Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы Мальцев Алексей Александрович

Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы
<
Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мальцев Алексей Александрович. Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы : нормы, тенденции и механизмы : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Москва, 2005 117 с. РГБ ОД, 61:05-22/493

Содержание к диссертации

Введение

1. Содержание процесса социализации личности и его роль в функционировании общества 15

1.1. Теоретико-методологические аспекты исследования процесса социализации личности: сравнительный анализ в отечественных и зарубежных науках 15

1.2. Социализация как процесс социокультурной интеграции личности в общественную систему 40

2. Социализационная норма и специфика социализационных процессов в современном российском обществе 59

2.1. Социализационная норма и основные тенденции ее конструирования в условиях становления новой социокультурной реальности 59

2.2. Тенденции, механизмы и специфика реализации процесса социализации в современном российском обществе 87

Заключение 99

Приложение 102

Литература 105

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена изменениями в содержании социализационного процесса современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме "включения" личности в общественную систему.

Социализация как общественное явление определяется характером самого общества, его свойствами и потребностями. В условиях постепенного перехода от одной социокультурной реальности к другой, изменяются критерии и нормы жизнедеятельности человека, а также условия для творческой самореализации. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование всего комплекса изменений, которыми характеризуется процесс социализации личности, выявление конкретных факторов, условий и социальных противоречий, которые определяют становление нового типа личности - участника социальных преобразований.

Изменения, произошедшие в 90-х годах XX века, непосредственно повлияли на сознание и поведение человека. Противоречивость способов приспособления личности к новым процессам формируют особые условия общественной жизнедеятельности.

Вместе с тем, все преобразования, затронувшие общественную жизнь современного российского общества, в первую очередь, обуславливают изменения в норме и механизмах "вхождения" индивида в общественную жизнь и отражаются на реализации процесса социализации, именно эта проблема по нашему мнению является основополагающей при рассмотрении специфики современного российского общества.

Неоднозначность воздействия технического прогресса,

информатизации, глобализации, рыночных отношений на сознание и поведение человека, специфичность способов приспособления личности к новым процессам формируют основное противоречие в социализационном процессе. Личность, успешно социализировавшаяся, не всегда может занять достойное место в современном российском обществе в силу того, что социальные нормы - нестабильны, а механизм включения личности в общественную систему до конца не сформирован.

Одной из основных тенденций в новом российском обществе является тенденция сближения общества на основе формирования единого культурного и коммуникативного пространства. Этот процесс, в настоящее время, носит преимущественно стихийный характер, оценить последствия которого, для будущих поколений очень сложно. Процессы интеграции постепенно видоизменяют характер социального взаимодействия и приоритеты в культурных идеалах, которые, в свою очередь, влияют на расстановку акцентов в социализации.

В связи с этим, наиболее адекватным представляется использование социологических методов анализа процесса социализации. Такой подход позволит объяснить не только сущность процесса в новых социокультурных условиях, но и выявить основные тенденции, механизмы реализации и норму данного процесса, и показать его роль во взаимосвязях, определяющих функционирование общества.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование процесса социализации в условиях изменения общества представляет особый научный интерес для различных школ и течений в современной гуманитарной науке. Специфика изучения данной проблематики состоит в

том, что исследование носит комплексный характер и не может ограничиваться лишь рассмотрением с одной точки зрения. В связи с этим важными представляются теоретическое осмысление данной проблемы философскими, социологическими, психологическими, педагогическими научными школами. При оценке проблемы социализации в ретроспективе необходимо обозначить ряд научных традиций заложивших основу для комплексного изучения данной проблемы. Философия Просвещения1, теоретические достижения классического этапа развития философии и социологии2, выводы культурно-антропологических3 и психоаналитических школ4 конца XIX века - начала XX века - все это заложило методологическую основу для понимания проблемы социализации личности в настоящее время. Именно в это время особое внимание в науке стало уделяться проблеме взаимоотношения личности и общества, предпринимались попытки выявить механизмы включения индивида в общественные процессы, формулировались методологические принципы анализа общественных процессов.

В рамках философских теоретических традиций процесс социализации рассматривался, как исторический процесс, закладывающий основу для развития общества. В данном случае исследованию подлежали основные

См. напр.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре (1762), Эмиль или о воспитании (1762); Вольтер Ф. Опыт о нравах и духе наций (1756), Философские письма (1734); Дидро Д. Энциклопедия наук, искусств и ремесел (1772) и др.

2 См. напр.: Спенсер Г. Основания социологии (1876-1896); Маркс К. Экономическо-
философские рукописи (1844); Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и
государства (1884); Дюркгейм Э. О разделении общественного труда (1893); Гиддингс Ф.
Основания социологии (1896) и др.

3 См. напр.: Мид М. Культура и мир детства; Тэйлор Э. Первобытная культура и др.

4 См. напр.: Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я" (1921), Юнг
К.Избранные труды по аналитической психологии (1921) и др.

закономерности процесса приводящего к смене культурно-исторического типа общества (К. Маркс, А. Шопенгауэр и другие).

Социологическая традиция концентрировала свое внимание на изменениях в механизмах "включения" индивидов в общество, на влиянии социальных институтов на положение человека, на связях и взаимосвязях обеспечивающих поступательное развитие человека и общества (О. Конт, Г. Спенсер, П.А. Сорокин и другие).

Культурно-антропологические исследования уделяли особое внимание анализу человеческого поведения и сознания, являющегося результатом процесса социализации (Ч. Кули, Э. Тэйлор и другие).

Психоаналитические школы акцентировали свое внимание на соотношение "биологическое - социальное", которое рассматривалось преимущественно в личностной, индивидуальной перспективе. Особое значение в настоящее время имеет динамическая модель личности, которая вводит понятие "бессознательного" (3. Фрейд) и, что более важно, обращает внимание на роль символических элементов в формировании человеческого сознания (К. Юнг).

В начале XX века социализация рассматривалась учеными, прежде всего как процесс, обеспечивающий поступательное "включение" личности в общественную жизнь. Результатом данных исследований стало построение различных моделей социализации - бихевиоризм, символический интеракционизм .

В целом, рассмотрение процесса социализации велось на двух теоретических уровнях: макро - и микроуровень. В первом случае изучению

См.: Скиннер Б. Поведение организмов (1938), Мид Дж. От жеста к символу (1934), Интернализованные другие и самость (1934).

$

подлежали общие закономерности, влияющие на общество в целом и на личность в конкретном случае. Микроуровень, наоборот, во главу угла ставил операциональный характер человеческого поведения. Именно в связи с этим наметилось два основополагающих методологических принципа в моделировании процесса социализации - интерпретация личности преимущественно либо в качестве объекта, либо в качестве субъекта данного процесса.

Данное разделение исследований актуально и в настоящее время. С точки зрения субъект — объектного подхода социализация - это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, которое происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Субъект - субъектный подход делает акцент на взаимном влиянии человека и общества (Ч. Кули, Дж. Мид).

Одна из самых разработанных концепций социализации (субъект -объектный подход), была сформулирована в рамках структурно-функционального анализа. Т. Парсонс рассматривает социализацию как одну из подсистем культурной системы, выполняющей функцию латентносте — поддержание образа. Специфика данного рассмотрения в том, что теоретические проблемы социализации невозможно рассматривать как отдельное явление, рассмотренное вне функционального анализа всех систем.

В средине XX века представителями неофункционализма П. Бергером и Т. Лукманом была предпринята попытка, дать объяснение процессу социализации с позиции эволюционного развития человека. Социализацию они понимают как онтогенетический процесс, т.е. процесс "перенимания от

#

другого" мира стереотипов поведения. Мир, который индивид "перенимает" становится его собственным.

Исследование теоретических проблем социализации в России имеет специфическое своеобразие, которое определялось зависимостью теоретической русской социологии от духовной жизни общества и национального характера. Подход русской социальной мысли отражался в желании найти и обосновать общезначимый социальный идеал, опираясь на который можно освободить общество от нарушающих его противоречий.

Огромный научный потенциал и по сей день, представляют работы русских религиозных философов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков). А также, Н.Я. Данилевского и Л.И. Мечникова, которые признавали социализирующее влияние макросреды, и определяли в этом качестве этнокультурные особенности нации.

Не менее важной, с точки зрения обоснования перспектив процесса социализации, является и марксистская идея об общественном бытии как процессе самореализации сущностных сил человека, которая нашла свое продолжение в советском обществоведении (СМ. Ковалев, Е.Ф. Сулимов).

Стоит также отметить, что в российской и советской науке накоплен значительный опыт изучения процесса социализации в молодежной среде. В этой связи огромный вклад в развитие этих представлений внесли отечественные ученые К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, В.Н. Боряз, В.И. Жуков, Т. И. Заславская, Ю.А. Зубок, В.И. Иванов, С.Н. Иконникова, А.И. Ковалева, И.С. Кон, В.А. Луков, В.В. Павловский, Ж.Т. Тощенко, М.В. Фирсов, В.И. Чупров и многие другие.

В тоже время в советской научной традиции очень долгое время понятие "социализация" отождествлялось с понятием "воспитание", что в

свою очередь существенно ограничивало возможности анализа данного процесса.

В целом, как отмечает В.В. Павловский1, при анализе исторического опыта, в научной литературе большое внимание уделяется самому процессу социализации, активно анализируются механизмы и факторы вовлечения индивида в общество, разрабатываются модели социализации, в тоже время практически не уделяется внимание социализации отдельных групп.

Оценивая весь исторический опыт необходимо отметить, что многие теоретические вопросы, касающиеся механизмов "включения" личности и молодежи в общественные процессы освещаются недостаточно ясно. Недостаточное внимание уделяется процессу передачи опыта в соответствии с изменяющимися общественными условиями. Исследование именно этого аспекта в настоящее время является наиболее значимым при формировании нового типа общественных взаимоотношений в условиях современного российского общества. Социализационная норма нового российского общества, строящаяся на принципах индивидуализма, существенно меняет представление о традиционных процессах происходящих в обществе. Динамичность и инновационность становятся не только показателями успешности развития личности, но и важнейшими факторами эффективного развития общества.

Существенным моментом является и то, что современная социокультурная ситуация диктует необходимость рассматривать феномен

1 См.: Павловский В.В. Ювентология проект интегративной науки о молодежи. - М: Академический проект, 2001. - С. 62.

'*'

социализации в контексте общих закономерностей социально-исторического развития.

Анализ научной литературы показывает, что, несмотря на большую историю изучения данной проблематики, авторы в большинстве

щ ограничиваются изучением одного из аспектов этой комплексной

проблемы. Это определяет необходимость всесторонней разработки проблемы и анализа каждого из ее компонентов в отдельности для понимания сущности происходящих изменений в целом.

Объектом настоящего диссертационного исследования является социализация, как процесс социокультурной интеграции личности в общественную систему. Предметом исследования является специфика, нормы и механизмы реализации процесса социализации личности в

^ условиях современного российского общества.

Цели и задачи исследования. Цель данной работы состоит в выявлении тенденций в социализации личности, характеристике социализационной нормы, и определении механизма "включения" личности в общественные процессы для определения путей оптимизации государственной социальной политики в условиях современного российского общества. Задачами диссертационного исследования являются:

Провести сравнительный анализ теоретико-методологических
подходов в изучении процесса социализации в отечественной и
зарубежных науках;

Определить границы модальности и характеристики
социализационной нормы современного российского общества;

%

%

Выявить основные тенденций реализации процесса
социализации личности на современном этапе развития российского
общества;

Исследовать особенности процесса социализации личности в
ф современном российском обществе, определить противоречия и их

влияние на личность;

Выявить основной механизм "включения" личности в
общественную систему в условиях современного российского общества.

Теоретической и методологической основой настоящего исследования являются работы классиков мировой социологии, философии, психологии и педагогики, связанные с раскрытием сущностных особенностей процесса социализации. При анализе проблемы социализации в условиях становления новой социальной реальности используются положения системного анализа, а также сложившиеся принципы исследования процесса социализации.

Эмпирическая база диссертационной работы. Автор участвовал в
проведении и анализе данных Всероссийского исследования стиля жизни и
уровней потребления "Российский индекс целевых групп", проводимого
исследовательской организацией КОМКОН с 1995 года по настоящее
^ время, методом случайной бесповторной выборки (36 тыс. респондентов),

которая репрезентирует население России в возрасте старше 10 лет и проживающее в городах с населением более 100 тысяч человек (см. прил. 1). Полученные результаты позволили диссертанту выделить тенденции в конструировании социализационной нормы российского общества применительно к разным возрастным группам. Также информационную

#

базу диссертации составили данные Государственного комитета по статистике РФ и отчеты государственных органов РФ.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

Уточнена и конкретизирована теоретическая модель социализации личности; проведен сравнительный анализ теоретико-методологических подходов в изучении процесса социализации в отечественной и зарубежных науках.

Определены границы модальности (социализационной нормы) современного российского общества;

Систематизированы факторы и условия, определяющие
изменение в содержании процесса социализации в условиях
социокультурных изменений в российском обществе;

Определен специфический механизм "включения" личности в
общественные процессы в условиях изменения российского общества.

Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что в работе систематизирован опыт изучения процесса социализации, а также выделены особенности, факторы и механизмы реализации процесса социализации личности в современном российском обществе. Основные положения и выводы работы могут быть использованы для дальнейшего изучения данной проблематики, при разработке специальных исследовательских программ социализации личности имеющих своей целью оптимизацию данного процесса в новых социокультурных условиях, а также при разработке и чтении нормативных и специальных курсов по социологии и социальной психологии.

Апробация работы. Основные положения, выводы и научные результаты обсуждались на российских и международных научных

конференциях, конгрессах: "Социальные проблемы глазами молодых", "Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов", II Всероссийский Социологический Конгресс и др.

Основные выводы и положения диссертации опубликованы в следующих работах:

  1. Мальцев А.А. Молодежные организации, как новый институт социализации // Социальные проблемы глазами молодых: Тезисы и доклады международной научно-практической конференции. - Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2000. - С. 21 - 24.

  2. Мальцев А.А. Молодежные организации: мотивы, причины формирования и их воздействие на нравственно-правовое состояние молодежи: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции "Нравственно-правовые и управленческие аспекты молодежной политики". - Сыктывкар: КРАГСиУ, 2000. - С. 81 - 84.

  3. Мальцев А.А. Молодежные организации - социальный индикатор развития общества: Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов- 2001". Выпуск 6. - М.: МГУ, 2001. - С. 354 - 355.

  4. Мальцев А.А. Самоорганизации и социализация молодежи: Материалы Международной конференции студентов "Ломоносов — 2001". Сборник статей. М.: МАКС Пресс, Часть 1, 2001.- С. 68 - 76.

  5. Мальцев А.А. Новые тенденции в социализации: Универсальная история (междисциплинарные подходы): Сборник статей. -Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2001. - С. 38-39.

6. Мальцев А.А. Институты социализации в постиндустриальном обществе // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 2002". Сборник статей. - М.: МГУ, Часть 2, 2002. - С. 25-29.

Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Теоретико-методологические аспекты исследования процесса социализации личности: сравнительный анализ в отечественных и зарубежных науках

Теоретические проблемы социализации личности как отдельной отрасли науки, начали исследоваться сравнительно недавно, хотя исторические предпосылки, заложившие основу методологического изучения просматриваются еще в рамках Французского Просвещения. Теория социализации своими истоками восходит к работам Г. Тарда, французского социолога XIX века. По его мнению, основное социальное значение имеет подражание, существующее в форме обычаев и моды, благодаря которому возникают общественные и групповые ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т.е. приспосабливаются к условиям общественной жизни. Г. Тард отмечал: "общество — это подражание, а подражание — своего рода гипнотизм".1

Понятие "социализации" начало активно использоваться с конца 40-х — начала 50-х годов XX века в работах американских социологов и социальных психологов Д. Гослина, В. Вентуорса, И. Толмэна, Т. Декартье, Э. Маккоби и ДР.2

В конце 60-х годов XX века интерес к проблеме социализации резко возрос у представителей практически всех школ и течений современной западной социологии и социальной психологии. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма рассматривали социализацию как процесс социального научения. Символические интеракционисты исследовали социализацию как результат социального взаимодействия людей. В свою очередь, представители гуманистической психологии оценивали социальное становление и развитие как самоактуализацию Я - концепции. Ключевым понятием в исследовании социализации у Т. Парсонса и Р. Мертона (функциональная теория) является понятие "социальной роли".

Студенческие волнения конца 60-х годов XX века в Западной Европе и США внесли качественно новые коррективы в дальнейшее исследование проблем социализации. Особое внимание было обращено на то, как процессы отчуждения и овеществления в условиях современного капитализма влияют на человеческий субъективет, (т.е. на самосознание), и что можно противопоставлять этим процессам через педагогическую практику".

Исторически сложилось два подхода к изучению процесса социализации: субъект-объектный, где субъект социализации общество, а объект - человек (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) и субъект-субъектный - и общество, и человек - субъекты социализации (Ч. Кули, Дж. Мид). С точки зрения субъект- объектного подхода социализация - это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, которое происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Субъект-субъектный подход делает акцент на взаимном влиянии человека и общества.

Социализация как процесс социокультурной интеграции личности в общественную систему

Социализация как процесс социокультурной интеграции личности в общественную систему связана с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем мире. Социализация в данном случае представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

В современном подходе к изучению процесса социализации сложилась устойчивая схема изучения. Большинство авторов при анализе выделяют сущностные характеристики (функциональное предназначение), содержание (механизмы), предпосылки и факторы, а также результаты процесса. Изучение процесса социализации по этим опорным компонентам позволит всесторонне исследовать научную проблему с позиций комплексного подхода.

Социализация в самом широком смысле, может быть определена как процесс функционирования общественных отношений, в ходе которого вырабатывается единый социокультурный стандарт оценки данных отношений личностью. Этот стандарт отражается в системе символических значений культуры и воспринимается в большей или меньшей степени всеми членами общества. Если неприятие стандартов культуры начинает превалировать, следует культурная революция, носящая цель смены или корректировки норм и ценностей.

Сущностная характеристика процесса социализации личности основывается на принципе двумерного подхода к измерению социальной реальности, где учитываются одновременно и общесоциальная и личностные перспективы.

Если рассматривать сущность социализации личности с позиции общесоциальной перспективы, то основное предназначение процесса социализации определяется необходимостью распространения и поддержки социальных стандартов поведения с целью достижения большей интегрированности общества.

Американская исследовательница К. Дьюбойс1 назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной". Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Чем больше модальных личностей по отношению к "правящей" культуре, тем более однородно и статично общество.

В этой связи необходимо учитывать, что важнейшей задачей любого общества является поддержание равновесного состояния, т.е. недопущение социальных катаклизмов, войн и т.п. Чем более статично общество, тем вероятность социальных потрясений ниже. Создавая нормы и ценности, социализируя их с помощью институтов социализации общество навязывает стереотипы поведения и устанавливает рамки легитимности. Основное предназначение процесса социализации определяется необходимостью распространения и поддержки социальных стандартов действия в целях повышения уровня интегрированности социальных систем. Функциональная роль социализации определяется тем, что она формирует у индивида социальную установку. Именно в этой связи процесс социализации становится неотъемлемым компонентом процесса социальной интеграции.

Деятельностная активность личности, обеспечивающая его включение в систему общественных отношений и взаимосвязей, является, по мнению, большинства исследователей, основной сферой процесса социализации. Изучение социальной среды, реальных общественных отношений без учета социальной деятельности индивида не позволяет сделать объективный анализ процесса социализации в динамике его развития.1

Социальная деятельность способствует воспроизведению и изменению социальной среды, реальных общественных отношений, социальных ролей. В то же время социальная деятельность влияет на изменение структуры и содержание сознания, поведения, уровня культуры личности. Отсюда вытекает одна из важнейших характеристик процесса социализации - его неразрывная связь с процессом формирования и функционирования социальной деятельности.

Социализационная норма и основные тенденции ее конструирования в условиях становления новой социокультурной реальности

Анализ содержательных характеристик процесса социализации наглядно демонстрирует ее неоднозначный и двойственный характер. Социализация, как уже отмечалось, выступает в качестве особой формы реализации социального взаимодействия, в процессе которой происходит развитие личностных структур на основе разрешения противоречий "индивидуальное - коллективное". Индивидуальная перспектива процесса социализации связана с формированием автономных установок мышления и поведения, которые совпадают с персональной личностной оценкой социальной жизнедеятельности. Коллективная перспектива предполагает освоение того ментального и поведенческого опыта, который сформировался в ходе длительной социально-исторической эволюции определенного сообщества, и который является совокупным достоянием множества людей.

Сочетание коллективной и индивидуальной перспективы дает показатель социализационной нормы данного общества. Если индивидуальные нормы конкретного индивида могут подвергаться трансформации под влиянием многих факторов, то коллективные нормы формируются изначально и от того, как они усваиваются индивидом зависит его успешность в обществе.

Социализация, являясь сложным многосторонним процессом, может быть классифицирована по различным критериям. Во-первых, формируя, утверждая и закрепляя те или иные ценности, общество, тем самым, определяет желательное для него общее направление жизнедеятельности людей, ориентирует их действия и взаимодействия в определенном русле на основе приоритетных ценностей данного общества. Во-вторых, в социальных нормах общество, на основе социальных ценностей, предписывает своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. В третьих, общество вырабатывает систему мер для реального осуществления этих норм, а также различные способы реагирования на поведение людей и их групп.

По характеру самой социальности могут быть выделены следующие типы социализации: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный.

В качестве другого классификационного критерия рассматривается содержание социализационного процесса, позволяющее различать такие типы социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, трудовая, экономическая и др. Третий критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализации.

Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально-типичного, как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции личности в общество, в изучении того, что является определяющим в достижении нормы социализации. Переход к анализу особенностей процесса социализации в современном российском обществе требует систематизации теоретических данных и уточнения ряда положений, необходимых для взвешенной оценки этого процесса, его диагностики.

В данном случае необходимым является обоснование теоретического понятия социализационной нормы сконструированной на основе социологической теории в соотнесении с социальной реальностью российского общества.

Весь социализационный процесс может быть описан с точки зрения получаемого результата - социализированной личности, социализованного человека. Но для этого должна быть норма, критерий, позволяющий определять, социализован человек или нет и какой это тип социализации.

Социализационная норма может быть определена как установленный и отрегулированный социальный механизм вхождения индивида в общество, развитие индивида в полноправную человеческую личность, обладающую как индивидуальными, так и социально-типическими и социально-значимыми чертами. Социализационная норма также есть принятый в данном обществе ориентир личностного развития индивида с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик.

А. Шюц, отмечал, что по большей части модели поведения стандартизированы и институализированы, т.е. их типичность социально оправдана законом, фольклором, правами и обычаями, а большинство из них используется в обыденном и научном мышлении в качестве разнообразных схем интерпретации человеческого поведения.2

Похожие диссертации на Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы