Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте Новиков Иван Андреевич

Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте
<
Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новиков Иван Андреевич. Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Новиков Иван Андреевич; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 133 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-22/137

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основании исследования музыки как средства социальной коммуникации 13

1.1. Становление социологической предметности изучения музыки 13

1.2. Специфика структурной организации социологической теории музыки 28

1.3. Теоретические основы эмпирических исследований слушательской аудитории 41

Глава 2. Коммуникативные характеристики музыки 57

2.1. Особенности социокультурнот контекста потребления и восприятия музыки в современном российском обществе 57

2.2. Коммуникативный универсализм музыки 89

Заключение 107

Список используемой литературы 118

Приложение 130

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств Интенсивные трансформационные процессы современного российского общества изменили не только общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и духовно-нравственный мир людей, модифицировали духовное потребление вообще и потребление музыки в частности

В настоящее время возникает новая ценностно-ориентационная система принципов и стандартов, определяющая модификацию ценностных ориентации, предпочтений, моделей поведения людей Непременным компонентом, формирующим ценностно-ориента-ционные системы, является музыка, которая вошла в жизнь практически всего населения страны Причем музыка самая разная, как по форме, так и в содержательно-ценностном плане В связи с этим актуализируется проблема музыкальных предпочтений и их связь с ценностным миром людей Разнообразные музыкальные произведения коррелируют с ценностным миром людей, принадлежащих к различным субкультурам Поэтому исследование типологии слушательской аудитории является актуальным для понимания ценностных трансформаций населения современного российского общества В этой связи проблемы, связанные с особенностями восприятия музыки, исследованием ее коммуникативных свойств, как никогда вышли на передний план в современной науке и практике

В сегодняшней России, переживающей трудный этап изменения общественных форм, обращение к проблемам духовной жизни, исследование особенностей ценностного мира людей имеет большое значение и глубинный практический смысл Известно, что музыка выражает духовный и нравственный потенциал человека и народа, что она влияет на духовное развитие как общества, так и отдельной личности В музыке сосредоточен многовековой духовно-нравственный и социально-культурный опыт, который не может не оказывать серьезное влияние на внутренний мир социальных субъектов различной степени общности - от индивида до населения страны в целом

Однако музыкальные предпочтения людей не идентичны, и в настоящее время музыкальная культура включает в себя множество жанров, стилей и направлений, взаимодействующих, а подчас и противостоящих друг другу А так как все стили имеют своих приверженцев, это свидетельствует об определенной дифференциации как

музыкальных предпочтений, так и ценностного мира людей российского общества Интенсивно развивающиеся средства массовых коммуникаций сделали распространенность музыки не ограниченной пространствами и государственными границами Поэтому исследование музыкальных предпочтений представляется крайне актуальным для понимания процессов, связанных с идентичностью людей современного российского общества, стратифицированного по различным основаниям Но музыка не только дифференцирует - она и объединяет людей, реализует коммуникативную функцию, приобретая тем самым значимые социальные функции

Отметим, что эти функции недостаточно исследованы социологической наукой, несмотря на то что связь изменений в сфере музыкальной культуры и изменений общества в целом несомненна и доказана многочисленными исследованиями от античных времен и до наших дней В условиях современного российского общества постановка и исследование этой проблемы актуализируется

Степень разработанности проблемы. Над вопросами природы музыки, ее влияния на социальную жизнь работали еще античные ученые1. В трудах средневековых авторов анализируются виды музыки, обращается внимание на проблемы, связанные с территориальными и социальными музыкальными предпочтениями Вопросами изучения музыки Средневековья занимался Г Мозера2 Направление систематизации музыкальных жанров применительно к музыкальному искусству Франции развивалось Йоханесом де Грохео, творчество которого анализирует А Сохор3 В эпоху Возрождения появляется тема, актуальная и в настоящее время, - это тема композитора и публики, тема зависимости творчества композитора от вкусов слушательской аудитории Этот вопрос в XIX в затрагивается, в основном, в творчестве писательского сословия и самих композиторов К Вебера, Р Шумана, Ф Листа, Г Берлиоза, Р Вагнера4, а в XX в она заинтересует многих мыслителей5 В 90-х годах XIX в появилась

1 См Аристотель Этика Политика Риторика Поэтика Категории Мн, 1998,
Платон Законы М Мысль

2 Мозер Г Музыка средневекового города / Пер с нем Л, 1927, Он же Музы
кальная форма как процесс Кн 1-2 Л, 197)

3 См Сохор А Структура, предмет и метод социологии музыки
/http //music prsitenin com/muskultura html. Он же Социология и музыкальная культура
М,1975

4 Вагнер Р История моей жизни СПб Terra Fantastica, 2003

5 См Щюц А Моцарт и философы / Пер с англ Н М Смирновой // Вестник Евро
пы 2007 № 1, Он же Светящиеся смыслы, Архетип, бессознательное и власть музыки //
Ю С Борцов, Д В Матяш, Г С Харламова Феномены социокультурного пространства

на свет книга К Беллага, изданная в России под названием «Музыка с социологической точки зрения»1

На рубеже XIX-XX веков в работах Г Кречмара, П Беккера, Г Мозера и других ученых исследовалась музыка в контексте быта различных исторических эпох" Особо следует отметить П Беккера, положившего начало социологии музыкального жанра Идеи социологии жанра развиваются вдальнейшем В Цукерманом4 Проблемы взаимодействия музыки и духовной сферы общества затрагиваются в работах И Гоффмана, К Маннхейма, У Уорнера и других исследователей5

Фундаментальные разработки в области социологии музыки принадлежат представителю франкфуртской школы Теодору Адорно Его работы «Философия новой музыки», «Диссонансы»6, «Музыка в управляемом мире» и другие представляют его концепцию искусства Следует отметить также выдающегося исследователя музыкальной культуры, а также творчества Теодоро Адорно А В Михайлова Он показал значение социологии музыки Т Адорно для исследования музыкальной сферы современных массовых индивидуализированных обществ7 Выдающийся представитель понимающей социологии Макс Вебер исследовал процесс рационализации музыки в историко-культурном процессе

(власть, музыка, смерть, информационные технологии) Учеб пособие Ростов н/Д, 1999, Капустин Ю Музыкант и публика Л, 1976, Цукерман В Музыкальные жанры и основы музыкальных форм М , 1964

1 См об этом Сохор А Структура, предмет и метод социологии музыки
/http //music prsiterun сот/muskilltura html

2 См Мозер Г Музыка средневекового города, Он же Музыкальная форма как
процесс Кн 1-2 Л, 1971, Он же Избр статьи о муз просвещении и образовании Л,
1973, Луначарский А В В мире музыки М, 1971, Цукерман В С Музыка и слушатель, М ,
1972, Капустин Ю Музыкант и публика Л , 1976, и др

3 См Беккер П Симфония от Бетховена до Малера / Пер с нем Р Груббера Л ,
1926

4 См Цуккерман В Музыкальные жанры и основы музыкальных форм

5 См Ницше Ф Казус Вагнера Проблема музыканта Соч В 2 т М, 1990 Т 2,
Гоффман И Порядок взаимодействия // Теоретическая социология Антология / Под ред
С П Баньковской Т 2 М, 2002, Маннхеим К Избранное Социология культуры М,
СПб, 2000, Уорнер У Живые и мертвые исследование символической жизни американ
цев СПб , 2000, Традиции и опыт духовно-нравственного воспитания молодежи средст
вами классического музыкального искусства Мат всерос науч -практич конф VII От
крытого фестиваля лреп и студ муз факультетов вузов России (19 апреля2004г) Кост
рома Изд-во КГУ им Н А Некрасова, 2004

6 См Адорно Т Избранное Социология музыки М-СПб, 1999
1Михайлов А В Выдающийся музыкальный критик СПб, 2000

8 Вебер М Рациональные и социологические основания музыки // М Вебер Избранное Образ общества М , 1994

Природа музыки, оставаясь до сегодняшнего времени неразгаданной, также привлекает внимание ученых Среди них Б Е Микир-тумов, Т М Синецкая, В X Яруллин и др '

Предметом внимания исследователей является также все многообразие социальных функций музыки Ее функционирование в контексте информационных технологий исследуют ученые А В Крылова, Э Лич, И Ф Юсупов и др 2 Влияние музыки на формирование личности рассматривается в работах Н Р Исхаковой, Н Б Николаевой, Э Е Алексеева, Г О Головинского, Б Т Лихачева и др В центре внимания исследователей музыки находятся также вопросы влияния музыки на образование молодежных субкультур и формирование социальных и национальных идентичностей4

Резюмируя обзор исследований по проблеме диссертационной работы, можно фиксировать, что музыка в социологическом ракурсе

1 См Микиртумов Б Е Сущность и смысл музыкального объекта // Я (А Слинии)
и МЫ к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина СПб Санкт-
Петербургское философское общество, 2002, Синецкая ТМ Социология музыки Челя
бинск, 1998, Дарк О Превращение в музыку \Статьи\Русский журнал [www
russ ru]\krug\ html, Яручлин BJC К вопросу об онтологических основаниях музыки // На
учное обозрение 2007 № 3, и др

2 См Крылова А В Музыка в контексте современных информационных техноло
гий // Мат междукар науч конф Социология музыки М , 2007, Лич Э Культура и ком
муникация Логика взаимосвязи символов К использованию структурного анализа в со
циальной антропологии / Пер с англ И Ж Кожановской М , 2001, Материалы междуна
родной научной конференции «Музыка в жизни общества» М , 2007, Юсупов И Ф Мето
дологические вопросы изучения искусства как социального явления // Проблемы соци
ального развития Республики Башкортостан Сб науч трудов Института гуманитарных
исследований АН РБ и кафедры социальной работы БашГУ Уфа Гилем, 2007, и др

3 См Исхакова HP Приобщение молодежи к музыкальной культуре как фактор
формирования общечеловеческих ценностей /http //www boza ru/9q=node/l 10. Николае
ва HБ
Социологические аспекты влияния музыки на формирование гармонично разви
той личности // Теории и методы социологических исследований М, 1987, Алексеев Э Е,
Головинский Г
и др Молодежь и музыка сегодня // Социальные функции искусства и его
видов М, 1980, Человек в мире художественной культуры / Под ред Ю У Фохта-
Бабушкина М, 1982, Традиции и опыт духовно-нравственного воспитания молодежи
средствами классического музыкального искусства Мат Всерос науч -практ конф VII
Открытого фестиваля преп и студ муз факультетов вузов России (19 апреля 2004 г)
Кострома Изд-во ЮГУ им Н А Некрасова, 2004, Лихачев Б Т Теория эстетического вос
питания школьников Учеб пособие по спецкурсу для студентов пед ин-тов М Про
свещение, 1985,и др

4 См Борисова Е Б Массовая музыкальная культура как фактор образования мо
лодежных субкультур Астрахань, 2007, Луков В А Особенности молодежных субкультур
в России // Социол исслед 2002 №10, Музыка - язык совремеїшого поколения /
http //nevskiv orthodoxy ru/med/pov/rok html. Шаров КС Музыка как инструмент нацио
нализма // Вестник Московского университета Сер 7 Философия 2005 № 1, Он же
Симуляция национальных идентичностей средствами музыки // Вестник Московского
индустриального ушшерситета 2005 №1,идр

исследуется достаточно широко и всесторонне Вместе с тем удельный вес работ по социологии музыки как специальной социологической теории в общем объеме социологических работ невелик Из-за неопределенности трактовок и неоднозначности восприятия социологическое изучение музыки встречается не часто, а специальная социологическая теория — социология музыки — развивается с трудом, то соскальзывая в область исследования психофизиологических переживаний человека, сопровождающих восприятие музыки, то акцентируя внимание на самих произведениях, их «социологических» атрибутах

Такое положение дел не адекватно самому предмету исследования - музыке, ее значимости в жизни каждого человека, ее многофункциональности и немаловажности для ценностного мира населения современного российского трансформирующегося общества

Нуждаются в дальнейшей разработке такие, пока недостаточно исследованные, аспекты социологии музыки, как типология ее восприятия, коммуникативные качества и свойства музыки и социокультурный контекст потребления и восприятия музыки

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в выявлении коммуникативного аспекта музыки в современном российском обществе

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. обосновать специфику социологической предметности музыки,

  2. установить основания содержательной относительности структурной организации социологической теории музыки,

  3. проанализировать теоретический смысл дискурса о соотнесенности развития музыки и социума,

4 раскрыть эвристический потенциал типологии слушателей
музыки Т Адорно для эмпирических исследований слуша
тельской аудитории,

5 выявить социокультурный контекст потребления и воспри
ятия музыки в современном российском обществе,

6 определить коммуникативные свойства музыки
Объектом исследования является музыка в ее социологиче
ском измерении

Предметом исследования выступает коммуникативный аспект музыки в социокультурном контексте современного российского общества

Теоретико-методологические основы исследования представлены разработками в области изучения музыки В диссертации автор основывается на эвристическом потенциале фундаментальных работ Т Адорно в области социологии музыки, концепции рационализации музыки М Вебера, идеях А Щюца относительно внелогических форм знания и особенностей музыки как формы социальной коммуникации Для выявления социокультурного контекста восприятия музыки в современном российском обществе диссертант опирался на работы отечественных и зарубежных исследователей А Сохора, Н Лумана, У Липмана, Т В Лисовского При анализе музыкальных субкультур диссертант обращается к работам Е Б Борисовой, И А Герасименко, HP Исхаковой В основе методологии сбора и интерпретации эмпирических данных лежат разработки Б Грушина и В Ядова (метод анкетного опроса)

Эмпирическая основа исследования Эмпирическую базу диссертации составили результаты инициативного всероссийского опроса ВЦИОМа, проведенного 17-18 ноября 2007 г, который охватил в качестве респондентов 1600 человек в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России, материалы социологических исследований, проведенных научными коллективами под руководством члена-корреспондента РАН МК Горшкова, в частности-«Молодежь новой России образ жизни и ценностные приоритеты» (2007), «Социальная сфера общества сегодня, завтра, послезавтра Взгляд из Центра и регионов» (2008), «Социальная политика и социальные реформы глазами россиян» (2008) Привлекались материалы ФОМ, посвященные вопросам духовной культуры и опубликованные в журнале «Социальная реальность».

В качестве эмпирической основы исследования выступили также данные конкретно-социологического исследования, которое проводилось в г Шахты Ростовской области под руководством доктора социологических наук, профессора Е Л Шилкиной в 2007-2009 гг при участии автора (Всего опрошено 200 человек в 2007 и 400 человек в 2009гг)

Научная новизна исследования в содержательном плане заключается в следующем

1 выявлено отличие предметности социологии музыки от социальной истории музыки и теории музыки, которое состоит в том, что социологов интересует специфика функционирования музыки в обществе и социально-типические особенности ее восприятия и распространения,

  1. выделено основание относительности структурной организации социологии музыки - незаданность смысла и полифо-ничность восприятия музыкальных произведений,

  2. показан теоретический смысл дискурса о соотнесенности развития музыки и социума как центральная проблема социологии музыки,

  3. на основе концепции Т Адорно проанализированы типы восприятия музыки, показана их актуальность и применимость для изучения типологии слушательской аудитории современных россиян,

  4. выявлены и описаны особенности социокультурного контекста современного российского общества - глобализация и коммерциализация культуры, влияющие на восприятие и потребление музыки в российском обществе,

  5. на основе данных репрезентативных исследований обосновано, что музыка является универсальным видом социальной коммуникации

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Предметом социологического подхода к изучению музыки выступает музыкальная жизнь общества - процесс реального функционирования музыкальной культуры, взятой в социально-типических проявлениях ее восприятия в конкретных социально-исторических условиях

  2. Условность структурной организации социологической теории музыки объясняется незаданностыо и неопределенностью смысла музыкальных произведений, что влечет за собой полифонию ассо-цитативных рядов восприятия и множественность интерпретаций, вариантов социального использования музыкальных произведений и обусловливает относительность расчлененности теоретического и эмпирического уровней ее анализа

  3. Центральными позициями, раскрывающими соотнесенность развития музыки и общества, выступают концепты М Вебера (относительно последовательной рационализации музыки в историко-культурном процессе), Т Адорно (относительно примитивизации музыки как потребительского товара) и А Щюца (рассматривающего музыку как коммуникацию, влияющую на повседневную жизнь людей через их эмоции, чувства, сознание) Рассмотрение этих позиций

как взаимодополняющих позволяет представить развитие музыки «аналогичным» развитию общества с синхроничностью процессов их расцвета и кризиса

  1. Эвристический потенциал типологии восприятия музыки, разработанный Т Адорно, состоит в возможности ее инструментального использования при эмпирических исследованиях слушательской аудитории современного российского общества, что позволило выявить наиболее релевантный тип - «развлекающегося слушателя»

  2. Характеристики социокультурного контекста современного российского общества, влияющие на выбор потребления и восприятие музыкальных произведений, группируются следующим образом 1 отсутствие страновых преград в музыкальных коммуникациях, обусловленных глобализационными процессами, 2 насыщенность ценностного мира людей ценностями общества потребления, нивелирущими различия в досуговой сфере молодежи и старшего поколения, 3 усиление роли музыки как языка социальной коммуникации, 4 ухудшение социальных источников воспроизводства интеллектуального потенциала в обществе, 5 восприятие музыки с позиций национальной идентичности, 6 востребованность музыкальных произведений определяется в значительной мере социальным положением, уровнем образованности, характером занятости, а также местом жительства людей

  3. Музыка воплощает в себе все типы коммуникативного взаимодействия интраперсоналъную коммуникацию, межличностную коммуникацию, групповую и внутригрупповую коммуникацию, массовую коммуникацию Слушательская аудитория в процессе коммуникации дифференцируется в соответствии со следующими показателями уровнем личностного развития, музыкальными предпочтениями, субъективным выбором жизненного стиля, принципом внут-ригрупповой сплоченности, выбором канала коммуникации, половозрастными признаками

Практическая значимость работы определяется потребностью осмысления процессов духовной жизни современного трансформирующегося российского общества, роли и значения музыки как фактора совершенствования духовного мира людей, с одной стороны, а с другой - как индикатора культурного уровня населения

Содержание, инструментарий и выводы работы могут использоваться при чтении курсов «Социология», «Социология культуры и духовной жизни», а также при разработке специальных и факультативных курсов, в том числе специализированного курса «Социология

музыки» Возможно использование материалов исследования в практике воспитательной работы со студентами

Результаты Работы используются в практической работе в ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» на кафедре социальных технологий

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на III Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2008), на региональных и межвузовских конференциях, на теоретическом семинаре научной школы «Социология культуры» в РФ РТА

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, списка литературы и приложения

Становление социологической предметности изучения музыки

Социология музыки, в строго научном понимании, оформляется во второй половине XX века. Но еще п конце XIX века в названиях книг и статей можно было встретить слова «социология» и «музыка». Это произошло во Франции, на родине социологической науки, где О. Конт обосновал необходимость и возможность ее создания и развития, а затем И. Тэн ввел понятие «социология искусства». Во Франции в 90-х годах XIX века выходит в свет книга К. Беллага «Музыка с социологической точки зрения»1, затем изданная в России. Появлению социологии музыки как специальной социологической теории предшествовали многочисленные исследования, в чем преуспевали, в основном писатели и композиторы. Социология музыки расположена на стыке двух наук - социологии и музыкознания. Следовательно, она частично входит и социологию как ветвь социологии искусства и, в более широком плане, социологии культуры. Социология -же культуры - это наука о функционировании культуры в обществе, или, иначе говоря, о культурной жизни общества. Так и о социологии музыки можно сказать, что ее предметом служит музыкальная жизнь общества, то есть процесс реального функционирования музыкальной культуры в конкретных социально-исторических условиях. При таком понимании социология музыки включает две большие группы проблем. Одну из них можно назвать музыкальными проблемами социологии. К ним принадлежат: общие закономерности функционирования музыкальных культур и их историческая типология; структура и формы музыкальной жизни общества, включая музыкальный быт различных социальных групп, их деятельность в отношении музыки («музыкальное поведение»); особенности музыкальной коммуникации (то есть распространения и восприятия) музыки в разных социальных и технических условиях; социальные функции музыки и музыкантов и формы их осуществления; условия и факторы формирования музыкальных потребностей и интересов общества в целом и отдельных социальных групп, музыкальные запросы, установки, идеалы, нормы, вкусы, оценки и другие формы их музыкального сознания; типолопія и структура музыкальной публики и входящих в нее слушательских групп; закономерности общественного освоения продуктов музыкального творчества и сотворчества (исполнительства), их доступности и популярности. Вторая іруппа - социологические проблемы музыкознания. Здесь речь идет о том, как социальное функционирование музыки отражается в ее содержании и форме, в самом существе музыкального творчества и исполнительства, как связаны с общественным восприятием и бытованием музыки такие ее стороны, как жанр, интонация (и музыкальный язык в целом), исполнительская трактовка и т. д. В таком понимании музыкальная социология отличается от социальной истории музыки и от того, что можно было бы назвать социальной теорией музыки (хотя и соприкасается частично с ними). Различие состоит в том, что история и теория музыки ограничиваются изучением музыки как таковОЙ, то есть того, что зафиксировано (или может быть зафиксировано) в нотах, а социология интересуется дальнейшей жизнью этой музыки в обществе, то есть ее распространением и восприятием. История и теория музыки занимаются музыкальными произведениями от момента их зарождения в сознании автора до завершения в виде партитуры или клавира, исследуя, как определенные общественные условия стимулировали создание того или иного произведения и отразились в его идеях, образах, эмоциональном содержании. Социология занимается судьбой произведения после того, как оно завершено, покинуло письменный стол композитора и начало функционировать в обществе. Социология музыки исходит из се понимания как постоянно развивающегося в историко-культурном процессе феномена. Само возникновение и развитие музыки - феномен, исторически обусловленный. М.Н. Афасижев в книге, посвященной исследованию эстетики И. Канта, пишет: «Потребность в гармонической деятельности и отсутствие вследствие исторически обусловленных ограничений возможностей достижения этого в ірудовой жизни привели к возникновению специфической области деятельности - искусства во всех его видах и жанрах - от танцев до музыки, живописи и литературы. В них в неравных долях сочетаются содержательные и функциональные моменты. По как бы ни были различны их соотношения, присутствие этих двух моментов составляет специфическую особенность эстетической информации в искусстве»1. Чем более функциональной является музыка, тем более универсальным и последовательным является ответная реакция на нес разных людей. В социологических подходах к исследованию музыки выделяется три направления: Теоретическая социология музыки исследует особенности и закономерности воздействия музыки на общество и различных социальных субъектов; выявляет и типологизирует музыкальные культуры. Историческая социология музыки исследует генезис музыкальной жизни различных обществ; Эмпирическая (прикладная) социология музыки базируется на фактологической основе, изучает и обобщает факты, относящиеся к музыкальной сфере общественной жизни (опросы, статистические отчеты о посещаемости концертов различных музыкальных жанров, продажи музыкальной продукции, интервью, опросы и пр.).

Специфика структурной организации социологической теории музыки

Особенности структурной организации социологической теории музыки обусловливаются объемностью и многогранностью предмета музыкальной социологии и сложностью ее внутренней структуры. Эта наука расчленяется на разделы, соответствующие различным сферам и «блокам» музыкальной жизни общества. Социология музыки как бы «распадается» на отдельные социологические теории: социологию профессиональной музыки (творчества и исполнительства), фольклора, музыкальной самодеятельности, а также социологию музыкального образования, средств распространения музыки, восприятия и прочее. Следует также отметить, что деление социологии музыки на обозначенные выше разделы - весьма условно, гак как в самих музыкальных произведениях не всегда можно точно установить, какие именно явления или аспекты действительности отражает музыкальное произведение.

15 каждом из разделов, а следовательно, и в музыкальной социологии в целом, различаются две большие группы проблем но хронологическому принципу: относящиеся к прошлому и относящиеся к нашим дням. Соответственно можно отдельно исследовать социологическую историю музыкальной жизни общества и проводить социологический анализ современной музыкальной жизни как общества в целом, так и отдельных социальных групп. В-третьих, в музыкальной социологии, как и в любой теории среднего уровня, выделяются эмпирический и теоретический уровни исследования. Поскольку в социологической теории концептуальное обоснование такой теории среднего уровня, как социология музыки, нельзя назвать вполне сформировавшимся, то и вопрос о релевантном эмпирическом исследовании в этой области остается проблематичным. Вместе с тем музыка как объект социологических размышлений с давних пор привлекала внимание ученых, поэтому наука располагает теоретическими основаниями для исследования в этой области. На рубеже ХІХ-ХХ веков в работах Г. Крсчмара, П. Бсккера, Г.И. Мозера и других ученых исследовалась музыка в контексте быта различных исторических эпох1. А после работ Макса Вебера її Теодора Лдорно интенсифицировались исследования в сфере музыкальных вкусов отдельных групп населения. Теодор Лдорно писал: «Если кто-нибудь непредвзято ответит на вопрос, что такое социология музыки, он, по-видимому, скажет: познание отношений между слушателями музыки как обобществленными индивидами и самой музыкой. Такое познание требует по своему существу обширнейших эмпирических исследований, на плодотворность которых можно, однако, рассчитывать ТОЛЬКО тогда, когда проблемы уже в теории образуют определенную структуру, когда известно, что релевантно и что, собственно, требуется узнать. Только тогда исследование не будет простым набором ни- чего не говорящих фактов. Этому скорее будет способствовать конкретная постановка вопросов, чем общие рассуждения о музыке и обществе».

Т. Адорно отмстил в качестве значимого направления исследование отношений между слушателями музыки. Это направление включает, как мы понимаем, отношения, возникающие и развивающиеся между людьми под влиянием музыки, а также содержательные истоки последней и ее смысл. Но понятие «смысл» в данном случае не есть «содержание», ибо наделять музыку конкретным содержанием и вербально выражать его, на наш взгляд, - не иметь внутренних ресурсов для ее восприятия и понимания. Идеализированное представление о музыкальном развитии как об имманентном процессе - как о логическом выводе из аксиом по правилам вывода, по образцу такого, когда Адорно подходит к реальным историческим примерам из музыки, - оказывается перед выбором одной из двух возможностей, которые обе одинаково внутренне отрицают имманентность в таком понимании.

Важной социологической проблемой социологии музыки является необходимость изучения взаимосвязи развития музыки и развития конкретного общества. Остается недостаточно исследованным вопрос относительно того, каким образом и в какой мере развитие музыки «синхронично» развитию общества и почему, как правило, периоды социального расцвета и упадка совпадают с процессами расцвета и упадка музыкальной культуры. Особенностью социологизма Т. Адорно, отличающего его от многих СОЦИОЛОГОВ. исследующих музыку, является признание им факта отражения в музыке реальных общественных структур и противоречии. Однако, признавая проникновение жизненного содержания, социальных структур в музыку, Т. Адорно оставляет эту проблему без всякого рассмотрения, как будто бы возможен реально некий телеологический параллелизм развития общества и музыки, тогда как конкретная связь между ними остается в целом невыяв-ленной.

В социологическом исследовании музыки активно используются эмпирические методы - методы измерения и математической обработки фактической информации и общие для социологии методы конкретно-социологических исследовании. Отрасль науки, занимающуюся обработкой эмпирического музыкально-социологического материала, называют музыкальной статистикой.

Исследуя сущность музыки и смысл музыкального объекта, Б.Е. Ми-киртумов справедливо отмечает, что, несмотря на длительную историю и значительное место музыки в культуре, се смысл остается большой проблемой, если не сказать загадкой. Что находим мы в музыке, если мы вообще в ней что-то находим, «...несет ли музыка какой-либо смысл и если да, то как это становится возможным в той сфере, где привычное называние, вербализация неприменимы? Как можно запоминать и воспроизводить музыкальные фразы, почему ими можно увлекаться?»

Особенности социокультурнот контекста потребления и восприятия музыки в современном российском обществе

Введя в название параграфа понятие «социокультурный контекст», мы преследовали цель показать не только в разрезе духовной культуры, или социально-экономических особенностей, а в широком, насколько позволяет работа, ракурсе факторы социального пространства, влияющие на специфику Потребления и восприятия музыки населением.

В настоящее время свобода любого потребления воистину неограниченна, она не всегда ограничивается даже материальными возможностями потребляющего субъекта. Особенно это касается исследуемой нами сферы -потребления музыкальных произведений.

Одной из особенностей современного потребления музыки населением России является тот факт, что производство, распределение и потребление музыкальных продуктов выходит за пределы национальных и государственных границ. Этот факт усиливается прои сходящим и в мире гл обал из ац ионными процессами, Россия вступила в глобальный процесс интеграции в мировое сообщество. Как пишет B.C. Малахов, «...фирма-производитель того или иного культурного товара ориентируется на потребителя далеко за пределами государства, где находится се штаб-квартира».

Музыкальная классика в своем потребительском пространстве давно не знает национальных и государственных границ. В настоящее время сняты пространственные ограничения и в потреблении продуктов музыкального творчества, относящихся к народному песенному жанру и к музыкальным произведениям, функционирующим в сфере массовой культуры. Интернет, спутниковое и кабельное телевидение, неограниченное тиражирование музыкальных произведений, соответствующих вкусам «среднего» слушателя, - все это приметы процессов глобализации, которая незаметно, но устойчиво меняет духовную жизнь обществ. Энтони Гидденс справедливо отмечает: «Было бы неверно думать, что глобализация затрагивает лишь крупные системы, такие, как мировые финансы. Глобализация касается не только того, что находится "где-то там1 далеко и не связано с жизнью конкретного человека. Это явление находится в "непосредственной близости" и от нас, воздействуя но самые интимные и личные аспекты нашей жизни. Может показаться, что, скажем, идущая во многих странах дискуссия о семейных ценностях никак не связана с влиянием глобализации. Но это не так. Во многих регионах мира традиционные семейные структуры переживают трансформацию или находятся иод ударом, особенно в связи со стремлением женщин к большему равноправию... Таким образом, глобализация - это не один процесс, а сложное сочетание целого ряда процессов. Развиваются они противоречиво или даже в противоположных направленнях» .

Неизбежная коммерциализация культуры породила культурно-досуговую индустрию, которая сегодня также приобрела глобальный характер. Итак, важнейшей особенностью социокультурного контекста потребления и восприятия музыки и настоящее время в России является влияние глобализацштиых процессов.

Естественно, что в условиях глобализации роль государства в регулировании и контроле музыкальной продукции не столь эффективна, как, допустим, в советские времена. Вместе с тем есть в музыкальном мире некоммерческие сегменты, которые не могут существовать без поддержки государства. Сюда относятся классическая симфоническая музыка, оперное искусство. По мнению В. Малахова, мощными средствами такой поддержки являются «...такие институты, как национальные премии за достижения в области литературы и искусства, фестивали и книжные ярмарки, а также стипендии и другие формы поощрения творческих личностей... Поддержка национальной культуры для государства - вопрос престижа, или, иначе выражаясь, его международного имиджа» . Классическая музыка в условиях рыночных отношений в общем и целом вряд ли является рентабельной в денежном измерении. Однако ее влияние на духовную атмосферу общества, воздействие на процессы самореализации и развития личностных качеств и свойств нельзя недооценивать, особенно в условиях современного российского общества, где развивающаяся и крепнущая ориентация на денежный интерес способна вытеснить многие духовные интересы в ценностно-мотивацнонной сфере людей. Следует учитывать также факт невысокого рейтинга классической музыки и у старшего поколения, социализация которого проходила в условиях предрыНОЧНОГО периода, или, если можно так выразиться, - на заключительном этапе советской системы. Подтверждением сказанному могут служить данные пилотного опроса, проведенного под руководством профессора Г-.Л. Шилкиной при участии автора.

Распределение ответов респондентов разновозрастных групп показывает, что опрошенные, полагая, что классическая музыка как вид искусства должна развиваться в российском обществе, на индивидуальном уровне становятся ее слушателями чрезвычайно редко. Особенно это относится к возрастной группе от 18 до 25 лет.

Коммуникативный универсализм музыки

Выше было показано, что публика, как носитель социальных потребностей, выбирает в массовом масштабе различные музыкальные произведения, среди которых лидируют произведения массовой культуры. Выше было показано, что М. Вебер находил вполне закономерным процесс последовательной рационализации музыки в историко-культурном процессе. Т. Адорно, напротив, упрощение структуры музыкальных произведений, рассчитанных на широкую публику, считал признаком упадка музыкальной культуры вообще и примитивизацией музыки в качестве потребительского товара в частности. А. Щюц, рассматривающий музыку как коммуникацию, влияющую на повседневную жизнь людей через их эмоции, чувства, сознание, полагал, что коммуникативные действия разворачиваются внутри жизненного мира человека. Классики социологической мысли были едины в одном: они, хотя и в разной форме, признавали связь между развитием музыки и развитием общества; более того, М. Вебер и Т. Адорно теоретически представляли развитие музыки «аналогичным» развитию общества с синхроничностью процессов их расцвета и кризиса. Как мы отмечали выше, это положение пока остается эмпирически не обоснованным. Для нас представляет интерес коммуникативный ракурс обозначенной здесь проблемы: уровень и качество всех видов коммуникативных действий обусловливается уровнем развития различных сфер общественной жизни. Поэтому любые коммуникации, в том числе и коммуникации, связанные с созданием, распределением и потреблением музыкальных продуктов, развиваясь в рамках общества, несут в себе его черты. Следует учитывать и тот факт, что коммуникация разворачивается в пространстве жизненного мира человека.

В своей работе «Теория коммуникативного действия» (Habermas J. Theorie des Kommunikativen Hendalns. Frankfurt am. M.: Suhkamp. 1985) известный философ и социолог Юрген Хабермас называет коммуникативное действие сферой эмпирической прагматики, содержание которой составляет не теоретический дискурс, а обыденная практика, когда жизненный мир человека включает в себя взаимопонимание с другими людьми, образует среду коммуникативного действия. В своем феноменологическом анализе жизненного мира Ю. Хабермас исходит из работ А. Шіоца, который обосновывает «модель философии сознания», согласно которой жизненный мир предстает таким, каким он отражается в субъективном переживании отдельных участников коммуникативного действия. «Коммуникативное действие, - пишет Ю. Хабермас, - осуществляется внутри жизненного мира, в котором существуют участники коммуникации. В их сознании эта среда присутствует в предрефлексивной форме естественного принятия причин и ограниченно освоенных навыков» . Коммуникация, основанная на восприятии музыкальных произведений, не является рациональным действием в полном смысле этого понятия.

Нельзя отрицать, что люди, сходным образом воспринимая то или иное музыкальное произведение, ориентируются (осознанно или неосознанно) на нечто общее, имевшее место в их жизни, или общее в содержании ценностного сознания. Ю.А. Кимелев и Н.Д. Полякова пишут о том, что жизненный мир в виде картины мира предстает как предрефлексивный поток коммуникативного действия. При этом «...участники коммуникации оказываются не в пустоте, а в уже проинтерпретированной культурно самоочевидной сфере. В повседневной практике не встречаются совершенно незнакомые ситуации. И новые ситуации всплывают из жизненного мира, образуемого уже известным наличным в культуре знанием. По отношению к этому жизненному миру внемирская позиция возможна столь же мало, как и по отношению к языку как сфере понимания друг друга»2.

Используемые в понимающей социологии понятия жизненного мира «погружены» в мир повседневности, увязываются с повседневными понятиями. В своей работе «Моральное сознание и коммуникативное действие» ІО. Хабермас писал: «Беспристрастность при формировании суждений невозможно подменить автономией в формировании воли... В одном случае опрометчиво допускается, что участники дискурса сознают, в чем заключается общий для всех них интерес; в другом мы исходим из того, что допускающие обобщение интересы вовсе даже не участвуют в игре»1. Иными слонами, многое зависит от особенностей восприятия, интериоризации информации при формировании суждений.

Ю-А. Кимелев и Н.Д. Полякова, анализируя концепцию общества Ю. Хабермаса, замечают: «Ситуация действия образует для ее участников центр их жизненного мира. У этой ситуация есть подвижный горизонт. Жизненный мир, которому принадлежат участники ситуации, определенным образом присутствует всегда. Иными словами, он образует фон актуальной ситуации»2. Актуальная ситуация, как мы это понимаем, это не только ситуация, которая возникла и имеет место «здесь» и «сейчас». Актуальная ситуация - это еще и необходимая, нужная человеку ситуация. Такая ситуация обязательно возникает соответственно потребности или выбору одного из коммуникантов. М.К. Петров в своей работе «Язык, знак, культура» отмечал еще один важный штрих, присущий коммуникации.

Похожие диссертации на Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте