Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества Шилкина Наталья Егоровна

Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества
<
Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шилкина Наталья Егоровна. Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Барнаул, 2002.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/471-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретике - методологические проблемы исследования особенностей влияния религиозных ценностей на социальные нормы . 14

1.1 Теоретико- методологический контекст проблемы социальной нормы в социологии . 14

1.2 Социальные нормы и религиозные ценности в виталистской социологии. 29

1.3 Религиозные ценности как фактор формирования традиционных социальных норм российского общества. 51

Глава 2 Методика и результаты исследования особенностей влияния религиозных ценностей на социальные нормы российского общества в начале XXI века (на примере служащих государственных учреждений и предпринимателей). 65

2.1 Структура современного российского общества и методы исследования влияния религиозных ценностей на социальные нормы. 65

2.2 Специфика социальных норм и религиозных ценностей в повседневной и кризисной ситуации в социальных группах служащих государственных учреждений и предпринимателей в современной России. 88

2.3 Основные тенденции влияния религиозных ценностей на социальные нормы в России начала XXI века. 123

Заключение и выводы 133

Библиографический список 136

Теоретико- методологический контекст проблемы социальной нормы в социологии

Современный социологический подход к исследованию понятия социальной нормы является результатом синтеза идей ряда социологических школ: изучения механизмов функционирования общества в трудах Э.Дюркгейма, Р.Мертона и их последователей; психологической схемы объяснения человеческих действий на основе подражания; типологии форм рациональности человеческого поведения М.Вебера. Потенциально рассмотрение понятия социальная норма стало возможным вследствие представленного Т.Парсонсом в теории социального действия факта единообразия человеческого поведения, имеющего место несмотря на бесконечную индивидуальную вариабельность.

Методологически обоснованы четыре направления анализа осмысления проблемы социальной нормы. Макрообъективное (социоцентричное) направление, представленное структурно-функциональным анализом, марксистской социологией и системной социологией, подчеркивает детерминирующую роль социальных институтов как внешних регуляторов социальных норм. Значение придается исследованию вклада различных частей, элементов общества в его нормальное функционирование и интеграцию, обеспечение целостности, жизнестойкости и нормативности социальной системы, в которую органично включена индивидуальная нормативность и определенная ценностная ориентация конкретного человека или социальной группы. Второе, макросубъективное (интегративное) направление в социологии рассматривает в качестве социальных факторов, определяющих специфику социальных норм культурные и ценностные основания. Методологическая основа этого направления включает в себя в качестве внутренних элементов интуитивный, эмпирический и рационалистический подходы. При этом классический анализ общества на макро... и микроуровнях утрачивает свою специфику в силу сочетания (на основе принципа дополнительности Нильса Бора) казалось бы несовместимых компонентов - макроуровня и субъективности. Главным принципом здесь выступает культуроцентричность, анализ специфики и структуры культурных систем, их компонентов. Микрообъективное направление социологических исследований (парадигма социальных фактов), основано на анализе образцов социального поведения и социального действия как причины и следствия определенных социальных норм. Микросубъективное (человекоцентричное, интерпретативное) направление социологического познания определяет в качестве социальных дефиниций способы понимания и интерпретации людьми социальных норм. Здесь наиболее известными являются этнометодология, феноменологическая социология, символический интеракционизм.

Показательно, что идеи витализма являются основополагающими для изучения проблемы социальной нормы. (67, 95, 102, 103, 104, 185, 200) Так, макрообъективное направление рассматривает те последствия, которые имеют для жизненных сил, ценностных ориентиров и нормативного поведения человека социальные структуры, конфликты, системы. Макросубъективное направление представляет основополагающие для данной работы методологические подходы, и в первую очередь, наполненную идеями витализма интегративную социологию П.Сорокина (78, 204, 205). Общество, его элементы, взаимоотношения индивида и групп людей с обществом изучаются с позиций анализа сосуществования множества социокультурных систем, находящихся в сложном, часто разнонаправленном движении. Главным принципом здесь выступает культуроцентричность и социальная реальность рассматривается с учетом существования сверхиндивидуальной социокультурной реальности, охватывающей истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции. На основе интуиции, являющейся высшим методом постижения мира, формируются нормативно-ценностные ориентиры сознательной деятельности человека. В современном социологическом познании витализм интегративной социология Э.Гидденса обосновывает подход, в соответствии с которым структура общества и социальные действия субъектов общественной жизни находятся в зависимости друг от друга и именно нормативные социальные действия людей создают и воспроизводят структуры общественной организации, которые можно рассматривать в качестве образцов нормативного поведения (14). Такой подход предполагает комплексный анализ форм индивидуально - личностной и организационно - коллективной субъектности людей, изучение специфики жизненных сил человека и общества в их взаимосвязи.

С позиции микрообъективного направления изучения социальных норм, основополагающими являются идеи витализма представленные в аномических функционалистских теориях. Разработанные Э.Дюркгеймом положения о различении нормальных и патологических проявлений по принципу присутствия у большинства членов общества имеют методологическое значение для последующих исследований социальных отклонений от нормы, преступности и преступных сообществ. Э.Дюркгейм выявил необычайно высокий уровень самоубийств в периоды экономических депрессий, крупных политических кризисов и переворотов, резких социальных изменений и других нестабильных социальных состояний, с отсутствием или резким понижением в течение этого периода времени силы нормативных регуляций. Он предположил, что в таких ситуациях обычные правила, удерживающие индивидов от выполнения социально неприемлемых действий, могут, для некоторых членов общества, утратить свое значение. Подобное состояние общества, характеризующееся высокой степенью разобщенности и противоречивости основных социальных норм, получило определение «аномии». Способ, которым общество справляется с дестабилизирующей проблемой недостижимых целей, заключается в ограничении человеческих желаний и целей, посредством навязывания норм-рамок, «разрешающих» лишь определенные цели, имеющие хотя бы ограниченные возможности достижения. Понятие аномии описывает ситуацию, когда эти рамки распадаются, цели отрываются от средств, и количество самоубийств растет. (14,81,82)

Роберт Мертон расширил дюркгеймовскую концепцию аномии, преобразовав ее в общую теорию, позволяющую объяснить различные виды анормального поведения, а не только самоубийства (14, 146). Р.Мертон понимал аномию как состояние неудовлетворенности, возникшее из чувства противоречия между намерениями индивида и доступными для него средствами их достижения. В своем исследовании аномии Р.Мертон выявил зависимость основания социализации индивидов на этике успеха от акцентированного внимания общества к культурному значению успеха. С детского сада воспитатели и учителя требуют от индивида высоких результатов в учебе и выдвижения амбициозных целей. Книги, газеты и журналы содержат истории, мотивирующие стремление к успеху. Спортивные состязания поражают первостепенным значением победы. Это культурное значение успеха настолько распространено в обществе, что от представителей всех классов ожидают стремления быть победителями, быть кем-то. Даже беднякам говорят, что у их детей есть шанс стать президентом США как у бедного, но амбициозного Авраама Линкольна. Поэтому почти каждый индивид принимает эту культурно поощряемую модель «достижения большего». Культурные аксиомы американского общества, в понимании Р.Мертона, выглядят следующим образом: все должны бороться за достижение всем доступных одинаково высоких целей, сегодняшняя неудача есть ни что иное, как промежуточный пункт на пути к полному успеху, настоящая неудача состоит лишь в уменьшении притязаний или полном отказе от них.

Религиозные ценности как фактор формирования традиционных социальных норм российского общества.

Наиболее выразительные нормативно-ценностные ориентиры находят свое выражение в устойчивых лексических конструкциях, имеющих базовым основанием священное писание. (86, 88, 89, 91, 92, 130, 143, 199, 259) К числу добродетелей относилось умение смиренно сносить обиды «Господин гневу своему - господин всему». Иронически, осуждающе воспринималась похвала самому себе. «Не хвали сам себя, есть получше тебя.» (194) - «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои» (Притчи 27.2) Приветствовалось самоосуждение, эта глубоко Христианская норма органично вошла в русский национальный характер. Ценилась не только правдивость, но и подчеркнутая критика своих недостатков. «Спесивый высоко взлетает, да низко падает» (194) - «Погибели предшествует гордость, а падению надменность» (Притчи 16.18). Черты народной нравственности укреплялись в каждом за счет обязательной исповеди перед причастием. Личное самоосуждение как распространенная черта национального характера в общественном плане вылилась в критическое направление русской художественной и социальной литературы, но как только это направление оторвалось от глубинной религиозной основы, оно превратилось в негативную силу, разрушающую общество. Заметным средством очищения нравственной обстановки в деревне служили обычаи просить прощения. Обычаи эти были приняты как внутри семьи, так и в общине в целом. В основе их лежали идеи Христианского покаяния и взаимного прощения, дающий широкую возможность мирного примирения после ссор (179). «Повинную голову меч не сечет» (194) - «Кто сознается и оставляет свои преступления, тот будет помилован» (Притчи 28.13). Подчеркивался авторитет старших. Но если внешнее проявления уважения относилось ко всей возрастной группе, то обращение за советом четко связывалось с индивидуальными качествами (179). «Молодость плечами покрепче, старость головою». (194,307) - «Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина» (Притчи 20.29). Приветствовалась взаимопомощь. Трудно подчас отделить благотворительность от взаимных услуг, но и в последнем случае просматривается евангельское основание: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея 7.12) О сибиряках писали как о христианах с черствым видом, но не с сердцем, носящих в себе тайну благоговейности и сострадания. (179).

Подход с позиций нравственности в рассмотрении разного рода нарушений норм поведения был характерен для крестьянской судебной практики. С точки зрения правовой нормативности многое нравственное может быть преступным и не все, что преступно должно быть безнравственным; с точки зрения обычно правовых понятий народа все преступное обязательно безнравственно и все, что нравственно не может быть преступно. (125, 179) Две основные черты нравственности - товарищеские взаимоотношения в беде и выполнение взятых на себя обязательств при любых обстоятельствах - особенно выявлялся в трудовых артелях, где существовала специфическая обстановка, которая требовала особенно четкого соблюдения ряда существующих принципов христианской этики и оказывала значительное воздействие на формирование социального характера и нашло свое отражение в речи «Не давши слова крепись, а давши -держись». (194) - «Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать» (Притчи 20.25).

Особое значение придавалось нравственной репутации крестьянина и решение ряда вопросов на сходке общины напрямую зависело от постепенно сложившегося общественного мнения. (179) Община являлась в этом отношении гибким механизмом: репутация могла измениться. Значение общественного мнения четко осознавалось и любое сколько-нибудь широкое собрание в деревне могло служить ареной для апелляции к общественному мнению. (125, 180) Наряду с репутацией отдельного лица в общине, а отчасти и за ее пределами формировалась и устойчиво сохранялась репутация семей, переходившая нередко из поколения в поколение. Сама община имела также определенную нравственную репутацию среди других селений: «Добрая слава лучше богатства» (73) - «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притчи 22.1). В формировании репутации существенную роль играла степень владения трудовыми навыками. Трудолюбие оценивалось как важнейшее положительное качество человека. (179) Резкому осуждению подвергалась лень и неумелое недобросовестное отношение к труду «Кто не работает, тот не ест» (1, 307) - «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 послание к Фессалоникийцам ЗЛО)

Рассматривая традиционный нравственный идеал в связи с православной верой следует особо отметить, что религиозность крестьян была очень цельной, непосредственно связанной с их образом жизни. Для большинства вера являлась основным способом существования. Искренне верующий человек просто не мог плохо хозяйствовать на земле, которую считал творением Божьим или отказать в помощи нуждающемуся. Также и в повседневных молитвенным прошениях для него сливалось воедино и отношение к иконе святого, и знания его жития, и заказ молебна ему в храме, и стремление к паломничеству и подаче милостыни в его день, и прошение о благополучии близких людей. Воцерковление начиналось с крещения и продолжалось до последнего дыхания. Оно всегда означало активное начало в поведении самих крестьян и в этом поведении вера неразрывно сливалась с нравственными представлениями.

Нормативные ценности русского общества, представленные в практической повседневности отличаются единичностью, частностью, своеобразием проявлений, посредством чего достигается возможное разнообразие и многосторонность осуществления единой культуры. Специфичное обретает общие черты, случайное становится закономерным в процессе формирования национального менталитета.

