Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры Сергеева Ирина Владимировна

Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры
<
Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сергеева Ирина Владимировна. Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Саратов, 2004 159 c. РГБ ОД, 61:04-22/425

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Массовая музыкальная культура как объект социологического исследования

1.1. Массовая музыкальная культура в русле теорий массово го сознания 13

1.2. Социологическая концептуализация массовой музыкальной культуры . 45

ГЛАВА 2. Социальный смысл коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры

2.1. Массовая музыкальная культура в рамках коммуникационной парадигмы 69

2.2. Социокультурная характеристика аудитории массовых музыкальных жанров 89

Заключение 121

Список использованной литературы

Введение к работе

Коммуникационные процессы в сфере массовой музыкальной культуры приобретают особенное значение для современного общества. Появление на мировом рынке совершенно нового типа культурной продукции формирует тенденции универсализации феномена массовой музыкальной культуры. Возникнув в русле бытовых жанров прикладного значения, массовые жанры трансформировались в универсальный феномен, по-разному проявляющийся: в различных странах в зависимости от культурных традиций, социальной структуры и господствующей: формы властных отношений. Проблемы массовой музыкальной культуры становятся частью повседневности во многом из-за того, что музыка является мощным фактором воздействия на массовое сознание.

Явления массовой музыки являются: одним из эффективных методов трансляции культурных практик во всем мире; легкость восприятия, прямая; связь с современными формами досуга, жанровая специфика, в сочетании с достижениями современных масс-медиа обеспечивают быстрое распространение массовой; музыкальной продукции по < всему миру. Векторы распространения хитов массовой музыки отражают доминирующие политические тенденции — расстановку сил на мировом рынке, поведение заказчиков и исполнителей культурных заказов, целевые инвестиции культурного капитала в страны третьего мира.. При этом социологическое осознание функций экспортируемой музыкальной продукции не входит в сферу внимания исследователей;

На рубеже XXI столетия все более очевидной становится проблема коммуникационных процессов в области музыкальных жанров -. для духовной жизни современного российского общества. В глобальном производстве значений для: целевых социальных групп музыкальные феномены становятся важной составляющей маркетинговых и политических стратегий. Манипуля-ционные технологии в отношении массовой аудитории используют конструирование определенного звукового поля в качестве одного из базовых эле-

ментов. Результаты подобного воздействия наиболее остро проявляются в эпохи кризисов и переходных для* государства периодов; в. России можно наблюдать резкий взрыв интереса к массовым видам музыкальных жанров на этапе перехода страны к рыночным отношениям, прежде всего среди молодежи. В 19 90-е годы с развитием нового типа дискотечной культуры западного образца в российскую реальность приходят не только новые музыкальные жанры, но и процессы стилевой структурации молодежных субкультур.

В этих условиях актуализируется необходимость всестороннего и глубокого изучения коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры как важной проблемы социологической теории и социальной практики. Новые подходы к изучению природы и структуры коммуникационных процессов позволят избежать множества негативных социальных последствий, помогут устранить фактор стихийности в выборе молодежи социальной стратегии.

Существующая; ситуация в современном обществе требует изменения взглядов на коммуникационные особенности массовых музыкальных жанров. В фундаментальных и прикладных исследованиях преобладают разночтения в осознании; их эстетической ценности и роли в духовной \ жизни общества- коммуникативных возможностей, ведущих к социальной дезинтеграции или сплоченности.

Всё это обусловливает необходимость всестороннего и глубокого изучения социокультурных источников возникновения и развития массовых музыкальных жанров, объяснения их коммуникативных особенностей. Гипотезы и закономерности, выдвинутые в работе, позволяют обосновать новые подходы к изучению различных групп слушательской аудитории массовых, жанров: Теоретическое и эмпирическое осмысление коммуникационных процессов: массовой музыкальной' культуры выявляет все новые аспекты проблемы, требующие комплексного и незамедлительного анализа.

Степень научной разработанности проблемы характеризуется тем обстоятельством, что отдельные аспекты проблем музыкальной культуры яв-

ляются предметом изучения ряда научных дисциплин, анализируются с точки зрения искусствоведения, социологии культуры и социологии искусства, социальной психологии, философии^ социальной и культурной антропологии, а также в русле теорий массовой коммуникации. Разобщенность результатов, обусловленная спецификой научных подходов, не дает возможности сведения к единому знаменателю основных позиций исследований. Вопрос комплексного изучения процессов массовой музыкальной коммуникации усложняется еще и обилием повседневных теорий, интенсивно транслируемых средствами массовой информации, которые еще более разобщены и нередко обусловлены коммерческими интересами их авторов.

Значительная часть. работ, сыгравших важную роль в создании теоретико-методологической базы данной проблемы, принадлежит зарубежным авторам: Э.Канетти, Г. Лебону, X. Ортега-и-Гассету, С. Московичи, F. Тарду, 3: Фрейду. Основное внимание в их работах было отведено проблемам: генезиса массового сознания, вопросам соотношения индивидуального и массового, механизмам взаимодействия личности и толпы. Основоположником социологии музыки- Т. Адорно впервые была заявлена проблема на уровне взаимодействия социологического и музыкального аспекта.

Свой вклад в изучение данного явления внесли и российские авторы. Одно из направлений исследований (Ю. Давыдов,, Л^ Ионин, А. Михайлов) посвящено вопросам социологии искусства и? социологии культуры, социального і генезиса основных видов и форм искусства, вопросам слушательской типологии. Другое направление связано с более углубленной проработкой имманентных свойств массовых музыкальных жанров (В. Конен, Т. Чередниченко).

Зарубежная и отечественная мысль содержит разработку теоретических положений об общих проблемах коммуникации, связанных не только с именем Т. Адорно,' но и с такими, как В. Асафьев, Е. Дуков, Г. Лассуэл, А. Моль, А. Серов, С. Шенон, В. Цуккерман, Б. Яворский, ее природе, закономерно-

стях и частных явлениях - М. Арановский, Л. Мазель, В. Медушевский, Е. Назайкинский, В.Холопова.

Важная роль в теоретическом анализе социокультурных проблем массовой культуры принадлежит исследовательским работам российских и зарубежных авторов И. Андреева, Р. Гергеля, В: Крауса, В. Молчанова, В. Тери-на, М. Хевеши, которые видят проблему массовой культуры как глобальную проблему массового общества. В ряду рассматриваемых вопросов - методологические проблемы цивилизационного процесса, этапы формирования массового общества. Исследование социального поля жанров массовой культуры и отношений, связанных с участниками построения процессов музыкальной; коммуникации, проводится? в работах Г. Вильсона, П. Кулеша, Н. Саркипова, А. Согомонова, С. Фролова. На анализ семантики, источников и социальных последствий* современной массовой і музыкальной культуры, оказала влияние концепция массовой коммуникации М. Назарова; постмодернистская парадигма Ж. Бодрийяра, А. Крокера, Д. Кука, Мі Маклюэна, А. Пир-колиса, мифологическая интерпретация В. Сырова и Н. Поправке Для исследования элементов, входящих в структуру коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры, важный ресурс представляют труды социологии культуры классиков и современных социологов П. Бурдье, М. Вебера, Э. Дюркгейма, ИІ Земцовского, К. Манхейма, F. Маркузе, Ф. Тенниса. Актуализация явлений; массовой культуры и формы репрезентации ее в современном обществе нашли свое отражение в работах В. Дмитриевского, Л. Коган, О. Притыкиной, Е. Ярской-Смирновой.

Значительный;интерес для нас представляют также работы 3. Казанд-жиевой-Велиновой, Н: Саркипова, А. Якупова; в которых; проблема; музыкальной коммуникации оказывается в фокусе междисциплинарного подхода.

Внимательное прочтение и тщательный обзор литературы по проблемам массовой культуры позволяет сделать вывод об отсутствии работ с акцентированием коммуникационных процессов звукового поля массовой культуры. Единого мнения относительно того, что же, собственно, представляет собой

массовая музыкальная культура, не существует. Кроме того, до сих пор отсутствует социологический инструментарий для анализа взаимодействия участников процесса массовой коммуникации, в частности, самой значительной их части - слушательской. Поэтому обозначенные направления исследования требуют социологического анализа.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют фундаментальные теоретические положения Мі Вебера (теория социального действия), Т. Адорно (о функциональных свойствах музыки), Г. Маркузе (теория индустриального общества). Авторская1 интерпретация находится в рамках проблемных теоретических положений психоаналитической (базирующейся на идее противопоставления сознательных и бессознательных процессов личности и толпы), интерпретативной парадигмы (теорий массовой коммуникации, символического интеракционизма, феноменологии) и критической, парадигмы (базирующейся на идее социального неравенства, признающей необходимость преобразования общества). Исследования проблем массовой культуры отражены в классических работах Ж. Бодрийяра, П; Бурдье, Г. Лебона, Э. Канетти, X. Ортега-и-Гассета, 3. Фрейда. Важными для анализа, исследуемой; проблемы оказались также теоретические представления М. Назарова («средства массовой коммуникации»), В: Сырова и Н. Поправко («генезис массового сознания»). На формирование методологической основы диссертационного исследования, разработку его стратегий оказали влияние труды по общей методологии исследований В; Ярской. В разработке методологии эмпирического исследования основанием служили; принципы, раскрытые в трудах Т. Адорно, Ю: Давыдова, Л. Ионина, В: Ядова, Е. Яр-ской-Смирновош Анализ музыкальных аспектов коммуникации проводился с опорой на подходы, разработанные Иі Девятко, В. Конен, Т. Чередниченко, А.Якуповым.

Эмпирическую базу работы составили данные авторского исследования, проведенного в 2002 году методом анкетирования. Выборка состояла из студентов саратовских вузов, а также. молодых, специалистов,. недавно окончив-

ших вуз. Выборка случайная, совокупное число опрошенных 200 человек, ошибка выборки составляет не более пяти процентных . пунктов. Эмпирические данные получены при помощи описательной статистики с применением пакета программ SPSS. Данные, полученные в результате 7 неформализованных интервью с бывшими участниками ансамбля политической песни, существовавшего в Саратове в 1980-е годы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается непротиворечивыми теоретическими положениями; комплексным использованием теоретических и эмпирических методов социологии, надёжностью данных авторского исследования.

Объектом исследования выступает массовая музыкальная культура в современном российском обществе, рассматриваемая нами как сложное, многогранное социальное явление. Предметом являются особенности коммуникационных процессов в массовой музыкальной культуре, связанных, прежде всего, с сегментом ее слушательской аудитории;

Массовая музыкальная культура представляет собой сложную систему взаимодействий различных ее элементов. Разнообразие музыкальных предпочтений слушательской аудитории массовых жанров, их способность, к осознанию своего взаимодействия с музыкальной индустрией; и независимость в выборе образцов во многом зависит от количества и качества каналов музыкальной коммуникации, доступности воспроизводящей'аппаратуры, количества: времени для слушания музыки; Чем выше показатель существующих ограничений к доступу высококачественных средств массовой коммуникации, . к аппаратуре высокого качества, тем выше вероятность приблизиться к среднему значению, тем меньше разнообразие музыкальных пред-почтении наиболее активного в отношении массовых жанров индивида -студента.

Целью диссертационного исследования является анализ сущности, предпосылок возникновения и распространения жанров массовой музыкальной; культуры, раскрытие ее коммуникационной:природы средствами социологи-

ческого анализа. Поставленная цель предполагает решение следующих теоретических и эмпирических задач:

провести анализ понятия современной массовой музыкальной культуры, его содержательных компонентов в русле генезиса массового сознания;

установить основные источники возникновения и распространения массовых музыкальных жанров;

проанализировать различные проявления массовой музыкальной культуры в рамках коммуникационной парадигмы;

провести на примере ансамбля: политической песни сбор эмпирических данных по особенностям функционирования массовых музыкальных жанров в форме полуструктурированного интервью;

разработать и провести комплексное исследование методом анкетирования особенностей коммуникационных процессов современной массовой музыкальной культуры.

Научные положения, выносимые на защиту:

Массовая музыкальная культура — это система устойчивых общественных связей, возникающих в результате функционирования определенных типов социальных сообщений, использующих в качестве базовых семиотических элементов звуковые (свето-звуковые) комплексы и популярные жанровые модели. Проявления массовой музыкальной культуры, потенциал которой постоянно возрастает благодаря быстрому развитию средств массовой коммуникации, в условиях - глобального общества потребителей трансформировались в универсальное явление, обусловленное различными «противоречиями в обществе.

Освоение массовой музыкальной культуры в XX столетии происходило параллельно развитию теории массового сознания. В соответствии с принципами распространения идеологии, культурные практики, проникая в душу масс, нередко становятся догматом, суть которого может быть выражена в нескольких словах - именах исполнителей или названиях музыкальных групп, текстах песен или стабильных музыкальных оборотах.

Параллельно с эмансипацией музыки как отдельного вида искусства мы
наблюдаем процесс эмансипации слушателя, его дистанцированное от ав
тора и исполнителя. Продюсер - один из ключевых элементов; системы мас
совой* музыкальной культуры - начинает и і «замыкает» коммуникационную
цепь, состоящую из; продюсера;. автора, исполнителя, слушателя (зрителя) и
критика. В данную систему входят и составляющие, выполняющие связую
щую роль между элементами коммуникации. Среди них первое место при
надлежит средствам массовой информации.

- Конструирование по крайней мере пятиэлементных коммуникационных
моделей должно быть соотнесено с типологией слушательского восприятия:
Если совместить коммуникационную: систему массовой? музыкальной- куль
туры с типами; слушательского восприятия и при этом:учитывать многообра
зие жанровых моделей, то это, на наш взгляд, могло бы стать системой і коор
динат для исследований и открыло бы новые пути социологического анализа.

В; поведении акторов определенного звена1 цепи массовой; музыкальной
коммуникации наблюдается разная. степень значимости норм поведения. Для
круга исполнителей - значимым может являться; то; какие композиторы для
них пишут песни, какие продюсеры их «продвигают». Для них, на ранних
этапах творческого пути, действия*носят ценностно-рациональный либо аф
фективный; характер:,Позднее,.если;исполнительская работа становится все
более востребованной, она* приобретает целерациональную ? направленность,
желание устойчивого заработка начинает преобладать над иными типами со
циальных действий;

> Система стилевых предпочтений студентов саратовских вузов» выглядит следующим образом:. на;первом^ месте — русскоязычная; поп-музыка, на втором — зарубежная поп-музыка; на третьем — русскоязычный рок. Трансляция стилевых форматов в средствах масс-медиа имеет доминирующее влияние.

Распространение массовой музыкальной культуры; влечёт за собой возник
новение : новых профессиональных групп, объединяющих усилия по расши
рению сферы их воздействия, появляются новые практики культурных ини—

циатив, выступающие инструментом социально-политической консолидации молодежи. Развитие информационных технологий позволяет формировать социокультурную альтернативу доминирующим массовым жанрам.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- по-новому проанализированы и. обобщены подходы к семантике массовой

У"

культуры с позиции теории массового сознания;

предложено авторское определение массовой музыкальной культуры;

различные проявления массовой музыкальной культуры проанализированы в рамках коммуникационной парадигмы;

с современных теоретических позиций социологии проведено исследование коммуникационных моделей массовой музыкальной культуры;

получены новые данные о динамике распространения явлений массовой музыкальной культуры среди студентов;

в работе впервые произведен анализ взаимодействия'различных средств массовой коммуникации с другими видами получения культурной информации (концерты, ночные клубы, дискотеки);

с использованием сочетания* качественных и количественных стратегий, выявлены музыкальные приоритеты у студенческой молодежи;

предложен новый эмпирический материал об особенностях функционирования массовых музыкальных жанров в форме полуструктурированного интервью на примере ансамбля политической песни.

1^ Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение

для развития! социологии культуры, социологии искусства, социологии музыки, культурологии, социологии молодежи, социологии массовой коммунист*

кации. Выводы диссертации могут быть использованы при разработке исследовательских программ по изучению масс-медиа, потребительского рынка музыкальной продукции, для работы продюсерских центров. Материалы диссертационной работы применимы при создании образовательных программ для студентов, магистрантов, аспирантов социологических, искусство-

ведческих факультетов, студентов эстрадных отделений, факультетов повышения квалификации социологов, психологов, маркетологов и специалистов по PR-менеджменту. Полученные диссертантом результаты могут быть привлечены при чтении специализированных курсов по проблемам современной массовой культуры.

Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы и трех приложений.

Массовая музыкальная культура в русле теорий массово го сознания

Не более столетия? назад понятие «массовая; культура»,, а; тем более, «массовая музыкальная культура» было редкоупотребимым; как в повседневности, так ив научной традиции. С окончанием периода холодной войны впервые в западных странах стали говорить о глобализации культуры», что в равной мере присуще как сторонникам этого процесса, так и его оппонентам. Для проглобалистов Ї ЭТО означает появление на; мировом . рынке совершенно нового типа; культурной: продукции: эклектической "всемирной музыки", региональных программ?для MTV, отделов импортных товаров в сети: розничных магазинов. Что же: касается стратегии антиглобалистов, осуществляющих борьбу против культурного империализма, то? она тоже: носит, глобальный: характер. Кампании антиглобалистов в защиту локальной? культурнойшродукции от глобальной: гомогенизации;происходят в глобальном публичном пространстве, а потому мало чем: отличаются от проглобалистов. К завершению XX столетия многообразие форм, видов и жанров массовой музыки, а также ее господство практически во всех странах мира, достигает невероятных размеров.. Став частью глобализационных процессов, явления массовой: музыкальной культуры, превращают звуковую многоголосицу в настоящий «вавилон».

