Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Студенческое творчество в системе организационной культуры современного вуза Гарабажий, Виктор Александрович

Студенческое творчество в системе организационной культуры современного вуза
<
Студенческое творчество в системе организационной культуры современного вуза Студенческое творчество в системе организационной культуры современного вуза Студенческое творчество в системе организационной культуры современного вуза Студенческое творчество в системе организационной культуры современного вуза Студенческое творчество в системе организационной культуры современного вуза
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гарабажий, Виктор Александрович. Студенческое творчество в системе организационной культуры современного вуза : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Гарабажий Виктор Александрович; [Место защиты: Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т].- Тюмень, 2011.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-22/133

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный рынок труда предъявляет новые требования к подготовке будущих специалистов. Подвижная конъюнктура рынка диктует системе высшего профессионального образования все более сложные задачи. В настоящее время не достаточно, чтобы выпускник вуза свободно ориентировался в теоретических вопросах, касающихся будущей профессиональной деятельности, и владел определенным кругом практических навыков. Молодой специалист должен уметь быстро адаптироваться к новациям в области техники, технологии, ускорению информационного обмена, характеризующим современное производство. Это, в свою очередь, требует развития его творческих способностей, умения креативно мыслить, а также реализовывать свои творческие идеи в жизнь.

Подготовка специалистов, отвечающих потребностям современного работодателя, требует переориентации системы высшего образования с традиционной методики обучения, основанной на передаче готовых профессиональных знаний, умений и навыков, на методы, способствующие развитию творческого потенциала студентов.

В связи с этим одной из основных социальных задач системы высшего образования является формирование творчески активной личности студента и приоритетную роль в этом процессе играет организационная культура вуза.

Актуальность обозначенной проблемы обусловлена совокупностью следующих факторов:

Во-первых, в результате участия России в Болонском процессе и преобразований в законодательстве об образовании, высшее профессиональное образование переходит на уровневую систему и новые образовательные стандарты третьего поколения. Среди основных принципов федеральных государственных образовательных стандартов обозначены такие как: ориентация образовательного процесса на результат в виде общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; интеграция образовательного и воспитательного процесса в целях развития личности; ориентация на социальный заказ; инновационный характер образования и образовательных технологий, что, несомненно, приведет к преобразованиям в организационной культуре вузов.

Во-вторых, большинство современных вузов не уделяют должного внимания развитию организационной культуры, считая это направление, в отличие от учебной деятельности, второстепенным. В тоже время организационная культура вуза влияет не только на успеваемость студентов, но и на их творческую активность и способствует ускорению процессов их социальной адаптации на современном рынке труда.

В-третьих, студенческое творчество, реализуемое в системе организационной культуры вуза, оказывает влияние на имидж и конкурентоспособность образовательного учреждения.

В-четвертых, взаимозависимость и взаимообусловленность организационной культуры вуза и творческой активности студентов до сих пор остаются не изученными, что делает тему диссертационного исследования особенно актуальной.

Степень научной разработанности темы исследования сложно оценить однозначно. С одной стороны, феномен организационной культуры неоднократно становился объектом серьезных научных исследований. Так, первый научный интерес к организационной культуре возник в 30-х тт. XX в., после Хоторнских экспериментов (1927-1932 гг.). Данные исследования получили особую актуальность в конце 70-х - начале 80-х гг. прошлого столетия. В настоящее время организационно-культурный подход является одним из ведущих направлений исследований отечественных и зарубежных ученых. Среди наиболее известных работ, оказавших влияние на формирование научной позиции диссертанта, следует назвать труды таких авторов, как М. Вебер, К. Левин, Б.З. Мильнер, Дж. Ньюстром, Т. Парсонс и др.1

Вопросы развития творческого потенциала в высших учебных заведениях рассматриваются с позиций смежных наук: философии, педагогики, психологии. Так, исследование природы творчества как философской категории предложено в работах Н.А. Бердяева, К.Н.Вентцеля, И. Канта, А. Маслоу, ЯЛ. Пономарева, К.Роджерса, Н. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга и других ученых.2

Социально-психологическим проблемам развития творческого потенциала личности посвятили свои работы Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук и др.3 Особенностям научного творчества посвящены исследования С.Г. Батищева, А.Н. Лука и др.4

1 Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.И Левина и др. - М., 1990. - 144 с; Левин К.
Разрешение социальных конфликтов: Пер. с англ. - СПб., 2000. - 412 е.; Мильнер Б.З. Теория организации - М.,
2002. - 254 е.; Ньюстром Д.В., Девис К. Организационное поведение: Пер. с англ. - СПб., 2000. - 401 е.; Парсонс Т.
О структуре социального действия. - М.: Академ, проект, 2002. - 879 с.

2 Бердяев H.A Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607 с; Вентцель К.Н. Этика и
педагогика творческой личности: В 2 т. - М., 1911.-1912. - 388 с; Guilford J.P., Measurement of Creativity. - In:
Exploration in Creativity. -N.Y., 1967. - P. 281-287; Кант И. Сочинение в 6 т. - M, 1964. - Т.2. - 311 с; Маслоу А
Психология бытия: Пер. с англ. - М.: Рефл-бук, 1997. - С. 342 с; Пономарев Я.А Психология творчества и
педагогика - М: Наука, 1976.-280 с; Роджерс К. К теории творчества. Взгляд на психотерапию. Становление
человека: Пер. с англ. /Под общ. ред. Е.И. Исешшой. - М: Изд.группа «Прогресс» - 1994. - 472 с; Роджерс Н.
Творчество - как усиление себя //Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С.164 -168; Рубинштейн С. Л Принципы
творческой самодеятельности //Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 101-109; Фихте ИХ. Избранные сочинения. -
М., 1916. - Т. 1. - 521 с; Шеллинг Ф. Сочинения в 2 т. - Т. 1. - М., 1987. - 637 с.

3 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М: Наука, 1977. - 346 е.; Андреев В.И
Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань: Изд-во
Казан, ун-та, 1988. - 387 с; Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества, - Ростов:
Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 176 с; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М: Политиздат, 1975. -
376 с; Проблемы научного творчества /Под ред. А.Н. Лука. - М, 1983. - 234 с.

4 Батищев BX. Диалектика творчества. - М, 1984. - 430 с; Проблемы научного творчества /Под ред. АН.
Лука.-М, 1983.-234 с.

Мотивацию личности к творчеству исследовали Л.И. Божович, В.И. Ковалев, П.М. Якобсон и др.5 Методы формирования творческих способностей проанализированы В.И. Андреевым, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, А.Н. Луком и др.6

Педагогические аспекты развития творческого потенциала личности раскрываются в исследованиях Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрика, Р.Х. Шакурова и др.7

Несмотря на обилие научной литературы, посвященной различным аспектам развития творческого потенциала и творческой активности личности, работ, посвященных социологическим аспектам развития творчества студентов в системе организационной культуры высшего учебного заведения, практически не создано.

Цель диссертационной работы - разработка модели совершенствования организационной культуры вуза, способствующей развитию творческого потенциала и творческой активности студентов.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить основные категории исследования: «творчество»,
«студенческое творчество», «творческая активность студента» и «творческий
потенциал студента».

2. Определить взаимозависимость и взаимообусловленность
организационной культуры вуза и творческой активности студентов.

3. Разработать критерии оценки уровня развития студенческого
творчества в вузе.

  1. Выявить уровень творческой активности студентов тюменских вузов и проблемы развития студенческого творчества в системе организационной культуры современного вуза.

  2. Обосновать роль преподавателя в развитии творческого потенциала и творческой активности студентов.

  3. Разработать модель совершенствования организационной культуры высшего учебного заведения, способствующей развитию творческого потенциала студентов.

Объектом диссертационного исследования является организационная культура высшего учебного заведения.

Божович ЛИ Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М: Изд-во институт практ. психологии. - Воронеж, 1995. -352 с; Ковалев В.И Мотивы поведения и деятельности. - М: Наука, 1988. -191 с; Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М: Просвещение, 1969. -316 с.

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - 387 с; Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. - М: Политиздат, 1975. - 399 с; Ермолаева-Томина ЛБ. Опыт экспериментального изучения творческих способностей //Вопросы психологии. - 1977. - №4. - С. 74-84.; Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей //Вопросы психологии. - 1975. - №5. - С. 166-176.; Проблемы научного творчества/Подред. A.H. Лука. -М, 1983. - 234 с.;Ниренберг Д.И Искусство творческого мышления. -Минск, 1996. - 240 с.

7 Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя //Советская педагогика. - 1987. - № 2. - С. 3-8; Загвязинский В.И Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. -159 с; Кан-Калик В.А Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с; Мудрик А.В. Учитель", мастерство и вдохновение. - М: Просвещение, 1986. - 160 с; Панина Т.С. Развитие творчества учителя в системе повышения квалификации: Монография. - Кемерово, 1999. - 250 с; Шакуров Р. X. Творческий рост педагога. - М: Знание, 2005. -80 с.

Предмет исследования - студенческое творчество в системе организационной культуры вуза.

Методологическая основа исследования. В диссертационной работе в
качестве базового аналитического инструментария используются
методологические принципы и апробированные методы исследования:
социологии, социальной философии, социальной психологии, педагогики,
психологии и других областей гуманитарного знания. Прежде всего, это -
социокультурный, диалектический, структурно-функциональный,

институциональный и конкретно-исторический подходы к осмыслению проблем развития творчества студентов в системе организационной культуры современного вуза.

Эмпирическую базу исследования составили данные Тюменского областного управления статистики по городам Тюменской области (без автономных округов) по социально-экономическому и социально-демографическому развитию (2001-2008 гг.); статистическая годовая отчетность вузов г. Тюмени за исследуемый период; анализ материалов периодических изданий по изучаемой проблеме; результаты авторских социологических исследований.

Основные этапы исследований:

На первом этапе исследования (2007 г.) проводился опрос студентов Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ), Тюменского государственного университета (ТюмГУ), Тюменского государственного архитектурно-строительного университета (ТюмГАСУ) для выявления уровня их творческой активности и проблем развития студенческого творчества в вузах; оценки влияния организационной культуры вуза на развитие творческого потенциала и творческой активности студентов.

На втором этапе (2007 г.) исследовались ценностные ориентации студентов тюменских вузов, а также доминирующие мотивы, лежащие в основе учебной, профессиональной и творческой деятельности.

На третьем этапе (2008 г.) изучались мнения преподавателей и представителей администрации тюменских вузов о степени влияния организационной культуры вузов на творческую активность и творческий потенциал студентов, а также выявлялись основные проблемы, препятствующие развитию творческого потенциала и творческой активности студентов и пути их решения.

На четвертом этапе (2008 г.) проводился опрос выпускников тюменских вузов с целью выявления степени влияния творческой активности в студенческие годы на их социальную послевузовскую адаптацию и профессиональную карьеру.

Научная новизна работы заключена в следующем:

1. Проведено теоретическое уточнение терминов «творчество», «студенческое творчество», «творческая активность студента» и «творческий потенциал студента».

2. Показана взаимосвязь и взаимообусловленность организационной
культуры вуза и творческой активности студентов, а также значимость
последней в формировании и укреплении имиджа вуза.

3. Определены критерии оценки уровня развития студенческого
творчества в вузе.

  1. В ходе социологических исследований выявлен уровень творческой активности студентов тюменских вузов и предложена авторская классификация социальных типов студентов, различающихся по уровню творческой активности, а также обозначены основные проблемы развития студенческого творчества в системе организационной культуры современного вуза.

  2. Обоснована роль преподавателя в развитии творческого потенциала и творческой активности студентов.

  3. Разработана модель совершенствования организационной культуры высшего учебного заведения, способствующая развитию творческого потенциала и творческой активности студентов, а также механизмы ее реализации.

Основные положения диссертационного исследовании, выносимые на защиту:

1. Под творческим потенциалом студента диссертант понимает
интегративное качество личности, отражающее меру возможностей
реализации ее творческих сил в процессе взаимодействия с субъектами
организационной деятельности вуза в рамках организационной культуры
образовательного учреждения.

Творческая активность студента - деятельность, направленная на оптимальное раскрытие творческого потенциала, с целью воспитания и развития социально значимых качеств творческой личности.

2. Творческая активность студентов формируется под влиянием
организационной культуры вуза. К элементам организационной культуры
вуза, оказывающим наибольшее влияние на развитие творческого потенциала
и творческой активности студентов, относятся: система норм и ценностей;
миссия, стратегия, традиции; морально-психологический климат;
образовательный процесс, воспитательная и внеучебная работа.

В свою очередь, творческая активность студентов, способствуя формированию и развитию личностных качеств, навыков и умений студентов, существенным образом сказывается на уровне профессионализма выпускников, их социальной и профессиональной адаптации, и, в конечном итоге, имидже вуза.

3. Для оценки уровня развития студенческого творчества в вузе
диссертант предлагает количественные и качественные критерии. К
качественным критфиям относятся: личностный и профессиональный рост
студентов; показатели творческой активности студентов; креативный
характф субъектной позиции студентов в различных видах деятельности в
вузе; профессиональный уровень работы студенческих кружков, секций,
клубов и т.д.; конкурентоспособность и востребованность выпускников;

рейтинг вуза по результатам участия в региональных, российских и иных творческих конкурсах; имидж (рейтинг) вуза; к количественным - число студенческих инициатив; количество студентов, занятых научно-исследовательской, художественно-творческой, спортивной деятельностью в вузе и вне его; количество студентов, участвующих в деятельности органов студенческого самоуправления; количество студентов, входящих в студенческие учебно- и научно- исследовательские группы при кафедрах университет; развитая сеть студенческих кружков, секций, клубов и т.п.

4. По уровню творческой активности студенты делятся на три
социальных типа: студенты с высоким уровнем творческой активности;
студенты со средним уровнем творческой активности; студенты с низким
уровнем творческой активности. Каждая группа имеет свои социальные
характеристики.

  1. Преподаватель вуза оказывает существенное влияние на развитие творческого потенциала и творческой активности студентов посредством творческого подхода к образовательной и воспитательной деятельности с использованием инновационных и традиционных образовательных технологий.

  2. Предложена авторская модель совершенствования организационной культуры вуза, способствующей развитию творческого потенциала и творческой активности студентов, предполагающая: - анализ организационной культуры вуза с целью выявления проблем, препятствующих развитию творческого потенциала и творческой активности студентов; - преобразования в организационной культуре вуза; - механизмы реализации модели; - критерии оценки элементов организационной культуры, оказывающих влияние на развитие творческого потенциала и творческой активности студентов.

Практическая и теоретическая значимость работы.

Материалы диссертационного исследования могут применяться руководством вузов при совершенствовании организационных культур образовательных учреждений, что будет способствовать развитию творческого потенциала и творческой активности студентов.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы при подготовке лекционных учебных курсов, семинарских занятий, факультативов и т.п. по дисциплинам социологии, социального менеджмента, педагогики и психологии.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику.

Процесс и результаты исследования обсуждались на методических семинарах кафедры социального менеджмента в ТюмГНГУ, а также областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» (Тюмень, 2003 г.), научно-практической конференции преподавателей, молодых ученых, аспирантов ТюмГАСУ (Тюмень, 2008 г.), международной научно-практической конференции «Методы и модели современного социального менеджмента» (Тюмень, 2009 г.), международной научно-практической

конференции «Проблемы формирования единого экономического пространства и социального развития в странах СНГ» (Тюмень, 2010 г.).

Структура диссертационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы, включающего 201 наименование источников и 9 приложений.

Похожие диссертации на Студенческое творчество в системе организационной культуры современного вуза