Христианские этические традиции, находя свое выражение в народном нравственном идеале, обобщаются и теоретизируются в отечественной социально-философской мысли. После раскола Православной церкви на сформированной столетиями основе была создана непохожая на все предыдущие Православная цивилизация Российской империи с поразительной Православно -имперской великой культурой. В XIX веке в России появилась удивительная традиция светской христианской мысли чрезвычайно разнообразная и многоцветная, хотя основополагающие ее идеи традиционны для религиозной интерпретации этических ценностей. Проводя параллели с Европой, и особенно значимой для России Францией, мы назовем имена: А. Безансона, А. де С. Экзюпери.

Поскольку русские идеалистические теоретизирования - чрезвычайно сложное и во многом уникальное явление духовной культуры, то в данном случае мы коснемся только важных для нашей работы аспектов.

Наиболее значимыми с точки зрения нормативно - ценностной рефлексии представляются два направления русской философии: философия «всеединства» (В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк) и экзистенциальная философия (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов). Нравственные ценности являются центром исследований этих мыслителей, а предложенные ими идеи становятся все более актуальными в настоящее время. Рассматривая социальный аспект творческой деятельности, следует отметить, что доминанта иррационального во многом была обусловлена ситуацией обострения социальных противоречий и инфляции нравственных ценностей. Устремления русской интеллигенции того периода отчетливо выражаются в формулировке С.Франка: «Что делать мне и другим, - чтобы спасти мир и впервые оправдать свою жизнь». (231. С. 502)

Специфика социальных норм и религиозных ценностей в повседневной и кризисной ситуации в социальных группах служащих государственных учреждений и предпринимателей в современной России.

В ситуации опасности для жизни, здоровья и (или) благополучия представление о религиозных ценностях приобретает следующий оттенок:

Объединенные фактором «Репутация» высказывания сообщают, что лучшей основой для социального одобрения является умение сохранять в опасной ситуации любовь и преданность к своему мужу или жене, осознание преходящего характера событий и следующего отсюда умения спокойно, без лишних претензий реагировать на происходящее и, наконец, недопустимости что бы не случилось претензий на чужое.

Как следствие вытекают требования, объединенные фактором «Деньги -». Данные требования включают сознательные самоограничения, контроль над своими желаниями, осознание того, что несмотря на временные трудности жизнь может снова повернуться светлой стороной, впрочем не стоит мечтать о больших удачах и никакие материальные блага не имеют существенного значения в свете вечности.

В ситуации опасной для жизни, здоровья и (или) благополучия существенное значение придается умению выйти из нее с умом, собственным трудом и правильно оценивая свои силы и возможности.

В опасной ситуации оценивается значение веры в Бога, которая при этом должна сочетаться с собственной жизненной активностью и трудолюбием.

Существенное значение в опасной ситуации имеет сочетание таких поведенческих реакций как сохранение доброжелательности и дружелюбия по отношению к близким, собственная работоспособность и ожидание поддержки от других людей.

Что касается сохранения морально-нравственных качеств, то в опасной ситуации высказывается необходимость сохранения честности, недопустимость зависти и притязаний на чужое. Основой морали являются религиозные заповеди.

Анализ наиболее значимых религиозных ценностей в группе служащих в повседневной и гипотетически кризисной ситуации. Выше были приведены факторы приемлемого поведения в повседневной и опасной ситуации в группе служащих. При этом не выделялось какие факторы являются более важными, а какие второстепенными.

Однако, встает вопрос не только о приемлемости, но и о значимости тех или иных религиозных ценностей как в повседневной, так и в опасной ситуации. То есть, необходимо выяснить какие именно формы реагирования станут главными и основополагающими в той или иной ситуации и какого поведения следует ожидать в первую очередь.

Для ответа на этот вопрос был проведен регрессионный анализ данных значений факторных весов с данными ранжирования религиозных ценностей по степени значимости от наиболее значимой до наименее значимой или незначительной. Получены следующие данные:

Интерпретация 1 фактора в данном случае принимает противоположное значение: неприменимость религиозной ценности любви к Богу, напротив прежде всего любовь к себе и культивирование мечтательности.

Следовательно, мы видим, что значение религиозных ценностей в смысле их применимости приобретает совершенно иной оттенок. Так, в ситуации повседневной в плане общей приемлемости фигурирует фактор «Веры», который включает в себя стремление «возлюбить Бога», признавать Его власть и уменьшения чувства собственной значимости перед лицом Абсолюта. Однако, в плане практической применимости преподносится неприемлемость религиозной ценности любви к Богу, напротив прежде всего любовь к себе и культивирование мечтательности. Очевидны различия между словесным предъявлением и практическим применением в повседневной жизни. Данный вывод подтверждается графиком регрессионного анализа:

Ценность религиозных традиций выражается в одобрении честности, трудолюбия, умения владеть собой и уважения к вере.

Ценность взаимопомощи между людьми приобретает характер взаимной любви и преданности в семье, установления хороших отношений на «всякий случай» и ожидание помощи свыше.

Подчеркивается важность хорошей репутации, однако ее источники не формулируются. Определенное значение приписывается дружелюбию. В целом проявляется постоянное ожидание провала, краха существующей спокойной повседневности и отношение к религиозным ценностям формируется как к вещам полезным и способным защитить, преданность религиозным идеалам приобретает оттенок «на всякий случай, мало ли что». Приемлемость религиозных ценностей в социальной группе предпринимателей в ситуации опасности для жизни, здоровья и (или) благополучия.

В опасной ситуации приписывается значение мудрой оценке событий, умению сохранять отношения любви и преданности в семье. Определенное значение приписывается самоограничениям, основанным на способности владеть своими желаниями и потребностями и умении в опасной ситуации реально оценивать свои возможности и силы. Первоочередная применимость религиозных ценностей в социальной группе предпринимателей в повседневной и кризисной ситуации. Для выявления данных о первоочередной применимости религиозных ценностей в повседневной и опасной ситуации в социальной группе предпринимателей проводился регрессионный анализ значений факторных весов с данными ранжирования социальных норм.

Изучение практической применимости религиозных ценностей в кризисной ситуации в социальной группе предпринимателей выявило следующие тенденции: Таблица 2.2.55 Данные корреляции индивидуальных значений факторных весов с данными ранжирования социальных норм (группа предпринимателей, практическая применимость религиозных ценностей в кризисной ситуации). Номер фактора Состав фактора Коэффициент корреляции 2 Кто не работает, тот не ест.Немного поспишь, немного подремлешь,немного сложа руки полежишь и придетбедность твоя как прохожий и нужда твоякак разбойник.Не спеши языком, торопись делом. -7,04637

Всякая неправда- грех. Добрая слава лучше богатства. 6,308997 Интерпретация 2 фактора: ценность работоспособности. Интерпретация 4 фактора: данный фактор принимает противоположное значение: неправда допустима и богатство лучше доброй славы. Что может интерпретироваться так: бесчестность допустима, если приносит доход.

В опасной ситуации в неизменном виде на первый план выступает фактор 2 «Труд», подчеркивающий ценность работоспособности. И получает свое противоположное значение 4 фактор, которым в повседневной ситуации подчеркивается значение истины и ей приписывается основание хорошей репутации, а в ситуации опасной для жизни, здоровья и (или) благополучия применимыми становятся принцип допустимости нечестного поведения, если оно приносит материальный доход.

Основные тенденции влияния религиозных ценностей на социальные нормы в России начала XXI века.

Фактор 1 «Вера», объединяющий пословицы: «Всякая власть от Бога», «Возлюби Господа Бога твоего как самого себя», «Не мечтайте о себе» находится в обратно пропорциональной зависимости с фактором 4 «Безнадежность усилий», объединяющим пословицы: «Всех дел не переделаешь», «Судят не по уму, а по карману», «На Бога надейся, а сам не плошай». Следовательно, чем меньшее выражение находят религиозные ценности приоритета Бога, а не себя самого, тем больше выражена социальная безысходность, находящая свое место в сочетании утверждений, что «дел не переделаешь» и «судят не по уму», но при этом нужно все-таки «не плошать». подремлешь, немного сложа руки полежишь и придет бедность твоя как прохожий и нужда твоя как разбойник», «Есть время разбрасывать камни и время собирать камни», «Все мне позволено, но ничто не должно владеть мною», «Где ум, там и толк» прямо пропорционален фактору 4 «Безнадежность усилий», объединяющему пословицы: «Всех дел не переделаешь», «Судят не по уму, а по карману», «На Бога надейся, а сам не плошай». В данном случае религиозный фатализм связывается с отсутствием веры в Бога в социальной жизни. Реально религиозный фатализм не основан на вере в христианского Бога, а скорее на вере в судьбу, расположение звезд, законы кармы или некоторого абстрактного бога. (См. С. 47)

Фактор 5 «Притязания -», объединяющий пословицы: «Не мечтайте о себе», « Не спеши языком, торопись делом», «Кто хочет быть большим, тот будет меньшим» связан обратно пропорциональной зависимостью с фактором 6 «Деньги -», включающим выражения: «Не в свои сани не садись», «Не в деньгах счастье», «Чарка да кума лишат чести и ума», «Вера и гору с места сдвинет». То есть, чем ниже уровень притязаний, понимаемый в религиозном смысле, тем сильнее выражен низкий уровень материальных претензий к социальной реальности и склонность к самоконтролю над желаниями.

Далее мы изучали устойчивость религиозных ценностей повседневной ситуации и их влияние на приемлемость социальных норм в опасной ситуации.

Влияние религиозных ценностей на формирование социальных норм в группе служащих государственных учреждений в опасной ситуации.

«Максимализм», объединяет пословицы «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Деньги не пахнут», «Кто смел, тот два съел», «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет» и связан прямо пропорциональной зависимостью с фактором 2 «Труд», в который включены пословицы «Не укради», «Кто не работает, тот не ест», «Кто хочет быть большим, тот будет меньшим», «Как хочешь, чтобы к тебе относились, так и ты относись к другим». Итак, в повседневной ситуации высказывается ценность честности, трудолюбия, дружелюбия и недопустимость претензий на чужое. В опасной ситуации данные религиозные ценности утрачивают всякое значение и становятся приемлемыми деструктивные формы поведения. Следовательно, признание религиозных ценностей является очень неустойчивым и непостоянным, скорее формальным, чем применимым в реальной жизни.

Этот вывод подтверждается следующей корреляционной связью.

Фактор 3 «Репутация -», объединяющий пословицы: «Риск благородное дело», «Промедление смерти подобно», «Что наша честь, если нечего есть» и фактор 5 «Самоограничения», объединяющий пословицы: «Не мечтайте о себе», «Не спеши языком, торопись делом», «Кто хочет быть большим, тот будет меньшим» связаны прямо пропорциональной зависимостью, следовательно высказываемая в повседневной ситуации ценность трудолюбия и недопустимость претензий на чужое не мешают в опасной ситуации приветствовать любые средства для достижения желаемой цели.

Коэффициенты корреляции факторных весов социальных норм и религиозных ценностей в опасной ситуации в социальной группе служащих государственных учреждений Социальные нормы Религиозные ценности Фактор 1 Дружба Фактор 2Максимализм Фактор 3 Репутация Фактор 4Бесцеремонность Фактор 5 Работа - Фактор 6 Деньги «Мораль», объединяющий пословицы: «Всякая неправда -грех», «Кто хочет быть большим, тот будет меньшим», «Деньгами душу не выкупишь», «Не укради», «Возлюби Господа Бога твоего как самого себя» связан прямо пропорциональной зависимостью с фактором 2 «Максимализм»: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Деньги не пахнут», «Кто смел, тот два съел», «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет». Следовательно, чем реалистичнее и критичнее отношение к жизни, которой приписываются нелицеприятные черты: тем выше выражена потребность в моральных религиозных ценностях

Фактор 4 «Бесцеремонность», объединяющий пословицы: «Закон что дышло куда повернешь, туда и вышло», «С волками жить по-волчьи выть», «Вера и гору с места сдвинет», связан прямо пропорциональной зависимостью с фактором 4 «Вера»: «Всякая власть от Бога», «Не спеши языком, торопись делом», «Возлюби Господа Бога твоего как самого себя», «Всякая неправда -грех», «Добрая слава лучше богатства». В данном случае эклектичность восприятия реальности позволяет объединять одобрение религиозных ценностей с допущением нарушения социальных законов и взаимоотношений, что наблюдается как внутри дескрипторов, объединенных фактором

«Дружелюбие»: «Как хочешь, чтобы к тебе относились, так и ты относись к другим», «Немного поспишь, немного подремлешь, немного сложа руки полежишь и придет бедность твоя как прохожий и нужда твоя как разбойник», «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным». Данная корреляционная зависимость показывает, что чем большее значение приписывается дружелюбию в религиозном значении, тем больше оно проявляется в социальной жизни.

Похожие диссертации на Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества