучения интернет-солидарности состоит в использовании комплекса различных качественных методов, так называемого микс-метода: сочетание стратегии кейс-стади для понимания событийного характера солидаризации как процесса; стратегии нэтнографии (онлайн-этнографии) для описания нормативно-ценностных практик; и дискурсивного анализа текстов компьютерно-опосредованной коммуникации для описания и понимания смысловой составляющей феномена солидаризации в интернете.

Комбинированный метод позволяет получить новое эмпирическое знание о специфических чертах и проявлениях солидарности в интернете, о смысловом наполнении социальных взаимодействий в среде онлайн, о производстве дискурса солидарности в ходе компьютерно-опосредованной коммуникации.

3. Специфические условия формирования интернет-солидарности заключаются в следующем: а) в трансформации социального пространства формирования солидарности (интернет-пространство) б) в изменении способа коммуникации (компьютерно-опосредованная коммуникация) в) в отсутствии видимых границ группы или сообщества, в которых формируется солидарность г) в особых ситуативных и фрагментарных режимах включенности индивидов в процесс солидаризации.

4. Новые специфические способы создания и функционирования солидарных отношений интернете, заключаются а) в интенсификации процесса обмена информацией и расширении способов аргументации и верификации (визуальные объекты, гиперссылки) б) в фокусировании на виртуальных формах эмоционального одобрения и поддержки, доверия (например, «лайки»77, кнопки «спасибо» и др.); в) в публичном характере

От англ. «like» - «мне нравится», форма одобрения в социальных сетях. созданных продуктов солидарности, таких как тексты, визуальные объекты, разработка стратегий активизма и т.д;

5. Этапы солидаризации в онлайн-пространстве включают в себя: (1) Этап стимулирования солидаризации: обсуждение значимой для индивидов информации на различных виртуальных коммуникационных площадках (2) Эмоциональный обмен, взаимное выражение поддержки и согласия (3) Самоорганизация в ходе компьютерно-опосредованной коммуникации и предиспозиция к действию (4) Поддержание солидарности и расширение круга солидаризирующихся при помощи специфических средств онлайн-дискурса (5) Этап солидарных действий онлайн/оффлайн (6) Угасание солидаризации или переход к другим формам взаимодействия.

5. Выстроенная на основе эмпирического анализа классификация позволяет выявить следующие типы акторов интернет-солидарности: а) инициаторы, активисты – акторы с высокой степенью включенности в дискуссии и выступающие инициаторами солидаризации; б) солидарные пользователи, включенные в процесс солидаризации, но, как правило, не участвующие в ресурсоемких акциях в онлайн- или оффлайн-пространстве; в) критики, несогласные – акторы, включенные в коммуникацию, но разделяющие солидарность частично (или выходящие за пределы символических кругов доверия).

6. Продуктами или последствиями солидарности являются различные виды деятельности, которые совершаются вследствие солидаризации или в знак солидарности. Продукты интернет-солидарности представляют собой спектр действий, часть которых совершается только в виртуальном пространстве (онлайн-действия), а часть - в пространстве реальном. К специфическим виртуальным продуктам интернет-солидарности относятся: участие в дискуссии, публикация новой информации, распространение информации, результаты онлайн-голосований, расширение круга солидарности путем вовлечения новых пользователей в коммуникацию. Продуктами интернет-солидарности в оффлайн пространстве являются различные коллективные действия: совместно подготовленные и проведенные акции, а также созданные материальные объекты (документы, визуальные объекты и т.д.).

Солидарность и нормативно-ценностный подход П.Сорокина

На рубеже 19 и 20 вв. как методологический ответ на потребность объяснения таких явлений как разнообразные коллективные действия или «общественные течения» появляются теории социальной психологии, указывающие на социальный автоматизм проявления солидарности. В 1902 году выходит книга Габриеля Тарда «Общественное мнение и толпа», центральным предметом которой стал механизм подражания как социально-психологической категории. Любой человек, по мнению Тарда, в какой-то момент утрачивает разум и начинает действовать как автомат. Подражание является основой сплочения, что сопоставимо с мыслью Дюркгейма о том, что основой механического типа социальной солидарности является именно сходство членов общества. Тард также подтверждает тезис о том, что солидарность – это основа социальных взаимоотношений, некие «узы», которые связывают незнакомых друг другу людей176.

Солидарность у последователя Тарда Гюстава Лебона – это не то же самое, что благотворительность. Благотворительность и милость, по Лебону, «отомрут» за ненужностью, так как на смену им приходит более сильная форма взаимопомощи – общественная солидарность.

