Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников Костина Марина Васильевна

Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников
<
Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костина Марина Васильевна. Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Москва, 2005 164 с. РГБ ОД, 61:06-22/167

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социальная справедливость как базовое понятие социологического знания. Стр.19

1 Осмысление феномена социальной справедливости представителями отечественной и зарубежной общественной мысли . Стр.19

2 Исследование социальной справедливости в работах отечественных социологов советского и постсоветского периодов. Стр.39

3 Социальная справедливость как элемент регулятивного механизма политического поведения личности. Стр.65

Глава 2. Представление о социальной справедливости молодых инженерно - технических работников. Стр.81

1 Место социальной справедливости в системе ценностей молодых инженерно - технических работников . Стр.82

2 Образ социально справедливого общества в ценностных ориентациях молодых ИТР. Стр.88

3 Оценка молодыми ИТР крупнейших политических событий с точки зрения социальной справедливости. Стр.100

4 Оценка действующего гражданского и уголовного законодательства молодыми ИТР, исповедующими принципы социальной справедливости. Стр.103

5 Социальная справедливость как детерминанта социального действия. Стр.112

6 Образ справедливого человека в политическом сознании инженерно-технических работников. Стр. 121

Заключение. Стр.126

Список использованной литературы Стр. 133

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Значимость проблемы, рассматриваемой в диссертации, определяется рядом обстоятельств, среди которых, прежде всего, следует назвать следующие. Социальная справедливость относится к числу тех феноменов, в которых в снятом виде отражаются экономические, политические, нравственные и правовые условия жизни общества. Через призму социальной справедливости субъекты исторического действия оценивают наличные условия своего бытия, сложившуюся в данном обществе систему межличностных взаимоотношений, свой социальный статус, место в системах организации общественного труда и распределения общественного богатства и т.д. Индивид, сформировавшийся в рамках определенной социально-экономической системы, как отмечал Г.В.Плеханов, склонен считать данную систему справедливой до тех пор, пока не изменятся обстоятельства или не изменится сам человек, который, обретя новый социальный опыт и новые знания, не предпримет акт рефлексии по переосмыслению своего положения в обществе. Формирование у широких масс убежденности в том, что сложившаяся система общественных отношений, действующий механизм распределения общественного богатства, мера воздаяния за общественно полезный труд и т.д. являются несправедливыми, своими следствиями имеют рост социальной напряженности, обострение классовых противоречий, разрешение которых зачастую оказывается возможным только в ходе революционных преобразований.

В то же время идея социальной справедливости несет в себе ярко выраженный позитивный заряд. Как свидетельствует история, она играет роль своеобразного движителя социального прогресса, силы, мобилизующей массы на изменение сложившейся системы общественных отношений, на поиск более оптимальных моделей экономического и социально-политического устройства общества.

Как показывает практика, вопрос о социальной справедливости

становится важнейшим вопросом на переломных этапах развития социума, когда происходит смена власти, форм собственности, типа государственного устройства, когда меняется состав деловой и политической элиты, когда в ходе социальных перемещений одни поднимаются к вершине социальной пирамиды, а другие спускаются на социальное дно. Именно такой этап в своем развитии переживает российское общество, где разворачиваются сложные и весьма противоречивые процессы во всех сферах жизни. Сегодня общим местом в работах представителей как левой, так и правой мысли является признание того факта, что реформы в России, начавшиеся в начале 90-х годов, не дали того результата, на который рассчитывали их идеологи и вдохновители. Разочарование в итогах реформ демонстрируют сегодня самые широкие слои населения, о чем можно судить как по публикациям в периодической печати, поток которых стремительно нарастает, так и по результатам многочисленных социологических исследований, которые проводились российскими и зарубежными научными центрами на протяжении последних лет. Резко критическое восприятие сложившегося на сегодняшний день положения вещей является, как отмечают многие исследователи, следствием не только увеличения доли тех, кто находится за чертой бедности, потерей значительной частью населения смысложизненных ориентиров, но, прежде всего, тем, что перемены, происходящие в российском обществе, воспринимаются многими как несправедливые. Возникает вопрос: «Насколько подобные настроения получили распространение в российском обществе? Действительно ли социальная справедливость суть тот «магический кристалл», через который оцениваются представителями различных социальных групп перемены, происходящие в политике, экономике, культуре или нет?»

Вторая причина, обуславливающая актуальность выбранной темы такова. Сегодня, как свидетельствует практика, и говорят результаты социологических исследований, высокая степень дифференциации экономических и политических интересов, жизненных стандартов и мораль-

ных норм различных групп не дополняется и не компенсируется общими целями и ценностями, осознанными и сформулированными национальными интересами. В общественном сознании утверждаются одновременно полярно противоположные и несовместимые идеи (либерализм, консерватизм, коммунизм и т.п.), между которыми отсутствует единое смысловое поле. В этих условиях само понятие российского общества становится расплывчатым и неопределенным. Это особенно опасно перед лицом тех угроз, которые обозначились на горизонте и которые несут с собой глобализация, вестернизация, международный терроризм, приближение зоны влияния различных военно-политических блоков к границам России. По мнению многих аналитиков, консолидация российского общества может стать реальностью, если общим критерием формирования и становления общества, его всеобщей ценностью станет наиболее значимая для российского народа ценность социальной справедливости, тесно связанная с ценностью человеческой личности, ценностями гуманизма.

Третья причина, обуславливающая актуальность выбранной темы исследования, может быть описана следующим образом. Хорошо известно, что в условиях постиндустриального общества резко возрастает роль специалистов-профессионалов и, прежде всего, инженерно-технических работников, которые берут на себя выполнение не только функций стимулирования научно-технического прогресса, но и функций управления различными структурными подразделениями общественного производства. Изучение того, что собой представляют молодые ИТР в социальном плане, как они решают проблемы социальной и культурной идентичности представляется весьма важным. Особенно значимым представляется выяснение того, на каких политических позициях находятся молодые ИТР, как они воспринимают перемены, происходящие в России, каким политическим партиям отдают свои предпочтения и почему, какое место в структуре их ценностных ориентации занимает социальная справедливость. Данная часть молодежи связана с НТП и уже сегодня влияет на развитие

производительных сил общества. Из этой среды через определенный
исторический промежуток будут черпаться кадры, которые займут

руководящие посты в политической и хозяйственно-экономической сферах российского общества.

Наконец, нельзя не сказать еще об одном обстоятельстве, придающем
значимость теме, выбранной автором диссертации. Как показывает анализ
научной литературы, проблема социальной справедливости на

протяжении весьма длительного исторического промежутка времени
исследовалась в основном представителями различных отраслей

философского знания, прежде всего этиками. Социологи приступили к ее изучению относительно недавно - в середине 80-х годов XX столетия. Именно тогда были выполнены известные проекты С.И.Григорьевым, В.Г.Немировским, В.Э.Бойковым. Однако никто из вышеназванных авторов не рассматривал социальную справедливость как элемент системы регуляции политического поведения, никто не исследовал, какое место социальная справедливость занимает в структуре ценностных ориентации молодых ИТР, на какой тип социальной справедливости они ориентируются. Ликвидация подобного пробела имеет большее значение с точки зрения полноты социологического знания об обществе, в котором мы живем.

Таковы основные причины, обусловившие выбор автором темы данной диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Первая попытка осмысления
феномена социальной справедливости была сделана еще Сократом,1 который
подчеркивал, что в общественной жизни люди должны не только
соблюдать существующие законы и выполнять повеления богов, но и
следовать истине и справедливости. В дальнейшем эта проблема
разрабатывалась в платоновском трактате «Государство» и в

аристотелевской «Большой этике».2

1 См. :Платон. Собрание сочинений. ТІ.-М., 1990.

2 Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. Большая этика. - М., 1983.

Обращались к проблеме социальной справедливости и мыслители Средневековья, в частности, Августин Блаженный в своем известном сочинении «О граде Божьем» трактовал справедливость, как выражение воли Бога, который «воздает каждому по делам его».3

Не прошли мимо этой проблемы и гуманисты Ренессанса. В работах Э.Роттердамского «Воспитание христианского государя», «Жалобы мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного»,4 М.Монтеня «Опыты»5 обосновывается возможность установления справедливости путем просвещения, овладения широким кругом знаний, навыков, умений.

Существенный вклад внесли в разработку проблемы социальной справедливости основоположники классического либерализма - Т.Гоббс, Дж.Локк, С.Миль, И.Бентам, Б.Констан и их предшественники. В утопии Ф.Бэкона «Новая Атлантида»6 справедливость интерпретируется, как равенство всех индивидов перед законом. В знаменитой книге Гоббса «Левиафан» обосновывается идея о справедливости, как о естественном законе, равнозначном законам природы. В работе Локка «Два трактата о правлении»8 социальная справедливость рассматривается, как основа права, а законы, как орудия и средства осуществления справедливости.

В эпоху Просвещения данной проблематикой занимались

Ф.-М.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Г.Б.Мабли,9 которые, разрабатывая проблему социальной справедливости, основной упор делали на такие права, как право на свободу, слова, печати, собраний, совести. В частности, Монтескье в труде «О духе законов» подчеркивал: «В природном состоянии люди рождаются равными, но они не могут сохранить этого равенства; общество отнимает его у них, и они вновь становятся равными

3 Августин Аврелий. О граде божьем. Книга 1. - М., 1786. С.14.

4 Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. Жалобы мира, отовсюду изгнанного и
повсюду сокрушенного. Похвальное слово глупости. - М., 2001.

5 См;.Мишель Монтень. Опыты: В 3 кн. - М., 1992.

6 Бэкон Френсис. Сочинения в 2 т. Том 1. -М., 1971.

7 Гоббс Т. Сочинения в 2 т. T.2. - М., 1991.

8 Локк Дж. Сочинения в 3 т. Т.З. - М., 1988.

9 См.: Вольтер. Философские сочинения. - М., 1988; Руссо Ж.Ж. Трактаты. - М., 1969; Ш.Моитескье.
Избранные произведения. — М., 1955; Габриель-Бонно де Мабли. Об изучении истории. О том, как писать
историю. Том 2. - М., 1993.

лишь благодаря законам».10 Мабли в работах «Об изучении истории» и «О том, как писать историю» утверждал, что справедливость возможна тогда, когда существуют законы, способствующие установлению равенства имущественного и равного гражданского достоинства.

Большое внимание проблеме социальной справедливости уделяли немецкие идеалисты. Прояснению ее сущности, условий возникновения посвящена кантовская «Критика чистого разума».1'

Весомый вклад в осмысление феномена социальной справедливости внесли классики марксизма. Проблемы сущности социальной справедливости, ее исторических форм, связи с другими социальными феноменами, в частности, с социальным равенством, затрагиваются в их совместной работе «Нищета философии», в трудах К.Маркса «Классовая борьба во Франции», «Критика Готской программы», «К критике политической экономии» в книгах и статьях Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Положение рабочего класса в Англии», «Анти-Дюринг», «Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день», «К жилищному вопросу», в письме А.Бебелю от 18-28 марта 1875 года и др.12

В XX веке проблемой социальной справедливости много и обстоятельно занимались: патриарх социологической мысли П.А.Сорокин, признанный глава американской социологической школы Т.Парсонс, Дж.Ролз и другие известные ученые. Сорокин в своей книге «Социальная стратификация и мобильность»13 проанализировал причины возникновения социального неравенства и динамику формирования представлений о социальной справедливости. Парсонс в монографии «Система современных обществ»14 обосновал положение о том, что институционализация равенства

10 Ш.Монтескье Избранные произведения. - М., 1955. - С.256.

11 Иммануил Кант. Сочинения. Т. 2. - М., 1964.

12 Маркс К, Энгельс Ф. Нищета философии // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. T.4; Маркс К. Классовая борьба во
Франции // Там же. T.7; Он же. Критика Готской программы // Там же. Т. 19; Энгельс Ф. Анти-Дюринг //
Там же. Т.20; Он же. Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день // Там же. T.19.

13 Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. 1992.

14 Т.Парсонс. Система современных обществ. - М., 1997.

возможностей представляет собой условие формирования общества, где система отношений воспринимается как справедливая. Ролз в своей известной книге «Теория справедливости» показал, что социальная справедливость суть «добродетель всех социальных институтов».15

Отечественными учеными проблема социальной справедливости началась разрабатываться на рубеже 70-80-х годов. Именно тогда появились работы А.П.Бутенко, Т.И.Заславской, Л.Н.Когана, З.А.Бербешкиной и др., которые осмысливали феномен социальной справедливости с иных, чем их западные коллеги теоретико-методологических установок. В работах Т.И.Заславской1 социальная справедливость рассматривается как принцип распределения по труду, мера соответствия трудового вклада и вознаграждения. Сходным образом трактует социальную справедливость в книге «Социалистический образ жизни и методологические проблемы его

исследования» и А.П.Бутенко. В работах Л.Н.Когана «Жить по справедливости», «Эстетика коммунистического труда и производства» и

«Цель и смысл жизни человека» социальная справедливость рассматривается как принцип бытия субъекта исторической деятельности. В трудах З.А.Бербешкиной19 справедливость интерпретируется как критерий моральной оценки. Представление о справедливости как норме морали получило дальнейшее развитие в диссертации Р.А.Бабахановой «Соотношение социологических и моральных аспектов в категории справедливости», книге Г.Н.Гумницкого «Методологические проблемы исследования специфики морального сознания», работе Л.Д.Ерохиной и

15 РолзДж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995. - С.41.

16 Заславская Т.И. Экономические проблемы распределения по труду в колхозах: Автореф. Дис...д-ра эк.
Наук. - М., 1965; Заславская Т.И. Перестройка и социализм. // Постижение. - М, 1989.

17 Бутенко А.П., ЦипкоА.С, Кисилев В.П. Социалистический образ жизни и методологические проблемы
исследования. - М., 1975.

18 Коган Л.Н. Эстетика коммунистического труда и производства. - М., 1966; Коган Л.Н. Жить по
справедливости. - Свердловск, 1988; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984.

19 Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. - М., 1984.

20 Бабаханова Р.А. Соотношение социологических и моральных аспектов в категории справедливости:
Автореф. Дис.канд. филос. наук. -М., 1977.

21 Гумницкий Г.Н. Методологические проблемы исследования специфики морального сознания: Автореф.
Дис...д-ра филос. наук.-M., 1978.

Т.И.Костроминой «Индивидуальная моральная оценка поступка».22

В трудах Г.В.Мальцева социальная справедливость рассматривается как элемент механизма контроля над процессами обмена и распределения.

В работах А.Ф.Колодий «Социальная справедливость и ее проявление через отношения равенства и неравенства»23 и Л.Г.Коваленко «Проблема социальной справедливости в условиях совершенствования социалистического общества»24 социальная справедливость рассматривается как феномен нравственного и правового сознания.

В теоретическом плане проблема справедливости ставилась также в трудах таких отечественных философов и этиков, как Л.М.Архангельский, Н.А.Головко, Б.Т.Григорьян, О.Г.Дробницкий, М.Г.Журавков, В.Г.Иванов, М.Т.Иовчук, А.С.Миловидов, П.В.Рыбакова, В.С.Семенов, Г.Л.Смирнов, Н.Д.Табуновой, А.К.Титаренко, В.П.Тугаринов, А.К.Уледов, Е.Г.Федоренко, Г.П.Францов, Я.З.Хайкин, А.Г.Харчев, К.А.Шварцман, А.Ф.Шишкин, Е.А.Якуба. Исследовалась она и представителями зарубежной социально-философской, социологической и этической мысли, в том числе К.Аптекером, Ст.Ангеловым, Г.Беком, Р.Миллером, В.Момовым, Т.Павловым, Л.Попелевой, Л.Сэвом, Т.Ярошевским и др.

Таким образом, круг работ, где выясняется содержание понятия «социальная справедливость», где раскрывается генезис представлений о социальной справедливости, и показывается роль социальной справедливости в регуляции поведения исторических субъектов, весьма широк.

Менее внушителен перечень работ о социальной справедливости, написанных социологами. Если же говорить об исследовательских проектах, где предметом была социальная справедливость, то их единицы.

Первый опыт исследования социальной справедливости в

22 ЕрохинаЛ.Д. Индивидуальная моральная оценка поступка: Автореф. Дис.канд. филос. наук. - М., 1987.

23 КолодийА.Ф. Социальная справедливость и ее проявление через отношения равенства и неравенства
(теория, уроки государственно-административного социализма, перспективы): Автореф. Дис...д-ра филос.
наук.-М., 1992.

24 Коваленко Л.Г. Проблема социальной справедливости в условиях совершенствования социалистического
общества: Автореф. Дис.канд. филос. наук.-М., 1988.

социологическом ключе был осуществлен С.И.Григорьевым и В.Г.Немировским. Результаты проведенных ими широкомасштабных исследований нашли свое отражение в работе Григорьева «Представления о социальной справедливости и механизм ее осуществления в современном советском обществе», а также в труде красноярских ученых «Концепции смысла жизни в массовом сознании молодежи».26

Последний по времени социологический проект, где исследовался феномен социальной справедливости, был осуществлен в 2003-2004 годах учеными Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС), которые получили важные данные, свидетельствующие о масштабных изменениях в трактовке социальной справедливости, в оценке ее значимости для личности, которые произошли в сознании представителей различных социально-демографических, социально-профессиональных, социально-территориальных групп российского общества за годы экономических реформ.

Таким образом, есть основание утверждать, что представителями отечественной и зарубежной мысли проделана весьма большая работа по раскрытию сущности социальной справедливости, по выяснению взаимосвязи социальной справедливости и социального равенства, социальной справедливости и социального самочувствия, социальной справедливости и свободы.

В тоже время ряд аспектов проблемы социальной справедливости не получил должного освещения ни в философской, ни в этической, ни в социологической литературе.

Сегодня нет четких ответов на вопросы: «Что понимается под социальной справедливостью сегодня? Какой из исторических типов социальной справедливости доминирует в массовом сознании? Выполняет

25 Григорьев СИ. Представления о социальной справедливости и механизм ее осуществления в современном
советском обществе: Дис...д-ра социол. наук. - Барнаул, 1989; Григорьев СИ., ГусляковаЛ.Г.
Представления о справедливости в обыденном сознании молодежи // Ценностные аспекты общественного
сознания. Барнаул. 1990.

26 Немировский В.Г. Концепции смысла жизни в массовом сознании молодежи. Методология и опыт
социологического исследования: Дис...д-ра социол. наук. - Вильнюс, 1989.

Осмысление феномена социальной справедливости представителями отечественной и зарубежной общественной мысли

Сегодня существует масса трактовок понятия социальной справедливости. Разобраться в их многообразии можно только выяснив исторические корни воззрений по этому вопросу.

Представления о справедливом и несправедливом проходят через всю историю общественной мысли, изменяясь вместе с обстоятельствами жизни людей, каждый раз выступая в новом облике. Вместе с представлениями о мире и труде, свободе и равенстве, братстве и счастье, социальная справедливость относится к идеалам, отобранным историей, которые выражают важнейшие потребности социальной организации.

Идея справедливости возникла в ходе становления человеческого общества. Рассматривая представления о справедливости в первобытнообщинном обществе, французский социалист П.Лафарг писал: «Удар за удар, возмещение, равное причиненному ущербу, равные доли при распределении продовольствия и земли - таковы были единственные понятия справедливости, доступные первым людям, понятия, которые пифагорейцы выражали в аксиоме не нарушать равновесия весов». Лафарг выделяет два вида справедливости первобытного общества: «воздающую», основанную на чувстве мести, и «распределительную», основанную на чувстве равенства.

Появление частной собственности в корне изменило представление людей о справедливости. Тот же Лафарг подчеркивал, что частная древнегреческие философы, выделяя преимущественно этический аспект. Однако, с их точки зрения вести речь о справедливости и несправедливости возможно только по отношению к свободнорожденным гражданам полиса. Проблема социальной справедливости по отношению к рабам никем из древнегреческих философов ни то что не обсуждалась, но даже не ставилась. Наиболее обстоятельно вопрос о достижении социальной справедливости в сообществе свободно рожденных граждан разработан в трудах Платона. В своем известном трактате "О государстве" философ предлагает модель идеального государства, в которой властвует добродетель, и интересы каждого гражданина находятся в гармонии с общественной справедливостью. Он пишет: «Справедливо делать добро другу, если он хороший человек, и зло - врагу, если он человек негодный».29 И далее: «Справедливый человек - это, как правило, достойный и мудрый, а вот несправедливый - это невежда и недостойный».30 За справедливость нужно бороться. Ее утверждение в обществе обеспечивает благополучие, единодушие, дружбу, спокойствие и процветание, в то время как «несправедливость... вызывает раздоры, ненависть, междуусобицу».

Примечательно, что Платон говорит, что не существует одной и той же справедливости на все века.

Древнегреческий мыслитель Аристотель касался этой темы в ряде своих работ, особенно в «Политике». Идею о социальной справедливости Аристотель увязывает с идеей о равенстве между свободными людьми: «Справедливое по отношению к другому есть собственно говоря, равенство (to ison)». Философ отмечает, что несправедливость совершается, когда имеет место неравенство, а справедливость и справедливое состоят в равенстве обязательств.

Книга первая (А). 1193в, 20 благополучия государства. Он пишет, что «понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения».33 «Определяющая роль справедливости и несправедливости, добра и зла в общественных отношениях обусловлена тем, что именно они создают основу семьи и государства».34 Здесь намечается правовой подход к проблеме социальной справедливости.

Таким образом, античные мыслители считали, что без соблюдения социальной справедливости невозможно благополучное существование и эффективное развитие общества и государства. Справедливость рассматривалась как установление между свободными гражданами таких отношений, которые давали бы одинаковые права и одновременно исключали какие-либо преимущества одних в ущерб интересам других. Утверждение социальной справедливости рассматривалось как одна из основных задач государства, как важнейшее условие стабильности в обществе и государстве.

Средневековыми мыслителями проблема социальной справедливости трактуется по иному. Справедливость рассматривается, как выражение воли Бога, который «воздает каждому по делам его».35

По христианскому учению, «весь сотворенный мир отделен от Природы нетварной (Бога). Бог принципиально отличен от твари: «Он - Бог, а она - не Бог, Он - Господь, а она - раба; Он - Творец, а она - тварь; Он - Создатель, а она - создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством». «Влечение ко греху есть нарушение Божественной воли и плод воли человеческой, отдаленной от Бога». Таким образом, христианское учение безоговорочно утверждает не равноценность людей по отношению к Богу. человеке // Человек. 2000. №5. - С.113) Один из крупнейших представителей патристики на Западе IV - V веков, богослов Августин Блаженный, выходец из среды рабовладельцев, в своих сочинениях защищает сложившееся социальное неравенство, частную собственность. В труде «О граде Божьем» он пишет: «...Повелевается рабам Христовым терпеть и не ненавидеть царей, князей, судей, воинов, богатых», «сносить, ежели нужда того требует, и самую наиразвращеннейшую республику, и сим терпением в святейшем одном и августейшем небесном обществе знаменитое себе приуготовляет место».

Богословская модель справедливости отвечала породившим ее условиям. Она отражала и освящала реальную иерархичность, которая была характерна для феодального средневековья. Приверженцы христианства утверждают, что существование бога необходимо для того, чтобы утвердить в мире справедливость.

Не прошли мимо проблемы справедливости гуманисты Ренессанса. В работах Э.Роттердамского «Воспитание христианского государя», «Жалобы мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного», М.Монтеня «Опыты» обосновывается возможность установления справедливости путем просвещения, овладения широким кругом знаний, навыков, умений. С точки зрения мыслителей Ренессанса, установление справедливости возможно, но для этого необходимо, чтобы граждане обладали определенной совокупностью знаний и навыков и способны были судить самостоятельно об окружающем их мире и месте человека в нем.

По мере развития капиталистических отношений разработку проблемы социальной справедливости продолжили основоположники классического либерализма. Представления о справедливом и несправедливом стремятся отразить в правовых нормах. Этот процесс нашел выражение в трудах мыслителей Нового Времени Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка.

Августин Аврелий, О граде божьем. Книга 2. - М., 1786. С. 137. имущественное различие, он отстаивал правовое равенство, как необходимое для утверждения справедливости. Ученый утверждал, что справедливость является основой права. Справедливость, как равенство перед законом, объединяет людей. «Только благодаря наличию справедливости человек человеку - бог, а не волк», - писал Бэкон.

Создатель одной из первых в Новое Время теорий «общественного договора», Т.Гоббс полагал, что справедливость имеет собственную естественную основу. Он подчеркивал: «Люди равны от природы». «При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех». В «Левиафане» Гоббс писал: «Справедливость, т.е. соблюдение соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что-либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть естественный закон».

Согласно концепции Дж.Локка, представление о социальной справедливости базируется на основных постулатах теории общественного договора. В «Двух трактатах о правлении» он представляет справедливость как основной естественный закон, необходимый для благополучия и развития общества. Локк подчеркнул, что «первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти: точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и (в той мере, в какой это будет совпадать с общественным благом) каждого члена общества».41 Законы - орудия и средства осуществления справедливости, должны приниматься только с согласия общества. Нет ничего выше общества.

Место социальной справедливости в системе ценностей молодых инженерно - технических работников

1. В числе лидирующих ценностей специалистов всех уровней образования: «здоровье», «интересная работа», «счастливая семейная жизнь», «хорошие и верные друзья», «материально обеспеченная жизнь». Ценности более широкого человеческого существования имеют разный уровень важности для инженеров. Чем ниже уровень образования, тем большее значение имеет ценность «жизнь в справедливом обществе». Результаты исследования позволили выявить, что справедливость особенно значима для специалистов со средне профессиональным образованием. В ранговой шкале этой группы инженеров "жизнь в справедливом обществе" занимает седьмое место. По степени значимости она идет в одном ряду с активной деятельной жизнью, свободой и любовью.

Для специалистов с неполным высшим образованием более значимы ценности «возможности расширения своего образования», «любви», «активной деятельной жизни». «Жизнь в справедливом обществе» у этой группы инженеров столь же значима, как «свобода» и «хорошая обстановка в стране».

К числу лидирующих ценностей специалистов с высшим образованием добавляется «материально обеспеченная жизнь» и «свобода». В ранговой шкале ценностей этой группы инженеров справедливость находится на одном уровне с хорошей обстановкой в стране и мудростью.

2. На структуре ценностных ориентации инженерно-технических работников значительно сказываются возрастные различия. В числе наиболее значимых ценностей специалистов всех возрастных групп: здоровье и интересная работа.

Чем старше респонденты, тем большее значение имеют общечеловеческие ценности: «хорошая обстановка в стране», «жизнь в справедливом обществе», «возможность говорить все, что думаю», «социальное равенство»; и чем моложе опрошенные, тем более активированы ценности индивидуального человеческого существования: любви, дружеского общения, активной деятельной жизни, возможности приятно проводить время, развлекаться.

3. В зависимости от пола заметной дифференциации ценностей практически нет. В числе лидирующих ценностей мужчин и женщин: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «интересная работа», «хорошие верные друзья», «материально обеспеченная жизнь». Ценность свободы более значима для мужчин - 4-е место, у женщин свобода на 7-ом месте. Для женщин более значима ценность «социального равенства». Ценность «жизнь в справедливом обществе» у мужчин и женщин идет в одном ряду с «хорошей обстановкой в стране», «активной деятельной жизнью» и «возможностью расширения своего образования».

4. Уровень материальной обеспеченности инженеров оказывает значительное влияние на структуру ценностных ориентации. В числе лидирующих ценностей, объединяющих респондентов всех уровней материального положения «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «интересная работа». «Жизнь в справедливом обществе» идет в одной тройке ценностей с «хорошей обстановкой в стране» и «возможностью расширения своего образования».

Для респондентов с плохим материальным положением ориентация на материальное благосостояние отражает настоятельность этой личностной потребности. Напротив инженеры с хорошим материальным положением ставят материально обеспеченную жизнь на 13-е место в ранговой шкале ценностей.

5. Различие в форме собственности предприятия, на котором трудятся инженеры, отражается на структуре ценностных ориентации.

В лидирующих ценностях работников государственных предприятий «материально обеспеченная жизнь», «интересная работа», «хорошие верные друзья», «любовь», «свобода», «хорошая обстановка в стране». Ценность «жизнь в справедливом обществе» идет в одном ряду с «активной деятельной жизнью» и «мудростью».

У работников акционерных обществ «материально обеспеченная жизнь» опускается на 6-е место ранговой шкалы ценностей, большее внимание они оказывают «возможности расширения своего образования». «Жизнь в справедливом обществе» идет в одном ряду с «хорошей обстановкой в стране» и «мудростью».

Технические специалисты частных предприятий ставят справедливость в один ряд с социальным равенством и даже любовью.

Основные результаты исследования сводятся к следующему:

1. Представления о социальной справедливости занимают важное место в структуре ценностных ориентации инженерно-технических работников. Из двадцати важнейших жизненных ценностей, социальная справедливость оказалась в первой десятке, т.е. входит в группу самых значительных ценностей инженеров.

2. Представление о социальной справедливости инженеров объединяет общее беспокойство об общей хорошей обстановке в стране, способности общества считаться с действительными запросами своих граждан, соответствовать им. Это очевидное проявление потребности в справедливом отношении общества к своим гражданам

3. В лидирующих ценностях инженерно-технических работников важное место занимают не только ценности индивидуального человеческого существования, но и общечеловеческие ценности: «хорошая обстановка в стране», «жизнь в справедливом обществе», «возможность говорить все что думаю», «социальное равенство».

Сравнивая ведущие ценности в выборке инженеров, можно сказать, что справедливость особенно значима для специалистов со средне профессиональным образованием, старшей возрастной группы инженеров.

Оценка действующего гражданского и уголовного законодательства молодыми ИТР, исповедующими принципы социальной справедливости

Новые социально-экономические условия, переживаемые современной Россией, послужили причиной введения или изменения основных законодательных актов. Поэтому осмысление грамотными людьми справедливости или несправедливости нововведений в российском законотворчестве представило интерес для исследования.

Как видно из таблицы 2.11, по мнению молодых инженерно-технических работников, наиболее дестабилизирующую роль, которая привела к несправедливости в российском обществе, сыграли: закон о политических партиях, Земельный кодекс, приватизация промышленности, новый Налоговый кодекс.

Данные, полученные в ответ на вопрос о значимости принятия основных законов РФ показали, что "стабильность", о которой так много сказано, а еще больше написано, дает первые всходы. Государственные институты сами уничтожают тот базис, на котором они стоят.

Конституции "нет" сказали - 35%.

Приватизации промышленности - 58%.

Кодексу законов о труде - 38,5%.

Земельному кодексу - 39%.

Закону о политических партиях - 36%.

Нет ни одного крупного законодательного акта, принятого за последние годы, который воспринимается как справедливый.

При рассмотрении образа социальной справедливости в представлении молодых инженерно-технических работников, обнаруживается, что существуют различные меры восприятия действующего гражданского и уголовного законодательства. Здесь также оказывают существенное влияние половозрастные факторы, уровень образования и материального положения респондентов, формы собственности предприятия, на котором они работают.

1. На оценку основных законодательных актов существенное влияние оказывает уровень образования респондентов. Анализ результатов исследования выявил, что у специалистов со средне - профессиональным образованием несформированное политическое сознание. Они менее осведомлены и слабо представляют себе суть происходящих политических процессов, а также не могут дать критическую оценку.

Ответы на вопрос о значимости принятия основных законов РФ показали, что у специалистов со средне - профессиональным образованием он вызвал затруднение. Около 50% ответили "трудно сказать".

Несправедливость приватизации промышленности отметили как специалисты со средне - профессиональным образованием (50%), так и инженеры с неполным высшим (63,3%) и высшим (61,9%) образованием.

Несправедливость основного закона - Конституции отметили 35,7% специалистов со средне - профессиональным образованием, 33% инженеров с неполным высшим и 34,9% инженеров с высшим образованиемзаконодательным актам РФ. Так только 5% инженеров положительно отнеслись к приватизации промышленности и принятию нового Налогового кодекса. Конституции - основному закону государства, только 13% инженеров старшего поколения дали положительную оценку.

Как видно из таблицы 2.12, инженерно-технические работники всех трех возрастных групп считают, что приватизация промышленности, принятие нового Налогового Кодекса, принятие Земельного Кодекса не способствовали справедливости в российском обществе.

Похожие диссертации на Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников