Введение к работе
Диссертационное исследование посвящено изучению взаимодействия российской и корейской культуры на институциональном и неинституциональном уровнях с момента установления дипломатических отношений между двумя государствами и до настоящего времени. Особое внимание уделяется при этом социокультурному анализу межкультурного взаимодействия с позиций современного мульти-культурализма, осмыслению ситуации мультикультуральности и реализации принципов мультикультурализма в Республике Корея, применению корейской традиционной идеи ценности национальной культуры и ее вовлечения в международное пространство межкультурного взаимодействия. В основе эмпирического исследования лежит анализ материалов, характеризующих межгосударственные отношения в сфере культуры между Россией и Республикой Корея на институциональном уровне. Эмпирическую базу локального, неинституционального уровня исследования, характеризующего важнейшие тенденции развития межкультурного взаимодействия на межличностном и групповом уровнях в среде молодежи Санкт-Петербурга составляют данные, полученные опросными методами, такими как анкетный опрос и полуструктурированное интервью с молодыми людьми, занимающимися на протяжении нескольких лет традиционными корейскими танцами. Эмпирические данные дополняются анализом специальной литературы, посвященной сущности и специфике танца, а также научной традиции его исследования в рамках социологии и социальной антропологии.
Актуальность темы исследования данной диссертационной работы заключается в том, что в наступивший XXI век - век культуры
в процессе глобализации, увеличения миграции, распространения Интернета и массовой коммуникации в мире происходит процесс культурной плюрализации, стимулирующий развитие в различных государствах специфических институциональных и неиституциональных форм мультикультуральной рефлексии. В настоящее время проблема взаимодействия культур является одной из важнейших. Республике Корея и Российской Федерации необходимо найти новую модель такого взаимодействия в условиях культурного разнообразия, определить культурные точки взаимного соприкосновения, сохраняя свои национальные специфики и культурные традиции.
В последние годы отношения между Российской Федерацией и Республикой Корея вступили в новую стадию. В настоящее время появляется все больше возможностей межкультурного взаимодействия не только на уровне межгосударственных отношений, через государственные институты, но и на основе частной, индивидуальной инициативы, например, в рамках школ корейского танцевального искусства.
В данном исследовании делается акцент на состоянии отношений в сфере культуры за последние 7 лет (с 2004 по 2010 гг.). В 2010 году, отмечая 20-летний юбилей восстановления дипломатических отношений между Россией и Кореей, В настоящее время Российская Федерация и Республика Корея вышли на высший уровень межгосударственных отношений, позитивное развитие которых оказывает положительное влияние на отношения в сфере культуры.
Степень разработанности проблемы
Данное диссертационное исследование основано на обширном источниковедческом и научном материале корейских, российских и зарубежных ученых, уделявших определенное внимание социологи-
ческим теориям межкультурного взаимодействия и мультикультура-лизму, а также культурным связям Российской Федерации и Республики Корея с конца XIX века по настоящее время. Использование различных источников и исследовательской литературы в сочетании с другими материалами позволило автору систематизировать имеющиеся данные, провести соответствующий анализ и выйти на решение ряда проблем мультикультурализма в корейском обществе.
К социально-методологическому направлению в изучении концепции и модели межкультурного взаимодействия обращались Аппа-дураи А., Дробижева Л.М., Васильева Д.А., Лебедева Н.М., Сусоколо-ва А.А., проблема этничности изучалась следующими социологами: Бороноев А.О., Куропятник М.С., Сикевич З.В.Дишков В.А., Чешко СВ., Скворцов Н.Г., Свиндивуд А., Хабермас Ю., Цой Джон Рёл (Республика Корея) Исследования концепции мультикультурализма как либеральной идеологии осуществлены такими авторами, как Вилли-амс Р., Холл С, Тайлор Ч., Сандал М., Янг И. М., Кимлика У., Рац Дж., Мартиниелло М., Парех Б., Штомка П., Хабермас Ю., Лихтенберг Л., Аппадурай А., Куропятник А.И., и др.
В диссертационном исследовании автор опирался на современные социологические разработки концепции мультикультурализма в корейском обществе такими учеными, как Ким Хе Сун, Юн Ин-Джин, О Кён-Сок, Ким Нам-Кук, Кан Хи Бог, Ким Би Хван и др.
Проблема культурного взаимодействия на неинституциональном и повседневном уровне и в различных аспектах исследовалась такими видными зарубежными социологами, как Бурдье П. (теория габитуса, поле и логика практики), Берри Дж., Клакхон К., Херсковиц М. (концепции аккультурации и инкультурации), Мид Дж. (символиче-
ский интеракционизм), Шютц А. (феноменологическая социология), Гофман И. (представление себя другим).
Стоит отметить работу историка Чагая Г.Д., в которой он делает акцент на начальном этапе возникновения культурного отношения между Россией и Кореей. Существенный вклад в разработку вопросов истории отношений двух государств и культур внесли российские и корейские историки Пак Б.Д., Ким Г.Н., Бугай Н.Ф., Курбанов CO., Симбирцева Т.М., Ли Ён Хен, Мин Кён Хён, Ли Хи Су и др. История корейской культуры рассмотрена Волковым СВ., Воробьевым М.В., Бутиным Ю.М., Абрамовым Л.К., Ионовой Ю.В., Глухаревой О.Н. и др. Религиозно-философские основы корейской культуры проанализированы в работах Самсонова Д., Толстокулакова И.А., Маркова В.М., Джарылгасиновой Р.Ш., Ионовой Ю.В., Ланькова А.Н.; изучению корейского общества с точки зрения межкультурной коммуникации посвящены работы Тангалычевой Р.К.
В корейской социально-гуманитарной и художественной науках проблематике национальных процессов модернизации в художественных сферах, проникновению и влиянию российской культуры на корейское общество посвящены работы следующих исследователей: в сфере литературы работали Ким Бён Чол (история переводов зарубежных литератур), Мун Сок By, Щин Дон Ук, Ян Мун Гю, Ом Сун Чон, Цой Сон, Ким Гын Сик, Ан Бен Ён, Квон Чол Кын и др.; в сфере театрального искусства - Ан Сук Хён, Ли Чин А, Ха Сун Чжу, Пак Чжон Чжу; в танцевальном искусстве - Ким Кён Е, Ким Че Хен, Ли Чон Хо, Чон Сын Хи, Пак Кён Ми, Хан Хе Ри, Те Хе Щин, (история модернизации корейского танца), Цай Н.А. (взаимодействие российского и корейского хореографического искусства), Ким Сун Джон (влияние российского балетного искусства на корейский балет), Лим
Чже Чжон (влияние корейского танца на процесс формирования корейского национального балетного искусства); Ли Мун-Ен (состояние российской массовой культуры в Южной Корее).
Танец как форма межкультурного взаимодействия рассматривался в социологическом и антропологическом аспектах следующими исследователями: Ханна Дж. Л., Ломаке А., Жиленко М.Н. (танцевальное искусство как способ невербальной коммуникации); Боас Ф., Мерриам Э.П., Кеалиинохомоку Дж., Ройс А.П., Мосс М. (танец как система культуры, танец как паттерн движения); Луговая Е.К. (танец как отражение социальной реальности); Мид М., Кепплер А., Малиновский Б.К., Радклифф-Браун А.Р. (танец как способ передачи традиции); Леви-Стросс К., Эванс-Притчард Э.Э., Виллиамс Д. (танец как «язык тела»); Бринсон П. (социология танца), Осинцева Н.В. (танец в аспекте антропологической онтологии), Щин Сан-Ми (история антропологического исследования танца); Каневская Н.В. (роль культурно-просветительской деятельности в поликультурных средах, в частности, танцевального искусства); Чон Бён-Хо, Цой Хе-Ри, Сон Су Нам, Че Хи Ван, Ван Зайл Дж., Ким Мал Бог, О Ын Гюн (история, философия и эстетика корейского традиционного танца) Ли Санг By, Ли Ен Чжин, Мун Бен Нам (отражение и влияние корейских национальных философских идей на корейское балетное искусство). Особо стоит отметить работу Ван Зайл Дж., показавшую историю развития, социальную функцию и современное состояние корейского танца в гавайской корейской диаспоре с точки зрения антрополога. Среди работ российских ученых, посвященных теме восточного хореографического искусства, в частности, корейского танцевального искусства, интересны исследования Балгай В.Е., Карабанова С.Ф., Королёва В.А., Толстых
И.Н., о северно-корейском танце - Цой Сын Хи, Ан Сон Хи, Ткаченко Т., Львова Н.
В настоящей диссертации предлагаются новые социально-методологические и социокультурные подходы к проблеме межкультурного взаимодействия, намечаются пути ее решения, соответствующие требованиям нынешнего времени.
Объектом исследования являются процессы взаимодействия корейской и российской культур в России и в Корее в сфере культурно-художественную деятельность на институциональном и неинституциональном уровнях. В эмпирическом исследовании объект представлен российской молодежью, представители которой, являясь участниками корейского центра «Нан», занимаются разными видами корейской культуры в Санкт-Петербурге.
Предметом исследования являются формы институционализа-ции межкультурного взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Корея на различных уровнях.
Особый акцент делается на процессе освоения философско-эстетических основ корейской культуры, танца, приобретения опыта познания иной культуры и навыков межкультурного взаимодействия петербуржцами. Нам важно понять интерес молодежи Санкт-Петербурга к корейской культуре, который был изучен на примере обучения российской молодежи корейскому традиционному танцу.
Целью исследования является изучение современного состояния и анализ характера перспектив культурного взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Корея на институциональном и неинституциональном уровнях.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи. 1. изучить и обобщить имеющиеся научные и аналитические мате-
риалы, определить степень и уровень разработанности исследуемой темы в целом и по отдельным наиболее актуальным направлениям;
рассмотреть современные теории культурного взаимодействия с точки зрения мультикультурализма и раскрыть восприятие его концепции и современное состояние в корейском обществе;
рассмотреть модели межкультурного взаимодействия, представленные в восточной философии;
установить особенности и механизмы культурного взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Корея на институциональном и неинституциональном уровнях;
выяснить состояние и перспективы проникновения корейской культуры в Санкт-Петербурге;
проанализировать проблему межкультурного взаимопонимания и передачи традиций в процессе усвоения традиционного корейского танца.
Гипотезы исследования состоят в следующем:
На данном этапе государственные культурные связи уже не могут удовлетворить возрастающий интерес народов наших стран к другой культуре. В этих условиях культурно-художественная деятельность может дополнить государственные культурные связи посредством развития культурных отношений им связей на личностном и групповом уровнях. Тем не менее, нельзя игнорировать важность роли институционального уровня культурного взаимодействия.
Танцевальное искусство как жанр искусства, система культуры, с помощью художественной и просветительской деятельности игра-
ет важную роль в процессе межкультурного взаимодействия в
мультикультурном обществе. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют современные теоретические положения социологии культуры, теория межкультурного взаимодействия (Куропятник М.С., Дро-бижева Л.М., Бромлей Ю.В., Лебедева Н.М., Тишков В.А., Аппадуа-рай А.), концепции мультикультурализма (Куропятник А.И., Скворцов Н.Г., Кимлика У., Рац Дж., Тайлор Ч., Мартиниелло М., Ким Хе Сун, Юн Ин-Джин, Ким Нам-Кук, О Кён-Сок), этносоциологии (Су-соколов А.А., Контос М.), феноменологической социологии (Шютц А.), символического интеракционизма (Мид Дж.), концепции габитуса, поля и логика практики (Бурдье П.).
Эмпирическая база исследования основывается на результатах следующих социологических исследований автора:
Взаимодействие между российской и корейской культурами на неинституциональном уровне. Анкетный опрос был проведен в марте 2011 года для того, чтобы проанализировать и выявить общие тенденции и актуальность взаимодействия российской и корейской культуры в Санкт-Петербурге; выяснить степень осведомлённости о наличии корейской культуры в культурном пространстве Санкт-Петербурга, проанализировать факторы взаимодействия российской и корейской культур, а также состояние и динамику этих процессов в Санкт-Петербурге, определить особенности сложившегося мнения в отношении корейской культуры и, особенно, к корейской танцевальной культуре.
Процесс усвоения элементов корейской танцевальной культуры в Санкт-Петербурге. Полуструктурированное интервью было проведено два раза (в 2008 г. и в 2009 г.) с целью раскрыть сущность и функции
корейского танцевального искусства в межкультурном взаимодействии в мультикультурном обществе.
3. Корейский танец как способ передачи культурной традиции. Корейский танец как способ передачи культурной традиции. Включенное наблюдение проводилось более 5 лет (с января 2006 года по 20 февраля 2011 года). Объектом наблюдения являлись члены взрослого, детского коллективов корейского танца «Соун» в Санкт-Петербурге. Методы:
1. Анкетный опрос: а) Время опроса: март 2011 г.; Генеральная
совокупность: 100 человек - участники корейского молодежного куль
турно-просветительского центра «Нан»; г. в возрасте от 15 до 40 лет,
различного социального положения; По показателю семейного по
ложения выделены не замужние/ холостые, замужние/женатые;. По
национальной принадлежности опрошенные: русские, российские ко
рейцы, корейцы (из Южной Кореи) и других национальностей; Тема
тика опроса: 1) Вопросы о месте проживания и работе. 2) Вопросы о
знакомстве с корейской культурой. 3) Вопросы о процессе усвоения
корейской культуры. 4) Вопросы о Корее и корейцах. 5) Вопросы о
корейском традиционном танцевальном искусстве.
Полу структурированное интервью: а. время проведения: март 2008 г. и марте 2011 г.; б. Количество респондентов - 16 человек (из них 9 являются членами корейского ансамбля «Соун», 3- специалисты по культурной деятельности между Россией и Кореей, 4- специалисты в сфере танцевального искусства).
Включенное наблюдение: а. Сроки проведения: более 5 лет (с января 2006 г. по 20 февраля 2011 г.) б. Всего 18 человек (члены взрослого (9) и детского (9) коллектива корейского танца «Соун» в Санкт-Петербурге).
Научная новизна результатов исследования заключается в
следующем: в настоящее время практически нет серьезных работ, в
которых рассматривались бы проблемы культурного взаимодействия
между Российской Федерацией и Республикой Корея. Опыт межкуль
турного взаимодействия мы рассматриваем в качестве важного инст
румента формирования толерантности в поликультурном пространст
ве. В этой связи в работе изучаются взаимоотношения русских с ко
рейцами из Республики Корея, а также представителями других на
циональностей, которые участвуют в деятельности Санкт-
Петербургского корейского молодежного культурно-
просветительского центра.
Положения, выносимые на защиту:
В результате контакта на институциональном уровне между Российской Федерацией и Республикой Корея были заложены условия для развития межкультурного взаимодействия в различных областях культуры, в том числе на микроуровне.
Государственные культурные связи между Российской Федерацией и Республикой Корея налажены лишь в некоторых сферах и носят символический, ограниченный и эпизодический характер, например, совместные концерты, традиционное искусство, выставки, лекции. В настоящее время в связи с распространением Интернета расширился выбор культурных контактов и знакомств. На данном этапе государственные культурные связи уже не могут удовлетворить разнообразный интерес к другой культуре. В этих условиях культурно-художественная деятельность может дополнить государственные культурные связи, взаимодействуя с людьми используя межличностные контакты.
Неиституциональные формы культурного взаимодействия играют
важную роль в мирном сосуществовании с другими культурами в мультикультурном обществе. Они способствуют формированию толерантности, компетентности в понимании «другого», в признании равного статуса других культур. 4) Культурные центры, возникшие в результате межкультурного взаимодействия, выполняют важную культурно-просветительскую функцию и являются посредником между государственными структурами и отдельными индивидами. Традиционное корейское танцевальное искусство играет при этом важную роль, т.к. танец ярко демонстрирует культуру и ценности народного искусства Кореи. Концертная деятельность центра помогает широко распространять корейскую культуру среди жителей Петербурга, в результате чего формируется новые солидарные круги общения. Они выступают как особенные для российской молодежи.
Теоретическая и практическая значимость исследования Результаты и выводы проведенного диссертационного исследования могут способствовать углублению и развитию теоретического осмысления феномена межкультурного взаимодействия с точки зрения мультикультурализма, использоваться для ознакомления с особенностями и современной ситуацией мультикультурализма в корейском обществе. Исследование феномена танцевального искусства как в системе национальной культуры, так и в пространстве межкультурного взаимодействия способствует уяснению путей проникновения российского искусства в Корею и уровня влияния российской культуры на процесс модернизации корейского общества. Материалы данной работы могут быть использованы в лекционных курсах по социологии культуры, социальной антропологии, востоковедению, корееве-дению, а также в процессе подготовки специалистов в области социо-
логии культуры и социальной антропологии. Некоторые положения диссертации могут быть использованы при создании программ культурного обмена между Российской Федерацией и Республикой Корея.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в публикациях и апробированы на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Социальные коммуникации: профессиональные и повседневные практики» (г. Санкт-Петербург, 15-16 мая 2009г.), «Молодежь - позитивная сила развития российского общества» (г. Санкт-Петербург, 24-25 сентября 2009г.), Четвертые, Пятые и Шестые Ковалевские чтения (г. Санкт-Петербург, 2009, 2010, 2011 годы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографии и приложений.