Введение к работе
Актуальность темы исследования. Россия на рубеже веков переживает исторический перелом.
Процесс национального возрождения народов является сегодня неотъемлемой частью становления нового гражданского общества. Пересмотр ценностных ориентации, особенно в новых государственных образованиях - самостоятельных республиках в рамках Российской Федерации, породил новые проблемы, вызвал смену критериев и ориентиров в сфере межэтнических отношений.
В связи с этим особую актуальность приобретают исследования процессов социокультурной адаптации различных этнических, этноконфес-сиональных, социальных образований к новым социально-экономическим и политическим условиям.
Важной и практически не изученной является проблема социокультурной адаптации этноконфессиональной группы семейских, понимаемая нами, как составная часть более общей проблемы, существующей в России и измеряемая компонентами духовного и социального самочувствия всего русского народа.
Выбор темы обусловлен и тем, что группа семейского населения, как одно из подразделений русского этноса, наряду с другими этническими образованиями, является одним из элементов системы межнациональных отношений в Республике Бурятия, социальным субъектом межэтнического взаимодействия.
Результаты научных исследований современной социокультурной адаптации различных групп населения Бурятии, в том числе русских - семейских, старожилов, казаков, и основные выводы, сделанные на их основе, могут быть использованы при разработке Концепции национальной политики в Бурятии, призванной, по мере имеющихся взаимоэтнических воз-
можностей, удовлетворять интересы, запросы представителей всех групп населения, отличающихся между собой своей самоидентификацией.
Изменения, происходящие с группой семейского населения, представляют большой научный и практический интерес. Обстоятельства, которые обуславливают теоретическую и практическую актуальность проблем, связанных с социокультурной адаптацией семейских, тесно связаны с трансформацией всего российского общества, изменением его социальной структуры.
Изучение процессов социокультурной адаптации семейского населения, форм, основных тенденций, а также факторов, оказывающих влияние на адаптабельность социальной группы, могло бы углубить представления об этносоциальной ситуации в Республике, о социальном самочувствии и особенностях развития одного из субъектов социального взаимодействия.
Состояние научной разработанности темы. Проблема социокультурной адаптации локальных этноконфессиональных групп населения является одной из малоизученных. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что эта проблема, так или иначе, нашла свое отражение в трудах этнопсихологов, этнологов, этноэкологов, антропологов. В то время, как в социологии исследования процессов групповой социокультурной адаптации этноконфессиональных образований не получили еще широкого распространения.
В западной социологии проблему приспособления системы к внешним условиям и объектам, как одно из условий ее нормального функционирования, рассматривали Т.Парсонс, Э.Шилз. Ж.Пиаже, Р.Мертон трактовали адаптацию, как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды, в отличие от концепций, понимающих ее, как пассивный процесс приспособления субъекта к требованиям общества, установления равновесия с социальными требованиями и запретами ценой жертв со стороны группы.
M.Вебер показал, как на характер и способ осуществления экономической деятельности, ее мотивацию, воздействуют религиозно-этические установки отдельного индивида или группы, какова роль конфесионально-го фактора в процессах адаптации к современному капиталистическому обществу1.
Одна из областей отечественного социологического знания - этносо-циология рассматривала отдельные этносы, социальную обусловленность этнических процессов, социальную структуру разных народов, населяющих Российскую Федерацию.
Объектом этносоциологических исследований являлись русские, удмурты, татары, народы Нижнего Амура, литовцы, гагаузы, чуваши и др2.
Изучалось влияние различий в уровне образования и численности этнических общностей на межэтнические отношения, социальных факторов на межнациональные браки3. Определенную разработку в этносоциологии получили исследования религиозности в этнической среде4.
В плане изучения адаптации мигрантов в иноэтнической среде важны работы Хайкиной М.Э., Бойко Ю.ВА
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. -М., 1990.
2 Русские. Этносоциологические очерки, (ред. Ю.В.Арутюнян) М: Наука, 1992; Пименов В.В. Удмурты.
Опыт компонентного анализа этноса. Л: Наука, 1977; Бойко В.И. Опыт социологического исследования
народов Нижнего Амура. Новосибирск: Наука, 1977; Мардоса И.А. Этносоциологические исследования
духовной культуры сел Литва // Этнографические исследования в Литае.-Вильнюс, 1977; Губогло М.Н.
Социально-культурное развитие гагаузов (программа исследования и некоторые вопросы методики).-
Известия АН СССР, серия общественных наук, 1977, №3; Клементьев Е.И. Социально-профессио
нальная структура карельского населения на современном этапе // Проблемы истории современной де
ревни. -М., 1975.
3 Сусоколов А.А., Новицкая А.П. Этническая и социально-профессиональная гомогенность браков //
Советская этнография № 6, 1981; Сусоколов А.А. Непосредственное межэтническое общение и установ
ки на межэтнические контакты. // Советская этнография, №5, 1973.
4 Тульцева Л.А. Вопросы религиозности в этносоциологических исследованиях народов Молдавии //
Новое в этнографических и этносоциологических исследованиях. -М„ 1974; Тульцева Л.А., Шамшуров
В.Н. Социально-поселенческая среда как типологический фактор при изучении религиозности сельского
населения // Проблемы типологии в этнографии. -М., 1979; Старовойтова Г.В. О формировании татар
ской этнодисперсной группы населения в Ленинграде //Советская этнография, №1, 1980; Старовойтова
Г.С. Конкретно-социологические исследования перспектив изживания ислама у городских жителей и
задачи атеистической пропаганды. // Проблемы изучения и критики религий Востока. -Л., 1979.
5 Хайкина М.Э. К вопросу о структуре межличностного общения мигрантов в иноэтнической среде //
Советская этнография №4, 1980; Бойко Ю.В. Этническое самосознание россиян и проблемы их социо
культурной адаптации за рубежом. // Русский вопрос: история и современность.-Омск,ч.4,-1994.
Однако названные авторы исследовали либо коренные этносы, либо их дисперсные группы ( например/гатар в Ленинграде).
Проблема изучения адаптации переселенческих этноконфессиональ-ных групп (духоборов, молокан, старообрядцев-семейских, "поляков", "кержаков", "липован") не оказалась в поле зрения этносоциологов.
Такие этнические образования стали объектом изучения этнической экологии, предметной областью которой являются параметры взаимодействия этносов, а также их частей с природной и социокультурной средой обитания. Преимущественно этой проблематикой занимаются сотрудники Института этнологии и антропологии РАН (Козлов В.И, Лебедева Н.М, Комарова О.Д, Степанов В.В, Иванова Ю.И, Долженко И.В, Ямсков А.Н, Григулевич М.И, Павленко А.П.)1. Пожалуй, на сегодня эти исследования единственные в России, касающиеся адаптации локальных, конфессиональных переселенческих групп.
Социологические аспекты изучения индивидуальной адаптации (адаптации человека), как один из методов социальной экологии рассматривались в работах Меграбян Б.В и Каджанян М.ГЯ
Большой интерес представляет этнографическая работа Файнберга Л.А. о проблемах социокультурной адаптации народностей Северной Сибири и Северной Америки, в которой автор выделяет основные формы адаптации этнических групп (индейцев, эскимосов, европейцев) к природ-но-экологической нише Севера.3.
Вопросы приспособления мигрантов к иной этнокультурной среде достаточно хорошо разработаны западными исследователями в кросс-культурной психологии, однако они касаются преимущественно индивидуальной адаптации и практически отсутствуют работы, посвященные груп-
1 Русские старожилы Азербайджана.- М.:Наука.- .-ч. 1, ч.2,1990; Духоборцы и молокане в Закавказье. -
М., 1992; Этическая экология", теория и практика. -М: Наука, 1991.
2 Меграбян Б.В., Каджанян М.Г. Социологические аспекты изучения проблем адаптации человека II
Проблемы социальной экологаи.-Львов, Ч.2., 1986.
1 Файнберг Л.А. Охотники Американского Севера. -М: Наука, 1991.
-/-
повой адаптации.( D.Katz, K.W.Braly, M.Tajfel, S. Bochner, A.Furnham, J.Berry, M.Pleasants)1.
К старообрядческим поселениям Забайкалья постоянно проявляли интерес дореволюционные исследователи.
Однако они делали свои описания как бы мимоходом, приобщаясь несколько поверхностно к жизни и культуре семейских, основное свое внимание обращая на материальную культуру, отмечая при этом образцы успешной хозяйственной и экологической адаптации поселенцев за Байкалом. Знакомство с семейскими происходило в течение непродолжительного времени и поэтому все работы можно охарактеризовать, как распространенный в то время тип путевых заметок, которые, в свою очередь, не претендуют на глубокий научный анализ .
Позднее особенности жизни семейских Забайкалья были рассмотрены в работах Гирченко В, Поповой А.М, Селищева А.М, Долотова А., Воско-бойникова В., Шмулевича М.М., Болонева Ф.Ф., Элиасова Л.Е, Ярцевского И.З., Маковецкого И.В, Масловой П.С, Тарусской М.Г, Лебедевой А.А, Полищук М.С, Владыкиной-Бачинской М.М, Тынтуевой Е.И, Потаниной Р.М, Дорофеева М, Юмсуновой Т.Б, Калашникова П.Р.
Эти работы носят исторический, филологический, этнографический характер, в то время как работы социологического плана отсутствуют. В этой связи особо хотелось бы отметить историческую работу Мотицкого В.П, который впервые за всю историю изучения семейских предложил социологические методы исследования степени религиозности старообрядческого населения Забайкалья2.
1 Katz D„ Braly K.W. Racial stereotypes of 100 college students. "J. of abnormal and social psychology,
v.28,1933; Tajfel H., Fraser.C. Introducing social psychology. London, 1978; Fumham A., Bochner S. "Culture
shok" L. andN-1., 1986; Berry]. Pleasants M. "Ethnic toleratvtce in plural societies". in Furnham and Bochner,
p. 230.1986.
2 Мотицхий В.П. Старообрядаество Забайкалья: прошлое и настоящее (18-20).-Улан-Удэ, 1976.
-і-
Антропологические исследования семейских проводили Давыдова Г.М, Бунак В.В, Алексеева Т.И, Золотарева И.МЛ Авторы изучали особенности физического типа семейских, антропологические показатели, влияние климатических условий на процессы адаптации и изоляции группы, степень метисации семейского населения.
Несмотря на повышенный устойчивый интерес исследователей к локальной группе семейских Забайкалья и ценность приведенных выше работ, мы вынуждены констатировать, что адаптационные процессы этой группы не рассматривались в качестве отдельного предмета исследования. Не создано до настоящего времени специальных работ социологического характера, рассматривающих социальную группу семейских, как один из элементов социальной структуры общества, социальный субъект взаимодействия.
Мало исследованными остаются вопросы социального самочувствия группы семейских в условиях трансформации социальной структуры российского общества, места и роли этой группы в процессах межкультурных взаимодействий в республике, а также в социальной структуре региона.
Недостаточно в теоретико-методологическом и конкретно-социологическом плане исследована социальная группа семейских, ее внутренняя структура, сущность понятия социокультурная адаптация, механизмы и критерии успешной адаптации и дезадаптации, не изучена роль конфессионального фактора в процессах адаптации.:
Актуальность темы, практическая значимость и неразработанность проблемы определили цель, задачи исследования.
Цель исследования. Социологический анализ процесса социокультурной адаптации семейского населения к новым условиям Забайкалья, к иноэтнической, иноконфессиональной, инокультурной среде.
1 Русские старожилы Сибири.-Новосибирск:Наука, 1973; Золотарева И.М. Некоторые данные по этни-ческой антропологии населения Забайкалья.-Улан-Удэ, 1957.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Определить методологические принципы исследования проблемы, конкретизировать содержание понятия социокультурная адаптация.
Раскрыть основные тенденции и направления процесса социокультурной адаптации семейского населения.
Выявить социально-экономические, демографические, психологические, политические факторы, влияющие на социокультурную адаптацию семейских в Забайкалье.
- Определить роль конфессии в адаптационных процессах Забайкальских семейских.
- Исследовать и проанализировать современные особенности социо
культурной адаптации семейского населения.
Определить степень адаптации семейских к новой природно-экологической нише, иноконфессиональной, инокультурной, иноэтни-ческой среде.
Исследовать изменение мировоззренческих ориентации семейских в процессе адаптации к новым условиям жизнедеятельности.
Методологическая основа и источники исследования. В подходе к изучению процесса социокультурной адаптации автор опирался на фундаментальные общенаучные методы социального познания: системный анализ, историзм, диалектико-материалистический метод, структурно-функциональный анализ, методы конкретного социологического исследования.
В качестве источников были использованы научные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам социокультурной адаптации, материалы Всесоюзных переписей населения, статистические сборники Госкомстата Республики Бурятия, документы из фондов Национального архива Бурятии.
-ю-
Теоретическую базу диссертационного исследования составляют работы в области этносоциологии, этноэкологии, этнологии, этнопсихологии, истории.
Эмпирическая база исследования. Эмпирической базой исследования послужили материалы социологических исследований, проведенных автором в 1993, 1995-1996 гг. в районах компактного проживания семейского населения. Из 20 районов республики исследованием было охвачено 4.
Объем пилотажного исследования составил 100 человек, выборочного - 500 человек или более 9 % взрослого русского населения 4 районов при абсолютной ошибке выборочных показателей равной 4 % .
Выборочная совокупность в целом репрезентативна генеральному массиву по возрастным показателям, соотношению мужчин и женщин, этническому составу.
Была спроектирована и применена многоступенчатая районированная моноэтническая выборка по следующему набору признаков: удаленность от центра, функциональная роль поселения, тип производства населенного пункта, социально-демографические показатели, этнический признак (этносамоидентификация).
Объектом явилось взрослое население и учащиеся общеобразовательных школ. Отбор и опрос респондентов проходил по месту жительства и учебы.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое, по существу поисковое исследование проблем социокультурной адаптации локальной переселенческой группы русского населения -семеиских Забайкалья. Поэтому в работе дается методологическое обоснование проблем социокультурной адаптации группы с позиций социологического знания.
В процессе исследования выявлены современные особенности адаптации семеиских, соотношение традиций и новаций, определено значение
'it'
конфессионального фактора в адаптационных процессах, роль религиозно-этических установок в мировоззрении семейского населения и их воздействие на хозяйственно-трудовую деятельность, выявлены социальные факторы, оказывающие влияние на процессы групповой социокультурной адаптации семейскнх.
В работе раскрыт механизм функционирования и основные тенденции процесса социокультурной адаптации семейского населения. Проанализирована степень адаптабельности социальной группы к новой природ-но-экологической нише, иноконфессиональной, инокультурной иноэтни-ческой среде. Группа семейского населения рассматривается, как один из элементов социальной структуры современного общества.
Практическое значение результатов исследования. Теоретические выводы и положения, обоснованные в диссертации, могут быть использованы в дальнейших исследованиях локальных старообрядческих групп населения России; в преподавании социально-экономических и гу: 'манитарных дисциплин в высшей школе.
Полученные данные могут быть положены в основу при выработке научно-обоснованных практических рекомендаций в отношении гармонизации межнациональных отношений в республике, а также при формировании приоритетных направлений развития культуры семейского населения исполнительными и законодательными органами.
Эмпирические результаты и теоретические выводы использованы в рукописи учебного пособия "История Забайкальского старообрядчества" по заказу министерства образования Бурятии.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании сектора философии и социологии БИОН БНЦ СО РАН ( ноябрь 1996г.), а также на заседании кафедры философии БГУ ( февраль 1997г.). По итогам обсуждений рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертаци-
-сг-
онного исследования представлены в докладах и выступлениях на международных и всероссийских научных конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы.