Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе Мозговой Александр Викторович

Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе
<
Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мозговой Александр Викторович. Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Ростов н/Д, 2004 128 c. РГБ ОД, 61:04-22/597

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Изменение ценностных приоритетов людей в современном обществе 12

1.1 . Ценность досуга для современного человека 12

1.2. Коммуникативные ценности современного человека 31

1.3. Социальные ритуалы и потребность в самореализации 49

Глава 2. Социокультурная практика путешествий, ее современные осообенности 69

2.1. Пространственное движение человека: путешествие как бегство и как познание 69

2.2. Путешествие как социокультурный феномен: коммуникативный и познавательный моменты 85

2.3. Поиск себя в пространственных перемещениях 100

Заключение 116

Литература 121

Введение к работе

Актуальность проблемы. В конце XX - начале XXI вв. путешествия становятся неотъемлемой частью жизни большей части населения земного шара. Многообразие маршрутов и направлений, по которым можно путешествовать, увеличивается с каждым годом.

Объяснить популярность путешествий в наше время, на наш взгляд, можно двумя причинами. Во-первых, во второй половине XX в. происходят кардинальные перемены в образе жизни человечества, связанные с перераспределением рабочего и нерабочего времени. В результате стремительного развития технических средств и увеличения производительности труда высвобождается значительная часть времени и возникает проблема его использования. Теперь на развитие человека оказывают влияние не только работа и карьерный рост, но и те занятия, которые наполняют свободное от работы время. А эти занятия, по словам А.Э. Мурзина, включают в себя весь спектр как позитивных, так и негативных, с социальной точки зрения, жизненных проявлений1.

С увеличением количества свободного времени все более актуализируется вопрос проведения его вне дома и пределов города как один из способов повышения качества жизни. Загородные поездки на выходные или в отпуск становятся хорошим тоном, престижным занятием, ориентиром в уровне жизни и показателем позиции, которую допустимо и желательно занимать на социальной лестнице.

Вторая причина, по которой становится актуальным изучение социальных практик путешествий, - развитие международных экономических

См.: Мурзин А.Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социол. исслед. 1993. № 11. С. 96.

связей и, как следствие, увеличение числа деловых поездок, что расширяет интерес гуманитарных наук к данной проблеме2.

Путешествие исследуется в маркетинге (как сфера бизнеса и как рынок рекреационных услуг), изучается с точки зрения одного из аспектов глобализации общества и возросших технических возможностей. Но нас интересует иной подход: что такое путешествие как культурная форма практик индивида.

Выступая в качестве досуговой деятельности, путешествия, на наш взгляд, являются сферой свободной самореализации современного человека и свободного проявления личностных качеств в разных социальных средах. С изменением географического положения человек субъективно меняет привычное социальное положение, соответствующий ему ролевой набор и стиль поведения. Он может чувствовать себя более свободно и раскованно или более ответственно и напряженно (в зависимости от социальной уплотненности окружающего пространства). Поэтому изучение путешествий как свободной досуговой деятельности представляет интерес и для рассмотрения ролевых моделей человеческого поведения.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, обосновывая актуальность избранной темы, - роль путешествий в формировании образов местностей, которые посещает человек, распространении стерео-типизированных представлений об этих территориях3.

Таким образом, путешествие как социальная практика несет на себе значительную социокультурную нагрузку (изменение социального поведения, формирование образов территорий, стремление к самореализации и повышению качества жизни), которая может быть изучена социологиче-

Замятин Д.Н. Образы путешествий: социальное освоение пространства // Социол. ис-след.2002.№2.С21. Замятин Д.Н. Указ. соч. С. 14.

скими средствами.

Степень разработанности проблемы. Путешествие как социальное явление включает в себя целый ряд аспектов, позволяющих наиболее полно раскрыть выбранную нами тематику.

Так как путешествия являются частью досуговой деятельности современного человека, в задачи нашего исследования входило рассмотрение значимости досуга. Данный аспект мы раскрывали при помощи методологических разработок в сфере досуга таких ученых, как Т.Г. Анакшина, И.А. Бутенко, Ю.А. Васильчук, Ж.Р. Дюмазедье, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Р.В. Рывкина, Р.А. Стеббинс, Г. Тард,, Э. Хьюз. Теоретические положения и практические выводы, содержащиеся в работах этих авторов, позволили обосновать роль досуга как такового в жизни современного человека, а также значимость качества проведения свободного времени в современном обществе.

При выявлении коммуникативных ценностей современного человека мы обратились к научным трудам В.И. Бойко, И.Р. Купер, Е.Е. Сапелки-ной, А.И. Соловьева. Исследовать данный аспект коммуникативного взаимодействия мы смогли, опираясь на работы И.Макаровой, С. Московичи, Т. Шибутани; привлекая разработки теории коммуникативных аспектов социального капитала Н.Бусовой; раскрывая значимость коммуникативных способностей современного человека, освещенную в трудах 3. Баумана, Дж. Нэсбитта, П. Штомпки, П. Эбурдин,

Рассматривая социальный ритуал как рамки, в которых происходит самореализация личности в повседневной жизни, мы обратились к работам ученых, исследовавших данную проблематику: А.Л. Барковой, Л.Г. Иони-на, Р. Мертона, В.Н. Нечипуренко, И.А. Шмерлиной. В диссертационную работу интегрированы идеи самореализации личности в современном обществе (Ю.А. Васильчука, В.Л. Иноземцева, Р.Х. Ганиевой, А.В. Матец-

кой, И.В. Морозовой, Р.А. Стеббинса, Л. Туроу, Ч. Хенди).

С целью выявления мотивов пространственных перемещений человека из одной точки пространства в другую, в диссертации использованы разработки российских и зарубежных ученых в области теории миграции: идеи теории миграции Ж.А. Зайончковской, В.Л. Иноземцева, В.А. Ионце-ва, В.М. Моисеенко, О.С. Чудиновских; исследования тендерных аспектов пространственных перемещений Е.В. Тюрюкановой. Исторические причины путешествий описаны в трудах В.А. Квартальнова, А.А. Крючкова. Путешествие как социокультурный феномен рассматривается в научных работах А.Ю. Александровой, М.Б. Биржакова, Г. Ваккермана, И.В. Зорина, В.А. Квартальнова. Для выяснения современных особенностей путешествий как социального явления использовались данные, опубликованные в журнале «Секрет фирмы», исследования особенностей итальянского туризма В. Бабашева. Для решения поставленных задач также привлечены идеи, содержащиеся в работах Д.Н. Замятина.

Изучая проблему поиска себя в пространственных перемещениях, мы опирались на ролевую концепцию личности, представленную в трудах Ю.Г. Волкова и И.В.Мостовой, Н. Смелзера, Дж. Мида, теорию реального и идеального «Я» А. Фернхема и П. Хейвена, публикации А. Глейзера о пространственных перемещениях человека, А.А. Резванова — о межпоко-ленческих различиях в проведении досуга. При рассмотрении проблемы карнавальности и перевоплощения в путешествии привлекались результаты исследований ритуалов и зрелищ Д. Хандельмана. Такой анализ дал возможность установить взаимосвязь между поиском себя в пространственном перемещении и ассоциированием с образами желаемых социальных ролей.

Рассмотрение данных научных трудов позволило в рамках современной социологической теории выявить, типизировать и описать мотивы

и причины, побуждающие людей отправляться в путешествия, проанализировать их социальную значимость.

Объектом исследования в работе выступает путешествие как особый вид социокультурной практики людей в современном обществе.

Предмет исследования - социокультурная мотивация путешествий.

Цель исследования состоит в анализе культурных предпосылок и социальных мотивов путешествий современного человека в контексте общих изменений сферы досуговой (свободной) самореализации личности.

Задачи исследования:

выявить ценность досуга для современного человека;

определить значение социокоммуникативного взаимодействия в современном обществе;

показать возможности социальной самореализации личности в повседневной жизни через социальный ритуал;

установить причины и раскрыть мотивационные основания пространственных перемещений человека;

описать путешествие как социокультурное явление через его коммуникативный и познавательный аспекты;

рассмотреть возможности социальной самореализации человека в пространственных перемещениях.

Гипотеза исследования. Путешествие является в современном мире неотъемлемой частью образа жизни человека и поэтому может быть рассмотрено как досуговая (альтернативная) форма самореализации личности, поскольку она ориентирована на человека, оказывает влияние на стандарты коммуникативного взаимодействия, отношения между людьми и странами, на формирование единого социально-экономического и культурно-познавательного пространства.

Теоретико-методологической основой исследования является рассмотрение путешествий в современном мире как сферы досуговой самореализации личности в условиях свободного выбора социальных практик.

Методологическую базу исследования составляют основные принципы анализа цивилизации досуга Ж. Дюмазедье, теории постиндустриального общества В.Л. Иноземцева, теории социальных коммуникаций, теории миграции, ролевой концепции личности, исследования ритуалов Д. Хандельмана. Автор опирался на методологические подходы в исследовании повседневности, принципы изучения социального взаимодействия и институциональные подходы.

Научная новизна проведенного исследования может быть сформулирована следующим образом:

* при рассмотрении ценности досуга для современного человека установлено, что значимость досуга возрастает по мере увеличения объемов материального производства и сфера досуга наряду с профессиональной деятельностью становится важнейшей сферой личностной самореализации человека;

выявлено, что повышение уровня развития средств передачи информации способствует деформализации пространственного межличностного взаимодействия, смягчая предписания сложившихся норм и правил социального контакта, что позволяет в более полной мере реализовать заложенное в субъектах общения творческое начало и актуализирует игровой аспект коммуникации;

определено, что соблюдение социальных ритуалов в процессе пространственных перемещений способствует повышению социального положения индивида и его личностной самореализации в рамках формально предписанных норм поведения, а игнорирование ритуальных форм поведения влечет за собой порицание со стороны референтной группы;

раскрыта социально-психологическая и социокультурная мотивация, побуждающая человека к переездам, что позволяет конкретизировать рекламно-маркетинговые стратегии, нацеленные на продвижение туристических услуг и расширение потребностей в этом виде досуговой деятельности;

подтверждено, что путешествия как социокультурное явление, их социальные цели и значение изменяются по мере развития общества и сложившейся системы ценностей, а также характера социально-экономических отношений, технологического уровня и совершенствования самого человека;

показано, что поиск себя в пространстве связан, прежде всего, с поиском оптимальных социальных ролей и образов, с которыми идентифицирует себя человек. Компенсация идентичности достигается в основном за счет элементов карнавальности, присущих досуговой социальной жизни.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Досуг - часть образа жизни конкретного человека и общества в целом, его значение для человека зависит от преобладающих в обществе ценностей и существующих стандартов жизнедеятельности; он предоставляет возможность для свободной творческой реализации личностных свойств и в этом качестве выступает индикатором социального успеха личности, что прямо проявляется в характере путешествий.

  2. Специфика коммуникативного взаимодействия в современном обществе состоит в способности субъектов переводить его из русла формальных в русло неформальных отношений. Взаимодействие приобретает все более личный и деформализованный характер. При этом, чем выше уровень формализации и ролевых предписаний обыденного межличностного взаимодействия, тем сильнее стремление субъектов общения к выхо-

ду за рамки формального взаимодействия, в том числе посредством более или менее продолжительной смены актуального социального окружения в процессе путешествий.

  1. Ритуалы являются социально значимой необходимостью, наделяющей человеческое поведение символическим смыслом и упорядочивающей социальную жизнь. Современное общество с характерным для него многообразием, поликультурностью и гибкостью позволяет человеку освободиться от жесткого контроля коллектива, отойти от многих общепринятых форм поведения (ритуалов) и придать более индивидуализированный характер своему социальному бытию посредством перемещения и коммуникативного переключения личности в социальном пространстве.

  2. Путешествия представляют собой добровольные пространственные перемещения человека, они могут осуществляться не только в физическом, но и в образном пространствах и имеют социокультурные и психологические основания, побуждающие человека к переездам: во-первых, необходимость удовлетворения валеологических, когнитивных и эстетических потребностей; во-вторых, постоянное стремление человека к улучшению жизненных условий; в-третьих, потребность в рекреации.

  3. Как социокультурное явление путешествие выполняет преимущественно две функции: познавательную и коммуникативную. При этом коммуникативная деятельность путешественника направлена на интенсивность информационного обмена и межкультурную проницаемость, а познавательная деятельность в путешествии опосредуется качеством каналов коммуникации. Познание способствует личностному развитию и самореализации путешественника, повышению его культурного уровня.

6. Элемент карнавальности, свойственный практике путешествий,
оказывает релаксационный эффект на путешественника, преобразуя соци
альное поведение человека из обязательного и регламентируемого в сво-

бодное и творческое, что позволяет считать социальную практику путешествий сферой досуговой самореализации человека.

Научно-практическая значимость работы. Выводы данного исследования могут быть использованы при организации конкретно-социологических исследований досуга и путешествий, анализе практики социальных ритуалов, а также чтении курсов «Социология культуры», «Социология досуга», «Социология и психология личности».

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в выступлениях автора на научно-практических конференциях, опубликованы в материалах III Всероссийского философского конгресса и других публикациях автора работах общим объемом 4,3 п.л.

Результаты диссертационного исследования использованы в работе Администрации г. Ростова-на-Дону и Администрации г. Сочи Краснодарского края.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (105 источников).

. Ценность досуга для современного человека

Современный этап развития общества характеризуется глубокой трансформацией во всех сферах его жизнедеятельности: социальной, экономической, политической, культурной.

В социальной сфере изменения происходят в двух основных направлениях: системе ценностей современных обществ и их институциональной структуре4. В современном обществе усиливается приоритет ценностей нематериалистического характера, таких как самовыражение и самореализация; экономическая эффективность как ценность отходит на второй план, поскольку материальное благополучие и комфорт на бытовом уровне воспринимаются уже как норма, и люди в меньшей степени готовы принять человеческие издержки, с которыми сопряжены бюрократия и жесткие социальные нормы. В институциональной сфере наблюдается отход от иерархических бюрократизированных организаций к более гибким, принимающим во внимание потребности и ценностные смыслы людей общества постмодерна5.

Место ценности экономических достижений в качестве высшего приоритета все больше заменяет ценность качества жизни. Жесткая дисциплина, самоотверженность и достижения сменяются свободой индиви дуального выбора стиля жизни и индивидуального самовыражения. Значимость экономического роста и экономических достижений снижается, уступая место субъективному благополучию и качеству жизни.

Одним из следствий подобных перемен в ценностной и институциональной системах общества становятся перемены в характере занятости и оплачиваемой работы. Рабочие графики становятся более гибкими, более соответствующими современному уровню социального и технического развития общества. Все более широко распространяется работа с неполной или частичной занятостью, сокращая, таким образом, количество рабочих часов и увеличивая количество времени, свободного от оплачиваемой работы. Ценность гибких рабочих графиков и частичной занятости состоит в том, что они, высвобождая определенное количество времени, позволяют сочетать оплачиваемую работу с другими видами деятельности. Это, в свою очередь, позволяет людям заниматься планированием жизни, в ходе которого каждый человек волен сам выбирать различные виды работы, выбирать удобный для себя стиль жизни, повышать свой образовательный уровень, путешествовать и т. д. По мнению французского социолога и социального критика А. Горца, мы двигаемся в сторону «двойного общества». В одном его секторе будут эффективно организованные производство и политическое управление, а в другом - те, кто посвятит себя различным непроизводственным занятиям: самореализации и развлечениям. Большинство людей, считает Горц, станут придерживаться самых разнообразных жизненных стилей, не связанных со сферой постоянно оплачиваемой работы6.

В результате изменения системы ценностей и смены материалистических ценностных приоритетов постматериалистическими возрастает значимость некоей особой сферы жизнедеятельности общества, позволяющей современному человеку удовлетворять те свои потребности, которые не связаны непосредственно с его профессиональной деятельностью и не могут быть удовлетворены посредством последней. Чаще всего данную сферу свободной реализации личности называют досугом7.

В индустриально развитых странах у людей сегодня больше, чем когда-либо, остается свободного времени после работы. Данная тенденция о отмечается многими исследователями в конце XX века .

В США в конце 70-х годов XX века резко возрастает число людей, расширяющих рамки досуговой деятельности, добровольно выбирая безработицу, неполную занятость или досрочный выход на пенсию9.

В современном обществе досуг как сфера жизнедеятельности занимает значительное место в общественном производстве, вызывая к жизни целые отрасли экономики. Он носит самостоятельный и самоценный характер. По своей ценности и предпочитаемости в современном обществе досуг превосходит труд. Исследования показывают, что большинство трудящихся предпочитают свободное время дополнительному заработку за работу в сверхурочное время, дополнительный отпуск расценивается как важный стимул трудовой активности

Коммуникативные ценности современного человека

Человек живет в мире символов, значений и ценностей. Любой предмет или явление представляет для него ценность настолько, насколько, во-первых, человек испытывает в нем потребность, во-вторых, настолько, насколько данный предмет соотносится с жизненными целями человека, а в-третьих (а может быть во-первых), насколько данный предмет функционально соответствует стратегическим жизненным целям человека.

Ценность предмета или явления базируется на его объективных свойствах, его оценке как субъективной ориентации человека на эти свойства.

Система ценностей, обеспечивает взаимосвязь различных структурных компонентов жизни общества. Определяя цели человеческой деятельности, она направляет ее в нужное русло и тем самым определяет вектор развития общества (его цели, характер, технологии реализации интересов и потребностей)

Преобладание тех или иных ценностей зависит от уровня развития общества, его культурных, социальных, технологических характеристик, политического устройства, достигнутого обществом уровня материального богатства. Так, например, в капиталистическом обществе первой половины XX века преобладали такие ценности как накопление материального богатства, стабильные формы семейной жизни, четко установленные жизненные порядки и правила, индивидуализм как способ принятия жизненных решений и жезненных ориентации. Для социалистического общества преобладающими ценностями были приоритеты коллектива, работа на благо государства и общества, верность коллективу и принятому, накопление материального состояния для блага всего общества, а не отдельных личностей.

В современном обществе приоритет накопления материальных ценностей сменяется приоритетом производства знаний и информации как фундамента материального богатства. Современное общество все чаще манипулирует не материальными предметами или количественным их измерением, а их качественными характеристиками (символами, идеями, об разами, интеллектом, знаниями). Это порождает изменения в сознании людей, в культурной и социальной жизни, в характере взаимодействия, порождения и интерпретации смыслов.

Современное общество все больше приобретает характер "мягкого" поля взаимоотношений. Социальная реальность предстает межиндивидуальной (межличностной) реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обменов, отношений личной преданности. Она является тканью, соединяющей людей друг с другом. Современное общество, по мнению П. Штомпки представляет собой сплетение идей, правил, действий и интересов50.

Ценности усваиваются индивидом через различные кульутрные формы, преобладающие в данном обществе, так и в ходе общения со своим социальным окружением. Вступая в процесс общения, человек осваивает те ценностные формы, которые распространены и широко приняты в данной социальной среде. Коммуникативное взаимодействие как элемент общения и как способ достижения социального консенсуса служит базой для формирования системы ценностей51. И в этом, на наш взгляд, состоит общезначимая социальная ценность самого коммуникативного процесса.

Пространственное движение человека: путешествие как бегство и как познание

На протяжении всей своей истории человечество покоряло и осваивало пространственную среду своего обитания, перемещаясь из одной ее точки в другую. Интенсивность и частота пространственных перемещений возрастают по мере социального, экономического, технического, политического развития общества.

Что же заставляет людей бросать обжитые привычные места и пускаться в путешествие, цель которого не всегда ясна и которое далеко не всегда получает положительный финал? Вот ключевой вопрос, на который мы попытаемся дать ответ, анализируя причины и мотивы, по которым люди принимают решение о перемещении в пространстве.

Любые пространственные передвижения человека называют миграцией. Это понятие по своему смыслу очень близко понятию «путешествие», поэтому мы полагаем, что причины и мотивы, по которым человек пускается в путешествие близки причинам и мотивам, по которым принимается решение о миграционном передвижении. Более того, существует связь между желанием отправиться в путешествие и миграционной активностью: чем больше на протяжении жизни человек совершает безвозвратных миграций, тем сильнее его тяга к путешествиям и тем более ярко выражена установка на участие в организованном туризме

Путешествие представляет собой частный случай миграции. Мигра- -ция же представляет собой более широкое социальное явление и в качестве понятия распространяется на более широкий круг процессов.

Миграция есть форма социальной активности людей и является рычагом социальной мобильности. Предполагая усиленное интерактивное взаимодействие человека с государством и социальной сферой, миграция также является одной из форм социализации и адаптации населения в новых условиях120.

Миграционные процессы и пространственное движение населения становятся в наше время все более распространенными и доступными все большему числу граждан во всем мире. Посещение в течение жизни человека нескольких стран или городов становится нормой современного жизненного стандарта.

По словам скандинавских исследователей в сфере бизнеса К. Норд-стремма и И.Ридерстралле, в XDC веке человек мог родиться, жить и умереть в одной стране и даже в одном городе; в конце XX века все более распространенной становится ситуация, когда человек рождается в одной стране, живет в другой, а умирает в третьей121.

А по словам российского исследователя в области миграционных процессов А.В. Ионцева «международная миграция населения — одна из важных составных частей все более усложняющейся системы межгосударственных отношений».

В пространственных перемещениях человека, их характере и направленности, их частоте и насыщенности отражаются социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе. «Современный кочевник — не только рабочая сила, от него зачастую зависят многие факторы современного мирового хозяйства, которое постепенно становится все более единым; человек, странствующий из края в край, является выразителем сущности нашей эпохи; общество будущего независимо от различия культур его составляющих будет состоять из мигрантов, а способность к переселению будет выступать важнейшим фактором интеграции, «обеспечивающим возможность преодоления разных процессов дифференциации»1" .

Пространственное движение (миграция) человека может рассматриваться как социальная характеристика и образ жизни отдельных народов (племена кочевников: цыган, монгол, бедуинов), как многоразовая или единоразовая целевая поездка (в зависимости от целей переезда).

По мнению В.Л. Иноземцева кочевой образ жизни некоторых народов вызван их хаотической эволюцией, а также тем, что их социальные структуры и политическая система находились в стадии зарождения. С развитием политического устройства данных народов их способность к перемещению постепенно снижается.

Путешествие как социокультурный феномен: коммуникативный и познавательный моменты

Рассмотрение какого-либо явления или социальной практики как социокультурного феномена предполагает выявление его значимости для социальной системы с позиций имманентно присущих ей социальных ценностей, смыслов, принятых правил поведения, преобладающих ориентации. В этом параграфе мы попытаемся раскрыть значимость практики путешествий через такие аспекты социокультурной жизни общества как социальная коммуникация и познание.

Но прежде, чем мы перейдем к непосредственному раскрытию этих аспектов, определим что означает понятие «путешествие». Мы полагаем, что понятие «путешествие» может быть рассмотрено в широком и в узком смыслах.

В широком смысле понятие путешествие означает любое перемеще w 144 ние человека в пространстве независимо от целей такового .

В более узком смысле понятие «путешествие» может быть истолковано следующим образом: 1) передвижение по какой-либо территории, акватории для их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями145; 2) поездку или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха)146; 3) комплексную туристскую услугу, обеспечивающую удовле творение оздоровительных, познавательных потребностей туристов при определенных условиях их жизнеобеспечения

И в широком и в узком смыслах путешествие как социальная практика представляет собой частный случай более обширного социального явления - миграции. Последнее, наряду с перемещением по территории, предполагает переселение человека из одной местности в другую на постоянное жительство, в то время как пространственное перемещение человека из одной точки пространства в другую является временным и в конечном итоге путешественник возвращается домой.

Для целей нашего исследования мы будем использовать более узкий смысл понятия «путешествие», и понимать под путешествием территориальное перемещение человека с конкретной целью, по достижении которой человек возвращается домой.

Итак, мы установили, что путешествие как социальная практика проявляется в пространственном перемещении людей и является, прежде всего, способом исследования и освоения пространства.

Как способ исследования и освоения пространства путешествие является неотъемлемой частью жизнедеятельности любого общества во все времена и на любой стадии развития его развития; в то же время путешествие само по себе является источником развития общества: перемещаясь из одного пункта в другой, люди используют ресурсы этих территорий, привнося взамен свои идеи их обустройства.

Как видно из истории вопроса, развитие путешествий начинается еще в античности и приобретает новые формы вместе с развитием самого общества. Основным результатом такого развития становится, на наш взгляд, изменение форм путешествий как вида деятельности: от единичных малочисленных и малодоступных странствований и экспедиций, направляемых, как правило, правителями, к массовым туристическим путешествиям и экскурсиям, имеющим под собой коммерческую и социокультурную основу, связанную с изменением образа и качества жизни.

При этом потребность в познании и коммуникации являются ведущими исторически оформившимися мотивами, побуждающими человека отправиться в путешествие, (об этом мы говорили в предыдущем параграфе) и остаются таковыми на протяжении всей истории развития человечества .

В чем же состоит социокультурная значимость этих аспектов «путешествующей» практики? На этот вопрос мы и попытаемся ответить ниже.

В первой главе, рассматривая коммуникативные ценности, мы говорили, что через коммуникацию человек постигает нечто новое, что позволяет ему прочувствовать различные жизненные нюансы. В процессе коммуникации человек вступает в сотрудничество с другими людьми, реализует себя как личность. Налаженные коммуникации между различными государствами способствуют культурному объединению обществ и организаций.

Путешествуя по разным странам, человек вынужден вступать в контакт с представителями этих стран. В результате такого взаимодействия происходит информационный обмен между представителями разных социальных систем, что способствует взаимному проникновению культурных ценностей и приобщению представителей одной культуры к ценностям и идеалам другой. Результатом такого информационного обмена и взаимного проникновения ценностей одной культуры в другую становится формирование образов территорий и стран в сознании людей

Похожие диссертации на Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе