Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная среда как фактор развития этнической общности Лебедева Ирэна Валерьевна

Социокультурная среда как фактор развития этнической общности
<
Социокультурная среда как фактор развития этнической общности Социокультурная среда как фактор развития этнической общности Социокультурная среда как фактор развития этнической общности Социокультурная среда как фактор развития этнической общности Социокультурная среда как фактор развития этнической общности Социокультурная среда как фактор развития этнической общности Социокультурная среда как фактор развития этнической общности Социокультурная среда как фактор развития этнической общности Социокультурная среда как фактор развития этнической общности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лебедева Ирэна Валерьевна. Социокультурная среда как фактор развития этнической общности : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Москва, 2004 162 c. РГБ ОД, 61:04-22/304

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социокультурной среды как фактора развития этнической общности 14

1.1. Методологические аспекты исследования социокультурной среды 14

1.2. Воздействие социокультурных факторов на межэтнические отношения на примере Астраханской области (региональный аспект) 36

Глава 2. Социальная деятельность и социальная служба в полиэтничном

обществе: сущность, структура и механизмы функционирования 58

2.1 Адаптация мигрантов в иноэтничной среде (теоретический аспект) 58

2.2 Политико-правовое регулирование межэтнических отношений 76

Глава 3. Основные тенденции и механизмы оптимизации социальной деятельности в полиэтничном регионе на примере Астраханской области 95

3.1. Специфика социальной работы в этнической среде 95

3.2. Социокультурные проблемы этнических общностей Астраханской области и пути их разрешения 114

Заключение 141

Список использованной литературы 145

Введение к работе

В полиэтничном обществе проблема межэтнических отношений, этносоциального статуса национальных меньшинств значима и актуальна. Особую важность она приобрела в последнее время, выдвинувшись в один ряд с глобальными проблемами экологии и сохранения мира, социальной стабильности. В настоящий момент можно констатировать, что на территории России нередки конфликтные ситуации как в межэтнических отношениях, так и во взаимоотношениях с центральной государственной властью, определяющей стратегию и тактику национальной политики. Это свидетельствует о несовершенстве национальной политики, которая нуждается в серьезном переосмыслении и оптимизации. Требуется обновление механизмов ее реализации чтобы полнее учесть интересы и потребности национальных меньшинств, обеспечить в обществе провозглашенные социальные гарантии, а следовательно, повысить уровень жизни населения. Об этом свидетельствует опыт Астраханской области — полиэтничного региона России, на территории которого проживают представители 150 национальностей.

В настоящее время на федеральном и региональном уровне разрабатывается новая национальная политика, которая должна охватить все стороны жизни населения и активно влиять на развитие этнических общностей, межэтническое сотрудничество, создавать условия для проявления социальной активности членов этнической общности. Возможности реализации новой национальной политики в регионе представляет большой научный и практический интерес.

Этническая общность развивается в социокультурной среде, которая представляет собой совокупность материальных, социальных, культурных, духовных условий, окружающих человека, влияет на формирование его самосознания и мышления, его образ жизни, жизненную позицию, социальную активность, участвует в трансформации новым поколениям национальной

культуры, ценностей, традиций, образцов поведения и действий. Этническая общность также воздействует на социокультурную среду, наполняя новым содержанием деятельность государственных органов, общественных благотворительных и религиозных организаций. Изучение процесса влияния социокультурной среды на развитие этнической общности и механизмов воздействия этнической общности на социокультурную среду в одном из регионов страны послужит распространению опыта и на другие регионы.

Развитие этнической общности предполагает создание эффективной системы социальной защиты населения, оказывающей поддержку прежде всего слабо защищенным слоям населения и профессионально помогающей людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ее эффективность во многом определяется способностью учитывать особенности этноса, его культуры и традиций. Исследование накопленного в Астраханской области опыта в сфере межэтнических отношений послужит обогащению практики социальной защиты населения, осуществлению профессиональной социальной работы с населением и в других регионах страны.

Эти обстоятельства во многом и определили интерес автора к избранной теме.

Степень разработанности темы. В науке сложилось несколько направлений изучения проблем социокультурной среды, которые исследуются в социально-философском, социологическом, этнологическом, социокультурном социально-психологическом и других аспектах.

Исследования, посвященные социально-философским аспектам развития социокультурной среды и этносоциальных процессов, включают работы общетеоретического плана: Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, В.В.Ковалевского и наших современников В.Г. Бабакова, Ю.В. Бромлея, М.Н. Губогло, М.С. Джунусова, В.В. Мархинина, В.А. Тишкова, Н.Н. Чебоксарова и др1.

'Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+, 1999; Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-Пресс, 1990; Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. М.: Флинта, 1999; Соловьев B.C. Оправдание добра: нравственная философия. М.: «Республика», 1996; Соловьев B.C. Три разговора: о войне, прогрессе и конце всемирной истории. М., 1991; Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М.: Изд-во Института философии РАН, 1993; Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное состояние и национальная

Важное значение для понимания специфики социокультурного развития и функционирования этнических общностей имеют труды таких исследователей, как Ю.В. Арутюнян, В.А. Бойко, Л.М Дробижева, А.И. Куропятник, Г.В. Старовойтова, А.А. Сусоколов и др .

Большую помощь исследователю оказали труды П.Д. Павленка , посвященные социологическому изучению социально-этнических отно-шений на современном этапе. Ценность его трудов состоит в том, что он, практически впервые рассматривает специфику социальной работы в социально-этнической среде, останавливаясь на конкретных технологиях работы.

Для понимания проблемы влияния социокультурной среды на этнический фактор важное значение имеют идеи, связанные с необходимостью учета этнических интересов и развития форм самоорганизации. Весьма актуальными в современных условиях представляются работы Р.Г. Абдулатипова, А.Р. Аклаева, В.А Бойко, Л.М. Дробижевой, В.В. Коротеева, Ю.В. Попкова, Г.У. Солдатовой, Ж.Т. Тощенко и др4.

культура (методологические проблемы). М.: РАН, 1996; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983; Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988; Бромлей Ю.В. Основные разновидности национальных общностей (понятийно-терминологические аспекты) // Социально-политический журнал. 1990. № 1; Губогло М.Н. Русския язык без галстука: социальный капитал толерантности и доверительности // Новое в этнографии и антропологии: тексты докладов участников V Конгресса этнографов и антропологов России. Омск: Изд-во ОГУ, 2003; Губогло М.Н. Мобилизованный лингвицизм. М.: Наука, 1983; Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур // Социс. 2002. № 5; Мархинин В.В., Нечипорснко О.В., Шмаков B.C. Межэтнические отношения в контексте процессов социальной модернизации: о программе мониторинга в регионах Западной Сибири и Республики Казахстан // Северный регион: Наука, образование, культура. 2002 № 1 (5); Тишков В.А. Культурный смысл пространства // Новое в этнографии и антропологии: тексты докладов участников V Конгресса этнографов и антропологов России. Омск: Изд-во ОГУ, 2003; Тишков В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1984; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997; Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003; Чебоксаров Н.Н. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985.

2 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998; Арутюнян Ю.В.
Симптомы исторической трансформации социально-политического сознания русских // Отечественная история.
М., 1994. № 3; Дробижева Л.М. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений //
Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997; Куропятник М.С, Куропятник А.И. Саамы:
современные тенденции этносоциального и правового развития // Журнал социологии и социальной
антропологии. 1999. Том IJ. Выпуск 4; Старовойтова Г.В. Национальное самоопределение: подходы и изучение
случаев. М.: Вехи, 2002.'

3 Основы социальной работы / Отв. ред П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 1999; Социальная работа: теория
и практика (глава в учебном пособии) / Отв.ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2002; Павленок
П.Д. Социология: Избранные работы 1991-2003гг. М., 2003; Павленок П.Д. Теория, история и методика
социальной работы. М., 2003.

4 Абдулатипов Р.Г. Этничность, раса и способ производства: неомарксистская перспектива // Журнал
социологии и социальной антропологии, 1998. Т.1. № 1; Аклаев А.Р. Проблемы насилия в межнациональных
конфликтах // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 3. Ч.П. М.,
1993; Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М.: ИС РАН, 2003; Солдатова Г.У. Психология межэтнической

В диссертации автор опирался на исследования этносоциальных процессов, отраженные в работах Л.Н. Гумилева, Н.Г. Скворцова, а также Л.Л. Абаевой, В.В. Беликова, Н.П. Егунова, И.Э. Елаевой, Т.М. Михайлова, Д.Д. Нимаева, Т.Д. Скрынниковой и др5, а также на анализ этнодемографических проблем, приведенный в работах В.В. Беликова, В.И. Козлова, О.Е. Казьминой и П.И. Пучкова, B.C. Санжиева, B.C. Ханхараева, В.И. Затеева и Б.В. Хараева и др. Этнопсихологические аспекты этносоциальных процессов рассматриваются в работах А.О. Бороноева и П.И. Смирнова, Е.П. Белинской, И.С. Кона, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, А.Д. Карнышева и др6.

Важное значение для изучения предмета представляют труды С.А. Арутюнова, Н.Л. Жуковского, С.Г. Ларченко, С.Н. Ермина, СВ. Лурье, В.В. Мархинина, И.В. Удаловой, Н.С. Бабушкиной . А.В. Авксентьева, В.В. Амелина, А.Г. Здравомыслова, А.Д. Карнышева, В.Д.Михайлова и др ., в которых наряду с этнокультурными и социокультурными аспектами развития этнических общностей рассматриваются межэтнические отношения и межкультурные конфликты.

напряженности. М., 1998; Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. № 12; Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: Суверенизация и интеграция: Этносоциологические очерки. М.: РГГУ, 1997.

5 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. M.: Наука, 1989; Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. M.: Наука, 1990; Гумилев Л.Н., Иванов К.Н. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические науки. 1992. № Г, Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб.: СПбГУ, 1997; Басаева К.Д., Нимаев Д.Д. Современные этнические процессы у бурят // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. М., 1985; Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. Новосибирск, 1988; Михайлов Т.М. Современные этнокультурные процессы в Бурятии // Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. Улан-Удэ, 1988.

6 Козлов В.И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. M., 1993. № 2;
Кузьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. M.: Наука, 1994; Хаххараев B.C. Изменение численности и
расселения бурят. Улан-Удэ, 1992; Бороноев А.О. , Павленко В.Н. Этническая психология. СПб, 1994; Смирнов
П.И. От гармонии деятельности к гармонии личности // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.
II. Вып.2; Белинская Е.П. Социальная психология личности. M., 1990; Сикевич З.В. О соотношении этнического
и социального // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. Вып.2; Сикевич З.В. Социология и
психология национальных отношений. СПб, 1999; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. M., 1999; Карнышев А.Д.,
Винокуров М.А. и др. Экономическая психология в структуре жизненных реалий. Иркутск: Изд-во ИГЭЛ, 2001.

7 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989; Амелин В. Социальная
адаптация вынужденных переселенцев в полиэтническом приграничном регионе России // Мониторинг
общественного мнения. 2002. № 3 (59); Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория наций и рефлексивная
политика // Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад. М., 1997; Здравомыслов А.Г.
Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования.
1996. № 12; Жуковская Н.Л. Категория и символика традиционной культуры монголов М., 1988; Ларченко С.Г.,
Ермин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск, 1991; Удалова И.В.,
Мархинин В.В. Межэтнические отношения в национально-смешенных поселениях Ханты-Мансийского
автономного округа. М., 2001; Лурье СВ. Историческая этнология. М., 1997; Мнацаканян М.О. Интегрализм,
феноменология и национальный интерсубъективный мир повседневности // Социс. 2000. № 3.

Особо следует выделить исследования в сфере межнациональных отношений, проводимые Институтом социально-политических исследований Российской Академии наук, особенно центром социологии национальных и региональных отношений .

Важный вклад в развитие проблемы внес руководитель Центра В.Н. Иванов 9, а также специалисты: Л.С. Рубан10 - руководитель программы «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации», проводимой в десяти регионах (в г. Астрахани, Грозном, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Москве, Назрани, Нальчике, Пскове, Стврополе), Н.А. Гусейнова и Б. Ториев, исследователи Северокавказского региона РФ, И.В. Ладодо, проводившая опросы в г. Москве, В.К. Хегай11, регионовед по Камчатке, проекты которых не только нашли отражение в ряде брошюр и монографий, но и в регулярно выходящем с 1999г. по настоящее время бюллетене «Россия: Центр и Регионы» № 1-13.

Несмотря на довольно обстоятельную научную разработанность, сложность и многогранность анализируемых процессов, их большую научную и практическую значимость вызывает необходимость дальнейшей углубленной разработки исследуемой проблемы.

Указанные обстоятельства обусловили интерес автора к выбору темы диссертационного исследования, определили его цели, задачи.

Цель исследования состоит в выявлении сущности влияния социокультурной среды на формирование и развитие этнических общностей, и

8 С 2004 г. - сектор федеративных отношений

9 Иванов В.Н. Россия: варианты выбора (социально-политическая ситуация). М.; ИСПИ. 2003.

10 Рубан Л.С. Этнополитическая ситуация в Астрахани (по результатам социологических исследований). М.,
1995; Рубан Л.С. Этнополитическая ситуация в регионах (г.Астрахань). М., 1996; Рубан Л.С. Развитие
конфликта-консенсуса в полиэтничных регионах (социологический анализ-прогноз). М., ВНИИ МВД.1998; Рубан
Л.С. Ситуация на юге России в контексте безопасности. M.; РАГС, 2003; Рубан Л.С. Исследование потенциала
конфликтности и толерантности молодежи полиэтничных регионов // Российское общество и социология в XXI
в.; социальные вызовы и альтернативы. М., 2003; Рубан Л.С. Молодежь на пути к культуре мира и согласия.
Монография. M., ДУМЕР, 2003; Рубан Л.С. Геополитическая и социально-экономическая ситуация на Кавказе и
Юге России // «Россия: Центр и Регионы». М., РИЦ ИСПИ РАН, выпуск № 10,2003.

" Иванов В.Н., Котов А.П., Ладодо И.В., Назаров М.М. Этнополитическая ситуация в регионах. М., 2002; Иванов В.Н., Ладодо И.В., Сергеев В.К. Москва XX-XXI вв.: город и мы. М., 2002; Гусейнова Н.А. О некоторых итогах работы стран-членов Совета Европы по подготовке национальных докладов о культурной политике. М., 2000; Хегай В.К. Камчатка - отдаленный пограничный регион // «Россия: Центр и Регионы». М., РИЦ ИСПИ РАН, выпуск № 10,2003.

как следствие разработка конкретных рекомендаций по гармонизации социальных отношений в этнической общности.

Цель предопределила постановку и решение конкретных исследовательских задач:

- проанализировать, сопоставить и обобщить отечественные и зарубежные
теоретические подходы к вопросу изучения «социокультурной среды»;

выявить и исследовать структурные компоненты социокультурной среды;

структурировать и теоретически осмыслить внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс развития этнических общностей;

- исследовать составляющие этнической диаспоры как элемента
социальной структуры общества, условия ее развития и функционирования;

рассмотреть аспекты взаимодействия этнодиаспоры с иноэтничным окружением и специфику социальной работы в полиэтнической среде;

разработать рекомендации по регулированию процессов развития и функционирования этнических общностей в полиэтническом регионе (на конкретном примере Астраханской области).

Объектом исследования является этническая общность как элемент социальной структуры общества.

Предметом исследования являются процессы влияния социокультурной среды на развитие этнических общностей.

Основная гипотеза исследования заключается в следующем: Этническая общность как элемент социальной структуры общества развивается вместе с социальной средой. Но социальная среда оказывает на развитие этнической общности определяющее воздействие. Проблемы взаимодействия и взаимопонимания этносов в рамках государственных образований определяются сферами деятельности во всей социальной практике, а также наличием или отсутствием у всего населения общих социальных идеалов, базовых и инструментальных ценностей, способствующих

сплоченности этносов. Исходя из этого, современное российское общество имеет определенные тенденции сближения интересов и базовых ценностных ориентации населения.

Теоретической и методологической основой исследования является системный анализ и структурно-функциональный подход, который позволяет раскрыть основные принципы управления сложной системой в масштабе региона. При этом каждый компонент названной системы в сложных процессах может рассматриваться и как самостоятельная система, качество которой определяется не только свойствами отдельных компонентов, но и отношениями компонентов со средой.

В работе использован принцип междисциплинарности, который позволяет исследовать феномен воздействия социокультурной среды на развитие этнической общности средствами как социологического, так и психологического, юридического и педагогического методов и подходов.

Теоретической основой стали труды Э. Дюркгейма, Э. Гидденса, Т.Парсонса, П.Сорокина и др. ученых, освещающих устройство социокультурной системы и особенности социокультурной эволюции общества .

Также были использованы существующие в социологической науке представления о принципах, методах и условиях организации работы в полиэтнической среде.

Методы исследования, примененные диссертантом: диалектический,
системный, исторический, институциональный, компаративный,

социологический, метод классификации, анализа и синтеза, контент-анализа, прогнозирования и некоторые другие, в т.ч. на стыке теоретических и прикладных дисциплин.

Эмпирической базой диссертации послужили: статистические данные, нормативно-правовые акты органов федеральной власти по проблемам

12 Гидденс Э. Социология //Науч. ред. проф. В.А. Ядов.М.: Эдиториал УРСС, 1999; Дюркгейм Э.О. О разделении общественного друда. М.,1994; Парсонс Т. Социальное действие и условия человеческого существования. М.: АСТ-ЛТД, 2002; Сорокин П.А. О русской общественной мысли / Отв.ред. И.А. Голосенко. СПб.: Алетейя, 2000.

межэтнических отношений, а также указы Президента России, постановления и
распоряжения Правительства РФ, федеральные и региональные акты,
определяющие меры по обустройству и социальной адаптации вынужденных
переселенцев и беженцев, а также Президентская программа развития и
возрождения этноса российских немцев; данные Всесоюзной переписи
населения 1989 г. и Всероссийской переписи населения 2002; данные фондов
Отдела межэтнических отношений Управления по работе с национальностями
Администрации Астраханской области, результаты социологического

исследования, проведенного кафедрой социологии Астраханского государственного университета, при непосредственном участии автора, по изучению этносоциальной ситуации и межнациональных отношений в Астраханской области; результаты опроса населения по изучению социальной адаптации вынужденных переселенцев в полиэтническом приграничном регионе России, проведенного молодежным Центром этнополитического изучения народов Астраханського края; данные исследований, проводившихся в рамках программы «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации» (руководитель и автор методики исследования д.с.н. Рубан Л.С.); обобщение личного опыта диссертанта, который в течение пяти лет (1998-2002гг.) работал методистом в центре культуры российских немцев в г. Астрахани.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

дается авторская интерпретация понятия «социокультурная среда» через выявленные и исслбдованные ее основные компоненты;

выявлены и теоретически обоснованы внутренние и внешние факторы социокультурной среды, влияющие на процесс развития этнических общностей;

- исследованы показатели, характеризующие состояние и развитие
этнической диаспоры как элемента социальной структуры общества;

на конкретном исследовательском материале из социальной практики Астраханской области рассмотрены механизмы взаимодействия этнодиаспоры с иноэтничным окружением;

разработаны рекомендации по регулированию процессов развития и функционирования данных этнических общностей в полиэтническом регионе.

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

социокультурная среда как компонент социальной системы является важным фактором'развития этнических общностей, поскольку, формирует у социальных субъектов (личности, группы, класса, общества) ценности, нормы, правила, образцы, формы деятельности, стандарты поведения в типичных социокультурных ситуациях и способы решения жизненных проблем;

социологические исследования социокультурных детерминант современного массового сознания населения России выявляют явную недостаточность консолидированных социальных ценностей и идеалов, что проявляется в мозаичности и разнонаправленности систем ценностей народов, населяющих РФ, что предполагает необходимость внесения соответствующих изменений в социальную политику и социальную работу с тем, чтобы они полно и своевременно отражали интересы всех социальных слоев и групп населения;

так как элемент социальной уязвимости неустраним в обществе, вне зависимости от его благополучия или неблагополучия, социальная политика и социальная работа должны создать механизмы поддержки этносоциальных общностей в кризисных жизненных ситуациях;

важным условием функционирования этнической общности является социальная работа, направленная на помощь людям, испытывающим трудности в социальном функционировании и опирающаяся в решении проблем социальных индивидов на потенциал их внутренних сил, она позволяет плодотворно развиваться конкретным этническим группам, учитывая и сохраняя их традиционные устои, язык, национальное самосознание, что, в свою очередь, способствует гармонизации межэтнических отношений в социуме.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при выработке социальной политики, служить источником информации в процессе выработки рекомендаций различного характера для органов государственной власти и общественных организаций по осуществлению политики применительно к этническим диаспорам. Они также могут быть использованы при разработке пособий по технологии социальной работы с различными этническими группами в полиэтнической среде, а также в работе социальных служб и центров национальной культуры.

Отдельные положения и результаты исследования могут быть использованы социологами, социальными работниками, разработчиками учебных программ для госслужащих и работников социальной сферы, занимающихся решением социальных проблем в полиэтническом регионе. Могут применяться в учебном процессе в высших учебных заведениях как материал для лекций, семинаров и отдельных спецкурсов.

Апробация результатов исследования была произведена в процессе участия диссертанта в ряде семинаров и заседаний круглого стола, на заседаниях кафедры социологии АГУ, кафедры теории и методики социальной работы МГУС, где соискатель выступал с докладами.

В частности, апробация материалов диссертации была произведена при участии автора в ряде научных и научно-практических конференций и семинаров в 2000-2004 гг.:

Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие и взаимодействие национальных культур как фактор стабильности межэтнических отношений в полиэтническом регионе», Астраханский государственный педагогический университет, 2000г.;

Международная научная конференция «Единый Каспий: межгосударственное сотрудничество и проблемы экономического и социального

развития регионов», Астраханский государственный педагогический университет, 2001 г.;

Международная научная конференция «Каспийский регион и диалог цивилизаций в современном мире», Астраханский государственный педагогический университет, 2002 г.;

Международный научно-практический семинар «Социальная работа: опыт, проблемы, перспективы развития», Астраханский государственный университет, 2002 г.;

Семинар «Конфликтные факторы этноконфликтных ситуаций. Межэтнические конфликты и способы их разрешения», Институт открытого образования (Москва), 2004г.;

Межвузовская конференция «Россия: перспективы прорыва в цивилизацию знаний», Российский новый университет (Москва), 2004.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и методики социальной работы Московского государственного университета сервиса в ноябре 2003г.

Структура исследования отвечает его основным задачам и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Методологические аспекты исследования социокультурной среды

Осмысление перспектив развития человеческой цивилизации приводит к заключению о возрастающей роли диаспорального начала в развитии мирового сообщества и, соответственно, постепенного снижения влияния роли национально-государственных образований. Это связывается с общим процессом глобализации мирового пространства, который означает замену полноиерархической парадигмы мироустройства «сетевой». На сегодняшний момент можно говорить о радикальной корректировке философско-политических оснований развития современной цивилизации, когда на место линейной прогрессистской парадигмы заступает постмодернистская концепция «ризомного» (ненаправленного) развития исторического процесса. Такое прочтение истории в целом и ее отдельных секторов, на первый взгляд, противоречит видимому движению повседневности, в которой наблюдаются такие явления, как рост национального (националистического, по существу) самосознания, локальные конфликты с возможными глобальными последствиями, вырождение некоторых форм миротворения в новый интервенционализм и многое другое . Однако явленное не всегда совпадает с сущностным.

Эти обстоятельства, выражающие возрастание сложности человеческого мира, нуждаются в осмыслении с помощью новой социальной логики, которая должна прийти на смену упрощенно-дихотомическому способу мышления, несколько потеснившему в последнее время научное мировоззрение. При этом необходимо заметить, что приложение метафизического способа мышления к социальным обстоятельствам чревато соблазнами усмотрения простых ответов на сложные вопросы, что на практике не может не породить ничего другого, кроме новых «проблемных зон» и конфликтогенных очагов в развитии социума. Поэтому в нынешнее время особую актуальность в системе социальной деятельности приобретает внедрение в различные социальные практики идей и способов организации предпосылок новой, глобально ориентированной версии культуры сосуществования людей, социальных групп, как малых, так и больших и, как следствие, постепенное вытеснение социальных фобий, связанных с реальным и мнимым ущемлением тех или иных социальных чувств.

Для понимания роли социокультурной среды как фактора формирующего этнические общности важно уяснить методологическое содержание таких исходных понятий, как «этнос», «этничность», «нация», «народность», «диаспора» и пр. Связанные друг с другом, отражающие по многим социальным параметрам идентичные (тождественные) реальные общественные субъекты деятельности, эти понятия, вместе с тем, имеют различную смысловую и функциональную нагрузку в зависимости от предмета науки и решаемых исследовательских задач. История развития отечественной научной мысли показала, что и в рамках одной научной дисциплины не прекращается дискуссия по выяснению содержания и структуры этих понятий. Так, термины «этнос» и «этничность» употребляются некоторыми учеными (В.Г. Бабаков, М.О. Мнацаканян, В.М. Семенов)14 в смысле широкой научной категории, обобщенно, суммарно выражающей наиболее сущностные черты и характеристики тех социальных общностей людей, которые в истории и реальной жизни выступают в своих конкретно-исторических формах, своеобразных проявлениях. «В данных понятиях содержится та основа, субстанция, которая будет определять особую социальную форму и своеобразие, конкретное содержание и роль в истории и жизни людей данных ассоциаций, общностей»15. Мы придерживаемся аналогичной точки зрения.

Этносы, возникнув еще в примитивных обществах, консолидируясь и развиваясь, представлены в мировой истории такими типами как племя, народность, нация, которые, в свою очередь, являются конкретными и историческими носителями общего субстрата — этничности. В этом смысле правомерно, например, русскую, современную нацию характеризовать как русский этнос, русских - как этничность, подчеркивая тем самым их преемственность с прежними формами общностей, с их духовно-психологическими, культурными и т.д. чертами и свойствами.

class2 Социальная деятельность и социальная служба в полиэтничном

обществе: сущность, структура и механизмы функционирования class2

Адаптация мигрантов в иноэтничной среде (теоретический аспект)

Описывая особенности исторического развития находящихся в Астраханской области этнических общностей, мы не могли не остановиться на других особенностях их развития: социальных, культурных, религиозных и т.д. Поскольку их раскрытие позволяет оценить характер отношений между этническими общностями, конкретной этнической группой и принимающим обществом. При этом весьма серьезной проблемой явилось то, что эти отношения охватывают широкий спектр возможных стратегий, порождая многообразие терминов, с помощью которых описываются эти отношения. Сюда относятся аккультурация, ассимиляция, абсорбция, амальгамация, аккомодация, интеграция и т.д. В связи с этим для диссертационного исследования имеет смысл остановиться подробнее на проблеме интерпретации наиболее часто используемых терминов, приводимых в различных концепциях адаптации мигрантов.

Например, согласно концепции Р. Тафт, адаптация мигрантов рассматривалась скорее как некая классификация различных политических программ по приему и «укоренению» мигрантов. Вопрос лишь ставился о том, какими путями проходит этот процесс. Автор выделяет монистическую ассимиляцию, согласно которой включение мигрантов в принимающее общество происходит при полном растворении принятого меньшинства с добровольным отказом от имеющейся идентичности; плюралистическую ассимиляцию, которая означает сосуществование самобытных, самостоятельных этнических групп; и интеракционистскую ассимиляцию, которая означает состояние, явившееся результатом обоюдной конвергенции принимающего населения и прибывшего меньшинства вследствие их постоянной коммуникации40.

Схожим образом рассуждает С. Айзенштадт. Однако он оперирует понятием абсорбции и различает три ее измерения: во-первых, это культурное измерение, включающее в себя аккультурацию, которая понимается здесь как обучение ролевым навыкам и нормам принимающего общества; во-вторых, личностное измерение, когда речь ведется об эмоциональной удовлетворенности индивидов; и, в-третьих, это институциональное измерение, в основе которого лежит размещение мигрантов в важнейших сферах принимающего общества.

М. Гордон дополняет данные подходы, различая поведенческую ассимиляцию, понимаемую как принятие новых культурных способов поведения и ценностных ориентации, и структурную ассимиляцию, под которой подразумевается проникновение в статусную систему принимающего общества .

Общее в данных подходах заключается в том, .что все они в той или иной степени обозначают процесс «приравнивания» мигрантов к условиям социальной и культурной систем региона поселения. Такое положение вещей X. Эссер сводит к трем основным аспектам адаптации: во-первых, это процесс приравнивания норм и образцов поведения мигрантов к какому-либо стандарту, существующему в принимающем обществе; во-вторых, это состояние сходства (подобия) относительно какого-либо стандарта как результат такого приравнивания; и, в-третьих, это состояние равновесия (соответственно, «нормального функционирования») системы независимо от приближенности объекта к желаемому стандарту, принятому в принимающей системе. Процесс приравнивания мигрантов к новым стандартам взаимодействия определяется ученым как аккультурация; состояние подобия норм отношений мигрантов относительно норм принимающего общества понимается как ассимиляция; и, наконец, состояние равновесия отношении в системе считается интеграцией .

Таким образом, при межкультурных контактах следует разделять социальные явления, которые в одном случае обсуждаются как процессы, а в другом как определенные последствия (результаты) этих процессов. Аккультурация в свете этих рассуждений понимается нами как процесс обучения индивидов, в ходе которого перенимаются способы (образцы) поведения и ориентиры действия, соответствующие культурным стандартам институциализированной части системы принимающего общества.

Данное определение аккультурации берет свои истоки из работ Р. Редфельда, Р. Линтона и М. Херсковица, в которых аккультурация понималась как «феномен, появляющийся тогда, когда группы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, последствиями которого являются изменения элементов оригинальной культуры одной или обеих групп44.

Можно сказать, что концепция аккультурации в ее классическом понимании означает необратимый и непрерывный процесс обучения в ходе межкультурных контактов. По этим причинам концепцию аккультурации в данном понимании этого термина следует рассматривать как специальный случай процессов обучения и принятия новых моделей отношений.

Другим часто употребляемым понятием, которое используют исследователи в связи с адаптацией этнических мигрантов, является ассимиляция. Термин употребляется в двух случаях: во-первых, для обозначения процесса включения мигрантов в систему отношений принимающего общества, что совпадает с понятием аккультурации; а во-вторых, ассимиляция рассматривается как состояние схожести (подобия) образу действий и ориентации мигрантов нормам принимающей системы.

Следует отметить, что понятие интеграции достаточно долгое время не имело четкого разграничения от понятия ассимиляции, вследствие чего оба термина часто употреблялись в пересекающихся контекстах. Например, Х.-И. Хофманн-Новотны понимает под ассимиляцией принятие новых, культурно значимых образцов действия, в то время как под интеграцией понимается обладание определенными институциализированньми позициями в принимающем обществе45. При этом полагается, что принятие новых образцов действия и достижение институциализированных позиций в структуре общества происходит независимо от того, существует ли в системе состояние «равновесия» или нет.

Специфика социальной работы в этнической среде

Социальная работа, ее содержание, технологии, формы и методы осуществления неотделимы от проблем общественного развития. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений — экономических, социальных, социально-политических, духовно-нравственных и др., - она участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность и отдельного человека и общества в целом, в том числе и этнической общности. Особенно значима ее роль в поддержании жизненных сил социально ослабленных членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Непосредственно участвуя в разработке и реализации социальной политики, социальных программ, направленных на защиту населения от социальных рисков, применение современных технологий в работе с клиентами, социальная работа наряду с государственными структурами, общественными объединениями и другими субъектами способствует достижению социальной стабильности в обществе, осуществлению в нем преобразований в интересах российского человека.

Как никогда прежде сегодня актуальна проблема практического анализа и осмысления российского общества, перспектив его развития, выбора приоритетов государственной политики через отдельные этнические сообщества. Поэтому функции, реализуемые субъектом социальной деятельности в процессе преобразования социальной ситуации, могут сводиться к следующим: 1) диагностическая, предполагающая изучение социальным работником особенностей клиента, степени влияния на них микросреды (этнической общности) и постановка «социального диагноза»; 2) прогностическая, представляющая собой программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества (от ядра этнической общности, к которой он принадлежит, этнического окружения региона проживания до высших государственных структур); 3) предупредительно-профилактическая функция, заключающаяся в приведении в действие социально-правовых, юридических и психологических механизмов предупреждения негативных явлений в сфере межэтнических отношений; 4) правозащитная функция - использование правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения, конкретных этнических общностей; 5) социально-педагогическая функция, направленная на выявление интересов и потребностей людей определенных этнических общностей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных организаций (как обществ национальных культур, так и государственных структур); 6) социально-психологическая функция, предполагающая организацию работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, способствование формированию здорового образа жизни; 7) социально-бытовая функция, проявляющаяся в способствовании оказанию необходимой помощи различным категориям населения в улучшении их жилищных условий, организации быта (на уровне этнической общности это выражается в строительстве национальных районов, слобод); 8) рекламно-пропагандистская функция социальной работы, включающая в себя организацию рекламы социальных услуг, пропаганду идей социальной защиты человека; 9) организационная функция, способствующая организации социальных служб внутри этнических общностей; 10) адаптивная функция, реализующаяся в помощи людям, оказавшимся в иноэтничном окружении, приспособиться к условиям социальной среды.

Проблема межэтнических отношений многогранна, поскольку имеет ряд особенностей, которые нельзя не учитывать при оценке роли социальной работы в полиэтнической среде. Межэтнические отношения представляют собой сложное социальное явление, которое охватывает все сферы развития общества, и зависят от экономических и демографических условий, культурных и психологических процессов, от истории развития и традиций взаимоотношений. Их объективную основу составляют не только социально-экономические отношения, условия жизни людей, но и потребности и интересы индивидов, которые проявляются в различных формах политической, социальной и духовной сфер.

Уже давно ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что моноэтничных по составу населения территорий почти не существует, также как и не существует «чистых» этносов, которые, не смешиваясь с другими, компактно проживали бы на определенной территории. Исходя из выше сказанного, мы можем утверждать, что в мире практически нет ни одного государства, где не возникали бы проблемы некоренного, диаспорного населения.

Основным условием социальной работы в этнической среде являются знания об особенностях национальной культуры клиента. Социальный работник должен оказывать помощь клиентам без предубеждений по отношению к ним и с пониманием относиться к социокультурному своеобразию клиента. Содержание и характер социальной работы в этнической среде зависят от многих факторов, но в любом случае суть социальной работы заключается в адаптации представителей этноса или этнической общности к местным условиям, а также оказание помощи в сохранении национальной идентичности, обогащении национального и культурного наследия, а также обеспечение доступа к национальным культурным ценностям.

Похожие диссертации на Социокультурная среда как фактор развития этнической общности