Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Винокурова Анна Викторовна

Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе
<
Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Винокурова Анна Викторовна. Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Винокурова Анна Викторовна; [Место защиты: Тихоокеан. гос. ун-т].- Владивосток, 2009.- 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/409

Содержание к диссертации

Введение

1 Теоретико-методологические аспекты изучения ценностей и ценностных ориентации 14

1.1 Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентации 14

1.2 Классификация ценностей и ценностных ориентации 47

2 Ценностные ориентации семьи и их преобразование в современном обществе 77

2.1 Изменение ценностных ориентации семьи в условиях социальных перемен 77

2.2 Динамика ценностных ориентации семьи в период реформирования российского общества 103

3 Трансформация ценностных ориентации современной семьи (на примере семей Приморского края) 136

3.1 Факторы трансформации ценностных ориентации семей Приморского края 136

3.2 Ценностные ориентации семей Приморского края (на материалах конкретного социологического исследования) 153

Заключение 177

Список использованной литературы 184

Приложения 202

Введение к работе

Актуальность темы исследования и постановка проблемы.

Ценностное отношение человека к миру пронизывает все сферы его жизнедеятельности, служит интегральной характеристикой его социального состояния. Проблема изучения ценностных ориентации, являясь междисциплинарной, приобретает особую значимость в периоды общественных трансформаций, глубоких перемен в социально-экономических, социально-политических, социально-культурных условиях жизни людей. Это объясняется тем, что ценностные ориентации представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направленность. По системе ценностных ориентации можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития социума в целом.

Еще одно обстоятельство, придающее значимость ценностной проблематике, состоит в том, что ценностные ориентации служат основой мотивации поведения людей, базисом целостности социальной системы. Общество, в котором достигнут консенсус относительно того, что является ценным, а что нет, может рассматриваться как стабильная система.

Специфику ценностных ориентации общества необходимо рассматривать в контексте особенностей ценностных ориентации составляющих его социальных групп, в том числе и семьи.

Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в

настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости.

С одной стороны, тенденции трансформации современного общества,
связанные с увеличением степени свободы личности, расширением
возможностей выбора занятий и способов деятельности, повышением
значимости образования и творческой самореализации, приводят к
распространению ценностных ориентации, направленных на повышение
квалификационного уровня и достижение соответствующего

профессионального, материального и социального статуса.

С другой стороны, в настоящих условиях общественного развития существуют проблемы изменений в уровне и качестве жизни, в социальной инфраструктуре, которые вызывают усиление социальной дифференциации. В такой ситуации именно семья противостоит социальной напряженности, является для личности консолидирующим центром. Семья для человека остается сферой удовлетворения потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации. Поэтому сохраняется социальная и личностная значимость ценностных ориентации, связанных с развитием семьи.

Изучение ценностных ориентации семьи в контексте происходящих в современном российском социуме трансформаций приобретает особую актуальность, поскольку способствует лучшему пониманию механизмов формирования системы ценностных ориентации общества в целом.

Суть проблемы, рассматриваемой в данном диссертационном исследовании, заключается в противоречии между потребностью социума в воспроизводстве семейных ценностных ориентации, необходимых для сохранения его стабильности, и распространением в процессе трансформации российского общества внесемейных ценностных ориентации. Под семейными ценностными ориентациями мы подразумеваем ценности супружества, родительства и родства, а под внесемейными — ценности личностного саморазвития, профессионального роста и достижения на этой основе высокого социального и материального статуса.

Степень научной разработанности темы.

Ценностные ориентации личности, являясь комплексным феноменом, изучаются различными социальными науками: философией, психологией, социологией.

В философии сформировались два основных подхода к пониманию
ценностей - объективно-абсолютистский и субъективно-релятивистский.
Представители объективно-абсолютистской ориентации (И.Кант,

В.Виндельбанд и Г.Риккерт), понимая под ценностью объективную и общеобязательную значимость, акцентируют внимание на том, что ценности находятся вне реального мира, вне субъекта иобъекта, но воздействуют на них. Сторонники субъективно-релятивистского направления (Р.Б.Перри, Дж.Дьюи), интерпретируя ценность как значимость, которая является производной от интереса, потребности, желания индивида, раскрывают смысл этого понятия через призму сознания-человека.

В психологии ценностные ориентации, их детерминанты изучались такими зарубежными учеными, как Г.Олпорт, Р.Лапьер, М.Дефлер, Ф.Р.Уэстай, Э.Шпрангер, В.Франкл. Отечественные психологи, прежде всего Л.И.Божович, В.Н.Мясищев, Е.Ф.Рыбалко в своих работах применяют категорию «ценностная ориентация» для обозначения эмоционального компонента психики людей. Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, Б.Ф.Ломов, И.В.Дубровина, А.Г.Асмолов и др. показали связь ценностных ориентации личности (группы) с ее мотивационной структурой.

Наиболее полно анализ ценностных ориентации личности с психологической точки зрения был осуществлен в трудах Б.И.Додонова, В.Н.Куницыной. Данные авторы не только определили сущность и основные характеристики ценностных ориентации, но и предложили их типологии.

В социологической науке категории «ценность» и «ценностная ориентация» исследовались в той или иной степени представителями разных направлений. В классической социологии роль ценностей в жизнедеятельности общества рассмотрена в теории социальной солидарности Э.Дюркгейма и в

понимающей социологии М.Вебера. В дальнейшем концепции ценности разрабатывались в рамках феноменологической социологии (У.Томас, Ф.Знанецкий), бихевиоризма (Ч.Моррис), теории социального действия (К.Клакхон), структурного функционализма (Т.Парсонс).

Начиная с 1960-х гг., в западной социологии стали разрабатываться первые типологии ценностных ориентации (Р.Вильямс, Н.Ресчер). К этому же периоду относятся первые попытки операционализации понятия «ценностная ориентация» с целью его применения в эмпирических исследованиях (М.Рокич). Современный этап социологического изучения ценностных ориентации в- зарубежной науке (с конца 1970-х гг. по настоящее время) характеризуется как теоретической разработкой проблемы развития и изменения ценностных ориентации в связи с социальными трансформациями, так и началом широких сравнительных эмпирических исследований в различных странах мира (поздние труды М.Рокича, работы Р.Инглегарта, С.Шварца и У.Билски).

В отечественной социологии до 1990-х гг. ценностные ориентации личности зачастую рассматривались на основе теоретических схем, сформулированных в соответствии с идеологическими установками. Однако следует отметить ряд концепций, в которых широко представлены различные аспекты ценностных ориентации. Это теории диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А.Ядов, А.Г.Здравомыслов), целенаправленного поведения (И.Ю.Истошин, Н.Ф.Наумова), жизненных ценностей (Н.И.Лапин).

В настоящее время наблюдается повышение исследовательского интереса к проблеме ценностей населения России. Это во многом определяется масштабными1 изменениями в экономической, политической, социальной сферах, которые качественно преобразуют жизнь людей, их ценностные ориентации. Специфика ценностных ориентации населения в контексте трансформирующегося российского общества рассматривается в работах В.А.Ядова, Т.И.Заславской, Н.И.Лапина, В.Э.Бойкова и др.

Семья является одним из объектов, наиболее активно изучаемым отечественными авторами: так, А.И.Антонов, В.А.Борисов, В.М.Медков, А.Б.Синельников, придерживающиеся «кризисной» парадигмы, рассматривают семейные изменения как выражение деформации семейного образа жизни; трансформация института семьи с позиций «модернизационной» парадигмы представлена в трудах М.С.Мацковского, С.И.Голода, А.А.Клецина, Т.А.Гурко, А.Г.Вишневского; изменение роли семьи в жизни общества подробно проанализировано в работах А.Г.Харчева, В.Н.Архангельского, Т.П.Долговой, Л.И.Кукса, А.Б.Любимовой.

В то же время ценностные ориентации семьи, на взгляд автора, изучены недостаточно. В данном контексте особо необходимо отметить исследования Н.Г.Марковской, Л.И.Савинова, М.А.Токмаковой; в которых анализируется место семьи в системе ценностных ориентации личности, соотношение семейных и внесемейных ценностей членов семьи. Зависимость ценностных ориентации семьи от возрастных, профессиональных особенностей, уровня образования супругов рассмотрена Л.Н.Москвичевой, Н.М.Калмыковой, В.В.Форсовой. Специфическим особенностям ценностных ориентации неблагополучных семей посвящены работы А.Н.Елизарова. Некоторые параметры, характеризующие противоречивость ценностных ориентации современной российской семьи, представлены в трудах И.Ф.Дементьевой, Т.Г.Поспеловой, Г.А.Заикиной, Е.В.Фотеевой.

В целом, признавая значение и роль указанных исследований в разработке отдельных аспектов ценностной проблематики, стоит отметить недостаток публикаций, в которых комплексно раскрыты вопросы, касающиеся содержания и структурирования ценностных ориентации современной семьи, взаимосвязи между процессами трансформации современного российского общества, его основных институтов, в том числе и института семьи, формированием в нем семейных и внесемейных ценностных ориентации.

В связи с этим в данной диссертационной работе делается попытка изучить ценностные ориентации семьи в трансформирующемся российском

обществе на основе теоретических источников и эмпирических данных, полученных в результате исследования ценностных ориентации семей Приморского края.

Объектом диссертационного исследования являются ценностные ориентации современной семьи.

Предметом изучения выступает процесс трансформации ценностных ориентации семьи в современном российском обществе.

Цель диссертационной работы — концептуализация процесса трансформации ценностных ориентации семьи в современном российском социуме.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) проанализировать основные теоретико-методологические подходы к
исследованию ценностей и ценностных ориентации;

2) систематизировать классификации ценностных ориентации;

  1. рассмотреть основные тенденции трансформации ценностных ориентации семьи в процессе преобразования общества;

  2. определить содержание и структуру ценностных ориентации современной российской семьи;

5) выделить факторы трансформации ценностных ориентации
современной семьи и показать, как они воздействуют на ценностные
ориентации семей Приморского края;

6) выявить ценностные ориентации семьи Приморского края (на основе
результатов конкретного социологического исследования).

Методологической основой диссертационного исследования являются объективно-абсолютистский (И.Кант, В.Виндельбанд и Г.Риккерт) и субъективно-релятивистский (Р.Б.Перри, Дж.Дьюи) философские подходы, которые акцентируют свое внимание на вопросах, касающихся определения сущности ценностных ориентации. Данное обстоятельство связывает их с представленными в социологии функциональным (Э.Дюркгейм, К.Клакхон,

Т.Парсонс) и сигнификативным подходами (М.Вебер, У.Томас и Ф.Знанецкий, Ф.Адлер, Ч.Моррис), поскольку проблема сущности ценностей находится в фокусе их интереса.

Теоретической основой исследования послужили концепции зарубежных и российских авторов. Это, в первую очередь, концепции социальных аттитюдов (У.Томас и Ф.Знанецкий, Г.Олпорт, М.Рокич), отношений личности (В.Н.Мясищев, Л.И.Божович, Е.Ф.Рыбалко), умонастроения (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.Г.Асмолов, Б.Ф.Ломов, И.В.Дубровина), теории диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А.Ядов,, А.Г.Здравомыслов), целенаправленного поведения (И.Ю.Истошин, Н.Ф.Наумова), жизненных ценностей (Н.И.Лапин), позволившие определить сущность ценностных ориентации, механизм их формирования и проявления, а также структурную связь (отношение) ценности и ценностно-ориентированного субъекта.

Структура и типологии ценностных ориентации анализировались на основе концепций западных (Р.Вильямса, Н.Ресчера, М.Рокича, Р.Инглегарта, С.Шварца, У.Билски и др.) и отечественных (В.А.Ядова, И.Ю.Истошина, Н.Ф.Наумовой, М.А.Макаревича, В.С.Собкина, В.Н.Куницыной, С.С.Бубновой, Н.И.Лапина и др.) исследователей.

Анализ содержания и структуры ценностных ориентации семьи стал возможным благодаря применению таких теоретических подходов к исследованию семьи, как «кризисный» (А.И.Антонов, В.А.Борисов, В.М:Медков, А.Б.Синельников и др.) и «модернизационный» (М.С.Мацковский, С.И.Голод, А.А.Клецин, Т.А.Гурко, А.Г.Вишневский и др.) социологические подходы.

При рассмотрении соискателем ценностных ориентации семьи в контексте трансформации современного социума были использованы положения теории постиндустриального общества (Д.Белл, Г.Кан, К.Томинаги, Р.Дарендорф) и концепции постмодернизма (А.Тойнби, К.Райт Миллс,

П.Дракер, Т.Адорно, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр), синергетическая парадигма (И.Пригожин, Г.Хакен).

Характеристика особенностей ценностных ориентации российской семьи осуществлялась с учетом трансформационных процессов, происходящих в нашей стране. Анализ социальных изменений стал возможным благодаря концепциям отечественных и зарубежных авторов: трансформационной структуры (Т.И.Заславская), социально-классовой структуры российского общества (З.Т.Голенкова), ценностной транзиции (Н.И.Лапин), социального настроения (В.Э.Бойков), социального становления (П.Штомпка), индивидуализированного общества (З.Бауман).

Методами исследования в диссертационной работе являются: исторический- метод, методы системного и сравнительного анализа, количественные (групповой анкетный опрос, методы описательной статистики) способы сбора и обработки данных.

Эмпирическая часть диссертации выполнена на основе конкретного социологического исследования в виде анкетного опроса семей Приморского края, проведенного автором в мае 2008 г. Общий объем выборочной совокупности составил 1000 человек.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

предложен авторский подход, уточняющий понимание феномена «ценностные ориентации семьи» и сочетающий преимущества функционального и сигнификативного подходов к изучению ценностей;

предложены дополнительные основания теоретической типологии ценностных ориентации;

уточнено содержание ценностного подхода к изучению семьи, учитывающего особенности жизнедеятельности современной российской семьи;

- на основании результатов конкретного социологического исследования
определено содержание ценностных ориентации семьи Приморского края.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Авторский подход к исследованию взаимосвязи трансформации общества и ценностных ориентации семьи определяется тем, что в процессе развития общества на основе изменения способа производства и коммуникации наблюдается переход от традиционного к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному социуму. Состояние ценностных ориентации семьи всегда отражает основные приоритеты в развитии общества и зависит от исторического контекста. Следовательно, исторические тенденции, присущие процессу модернизации общества, определяют и направление трансформации ценностных ориентации семьи: от традиционных ценностных ориентации, связанных с высоким авторитетом родителей и старших родственников, созданием и аккумуляцией материальных ресурсов, власти, привилегий внутри семьи, наследованием детьми социального статуса родителей - к современным, предполагающим осуществление необходимой экономической активности, базирующейся на разделении полов, высокую значимость частной семейной жизни, возрастание заботы о детях; и от современных — к постсовременным, предусматривающим поддержание индивидуальности каждого члена семьи, увеличение возможностей для личностной самореализации.

  2. Дополнительные основания теоретической типологии ценностных ориентации семьи строятся на критериях: цивилизационной принадлежности, в соответствии с которым выделяются традиционные, современные и постсовременные ценностные ориентации; и функциональности, позволяющем разграничить внутрисемейные и внесемейные ценностные ориентации.

3. Теоретическая модель механизма трансформации ценностных
ориентации современной российской семьи предполагает выделение в
структуре ценностных ориентации семьи внутрисемейных ценностных
ориентации, включающих ценности супружества, родительства, родства; и
внесемейных ценностных ориентации, связанных с профессиональной

занятостью, карьерным ростом и личностным саморазвитием, с учетом воздействующих на них факторов социальной макро- и микросреды.

4. Концептуальная схема конкретного социологического исследования ценностных ориентации семьи, построена на основе взаимосвязи между проблемой, объектом и предметом, целью, задачами и гипотезами исследования, включая описание его процедур и результатов.

Теоретическая значимость работы. Проведенное комплексное исследование основных компонентов в структуре ценностных ориентации семьи систематизирует имеющиеся представления о содержании ценностных ориентации семьи на разных этапах общественного развития. Выбранный ракурс исследования позволяет оценить влияние процессов, имеющих место в российском социуме, на ценностные ориентации семьи, предложить новые основания для их типологического анализа. Трактовка изменений, происходящих в современной России, в терминах «социальная трансформация», «запаздывающая, рецидивирующая модернизация» помогает выявить специфику ценностных ориентации семьи, обозначить основные противоречия, влияющие на их содержание.

Кроме того, теоретическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью комплексно изучать проблемы изменения ценностных ориентации семьи в контексте современного российского общества. Настоящая работа может служить основой дальнейшего всестороннего изучения ценностных ориентации семьи, тенденций их трансформации в социологическом аспекте.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Основные результаты исследования могут быть использованы в практике социального управления, при разработке специальных программ, направленных на совершенствование семейной политики, на< укрепление института семьи, а также социологами, государственными служащими, специалистами по социальной работе, социальными педагогами и психологами, чья

профессиональная деятельность связана с оказанием всесторонней помощи семье.

Материалы диссертации могут быть применены при подготовке учебных пособий и курсов по социологии, социологии семьи, теории и технологии социальной работы, социальной психологии.

Апробация основных результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы докладывались автором и
обсуждались на теоретических семинарах и заседаниях кафедры социологии и
социальной работы ДВГТУ (г. Владивосток), а также на научной конференции
«Вологдинские чтения» (Владивосток, 2002), международной научно-
технической конференции «Наука и образование — 2004» (Мурманск, 2004),
международной научно-практической конференции «Социально-

экономическое развитие современного общества в условиях реформ» (Саратов, 2007), всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и соискателей «Экономика, управление, общество: история и современность» (Хабаровск, 2009). Материалы диссертационного исследования использовались при разработке и чтении ряда лекций в процессе преподавания курсов «Социология», «Семьеведение», «Демография», «Методы конкретных социологических исследований» в филиале Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ имени В.В.Куйбышева) в г. Находке.

Структура работы.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав основной части, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 188 источников, и 24 приложений.

\

Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентации

Эффективность функционирования ценностной системы общества зависит от того, в какой мере ее содержание и направленность становятся достоянием личности. Ценностная система общества только тогда функционирует успешно, когда она усвоена членами общества и реально воплощается в их поведении и деятельности. При этом система ценностных ориентации образуется у каждого человека в целостном процессе его развития в социуме. Действительность- воспринимается людьми как мир значений и ценностей, которые человек, будучи субъектом деятельности, создает, изменяет и истолковывает. С этой точки зрения ценностный подход к явлениям, действительности является важным целеполагающим механизмом, определяющим организацию человеческой деятельности на каждом этапе развития, общества.

Следует отметить, что категория ценности и связанные с ней терминологические обозначения начали разрабатываться в рамках философии, где сложились основные подходы к их осмыслению и изучению. В дальнейшем сформировалось особое социально-философское учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для наличной жизни и оправдания или осуждения прошлого, «иного» и общезначимого — аксиология.1 В аксиологии понятию «ценность» придается категориальный смысл, ценности считаются основной целью и предметом ее теоретического осмысления.

Наиболее влиятельными направлениями, в рамках которых отстаиваются две диаметрально противоположные точки зрения относительно сущности ценностей, являются объективно-абсолютистский и субъективно-релятивистский подходы.

В рамках объективно-абсолютистского подхода ценности рассматриваются как часть, фрагмент объективной реальности, существующей автономно и независимо от исследователя. Для объективистов характерно представление о ценностях как о структурном компоненте мирового целого. Существуя в составе этого целого, ценности подчиняются общим закономерностям, исходя из которых можно более или менее точно понять, объяснить и предсказать тенденции их становления и развития.

Так, в соответствии с философской концепцией И.Канта ценность — это то, что стоит над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относится с уважением, признанием, почтением. Исходя из этого, И.Кант говорит о различии между представлениями о должном (ценностях, нормах) и представлениями о сущем. Мир должного как бы надстраивает мир сущего, поэтому действие невозможно без включения его в структуру должного.

Должное, или категорический императив, императив нравственности — это общезначимое ценностное предписание, в противоположность личному принципу. Категорический императив устанавливает ценности, которым нужно следовать в поведении. Это означает, что человек должен действовать в соответствии с категорическим императивом, рождаемым практическим разумом. Следовательно, ценность выражает долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе), добровольно принимаемое личностью.

Человек-становится личностью благодаря ценностям, которые позволяют ему свободно подчинять свое Я нравственному закону. Лишь тот, у кого есть этические принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная целесообразность действий, т.е. устойчивая жизненная стратегия.

Таким образом, высшим принципом ценностного отношения человека к человеку является сформулированный И.Кантом категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда -только как к средству."

Дальнейшее развитие объективно-абсолютистского подхода к изучению ценностей продолжается в рамках неокантианства (Баденской школы), где понимание ценности наиболее полно изложено в трудах двух видных представителей данного направления - В.Виндельбанда и Г.Риккерта.

Центральная идея теории познания старейшего представителя Баденской школы В.Виндельбанда и его учения о нормативном (нормальном) сознании — различие оценок и суждений. Критерием оценки, утверждает В.Виндельбанд, является определенная цель, выдвигаемая высказывающим ее человеком. Следовательно, всякая оценка может быть выражена в альтернативной форме (хорошо — плохо, истинный — ложный, прекрасный — безобразный, приятный — неприятный), и она имеет смысл и значение только для того, кто признает эту цель. Альтернативное противопоставление в сфере ценностей создает определенную неподвижность категорий, которая важна для В.Виндельбанда, потому что, допустив ее, он получает возможность обосновать положение «о великих ценностях», имеющих абсолютное значение. Иначе говоря, реально существующее различие содержания суждений и оценок используется в теории В.Виндельбанда для обоснования «трансцендентного существования всеобщих ценностей».3

Изменение ценностных ориентации семьи в условиях социальных перемен

Условием существования и развития любого общества является наличие некоего набора идеальных образований, рассматриваемых в виде ценностных ориентации. Особое влияние на их формирование оказывает семья, так как в семье человек приобретает свой первый жизненный опыт, получает первую социальную информацию, влияющие в дальнейшем на отбор, принятие или отторжение ценностей и идеалов общества. Следовательно, семья является той непосредственной средой, где происходит становление и развитие системы ценностных ориентации личности. Данное обстоятельство обуславливает необходимость применения ценностного подхода к изучению семьи, поскольку ценностные ориентации семьи служат фундаментом формирования ценностных ориентации конкретной личности, которые в дальнейшем оказывают воздействие на жизнедеятельность общества, обуславливают саму возможность его успешного функционирования.

Любое общество имеет ценностные представления о направленности социального развития, о человеке и его месте в социальной системе, «правильном» образе жизни и т.п. Утверждается- определенный, главный тип ценностей, претендующий на обязательность. Доминирующие в конкретном обществе ценности выступают в качестве инструмента социального регулирования, образуя самый устойчивый остов социальной системы.

Ценностные ориентации представляют собой достаточно стабильные, но в то же время подверженные изменениям, образования, т.е. для любого социума характерен процесс трансформации ценностных ориентации. Основным источником этих изменений при переходе от традиционного к современному обществу стало распространение индустриального способа производства, а от современного к постсовременному - постиндустриального. Данное обстоятельство означает, что смена технологических способов производства, последовательно развертывающаяся в ходе общественного развития, характеризуется глубокими и качественными трансформациями не только в экономической, но и в социальной структуре общества, и, соответственно, в структуре его ценностных ориентации.

В результате осмысления этих масштабных перемен в социологической науке сложился ряд концепций, воссоздающих внутреннюю логику общественного развития и определяющих его ближайшие перспективы (см. приложение Д).

Одной из них, получившей в последнее время наибольшее признание и обладающей серьезным прогностическим потенциалом, является теория постиндустриального общества. Термин «постиндустриальное общество» был введен в научный оборот американским социологом Д.Рисменом, который использовал его в 1958 г. в заглавии своей работы «Занятость и работа в постиндустриальном обществе», получившей благодаря этому широкую известность, но носившей относительно частный.характер.

Постиндустриализм является воплощением продолжительной научной традиции, восходящей еще к эпохе Просвещения. Именно в то время разрабатывались экономические идеи А.Смита и А.-Р.Ж.Тюрго, исторические подходы Д.Юма и И.Г.Гердера и моральная философия Ж.Ж.Руссо и Ф.Хатченсона. Важнейшие методологические принципы концепции постиндустриального общества почерпнуты из работ основоположников позитивизма (А. де Сен-Симон, О.Конт, Дж.Ст.Милль) и экономических исследований конца XIX - начала XX вв., представленных в трудах К.Маркса, А.Пенти, У.Сомбарта, Б.Хильдебранда, обозначивших признаки индустриальной цивилизации и положивших в основу периодизации социального развития особенности технологической организации производства, обмена и распределения общественного продукта. Таким образом, труды мыслителей XVIII, XIX и начала XX вв. стали прочной основой постиндустриальной доктрины.

Особое место в теории постиндустриального общества занимают положения, заимствованные из экономических, социальных и политологических концепций двадцатого столетия. Прежде всего, это представления о трехсекторной модели общественного производства (1940-е и 1950-е гг.), разграничивающей всю национальную экономику на первичный (сельское хозяйство и добывающие отрасли), вторичный (обрабатывающая промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы; о стадиях экономического роста (1950-е и начало 1960-х гг.), часто отождествлявшихся с этапами развития самой цивилизации; представления о возможности формирования «единого индустриального общества», чрезвычайно популярные среди технократов в 1960-е гг.

Синтез различных подходов к анализу современного социума, давший начало теории постиндустриального общества, относится к 1960-м гг. В дальнейшем, в 1970-е гг., становление системы представлений о природе и характере постсовременного общества сопровождалось активными дискуссиями и спорами относительно адекватного обозначения формирующегося социального состояния. Идея рассмотрения формирующегося общества как постиндустриального была подхвачена в этот период представителями самых разных научных школ. Исследования Д.Белла, Г.Кана, К.Томинаги, Р.Дарендорфа и многих других авторов привели к глубокому осознанию радикально изменившегося характера современного общества. Основу этих изменений большинство исследователей видели в повышении роли науки и беспрецедентных технологических сдвигах.

Факторы трансформации ценностных ориентации семей Приморского края

В современных российских условиях все более очевидной становится необходимость определения приоритетов экономического и социального развития регионов. Это связано с тем, что региональные ситуации в нашей стране глубоко специфичны, а в ряде случаев просто уникальны. Изучить все особенности конкретного региона, дать научно обоснованные рекомендации и прогнозы его дальнейшего развития из центра зачастую невозможно. Поэтому проблема осуществления региональных социологических исследований приобретает в настоящее время важное практическое значение. Их проведение, на наш взгляд, способствует лучшему пониманию социальных условий жизнедеятельности людей как в масштабах отдельно взятого региона, так и в более крупных образованиях (в частности, федеральных округах), а также позволит использовать результаты этих исследований в формировании действенной региональной социальной политики. Все это в полной мере относится и к социологическим исследованиям семейной проблематики, в том числе и ценностных ориентации семьи.

Мы полагаем, что место жительства семьи является одним из главных компонентов, воздействующих на формирование и реализацию ее ценностных ориентации. Особенности географического положения, социального, экономического развития региона, уровень урбанизации, состояние инфраструктуры могут рассматриваться в контексте основных факторов, влияющих на степень распространенности внутрисемейных и внесемейных ценностных ориентации, описанных нами выше. Также- учет особенностей определенной территориальной общности позволяет более точно представить содержание ценностных ориентации современной семьи, перейти от умозрительных рассуждений к конкретным фактам, как подтверждающим, так и дополняющим имеющиеся сведения.

В мае 2008 г. нами было осуществлено конкретное социологическое исследование ценностных ориентации семей, проживающих в Приморском крае. Но, прежде чем описать концептуальную модель и результаты исследования, целесообразно дать краткую характеристику региональных факторов, влияющих на трансформацию ценностных ориентации семей в Приморском крае.

Приморский край является довольно специфическим территориальным образованием - это портовая и приграничная зона, имеющая выход на страны АТР: В то же время это благоприятная по климатическим, экономическим, демографическим, транспортным условиям южная часть Дальнего Востока. Приморье - один из наиболее заселенных регионов юга Дальнего Востока. В Приморском крае, по сравнению с другими территориальными субъектами Дальневосточного федерального округа, самая большая численность населения, трудовых ресурсов (см. таблицу 3.1.1). Таблица 3.1.1 - Численность населения, по регионам Дальневосточного федерального округа в 2002 г. (чел.) Приморский край занимает первое место среди регионов ДВФО по объему иностранных инвестиций, импорту, находится на третьем месте по валовому национальному продукту, валовой продукции сельского хозяйства. Структура промышленности Приморья характеризуется высокой концентрацией добывающей и оборонной промышленности, что предполагает наличие значительной доли населения, занятого в оборонной сфере, морском транспорте, портовом и рыбном хозяйстве. Как известно, контингент, работающий в названных отраслях, — это моряки, рыбаки, морские военные, которые больше, чем другие категории населения, подвержены миграционной подвижности, что» вызывает обострение демографической ситуации, сокращение численности населения. Так, если по данным переписи населения 1989 г. численность населения Приморского края составляла 2256072 человек, то перепись населения 2002 г. показала существенное уменьшение этого показателя. В 2002 г. численность населения Приморского края составила 2071210 человек.177 Процесс снижения численности населения продолжается. На 1 января 2008 г. численность постоянно проживающего населения края составила 1995800 человек, при этом женское население превысило мужское на 8,9%. Следует более подробно проанализировать динамику половозрастных характеристик населения Приморского края, так как, по мнению автора, пол и возраст являются одними из основных факторов трансформации ценностных ориентации современной семьи, что изложено в теоретической модели, представленной во второй главе данного диссертационного исследования.

Похожие диссертации на Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе