Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования) Боброва Ольга Владимировна

Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования)
<
Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования) Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования) Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования) Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования) Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования) Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования) Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования) Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования) Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Боброва Ольга Владимировна. Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Екатеринбург, 2003 179 c. РГБ ОД, 61:04-22/11-9

Содержание к диссертации

Введение

1. Религиозное образование как предмет социологического анализа 15

1.1 Социологический анализ религиозного образования: содержание и специфика 15

1.2 Институциональные аспекты изучения религиозного образования 46

2. Современное религиозное образование: российская практика и перспективы развития 73

2.1 Тенденции развития религиозного образования в современной России: социологический анализ 73

2.2 Отношение студентов религиозных и светских учебных заведений к религиозному образованию: опыт социологического исследования 115

Заключение 155

Литература 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религиозной жизни, что нашло выражение в росте уровня религиозности граждан, формировании новых общин и приходов как в традиционных для России конфессиях, прежде всего - православии, так и в значительном увеличении численности объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений. На фоне стабилизации в последние годы количества верующих имеет место некоторое возрастание доли «воцерковленных». Это обусловлено тем, что только в конце XX в. у российских граждан появилась реальная возможность реализовать свободу мировоззренческого выбора.

Важной тенденцией современного общества является ослабление регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни. В то же время в российском обществе мы наблюдаем своего рода «контртенденцию» - некоторое «возвращение» религии, в особенности православия, в светскую жизнь людей. В несколько раз увеличилось количество приходов и монастырей Русской Православной Церкви. Активизировалась деятельность Священного синода, на соборах обсуждаются самые актуальные проблемы взаимодействия общества, государства и церкви. Например, на последнем Архиерейском соборе, состоявшемся 13-16 августа 2000 года, были приняты Основы социальной концепции Русской Православной церкви.

Распространение влияния церкви на отдельные стороны жизни российского общества обусловило изменение её управленческой структуры, появление синодальных отделов, посредством которых осуществляется взаимодействие церкви и общества. Созданы отделы церковной благотворительности и социального служения, миссионерский отдел, отдел религиозного образования и катехизации, ведающий вопросами религиозного просвещения и образования мирян.

Для России конца XX в. в целом характерен значительный рост масштабов религиозного образования, проникновение представителей как традиционных конфессий, так и новых религиозных движений в светские учебные заведения. В силу этого актуальным становится выявление значимости этого вида образования не только для самих религиозных конфессий, но и его влияния на различные стороны социальной жизни. Значительно возросли масштабы православного образования. Если ещё в 70-80-е гг. насчитывались единицы религиозных школ, то сегодня их уже сотни - от начального звена до учреждений профессионального образования. Однако регулирование процесса восстановления религиозного образования только в последние два - три года берется под контроль как со стороны Церкви, так и государства (через лицензирование и аккредитацию). Возросший интерес населения к религии, увеличение количества верующих и числа приходов обострили потребность в расширении религиозного профессионального образования, подготовке большего числа священнослужителей. Дефицит последних привел к тому, что нередко в священный сан рукополагали наспех подготовленных людей, что не могло не сказаться отрицательно на их пастырской деятельности.

Решение проблем, возникающих в сфере религиозного образования, возможно при условии, во-первых, его функционирования на основе действующего законодательства, во-вторых, теоретического и эмпирического исследования происходящих в нем процессов. В настоящее время наиболее успешно, по сравнению с другими конфессиями, формируется система религиозного образования в Русской Православной Церкви, самой многочисленной в России, что определяет выбор нами этой конфессии для изучения на ее материале проблем современного религиозного образования.

Вместе с тем проблемы возрождения и развития религиозного образования в России с научных позиций, в частности, с точки зрения социологии, практически не изучались, хотя необходимость в этом давно назрела в связи с тем, что сегодня в религиозном образовании происходят процессы, затрагивающие интересы как представителей различных конфессий,

так неверующих и атеистов. В частности, следует назвать введение подготовки в государственных униврситетах по специальности «Теология», недавнее предложение Министерства образования РФ о введении в светских учебных заведениях предмета «Основы православной культуры», что вызвало неоднозначную реакцию общественности и породило ожесточенные дискуссии. Данная ситуация выступает одной из сторон проблемы государственного регулирования религиозного образования, а также его взаимодействия со светским.

