Введение к работе
Нынешний период в истории человечества - конец второго и начало третьего тысячелетия - характеризуется учеными-социологами как переломный в сощетальном смысле на всех уровнях: "Мир почти полностью захвачен перспективой модернизации процессов вяло текущего распада и нарождением еще не артикулированного, неопределенно и хаотично представляемого постмодернизма". 'П. Штомпка/
Наблюдается тенденция к смене ценностной парадигмы в менталитете общества /цивилизации/: переход от руково~ дяшего принципа управления социумом в интересах большинства к максимально возможному учету интересов различных меньшинств.
Появление специфической тевденция можно наблюдать' и е специальной социологической іеории -социологии д'ё-виантного поведения. Если раньше предметом ее исследования были только негативные проявления социальной активности, т.наз. социальные болезни /преступность, алкоголизм, наркомания и т.п./, то теперь некоторые социологи -"девиантшки" расширяют область сеоих интересов до изучения "другой крайности" /например, творчество как социальное отклонение у Я.И. Гилинского/.
С этой точки зрения представляется целесообразным подвергнуть изучению такое социальное явление, как трезвенничество: что оно собой представляет, каковы реальные перспективы распространения данного явления /и есть ли они вообще/, возможно ли регулирование этого процесса /т.е. приобщения к трезвенничеству/ со стороны государства и/или общества; какую роль трезвенничество может и какую не может играть в развитии социума; какое конкретно влияние на смягчение проблем алкогольного потребления
оно может оказать и каких иллюзорных надежд в этом1плане не следует строить.
В нашей стране сейчас идет лавинообразное нарастание деструктивных тенденций, рост всякого рода негативных девиаций. Одновременно на "противоположном полосе" накапливается потенциал созидательной активности, который не может эффективно реализоваться при отсутствии возможностей для оптимальной самоидентификации и самоактуализации индивида, группы, социума. В результате либо этот потенциал остается нереализованным, либо активность субъекта /субъектов/ принимает неоптимальные для общества формы.
Применительно к трезвенничеству как "позитивной девиации" дело обстоит следующим образом. Некоторые индивиды по разным причинам /чаще всего по состоянию здоровья, религиозным или моральным убеждениям/ не могут не быть трезвенниками. Общество с одной стороны объективно заинтересовано в увеличении их числа, особенно в ситуации с алкоголиками, которым не избавиться от своего недуга иначе, чем став трезвенниками; с другой стороны оно, это наше сегодняшнее общество, не имеет е своей структуре подходящей для трезвенников ниши, адекватных стереотипов поведения, условий для самоидэнтификации, самоактуализации.
Изучение трезвенничества как социального явления может помочь в создании методологической и методической базы для разработки научно обоснованных практических мер по повышению статуса трезвенничества в общественном мнения как элемента здорового образа жизни и посредством этого - переструктурированию общества с созданием соответствующих о^циокультурных ниш.
В диссертационной работе сделана попытка исследо-ваїІ в плане постановки проблемы трезвенничество как экологически адекватное, биологически релевантное состояние человека, ставшее социально "девиантным" в нашем /в частности/ обществе в свете теории отклоняющегося поведения.
Исходя из поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:
-
Характеристика трезвенничества как позитивной девиации.
-
Анализ роли трезвенничества в развитии социума.
-
Изучение типов трезвенников и трезвеннических объединений.
-
Оценка поведенческих стереотипов трезвеннических групп и индивидов.
-
Исследование отношения к феномену трезвенничества в общественном сознании.
ТЕ0РЕТИК0-МЕТОД0Л0ТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Теоретико-методологическую основу работы составили: в проблемно-постановочной части исследорания - труды Э.Дюркгейма /теория аномии/, У. Томаса и Ф. Знанецкого /социальная дезорганизация как универсальный процесс, неотъемлемая часть социальных изменений/, Р. Мертона /отклоняющееся поведение как следствие несогласованности между порождаемыми культурой целями и социально организованными средствами их достижения/; представителей Феноменологической социологии Д. Сильвермена, Д. Уолша и др. /"отклонение - не внутренне присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и
к применения санкций"/, а также Я.И. Гшшнского /концепция позитивных отклонений/. Кроме того, был изучен и обобщен в контексте проблемы опыт других авторов: А. К<-эна, Д. Кахалана, В.А. Ядова, Б.М. Левина, Г.Г. Заигра-ева и др.
Практические авпектн проблемы изучения трезвенничества как социального явления строились с учетом работ таких исследователей, как В. Боховкин, Ю.С. Бород-кин, Б.С. Братусь, М.Е. Бурно, Т.И. Грекова, Г.Г. За-играев, С.Г. Климова, Н.Я. Копыт, Б.М. Левин, М.Б. Левин, Ю.П. Лисицын, А.Н. Маюров, М.Е. Позднякова, Л.Н. Рыбакова, С.Н. Шевердин, П.И. Шихирев и др.
Но в большинстве публикаций трезвенническому контингенту уделялось внимание лишь постольку, поскольку ситуация контакта индивида с алкоголем измеряется шкалой "пьянство-трезвость". Внимание исследователей почти целиком поглощено лишь одной частью /областью/ социума -теми, кто создает себе и обществу проблемы, связанные с потреблением алкоголя. Неоправданно мало внимания уделяется тем, кто эти проблемы для себя и общества решает.
Несмотря на важность причин и условий, определяющих недостаточно эффективное /в нашей стране по сравнению с аналогичными по культуре/ распространение идеи трезвости как нормы жизни /принятой в качестве таковой сугубо добровольно соответствующим контингентом/, исследований по изучению этого контингента специально не проводилось. Особенно ощущается недостаток в методологическом обеспечении изучения перспектив распространения идей здорового образа жизни.
Сложность проблемы, ее малоизученность и многоас-пектность побудили нас рассмотреть широкий круг источ-
ников и литературы из различных областей знания, главным же образом е социологии, психологии, истории, философии, биоэкологии.
Исследование проведено на базе научно достоверных документальных, статистических данных, материалов проблемно-постановочного исследования. В качестве основных источников для написания диссертации были использованы разнообразные статистические материалы и документы, в частности, ОбшестЕа трезвости и здоровья /бывш. ВЛОБТ/, дневники и анкеты трезвенников и потаторов. Информационная база диссертации включает доклады и обобщающие документы научных и научно-практических конференций по девиантному поведению, шшоватике и т.д.
Эмпирическую базу диссертации состави. материалы теоретико-прикладного исследования, которое проведено автором с целью проверки гипотезы /1.1/, научного качества концепции /1.1.3./ и решения основной задачи /1.3/ Эмпирические Такты были добыты методом наблюдения, анкетирования, негормализоЕанного /поискового/ опроса экспертов и вторичного анализа исследований, посЕЯшенных проблемам образа жизни и отклоняющегося поведения.
В предпринятом исстедовании принципиально ноеыми являются следующие моменты. Во-первых, новым в социологии является взглстд на трезвенничество как на "позитивную девиацию" в рамках конкретной социальной культуры, рассмотрение индивидов-трезвенников как социальных депривантов, дяч благоприятного существования которых в социальной структуре нашего общества не предусмотрены соответствующие "чейки, ниши. Трезвенническое же движение не явлается девиацией, оно возникает как способ су-шестворания "депривантов по разным основаниям" и антиал-
когольную доминанту принимает не по объективным причинам, а потому, что в конкретный исторический момент именно против алкоголя представляется более эТфективным направить пассионарную энергию социума /в другие моменты такой доминантой может стать природоохранная, национально-патриотическая или иная идея, в которой сублимируется созидательная активность противоположного относительно негатявно-дериантно'.'у полюса социума.
Во-вторых, не исследованным прежде явяяется сам объект - трезвенники как носители специфических социальных черт. В '.ч с следованиях социологов и психологов этому контингенту специального внимания не уделялось,
они представлялись достаточно однородной массой с неопределенными характеристиками. Отмечая их относительную "социальную полезность", исследователи обходили стороной проблемы, связанные с социализированностыо, адаптирован-ностьго трезвенников в обществе с сильнейшими алкопотре-бительскими традициями с одной стороны и неприязнью к "не таким, как все", алиенофобией /боязнью чужих, иных, непохожих/ с другой стороны.
Практическая значимость работы состоит в следующем:
1. Гипотеза нашего исследования, в принципе, объясняет гораздо больший круг явлений, чем только обозначенное в теме диссертации. Аналогичным образом могут быть изучены другие социальные явления, противоположные негативным девиациям: различные формы аскетизма, положительной социальной активности /творчество, предпринимательство, изобретательство и др./ Возможно проведение сравнительных исследований на этой основе. Кроме того, данная гипотеза позволяет развернуть исследования дина-
мики отношений системы "норма-девиации" в обществе и в общественном сознании.
-
Показана реальная ситуация на "другом полюсе" /относительно пьянства и алкоголизма/: освещены проблемы трезвенников и трезвенничества - тем самым реализована информационная функция данной работы.
-
Разработан комплекс рекомендации, которые могут помочь специалистам, заинтересованным в решении проблем здорового образа жизни, облее эффективно использовать потенциал трезвенничества и других їорм аскетизма. Данные рекомендации - это реальная возможность социально-экологически оздоровить атмосферу вокруг приверженцев социально желательного образа жизни с тем, чтобы сделать этот образ жизни привяекательным для проблемных потаторов.
Идеи диссертации были апробированы автором в докладах на Первой московской городской конференции аспирантов-социологов "Социологические исследования: теоретические и практические проблемы" /Москва, 1989/; на Всесоюзных социологических чтениях молодых ученых "Инновационная деятельность в системе социальных отношений" /Москва, 1990/; на Второй московской конференции аспирантов-социологов "Социологические исследования: теоретические и практические проблемы" /Москва, 1990/; на семинаре по отклоняющемуся поведению в рамках 1 съезда Советской со-, циологической ассоциации /Москва, 1991/; на Всесоюзной научно-практической конференции а огарантов-социологов "Социологические исследования: теоретические и практические проблемы" ^Москва, 1991/.
СТРУКТУРА РАБОТЫ