Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вынужденная миграция русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии : Этносоциальный и этнокультурный аспекты Блантер Светлана Викторовна

Вынужденная миграция русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии : Этносоциальный и этнокультурный аспекты
<
Вынужденная миграция русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии : Этносоциальный и этнокультурный аспекты Вынужденная миграция русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии : Этносоциальный и этнокультурный аспекты Вынужденная миграция русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии : Этносоциальный и этнокультурный аспекты Вынужденная миграция русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии : Этносоциальный и этнокультурный аспекты Вынужденная миграция русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии : Этносоциальный и этнокультурный аспекты
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Блантер Светлана Викторовна. Вынужденная миграция русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии : Этносоциальный и этнокультурный аспекты : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Москва, 2003.- 234 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/292-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования вынужденной миграции .

Сущность и особенности вынужденной миграции как социального процесса. 13

Этносоциальные изменения как фактор вынужденной миграции 39

Проблема вынужденной миграции в контексте социокультурного кризиса в современном обществе 74

Глава 2. Социологическое измерение этносоциальных и этнокультурных аспектов вынужденной миграции. Этносоциальные характеристики вынужденной миграции 101

Адаптация вынужденных мигрантов в российском социуме: этносоциальный и культурно-ценностный аспекты (на примере г.Москвы и Московской области) 122

Аспекты современной миграционной политики в контексте вынужденной миграции 172

Заключение 185

Примечания 193

Библиография 2

Этносоциальные изменения как фактор вынужденной миграции

Попытка анализа такого термина как "вид" необходима для определения различного рода составляющих и границ миграционного процесса. В научных работах выделены три основных вида перемещений - безвозвратная, сезонная и маятниковая миграции. Они, с точки зрения авторов, имеют наибольшее значение, поскольку связаны с развитием производительных сил общества и органически входят в процесс личных и вещественных факторов производства. Кроме того, они способствуют решению одной и той же задачи: пространственному соединению элементов труда.

Безвозвратная миграция, в этом случае, представляется как пространственное перемещение населения, которое ведет к его территориальному перераспределению. Этот вид миграции одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Сезонная миграция является перемещением, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства с сохранением возможности возвращения. Такие миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых рабочий период значительно меньше времени производства. В результате, в сезоны значительного объема работ эти отрасли испытывают большую, чем обычно, потребность в рабочей силе. Поскольку эта потребность не может быть удовлетворена за счет местных трудовых ресурсов, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов страны.

Маятниковая миграция представляет ежедневные или еженедельные поездки населения от места жительства до места работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах.

В высказанных суждениях, по сути, речь идет о том, что миграция выполняет функцию регулирования потоков между регионами и республиками, формирования населения в районах интенсивного экономического освоения, стимулирования более активной миграционной подвижности населения в одних республиках и его стабилизации в других. Поэтому она играет заметную роль в решении тех экономических задач, которые были обусловлены необходимостью как снижения уровня трудоизбыточности, так и обеспечения рабочей силой регионов страны. Это можно объяснить тем, что в годы, когда границы между республиками Союза, регионами, автономиями носили условный характер, миграционная политика в разной степени способствовала сбалансированности рабочей силы, позволяя прогнозировать масштабы миграции как в целом по стране, так и по республикам.

Сегодня очевидно, что прежняя межтерриториальная миграция имеет тенденцию к утрате своего значения как средства решения важнейших экономических проблем. Иными словами, наработанные методы, формы, типы, виды миграции без серьезной коррекции использованы быть не могут. Поэтому высказывается предположение, что в современных условиях миграция меняются и виды территориальных перемещений требуют дополнительной классификации.

Такой подход объясняется не только процессом суверенизации бывших союзных республик, но и обострившимися этносоциальными и этнополити-ческими проблемами, влияющими на жизнедеятельность общества. Акцентируя внимание на последнем утверждении, обратимся к анализу безвозвратных и временных перемещений. Диссертант считает, что безвозвратные территориальные перемещения мигрантов характеризуются переменой места жительства людьми разных национальностей с учетом того, что они больше не будут возвращаться туда, откуда приехали. Это относится к тем, кто по разным причинам убыл из мест постоянного проживания, и, переехав в другой регион, сумел получить работу, жилье и социальную защиту. В этом случае, нам кажется, немаловажное значение играет та социальная атмосфера, которая складывается вокруг каждой конкретной личности, семьи. Безвозвратные территориальные перемещения могут иметь перспективы еще и в том, что потомки тех, кто переехал навсегда в тот или иной регион, не будут возвращаться к месту прежнего жительства, полностью адаптировавшись в новой социальной обстановке, а то и самоидентифицировавшись в определенной национальной среде. Для Российской Федерации такой вид территориальных перемещений в перспективе может стать определяющим.

Безвозвратная миграция, детерминированная вытеснением с различных территорий иноэтнического населения, обуславливается тем, что в этом процессе непосредственное участие принимают государственные органы суверенных республик в лице национальной политической элиты. Процесс безвозвратной миграции может иметь значительные временные рамки, а ее масштабы являются очень существенными. В условиях, когда доминируют безвозвратные перемещения значительного количества людей, в качестве важных составляющих этого процесса выступают их миграционные ожидания, социальная адаптация и поведение. Последняя составляющая не всегда может быть адекватна тем ожиданиям, которые имели место в начальный и последующий периоды миграции.

Что же касается временных территориальных перемещений, то если не брать во внимание их некоторую схожесть с сезонными перемещениями (сезонные перемещения на строительные, сельскохозяйственные и другие виды работ, а также туризм, лечение, поездки на учебу и т.п.), процесс этот характерен оттоком из мест постоянного проживания людей, которые по истечении определенного времени (от нескольких месяцев до нескольких лет) возвращаются обратно. Предполагается, что он имеет место, прежде всего, в регионах с определенной межнациональной напряженностью и сопровождается локальными вспышками межнациональных конфликтов. Массовое сознание в этом случае направлено на представление того, что межнациональная напряженность - явление временное, быстро идущее на убыль.

Проблема вынужденной миграции в контексте социокультурного кризиса в современном обществе

Для понимания этого обратимся к проблеме второго, личностного уровня противоречий (микроуровень) - противоречий в системе взаимоотношений между представителями различных национальностей. Межнациональное общение, а речь идет именно о нем, охватывает целый комплекс человеческих взаимоотношений в различных сферах общественной жизни, и, по существу, призвано характеризовать сотрудничество индивидов, являющихся носителями национально-особенных, социальных и политических интересов.

Межнациональное общение дифференцируется по социальным признакам, которые соответствуют социальной структуре общества. Оно может быть как между социальными слоями, так и внутри них (в зависимости от социального положения людей, практически участвующих в общении); внутривозрастным и межвозрастным; профессиональным (между людьми одной профессии) и межпрофессиональными; между полами и т.д.

Классификация общения по социальным признакам может быть дополнена и другими видами. Например, по временному интервалу общение делится на постоянное, эпизодическое и случайное; по месту своего осуществления - на производственное (в рамках трудового или иного коллектива) и бытовое, служебное и внеслужебное, официальное и неофициальное; по форме осуществления оно может быть прямым или косвенным. Учитывая это, в рамках личностного уровня противоречий вычленим, на наш взгляд, два наиболее характерных в плане нашей проблемы.

Первое. Противоречие между усвоением накопленного социально-исторического опыта в межнациональном общении и личным социальном опытом людей в этой сфере.

Второе. Противоречие между реальным социальным положением человека в обществе и его стремлением к новому статусу в межнациональной сфере.

В последнее время, как показывает практика, у значительной части людей меняются стереотипы восприятия взаимоотношений с представителями других этносов, и особенно теми, кто недавно или временно живет в Российской Федерации. Речь здесь идет также об изменении собственного менталитета людей, которые в новых условиях российской действительности приобрели социальный опыт в межэтническом общении. Они часть вины за свои социальные и экономические трудности начинают перекладывать на приезжих из других республик, особенно тех, кто занимается торговлей и создает криминогенную обстановку в регионах. Это свидетельствует о желании части коренных народов: 1) обезопасить внутренний рынок от вывоза за пределы "своих" территорий материальных средств; 2) снизить криминогенную обстановку; 3) создать предпосылки к будущей самоизоляции или же продолжать борьбу за собственный суверенитет без участия тех, кто перемещается на их территории. Помня об этом, рассмотрим противоречие между реальным положением человека в обществе и его стремлением к новому социальному статусу в межэтнической сфере.

Межэтническое общение, связанное с этим противоречием, значительным образом детерминировано тем, что в последние годы в республиках, краях, областях, с одной стороны, существенным образом меняется социально-политическая обстановка, с другой - федеральные власти еще не нашли кардинальных путей стабилизации межэтнической напряженности в регионах. Подобное положение дел усугубляется еще и тем, что в ряде случаев ситуация на местах, выходя из-под контроля, заставляет людей самим заниматься поисками путей из создавшегося положения. Это приводит к тому, что "груз" этнической принадлежности человека подчас является чуть ли не главным во взаимоотношениях между людьми.

Сегодня общение между ними в сфере межэтнических отношений подчас, как принято говорить, строится по принципу "мы-они", "свои-чужие" и пронизывает другие общественные отношения, приводя к их поляризации. Они становятся особенно напряженными, когда возникают между коренным населением и приезжими, национальным меньшинством и национальным большинством. Этнический статус, этническое достоинство, этнические интересы явно доминируют сегодня в отношениях между народами, определяя их общую атмосферу.

Анализ проблем межэтнического общения в рамках второго противоречия, невозможно без учета изменений, происходящих в обществе, требующих совершенно иного отношения к культуре, которая до сих пор не востребована им (обществом) в полной мере.

Обращение внимания на культуру, более того на культуру межнационального общения, в условиях социально-политического кризиса общественной системы имеет свое основание. Оно заключается в том, что человек является ее носителем. Культура, неразрывно связанная с ним, постоянно указывает на его качественные характеристики различного свойства. В данном случае культура проявляется через отношение человека к другому человеку и осуществляется оно в определенных формах, охватывая все сферы жизнедеятельности. Культурное пространство человека безгранично, в нем он находится всю свою жизнь, а общаясь с другими людьми, передает свой накопленный опыт, делает возможным интеграцию взглядов, идей и деятельности.

Отмечая роль и значение культуры межэтнического общения, необходимо заметить, что она включает в себя следующие элементы: - во-первых, достаточные знания о нациях, народностях, этнических группах, живущих в стране; - во-вторых, уважительную, терпимую позицию при оценке других людей, их национальной психологии; - в-третьих, возможность и готовность (выделим это) эмоционально и участливо откликаться на запросы, поведение и состояние людей другой национальности; - в-четвертых, умение выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, контакта, который наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным, национальным особенностям.

Адаптация вынужденных мигрантов в российском социуме: этносоциальный и культурно-ценностный аспекты (на примере г.Москвы и Московской области)

Изучая те или иные этапы истории человечества многие историки, культурологи и философы XIX - XX вв. обращали особое внимание на тот факт, что определенные исторические эпохи переживаются людьми как кризисные - т.е. как периоды упадка, разложения, крушения привычного мира, что сопровождается чувствами страха, неуверенности, ощущением бессмысленности существования, разрушения ценностей." Исследователи отмечают, что период с конца XIX века по сегодняшний день характеризуется, в первую очередь, как время перелома, время особенно резких и существенных перемен, чрезвычайно остро переживаемых большинством людей.

Понятие кризиса (в переводе с греческого — решение, поворотный пункт, исход) как термин употребляемый в современной науке означает резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса, социального института, общественной сферы или общества в целом. Нас интересует психологический аспект кризиса. Конкретные проявления системного кризиса культуры обнаруживаются именно в отношениях человека к этим проявлениям, в его переживании сложившейся ситуации как кризисной.

В современной социологии рассматривается понятие "кризисного сознания". Кризисное сознание - это сознание, "основывающееся на постулате не только о радикальной несостоятельности западного общества и культуры, но и цивилизации вообще". У истоков кризисного сознания стояли композитор и мыслитель Р. Вагнер с идеей "гибели богов" индивидуалистической западной культуры и Ф. Ницше с идеей "декаданса" западной культуры. Свое развитие эти идеи получили в концепциях М. Хайдеггера, О. Шпенглера, и др. Понятие кризисного сознания рождается из концепции глобального кризиса общества и его культуры, пессимистически перевеиваемого человеком как "поражение", "неудача западной культуры и цивилизации в це Фаза, которую обычно называют "критической" в самом широком смысле, непосредственно предваряет завершение всего процесса, независимо от того, приведет ли это к негативным или позитивным последствиям. В данной фазе, вследствие этого, происходит подготовка к вынесению окончательного "решения", взвешивание всех "за" и "против", определение того, какие результаты являются позитивными, а какие негативными.

Мы не претендуем на полное описание и оценку результатов актуального кризиса, так как считаем это преждевременным — кризис еще не закончился и трудно сказать, когда и каким образом этот конец наступит.

Когда утверждают, что современный мир находится в состоянии кризиса, под этим обычно имеют в виду, что он достиг критической стадии своего развития и что неизбежна его тотальная трансформация. Такая трансформация, в свою очередь, предполагает радикальное изменение всего хода исторического развития.

Ускорение темпа перемен в условиях кризиса современной культуры, по О. Тоффлеру, есть ускорение процесса получения новых знаний. Получение новых знаний тесно связано с ростом коммуникаций в современном обществе и, прежде всего, с процессами миграции населения.

Одним из важнейших следствий системного кризиса современной цивилизации является непрерывный рост вынул/еденных миграции населения, приводящий, наряду с определенными ситуативными выгодами, к весьма негативным последствиям: прежде всего в различных сферах жизнедеятель-ности человека.. " Здесь и далее понятие миграций и обусловленное ими явление "культурного шока" излагается нами по монографии Н.М. Лебедевой (1993). Явление культурного шока является важной отправной точкой для нашего теоретического и экспериментального исследования.

Под вынужденными миграциями (через призму этнокультурного подхода) понимаются те случаи массовых перемещений, когда представители той или иной культуры (этноса) добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования данной этнической культуры или длитель ного проживания конкретного этноса и переселяются в иное географическое или культурное пространство. Результатом массовых вынужденных миграций становятся межкультурные контакты, когда мигранты вступают во взаимодействие с представителями доминирующей культуры. Для нас важно то, что вследствие вынужденных миграций происходят достаточно резкие изменения в отношении человека к изменившейся этносреде. Заметим, что такие изменения в отношении происходят, также, и вследствие совре-меиного уровня развития средств массовой информации.

Последствия кросскультурных контактов описываются в концепции так называемого "культурного шока". Культурный шок определяется как шок от нового. Имеется ввиду, что опыт новой культуры является неприятным, стрессогенным в связи со своей неожиданностью и с тем, что, в принципе, может привести к негативной оценке собственной культуры.

Авторы концепции культурного шока исходят из того, что каждая культура имеет огромное разнообразие вербальных и невербальных символов социального взаимодействия, с помощью которых человек ориентируется и действует в повседневной жизни. От этих осознанных или неосознанных способов взаимодействия и сигналов зависит его психическое состояние. Внезапное возникновение несоответствия системы ориентиров условиям новой культурной среды и вызывает у человека глубокое психическое потрясение, шок.

Н.А. Лебедева отмечает в своей монографии, что результаты огромного числа работ по изучению связи миграций (в т.ч. вынужденных) и психического здоровья можно свести к двум глобальным выводам:

1. Среди мигрантов психические расстройства возникают чаще, чем среди местных жителей, хотя из этого правила есть и исключения.

2. Имеются существенные различия между группами мигрантов в отношении тяжести и нозологической отнесенности психических расстройств. Например, британцы в Австралии имеют относительно более высокую частоту заболеваемости алкоголизмом по сравнению с коренными белыми жи телями, в то время как выходцы из западной Индии в Англии имеют относительно более высокую частоту заболеваемости шизофренией по сравнению с англичанами.

Аспекты современной миграционной политики в контексте вынужденной миграции

Завершая анализ этносоциальных и этнокультурных характеристик адаптации, необходимо отметить, что ее объективная оценка может быть достигнута в случаях, когда сами мигранты начинают ощущать уровень обеспеченности, который можно сопоставить с аналогичным показателем местных жителей принимающей территории.

Участие в процессе адаптации таких факторов как культурная дистанция и целостность группы мигрантов, более предметно формирует их степень восприятия объективной реальности и вынуждает предпринимать конкретные шаги, направленные в свою защиту. Чем более непонятной и непохожей на свою собственную воспринимается состояние этнических социальных, политических, экономических и духовных процессов, тем сильнее могут действовать механизмы сохранения своей собственной этносоциальной и этнокультурной идентичности. Учитывая, что адаптация мигрантов является сложным, противоречивым процессом, можно говорить о том, что она возможна в случае сохранения определенного паритета между их деятельностью по защите своих собственных интересов (такая деятельность носит разноплановый и разноуровневый характер) и способностью к приспособлению к новым условиям жизни.

Учитывая сказанное, можно заключить, что адаптация мигрантов зависит от множества факторов, сказывающихся на их жизнедеятельности, изменяет представления об отношениях, формирующихся в ее процессе, и может реализовываться за счет личных качеств, способствующих решению стоящих перед мигрантами задач, а также за счет специально разработанных программ, с одной стороны способствующих менее болезненной адаптации мигрантов к новым условиям, с другой стороны, обеспечивающих эффективность вклада самих мигрантов в развитие принимающего региона.

При создании такой программы адаптации вынужденных переселенцев необходимо изучение их потребностей, а также этносоциальных и этнокультурных условий их жизнедеятельности. В этих целях диссертантом было проведено исследование, посвященное изучению и глубокому анализу особенностей адаптации вынужденных переселенцев к российскому социуму и их взаимоотношений с местным населением.

В качестве региона исследования выбрана Москва и Московская область. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

Во-первых, по состоянию на 01.09.2001 г. столица занимает по общему количеству беженцев и вынужденных мигрантов одно из первых место (197489 чел.).

Во-вторых, она выделяется не только высокими абсолютными размерами миграции, но и относительными - плотностью размещения вынужденных мигрантов. Если в целом по России «нагрузка» вынужденными переселенцами на 10 тыс. постоянного населения на начало 2001 года составляла 66,0 человек, то в Москве и Московской области наблюдалась плотность размещения вынужденных мигрантов более чем в два раза выше средней (154,7 чел.)

В-третьих, в Москве живет и работает сам исследователь, что наряду с экспедиционными выездами по области расширяет возможности более длительного изучения ситуации и проникновения «вглубь» проблемы с использованием для этого не только методов анализа статистических документов, анкетирования, интервьюирования, экспертного опроса, но и более трудоемких качественных методов (таких, как, например, этнографическое исследование).

Первым шагом исследования явилось изучение статистических и документальных источников по проблеме; затем автором диссертации был проведен анкетный опрос вынужденных переселенцев из стран СНГ и Балтии, посвященный социально-экономическим, социально-политическим, социокультурным проблемам адаптации вынужденных переселенцев в России. Основу выборки составили респонденты, отобранные по численности, половозрастному составу, местам выбытия и расселения вынужденных переселенцев, а также данные Ассоциации «Согласие и содействие русскоязычным беженцам» и Координационного Совета помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Параллельно с помощью глубинного интервью проводилось этнографическое исследование, результаты которого носят качественный характер. Опрашивались случайно отобранные респонденты из числа участвующих в анкетировании (15 вынужденных переселенцев и 15 коренных представителей русской нации). Далее был проведен анализ экспертных оценок, полученных в результате опроса работников Московской Миграционной Службы, а также Ассоциации «Согласие и содействие русскоязычным беженцам» и Координационного Совета помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

В связи с особенностями изучаемого объекта мы посчитали необходимым применить кроме социологических методов исследования и анализа основных характеристик культурно-ценностного потенциала вынужденных мигрантов также и ряд психологических методик, позволяющих выявить личностные особенности, ценностные ориентации мигрирующего населения, а также измерить уровень социокультурных различий русских-местных и русских-приезжих.

Под конкретные задачи исследования были составлены два варианта опросника: один - для мигрантов и беженцев из стран Ближнего Зарубежья, другой - для коренных жителей Москвы и Московской области. Опросник включал ряд вопросов из этносоциологических инструментариев Института Этнологии и Антропологии РАН, применявшихся в работе над проектами «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации» (руководитель проекта Л.М.Дробижева), «Русские в Новом Зарубежье» (руководитель проекта А.И.Гинзбург), а также из опросных листов Ю.В.Арутюняна, Н.М.Лебедевой, Е.А.Филипповой.

Наряду с разработанными опросниками, в исследовании использовались такие психологические методики, как методика для изучения авто- и гетеростереотипов Катца и Брели, «Культурно-ценностный дифференциал» Г.Солдатовой, С.Рыжовой и И.Кузнецова, шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кэттелла (16PF), опросник личностной ориентации Э.Шострома (Personal Orientation Inventory Shostrom E.) в адаптации Л.ЯТозмана, М.В.Кроза, МВ.Латинской и др.

Похожие диссертации на Вынужденная миграция русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии : Этносоциальный и этнокультурный аспекты