Степень глобализации»основных сфер жизнедеятельности современного общества, всеохватывающее присутствие телекоммуникационных систем и новые формы» функционированиям экономических механизмов с неограниченными возможностями глобального формирования рынка привели современные государства: к новым; формам господства и зависимости, где одни обладают монопольным правом: на производствоі значенийj а другие -лишь правом реагировать на них и искать пути соответствия этим значениям.

По окончании холодной войны место вопросов о правах человека, о свободе и» об искусстве заняли другие проблемы, важнейшей из которых, как справедливо отмечает F. Ригвава, является проблема границы между первым миром» ш остальным миром? - "раздел, поддерживаемый и обслуживаемый путем тотального контроля; ибо раздел этот отнюдь не географический" : Для уточнения, и концептуализации понятий обратимся к, работам; из разных областей- научного знания, в центре внимания которых - феномен массового І сознания, его возникновение, развитие и воплощение в массовой. культуре XX века. В ! настоящем; параграфе мы кратко осветим его основные этапы, после чего подробнее остановимся на теориях, имеющих непосредственное отношение к генезису массового сознания. Мы попытаемся;сопоставить, некоторые аспекты; теории І массового сознания- с процессами; происходящими : в . массовой музыкальной культуре, не получившими пока полного научного осмысления.1. Данные процессы, связанные со стремительным развитием; музыкальной продукции, при, ближайшем рассмотрении: обнаруживают немало общих алгоритмов и скрытых параллелей с теорией массового сознания, основные положениями этапы которой представлены в данном параграфе.

Возникнув в русле социальной психологии в\конце XIX столетия; теория: массового сознания проникает и в другие научные дисциплины. Фокусом исследований Г.Лебона «Психология народови масс» (1895), Г.Тарда "Преступная: толпа (1892); З.Фрейда? «Массовая: психология и анализ человеческого "Я" (1898) стала .толпа, масса; количественные характеристики; которой і преобладали; над качественными; Примерно . в і это же время выходят в свет работы Є.Сигеле "Мнение и толпа" (1892); АлФуллье "Психология французского народа" (1898), О.Кабанеса, "Революционный невроз" (1905), В;Вундта "Проблемы психологии народов" (1920), посвященные той же теме. При из вестных различиях, в этих работах акцентировалась стихийная, бессознательная природа масс, масса трактовалась в традициях европейской метафизики.

Появление работ Х.Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»6, Ф.Степуна «Социология массы»7, В.Райха «Психология масс и фашизм» и ряда других, исследующих природу масс в период между мировыми войнами XX века, совпало с эпохой диктатур «великих» тиранов XX века.

На массы, массовое: сознание, массовое поведение неоднократно обра-шали внимание в истории политической философии. Уже Н. Макиавелли считал, что народные массы могут дерзко оспаривать решение своего государя, а затем, не доверяя друг другу, безропотно ему покориться. Несомненно, что массы всегда в истории оказывали значительное воздействие на политическую жизнь общества. Большинство исследователей отмечают усиление роли и значения масс в конце XIX века; массы оказываются на переднем крае политической жизни общества и начинают играть первостепенную роль.

Социологическая концептуализация массовой музыкальной культуры

Параллельно появлению первых работ в области теории массового сознания, как бы по удивительному совпадению, примерно с этого же временного периода (рубеж XIX - XX веков) начинает триумфальное шествие по планете массовое искусство, представленное различными образцами «легкой», развлекательной музыки, изначально трактуемой как антитеза «высокому», «серьезному» искусству.

Объект настоящего исследования - массовая музыкальная-культура — на протяжении; своего более чем столетнего І существования имел различную трактовку и приобретал различные оттенки определений. Многообразие истолкований обусловлено было и национальной традицией, и пересечением различных научных парадигм и эстетических тенденций. Прежде чем сделать обзор научных подходов и предложить авторское определение, обозначим, что же входит в столь ясное на первый взгляд, но достаточно размытое словосочетание «массовая музыкальная культура». При этом. если в первом параграфе настоящей главы мы старались представить различные аспекты, входящие в понятие «массовое», то в данном разделе акцент будет сделан на его «музыкальном» и «культурном» содержании.

Сразу оговоримся, что явления, относящиеся к массовой музыкальной культуре столь разнолики, что одно их перечисление - жанров, стилей, на правлений і— и историческая взаимосвязь могли бы составить тему отдельно - у.х го исследования. Нашей задачей является не столько исторический дискурс, сколько! выявление общих закономерностей функционирования массовых жанров в условиях современного российского города. Данное обстоятельство позволит выстроить цепь и определить основных участников процессов мас совой музыкальной-коммуникации, выявить социальный смысл явления современной музыки для массового восприятия. Представим вкратце обзор направлений, относящихся к массовой культуре, которые стали знаковыми моделями в развитии массовой культуры XX столетия.

Одной из первых форм массовой музыкальной культуры стал джаз (США, 10-20-е годы XX века), позднее в орбиту массовых музыкальных жанров — в геометрической прогрессии — вовлекаются все новые виды и стилевые модели. Во второй половине XX века массовая музыка преодолевает границы прикладных жанров и приобретает, в зависимости от направления, развлекательный, социально-политический, психологический, социокультурный контекст. Если 40-е и 50-е годы прошли под знаменем рок-н-ролла, то в конце 60-х уже намечается некоторое разочарование в прежних идеалах и начинается эпоха психоделической музыки, ассоциирующейся не только и не столько с музыкальными характеристиками, сколько с новыми эталонами социального поведения. Применение ЛСД и других наркотиков переводит массовую.музыку в область социальных проблем. Теперь это уже не противостояние социальных страт, как в начале XX века, не проблема безработицы, как 20-30-е годы, не противостояние поколений, как 50-60-е, а проблемы трансцендентного, метафизического характера.

Вследствие большого спектра тем и музыкально-визуальных средств, развитием информационных технологий, в последней четверти XX в области: массовой музыки иерархия жанров становится все более усложненной: от «низких», «площадных» песенок до «высоких» откровений эпохи рок-культуры; от безобидной «попсы» - к сложным электронным открытиям, граничащим с открытиями в сфере «серьезной», академической?музыки 5. В тоже время, тенденции иерархизации жанров противостоит тенденция к их упрощению, в частности, связанная с доминированием дискотечной культуры.

Скорость распространения массовых жанров была во многом обусловлена тем, что параллельно возникают и начинают интенсивно развиваться технические средства звуко- а, позднее, и видеозаписи, а также новые виды электронных СМИ.

С 6 0-х годов массовая музыкальная культура перестаёт быть объектом изучения собственно музыкальных и искусствоведческих дисциплин, а начинают привлекать внимание социологов как в России (Ю. Давыдов46, А. Михайлов), так и на Западе (Т. Ад орно47). Специфический контекст знание об этих жанрах приобретает благодаря- ситуации «железного занавеса», по обе стороны которого нередко делались сходные выводы. Изоляция отечественной культуры от магистральных путей; развития массовых жанров Европы и США нашла отражение и в области научных разработок.

Однако исследования социологии искусства и социологии музыки не исчерпывают потребности в научном знании; во многом это обусловлено тем, что преимущественно они имеют теоретический характер, игнорируя область эмпирических фактов. Очередное усложнение и известная доля запутанности вопроса связана с тем, что область практического освоения массовых жанров начинает переходить к интенсивно развивающимся средствам массовой коммуникации. Это, прежде, всего, радио- и телевизионные программы, а также периодические специализированные издания, транслирующие новые виды массовой культуры.

Массовая музыкальная культура в рамках коммуникационной парадигмы

Возможность стать участником коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры, открыта для каждого индивида. Место в системе коммуникаций определяет активность участника процесса; Нами было представлено несколько типов; коммуникационных моделей І массовой музыкальной культуры, от синкретичной (фольклорной) модели до многоуровневых структур. Отталкиваясь от 4-элементной модели, представленной А. Якупо-вым (автор-исполнитель-слушатель-критик), мы предложили 5 — элементную модель, где новым значимым компонентом цепи в современной массовой культуре становится продюсер. При этом нами отмечена важная роль средств массовой информации, которые являются не просто критиками, но активными составляющими коммуникационных процессов массовой культуры.

Для того чтобы выявить закономерности функционирования социальных сообщений между акторами процессов массовой музыкальной коммуникации, необходимо обращение к существующим коммуникационным теориям. Целью настоящей; главы является последовательное выявление и . анализ самой значительной-группы музыкальной коммуникации - слушателя (зрителя), и не просто слушателя, - а «массового» слушателя, потребителя (а, нередко и производителя) того слоя культуры, которое принято называть «массовым» и которое стало таким во многом (если І не единственно) благодаря технологиям средств массовой информации;

Интенсивное развитие современных технологий отражается как на имманентных свойствах массовой музыкальной культуры, так и на процессах ее распространения: Изучение коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры находится на стыке различных научных дисциплин: искусствоведения, социологии культуры и искусства, социальной психологии, философии; социальной и; культурной антропологии, а также в русле теорий массовой коммуникации. Проблематика, часто сегментируемая в исследованиях, ограничивается научным аппаратом и= областью знаний конкретной дисциплины и не дает возможности системного выхода в область междисциплинарных исследований. Разобщенность результатов,-обусловленная спецификой научных подходов, не позволяет сведения к более или менее единому знаменателю основные позиции исследований. Вопрос корректного изучения процессов массовой музыкальной коммуникации усложняется обилием всевозможных повседневных теорий, интенсивно транслируемых СМИ, которые еще более разобщены и нередко обусловлены коммерческими интересами их авторов. Для того чтобы представление коммуникационных моделей масс-медиа стало более рельефным,. необходимо исключить противоречия на уровне базовых определений.

Двойственность понятия «коммуникация» (communicatio) задается уже на уровне определений латинско-русского словаря. С одной стороны — это уровень риторический, означающий передачу, сообщение, а с другой — это фигуральный, т.е. отражающий формы обращения к слушателям, которых как бы приглашаются принять участие в обсуждении

Множество определений; коммуникации сводится к двум стержневым понятиям: это - «передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человек (группы) к другому (или, другим) главным образом посредством символов» (Г. Теодорсон, А. Теодорсон. Современный социологический словарь. Нью-Йорк, 1969) и - «социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью сообщений» (Г. Гербнер. Нью-Йорк, 1967). Таким образом, уже изначально задаются некие разнонаправленные векторы: с одной стороны -это трансляция информации (монолог), с другой — обмен информацией (диалог). Суммирующим эти и многие другие можно считать определение Дж. Б. Томпсона в оксфордском издании его «Идеологии и современной культуры» (1990): «Массовая коммуникация представляет собой институциализирован-ное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи, и накопления информации». Наиболее точным нам представляется взгляд М. Назарова, опубликованный в 2002 году. Автор «Массовой коммуникации в современном мире» считает, что коммуникация ведет равный обмен информацией между двумя равным и субъектами (а не между неравными. объектами). На- наш взгляд, данное определение, должно иметь место и в отношении к институциализированному производству и массовому распространению музыкальной информации, к средствам ее передачи; и накопления.

Исходя из дихотомической природы массовой коммуникации (трансляция и обмен), М. Назаров выводит два основных типа средств массовой коммуникации: СМК - трансляторы информации, и СМК, нацеленные на равноправный обмен информацией. Таким образом, среди СМК различаются трансмиссионные и символические модели.

К трансмиссионным Назаров относит модель К. Шеннона и Р. Уинвера, и модель Г. Лассвела. В первом случае (модель Шеннона-Уинвера) различают три уровня коммуникации: технический процесс (насколько точно можно передать сообщение), смысловой (насколько точно переданы транслируемые символы) и эффективность (в какой степени сообщение может повлиять на поведение другой стороны (этот уровень не был детально разработан авторами модели).

Для нас модель Шеннона-Уинвера представляет интерес в плане распространения музыкальной информации, в особенности той? его части, которая касается технических средств. Ведь чем сильнее оснащенность источника передачи сигнала, тем больший охват аудитории возможен, тем больший эффект будет достигнут - что имеет отношение прежде всего к сфере электронных масс-медиа.

Социокультурная характеристика аудитории массовых музыкальных жанров

Данный параграф представляет собой анализ результатов эмпирического исследования, нацеленного на выявление социокультурных особенностей аудитории массовых жанров. Базу составили данные проведенного анкетирования студентов саратовских вузов, а также молодых специалистов, недавно окончивших вуз. Выборка случайная, совокупное число опрошенных 200 человек, ошибка выборки составляет не более пяти процентных пунктов. Дополнением к выводам анкетного опроса являются результаты эмпирического исследования социокультурных процессов, происходящих внутри одного из широко распространенных молодежных движений 1970-80-х годов - ансамбля политической песни, который существовал в Саратове в 1980-е годы. В основе исследования — полу структурированные интервью с представителями общественности, различными по профессиональной и этнической принадлежности; но объединенные единым типом социальной, политической и культурной деятельности.

Опрос проводился в течение одного месяца (октябрь 2002 года), среди студентов шести саратовских вузов (СГТУ, СНУ, ПИ СГУ, СГАП; СГЭУ, СГАУ). Указанные вузы были избраны для проведения опроса в силу того, что там; обучаются российские граждане самого активного в отношении к процессам, происходящим в массовой музыкальной культуре, возраста (18-25 лет). В выборку не. попали вузы, чье отношение к теме опроса не является репрезентативным? (студенты консерватории; профессионально изучающие музыку), а также:не были взяты в расчет другие учебные заведения (техникумы, профтехучилища), где, несмотря на соответствие возрастной категории, существуют трудности доступа к источникам новой музыкальной информации. Предполагалось опросить группы, обучающиеся на разных курсах и имеющие различную специализацию. Однако в действительности были оп рошены представители шести факультетов (юристы, филологи, физики, экономисты, педагоги, социологи). В выборку также попали молодые специалисты, окончившие вышеуказанные факультеты не более двух лет назад: на момент опроса они находились в стенах вуза, который они окончили, и с энтузиазмом приняли решение поучаствовать в исследовании.

Вопросы анкеты были выстроены в;соответствии с изложенной автор ской концепцией моделирования коммуникационных процессов в массовой музыкальной, культуре (см. Приложение 1). Все 34 вопроса мы разделили на 7 блоков, имеющих различное направление исследования. В перечне анкетных вопросов они, как правило, не идут друг за другом, а распределены по всей анкете. Первая группа вопросов - 1 и 14 - направлены; на выявление оценки общих взаимоотношений с музыкальными явлениями, частоты слушательского внимания, времени и места для прослушивания музыки. Таким образом, эти вопросы являются отправным моментом для всего исследования.

Второй блок вопросов посвящен источникам и проводникам музыкальной информации. Они, в свою очередь, разделяются на 2 подгруппы - вопросы о пассивных и активных.источниках. Во 2-м, 11-м и 13-м вопросах речь идет о пассивных источниках музыкальной информации (музыкальных архивах) - выявляется слушательская; позиция респондента; принадлежность его конкретным культурным практикам. К активным источникам музыкальной информации мы относим взаимодействие со всеми видами музыкальных масс-медиа: радио, телевидения, печатной прессы, интернета-3, 4,.5,.6, 7, 18 вопросы. Именно здесь мы стремимся выявить источники музыкальной коммуникации, частоту и количество времени пребывания в них слушателя, конкретные предпочтения теле- или радиопрограмм. Вопросы, относящиеся к данной информационно-коммуникационной группе, позволяют углубить взгляд на взаимодействие студентов с массовыми музыкальными жанрами, спроецировать линии пересечения музыкальных форматов масс-медиа, на личные предпочтения. .

На выявление музыкальных.предпочтений молодежи саратовских вузов нацелен следующий — третий - блок вопросов, имеющих более конкретное воплощение - вопросы 8, 9, 10, 12, отчасти 16, 23, 28: Причем при формировании данных вопросов сыграло важную роль пилотажное исследование, проведенное нами за 3 месяца до этого в рамках Летней школы маркетинговых коммуникаций при СГУ. В процессе выявления музыкальных предпочтений и ориентиров мы столкнулись с проблемой необходимости большого количества открытых вопросов. Множественность вариантов ответов в пилотажном исследовании достигала 98% - то есть практически каждый респондент называл какого-то своего любимого исполнителя, группу, стиль, не повторяющийся у других, что не давало возможности объективной систематизации. Тогда и возникла идея двойной обработки открытых вопросов анкеты. Первично были выписаны все названные предпочитаемые стили (8 вопрос), музыкальные произведения или исполнители (9, 12, 28 вопрос), певцы или музыкальные группы (10, 21, 23 вопрос), концертные мероприятия (16-й) и проанализированы их стилевые характеристики. Большая часть стилей (более80%) была идентифицирована автором, для остальной их части потребовалось привлекать экспертов из среды профессионалов современных диско-клубов. Далее необходимо было сгруппировать полученные данные по сходным характеристикам.

Похожие диссертации на Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры