Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России Крупейников, Константин Владимирович

Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России
<
Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крупейников, Константин Владимирович. Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Крупейников Константин Владимирович; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Архангельск, 2010.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/83

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью переосмысления сложившейся практики трактовки некоторых правовых оснований в отношениях государства и религиозных сообществ России последних двух десятилетий, анализа социально-философских аспектов соотношения правового и религиоведческого дискурсов, характеризующих такую важную сферу общественного бытия как свобода совести. Конституция РФ 1993 года способствовала демократическому решению религиозного вопроса, юридически закрепив либерально-демократическую модель государственно-конфессиональных отношений и определив светский характер государства. Все это способствовало тому, что граждане Российской Федерации получили гарантии свободы мировоззренческого и вероисповедного самоопределения. Закрепленное на законодательном уровне отделение государства от деятельности религиозных объединений на практике привело к ряду противоречивых явлений, которые требуют социально-философского осмысления, как-то: усиление влияния Русской Православной церкви Московского Патриархата, формирование «проправославного консенсуса» в обществе, восстановление авторитета «традиционных» религий, противоречия между «религией большинства» и «религиозными меньшинствами», дискуссии о «клерик&шзации» определенных слоев общества и институтов власти, формирование практики обращений верующих в Европейский суд по правам человека и т.п..

Современные проблемы в отношениях между государством и религиозными объединениями, являясь одним из направлений жизни общества, выходят далеко за границы собственно институционально-юридических аспектов, проявляя при этом универсальный социокультурный характер, связанный с основными мировоззренческими вопросами.

В данной работе дискурс рассматривается как речь, наделенная социокультурным измерением, или язык, преобразованный говорящим субъектом и включенный в конкретный социокультурный контекст. С речью его сближает то, что он также является процессом и деятельностью. Однако, в отличие от речи, дискурс предполагает систему, он обладает свойством целостности, имеет внутреннюю организацию, форму, к нему применимы понятия вида, жанра и стиля. Свойство системности сближает дискурс с языком. Язык понимается в данной работе как универсальная абстрактная микросистема, тогда как дискурс - как конкретная минисистема.

Анализ данного социального явления позволит не только обобщить опыт отдельных гуманитарных наук (социальной философии, юриспруденции, религиоведения, социологии, психологии, культурологии, политологии и др.), но и построить в перспективе сбалансированную систему, сочетающую в себе как признанные международным сообществом и научным религиоведением нормы отношения к религии, так и действительное уважение свободы совести граждан, основанное на неукоснительном соблюдении законодательно закрепленных базовых правовых принципов взаимодействия государственных институтов власти, верующих или неверующих сограждан, «религии большинства» и «религиозных меньшинств».

Степень научной разработанности проблемы

Рассматриваемая тема является предметом комплексного междисциплинарного исследования социальной философии, религиоведения, истории, правоведения, социологии, политологии, психологии, анализирующих некоторые аспекты отношений государства, общества и религии. В широком многообразии научной литературы, связанной с разработкой темы диссертации, следуя предметно-проблемному принципу, можно выделить следующие группы работ.

В социальной философии сложилась традиция исследования религии и религиозности, представленная трудами П. Бергера, Н.А.Бердяева, М. Вебера, Г.Ф. Гегеля, И.А. Ильина, И. Канта, И.Я. Кантерова, Л.П. Карсавина,

А.Н. Красникова, Т. Лукмана, Н. Лумана, Б. Рассела, П.А. Сорокина, С.Л. Франка, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Ясперса, Е.И.Аринина, И.Я.Кантерова, B.C. Элбакян, И.Н. Яблокова, и другие. В рамках отечественного религиоведения значительный вклад в разработку методологии исследования отношений государства и религиозными объединениями внесли ведущие ученые Ю.А. Бабинов, А.Ю. Григоренко, СИ. Иваненко, И.Я. Кантеров, А.А. Красиков, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, М.П. Новиков, А.А. Нуруллаев, Ф.Г. Овсиенко, М.И.Одинцов, М.Г. Писманик, В.Н. Псрус, Н.А. Трофимчук, Д.М. Угринович, М.О. Шахов, И.Н. Яблоков и др. Среди зарубежных авторов, обращающихся к теоретико-методологическим аспектам государственно-конфессиональных отношений, можно выделить таких как А. Баркер, Р.Н. Белла, В. Джемс, Д. Дейвис, К. Дурэм, Г. Моран, Э. Сьюэлл, С.Феррари и другие.

Правовым аспектам государственно-конфессиональных

отношений посвящены работы СП. Бокарева, С.А. Бурьянова, П.Н. Дозорцева, А.Г. Залужного, В.И. Королева, А.И. Кудрявцева, И.А Куницына, СВ. Медведко, Р.А. Подопригоры, И.В. Понкина., А.Е. Пьянкова, В.В. Себенцова, СЮ. Симорота, и др. В публикациях Ф.М. Бурлацкого, А. М. Верховского, К. Каневского, О.Р. Квирквелни, А.Г. Клочкова, Г.А. Крыловой, Л. Левинсона, Р.Н. Лункина, Е.Н. Мельниковой, А.В. Пчелинцева, В.В. Ряховского, Ю.В.Тихонравова, Л.А.Февралевой, Г.Г. Черемных и другие, предметом исследования являются проблемы соблюдения неотчуждаемого права человека на свободу совести.

С 90-х годов XX века результаты активно проводимых социологических исследований религиозных процессов нашли отражение в трудах В.И. Гараджи, Ю.П. Зуева, К. Каариайнена, И.Г. Каргиной, С.Д. Лебедева, Ю.А. Левады, Р.А. Лопаткина, М.П. Мчедлова, В.Г. Пивоварова, Л.С. Рязановой, И.Н. Рындиной, Э.П. Филимонова, Д.Е. Фурмана, Е.С. Элбакян и другие.

Соотношение религиозной и политической сфер в современной общественной жизни, их взаимовлияние, проблемы места религии в глобализующемся мире освещены в трудах Л.А. Андреевой, О.Ю. Васильевой, К.С. Гаджиева, СВ. Джораевой, В. Еленского, А.В. Журавского, В.И. Зоркальцева, А.Б. Зубова, А. Игнатенко, Г.С. Киселева, Н.А. Ковальского, А.Н. Красникова, Н.В. Кривельской, А.И. Кырлежева, Е.М. Мирошниковой, Г.А. Михайлова, А. Морозова, А.С. Панарина, В.К. Пинкевича, Д.В. Поспеловского, Ю.А. Розенбаума, Е.Н. Салыгина, С.Г. Сафронова, Ю.А. Сибирцевой, Ж.Т. Тощенко, М. Шевченко, А.В. Щипкова и другие.

Достаточно много диссертационных работ посвящено проблемам отношений государства и религиозных объединений в регионах, например, исследования Н.С. Волкова, Г.А. Выдриной, СИ. Ильинского, В.В. Кулакова, Л.Г. Рагозиной, Е.С. Сусловой, С.С. Черняк и др. Во Владимирской области региональный аспект этих отношений является предметом научного анализа Е.И. Аринина, Н.С. Андреева, Т.А. Ионовой, В.Н. Константинова, А.В. Маковецкого, П.Е. Матвеева, СН. Минина, О.А. Семеновой, А.С Тимощука, А.К. Тихонова, А.В. Торопова, Е.А. Плеханова, Л.А.Февралевой, И.Н. Федотовой и другие.

Таким образом, в каждом из предметных блоков вопросы отношений государства и религиозных объединений получили достаточно широкое научное освещение. Вместе с тем современный уровень методологических исследований требует уточнения и обоснования категориального аппарата, применяемого при анализе социальной действительности, требуя проведения специального комплексного изучения проблематики. Кроме того, проведенный обзор научно-исследовательской литературы свидетельствует об отсутствии специальных монографий и диссертационных работ, в которых правовые отношения государства и религиозного сообщества постсоветского периода являлись бы предметом социально-философского анализа.

Объектом исследования в диссертации выступают отношения государства, верующих граждан и религиозных объединений в Российской Федерации.

Предмет исследования - социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого описания общественных отношений в современной России.

Цель диссертационного исследования: анализ социально-философских аспектов взаимоотношений правового и религиоведческого дискурсов в современной России.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Выявить правовые и религиоведческие особенности, а также социально-философские аспекты категориального аппарата, применяемого для анализа социальной рехтьности в целом и отношений государства и религиозных объединений в частности;

  2. Рассмотреть основные тенденции законотворчества в сфере свободы совести, дать их социально-философский анализ и выявить правовое содержание состояния и проблем религиозного сообщества в постсоветский период.

  3. Исследовать методологические основания и терминологический аппарат, применяемые для типологизации отношений государства и религиозных объединений на основе приоритета конституционных прав человека и международных норм;

  4. Осуществить анализ ряда противоречий в практике правоприменения в сфере свободы совести в постсоветской России;

  5. Актуализировать основные проблемы судебного дискурса и религиоведческих экспертных оценок государственно-конфессиональных отношений постсоветского периода, определить пути их гармонизации;

Теоретическую базу исследования составили работы российских и

зарубежньгх социальных философов, правоведов, социологов, религиоведов,

социальных антропологов, политологов. Эмпирическую же базу определили материалы российских и региональных социологических исследований, судебные дела.

Методология диссертационного исследования обусловлена

целью и задачами диссертации, особенностями исходного материала. Основу работы составляет междисциплинарный системный подход, рассматривающий отношения государства, верующих и религиозных объединений через призму правовых и религиоведческих дискурсов, позволяющих связать многоплановые моменты сферы свободы совести в относительно сбалансированное целое: конституционно утвержденный приоритет прав граждан на свободу совести и вероисповедания; исторические, социологические, культурологические, политологические и юридические стороны проблемы. Важное значение имеют аксиологический (ценности прав человека и толерантности) и праксиологический (практически преобразующий) подходы к проблемам взаимодействия верующих граждан, религиозных объединений и светского государства. Решение задач исследования обеспечивается использованием следующих методов:

метод социально-философского анализа применяемых понятий «религия», «религиозность», «религиозное объединение», «светское государство», позволяющего выявить логическую и контекстуальную нагрузку этих понятий, их структуру и взаимосвязь;

метод историко-философского анализа, позволяющий проследить генезис и эволюцию исследуемых социальных явлений, развитие их роли на объективно-событийном и мировоззренческом уровнях;

метод сравнительного анализа, дающий возможность сопоставить явления разных социально-исторических и мировоззренческих уровней;

метод герменевтического анализа источников.

Научная новизна работы представлена в следующих

положениях:

1. Осуществлен социально-философский, правовой и

религиоведческий анализ проблем категоризации такой важной области социальной реальности, как сфера свободы совести.

  1. Обобщены основные современные подходы исследования сферы свободы совести и проанализировано понимание свободы совести в отечественной исторической ретроспективе.

  2. Сформулировано рабочее определение основных категорий сферы свободы совести: социально-объективной «религии», субъективно-личной «религиозности», «светскости» (квалифицируемой как «гражданственность»), убеждение в абсолютном равенстве гражданских прав и обязанностей индивидов, вне зависимости от их убеждений и исповеданий.

  3. Выявлены специфические тенденции развития судебного дискурса в сфере свободы совести, исследуемые в рамках «юрислингвистики» и «лингвоюристики», «судебной лингвистики» и «судебного речеведения», которые выступают как дифференцирующиеся в современном правоведении формы процесса коммуникации, пытающиеся отразить тенденции российского законотворчества в столкновении сторонников «проправославного консенсуса» и «строгого юридизыа».

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

(.Социальная реальность представляет собой символическую конструкцию, в которой религиозные верования (религиозность, религиозная идентичность) играют многоплановую и амбивалентную роль, категоризация которой определяется развитием нашего общества в последние два десятилетия, его переходом из «тотального атеизма» к новой «нормативной» духовной общности.

2. Развитие законодательного понятийно -категориального аппарата,

регламентирующего сферу свободы совести в России происходит в

соответствии с новыми социально-политическим реалиями, требующими как

соотнесения с нормами международного права, так и со сформировавшимся

«проправославным консенсусом».

  1. Основной социальной проблемой современного судебного дискурса в сфере свободы совести является пересечение обыденного языка, часто тиражируемого СМИ, и терминологического аппарата права, которые составляют два таких важных компонента, как юридический аспект языка и лингвистический аспект права, при этом в первом случае феномен языка является объектом судебного разбирательства, а во втором рассматривается русский язык, функционирующий в юридической сфере.

  2. Специфика развития отношений государства, верующих граждан и религиозных организаций в современной России характеризуется наличием противоречивых тенденций, отражающих столкновение интересов двух основных сил: сторонников «проправославного консенсуса» и «строгого юридизма».

  3. Социально-философский анализ взаимоотношения правовых и религиоведческих дискурсов является необходимым условием для интерпретации усиления роли религиозных объединений в современной России как светском государстве, преобразований законодательства о свободе совести и сохранения оптимальных отношений государства, общества и религии.

Теоретическая и практическая значимость работы Теоретическая значимость работы определяется ее актуальностью, научной новизной и выводами прикладного характера. Данная работа является специальным исследованием, посвященным законодательным и законоприменительным отношениям государства и религиозных объединений в области свободы совести и вероисповедания. Расширяя имеющиеся научные представления относительно методологических возможностей концепций социального статуса религии (П. Бергер, Н. Луман), позволяет по-новому взглянуть на проблему правовых отношений государственных органов власти, местного самоуправления и религиозного сообщества. Полученные результаты могут быть применимы в исследовании проблем социальной

философии и религиоведения.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов в воспитательной, просветительской и образовательной деятельности для разработки и чтения лекций по курсам философии, социальной философии, правоведения, религиоведения, государственно-церковным отношениям и политологии; при организации практики и подготовке дипломных проектов студентов ВлГУ специальности «Религиоведение»; при издании учебных пособий, методических рекомендаций для специалистов по работе с общественными объединениями и религиозными организациями; при организации социологических исследований по мониторингу проблем межконфессиональных отношений; в ходе организации и проведения научно-практических конференций, «круглых столов», семинаров для руководителей религиозных и национальных объединений, представителей органов местного самоуправления и государственной власти; при определении основных механизмов и принципов принятия управленческих решений, способствующих гармоническому развитию этноконфессиональной сферы.

Апробация работы

Результаты исследования изложены аспирантом в 11 научных публикациях общим объемом 3,05 п.л., в том числе в реферируемом журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов докторских (кандидатских) диссертаций.

Основные положения диссертации излагались в выступлениях и обсуждались в ходе научных дискуссий на международных, всероссийских, межрегиональных научных конференциях; «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран» (г, Владимир, ВлГУ 2009); «Правовое регулирование свободы совести в России» (г. Орехово-Зуево, филиал РосНОУ, 2009); «Религия и Российская государственность (г. Покров, филиал МГГУ им. Шолохова); «Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика» (г. Оренбург, УАГС, 2010).

Объем її структура: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка используемых источников и литературы.

Похожие диссертации на Социально-философские аспекты взаимоотношения правового и религиоведческого дискурсов в современной России