Содержание к диссертации
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты ролевых функций городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи1.1 Проблемы мировоззренческой культуры молодежи в теоретическом дискурсе
1.2 Городской дизайн: сущность, содержание, структура
Глава 2. Практика реализации ролевых функций городского дизайна в становлении и развитии мировоззренческой культуры молодежи
2.1 Влияние городского дизайна на формирование мировоззренческой культуры молодежи (по результатам эмпирических исследований)
2.2 Разработка концепции взаимодействия городского дизайна и мировоззренческой культуры молодежи
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблемы формирования мировоззрения и культуры молодежи были в центре внимания философии, социологии, педагогики, истории, методологии воспитания с момента возникновения научного осмысления практики жизнедеятельности человека.
Непосредственный интерес ученых к воспитательной деятельности молодежи был связан, прежде всего, с тем, что эта социальная группа является связующим звеном прошлого, настоящего и будущего. Но, до сих пор мировоззренческая культура не была объектом исследования ученых, занимающихся анализом социально-исторических процессов. На современных переходных этапах исторического развития общества особенно значимым становится процесс формирования мировоззренческой культуры молодежи. Современная капитализация российского общества негативно отразилась на ментальности молодежи; В- качестве приоритетных для значительной ее части стали материальные ценности, обусловившие стремление к материальному благосостоянию, приобретенному любыми средствами.
В этой связи становятся наиболее актуальными проблемы выбора средств и методов формирования мировоззренческой культуры молодежи как основы социально значимых образа и способа ее жизнедеятельности. К таким средствам правомерно отнести дизайн, ролевые функции которого в процессе становления и развития мировоззренческой культуры молодежи, до сих пор, не были предметом научного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемами молодежи, формирования ее знаний, ее культуры занимались философы^ историки, социологи с момента зарождения данного теоретического знания: Конфуций и его последователи воспитывали своих учеников, раскрывая перед ними взаимодействия земных и небесных процессов.
Особое внимание они уделяли формированию этических принципов, подчеркивая, что почитание родителей и братская любовь является основой жизни. Не меньшее значение в формировании человека, на их взгляд, имеет стремление к знаниям [79]. Эти идеи получили дальнейшее развитие у философов античного мира, так, например, в Пифагорейской школе давали знания не только прошлого и настоящего, но и развивали умения и навыки практической деятельности [124]. Классическим субъектом воспитательной деятельности был Сократ, обучавший молодежь применению нравственных принципов в драктике взаимодействия с обществом [125].
Во многом под влиянием таких исследователей как М. Вебер, Л. Выготский, Э. Дюркгейм, Л. Леонтьев, К. Мангейм, Р. Мертон, Т. Нарсонс, П. Сорокин, 3. Фрейд, Э. Эриксон социология молодежи приобрела современный вид [27, 28, 50, 102, 134, 143].
Начиная с 60-80-х гг. XX века молодежная проблематика рассматривалась в работах Г. М. Андреевой, В. Н. Боряз, Л. П. Буевой; Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского и др. [21, 23, 60, 92, 94, 135]. Авторы анализировали социально-демографические характеристики молодежи, факторы ее социализации, динамику мировоззренческих ценностей, влияние общества, образовательных учреждений, семьи и сфер деятельности на формирование ценностных ориентации. Особое внимание уделялось становлению активной жизненной позиции и, как следствие, социальной активности молодежи.
В конце XX - начале XXI века появились социологические территориальные научные центры в России, исследования которых были непосредственно связаны с социологией молодежи. Значительная* часть исследований В. И. Бакштановского, К. Г. Барбаковой, А. Г. Здравомыслова, Н. Иконниковой, И. Кона, В. Т. Лисовского, В. А. Мансурова, А. Л. Маршака, Ю. В. Согомонова, В. И. Чупрова, В. А. Ядова и др. [9, 12, 13, 14,
16, 53, 57, 58, 59, 75, 78, 104, 150, 156, 157] была направлена на изучение деятельности управленческих структур, анализ общих нормативно законодательных актов, регулирующих жизнедеятельность образовательных систем, исследование образовательных процессов, в том числе вузовских, рассмотрение ценностных ориентации различных групп молодежи, их социально-значимого и девиантного поведения и т.д.
Вопросы мировоззрения освещены в работах таких социологов и философов как В. И. Бакштановский, И. И. Жбанкова, А. Лохов, Л. А. Мясникова, Ю. В. Согомонов, А. Г. Спиркин, В. Хазиев, Е. В. Хазиева [52, 100, 120, 136, 145]. В своих работах они по разному трактовали содержательные характеристики категории «мировоззрение».
Проблемы культуры были предметом исследований Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Кагана, К. М. Кантора А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана^ К. Мангейма, В. Степина, А. Швейцера [34, 56, 68, 71, 97, 99, 103, 138, 151, 153]. Анализируя проблемы культуры, Э. Дюркгейм утверждал, что человек родится всего лишь биологическим существом, а становится человеком, только осваивая культуру.
Тема городского дизайна и его влияния на горожан занимала теоретиков и практиков дизайна и архитектуры XX и XXI веков. Эта тема стала предметом исследования Вячеслава Глазычева. [37, 38, 39, 41].
Американские культурологи К. Линч [91] и В. Папанек [123] в своих работах анализировали не только теоретические концепции дизайна, но и практику их реализации. Специфику философии дизайна представила в своих работах Т. Ю. Быстрова [25].
Выбор темы обусловлен ее актуальностью и фактическим отсутствием в социологической и философской литературе постановки и решения проблемы взаимодействия дизайна и мировоззренческой культуры молодежи.
Объект - мировоззренческая культура молодежи.
Предмет - ролевые функции городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи.
Цель диссертационного исследования - разработка концептуальных принципов и модели формирования мировоззренческой культуры молодежи.
Цель исследования реализуется в процессе решения поставленных задач: • провести теоретическую и операциональную интерпретацию категориального аппарата; • раскрыть теоретико-методологические аспекты ролевых функций городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи; • проанализировать сущность, содержание и направленность городского дизайна; • обосновать функциональную роль городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования- являются положения ведущих отечественных и зарубежных классиков и современников социологии, философии, истории, архитектуры и дизайна, посвященные анализу сущности, содержания, структуры, дизайна, мировоззрения.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили Интернет ресурсы, анализ материалов исследований отечественных и зарубежных социологов по изучаемой проблеме, материалы, авторских социологических опросов населения, проведенных с 2005-2007 годы.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет собой теоретико-прикладные исследования ролевых функций? дизайна- в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи, до сих пор, не ставших предметом социологического анализа, в рамках которого: • раскрываются процессы и этапы становления мировоззрения молодежи; • проводится классификация факторов, обусловливающих типологию мировоззрения молодежи; • выявляются содержательные характеристики мировоззренческой культуры молодежи; • разрабатывается авторское определение городского дизайна и выделяются позитивные и негативные его стороны; • формулируются концептуальные принципы ролевых функций городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи; • разрабатывается модель ролевых функций городского дизайна в процессе формировании мировоззренческой культуры молодежи.
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется авторской разработкой концепции и технологий влияния ролевых функций дизайна на становление и развитие мировоззренческой культуры молодежи.
Практическая значимость работы заключается в возможности развития мировоззренческой культуры молодежи на основе предложенных инновационных технологий. В связи с тем, что в процессе диссертационных исследований были разработаны проекты влияния различных социальных институтов (семьи, школы, вузов, средств массовой информации, информационных технологий и др.) на совершенствование мировоззренческой культуры молодежи, их результаты могут быть предложены к использованию.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику.
Теоретические, методологические и практические результаты исследования были представлены автором на региональных, всероссийских и международных конференциях и выставках. Региональные выставки: VII Межрегиональный фестиваль искусства и дизайна «Народный и профессиональный дизайн», г.Тюмень, 2003г.; выставка «30/60», г.Тюмень, 2004г., VHI Межрегиональный фестиваль архитектуры, дизайна и искусства, выставка-конкурс «Дизайн-сегодня», г.Тюмень, 2006г., выставка «Шедевры тюменского нового искусства и дизайна», г.Тюмень, 2007г. Всероссийские выставки и конференции: Всероссийская научно-практическая конференция «Графические коммуникации в технике и дизайне», г.Тюмень, ТюмГНГУ, 2005г., Всероссийская научно-практическая конференция «Глобализация: мифы и реальность», Тюмень, ТГИМЭУП, 2007г.; IX Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна и искусства, выставкаконкурс «Новый дизайн», Тюмень, 2007г. Международные выставки: «Финальное шоу» г.Эдинбург, 2000г.; «Финальное шоу» г.Лондон, 2001г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографии и приложений. Основное содержание работы изложено на 122 страницах машинописного текста, некоторые результаты представлены в виде таблиц и схем. Библиография содержит 162 наименования источников. В приложениях представлены анкеты и наиболее значимые проекты диссертанта.