Солидарность - это объединение ради общих интересов. Это не синоним равенства и братства. Причинами солидарности являются ослабление личной инициативы и воли, и переход к коллективному сознанию. «Ассоциация заменяет собой бессильный личный эгоизм могущественным общим эгоизмом, из которого каждый извлекает пользу. За неимением группировок, основанных на религиозной почве, на узах родства, на общности политических интересов и на других связях, влияние которых все

Солидарность – это ресурс борьбы «слабых» против «сильных»178. Условием существования солидарности между индивидами является однородность их интересов. Но существуют солидарности, основанные на противоположных интересах – при условии, что индивидам предоставляются взаимные выгоды. Например, акционерные общества. В этих обществах и рабочие, и хозяева разделяют прибыль и убытки. Лебон указывает на такую форму солидарности как весьма перспективную.

Другой тип солидарности, по Лебону, это краткосрочное или долгосрочное объединение людей ради достижения некой политической цели (реформы или защиты интересов группы). «Если здесь, — говорит Тэн об Англии, — кому-нибудь пришла хорошая мысль, он сообщает ее своим друзьям; многие из них находят ее хорошей. Все вместе доставляют необходимые средства, распространяют эту идею, привлекают к ней симпатии и подписки. Симпатии и подписки все прибывают, распространение в публике увеличивается. Снежный шар постепенно растет, стучится в дверь парламента, приотворяет, а потом и распахивает или вышибает ее. Вот механизм реформ, вот как самостоятельно устраивают свои дела, и нужно сказать, что всюду в Англии имеются комья снега, готовые обратиться в такие шары»179

Еще один тип солидарности – это синдикаты. Лебон определяет эти синдикаты как профессиональные объединения, появившиеся как результат развития современной Лебону промышленности. Благодаря синдикатам рабочие могут договариваться с хозяевами.

Солидарность, таким образом, используется человеком как средство защиты и охраны. Еще один пример подобных объединений ради общей цели – местные управления, занимающиеся решением проблем города.

Таким образом, Лебон понимает солидарность как объединение людей ради общих однородных интересов или нужд, происходящее из естественной, природной потребности.

Солидарность как коллективный эгоизм приходит на смену личностному эгоизму; коллективный эгоизм гораздо более эффективен в борьбе «слабых» против «сильных».

Идеи Тарда и Лебона также получили развитие в работах последователей российской субъективной школы. Например, П. Лавров называл изучение солидарности основной задачей социологии. Эта задача подразделяется на несколько частных вопросов, таких как: условия возникновения солидарности, формы солидарности и формы основанных на них обществ, основная форма солидарности для человечества, агенты появления солидарности и смены ее форм, механизм формы смены солидарности и конечная форма солидарности.

Определение солидарности, по Лаврову, звучит так: «Общественная солидарность есть сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным, что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей»180

По мнению Лаврова, солидарность зародилась задолго до появления человеческого общества и была присуща животному миру. Солидарность в человеческом обществе Лавров подразделяет на три формы: 1. Бессознательная солидарность 2. Солидарность общего аффективного настроения 3. Историческая, осознанная солидарность. Эти формы солидарности развиваются последовательно. Далее Лавров детализирует

Режим доступа: http://www.revkom.com/biblioteka/utopiya/lavrov/pismo3.htm формы солидарности вплоть до солидарных отношений на уровне семьи, а также указывает на существование солидарности универсального типа. Высшим типом солидарности Лавров считал историческую или осознанную солидарность. Агентами такого типа солидарности является интеллигенция. Факторами смены типов солидарности является, во-первых, потребность человека, а, во-вторых, влияние на личность социальной среды. Исторический прогресс Лавров понимал как взаимодействие развития сознания и потребности в солидарности. Субъективная психология привносит в аналитический аппарат исследователя солидарности обозначения мотивации к образованию солидарности: общие цели и интересы. Также в этом направлении объясняются аффективные аспекты формирования солидарности, психологические причины.

Методологическая рефлексия относительно возможностей изучения солидарности в интернете

Качественная методология выбрана нами в связи с тем, что она в большей степени удовлетворяет задачам диссертационного исследования, направленного, прежде всего, на понимание и описание нового явления, которое мы изучаем через проговариваемый опыт участников новых солидарностей. Как говорилось ранее, современная солидарность создается в процессе коммуникации.

В рамках количественного подхода уже проводились эмпирические замеры солидарности в сети интернет. Цели подобных проектов состояли в попытке описать границы новых групповых солидарностей, мотивы их мнение» проводился опрос, направленный на выяснение значимости распространения и потребления информации в российском сегменте сети интернет, который показал, что степень доверия пользователей интернета к публикуемой в сетевых источниках информации достаточно велика, и значимость виртуальной информационной поддержки оценивается высоко. Эти данные подтверждают уровень значимости доверия для пользователей интернета количественно245.

Но для более полного понимания процессов формирования солидарности в сетевых сообществах необходим еще и глубинный анализ характера коммуникативного взаимодействия через анализ первичного материала, созданного самими пользователями в ходе коммуникации, анализ естественной речи акторов, текстов – для того чтобы продемонстрировать процесс солидаризации in vivo, фокусируясь при этом на тонкостях и деталях, и наиболее полно представить характеристики новой формы солидарности. И.Ф. Девятко, рассуждая о современной схеме онлайн-методов, предлагает дихотомию «реактивный - нереактивный»246 – признак, выделяемый в зависимости от степени участия (или воздействия) исследователя/исследуемых в процессе создания данных. Так, нереактивные методы – это те методы, при использовании которых изучаемые не подозревают о своем участии в исследовании. В качестве примера такого нереактивного метода можно привести скрытое наблюдение, которое позволяет получить знание о чем либо без активного участия наблюдаемых, которые ведут себя максимально «естественным» образом. количественных методов мы не сможем сделать уверенных обобщений о количественных аспектах социальных феноменов, например, о границах солидарностей, выраженных в количестве пользователей, вовлеченных в данный тип солидарности. Но на наш взгляд, в данном случае такой тип исследования носит характер предварительного или пилотажного: построение опроса на тему солидаризации в интернете должно предварять качественное исследование, дающее представление об основных чертах новых солидарностей, которые затем станет возможно перевести в формат переменных для количественного исследования.

Качественный подход247 представляется в данном случае наиболее адекватным, поскольку солидарности как культурный феномен не могут быть изучены напрямую, путем прямых вопросов относительно «чувства солидарности», но относятся к сфере неявного, сущностного, «зашифрованного» знания и для их представления на уровне «видимого» необходима многоступенчатая расшифровка закодированных в тексте символов и словесных кодов.

Одним из качественных методов, успешно перенесенных и апробированных в условиях виртуального пространства, является онлайн-энография. Кристин Хайн провела исследование сообщества, в котором технологии играют, с одной стороны, роль способа производства текстов, с другой стороны – это канал, медиум, который воздействует на способ общения в сообществе248. Используя метод включенного наблюдения для изучения культуры научной лаборатории, связанной с цифровыми

Хаммерсли и Аткинсона. Например, в отличие от традиционной этнографии, где исследователь присутствует в сообществе физически, в виртуальной этнографии размывается граница между первичными (визуально наблюдаемыми) и вторичными (опосредованными) источниками информации249. Подводя итог, этнограф говорит о том, что, обращаясь к виртуальности, мы не перечеркиваем классический подход к аналитике этнографического материала, мы лишь добавляем в него нечто новое.

Социологи Миллер и Слэйтер применяют этнографический подход, исследуя виртуальные сообщества Тринидад и Тобаго. Цель их исследования состоит в том, чтобы не только указать на эффекты нового медиума коммуникации, но и описать стратегию пользователей в построении новых форм социального мира, используя при этом измерение четырех динамических индикаторов250. Главное отличие виртуальной реальности от привычного для этнографов поля исследования состоит в том, что интернет является «местом без места», то есть, в этом пространстве отсутствуют привычные физические границы.

Дискурс солидарности: дихотомия «Мы-Они»и способы создания солидарности

При этом, важно отметить, что основной тип аргумента против методов активистов основан на дихотомии «болтать/делать», то есть, от активиста-лидера ожидают действий или плана действий для солидарных с инициативной группой пользователей. - «представители заводов», «засланные казачки», «тролли» пользователи форума, которые (по мнению других пользователей) пытаются манипулировать дискуссией, критиковать участников солидарности, продвигая точку зрения оппонентов (руководства города, заводов), категорично осуждая саму борьбу против вредных производств: «Я не понимаю Вашего сарказма. Не хотите - не заходите на эту ветку - в чем проблема то? Вы случайно не на том заводике работаете?» «Интересно, вот сожгёте вы этот завод. А мусор куда девать? Раскидывать по окрестностям? Отвозить в Шатуру и закапывать в болото? Где-то месяц назад по телевидению была передача про мусорные свалки. Дескать как они портят экологию, вредят здоровью... И в противовес этим свалкам приводилась работа данного мусоросжинательного завода. Итог передачи - побольше бы таких заводов!»

Как правило, это недавно заведенные297 профили пользователей, не участвующие в других форумных дискуссиях, и не имеющие определенного авторитета среди участников дискуссии.

Регулярно на форуме публикуется и информация в виде официальных ответов из государственных структур (Департаменты, Мэрия и др.), которые оцениваются жителями по большей части критически, так как в этих ответах «одна вода», такие письма воспринимаются как «отписки», желание властей избавиться от надоедливых жителей, а содержание писем признается «лживым».

Отношение пользователей к представителям властей зачастую резко отрицательное, жители не доверяют главе управы, мэру (мэрам) города, главам департаментов, депутатам Мосгордумы. Власть представляется или в виде конкретных фигур, или обезличенно: «они».

Относительно даты высказывания

В ходе личного общения с представителями власти, активисты ссылаются на желание властей решать проблемы жителей совместно. Но пользователи относятся к этому со скепсисом, возводя определенные границы своей солидарности («это наш район», «нам здесь жить») и не принимают представителей власти в число «своих», держась по отношению к ним довольно отстраненно. Как было сказано выше, первичное «мы», или первичная группа «своих» образовывается из числа пользователей, которые обсуждают на форуме возникшую проблему, но постепенно эта группа расширяется. Среди тех, с кем сообщество готово солидаризироваться и вместе с кем готово воспроизводить солидарные действия, есть и виртуальная, воображаемая группа «жителей района», в том числе и тех, кто не обладает достаточными знаниями об экологических проблемах. Пользователи часто говорят о том, что границы солидарности нужно расширять с привлечением людей, не имеющих доступа к форуму: путем личного оповещения соседей, митингов, распространения листовок. «Не все есть на форуме», «не все читают форум», «большинство не в курсе». Таким образом, пользователи пытаются включить в число «своих» и тех, кто не имеет доступа к основному пространству солидаризации. предлагают вывести завод «на Рублевку», то есть, в престижный район Москвы, подчеркивая таким образом свое представление о жизни в столице: экологические риски касаются жителей с определенным, относительно невысоким уровнем дохода, в то время как общность «богатых», «обеспеченных» этим рискам не подвергается. Пожалуй, нельзя категорично сказать о том, что солидарность пользователей форума – это исключительно негативная солидарность, «дружба против». Критические обсуждения фигур власти, а также официальных лиц, связанных с вредными производствами происходят опосредованно, так как эти лица создают для сообщества жителей определенные риски. Скорее

Пользователи отмечают, что для совершения какого-либо действия необходимо прийти к согласию. Конфликты недопонимания разрушают солидарность, затормаживают процесс перехода от дискуссии к действию, поэтому активисты и пользователи стремятся к выражению мнений таким образом, чтобы оно было достаточно аргументировано и принято остальными пользователями. Коллективное обсуждение принятия решений происходит в основном в публичной сфере для того чтобы дискуссия соответствовала критериям открытости и честности, и проходила в атмосфере согласия.

В высказываниях содержатся и прямые упоминания необходимости единения и сплоченности. Без объединения, выступления «единым фронтом» невозможно совершить действие, невозможны достижение результата и «победа». «Как на счет того чтоб сходить вместе в один из вечеров в сторону гари и узнать по подробнее откуда вонь?»

Пользователи, имеющие больший опыт, передают его в форме коллективного знания новым участникам дискуссии, которые желают действовать, но не имеют представления о том, как это нужно делать:

Нужно звонить в Департамент природопользования как минимум, а не строчить в форуме. Я звоню постоянно, но меня принимают за сумашедшего, так как звонков больше 130 не поступает из района. Не стесняйтесь - звоните. Говорите точное время вонючки. Требуйте проведение замеров именно в вечерее и ночное время. По факту выезжает бригада на замер.» Пользователи признают значимость не одиночных стратегий, но коллективных; «нужна массовость»: «Я думаю что просто надо ЗАДОЛБАТЬ подобные инстанции запросами. Вода камень точит» «Если будут звонить 2-3 человека, примут за сумашедших. А если весь район звонить начнет, то может быть и задумаются»

Так пользователи предъявляют свое стремление к солидаризации, к желанию объединиться со «своими» сначала в виртуальном пространстве, а затем в пространстве оффлайн. Нужно отметить, что, несмотря на фактическое индивидуальное воспроизведение активистами некоторых действий (н.п. ознакомление с производствами, контакты с властью и т.д.), затем в упоминаниях на форуме указывается коллективный источник этого действия.

В период обсуждения в ходе интернет-коммуникации участники высказывают готовность к действию («Надо уже делать что-то»,, а так же определяют границы этого действия и условия, при которых действие может быть выполнено: «Готов финансировать исследования. Готов подписать письмо. Ищу выходы на Гринпис...», «Готов содействовать выносу темы в СМИ»

Похожие диссертации на Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения