Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Романова Нелли Петровна

Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ
<
Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Романова Нелли Петровна. Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ : 22.00.04 Романова, Нелли Петровна Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ (на материалах Забайкалья) : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 Улан-Удэ, 2006 322 с. РГБ ОД, 71:07-22/34

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социального статуса одиноких женщин в современном российском обществе 20

1.1. Место женщин в социально-стратификационной структуре российского общества 20

1.2. Социальный статус как интегративный показатель положения социальной группы в обществе. Феномен статусной неконсистентности 54

1.3. Методологические принципы и технология исследования социального статуса одиноких женщин 71

Глава 2. Одинокие женщины как специфическая социальная группа 90

2.1. Одиночество как социально-философская проблема 90

2.2. Статусные позиции и признаки, определяющие социальную группу «одинокие женщины» 111

2.3. Типологизация женского одиночества 136

2.4. Социальное моделирование поло-ролевого поведения одиноких женщин 155

Глава 3. Особенности образа жизни одиноких женщин 184

3.1. Социальные потребности и жизненные устремления одиноких женщин 184

3.2. Основные статусные позиции одиноких женщин активного трудового периода 207

3.3. Изменение социального статуса и роли одиноких женщин в посттрудовом периоде жизни 225

Глава 4. Проблемы социальной адаптации одиноких женщин в современных условиях 246

4.1. Особенности социальной адаптации одиноких женщин 246

4.2. Роль личностных факторов и ресурсов одиноких женщин в формировании адаптационных стратегий и их эффективность 271

Заключение 291

Библиографический список 297

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Новый этап развития России стимулирует необходимость изучения широкого круга вопросов, связанных с человеком, личностью вообще и женщиной, в частности. Исследование роли и места женщин в современном российском обществе, условий и механизмов включения женского социума во все сферы общественной жизни особенно важно на этапе становления и развития общества с новыми социально-экономическими отношениями.

Интегративной формой отражения положения в обществе любого его члена является занимаемая им позиция в рамках иерархически организованной шкалы социальных неравенств, или иначе его социальный статус. Закономерным следствием этого является актуализация научного интереса ко всем факторам, определяющим социальный статус женщины в обществе.

Значительную часть женского населения России составляют одинокие женщины, доля которых только в возрастном диапазоне активной брачности составляет около 25 %, приближаясь к 50 % во всем возрастном спектре. Эти женщины отличаются специфическими социальными, психологическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом.

На протяжении последних лет качественно изменилась и структура общества, и социальный статус большинства его членов.

Женщины и мужчины занимают неравные позиции в социальной структуре общества. Тендерное неравенство, более ощутимо проявляющееся по отношению к одиноким женщинам, определяется степенью различия в получении социальных благ, дохода, власти, престижных занятий.

Создающаяся в стране новая социальная среда выдвигает и новые требования к женскому социуму, изменяет диапазон социальных ролей, их содержание и место одиноких женщин в социальной структуре общества, что находит свое отражение и в изменении их социального статуса.

В сфере экономики они в первую очередь ощущают дискриминацию в оплате труда, приеме на работу; в частном секторе одинокие женщины по ставлены в полную зависимость от работодателя. Одинокие женщины составляют группу населения с самым высоким риском бедности. Занятость одиноких женщин не урегулирована и не стабильна. На рынке труда одинокие женщины практически не имеют шансов занять руководящую должность. Они вытесняются в социально менее престижный сектор, что не дает гарантии прожиточного минимума, жилья, услуг здравоохранения, благоприятных перспектив жизненного устройства детей. Одинокие женщины первыми страдают в случае увольнений, поэтому угроза потерять работу является для них серьезной проблемой. Весь опыт их предыдущей созидательной (общественной и личной) жизни вступает в противоречие с настоящим, маркируемым ими как социальный катаклизм, что в значительной мере осложняет адаптацию одиноких женщин к современным социально-экономическим условиям.

Актуальность проблемы поддерживает социальная значимость женского одиночества, заключающаяся в том, что большое количество одиноких женщин репродуктивного возраста затрагивает интересы общества в его биологическом воспроизводстве и воспроизводстве социальной структуры.

Проявляющаяся в обществе идеология одинокой жизни ведет к переоценке ценности семьи как важного института социализации молодого поколения. В неполных семьях происходит искажение ролевых функций как мальчиков, так и девочек, получающее отражение в будущих семейных взаимоотношениях.

Женское одиночество содержит в себе множество негативных аспектов, касающихся непосредственно личности женщины. Спектр их проявления достаточно широк: от психологической подавленности до глубокой депрессии и суицидальных намерений.

Кроме того, все названные факторы практически всегда имеют отягощенную региональную специфику, связанную с более слабой экономикой, более узкой сферой выбора профессии и приложения труда, существованием более ярко выраженных реликтов патриархатных установок в сфере брачно-семейных отношений.

В связи со сказанным изучение всех проблем одиноких женщин, обусловленных изменением сложившихся стандартов поведения, потребностей и целей одиноких женщин, их жизненных ценностей и ориентации, в конечном итоге влияющих на социальный статус, является актуальным.

В современных условиях требуется иное осмысление социального статуса одиноких женщин и, соответственно, иные подходы к формированию социальной политики в отношении семьи, женщин и детей, направленной на создание условий для самореализации одиноких женщин, раскрытия их духовного, творческого, научного и интеллектуального потенциала, что также актуализирует обсуждаемую проблему.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен одиночества занимал умы философов и психологов с древних времен. Начиная с античности, феномен одиночества рассматривается классиками философской мысли: Аврелием, Аристотелем, Платоном, Сенекой, Эпикуром, в более поздний период - трудах Г. Гегеля, С. Кьеркегора, Б. Паскаля, Т. Торо. Западное обществоведение уже не менее столетия исследует феномен одиночества, сначала с акцентом на психологический аспект этой проблемы (3. Фрейд, У. Джеймс, К. Юнг). Экзистенциалисты Н.А. Бердяев, М. Бубер, Ж.П. Сартр, М. Хайдег-гер, К. Ясперс видели истоки одиночества в самой природе человека, неофрейдисты - во внешних условиях, формирующих у человека патологические черты характера.

Одной из крупных современных обобщающих работ американских философов, социологов и социальных психологов по проблеме одиночества является "The Anatomy of Loneliness", изданная в России под названием "Лабиринты одиночества" (редакция Н.Е. Покровского)1. В публикациях Д. Курь-янски2, Дж. Виткин3 представлены сравнительные результаты анализа женского и мужского одиночества.

В последние два десятилетия и в отечественной научной литературе к проблеме одиночества проявляется повышенный интерес4. Многие аспекты одиночества нашли свое отражение в диссертационных трудах исследователей: Н.В. Тулиной (социально-политический), Ж.В. Пузановой (философско-социальный), СВ. Куртиян (как социального явления), Ю.М. Швалба и О.В. Данчевой (социально-психологический), Л.И. Старовойтовой (социально-философский)5. Известны работы, касающиеся мужского одиночества (Т.А. Гурко, М.С. Мацковский, Ю.М. Черепухин)6.

В это же время в России активизируется тендерное направление в изу-чении социальных проблем общества . Выделены два основных типа тендер о ных установок сознания - патриархатные и феминистские .

Женское одиночество рассматривается обычно в исследованиях о семье и браке (И.В. Бестужев-Лада, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, СИ. Голод, В.В. Бойко, К.К. Баздырев, Г.Г. Силласте, В.И. Зацепин, И.С. Кон, СВ. Ковалев, К.Д. Басаева. Б.Ц. Урланис, А.Б. Синельников и др.)9 либо как попутные размышления об одиночестве в многочисленных исследованиях по различным проблемам женщин (Л.Ю. Бондаренко, Л.Л. Рыбцова, М.В. Балахина, И.Ф. Рековская, О.А. Власова, Л.Т. Шинелева, А.И. Кравченко, И.Я. Кошеле-ва, Е.Б. Груздева, Э.С Чертихина, М.С Коган, К.Н. Ковалев, О.А. Воронина, Н.С. Юлина, О.В. Халтуева)10.

С активизацией тендерного направления (Е.А. Здравомыслова, А.А. Те-мкина, Г.Г. Силласте, И.С. Клецина, СГ. Айвазова, Г.Н. Карелова, СМ. Мо-ор) в современной социологической литературе достаточно широко и многосторонне представлены работы, касающиеся социального статуса жен щин . Он исследуется с различных позиций: дискриминационных и насилия (Г.ГСшшасте, Г.Ж. Кожамжарова, О.В. Савастьянова); включенности в рынок труда (Л.В. Бабаева, М.Е. Баскакова, Л.С. Ржаницина, Г.Г. Силласте, З.А. Хоткина, Е.Б. Груздева); материального положения (О.А. Хасбулатова, О.В. Халтуева, Н.А. Усачева); жизненных ценностей (Л.Л. Рыбцова, Т.Ю. Чистякова); предпринимательства (З.Н. Попова, Л.В. Бабаева и А.Е. Чирико-ва, Л.В. Корель, К.Г. Баразгова); конфликта ролей (А.Е. Дементьева, Ю.Е. Алешина и Е.В. Лекторская); семейного статуса (О.М. Здравомыслова); жизненных стратегий (Л.С. Егорова); карьеры (Л. Волкова, М.И. Чикалев).

Однако применительно к специфичной социальной группе одиноких женщин подобные исследования социального статуса носят ограниченный характер. В основном это работы, касающиеся статуса одиноких матерей (М.В. Киблицкая ) и социальной защиты престарелых граждан , где рассматривается главным образом материальный статус одиноких женщин-пенсионерок (З.А. Бутуева, Н.В. Герасимова, Т.З. Козлова, Н.В. Панина).

Проблема изменения брачного статуса одиноких женщин попадает в основном в поле зрения психологов и практически не исследуется социологами. Известны немногочисленные работы советского периода по этой проблеме литовских социологов (В.А. Гайдне, С.С. Раппопорт, Д.П. Турейки-те)14. Ретроспективный анализ брачных объявлений приводит в своей работе Б.А. Еремеев15, проблему самопредъявления одиноких людей в тексте брачных газетных объявлений исследует Ю.П. Кошелева16. Психологические ас пекты совладания с жизненными кризисами рассматривает А. Либина .

Исследования социально-психологических, статусных, социальных барьеров адаптации к рынку различных социальных групп проведены Ю.Б. Чистяковой, О.А. Хасбулатовой, М.А. Шабановой, ОБ. Шарниной, Л.Г. Луня-ковой, О.Н. Бурмыкиной, Н.А. Нечаевой, Т.З. Козловой, О.Б. Осколковой18.

Общественная ситуация, возникшая в России в последнее десятилетие, обусловила появление нового направления - изучение адаптивных процессов в бифуркационных социальных системах. Эта проблема активно изучается Л.В. Бабаевой, Е.С. Балабановой, Л.В. Корель, О.Н. Бурмыкиной, Н.В. Паниной, В.О. Рукавишниковой, Л. А. Гордоном, Е.Н. Сметаниным, М.А. Шабановой и др.19.

Большинство научных работ, посвященных проблемам адаптации к посттрудовому периоду, относятся, во-первых, к обобщенной категории пожилых мужчин и женщин и, во-вторых, к периоду развития общества, существенно отличающегося социальными параметрами от современных конкретно-исторических условий (Д.Б. Бромлей, Н.Ф. Дементьев, А.А. Дыскин, И.И. Мечников, Н.В. Панина, М.Я. Сонин, Д.Ф. Чеботарев, В.Д. Шапиро, Р.С. Яцемирская). Лишь в последнее время появились работы, касающиеся современных проблем одиноких пожилых людей в России20.

В настоящее время еще не выработано однозначное понимание сущности процесса социальной адаптации пожилых людей вообще и весьма специфичной их группы - одиноких женщин - к интенсивно изменяющимся социально-экономическим условиям. Идет процесс накопления фактов во всех сферах социальной адаптации людей к посттрудовому периоду. И.В. Романовой ! выполнены исследования по этой проблеме на региональном уровне.

Методологические проблемы получения социологической информации представлены в работах В.А. Ядова, В.И. Добренькова, А.Г. Здравомыслова, В.Я. Ельмеева, В.Г. Овсянникова, П.А. Чукреева , применительно к проблеме женского одиночества - И.И. Осинского, Н.П. Романовой, Л.И. Шиллер, И.В. Романовой23.

Таким образом, приведенный обзор исследований показывает, что в социологической литературе проблема социального статуса женщин представлена достаточно всесторонне. Однако применительно к социальной группе одиноких женщин названная проблема исследована фрагментарно, а региональные аспекты практически отсутствуют. В частности, нет исследований, посвященных изучению места и роли одиноких женщин в социальной структуре общества, недостаточно знаний о структуре их социального статуса и ее составляющих. Практически отсутствуют работы, всесторонне изучающие образ жизни одиноких женщин, влияние на него новаций, связанных с постоянно изменяющимися социально-экономическими условиями. Недостаточно исследованы психологические особенностями этой категории женщин. Отсутствуют работы нацеливающие органы власти на изменение существующего положения в этой сфере. Поэтому постановка и разработка темы диссертационного исследования, ориентированного на изучение названных проблем, является своевременной и актуальной.

Объектом диссертационного исследования являются одинокие женщины современного российского общества как социально-демографическая группа в единстве индивидуального и социального. Территориальные границы исследования - Забайкалье.

Предметом исследования являются социально-экономические, социокультурные характеристики жизненного пространства одиноких женщин, определяющие их социальный статус. Основными предметными фрагментами исследования выступают совокупность статусных позиций одиноких женщин в период трудовой активности, их трансформация в посттрудовом периоде, особенности социальной адаптации к изменющимся условиям социальной среды.

На основе анализа фактического материала, предваряющего эмпирическую часть исследования, были сформулированы следующие гипотезы:

1) тендерная асимметрия российского общества является доминирующим фактором формирования социального статуса одиноких женщин и определяет одну из важнейших его характеристик - заниженный статус по сравнению со статусом замужних женщин и мужского населения. Дискриминационные проявления в сфере труда, безработица и связанное с этим снижение жизненного уровня одиноких женщин постоянно генерирует ряд негативных последствий, фактически блокирующих реализацию стратегий, направленных на социальное продвижение и повышение социального статуса одиноких женщин;

2) высокая ориентация одиноких женщин на социальную защиту и социальные гарантии со стороны государства, особенно проявляющиеся в сфере труда и занятости, достаточно низкие материальные ожидания и неразвитость достижительной мотивации у основной части этих женщин существенно минимизируют потенциал социальной мобильности и блокируют попытки улучшить свое положение из-за отсутствия минимально необходимых исходных ресурсов и личностных качеств.

Цель исследования заключается в выявлении социального статуса одиноких женщин Забайкалья на основе исследования статусных позиций в активном трудовом периоде и их трансформации в посттрудовом периоде, а также выявлении основных факторов, влияющих на его формирование.

Предмет, цель и гипотезы исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

- определить основные философские и социологические подходы к исследованию проблемы одиночества;

- определить место одиноких женщин в стратификационной структуре современного общества;

- разработать методологические принципы и технологии исследования социального статуса одиноких женщин;

- обосновать выделение социальной группы «одинокие женщины»;

- выявить основные статусные позиции одиноких женщин активного трудового периода и проследить их трансформацию в посттрудовом периоде жизни;

- разработать типологию женского одиночества;

- выявить преобладающие схемы поло-ролевого поведения одиноких женщин и на этой основе разработать соответствующие социальные модели;

- ранжировать социальные потребности и жизненные устремления одиноких женщин в различные периоды их жизнедеятельности;

- определить роль личностных факторов и ресурсов одиноких женщин в формировании адаптационных стратегий.

Теоретико-методологическую основу исследования представляют труды зарубежных и отечественных основоположников социологии, философии, психологии, геронтологии, а также современных исследователей, в которых раскрываются основные подходы к изучению проблемы одиночества вообще и женского во всем многообразии его проявлений, в частности. Диссертация основывается на общенаучных принципах познания общественных явлений: анализе, синтезе, типологизации, аналогии и сравнении; на методологических положениях и выводах ученых, исходящих из признания женского одиночества как деструктивного социального явления.

Диссертационное исследование построено на методологических принципах системного, сравнительного и деятельностного подходов. Автор основывается на концепции тендерной асимметрии российского общества, привлекая теоретические положения теории социальной структуры (стратификационный подход), понятия социального пространства, социального статуса и статусных позиций, статусной рассогласованности, социального ресурса личности, ценностных ориентации и потребностей.

Особенностью диссертационной работы. является системный анализ проблемы с элементами социального моделирования, на необходимость применения которого указывали еще в советское время ведущие российские социологи24. Метод социального моделирования разработан в его общефилософском аспекте М. Вебером, указавшим на значимость моделирования для социологического исследования.

Однако целостное исследование проблемы требует формирования собственно социологического подхода как междисциплинарного, способного синтезировать новые знания на методологическом, социально-теоретическом и эмпирическом уровнях. Именно в этом ракурсе исследована специфика женского одиночества, как фактора, влияющего на трансформационные процессы в обществе и воздействующего на него в целом.

Получение эмпирических данных базировалось на комплексе методов, включающем собственно социологические методы (количественные и качественные) получения информации: анкетирование, полуформализованное и неформализованное интервью, контент-анализ, метод экспертной оценки, биографический метод, а также методы социальной психологии и психологии личности.

Информационную базу исследования составили материалы государственной и региональной статистики, результаты эмпирических и теоретико-прикладных исследований в области социологии, геронтологии, социальной психологии и психологии личности, а также газетная и журнальная публицистика, материалы из сети Интернет, личные наблюдения автора.

Эмпирическую базу исследования составили материалы прикладных социологических исследований, проведенных в период 1996 - 2005 гг., в которых автор выступал в качестве научного руководителя или непосредственного участника:

1) 1997 - 1999 гг. Социологический опрос одиноких женщин г. Чита и Читинской области по проблеме «Трансформация социального статуса одиноких женщин в условиях рыночных реформ». Доступная выборка составила 410 одиноких женщин. В 2002 г. этот же опрос был распространен на Республику Бурятия;

2) контент-анализ объявлений рубрики "Знакомство" Читинского еженедельника "Ваша реклама" за 1993-1998 гг. и 2004-2005 гг. По разработанной диссертантом методике проанализировано 5850 объявлений;

3) 2001 - 2003 гг. Социологический опрос одиноких женщин Забайкалья предпенсионного и пенсионного возрастов на тему «Особенности процесса социальной адаптации одиноких женщин». Выборка составила 625 одиноких женщин. Основному этапу предшествовал пилотажный опрос 107 респондентов в 2000 г.;

4) 2000 - 2002 гг. Социологический опрос одиноких женщин Читин-ской области по стандартизированной анкете (доступная выборка составила 590 чел.) и Республики Бурятия (доступная выборка - 240 чел.). «Жизненные ценности и потребности одиноких женщин Забайкалья»;

5) 2000 - 2002 гг. Полустандартизованное интервью 78 респонденток Забайкалья по проблеме «Одинокая женщина: жизнь или выживание»;

6) «Проблемы женского одиночества». Экспертный опрос преподавателей кафедры социальной работы ЗабГПУ, кафедры социологии и философии права ЧитГУ, работников центра планирования семьи г. Чита, специалистов читинской юридической фирмы «Равновесие», членов Клуба деловых женщин при администрации г. Чита, Департамента занятости населения по Читинской области. Всего опрошено 82 эксперта (2003 г., Чита);

7) анкетное тестирование 154 одиноких женщин для определения их психологического состояния (определялись два показателя: уровень депрессии и уровень тревожности). Обработка результатов опросов проводилась в режиме «on-line» на одном из сайтов «Психологические тесты» сети Интернет. По этой же методике была исследована общая направленность личности одиноких женщин (137 определений).

Для вторичного анализа использовались следующие исследования:

1) аналитический доклад Института комплексных социальных исследований РАН: «Женщина новой России: какая она? Как живет? К чему стремится?», Москва, 2002;

2) социологическое исследование в рамках проекта «Экономические и социальные права одиноких матерей в переходной экономике»25;

3) результаты исследования Г.Н. Кригер «Психологические причины женского одиночества», приведенные в материалах конференции "Женщина. Образование. Демократия"26;

4) результаты анализа материалов социологического опроса (всероссийская выборка), проведенного по анкете, разработанной Центром сравнительных социальных исследований.

Научная новизна. В диссертационной работе на основе системного социологического исследования получены следующие научно обоснованные положения, обладающие новизной:

- выявлено, что существующая двойственность в социально-философском осмыслении одиночества как негативного состояния человека, с одной стороны, и позитивного, приводящего к личностному росту и творчеству - с другой, в отношении одиноких женщин исчезает, а феномен трактуется однозначно как деструктивное состояние и становится в ряд острых социаль-НЬІІХ проблем современного общества;

- установлено, что основная часть женщин в социально-стратификационной структуре современного российского общества занимает положение, отвечающее, скорее, патриархатным нормам, которые определяют положение и одиноких женщин. Однако вынужденная и непредписанная этими нормами роль по материальному обеспечению себя и детей заставляет их реали-зовывать и мужскую роль добытчика, которую в полной мере осуществить не удается из-за специфики современной социальной среды;

- применительно к исследуемой проблеме разработаны понятия: социальная группа «одинокие женщины» и «посттрудовой период жизнедеятельности»; уточнено понятие «социальная адаптация»;

- для исследования специфической социальной группы «одинокие женщины» разработан специальный инструментарий, включающий качественные и количественные методы получения социологической информации в совокупности с методом сетевого компьютерного тестирования для определения психологических показателей личности;

- выявлены основные статусные позиции, определяющие социальный статус одиноких женщин;

- установлено, что тендерное неравенство, пронизывающее всю стратификационную систему, оставляет одиноким женщинам меньше шансов, по сравнению с мужчинами, чтобы находиться в более высоких социальных стратах, они располагают меньшими ресурсами для восходящей социальной мобильности, что фактически блокирует реализацию целого ряда стратегий, направленных на социальное продвижение;

- на основе комплексного анализа причин и истоков женского одиночества разработана типология, позволившая установить три типа, определяющих индивидуальную склонность женщин к тому или иному стилю поведения: "одиночество на комплексах", "одиночество на идеалах" и "одиночество на амбициях";

- путем анализа целевых мотиваций и самооценки одиноких женщин в сфере брачно-семейных установок выявлены пять основных эмпирических моделей. Анализ целевых мотиваций женских брачных объявлений показал, что заявляемая цель детерминирует схему поло-ролевого поведения женщины, проявляющуюся в представляемых на "брачном рынке" собственных личностных качеств и желательных - потенциального партнера;

- установлено, что важнейшая сущностная характеристика социально-психологической адаптации состоит в том, что ее успешность в решающей степени зависит от собственной активности и подготовленности одиноких женщин, от их специальных целенаправленных усилий. Значимость факторов, определяющих уровень адаптированности одиноких женщин, выглядит следующим образом (по мере убывания корреляции с уровнем адаптированности): социальный статус, длительность одиночества, характер наличных и доступных ресурсов, развитость достижительной мотивации;

- определены доминирующие стратегии адаптации одиноких женщин к новым условиям жизнедеятельности; установлено, что конструктивные методы адаптации используют только около 20 % женщин, остальные исповедуют тактику защитного, избегающего поведения;

- сделан вывод об устойчивых тенденциях воспроизводства тендерного неравенства в России в целом и в Забайкалье, в частности; степень этого неравенства определяется региональной спецификой, в своей основе делающей его более значимым.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и совершенствовании теории гендерологии, а также для корректировки и совершенствования социальной политики на федеральном и региональном уровнях.

Полученные результаты и сделанные выводы могут послужить основой для разработки программ решения широкого круга тендерных проблем в Забайкалье, основанных на отношениях социального партнерства и социально-экономического взаимодействия и взаимодополнения.

Практическая значимость исследования заключается в привлечении научного внимания к проблемам обширной социальной общности, которую представляют одинокие женщины, и формировании конструктивного отношения к их решению. Основные результаты и выводы работы имеют практическое значение для всего общества в целом, для законодательных и исполнительных властных структур, определяющих ход дальнейшего развития государства, а также и для самих женщин - в осознании своего места и роли в обществе.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Феномен женского одиночества однозначно трактуется как деструктивное состояние и является социальным бедствием, поскольку становится усиливающимся явлением в обществе.

2. Проследив развитие современных взглядов на место и роль женщины в стратификационной системе общества применительно к объекту исследования - одиноким женщинам, установлено, что они в силу своего брачного статуса разрешают теоретические споры относительно того, что является единицей стратификационного анализа - индивид или семья - в пользу индивида.

Для идентификации социальной группы «одинокие женщины» использованы две статусные позиции: брачный статус, причем существенным является не формальная регистрация брака, а наличие или отсутствие у женщины постоянного жизненного партнера, и возрастные границы, а также два существенных признака: негативное психологическое состояние одинокой женщины, являющееся фоном, на котором проходит вся ее жизнь, и разнооб разные проявления эффекта статусной рассогласованности, отражающие степень несоответствия ее позиций в различных социальных иерархиях.

4. К основным статусным позициям, характеризующим положение одиноких женщин, относятся их образование и профессия, положение на рынке труда и занятости, доходы и потребление, имущественная обеспеченность, наличие недвижимой собственности, качество жилищных условий, наличие сбережений и инвестиционных ресурсов, спектр доступных платных услуг, досуговые возможности. Анализ основных статусных позиций одиноких женщин активного трудового периода позволяет сделать вывод, что в современных условиях социальный статус этих женщин достаточно низок, а существующая тенденция к его ухудшению не ослабевает. Переход одиноких женщин в посттрудовой период еще более усугубляет их социально-экономическое положение и практически низводит эту социальную группу до уровня нищеты.

5. Типологизация социальных отношений как способ осмысления социокультурного пространства позволяет увидеть тенденции движения сферы «человек-общество» и открывает перспективы прогнозирования ее изменений. Три выделенных типа женского одиночества: "на комплексах", "на идеалах" и "на амбициях", определяющие индивидуальную склонность женщин к тому или иному стилю поведения, позволили установить причины и истоки одиночества; выделенные мотивационные эмпирические модели одиноких женщин в брачных установках показали, что заявляемая цель детерминирует схему поло-ролевого поведения женщин, проявляющуюся в представляемых на "брачном рынке" собственных личностных качествах и желательных качествах потенциального партнера; выделенные типы общей направленности личности одиноких женщин с определенной долей вероятности позволяют предсказать их поведение в трудовом коллективе и смоделировать их поведение на рынке труда.

6. Применительно к исследуемой группе одиноких женщин адаптационный процесс предполагает три составляющих: первая - постоянно присутствующий адаптационный фон, сопровождающий все остальные составляющие и связанный с приспособлением к состоянию одиночества; вторая - это адаптация к жизнедеятельности в новых экономических условиях и, как следствие, новому социальному статусу; третья, определяемая бифуркационным ходом развития современного российского общества,, когда адаптивная нагрузка, приходящаяся на субъект адаптации, характеризуется большим числом воздействующих социально-значимых инновационных изменений в единицу времени. Все эти составляющие общей адаптации, воздействующие одновременно, осложняют процесс адаптации одиноких женщин.

7. Значимость факторов, определяющих уровень адаптированности одиноких женщин, ранжируется по мере убывания корреляции с ним следующим образом: социальный статус, длительность одиночества, характер наличных и доступных ресурсов, развитость достижительной мотивации.

8. Три доминирующие адаптационные стратегии одиноких женщин: снижение потребительских стандартов до уровня, обеспечиваемого реальными доходами; натурализация производства и потребления; интенсификация труда за счет вторичной занятости совместно интерпретируются как стратегия выживания, которая не может обеспечить радикального улучшения качества жизни.

Апробация и практическая реализация результатов исследования. Основные идеи и отдельные положения докладывались автором и обсуждались на конференциях и семинарах: Всероссийской научно-практической конференции «Женщины: политика, семья, общество». Пенза, 1999; II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Москва, 2003; IV Международной научно-практической конференции «Кулагинские чтения». Чита, 2004; V Международном форуме «Женщины за выживание планеты». Иркутск, 2004; Международной научно-практической конференции «Социально-демографическое развитие общества и проблемы постарения». Улан-Удэ, 2005 г.; Международной конференции «Забайкалье на пути к устойчивому развитию». Чита, 1997; Международной конференции «Проблемы прогнозирования в современном мире». Чита, 1999; Всероссийской научно-практической конференции (Третьи Забайкальские социологические чтения) «Качество жизни: региональные аспекты социальных процессов». Чита, 2006 г.

Материалы диссертации использованы при разработке стратегии социальной помощи одиноким женщинам, реализованной при участии автора в проекте «Женщины города - женщинам села», осуществленном в 2005 г. Администрацией Читинской области.

На основе материалов диссертации разработана и передана программа социальной адаптации разведенных женщин руководителям женских общественных организаций административных районов Читинской области.

Практическая реализация результатов исследований осуществлялась при подготовке следующих документов: Устава «Клуба деловых женщин Забайкалья», действующего при Главе Администрации Читинской области; практических рекомендаций для Управления Федеральной государственной службы занятости населения Читинской области по трудовой реабилитации одиноких женщин.

Материалы диссертационного исследования использованы в учебном процессе Читинского государственного университета, Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, в Институте переподготовки и повышения квалификации ЧитГУ при подготовке и чтении курсов «Гендерология и феминология», «Гендерные стереотипы», «Семьеве-дение», «Демография», «Занятость населения и ее регулирование» и др.

Диссертация обсуждалась на кафедре социальной работы и психологии ЧитГУ и научно-методическом семинаре ФПКП ЧитГУ (октябрь 2004 г., Чита), а также на кафедре философии Бурятского государственного университета, где были отмечены актуальность исследования, его новизна и практическая значимость.

Основные результаты диссертации опубликованы в семи монографиях (2 индивидуальных и 5 коллективных), посвященных проблемам одиночества, а также в ряде научных статей по проблеме диссертационного исследования.

Место женщин в социально-стратификационной структуре российского общества

Проблема социальной стратификации в социологии является одной из наиболее значимых. Исследование данной проблемы неразрывно связано с выявлением причин и последствий социального неравенства, с анализом и характеристикой социальной структуры общества, с пониманием содержания социальной справедливости, наконец, с выявлением перспектив социального развития общества.

Все существующие общества характеризуются неравным распределением материальных и символических благ, вознаграждений и возможностей как в отношении отдельных индивидов, так и между группами внутри общества.

Неравенства являются постоянной чертой человеческого общества. Во всем многообразии неравенств в обществе различаются неравенства природных возможностей и социальных позиций, а также неравенства, образующие и не образующие иерархический порядок. Их комбинация дает четыре основных типа неравенств, объединяемых в две группы:

1) индивидуальные - а) природные различия индивидуальных черт, характеров, интересов; б) природные различия уровня способностей, талантов, силы;

2) социальные - в) социальные различия примерно равных по рангу социальных позиций; г) стратификационные различия, определяющие (отражающие) социальную силу акторов, их жизненные шансы и возможности продвижения по социальной иерархии.

Для того чтобы определить место женщины в социально-стратификационной структуре общества, сначала рассмотрим основные понятия теории со циальной структуры: «социальное пространство», «социальная структура общества» и «социальная стратификация».

Начать следует с исследования понятия «социальное пространство». Феномен социального пространства исследовали известные мыслители Э. Дюрк-гейм, Р. Парк, Г. Ленски и др. Однако основные идеи социального пространства находим у Питирима Сорокина. В работе «Социальная стратификация и мобильность»1 он сетует на то, что есть очень немного попыток дать определение социальному пространству, а это представляется важным, так как социальная мобильность - это перемещение людей именно в социальном пространстве. П. Сорокин подчеркивает, что оно в корне отличается от геометрического пространства. «Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два брата или епископы, исповедующие одну религию, или же два генерала одного звания и из одной армии, один из которых в Америке, а другой - в Китае), могут быть очень близки социально. Человек может покрыть тысячи миль геометрического пространства, не изменив своего положения в социальном пространстве, и наоборот, оставшись в том же социальном пространстве, он может радикально изменить свое социальное положение". Далее П. Сорокин утверждает, что подобно геометрическому пространству социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения земли.

Определить положение человека в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям, взятым за «точки отсчета» - ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп. Как определить положение объекта в социальном пространстве? Для этого, считает П. Сорокин, необходимо указать: 1) отношение человека к определенным группам; 2) отношение этих групп друг к другу внутри популяции; 3) отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество.

Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, происхождение. Но так как в одной социальной группе существуют совсем разные позиции (президент и рядовой гражданин внутри одного государства), то надо знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения.

Когда же определено положение населения как такового среди всего человечества, - пишет Сорокин, - тогда можно считать и социальное положение индивида определенным в достаточной степени.

Теперь перейдем к рассмотрению понятия «социальная структура общества», понятия, которое очень часто используется и в социологии, и даже в обыденной речи. Термин «структура» (от лат. struere - строить) ввел в социологию Г. Спенсер. К этому времени он давно использовался в естественных науках, прежде всего для обозначения постоянных отношений между отдельными частями организма и его целым. Поскольку уже в то время общество рассматривалось как целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, каждый из которых приобретает значение и смысл исходя из целого, то и определение социальной структуры соответствовало такому пониманию общества, т.е. социальная структура - это взаимное расположение индивидов и групп в обществе, а также повторяющиеся и устойчивые формы переплетения взаимоотношений и взаимосвязей между ними, которые осуществляются как на основе межличностного общения, так и через средства массовой информации. Социальная структура - это анатомический скелет общества, играющий в жизни человека значительную роль.

В конце 60-х гг. XX в. американские социологи взяли интервью у жительниц Нью-Йорка, получавших пособие по безработице. Им задавали два вопроса: «Считаете ли Вы свое здоровье отличным, хорошим, удовлетворительным, слабым?» и «Собираетесь ли Вы приступить к работе?» Было выявлено, что женщины, намеревающиеся постоянно получать пособие, оценивают свое здоровье ниже, чем те, которые были намерены скоро начать работу.

Социологи сделали вывод о том, что люди, находящиеся на соцобеспе-чении, считают себя неудачниками; чувствуя себя неудачниками, они ссылаются на слабое здоровье, пытаясь найти этому оправдание, доказывая, что не виноваты в своих неудачах. Чем в большей степени человек чувствует себя неудачником, тем ниже он оценивает состояние своего здоровья. Отсюда мы вправе сделать вывод о том, что положение людей в обществе играет очень важную роль, оно в значительной мере влияет даже на внутреннее психологическое состояние человека. Таким образом, жизнь человека в значительной степени зависит от его положения в обществе, т.е. от социальной структуры.

Одиночество как социально-философская проблема

Женский вопрос, проблемы женщин в современном обществе, условия и механизмы включения женской части населения во все сферы общественной жизни являются сегодня одними из важнейших аспектов в осмыслении качества жизнедеятельности цивилизованных сообществ. Одной из острейших проблем женщин, по мнению многих социологов, является женское одиночество. К причинам, приводящим к одиночеству, исследователи относят демографические, экономические, социальные проблемы современного общества, а также психологические проблемы личности: сосредоточенность на своём внутреннем мире, застенчивость, низкая самооценка. В определенной мере пониманию социальных истоков женского одиночества может способствовать социально-философский анализ феномена одиночества.

Проблема одиночества является одной из основных социально-философских проблем общества. Эта проблема актуальна для любого социума, любой формы его пространственной организации - от крупного города до небольшого поселения. В науке о человеке одиночество было и остается объектом изучения философов, психологов и психиатров, социологов, этнографов, педагогов, представителей других научных дисциплин, так как этот общественный феномен требует широкого исторического осмысления, комплексного междисциплинарного подхода.

Понятие одиночества многогранно. В научной литературе, как и в обыденной речи, оно обозначает совершенно разные явления1. Во-первых, объективное состояние вынужденной физической или социальной изоляции, вы-ключенности из общения с людьми вообще или с какими-то социально и лич-ностно значимыми категориями людей. Во-вторых, добровольное уединение, обособление, ограничение внешних связей и контактов ради углубленной ав токоммуникации, размышления, созерцания искусства, слияния с природой и т. п. В-третьих, одиночество-тоска - мучительное субъективное чувство душевной и духовной изоляции, некоммуникабельности, неудовлетворенной потребности в общении и человеческом тепле.

До сих пор ученые не дали однозначного определения этого понятия. Однако все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживаниями человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Причем в понятие «оторванности» здесь в большей мере вкладывается не физическая изолированность, а нарушение сложных духовных связей, объединяющих личность с ее социальным окружением.

Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения - в городской толпе, кругу собственной семьи, в среде друзей. Одиночество, в отличие от объективной изолированности человека, которая может быть и добровольной, и исполненной внутреннего смысла, отражает тягостный разлад личности, господство дисгармонии, страдания, кризиса "Я".

Теоретическое осмысление эта проблема обрела еще в древние времена. В ветхозаветной книге Екклесиаста повествуется о том, что одиночество и в те далекие века болезненно воспринималось людьми как драма, приводящая к глубокому истощению личности: "Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством". Этот библейский текст, являющийся едва ли не самым отдаленным источником, пронизан трагизмом отсутствия связи с миром людей. Мотив страдальческого одиночества доминирует и в христианстве, обращенном к сердцам униженных и оскорбленных. С самого начала христианство восприняло и аккумулировало в себе чувство щемящего одиночества и превратило его в идейный нерв всего вероучения. Тому подтверждение и образ Христа, в своем нравственном всесовершенстве стоящий недостижимо выше учеников и толпы.

Подобно другим научным понятиям, понятие одиночества постоянно менялось, отражая в своем содержании - конкретном на каждом историческом этапе - интегральные знания людей о мире и о себе. Чем выше был общечеловеческий уровень освоения и объяснения объективных и субъективных реальностей, тем содержательнее становилось и само понятие одиночества. Практически все основные философские школы и направления в той или иной мере и в соответствии со своими мировоззренческими принципами касались в своих исследованиях одиночества как одной из важных проблем человечества.

Уже при зарождении теоретического познания возникает понятие одиночества. В трактатах Платона и Аристотеля подчеркивается значимость общения в противовес обособленности, одиночеству индивида.

По мере теоретического осмысления проблемы одиночества в XIX в. формируются две основные философские концепции - американских транс-ценденталистов и европейских экзистенциалистов. В своем развитии они дали две различные трактовки понятия одиночества - оптимистическую и пессимистическую.

Согласно первой, одиночество рассматривается как добровольное уединение и дает возможность для выражения в душе человека тяги к красоте, добру и совершенству, причем физическое уединение в рамках этой концепции -это лишь первая ступень на пути к уединению высшему, духовному. Транс-ценденталисты фактически первыми в истории европейской мысли стали проводить ясное различие одиночества как результата полной отчаяния городской жизни и уединения как необходимой для творческой личности концентрации на ее духовных потенциях, способных создать в душе человека преграду против приливных волн городской цивилизации с усреднением личности, господством конкуренции.

Трансценденталисты рассматривали уединение как средство самозащиты, способ социального и творческого возмужания. Видным представителем американских трансценденталистов XIX в. был писатель и философ Генри Дэвид Торо. Осмысливая свою философию добровольного уединения, Торо более двух лет провел в убогой хижине. В основе его философии лежал принцип, согласно которому личности достаточно замкнуться в себе, чтобы в ней возродилась мощная тяга к красоте, добру, совершенству.

"Общество, даже самое лучшее, утомляет и отвлекает от серьезных дум, - говорил Г. Торо. - Я люблю оставаться один. Ни с кем так не приятно общаться, как с одиночеством. Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат".

Представители второго направления - экзистенциалисты - рассматривают одиночество с разных сторон. Согласно Б. Паскалю, человек совершенно одинок и заброшен в бессмысленное бытие. Окруженный со всех сторон бесконечной и пустой Вселенной, он в ужасе наталкивается на стену собственно-го одиночества . Чувство покинутости - катастрофа для каждого индивида как только он проникнется осознанием крайней условности нашего бытия и метафизической изгнанное.

Социальные потребности и жизненные устремления одиноких женщин

Исследование социальных проблем одиноких женщин неразрывно связано с анализом их потребностей и жизненных ориентации. Потребности и жизненные ориентации детерминируют все важнейшие стороны человеческой деятельности. Рассматривая потребности личности как внутренний побудитель активности, следует отметить, что они тесно связаны с необходимостью. Однако не всякая необходимость может стать потребностью. На важность разграничения потребностей как необходимости, с одной стороны, и произвольных желаний, капризов - с другой, указывали многие мыслители. Так, французский философ-материалист Ж.О. Ламерти писал, что если не считать "потребностями желания болезненно возбуждающегося воображения, тогда на свете будет меньше обжор, пьяниц и сладострастников"1. Кроме того, потребность - это не внешняя (для того или иного субъекта), а внутренняя необходимость. О потребности (в строгом смысле этого слова) можно говорить лишь тогда, когда две необходимости (объективная и субъективная) совпадают .

Потребность личности - важнейший регулятор ее поведения. Без превращения внешней необходимости во внутреннюю первая так и останется для личности абстрактной необходимостью, т.е. не трансформируется в потребность.

Против объективной обусловленности потребностей выступают представители субъективизма в западном обществоведении А. Фуллье, Л. Уорд, 3. Фрейд. Они трактуют потребности как нечто призвольное, субъективно желаемое, не зависимое от социальной среды. Для этого направления в философии и социологии характерным является биологизация и психологизация потребностей.

Сторонники этих концепций тем самым игнорируют их социальную обусловленность, а если и признают ее, то в урезанном виде, не раскрывая подлинной роли социальных факторов в детерминации потребностей как личности, так и общества. Один из представителей этого направления - американский социолог Л. Уорд считает, что «наиболее могущественными из всех желаний являются те, которые ведут к поддержанию жизни, т.е. голод и жажда. Присоединяя сюда другие необходимые нужды тела, каковы одежда и жилище в холодных климатах, мы получим агрегат, который может быть обозначен термином потребность» .

Наиболее ярко отрицание зависимости потребностей от социальных условий выражено во взглядах 3. Фрейда. Основу "природы" человека, по Фрейду, составляют либидозные потребности, ядром которых являются сексуальные и агрессивные влечения. Полностью игнорируя воздействие социальных условий и их конкретно-исторический характер, 3. Фрейд на основе этих двух типов влечений пытался объяснить как человеческое поведение, так и общественное развитие вообще.

3. Фрейд гипертрофировал роль сексуального в поведении индивида. Установить жесткую однозначную связь между сексуальными инстинктами, потребностями личности и ее поведением можно лишь при одном условии -полного игнорирования воздействия среды, социального окружения.

Совершенно другого понимания проблемы взаимоотношения полов придерживался Ф. Энгельс. «Современная половая любовь существенно отличается от простого полового влечения, от эроса древних, - писал он. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем...» 4. Потребность - одно из самых сложных понятий, рас пространенных в современной научной литературе. Л.Е. Дарский в своей работе5 отмечает, что из многочисленных пониманий термина «потребность» наиболее четким и ясным является то, которое содержится в психологической литературе6. В самом общем виде потребность можно определить как неоптимальное состояние системы "человек - среда", которое не может быть оптимизировано существующими в организме системами автоматического регулирования, действующими независимо от сознания. Среда здесь понимается в самом широком смысле и, прежде всего, как среда социальная.

Такое содержание понятия "потребность" строго согласуется с утверждением о том, что всякая жизнедеятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей. "Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой по-требности" . Потребности, понимаемые таким образом, присущи человеку как виду, и, в принципе, набор потребностей одинаков у всех людей, т. е. в них нет расовых, национальных, социальных и других различий.

Способы удовлетворения потребностей меняются во времени, они социально детерминированы и социально нормированы. Они зависят от уровня социального и экономического развития общества и тесно связаны с его культу-рой. По самой общей классификации все потребности принадлежат к трем группам: 1) потребности материально-энергетические; 2) потребности информационно-исследовательские и 3) потребности социального взаимодействия.

В философском энциклопедическом словаре 9 в зависимости от системы отношений приводится иная классификация потребностей: по сферам деятельности (потребности труда, познания, общения, рекреации); по объекту потребностей - материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.; по их функциональной роли - доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту потребностей - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.

Резкое выделение роли одних потребностей, как и принижение роли других, приводит к недооценке значения внутренней детерминации, роли личности в процессе формирования и реализации ее потребностей. В частности, потребности социального взаимодействия столь же важны, как и другие: подобно другим потребностям они обладают тем свойством, что абсолютная невозможность их удовлетворения приводит к гибели человеческой личности.

Сложность изучения потребностей личностей состоит в том, что они не только выражают объективные условия существования общества или отдельных людей, но и являются формой отражения окружающей действительности; они не только объективны, в них проявляется отношение субъекта потребности к предмету этой потребности, формам и средствам ее реализации, т.е. в потребностях воплощаются черты их субъекта-носителя. Потребности личности, их своеобразие могут быть правильно поняты как сложный процесс взаимодействия объективного и субъективного, а не как простое проецирование объективного в сознание субъекта - носителя потребности.

Похожие диссертации на Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