Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Здоровый образ жизни как комплексный социальный феномен 3
1. Телесность как объект социокультурного анализа 16
2. Здоровье населения как междисциплинарная проблема 49
ГЛАВА 2.. Проблема ведения здорового образа жизни 70
3. Взаимосвязь понятий образ жизни и здоровый образ жизни 70
4. Физическая культура как фактор формирования здорового образа жизни 108
Заключение 135
Список литературы 141
Приложение 170
- Телесность как объект социокультурного анализа
- Здоровье населения как междисциплинарная проблема
- Взаимосвязь понятий образ жизни и здоровый образ жизни
- Физическая культура как фактор формирования здорового образа жизни
Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования связана с
особенностями современного этапа развития российского общества, изменениями всех сфер социальной жизни, включая образование, здравоохранение, вызванными социальными, политическими и экономическими трансформациями современной России, повлекшими за собой смену мировоззренческих и идеологических ориентиров. Новые ориентиры социальной жизни определяют представления людей относительно ценностей и приоритетов повседневности, влияют на их установки и поведение, что, в свою очередь, является следствием и причиной изменения уклада жизни. Одной из наиболее часто обсуждаемых тем на всех уровнях, от индивидуального до уровня принятия политических решений, является задача охраны и укрепления здоровья населения.
Состояние здоровья населения России — важнейший фактор, определяющий благополучие человека во всех сферах жизнедеятельности в ближайшей и отдаленной перспективе. Сегодня решающее значение для улучшения здоровья населения имеет создание благоприятной для человека среды обитания, обеспечение безопасности пищевых продуктов и воды, охраны труда, проведение продуманной демографической политики, пропаганда здорового образа жизни. Среди мероприятий, направленных на решение указанных задач, немаловажное место отводится профилактическим и поддерживающим программам в сфере здравоохранения. Наиболее эффективной представляется мера оздоровления населения средствами физической культуры. В числе первоочередных мер, которые поддержаны Правительством Российской Федерации (Постановление №1202-р от 31.09.2000 г.), находится задача создания условий для вовлечения различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом. Следовательно, решение проблемы оздоровления населения связано с разработкой комплекса взаимосвязанных мероприятий, которые в совокупности будут
способствовать качественному улучшению показателей здоровья жителей страны. Проблемы сохранения здоровья, высокого уровня работоспособности, творческого долголетия постоянно интересовали человечество.
Одними из наиболее действенных средств, способствующих решению этих проблем, остаются эффективно организованная двигательная активность, здоровый образ жизни, грамотное использование широкого спектра средств физической культуры и спорта, что, по мнению многих политиков и исследователей, является одним из факторов решения многих социальных проблем, как, например, сокращение продолжительности жизни, рост уровня заболеваемости и травматизма, наркомании, алкоголизма, особенно распространенные среди молодежи. В этой ситуации становится понятной необходимость поиска альтернативных путей организации жизнедеятельности человека, на основе которых можно было бы остановить процесс сокращения человеческого капитала в обществе.
Формирование у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях спортом, привычки к здоровому образу жизни, имеет особое значение. Кроме того, вопросам телесной организации уделяется много внимания в связи с такими сферами общественной жизни, как мода, потребление, где забота о красоте и здоровье тела приобрела большие масштабы, приведя к формированию индустрии красоты, организации питания (диеты, пищевые добавки), фитнесса.
Научно-теоретическая и научно-практическая значимость исследований здорового образа жизни, отношения к ценности здоровья, поиск факторов мотивации к занятиям физической культурой и комплексный анализ влияния физической культуры на здоровый образ жизни являются бесспорными. Таким образом, признавая, что только средствами физической культуры и спорта невозможно решить многие перечисленные выше проблемы, диссертант, тем не менее, считает, что в современных условиях,
когда состояние системы здравоохранения можно оценить как кризисное, забота человека о своем здоровье, о снижении рисков физических и психических расстройств является одной из повседневных, практических задач. Наиболее доступным средством выступает, на наш взгляд, ведение здорового образа жизни. Не только отказ от вредных привычек и контроль питания, но и активные занятия спортом являются составляющими этого понятия. Таким образом, социологический анализ отношения людей к здоровому образу жизни имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Степень разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования является междисциплинарной. Исследуемая проблематика разрабатывается в социологии, социальной валеологии, социологии физической культуры и спорта, в области культуры, философии, педагогики и медицины. Хотя каждая из этих дисциплин опирается на собственную традицию и использует свойственные ей методы. Исследования, проведенные по этой проблематике, несомненно, являются взаимодополняющими.
Предпосылки для создания модели объяснения связи физического (телесного) и социального аспектов жизнедеятельности человека создали работы множества известных теоретиков, работающих за рубежом и в России. Значительный вклад в развитие концепций телесности внесли работы М. Фуко, посвященные различным видам телесных практик. Важное значение имеют работы М. Мосса, который, исследуя процессы социализации телесности, первым обратил внимание на телесные практики, относящиеся к индивидуально-психологической и социальной реальностям индивида. Теоретический интерес также представляют работы, посвященные анализу человеческой телесности, выполненному: П. Бурдье, Ф. Ницше, А.А. Тахо-Годи, а также современными отечественными авторами, среди которых следует упомянуть И.М. Быховскую, Э.В. Ильенкова, В.Л. Круткина,
М.К. Мамардашвили, Л.В. Жарова, Д.В. Михеля. Вопросы, посвященные анализу общей концепции культуры и ее конкретным областям (физической культуре), обоснованию деятельностно - структурного подхода к феномену культуры, затрагивающие отдельные вопросы телесного бытия человека, представлены в исследованиях С.С. Аверинцева, Е.В. Богомолова, Л.П. Буева, Г.Д. Гачева, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, О.Г. Дробницкого, Л.А. Зеленова, М.С. Коганова, Л.Н. Коганова, И.С. Кона, Е. Косевича, Е.В. Широхова, Ю.С. Крюковского, A.M. Михайлова, В.А. Рабиновича и др. В отечественной философии разработка вопроса о социокультурном смысле человеческой телесности была осуществлена М.М. Бахтиным, А.Ф. Лосевым. Проблемы телесности человека заняли определенное место в исследованиях по философской антропологии, связанных с критическим анализом зарубежных концепций Г.С. Батищева, Л.П. Буева, Л.В. Жарова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Ф.Т. Михайлова.
Проблемы телесности находятся также в зоне внимания современных исследователей соотношения биологического и социального (К.А.Абульханова-Славская, Н.П. Дубинин, А.А. Меграбян, В.В. Орлов). И.М. Быховская предлагает исследовать телесность с позиции смысла, с позиции анализа ее ценностного содержания. Предпосылки рассмотрения тела и телесности через призму меры возможностей человека содержатся в работах, посвященных социализации тела, анализу нетипичности (Э.К.Наберушкина, П.Д. Тищенко, Е.Р. Ярская-Смирнова).
Исследования телесности, ее места в личностных структурах, в сочетании с развитием других характеристик личности, в истории отечественной педагогической мысли представлены в концепции П.Ф. Лесгафта. В.К. Бальсевич, Н.Н. Визитей, Н.Н. Зволинская, В.И. Маслова, В.В. При-ходько делают предметом своего интереса не человека в его телесном бытии, а его отдельные физические качества. Особое место в теории всесто-
роннего и гармоничного развития личности, в контексте разработки проблемы физического воспитания, физического совершенствования, касающейся телесных физических качеств человека, занимает исследование В.К. Бальсевича. Проблема здорового образа жизни тесно связана с телесным здоровьем и практиками контроля за состоянием и формой тела.
Исследования общественного здоровья в разное время осуществлялись отечественными учеными: В.П. Казначеевым, Ю.П. Лисицыным, Л.Е. Поляковым, A.M. Петровским, Г.А. Поповым, А.В. Фроловым и зарубежными учеными: Т. Аллисоном, Дж. Торренсом.
Исследования в области социологии здоровья проводились Ю.П. Лисицыным; вопросы медицинской демографии поднимались М.С. Бедным; социологией медицины занимались A.M. Изуткин, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев; философская проблема здоровья исследуется П.Д. Тищенко.
В отечественной науке основоположником научного направления, занимающегося вопросами сохранения и укрепления здоровья здоровых людей, которое определяется как валеология, считается И.И. Брехман. Социологическое и социально-гигиеническое содержание понятий здорового образа жизни раскрывается в исследованиях Ю.П. Лисицына, А.В. Сахно. Вопросы гармоничного сочетания социально- биологической функции человека, обусловленного соответствием физического и духовного развития личности, поднимались в работах A.M. Изуткина, В.И. Петленко, Г.И. Ца-регородцева. Исследования особенностей здорового образа жизни, мотивов занятий физической культурой и спортом проводились такими учеными как И.М. Быховская, М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, В.П. Каргаполов, В.И. Столяров и др. Современный опыт, тенденции и перспективы физ-культурно-спортивного движения страны, а также проблемы валеологиче-ского воспитания освещены в монографиях и научных статьях В.К. Баль-
севича, А.Г. Барабанова, Ю.П. Вавилова, П.А. Виноградова, В.М. Выдри-на, СИ. Гуськова, Г.С. Деметерова, А.П. Душанина, В.И. Жолдака, Л.А. Калинкина, В.В. Кузина, Л.М. Куликова, М.Е. Кутепова, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, В.И. Михалева, В.П. Моченова, С.Д. Неверковича, И.И. Переверзина, B.C. Родиченкова, С.Г. Сейранова, В.И. Столярова, В.Д. Че-пика.
Проблемы образа жизни обстоятельно разработаны в социально-философской литературе и представлены трудами Е. Ануфриева, И.В. Бестужева-Лады, А. Бутенко, Г. Глезермана, Л.А. Гордона, Э.В. Клопова, А. Ципко. Современные представления об образе жизни, как типичной формы жизнедеятельности людей рассматривались в работах Э.Н. Вайнера, В.Г. Виноградского, С.С. Вишневского, А.А. Возмителя, Т.М. Дридзе, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, И.Н. Ивановой, Ю.К.Иванова, В.И. Ильина, И.Т. Левыкина, Э. Орлова, М.Н. Руткевича, Р.В. Рыбкиной, Л.В. Со-хань, М. Титмана, В.А. Тихоновича. С исследованиями образа и стиля жизни тесно соприкасаются темы социального здоровья, которые были изучены Н.И. Ловцовой, Р. Майзерс, А.Б.Синельниковым, В.Н.Ярской; а также проблематика качества жизни, раскрываемая в трудах А.Г. Вишневского, Л.А.Фиглина.
Исследования в области культуры, с точки зрения технологического аспекта деятельности человека, направленного как на окружающую его среду, так и на себя самого, связанного с физической деятельностью, представлены в работах Р.Я. Аболиной, В.Е. Давидовича. Социальные аспекты физической культуры, подчеркивающие способности человека развиваться и совершенствоваться в процессе деятельности, были освещены в трудах В.К. Бальсевича, М.Я. Сафара, А.А. Френкина.
Политическая значимость здорового образа жизни отражена в ряде нормативных и законодательных актов, методология экспертизы которых
представлена в трудах Е.Кочкиной, Н.И.Ловцовой, Е.Р.Смирновой, В.Н.Ярской. В последнее время растет интерес к исследованиям проблем физической культуры и спорта саратовскими исследователями, среди которых следует отметить работы Н.И.Кузнецова, СВ. Моренченко, Л.В. Фроловой. Исследования в области физической культуры являются необходимым условием для укрепления здоровья населения России.
Связь здорового образа жизни, физической культуры обосновывается с позиции концепции потребления М. Фезерстоуна, который соотносит потребление и стиль жизни, утверждая, что потребление является для человека способом самовыражения и обретения идентичности.
Оценивая уровень исследований, посвященных здоровому образу жизни, можно отметить, что при общем обилии научных трудов и публикаций остается не раскрытым комплексный анализ влияния физической культуры на здоровый мотивированный образ жизни. Пробел в исследованиях современного состояния системы поддерживающей физической культуры, государственное финансирование которой не сопоставимо с затратами на поддержку сферы спорта высоких достижений, диктует необходимость исследований особенностей и возможностей потребления физической культуры, выявление вопросов о потребителях платных видов услуг, спектр которых становится все шире.
Целью диссертационного исследования является социологический анализ представлений и практик здорового образа жизни с использованием средств физической культуры в современных условиях. Для достижения указанной цели выдвигаются следующие задачи:
проанализировать и обобщить основные теоретические подходы и социологические модели здорового образа жизни;
определить место телесности и телесного здоровья в структуре здорового образа жизни;
исследовать основные социологические концепции здоровья;
проанализировать понятия здорового образа жизни в структуре политической риторики и на уровне индивидуальных ожиданий;
выявить и интерпретировать основные факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни; сравнить составляющие здорового образа жизни, представленные в практиках политической риторики (официальные документы) и повседневной жизни людей (аттитюды и поведение);
провести вторичный анализ данных массовых Всероссийских социологических опросов по проблемам здорового образа жизни и распространенности физкультурно-оздоровительных практик;
осуществить концептуальный анализ проблемы на основе принятой методологии, данных практики и проведенного конкретно-социологического исследования, провести эмпирическое исследование установок и практик здорового образа жизни, отношение к потреблению платных услуг при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
Объект исследования — современные социальные практики формирования телесного здоровья индивидов.
Предмет исследования — отношение к здоровому образу жизни и практики потребления услуг физкультурно-спортивной деятельности и ее место в структуре представлений о здоровом образе жизни. В ходе эмпирического исследования социальных практик применены методы анализа документов (законодательная база федерального и регионального уровней); неформализованного, неструктурированного интервью, осуществленного автором в 2002 - 2004 гг. (интервью проводилось с клиентами фитнесс-клубов г. Саратова и г. Энгельса по целевой выборке, объем выборки - 25 человек); вторичного анализа результатов количественных исследований по проблемам здоровья, здорового
образа жизни, физической культуры и спорта, осуществленных исследователями Фонда «Общественное мнение» в 1998-2004 годах.
Теоретические и методологические основы исследования:
Методологическими и теоретическими основаниями диссертационной работы выступили представления М. Фуко, относительно социальной значимости телесных практик, идеи М. Мосса о социализации телесности, связи телесности с индивидуально-психологической и социальной реальностями индивида. Связь здорового образа жизни, физической культуры обосновывается с позиции концепции потребления М. Фезерстоуна, который соотносит потребление и стиль жизни, утверждая, что потребление является для человека способом самовыражения и обретения идентичности. Большое значение для реализации целей исследования являются также идеи данного автора о теле, как объекте потребления.
При конструировании авторской разработки здорового образа жизни учитывались систематика представлений о здоровом образе жизни А.М.Изуткина, Ю.П. Лисицына. Исследования Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехмана, МЛ. Виленского, В.П. Войтенко, А.В. Сахно, А.Г. Щедрина, А.В. Фролова послужили методологическим ориентиром при обсуждении социального здоровья. Необходимым методологическим основанием для анализа образа жизни стали разработки представителей саратовской школы В.Г. Виноградского, И.Н.Ивановой.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования определяются непротиворечивыми теоретическими и методологическими положениями, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам.
Научная новизна полученных в ходе диссертационного исследования результатов состоит в следующем:
с новых методологических позиций проведен анализ феномена
здорового образа жизни, определено содержание базовых характеристик образа жизни;
проанализированы теоретические аспекты здорового образа жизни, уточнен и дополнен понятийный аппарат проблемы;
осуществлен авторский анализ федеральных и региональных законодательных актов, регулирующих меры по формированию здорового образа жизни и развитию системы массовой физической культуры и спорта;
в работе выполнен комплексный анализ практик формирования человеческой телесности;
осуществлен теоретический и эмпирический анализ места физической культуры в структуре представлений людей о здоровом образе жизни;
данные массовых опросов сопоставлены с результатами авторских социологических исследований проблем здорового образа жизни в аспекте потребления;
разработаны авторская программа и инструментарий эмпирического исследования здорового образа жизни;
получена и обобщена социологическая информация о мотивах потребления услуг фитнесс-клубов для поддержания физической формы.
Научные положения, выносимые на защиту: 1. Телесность выходит за границы биологического феномена, становясь явлением социальным и культурным, что в совокупности с понятием здоровья приобретает черты феномена, гарантирующего социальные успехи и достижения человека. Таким образом, телу приписываются свойства носителя ценностных характеристик общества, обусловленных культурой. Такое видение телесности направляет активность, как отдельных индивидов, так и общества на создание и модификацию практик формирования социально-одобряемых форм тела.
Выступая способом репрезентации социальных отношений и социального статуса, тело становится одним из объектов идеологических влияний, на разных социально-политических этапах формирующих различные ценности: от достижения максимальной производительности и трудоспособности (в советский период) до формирования и поддержания тела в том виде, которое делает его успешным и конкурентоспособным в сфере потребления. В связи с этим, понятие и практики здорового образа жизни наполняются политическими смыслами, приобретая формы различных идеологических концепций.
Идеологизация здорового образа жизни в современных обществах тесно связана с развитием практик моделирования и потребления тела. Консумеризация телесности приводит к формированию индустрии здорового образа жизни, поскольку тело занимает значительное место в структуре (само) - оценки личности, является индикатором уровня экономического благополучия индивида и становится залогом успешности или неуспешности социальной мобильности личности.
Идея социального здоровья, включающая установки заботы о состоянии здоровья и субъективные практики отношения к собственному здоровью, легла в основу приоритетов идеологических концепций здорового образа жизни, подчеркивающих ответственность человека за состояние своего здоровья, которое представляет социальную, политическую и экономическую ценность для общества и государства. Забота о здоровье выходит за рамки индивидуальной проблемы, приобретает характер проблемы глобальной, поскольку на уровне общества пренебрежение ценностями здоровья является причинами увеличения уровня смертности населения, сокращения населения страны и требует увеличения затрат государства на нужды здравоохранения.
Забота о поддержании здоровья является активным длительным
процессом, не только включающим заботу о телесных, психических, социальных качествах личности, но также подразумевающим и систему целей, ценностей, норм. Совокупность этих феноменов организуется в здоровый образ жизни, проявления которого индивидуальны. Разнообразие и субъективность индивидуальных определений и практик здорового образа жизни, включающих занятия физической культурой, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек, оптимальное сочетание режимов труда и отдыха, профилактику стрессов, противопоставлены идеологическому понятию, которое хотя и является основной целью российской социальной политики в сфере оздоровления нации, тем не менее, никак в нормативных документах не определяется.
Социальная политика России в сфере сохранения здоровья нации, определяя в качестве основных приоритетов развитие программ, способствующих здоровому образу жизни, подчеркивает важность физической культуры и спорта, игнорируя другие составляющие понятия здорового образа жизни, подменяя, таким образом, понятие здорового образа жизни понятиями физической культуры и спорта.
Субъективные представления и практики здорового образа жизни обязательно подразумевают физическую активность и занятия спортом, однако эта составляющая не является единственной. Основным мотивом здорового образа жизни выступает мотив получения социального признания и увеличения шансов достижения успехов в личных отношениях и карьере. Иерархия составляющих понятия здорового образа жизни говорит о том, что такие практики являются привилегией людей, обладающих высоким доходом, а увеличивающееся экономическое благополучие повышает потребность человека в ведении здорового образа жизни. В субъективных представлениях здоровый образ жизни, таким образом, имеет скорее символическую ценность как модная практика, прямая же ценность этой прак-
тики как способа сохранения здоровья оказывается вторичной.
Телесность как объект социокультурного анализа
Проблемы формирования и развития, связанные с человеческим телом, на протяжении эпох разрабатывались в самых разных научных областях. Анатомия и физиология, антропология и биомеханика накопили огромный материал о теле как биологическом феномене, как природном фундаменте человеческого существования. Тысячелетия насчитывает практическая работа с телом в области медицины, оздоровительных технологий. Значительная естественнонаучная база сформировалась в таких «телесно окрашенных» сферах деятельности, как физическая культура и спорт. Значение тела для понимания психики человека, характер его связи с сознанием индивида все более широко исследуется в психофизиологии, психосоматике. Все это в большей степени относится к естественнонаучному, а не гуманитарному знанию.
Понятие тела и телесности используются в современной науке для описания природно-физических и социально-психологических феноменов человеческого способа бытия в мире. Разведением этих двух понятий уже подчеркнуты различия в уровнях существования, формах проявления, восприятия и осмысления тела. Однако прослеживаются некоторые существенные моменты формирования категорий «тело» и «телесность». Известно, что опосредованность социальными воздействиями, культурными нормами и идеалами, как восприятия, так и использования телесно-двигательных характеристик имеет своим следствием формирование на основе тела как естественно-природного объекта, некоторого нового по сути феномена, социально детерминированного и культурного окрашенного. Понятием «тело» как в научной речи, так и обыденном лексиконе традиционно обозначается материальный объект, обладающий определенными естественно - данными свойствами и характеристиками, которые являются предметом естественно - научного познания. Как отмечает И.С. Кон, «при всех индивидуальных и межкультурных различиях тело обычно воспринимается и как материальное воплощение (вместилище) Я, обеспечивающее средства коммуникации, обращенное к другим»1. В словаре В.И. Даля тело определяется как «вещество, материя в границах, в наружных пределах своих; вещество в размерах, в трояком протяжении своем...»; это «весь объем плоти, веществ в размерах его, образующего одно цельное, нераздельное существо» , а в словаре СИ. Ожегова - как «организм человека в его внешних, физических формах»3.
Под понятием телесности нами подразумевается не естество человека само по себе, а его преобразованное, благоприобретенное состояние, которое, однако, возникает, не взамен естественно - природного, а в дополнение к нему вследствие социокультурного бытия человека телесного. В известном отношении этот смысл термина телесность подобен тому определению телесности, которое дает В.И. Даль, характеризуя ее как состояние тела. Это подобие, конечно, относительно, поскольку под состоянием может подразумеваться множество самых разнообразных характеристик, из которых в задаваемой нами системе координат выделяются характеристики определенного толка, а именно те, которые отражают процесс и результаты социокультурной детерминации тела, его функций и проявлений. Телесность - это очеловеченное тело. Оно в дополнении к своим изначально данным, естественным характеристикам, приобрело те свойства и качества, которые порождены спецификой человеческой, социокультурной среды, определяющей условия существования, характер осмысления, принципы использования и преобразования свойств и качеств человеческого тела.
Телесность как характеристика, возникающая на пересечении природного (тела) и социокультурного, объединяет материализованные и объективированные последствия этого пересечения как, например, эффект «дряблых мышц». В результате гиподинамии как одной из особенностей социально - обусловленного образа жизни, и те качества - «знаки», или интегральные сверхчувственные качества (В.П. Кузьмин)4, которыми сам объект не обладает, но которые приданы ему сообществом (символизация тела).
Разграничение понятий тела и телесности связано также и с тем обстоятельством, что первое из них чаще всего ассоциируется с некоторым фиксированным, относительно статичным, ограниченным анатомо-физиологическим объектом. Термин же телесность в силу меньшей смысловой ригидности и больших степеней свободы в оперировании с ним позволяет, без нарушения привычного словоупотребления, применить его не только для характеристики этого объекта, но и вложить, в него дополнительный смысл, связанный с динамической характеристикой тела - его двигательной активностью. Таким образом, понятием телесность мы обозначаем тело с присущей ему двигательной активностью, экспрессивными формами проявления, находящееся в социокультурном пространстве и взаимодействующее с ним, детерминированное в своих соматических и двигательных характеристиках, как природными закономерностями, так и особенностями этого пространства.
Различные стадии развития общества отмечены специфическими идеями телесности, которые отражают и культуру эпохи, и ценность самого тела, и его взаимоотношения с разумом. Социальные и культурные отношения в массе своей проецируются на экран физического тела, то есть тело человека несет на себе отпечаток социальных и культурно-исторических ценностей. В данном параграфе будет рассмотрена эволюция телесности в социально-историческом контексте, проанализированы телесные практики, рассмотрена взаимосвязь человеческого тела с проблемами здоровья.
Тело человека во всех своих формах и проявлениях служило объектом восхищения и поклонения. Здоровье тела полагалось гарантией социальных успехов и достижений человека, а также основой для признания его гражданских прав.5
Вопросы человеческой телесности рассматривались в трудах А.Ф. Лосева, таких как «История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон» (1969), «Дерзание духа» (1988). Он также занимался вопросами культуры тела, человеческой телесности в античной культуре6.
Здоровье населения как междисциплинарная проблема
Здоровье населения - комплексный социальный, гигиенический и экономический показатель, который интегрирует биологические, демографические и социальные процессы, свойственные человеческому обществу, отражает уровень его экономического и культурного развития, состояния медицинской помощи, находясь в то же время под воздействием традиций, исторических, этнографических и природно-климатических условий общества. Можно предположить, что это интегральный показатель качества жизни в объективных ее проявлениях.
Общественное здоровье как социальный феномен традиционно изучается через систему индикаторов, которые характеризуют не столько здоровье, сколько болезненное состояние, заболеваемость, смертность, уровень физического развития людей. Сегодня этот перечень дополняется и другими показателями, но исторически проблематика социологии здоровья связана именно с изучением заболеваемости и смертности.
История возникновения общественного здоровья связан с идеями Великой французской революции46. В России внимание к проблеме здоровья обычных людей - крепостных крестьян - впервые привлекли М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев. Изучение здоровья по показателям заболеваемости и смертности началось почти сто лет назад в процессе сплошного обследования сначала в Московской губернии, а затем по всей стране силами земских санитарных статистиков47. Тогда же впервые и в России, и в мире было предпринято изучение заболеваемости населения по данным обращаемости к врачу48. Сбор материала происходил ежегодно по единой программе и касался, помимо заболеваемости, санитарной культуры и условий быта городского и сельского населения.
В первые послереволюционные и далее, в 1920-1930-е гг., изучение заболеваемости стало проводиться более дифференцированно: по отдельным профессиональным выборочных методов. Было начато также систематическое изучение структуры причин смертности и факторов отдельных заболеваний. Позже все это позволило развернуть исследования в различных направлениях: коммунальной гигиены, географической медицины, социологии медицины, медицинской демографии и др.
Наряду с этим велись исследования, ставившие своей целью получить комплексную характеристику здоровья населения. Исследования велись путем интеграции данных обо всех факторах здоровья. Которые объединены в единый оценочный показатель49. Подобные исследования в разное время делались такими отечественными исследователями Л.Е. Поляков, A.M. Петровский, Г.А. Попов50 и зарубежными Т. Аллисон, Дж. Торренс51 учеными.
А.В. Фролов выделяет понятие «здоровье населения», рассматривая его как статистическое, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально -биологическими показателями.
Ю.П. Лисицын рассматривает понятие «общественного здоровья» как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье, с точки зрения автора, является результатом социально-опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения52.
В.П. Казначеев впервые вводит категорию «историческое здоровье этноса». Главная характеристика этой категории: сохранение и развитие физических, биологических, психических способностей этноса, трансляция этих способностей, их совершенствование из поколения в поколение, населения страны53.
Значительный этап в изучении общественного здоровья связан с охватившей в 1970-1980-е гг. Западную Европу и США волной исследований факторов риска в рамках программ профилактики здоровья. Изучались важные параметры образа жизни такие, как, потребление алкоголя и курение, физическая активность, оптимизация питания, борьба с избыточной массой тела, и их влияние на показатель смертности и заболеваемости. В России также осуществлялись профилактические программы в ряде городов, под эгидой Всесоюзного кардиологического научного центра АМН СССР54. Никакие профилактические мероприятия не способны были повлиять на уменьшение смертности населения, поэтому не могли быть рекомендованы для широкого внедрения.
Привлечения внимания к исследованиям здоровья во многих странах привело к их интенсификации. Помимо традиционных показателей (демографических, заболеваемости и физического развития), не рассматривавших здоровье как социальный феномен, на Западе в начале 1970-х гг. началось изучение социальных характеристик здоровья. Они включа ют как субъективные отношения к своему здоровью, так и социальные установки и самосохранительное поведение людей55. Переход к широкому взгляду на здоровье определил и смену приоритетов в подходе к анализу условий и факторов сохранения и формирования здоровья. Именно этот период можно считать моментом рождения социологии здоровья.
Одним из первых примеров изменения взгляда, согласно которому болезнь и смерть являются реалиями, подлежащими описанию исключительно в плане биологическом, является работа М. Мосса «Физическое воздействие на индивида коллективно внушаемой мысли о смерти» (1926 г.). М. Мосс опирается на факты, относящиеся к традиционным обществам Австралии и Новой Зеландии, чтобы продемонстрировать то, как неуважение индивидом социальных норм может привести к смерти56. Различные сообщества по-разному определяют здоровье, которое всегда предстаёт как состояние, наполненное социальным значением. Хорошее здоровье воспринимается как норма. Почти синонимическим является понятия быть в добром здравии и быть «нормальным».
Ж. Кангилем заметил, что норма, чем и является здоровье, не сводится лишь к индивидуальному состоянию организма: «Чтобы определить, что нормально для данного организма, необходимо посмотреть, что его окружает». С его точки зрения, здоровье определяется способностью человека распоряжаться не только своим физическим окружением, но и социальным «Человек живет не в среде законов, но в среде живых людей и событий, разнообразящих эти законы»57.
Взаимосвязь понятий образ жизни и здоровый образ жизни
Образ жизни - явление многозначное. Его изучают социология, философия, этика, этнография и другие науки. Каждая из них делает это в соответствии со своим предметно-целевым назначением, ролью и возможностями в познании и преобразовании социальной действительности. Для социологии важно раскрыть, прежде всего, социальную природу образа жизни, его обусловленность и место в созидательной практике людей.
Социология понимает общественную жизнь как процесс социального взаимодействия людей, в котором они активно действуют: сотрудничают и противоборствуют во имя выживания, продолжения рода, создания благоприятных условий для своей жизнедеятельности, развития и самореализации личности.
Понятие «социальная жизнь» отражает жизнедеятельность общества как субъекта всемирно-исторического процесса. Оно отражает способ существования общества как особой формы движения материи. Социальная жизнь есть внешний вид движения, основанного на целесообразной и совместной деятельности людей, обусловленной принципами целостного развития общества. Социальная жизнь имеет и свой «внутренний» вид. Если смотреть на нее «изнутри», со стороны человека, то она представляется определенными условиями жизни и соответствующим порядком общественных отношений, своеобразным способом жизнедеятельности людей.
Исторический особый способ осуществления и самоорганизации социальной жизни как раз и зафиксирован в понятии «образ жизни». Многие теоретические вопросы, связанные с анализом образа жизни, в свое время освещались в марксистской парадигме в таких работах, как: «Экономико-философские рукописи 1844г.», «Немецкая идеология», «Ка питал», «Положение рабочего класса в Англии» и др. В этих произведениях, посвященных специальным вопросам исследования закономерностей общественного развития, нашли отражение те или иные аспекты проблемы образа жизни. Так, в труде «Экономико-философские рукописи 1844 г.» К. Маркс, исследует некоторые элементы образа жизни в связи с вопросом об отчуждении93.
К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» указывали, что способ производства является не только воспроизводством физического существования индивидов. «В большей степени, это - определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности» . Этот принцип получил свое наиболее полное развитие в «Капитале». Где, наряду с исследованием общих закономерностей формирования, развития и смены капиталистической общетвенно-экономической формации, К. Маркс рассматривает и основные компоненты образа жизни классов капиталистического общества. Классическим образцом исследования образа жизни класса в конкретной стране является работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». В которой дан социологический анализ образа жизни промышленных рабочих Англии первой половины XIX века.
Образ жизни всегда являлся объектом социального контроля со стороны государства, например, в идеологии раннего советского периода, присутствовал акцент на важности следования «правильному» (в русле данной идеологии) образу жизни для «строительства новой жизни».
Способ жизни, определяющий образ жизни, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, связан с «выбором условий, направления жизни». Данный автор соотносит образ жизни с выбором образования или профессии, которые максимально отвечали бы особенностям личности, ее желаниям и способностям, однако, поскольку социальная жизнь человека многогранна, данную категорию можно распространить и на другие проявления жизни, такие как выбор поведения, связанный с заботой о здоровье и избеганием практик, способных нанести вред здоровью, что является составляющим элементом «построения соответствующей стратегии жизни» 95. Он, выражает тип жизнедеятельности, который складывается под влиянием объективных условий и внутренних побудительных сил и является главным фактором перехода социальных возможностей в действительность.
Социология образа жизни исходит из того, что деятельность, как проявление активности людей по преобразованию окружающей действительности и самих себя, несет в своем содержании все богатство социального и, прежде всего, общение и общественные отношения, А субъекты этих последних осознают взаимную зависимость, взаимонеобходимость, что находит свое выражение в их совместной деятельности по сохранению и воспроизводству своей жизни.
Категория «образ жизни» описывает социальную действительность в специфическом аспекте, а именно: как, каким образом природа той или иной общественно-экономической формации реализуется в конкретной жизнедеятельности целого народа, наций, классов, социальных групп, отдельных индивидов. Эта точка зрения основывается на высказываниях К. Маркса и Ф. Энгельса об определяющем значении способа материального общественного производства в познании всей системы общественных отношений96.
Индивид как субъект образа жизни, рассматривается с точки зрения его «действенных проявлений», которые в сложившихся материальных условиях, находятся в нерасторжимом единстве с иерархией различных со циальных общностей - от семьи до государства. В которые он последовательно входит и в которых осуществляет себя . Отсюда - небывалое, по сравнению с иными субъектами образа жизни, богатство и разнообразие форм жизнедеятельности индивида. Причем эта разноплановость его жизненных проявлений выходит за рамки выполняемых индивидом социальных ролей. Которые являются необходимыми, детерминированными социальными организациями данной общности. Большое влияние на специфику форм жизнедеятельности, на индивидуальный образ жизни оказывают собственно личностные свойства людей, их социально-психологические, психологические и биофизиологические характеристики. На них основано уникальное свойство индивида, как субъекта образа жизни самостоятельно творить формы и «рисунок» собственной жизнедеятельности, организовывая ее с точки зрения определенного идеала. Именно образ жизни как категория, носящая сугубо синкретический характер, позволяет зафиксировать то «различие между жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям»98.
Физическая культура как фактор формирования здорового образа жизни
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феноменов физической культуры и спорта. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой и спортом. Интенсивно развиваются процессы интеграции физической культуры и спорта в экономику, культуру, здравоохранение, экологию и другие виды социальной жизни. С переходом страны на новое политико-экономическое устройство, в результате чего произошло заметное расслоение населения по уровню доходов, потребление физической культуры значительно изменяется. Физическая культура и спорт на рубеже XXI в. - это мощные социальные феномены, способные формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и личность. Не случайно в последние годы все чаще говорится о физической культуре как об устойчивом качестве личности, а также как о достигнутом социальном статусе.
В процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам. Несмотря на сложнейшую социально-экономическую ситуацию, которая складывается в стране, спорт для многих людей остается любимым развлечением, формой проведения досуга, поддержания работоспособности и сохранения здоровья.
Важными ценностями физической культуры являются ценности ин-тенционного характера. Отражающие сформированность общественного мнения, престижность физической культуры и спорта в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры.
Физическая культура относится к социальной сфере общества. В ее основе лежат социальные потребности в физическом совершенствовании людей, в формировании у них двигательных навыков и умений, в оздоровлении, реабилитации, рациональной организации свободного времени. Этими потребностями и продиктована необходимость организации особого социального института - физической культуры. Управление и стремление людей к удовлетворению социальных потребностей в физкультурной деятельности составляет одну из основных движущих сил, определяющих развитие физической культуры.
Предмет физкультурной деятельности - физическое состояние человека, его телесность, физическое здоровье, т.е. то, без чего не может процветать ни одна сфера общественной деятельности. Любому человеку, независимо от того, какова его профессия, необходимо в первую очередь иметь хорошее, крепкое здоровье. Физическая культура посредством физического совершенствования, оздоровительного, рекреативного воздействия оказывает влияние и на экономическую, и на политическую, и на духовную жизнь общества.
С принятием в апреле 1999 г., №80-ФЗ Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в нашей стране созданы правовая, организационная, экономическая и социальная основы для решения проблем развития молодежного спорта, как одного из компонентов физической культуры общества. Решение этих проблем возложено на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования и физической культуры, администрацию, педагогические коллективы образова тельных учреждении и спортивные общественные организации .
В знакомом нам государственном документе — «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2005 года» четко определены магистральные векторы — приоритетные направления науки в области физической культуры и спорта, среди которых важное место занимает разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности, здорового образа жизни151.
Доступный нам материал представляет собой рассуждения людей -посетителей фитнесс-клубов относительно проблемы здорового образа жизни и того, какие практики поддержания здорового образа жизни реализуют люди в повседневной жизни. Средства описания, способы обоснования реализуемых в жизни практик, которые люди включают в структуру представлений о здоровом образе жизни в конкретной среде, в конкретных социальных условиях лежат в основе нашего интереса к исследуемой проблеме.