Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношения поколений социокультурный аспект Жукова Светлана Александровна

Взаимоотношения поколений социокультурный аспект
<
Взаимоотношения поколений социокультурный аспект Взаимоотношения поколений социокультурный аспект Взаимоотношения поколений социокультурный аспект Взаимоотношения поколений социокультурный аспект Взаимоотношения поколений социокультурный аспект Взаимоотношения поколений социокультурный аспект Взаимоотношения поколений социокультурный аспект Взаимоотношения поколений социокультурный аспект Взаимоотношения поколений социокультурный аспект Взаимоотношения поколений социокультурный аспект Взаимоотношения поколений социокультурный аспект
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жукова Светлана Александровна. Взаимоотношения поколений социокультурный аспект : социокультурный аспект Саратов, 2000 149 c. : ил РГБ ОД 61:0-22/250

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социокультурная концептуализация взаимоотношений поколений 17

1.1. Межпоколенный сегмент в возрастной стратификации социума 17

1.2. Историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений 48

Глава 2. Коммуникативные ресурсы в контексте отношений между поколениями 74

2.1. Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения 74

2.2. Практики межпоколенных взаимодействий... 97

Заключение 127

Библиография 132

Приложения 141

Введение к работе

Проблема взаимоотношений между поколениями заметно обострилась в XX веке, что нашло отражение в программе действий Организации Объединённых Наций и Всемирной Организации Здравоохранения. 1993 год был объявлен годом пожилых и солидарности между поколениями под девизом «По пути к обществу для людей всех возрастов», 1994 год - объявлен годом семьи, а 1999 год - годом пожилого человека. В России, где проживает свыше 37,5 млн. пенсионеров, принята федеральная программа во исполнение Указа президента РФ от 13 июля 1996 года «О Федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 1997-1999 годы1. И хотя сама по себе взаимосвязь поколений - проблема вечцая, нас не может не интересовать и волновать ее сегодняшние проявления в обществе, главным образом в контексте симбиотичности тех возрастных групп, которые могут быть обозначены как крайние на шкале возрастной периодизации. Речь идет о межпоколенных взаимоотношениях в рамках дети - пожилые люди.

В литературе отмечается стремительный рост численности пожилых людей. Увеличение доли пожилого населения привело к восприятию старости как специфической проблемы. В России неуклонно увеличивается доля пожилых, старых и очень старых людей. В последние годы число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза. Важные последствия для социального положения пожилых людей имело также произошедшее в последние сто лет сокращение размеров семьи и вовлечение женщин в производство. Эти процессы осложнили традиционные виды заботы о людях третьего возраста.

Демографические тенденции и дестабилизация социальной ситуации в нашей стране бросают вызов традиционным побуждениям к самосохранению и сохранению общества, что вызывает потребность в новом взаимодействии

1 Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 1998. №2. С. 61-66.

между различными поколениями как в семье, так и в обществе. Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между различными поколениями. Однако, в настоящее время семья претерпевает демографические, культурные и социально-экономические изменения, отражающиеся на внутрисемейных связях. Указанные изменения создают не только проблемы, но и предоставляют новые возможности для конструирования отношений между различными поколениями.

Современная европейская цивилизация не располагает той особенной моральной аурой по отношению к пожилым, которая традиционно сохраняется в восточных культурах. В обыденном сознании и в системе ценностей западного человека биологическая интерпретация проблемы старения оказывается единственной или по крайней мере доминирующей. С этой точки зрения индивид рассматривается, главным образом, как субъект репродукции: реализовав эту функцию он становится обременительным для своего биологического вида. В настоящее время возникает парадоксальная ситуация, когда медицина преследует цель продления жизни, а сфера ценностей, включающих новый опыт человечества, не гарантирует пожилым чувства социальной полезности. По мнению Маргарет Мид, мы вступаем в префигуративный тип культуры, где взрослые учатся у своих детей. В результате опыт пожилых остается невостребованным. В нынешнем обществе не созданы механизмы, которые позволяли бы стимулировать социально содержательную деятельность лиц пожилого возраста и тем самым задерживать процесс разрушения личности.

Поскольку поколения существуют во времени, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему, будущему. Для России это особой остроты проблема. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины. В общественном сознании фиксируется образ советского периода как некой «черной дыры», куда провалились без следа

свершения и культура предшествующих времен. Такой образ негативно сказывается на самосознании «отрицающего» поколения, и его видения своего будущего и существования в настоящем. Для подрастающего поколения, когда внутренние структуры еще не сформировались в гармонически устоявшийся ансамбль, чрезвычайно опасна деструктуризация общественных структур. Деструкция может восприняться как норма жизни, что способствует отдалению поколений друг от друга.

Сложность изучения взаимоотношений поколений определяет мультидисциплинарность исследований: изучением поколений занимаются демография, генеалогия, педагогика, этнография, психология. Каждая из конкретных наук решает данную проблему в своём контексте. Важное место в процессе изучения межпоколенных взаимоотношений принадлежит социологии, прерогативой которой является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном, информационном пространстве. Поколенческии подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех поколений: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Однако, мы предлагаем рассмотреть взаимоотношения двух крайних поколений: поколения молодых (дети) и поколения пожилых, так как, по нашему мнению, в современном обществе утрачиваются уникальные отношения между детьми и их бабушками и дедушками, которые преобладали в недалеком прошлом.

Анализ процессов межпоколенных взаимоотношений, адекватных социально-экономическим, политическим, культурным реалиям современного этапа развития, выявление дезорганизующих факторов, ведущих к конфликтным ситуациям, социальной напряженности, нуждаются в научном обеспечении и требуют новых подходов. Социокультурный подход включает в

себя историко-культурологический анализ форм взаимоотношений поколений, изучение влияния социокультурной среды на дистанцированность поколений, а также осмысление коммуникативных ресурсов в контексте отношений крайних возрастных групп и рассмотрение различных моделей межпоколенного взаимодействия. Особенно значимым является социокультурный подход в связи с формированием такой отрасли социологии знания, как социология социальной работы.

Актуальным представляется социокультурный анализ межпоколенных взаимоотношений поколений в контексте институциального преобразования современного российского общества и выделение основных тенденций в развитии отношений между поколениями. В современных условиях превращения рынка в главный социальный регулятор происходит существенное углубление возрастной стратификации, в этой связи необходимо определить положение, занимаемое крайними возрастными группами в социальной реальности России.

Самостоятельным социальным фактором влияющим на межпоколенные взаимоотношения являются возрастные социальные стереотипы. Несмотря на то, что подобные представления реально воздействуют на рассматриваемые нами возрастные группы, исследовательские или аналитические работы в этом направлении в отечественной социологии скорее исключение, чем правило. Между тем, социальные представления редко опираются на специальные научные теории и экспертные знания о возрастных особенностях пожилых и молодых. Общественное мнение и сегодня подпитывается лишь разнообразными историями, слухами и мифами, и если о возрастном периоде детства и подростничества известно из личного опыта, то о пожилом возрасте и старости информации минимизирована. Знание о возрастных особенностях и возрастных кризисных состояниях должно стать достоянием общественности, а не только сферой компетентности узкого круга специалистов.

Разработанность проблемы

В целом можно сказать, что проблемы детства и отрочества, старости и старения изучались параллельно. XVIII век остро поставил проблему ценности детской жизни; в XIX веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале XX века - юность; 20-е годы нашего столетия - старость. В начале 20-х годов нашего века бурно развивались этнографические исследования изучающие возрастные изменения личности, представленные в работах Р.Бенедикт, Ф.Боас, К.Леви-Брюль, М.Мид.

Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

  1. Индивидуальное развитие («онтогенез», «жизненный путь»).

  2. Социально - возрастные процессы и возрастная структура общества («возрастная стратификация», «возрастные группы»).

  3. Возрастной символизм (отражение возрастных процессов и свойств в культуре) .

В реальном исследовании указанные основания тесно переплетаются.

Возрастная специфика периода детства и старости представлена работами зарубежных - Э.Берна, С. Бовуар, К. Виктор, Л.С. Выготского, Э.Эриксона, и отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, В.Д. Альперовича, Л.И. Анцыферова, Д. Бромлей, К. Рощак, А. Рубакина. Значительную роль в разработке общебиологических, физиологических, нейропсихических механизмов старения принадлежит П.Б. Баннову, А.В. Брушлинскому, В.И. Коренчевскому, И.И. Мечникову, Л.З. Тель, Д.Ф. Чеботареву, В.В. Фролькису.

Социальные различия между возрастными группами тесно переплетаются с различиями между поколениями. В истории социологии существовали две традиции в подходе к поколениям. Первая, позитивистско-натуралистская традиция, возникшая из духа позитивизма О. Конта и направленная на поиск объективных исторических ритмов и общих законов

2 Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. №3.

исторических изменений. Вторая, романтически-гуманитарная традиция, ориентирована на поиск внутреннего единства, качественной определенности данной исторической эпохи. Следуя за В. Дильтеем, ее представители считают основой социального прогресса исторический опыт поколения. Связь индивидуального жизненного пути с историческими событиями, значимыми для всех людей, живущих в данный период времени, рождает новое, культурно-историческое понятие поколения, для которого существенна не только хронологическая одновременность существования группы людей, сколько общность их значимых социальных переживаний и деятельности. Представителем культурно-исторического направления в изучении поколений является К. Маннгейм. В рамках структурного функционализма проблема поколений ставится иначе. Если Маннгейма молодежь интересовала как субъект социального обновления, то для Т. Парсонса она - прежде всего объект социализации, а проявление недовольства, социального протеста рассматриваются как формы девиантного поведения. Социологическая категория «поколение», в отечественной социологии представлена в работах Л.Н. Когана, В.И. Боряз, А.И. Афанасьевой, Б.С. Павлова. Наиболее полный, на наш взгляд, анализ понятия поколение представлен в работах И.С. Кона, А.В. Толстых.

Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать общество как совокупность возрастных групп, и, таким образом, отразить обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. Данный вектор исследования взаимоотношений поколений представлен в работах В.И. Ильина, В.В. Радаева, Р.В.Рывкиной, Н.Е. Тихоновой, О.И. Шкаратана. В условиях превращения рынка в главный социальный регулятор происходит существенное углубление социально-возрастной стратификации. Ослабление государственного регулирования занятости, появление безработицы, приводят к тому, что молодежь начала сталкиваться с очень серьезными проблемами трудоустройства, а пожилые

активно выталкиваются на пенсию как рабочая сила, утратившая эффективность и былую работоспособность.

Анализ исторического развития взаимоотношений поколений отражает две точки зрения: 1) глобальный всеобщий разрыв между поколениями, который постоянно увеличивается (М. Мид, С.Н. Паркинсон); 2) подчеркивается маятниковый характер межпоколенных взаимоотношений, прериоды конфликтов чередуются с периодами преемственности (X. Ортега-и-Гассет, Л. Фойер). В чистом виде, по мнению И. Кона, эти две позиции существуют лишь в спекулятивных, глобальных теориях. Как только проблема становится предметом эмпирического исследования, выясняется, что обе крайние точки зрения не состоятельны и межпоколенные отношения являются отношениями «селективной преемственности»3.

Исторический аспект развития взаимоотношений между поколениями раскрывают работы, В. Белова, В.В. Колесова, А.А. Коринфского, А.В. Толстых. Этнологические работы Т.А. Бернштам, М.М. Громыко представляют интерес для анализа отношения к старости в русской культуре, роли возрастной дифференциации в социальной и семейной жизни. Проблемы взаимоотношения поколений в современной семье исследовали М.Д. Александрова, О.В. Бойко.

Особую ценность для анализа межпоколенных взаимоотношений в России представляют работы Б. Дубина, Ю. Лотмана, в которых раскрывается связь изменений, происходящих в нашей стране с культурно-исторической традицией развития общества.

В настоящее время усиливается внимание к геронтологической проблематике в контексте осознания статуса пожилых как особой социальной проблемы (М.Э. Елютина, В.Д. Альперович, А.И. Рубакин, В.Д. Шапиро). Истоки «социализации» старости связаны с такими процессами, как изменение характера труда в индустриальном обществе по сравнению с аграрным;

3 Кон И.С. Ребенок и общество. М. 1964. С. 108.

географическое разделение поколений, вызванное ростом крупных городов; распространение нуклеарной семьи; резкое ускорение темпов научного и технического развития, которое обесценило эмпирический опыт старших поколений. А.П. Назаретян считает, что дестабилизация ситуации в нашей стране, фрустрированность сознания людей, живущих в режиме выживания, могут привести к тому, что авторитарность и неприязнь станут «естественной» моделью отношения к пожилым людям .

Межчеловеческая общность строится в диалоге, суть которого не во взаимном размежевании, а в обеспечении общности мироориентации, нравственной и социальной солидарности. При этом, наряду с ценностной рациональностью традиционного общества и целевой рациональностью современного, может быть выявлена рациональность общения, ориентированная на взаимопонимание. Проблема общения как осознание взаимного непонимания и разобщенности индивидов была освещена почти одновременно в теории «интерсубъективности» Э. Гуссерля, «диалогике» М. Бубера, теории «экзистенциальной коммуникации» М. Бахтина, Г.Г. Гадамера, Ю. Хабермаса, К. Ясперса.

Для решения исследовательских задач особую ценность представляют работы Д. Майерса, В. Ядова, Е. Ярской-Смирновой, в которых отмечается негативное воздействие социальных стереотипов. Социокультурный анализ возрастных социальных стереотипов в обществе к старению и старости осуществляется в работах Р. Атчлей, К. Виктор, М. Елютиной.

Теории социального дистанцирования поколений друг от друга представлены работами западных социологов Р. Батлера, X. Издебской, Н. Смелзера способствуют проведению нами анализа категории социальной дистанции, представленной работами Э. Богардуса, Р.Парка, Э. Наберушкиной.

Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы развития мировой культуры. (Синергетика исторического прогресса): Курс лекций. Издание второе, доработанное и дополненное. М.: Наследие, 1996. С. 93.

Проблема взаимоотношения и взаимодействия поколений на Западе, в частности в Америке, является одной из приоритетных в социологических исследованиях. Анализ теорий возрастных различий представлен S. Newman, В. Smith, содержательную динамику межпоколенных программ обосновывают R. Ward, М. МсСгеа, проблему конструирования взаимоотношений поколений рассматривают G. Calhoun, Е. Kingson.

Аналитический обзор по проблеме межпоколенных взаимоотношений свидетельствует о том, что в отечественной литературе последних лет нет исследований в которых комплексно рассматриваются проблемы взаимоотношения поколений. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает анализ аксиологических аспектов взаимоотношений поколений: каким образом возможно гармонизировать эти взаимоотношения, учитывая различные варианты их взаимозависимости и противостояния, согласия и противоречий.

Цели и задачи исследования

Цель исследования заключается в проведении исторического и социокультурного анализа генезиса межпоколенных взаимоотношений; выявлении символических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию поколений; экспликации коммуникативных практик позитивных взаимодействий поколений «бабушек (дедушек) и внуков». Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:

развить теоретические основания анализа категорий «возраст»,
«поколение»;

рассмотреть историко-культурологического аспект взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;

раскрыть различные способы концептуализации старости как типа рациональности межпоколенных взаимодействий;

проанализировать коммуникативные ресурсы межпоколенных
взаимодействий, рассмотреть влияние возрастных социальных стереотипов на
межпоколенные взаимоотношения;

эксплицировать практики позитивных взаимодействий поколений «бабушки (дедушки) и внуки»;

адаптировать ирландскую образовательную программу «Созревание плодов» и провести социологическое исследование социальных аттитюдов к старению и старости у детей;

определить динамику коррекционного воздействия образовательных межпоколенных программ.

Объект исследования

Объектом исследования выступают отношения между пожилыми людьми и детьми.

Предмет исследования - возрастные социальные стереотипы; социальные аттитюды к старению и старости среди детей; коммуникативные практики межпоколенных взаимодействий.

Методы исследования - групповое неформализованное интервью, наблюдение, социально-психологический анализ рисунков.

Гипотеза исследования

В современном обществе имеют место возрастные социальные стереотипы носящие дискриминационный характер в отношении наиболее социально незащищенных возрастных групп - детей и пожилых людей, способствующие вытеснению их проблем на периферию социальной политики и препятствующие установлению позитивных межпоколенных взаимоотношений. Дети разделяют существующие в обществе предрассудки в отношении старости и пожилых людей. Знание возрастных особенностей личный контакт способствуют формированию позитивного образа старости у детей, стимулирующему взаимному влиянию крайних возрастных групп.

Научная новизна диссертационного исследования

сделано новое обобщение современной отечественной и зарубежной
литературы по проблеме взаимоотношений поколений;

рассмотрены основные тенденции изменения межпоколенных
взаимоотношений в результате преобразования современного
российского общества;

выделены эвристики основных исследовательских
социогеронтологических программ в контексте межпоколенного
взаимодействия;

представлена авторская интерпретация социокультурных факторов
межпоколенных взаимодействий;

самостоятельно рассмотрены и выделены основные коммуникативные
практики межпоколенных взаимодействий;

предпринято оригинальное исследование-тренинг «Созревание
плодов», позволяющее определить социальные аттитюды детей в
отношении старости, пожилых людей;

предложена авторская модель развития позитивных взаимоотношений
между крайними возрастными группами.

Положения, выносимые на защиту:

Понятия «возраст», «поколение» имеют важное значение как
объяснительные категории не только для микроструктурного анализа, но и в
контексте трансформации всего социального организма. Понятие «возраст»
выступает признаком принадлежности к одному поколению и служит одним из
оснований для стратификации общества, позволяя проанализировать
индивидуальное развитие, социально-возрастные процессы, возрастной
символизм.

Проблема взаимоотношений поколений имеет многомерный
комплексный характер. Социокультурный анализ межпоколенных отношений
предоставляет новые возможности для социологического исследования в

контексте симбиотичности крайних возрастных групп, позволяет продемонстрировать значимость специфики межпоколенных отношений от политических, социально-экономических факторов, исторических прецедентов, ментальных установлений общества.

В современной России при прочих равных условиях (пуэрилистическое сознание, доминирование таких ценностей, как продуктивность и результативность, замыкание индивидуального сознания на бытийном круге собственных проблем, на индивидуально выгодных проектах поведения, перераспределение монополии на знания в пользу молодежи, отказ от опыта предыдущих поколений) на процесс межпоколенного дистанцирования поколений существенное влияние оказывают социальные интерпретации возрастных особенностях, консервирование негативного образа старости, активно поддерживаемое масс-медиа, содержательное изменение воспитательных функций старшего поколения.

В широком спектре современного социогеронтологических исследований именно социокультурная перспектива анализа старости представляет объяснительную адекватность в контексте межпоколенных отношений. Старость предстает в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали и опыта. Изменение информационной составляющей межпоколенной коммуникации (содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению) не снимает с повестки дня значимость эмоционально-нравственного воздействия старшего поколения на детей.

Аттитюды детей к старению и старости в современном российском
обществе характеризуются негативным стереотипным восприятием периода
старости как конца жизни, сопровождающегося болезнями, немощностью,
зависимостью. Образ пожилых людей конструируется прежде всего на основе
фенотипических, визуальных признаков (стоматологические дефекты,
морщинистая кожа, седые волосы), которые могут трансформироваться в

брезгливое, неприязненное отношение к старым людям. Однако, негативное восприятие не распространяется на взаимоотношения между детьми и их бабушками и дедушками, что можно объяснить частыми позитивными контактами в семье.

Компенсаторная основа практик межпоколенного взаимодействия между детьми и бабушками и дедушками может быть конкретизирована следующими положениями:

конденсирование информации о возрастных особенностях, потребностях, нуждах, предпочтениях;

установление эмоциональных межличностных контактов как возможного механизма решения проблемы одиночества у пожилых людей и эмоциональной тупости у детей;

перераспределение семейных функций в направлении снятия чрезмерной загруженности работающих членов семьи.

Теоретические и методологические основы исследования.
Диссертационное исследование опирается на социологические традиции
исследования межпоколенных взаимоотношений, проводится в русле
структурно-генетического подхода, позволяющего рассмотреть

межпоколенные отношения в контексте трансформации онтологических и ментальных структур человеческого бытия. Диссертационное исследование опирается на концепцию возрастного символизма И.С. Кона, возрастной стратификации общества В.И. Ильина, В.В. Радаева, Р.В. Рыбкиной, О.И. Шкаратана; социального дистанцирования от непосредственного социального окружения Э. Богардуса, Э. Дюркгейма, Е. Гоффмана, Р. Парка; методология антропологической рефлексии, принципы социокультурного анализа стереотипизации Д. Майерса, Е. Ярской-Смирновой.

В работе нашли отражение идеи историко-культурного направления исследования межпоколенных взаимоотношений С.Г. Спасибенко, А.В. Толстых, комплексного подхода к процессу старения и активизации старости

Б.Г. Ананьева, М.Э. Елютиной, Л. Торнстона. Теоретико - методологическими источниками диссертационного исследования явились идеи современных отечественных социологов, анализирующих особенности социальной стратификации в современной России.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данного исследования позволяют восполнить пробелы в социологической науке по проблемам взаимоотношений между поколениями, коммуникативных ресурсов и механизмов межпоколенного взаимодействия. Полученные результаты исследования имеют прямое отношение к разработке практических мер, способствующих налаживанию межпоколенных связей. Основные материалы работы могут быть использованы в школьных образовательных программах, органами социальной защиты, общественными организациями с целью улучшения контактов между поколениями. Теоретическое содержание работы и результаты эмпирических данных могут быть использованы в учебных курсах по социологии и теории социальной работы.

Межпоколенный сегмент в возрастной стратификации социума

Жизненный цикл каждого индивида состоит из трех фаз: детство, зрелость и старость. Детство и юность - это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества, в период социальной зрелости нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями, в фазе старения происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способе к ним приспосабливаться). В этой связи рассмотрим понятие возраста.

Понятие о возрастах человеческой жизни в европейской традиции восходит к канонической философии VI века до н. э., с ее фундаментальной идеей единства природы, единства естественных и сверхъестественных сил, восходящей к народным верованиям языческих времён. В то время мир понимается как единая система, управляемая на основании одного строгого закона, обусловливающего всё. Временные представления древнего человека, наложившие отпечаток на понимание возрастов жизни, существенно отличались от современных. Все возрастные представления в таком типе общества подчинены ритуалу как совокупности обычаев, запёчатлённых в мифе. Для древней цивилизации характерно преобладание идеи циклического времени над линейным временем. Отсутствие представлений о начале и конце времени всецело детерминировано общественной формацией: в условиях застойных форм социальной жизни примитивная аналогия между консервативными отношениями родовой общины и природой вела к абсолютизации устойчивости и сходству явлений. В условиях подобной застойности будущее полностью повторяет настоящее, предопределяется. У африканских народов существовала возрастная система циклического типа, которая может быть иллюстрацией схемы циклического типа возрастной системы вообще, ее описал американский этнограф К. Тренбул4. Каждый год мальчики, достигшие возраста 15 лет, совместно со своими сверстниками проходят ритуал инициации. Этот ритуал символизирует окончание детства и наступление взрослой жизни и сопровождается многочисленными испытаниями. После инициации группе даётся название, она считается "рождённой" и сохраняется ещё 15 лет. Затем члены группы переходят в новый возраст, сохраняется единство возрастной группы на протяжении всего её сосуществования. Мужчины старшего разряда, если они доживают до 60-летнего возраста, с удовлетворением видят, что рождаются дети, которые в 15 лет будут посвящены в группу, носящую то же название, что и группа людей, приближающихся к смерти. Таким образом сохраняется преемственность поколений. Такая система возрастных групп не только удобный метод возрастного разделения труда: она создаёт при помощи периодических торжественных обрядов инициации крепкие духовные узы, на ней зиждется распределение власти, она заставляет молодых людей действовать коллективно для защиты земли, скота, распределяет "социальные роли" по возрастам.

Мифологическое сознание не знало противоречий между новым и старым, между рождением и смертью, поскольку любые инновации воспринимались как повторение одних и тех же прообразов, архетипов, вечного круговорота5. Идея постоянства жизненного цикла подкреплялась распространенной во многих религиях идеей инкарнации.

Историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений

Как мы выяснили ранее, поколение - это временная категория, в связи с этим, смена поколений - это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому, характер взаимосвязи поколений зависит от исторических условий и, поэтому, важен историко-культурологический анализ взаимоотношения поколений. Со времени появления homo sapiens сменилось приблизительно 1600 поколений59. Несколько первых сотен поколений объединены одним общим названием -первобытный человек. Из многочисленных источников можно судить о средней продолжительности жизни людей в первобытном обществе: она колебалась в рамках от 19 до21 года. Весь жизненный цикл человека в то время умещался в двух-трёх десятилетиях, отведённых на жизнь одного поколения.

На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он обладал жизненным опытом, знал окрестности и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытной орде. Но, с наступлением старости, когда организм уже отказывался служить, знания и умения оставались бесполезными . Беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы при опускании они не разбились и не задержались на скате. Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду60. По сходным причинам было столь же широко распространено и детоубийство, ребенок, как и старик, находился на периферии общественной жизни.

В древних системах возрастов можно найти и зачатки конфликтов поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Молодые отцы -воины, когда им приходит время уступить место следующей возрастной группе - детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивляются этому, чувствуя себя достаточно энергичными и сильными, и в этой связи не испытывают никакого желания уступить своё место, которое является центральным в общественной жизни.

Как в первобытном обществе, так и в античной Греции, центральное место в общественной жизни занимает зрелый человек. Положение детей было не столь ужасным, хотя обычай уничтожать больных и слабых детей остался неизменным. Резко изменилось положение стариков. Подчеркнутое отношение древних греков к мудрости, ассоциируемой со старостью (Эпикур), делает старика существенной фигурой общества, старейшиной, в функции которого входит управление страной, руководство воспитанием подрастающего поколения. В то же время, в античных мифах о богах и героях среди множества разночтений можно выявить общую закономерность: старея, боги становятся злыми, мстительными, порочными, их тираническая власть кажется все невыносимее и в конечном счете приводит к восстанию и устранению старого властителя. Аристотель, подробно изучавший проблемы старости, считал, что опыт стариков способствует не прогрессивному развитию, а бесконечным повторениям.

В Древнем Риме основным механизмом воспитания детей была семья. Сначала ребенка воспитывала мать, затем отец, часто с помощью специальных воспитателей, позже, когда подросток обычно начинал участвовать в общественной жизни, им обычно руководил личный друг или патрон семьи. Если в древнегреческой литературе старцы всегда изображаются прекрасными, то в средние века их изображения безобразны, отсюда происходит страстное желание омоложения, о чем свидетельствует то, что средневековые астрологи, алхимики, философы ищут «философский камень», который мог бы дать человеку молодость, силу и богатство. Мы можем лишь предполагать что к старикам в то время относились жестоко, высмеивая их немощь и внешние проявления старости.

В эпоху Возрождения семья уже не была основной ячейкой воспитания, как в античности; ее функции ограничивались продолжением жизни, ее воспроизводством в новом поколении (чисто физическом), передачи ей имущества и фамильного имени. Средневековое общество не связывало с детьми свое представление о будущем. Если в семье и заботились, то прежде всего о старшем сыне, как прямом наследнике - не более. Семье вновь вменяется в обязанности заботиться о попечении и воспитании своих детей в эпоху Просвещения. Технический прогресс XVI11 в. обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность, 60-70 летние стали активными участниками жизни своих социальных групп. В Англии, где началась промышленная революция, формировался новый класс буржуазии, утверждавший свою мораль и систему ценностей, учитывающую принцип полезности. Утилитаристский подход наделил стариков особыми заслугами - материальное процветание гарантировало им мудрость и достоинство. В XIX в. под влиянием промышленной революции, урбанизации, сокращения сельского населения, формирования класса пролетариев произошел первый демографический взрыв. В 1870 г. население Европы достигло 300 млн. и соответственно увеличился процент старых людей в общем объеме населения. Старики из низших слоев общества попали в жесткие условия тяжелого, непосильного для физически слабых труда, в зависимость от экономически самостоятельных детей и таким образом усугубился контраст в положении стариков, принадлежащим к различным социальным группам.

Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения

В XX веке особенно обострилась проблема единства культур. Если ранее культура не делилась на «молодежную» и «взрослую» (пели одни песни, одинаково танцевали и одевались), то теперь у различных поколений появились серьезные отличия в ценностных ориентациях, в моде, в способах коммуникации и образе жизни в целом. Создатель и теоретик футуризма Ф. Маринетти, в своем манифесте «Новая религия - мораль скорости» писал в начале XX века: «Великолепие жизни обогатилось новой красотой - красотой скорости» . Стремительное и перманентное ускорение и обновление являются ведущими характеристиками современной жизни индустриальных обществ. Научно-техническое развитие делает их чрезвычайно динамичными системами, стимулируя радикальные изменения социальных связей и форм человеческих коммуникаций. По мысли О. Тоффлера, ускорение темпов жизни рождает чувство эфемерности как нового качества «скоротечности» повседневного бытия, нарастание ощущения мимолетности и непостоянства всего. Если в прошлом идеалами были прочность и долговечность, то теперь господствует принцип: «использовал - выбросил»; причем этот принцип распространяется не только на отношение человека к вещам, но и к людям, идеям, представлениям, понятиям.

Повсеместное распространение средств массовой информации и коммуникации способствовали унификации и типизации массовой культуры. Проблема общения как осознание взаимного непонимания и разобщенности индивидов была освещена почти одновременно в теории «интерсубъективности» Э. Гуссерля, «диалогике» М. Бубера, теории «экзистенциальной коммуникации» К. Ясперса.

Понятие «коммуникация» произошло от латинского communicatio -сообщение, передача. Коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков) . Между людьми коммуникация происходит в форме общения как обмен сообщениями.

Одним из важнейших моментов теории К. Ясперса является положение о том, что самобытие и бытие в коммуникации неразрывны, коммуникация -первопричина экзистенции: общение с другим есть единственный способ обнаружения моей экзистенции и для другого и для меня самого90 . Понятие экзистенции Ясперс употребляет как однопорядковые с ним понятия «самость», «свобода», «историчность», скорее не в качестве понятий, а в качестве знаков, «которые обозначают нечто совершенно другое». Экзистенция как «знак» вещает о глубинном уровне бытия человека, его интимно-личностном уровне как о чем-то совершенно необъективируемом и безусловном. Первопричинное отношение между людьми К. Ясперс считает коммуникацией.

Центральным понятием при описании феномена общения в теории М. Бубера является понятие «диалог». Именно в диалоге, по его мнению, раскрывается сущность человека. Причем, «диалог», по Буберу, не есть только пассивное принятие, признание, понимание другого. В момент встречи двух личностей происходит их взаимное обогащение, взаимное творчество. Бубер выделяет две основные формы общения: функциональное и диалогическое. В ситуации функционального общения другой человек выступает как «один из...», как «оно»; партнер по диалогу интересует нас лишь постольку, поскольку он принимает участие в общем для нас деле, и фактически рассматривается нами как объект, а не как личность. Общение, таким образом, опосредовано интересами общего дела. Диалогическое общение М. Бубер определяет как нефункциональное, всецело непосредственное общение, которое может осуществляться с помощью языка. Главное в данном общении является отношение его участников друг к другу как к партнерам жизненного процесса, только на таком уровне понимания общения могут появиться такие смысложизненные характеристики, как свобода, судьба, любовь и дружба. В словах, которые произносят партнеры по общению раскрывается их самость91. Язык, способствующий самораскрытию индивидов, выступает единственным опосредующим звеном диалогического общения. Слово, таким образом, является двухсторонним актом: оно в равной степени определяется как тем, чье оно, так и тем, для кого оно.

В продолжении теорий К. Ясперса и М. Бубера, Ю. Хабермас отдает предпочтение языку - той единственной, по его мнению, сфере, в которой происходит «репродуцирование культурной жизни» и возможно снятие отчуждения между людьми, возникающее в следствии извращения коммуникации, связи, общения между людьми . Одним из способов преодоления кризисных явлений в обществе, по мнению Ю. Хабермаса, может стать преобразование сферы человеческого общения: необходимо сделать ее «прозрачной и разумной», свободной от господства ложных ценностей и представлений, путем целенаправленного научения.

Похожие диссертации на Взаимоотношения поколений социокультурный аспект