Построение основ социологической концепции изучения религиозного образования в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку данная концепция не только позволит рассмотреть состояние религиозного образования в современной России, но и предоставит возможность определить его статус и значение для нашего общества, а также в какой-то мере дать прогноз тенденций его изменения в дальнейшем. Теоретический социологический анализ религиозного образования и проведение эмпирических исследований в этой области могут послужить базой для проведения мониторинга трансформации религиозного образования, формирования модели государственно-церковных отношений в данной сфере, содействовать установлению толерантности во взаимодействии государства и различных церквей, носителей различных мировоззрений в сфере образования.

Сегодня появилась настоятельная потребность в эффективном регулировании развития религиозного образования, суть которого заключается в предвидении возможностей развития того или иного явления и принятии мер для недопущения возникновения негативных для общества последствий. До настоящего времени возрождение и развитие религиозного образования существенно опережало принятие управленческих решений в обозначенной области социальной реальности. Информация, полученная в результате социологического исследования состояния религиозного образования и отношения к нему различных слоев населения, может оказать содействие устранению управленческого лага в решении проблем регулирования

6 процессов, происходящих как в самом религиозном образовании, так и во взаимодействии светского и религиозного образования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ современного православного религиозного образования в России, рассмотрение тенденций его развития, специфических особенностей и институтов, регулирующих религиозно-образовательную деятельность, не являлись предметом специального теоретического и эмпирического изучения отечественных исследователей. Недостаточная разработанность данной проблемы обусловлена, во-первых, спецификой самого объекта изучения, исследовательский доступ к которому весьма ограничен в силу его определенной закрытости, во-вторых, незначительным вниманием социологов и представителей других общественных наук к проблеме возрождения религиозного образования, ставшей актуальной лишь в последнее время, в-третьих, непроработанностью теоретико-методологических и эмпирических основ, необходимых для изучения данной проблематики. Социология и другие гуманитарные отрасли знания создают теоретико-методологические основания для изучения религиозного образования, само же оно анализируется ими в контексте решения иных исследовательских задач.

Одними из первых к изучению религиозного образования обратились исследователи, занимающиеся вопросами формирования современной концепции государственно-церковных отношений, в том числе и в сфере образования, и практики, осуществляющие реальное управление данными процессами. Рассмотрению проблем религиозного образования посвящают свои работы религиозные деятели, теологи. Определенным научным вкладом в изучении феномена религиозного образования являются идеи, разработанные в рамках философии образования, педагогики и психологии.

Социологическая наука также начинает в последние годы обращаться к вопросам религиозного образования, но пока не как к самостоятельной проблеме, а в контексте изучения отношения разных групп населения к

религии, оценок её значимости для современного общества, перспектив существования с позиции социологии образования и социологии религии.

Анализ образования в социологии значим для нас постольку, поскольку
религиозное образование выступает как один из типов образования.
Исследованию образования в отечественной и зарубежной социологии
посвятили свои работы Л.А. Беляева, Л.Г. Борисова, Р. Будон, П. Бурдье,
Ю.Р. Вишневский, СИ. Григорьев, В.А. Дмитриенко, А.Жирар, Г.

Е. Зборовский, В. Исамбер-Жамогти, Л.Н. Коган, Л.Ф. Колесников, Г.Б.

Кораблева, В.Т. Лисовский, Н.А. Люрья, В.Я Нечаев, A.M. Осипов, Л.Я

Рубина, Г.Н. Сериков, В.С Собкин, Л. Танги, В.Н. Турченко, А. Турэн, Ф.Р. Филиппов, Е. А . Шуклина и др.

Взаимодействие религии и общества, с которым тесно связаны проблемы
религиозного образования, рассматривается в трудах Л.А.

Андреевой, Р. Белла, А.С. Ваторопина, М. Вебера, Д. Дьюи, Э.

Дюркгейма, А.Г. Здравомыслова, Н.Б. Костиной, И.А. Куницина, Л. Леви-
Брюля, К. Маркса, К. Манхейма, СВ. Медведко, Р. Мертона,

Н.Д. Никандрова, Е.Д. Руткевич, М. Г. Писманика, П. Сорокина, Н.

Смелзера, В.А. Сухомлинского, 3. Фрейда, Дж. Фрезера, В. Шадрикова, Л.С. Элбакян, И.Н. Яблокова и др.

К непосредственному изучению некоторых аспектов религиозного образования в настоящее время обращаются религиоведы и правоведы: В.И. Гараджа, Ю. П. Зуев, А.В. Колодин, М.Н. Костикова, Т.А. Кудрина, И.А. Куницин, Л.Н. Митрохин, Ф.Г. Овсиенко, Н.А. Трофимчук и др. Отдельные аспекты религиозного образования находились в поле зрения классиков мировой социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Манхейма.

Институциональные аспекты религии с позиций структурно-
функционального анализа
рассматривали известные социологи Р. Белла, М.
Вебер, Ж. Дюмезиль, Э. Дюркгейм, Дж. Йингер, О. Конт, Г. Ладберг, К.

Леви-Стросс, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Г. Спенсер, Д.

Хоманс, Э. Эванс-Причард.

Сравнительный метод в изучении религиозных институтов
использовался М. Вебером (сравнение «идеальных типов» институтов
протестантизма и католицизма), Э. Дюркгеймом (поливариантный анализ
устойчивости религиозных моральных норм). К этой традиции можно отнести
и таких исследователей как А. Гоулднер, Дж. Ленски, В.Н.

Нечипуренко, И.Н. Полонская, СИ. Самыгин, Э. Трёльч, Б. Уилсон.

Определение сущности институтов религиозного образования
подразумевает необходимость рассмотрения различных точек зрения на
понимание социальных институтов в целом, что отражено в работах: Н.

Аберкромби, М.И. Бобневой, П. Бергера, Л. Болтянски, Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта, У. Гамильтона, Дж. Коммонса, Н.Б. Костиной, А.И Кравченко, И.И.Леймана, Т. Лукмана, О. Норта, М. Олсона, Э. Тайклоту, СБ. Тернера, О. Уильямсона, СС Фролова, С. Хилла, Дж. Ходжсона и др.

Рассмотрение проблем религиозного образования с православных позиций нашло свое отражение в работах иеромонаха Иллариона (Алфеева), о. Артемия Владимирова, о. Сергия Булгакова, о. Владимира Воробьева, А.Л. Дворкина, о. Андрея Кураєва, Н.В. Маслова, А.И. Осипова, Е.Ф. Сосунцова, Л.В. Суровой, О.В. Смирновой, о. Петра Смирнова, Игумена Иоанна (Экономцева), Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, архиепископа Верейского Евгения, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и др.

Объектом исследования выступает религиозное образование в современной России.

Предметом исследования являются социологические аспекты религиозного образования в современной России: его состояние, тенденции, отражение в общественном сознании.

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в социологическом изучении современного религиозного образования в России

(на материале православного образования), его взаимосвязи со светским образованием. Достижение цели требует решения следующих задач:

обоснования специфики социологического подхода к религиозному образованию;

осуществления понятийного анализа религиозного образования, выработки его социологического определения;

выявления отличительных особенностей религиозного образования по сравнению со светским;

определения соотношения религиозного просвещения и образования с религиоведческим просвещением и образованием;

проведения анализа функций религиозного образования;

рассмотрения институциональных аспектов религиозного образования;

выявления актуальных тенденций развития религиозного образования в современной России;

изучения особенностей взаимосвязи религиозного и светского образования в современной России;

проведения анализа общественного мнения по проблемам современного религиозного образования.

Методологическими основаниями социологического исследования религиозного образования послужили педагогический, философский, психологический подходы к изучению образования.

Теоретико-методологической основой для социологического рассмотрения религиозного образования выступают деятельностный и системный подходы, с позиции которых оно рассматривается как определенная образовательная система и как деятельность включенных в нее субъектов. Среди классиков социологии при исследовании религии на деятельностный подход опирались М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, К. Манхейм, а также

социологи современного этапа А. Басе, Р. Белла, П. Бергер, И. Йингер,Т. Лукман, Т. Парсонс др. В этом контексте для нас важное значение имеют работы, в которых разрабатываются системный и деятельностный подходы к изучению общества. Эти работы относятся к таким направлениям как структурный функционализм, теория систем (системный подход), теория социального действия, символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология (деятельностный подход).

Важное значение для изучения религиозного образования имеют функциональный и институциональный подходы в связи с тем, что религиозное образование выполняет специфические функции, а религиозно-образовательная деятельность обладает высокой степенью институционализации.

Среди теоретических методов для нашего исследования особенно важен сравнительный, который позволил рассмотреть соотношение религиозного образования, религиозного просвещения, религиоведческого образования, религиоведческого просвещения, выявить тенденции трансформации религиозного образования в России в настоящее время.

В эмпирической части исследования использовались методы глубинного
интервью, экспертного опроса, анкетирования и анализа документов. В 2000
году нами было проведено исследование в Екатеринбургской духовной
семинарии, в 2001-2002 гг. в вузах г. Екатеринбурга (были

опрошены студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета и Уральской академии государственной службы). Также был опрошен ряд православных священнослужителей.

Особое внимание в работе уделялось принципу объективности, который предполагает, что исследовательские задачи должны решаться независимо от личных мировоззренческих и ценностных ориентации ученого.

Научная новизна исследования заключается в обращении к актуальному и практически не исследованному в рамках социологии феномену социальной

11 реальности современной России - религиозному образованию. Основные результаты исследования, определяющие его научную значимость и выносимые на защиту, заключаются в следующем.

1. Обосновывается необходимость разработки концепции религиозного
образования в рамках социологического подхода.

  1. Осуществляется понятийный анализ религиозного образования в контексте социологического изучения. Религиозное образование определяется как деятельность по трансляции специфического вида знания, ценностей, образа жизни и мироощущения, осуществляемого профессионально подготовленными людьми в отношении учащихся.

  2. Выявляется специфика религиозного образования через его основные отличия от светского, которая проявляется: в содержании транслируемого знания, отражающего сферу религиозного опыта человека; в результате образовательной деятельности, выражающемся в воспроизводстве особого типа личности (верующей) и общности (религиозной); в качественных характеристиках религиозного образования (консервативности, стабильности, низком уровне динамики и инновационности, символичности, наличии иррационального компонента; в характере соотношения элементов образования и воспитания в учебном процессе, реализуемом с явным доминированием последнего.

4. Предлагается трактовка соотношения религиозного образования и
просвещения, доказывается, что первое реализуется в рамках формального
образования, второе - неформального, т.е. осуществляется в процессе
социализации человека через институты культуры, СМИ, воспитания, семьи и
др. Показывается, что религиозное образование и просвещение взаимно
дополняют друг друга.

5. На основе определения сущности религиозного образования выявляются
следующие его функции: воспроизводства религиозных общностей и

сохранения их «чистоты», обеспечения устойчивости социальных отношений в обществе, социальных связей и внутригрупповой сплоченности; упорядочивания и сведения деятельности религиозных общностей к предсказуемым образцам социальных ролей, социализации, социальной мобильности; воспроизводство и развитие духовной культуры общества.

6. Рассматривается соотношение религиозного и религиоведческого
образования. Выявляются принципиальные различия между ними в целях,
содержании образования, субъектах его реализации. Обосновывается, что в
условиях становления религиозного образования возрастает значимость
дальнейшего развития религиоведчесгкого образования как фактора
формирования мировоззренческой, религиозной, национальной толерантности.

7. В рамках институционального подхода к анализу религиозного образования
выявляются виды его нормативного регулирования, которое осуществляется
посредством внешних и внутренних, формальных и неформальных, всеобщих и
частных нормативных систем.

  1. Доказывается, что внутренние нормативные регуляторы религиозного образования характеризуются отсутствием принципиальных противоречий, которые являются основой стабильности его функционирования; устанавливается наличие несоответствия между внешними нормами, регулирующими религиозное образование, определяющими связь между религиозным образованием и другими социальными институтами, религиозным и светским образованием. Внешние формы нормативной регуляции не вполне соответствуют современным реалиям и будут претерпевать дальнейшие изменения в процессе развития государственно-церковных отношений.

  2. Обосновывается существование трех основных тенденций трансформации религиозного образования в России: взаимодействия светского и религиозного образования, формирования новых государственно-церковных отношений в

сфере религиозного образования, появления инновационных процессов в религиозном образовании.

10. Приводятся основные результаты собственного социологического исследования общественного мнения по вопросам религиозного образования.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработка
основ социологической концепции религиозного образования дает

возможность в перспективе создать его развернутую целостную концепцию, которая может быть использована в качестве основания для проведения дальнейшего теоретического и эмпирического исследования выявленных тенденций трансформации религиозного образования. Для своевременного анализа процессов, происходящих в сфере религиозного образования в России, необходимо осуществлять его мониторинг, методические основы которого заложены в эмпирическом исследовании. Валидная социологическая информация, получаемая в результате проведения мониторинга общественного мнения о религиозном образовании, может быть использована субъектами управления при совершенствовании государственно-церковных отношений в этой области.

Материалы данной работы могут быть использованы в учебных курсах «Социология» «Социология религии», «История религий», «Религиоведение» и др., а также способствовать принятию оптимальных управленческих решений по вопросам регулирования взаимодействия социальных общностей в сфере светского и религиозного образования.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в 12 публикациях общим объемом 3,3 п.л., в выступлениях на 14 международных, всероссийских и региональных конференциях. Результаты исследования были включены в доклад Департамента по делам молодежи Свердловской области для Администрации Свердловской области («Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, тенденции, ориентиры.

Екатеринбург, 2002»). Основные положения и выводы исследования нашли практическое применение при проведении занятий по учебным курсам «Социология», «История религий».

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем текста 179 страниц, список литературы содержит 254 наименования.

Социологический анализ религиозного образования: содержание и специфика

Религиозное образование до настоящего времени не подвергалось глубокому научному анализу. Не претендуя на всестороннюю разработку концепции религиозного образования, мы, тем не менее, попытаемся предложить определенное видение её основ исходя из специфики социологического подхода к религиозному образованию.

Отправным пунктом в наших рассуждениях будем считать то, что религиозное образование является одним из типов образования. В силу этого методологическим основанием социологического исследования религиозного образования выступает социология образования, а также идеи, разработанные в рамках философии образования и педагогики.

Исследованию образования посвящают свои труды педагоги, философы, психологи, социологи, юристы и др. Рассмотрим подходы к исследованию образования с позиции некоторых наук.

В рамках исследования образования педагогической наукой преобладает идея, что педагогика - это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей, для которой оно и только оно является ее собственным объектом изучения. Понимание образования в педагогике основывается на дефиниции образования как деятельности. Например, образование определяется как: «... особая социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни в обществе...» [35, С.6]. Другое определение образования с педагогических позиций также раскрывает его как деятельность: «Образование - познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, получаемых в общих и специальных учебно-воспитательных, культурно-просветительных учреждениях, а также путем самообразования» [42 С. 154] Не полемизируя с приведенными точками зрения, все же отметим, что подобное понимание образования как деятельности того или иного вида является очень широким и нуждается в некотором уточнении. С нашей точки зрения, к деятельности в сфере образования следует отнести, прежде всего, деятельность по передаче, обмену и усвоению социального опыта, сопутствующих ему знаний, умений, навыков.

При философском исследовании образования в центре внимания оказываются взаимоотношения субъекта и объекта в процессе образовательно-познавательной деятельности, отношение знания, транслируемого образованием, к действительности, возможности познания мира человеком, критерий истинности и достоверности знания. Отрасли философского знания, такие как философия образования, философия культуры, философия истории и т. д., напрямую или косвенно занимаются изучением проблематики образования [См. напр.: 51, С.280].

Согласно психологическому подходу, при изучении образования во внимание принимаются индивидуальные особенности усвоения учебной программы учащимися и отношения субъектов образовательной деятельности на микроуровне. Отраслевыми дисциплинами психологии, изучающими образование, прежде всего выступает психология образования, задачи которой связаны с раскрытием всех физиологических и социально-психологических механизмов учебной деятельности, с выявлением потенций человека в усвоении и репродукции учебного материала, а также социальная психология, педагогическая психология, возрастная психология, психология профессионально -педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и другие отрасли психологии, занимающиеся исследованием различных аспектов образования.

Особое место в перечне гуманитарных наук, изучающих образование, занимает социология. Специфика социологического подхода заключается в изучении роли образования в жизни общества, его социальных функций, проблем и противоречий, путей их разрешения и способов выхода из кризисных состояний образовательных институтов и систем. Среди отраслевых социологических дисциплин, находящихся на стыке различных видов социологического знания и обращающихся к изучению проблем образовательной сферы, можно назвать социологию образования, социологию знания, социологию культуры, социологию молодёжи и др., но в этом ряду социология образования занимает приоритетную позицию, максимально раскрывая в рамках социологического подхода сущность и проблемы образования.

Предмет социологии образования неоднозначно понимается различными авторами. Приведем некоторые из имеющихся позиций.

Г.Е. Зборовский в своей работе раскрывает предмет социологии образования через определение её объекта: «Если объектом социологии образования является образование как система и информация о ней, то предметом - образование как социальный институт» [13, С. 25].

Ф.Р. Филиппов полагает, что социология образования - это «специальная социологическая наука, отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, её взаимодействие с обществом (производством, социально-классовой структурой, идеологией, политикой, моралью и т. д.)» [43, С.231].

По мнению A.M. Осипова, социология образования должна исследовать учебный процесс и его структуру, учебный план, программу, методики обучения и т.д. [35, С.131].

В.Я. Нечаев полагает, что предмет социологии образования должен включать три основных аспекта: «Во-первых, состояние и динамику социокультурных процессов, происходящих в сфере образования. Во-вторых, законы, принципы, механизмы, технологии учения социокультурной деятельности. В-третьих, взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни...» [30,С.5-23].

Институциональные аспекты изучения религиозного образования

Институциональный подход к исследованию религии широко распространен в социологии. Эта традиция идет еще от Э.Дюркгейма. Достаточно большое внимание институциональным аспектам религии уделяли М. Вебер, Р. Белла, Дж. Йингер. Институционализация является характеристикой общественной деятельности. Не всякая деятельность институциональна, а только совместная; неинституциональна, прежде всего, индивидуальная деятельность. Мы полагаем, что религиозное образование выступает как совместная, организованная, упорядоченная, регламентированная и управляемая деятельность, и для её изучения с позиции социологической науки целесообразно применить институциональный подход.

В современной западной и отечественной социологии исследованию институтов уделяется большое внимание. Прежде всего, можно назвать два основных подхода в понимании институтов: нормативный и деятельностный.

В американской социологии наиболее распространеннным является понимание институтов как норм и правил, регулирующих поведение людей. Например, с точки зрения Г. Ладберга, институты - это относительно формальные всеобщие и унифицированные поведенческие образцы, которые существуют в социальных группах и передаются из поколения в поколение. Дж. Хоманс понимает под институтами набор правил или норм, определяющих, как может и не может вести себя человек при определенных обстоятельствах [36, С. 113, 143]. Даже при первоначально, казалось бы, широком толковании социальных институтов в последующем они часто сводятся к совокупности норм и правил. Так, в английском социологическом словаре, первоначально определяя институт как понятие, используемое для описания регулярных и долговременных социальных практик, санкционированных и поддерживаемых с помощью социальных норм, далее авторы отмечают, что институт, также как и роль, означает установленные образцы поведения [1, С. 106].

Как совокупность социальных ролей понимают институты Н. Смелзер, Т. Парсонс. (См. напр.: 44,С. 659; 37,С. 334]. Институционализированная социальная роль, с их точки зрения, выступает в качестве ожидаемого от человека поведения в виде совокупности общепринятых, легитимных, типичных для ситуации действий.

Значительное внимание институтам уделяется П. Бергером и Т. Лукма-ном, которые также обращают внимание на деятельность, человеческое поведение в рамках институтов и отмечают, что «... институты уже благодаря самому факту их существования контролируют человеческое поведение, устанавливая предопределенные его образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений» [3,С. 92-93].

Рассмотренные подходы принадлежат западной традиции, в отечественном обществознании можно выделить три основных подхода к определению социальных институтов.

1. Институтами называют обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе. В частности, С.С. Фролов определяет институт как организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества [52, С. 143]. По мнению А.И. Кравченко, «социальные институты - относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни...» [23, С.333]. Приведенные позиции указывают на то, что в целом данный подход отражает сущность института как совокупности норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

2. В качестве социальных институтов рассматривают различные учреждения: политические, экономические, образовательные, религиозные, при этом институт и учреждение понимаются как синонимы. В качестве важнейшего элемента социального института рассматривают группы людей. Такое понимание социального института наиболее характерно для отечественной социологии марксистского направления [См. напр.: 4; 26], однако встречается и в современной литературе.

3. Достаточно распространенным в отечественной социологической литературе является понимание социальных институтов как устойчивых форм организации общественной жизни и деятельности людей. Сторонниками данного подхода в качестве социальных институтов рассматриваются такие целостные подсистемы общества, как производство, наука, искусство, семья и т.д. [40,С157]. Так в «Российской социологической энциклопедии» под социальным институтом понимаются «...относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества» [40, С. 157].

Исходя из трактовки религиозного образования как деятельности, имеющей функциональную и содержательную специфику, отличающейся высокой степенью упорядоченности, и, следовательно, тесно связанную с нормативными предписаниями, мы считаем, что имеет смысл провести анализ ее институционального аспекта с позиций нормативной трактовки социального института. Мы будем понимать социальный институт как систему официально признанных и разделяемых субъектами деятельности норм, благодаря которым их действия становятся в определенных условиях ожидаемыми, анонимными, предсказуемыми, обеспечивающими достижение поставленных целей [22, С. 86].

Различные подходы к пониманию социального института важны для нас тем, что позволяют понять сущность религиозных институтов вообще и института религиозного образования в частности. В религии институциональные составляющие играют важную роль механизмов, регулирующих деятельность субъектов культовой деятельности, устанавливают допустимые границы действий по отношению верующих к Богу, людям, государству и т.п.

Тенденции развития религиозного образования в современной России: социологический анализ

На наш взгляд, сегодня в России можно выделить три основные тенденции развития религиозного образования.

Во-первых, следует отметить тенденцию взаимодействия светского и религиозного образования. Данная тенденция выражается, прежде всего, во введении в программы религиозных учебных заведений естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, трансформации структуры религиозного образования в направлении приближения к структуре светского.

Во-вторых, необходимо назвать тенденцию динамизма или появления инновационных для конфессионального образования процессов, которые проявляются в пересмотре методологии и содержания религиозного образования в соответствии с потребностями современного общества, внедрении новых методов обучения, его реформировании. Подвижность структуры религиозного образования выступает в качестве одного из аспектов современной изменчивой социальной реальности и её следует рассматривать в контексте процессов, происходящих в современном российском обществе: возрождаются и развиваются новые религиозные организации, в связи с чем традиционно консервативное, ортодоксальное религиозное образование испытывает на себе влияние времени и в допустимых для него рамках подвержено динамизму.

В-третьих, можно выделить тенденцию формирования новых государственно-церковных отношений в сфере образования. Необходимость развития таких отношений определяется интенсивным ростом количества религиозно-образовательных учреждений, нормативная база регулирования деятельности которых в настоящее время не соответствует социальным реалиям.

Предваряя рассмотрение данных тенденций, отметим, что они выявлены при анализе православного образования и характеризуются применительно к нему..

Процесс возрождения православного образования с конца XX в. привлекает всё большее внимание общественности, обсуждается не только в конфессиональных кругах, но и на государственном уровне, поскольку сфера религиозного образования и воспитания затрагивает интересы различных социальных общностей, а не только религиозных.

Цели и задачи, современное состояние религиозного образования традиционно находятся в центре внимания Международных Рождественских образовательных чтений. «Нравственность, образование, культура - вот основные сферы влияния Церкви в обществе, с чем современное общество не может не согласиться», - отмечал в своем выступлении на Рождественских образовательных чтениях 2002 года председатель отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумен Иоанн (Экономцев) [10, С. 2]. Его мнение согласуется с точкой зрения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, высказанной в его слове при открытии X Международных Рождественских образовательных чтений 27 января 2002г.: «Проблемы, обсуждаемые на нашем форуме, актуальны как никогда прежде. Они значимы для всего общества. Недаром мы видим здесь руководителей федеральных органов исполнительной власти, депутатов разных уровней, представителей региональных и местных администраций» [1, С.1].

Значительное внимание вопросам реализации прав граждан на религиозное образование, правовым основам его осуществления уделят государство. Со стороны государства наблюдается готовность вести диалог с Русской Православной Церковью в деле возрождения гуманистических и нравственных устоев в обществе. В 90-е годы XX века произошёл уход от советской модели воспитания в светской школе, а новая еще не сформировалась. Именно поиск путей повышения воспитательного потенциала светской школы активизировал диалог государства с представителями наиболее распространенных в России конфессий, и, следовательно, с Православной Церковью.

Насколько успешным может быть подобное взаимодействие государственных и религиозно-образовательных институтов в нашем обществе? Социологические исследования показывают, что Церковь обладает определенным доверием со стороны населения. Косвенным доказательством этого являются данные, приведенные в книге «Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России», изданной в 2000 году. Данные опроса, проведенного авторами этой работы, свидетельствуют, что «очень хорошее» и просто «хорошее» отношение к Православной церкви высказывают 94% населения, что, естественно, превышает количество православных. Среди опрошенных, считающих себя верующими, «хорошо» и «очень хорошо» относятся к православию 98%, среди колеблющихся — тоже 98%, неверующих — 85%, атеистов — 84% (в том числе 24% относятся «очень хорошо»). Между тем следует заметить, что это отнюдь не свидетельствует о религиозной близости исключительно к православию. Отношение к буддистам, например, лучше, чем отношение к христианам баптистам и даже чем к православным старообрядцам. Исследователи полагают, что в основе данного явления лежит представление о православии как общерусской религии, в соответствии с которым лучше оцениваются те религии, которые, как бы далеки от православия они ни были, являются традиционными религиями других национальностей и не ведут пропаганду среди русских [23,С. 7-14].

Отношение студентов религиозных и светских учебных заведений к религиозному образованию: опыт социологического исследования

До настоящего времени в социологической науке практически не проводились специальные эмпирические социологические исследования, посвященные изучению различных аспектов религиозного образования, выявлению мнений о нем населения России. В нашей работе мы предприняли попытку поднять проблему методики исследования данного типа образования в соответствии с учетом специфики исследуемого объекта, а также заложить основы возможного мониторинга общественного мнения по вопросам религиозного образования, что в настоящее время приобретает особую актуальность в свете обсуждения проблемы введения курса основ православной культуры в светских учебных заведениях.

В данном исследовании была применена качественная методология для изучения отношения верующих и неверующих людей к религиозному образованию в сочетании с анкетным опросом, проведенным только среди светских респондентов.

Следуя традициям М. Вебера, можно сказать, что качественная социология - это понимающая социология, ведь социолог - «качественник» выясняет, какие значения придает субъект своему действию.

С точки зрения методологии качественная или гуманистическая социология является по своей сути микросоциологией [28,С.395], где исследователь концентрирует внимание на субъекте или агенте социального действия и обращается, прежде всего, к его личностному повседневному опыту, отношение к которому выражается в словах, высказываниях, рассказах о собственной жизни. Анализируя интерактивную информацию (слова, жесты, коммуникативные символы), социолог осмысливает и интерпретирует особые формы локального социального существования людей; он обобщает свои наблюдения и переводит их на язык научных терминов для теоретической интерпретации скрытого со циального смысла или механизмов функционирования данного аспекта социальной реальности.

Общими свойствами исследования можно считать: ориентацию на длительный непосредственный контакт исследователя с данным социальным феноменом; познание объекта в первую очередь с помощью изучения неструктурированных текстов как живых образцов устной или письменной речи, содержащей информацию о субъективных смыслах непосредственного человеческого взаимодействия; использование нескольких разноплановых источников информации об объекте и разных методов; всестороннее описание и интерпретацию состояния социального феномена в совокупности всех характеристик [28, С. 405].

Многообразие техник качественного исследования отличает этот подход от «количественного».

Исследователь волен выбирать способ действия и собственную стратегию, подходящую для его исследовательской ситуации.

В исследовании, проводимом в духовной семинарии, была выбрана одна из разновидностей стратегии включенного наблюдения - монографическое исследование случая (case-study) [6, С.20]. В нашем исследовании в качестве «случая» выступает религиозная организация - Екатеринбургская православная духовная семинария [Далее ЕПДС]. Специфика исследования данного «случая» определяется тем, что организация религиозная. Это указывает на то, что мы очень тщательно должны подобрать исследовательские методы. Н. Смелзер отмечает, что наиболее эффективной методологией при изучении религиозных сообществ является именно наблюдение [21,С.475].

Кроме того, выбор данного исследовательского подхода обусловлен тем, что исследователь в течение нескольких лет непосредственно был включен в объект наблюдения.

В связи с этим в данном исследовании социолог имеет статус «полного участника». Опрос проводился открыто, с разрешения администрации, и все респонденты были оповещены о том, что они участвуют в социологическом исследовании.

В данном случае позиция «полного участника» имела как свои преимущества, так и ограничения. К преимуществам можно отнести доверительное отношение респондентов к исследователю, которого воспринимали как «своего человека», возможность доступа к информации и разрешение на проведение исследования и т.д. (учащимся не разрешается без благословения давать интервью). Данное правило неукоснительно выполняется. Это было отмечено администрацией ЕПДС - «мы разрешаем проводить исследование потому, что мы Вас знаем, иначе этот вопрос был бы снят с обсуждения». «Чужим» людям не разрешается на территории ЕПДС заниматься деятельностью подобного рода. К ограничениям следует отнести неразрешимость некоторых этических проблем. Исследователя воспринимают как друга, как «своего» человека, которому можно доверять, что порождает проблему неразглашения конфиденциальной информации при описании и анализе полученных результатов.

Таким образом, основная сложность данной методологии - необходимость достижения баланса между доверительным отношением респондентов к исследователю и объективной позицией исследователя. Эта особенность исследования делает его уязвимым для критики. Однако следует отметить, что в нашем случае данная стратегия является оптимальной и обусловлена спецификой объекта исследования. Подчеркнём также, что в исследованиях подобного типа важную роль играет специфика личности исследователя. Действительно, «социологу, оказавшемуся в реальном полевом контексте качественного исследования, приходится использовать самые разные роли в поисках компромисса между объективностью, профессиональной автономией, эмпатической вовлеченностью и интеллектуальной честностью» [6, С.20].

Похожие диссертации на Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России (На материале православного образования)