Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Филиппова, Светлана Валерьевна

Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте
<
Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филиппова, Светлана Валерьевна. Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Филиппова Светлана Валерьевна; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т].- Саратов, 2010.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-22/107

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Институт ритуально-похоронного дела: эволюция места и роли в обществе 16

1.1 Теоретико-методологические основания исследования института ритуально-похоронного дела 16

1.2 Социологическая рефлексия генезиса института ритуально- похоронного дела 41

Глава 2. Социологическая характеристика института ритуально- похоронного дела в современной России 73

2.1 Тенденции развития института ритуально-похоронного дела 74

2.2 Содержательные изменения ритуально-похоронных практик 110

Заключение 144

Список использованной литературы 151

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена интенсивным развитием института ритуально-похоронного дела в современном российском обществе, детерминирующего появление множества новых проблем с точки зрения как содержательных характеристик данного института, так и развития общества в целом.

На протяжении всей истории человечества ритуально-похоронное дело остается одной из значимых сфер социальной жизни и затрагивает интересы всего населения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, каждый год в России умирает более 2 млн. человек, в похоронах которых принимают участие десятки миллионов граждан. Практически все россияне ежегодно посещают кладбища, чтобы почтить память умерших родных и близких им людей.

Ритуально-похоронная сфера характеризуется высоким статусом традиций, так как она связана с ситуацией утраты значимого другого, предполагающей наиболее вероятные реакции на личные проблемы, стандартизованные схемы поведения. Но и здесь отмечаются рельефные изменения процессов, практик, отношений, конституирующих данную сферу общества.

Конец ХХ века был ознаменован эволюционными изменениями структуры российского общества. Смена политического режима в нашей стране, плюрализация собственности, развитие рыночных отношений на рубеже 90-х годов XX века привели к кардинальным структурным преобразованиям института ритуально-похоронного дела. Изменяется содержательная сторона институциального функционирования ритуально-похоронного дела, происходят серьезные сдвиги в его организации. Под воздействием социально-экономических условий возникают новые похоронные практики, связанные с проведением и организацией похорон, развивается производство различной ритуально-похоронной продукции и аксессуаров, создаются объекты похоронного назначения и мемориалы.

Однако трансформация института ритуально-похоронного дела в современных условиях сопряжена с рядом социокультурных и экономических проблем, связанных с коммерциализацией ритуально-похоронной сферы и отсутствием должного контроля со стороны общества и государства за деятельностью субъектов ритуально-похоронного дела. Ориентация похоронной отрасли на конъюнктуру рынка способствовала превращению ритуально-похоронного дела в бизнес и наложила свой отпечаток на все, что связано с развитием сферы ритуально-похоронного обслуживания, придав тем самым этической стороне процедуры захоронения второстепенное значение.

Обряд погребения как символ уважения и скорби по отношению к умершему человеку оказывает огромное эмоциональное воздействие на его участников. Именно погребальный обряд дает возможность людям помнить и чтить тех, кого они любили, совершенно особым образом. Обладая определенным терапевтическим эффектом, процедура похорон помогает родственникам умершего легче перенести потерю близкого человека. Однако в ситуации, когда извлечение прибыли становится главной задачей предприятий похоронного назначения, происходит существенная трансформация системы интересов субъектов ритуально-похоронного дела, на задний план отходят вопросы, связанные с социальной ориентацией его функционирования. Данные процессы проходят на фоне рассогласованности и противоречивости формальных и неформальных практик, слабости институтов, обеспечивающих социальный контроль.

В научном социологическом дискурсе эти проблемы не нашли надлежащего отражения, что свидетельствует о недостаточной разработанности данной темы. В связи с этим актуализируется важность определения места и функций института ритуально-похоронного дела в современной России, изучения его организационно-структурных характеристик, особенностей его функционирования в контексте трансформации социальной структуры и моделей социальной стратификации, а также выявления тенденций изменения ритуально-похоронных практик в современных условиях.

Степень научной разработанности проблемы

Совершенно ясно, что исходя из логики идеально-типического противопоставления моделей жизни и смерти, исследование области, непосредственно ориентированной на ситуацию смерти, может представить интересный интерпретационный материал для диагностики состояния современного общества в целом. Учитывая специфику указанной темы, необходимо выделить два основных направления научных исследований: 1) исследования социальных проекций смерти на жизнедеятельность общества и 2) работы, посвященные институциальным основаниям ритуально-похоронного дела. Ведущая роль в теоретическом анализе института ритуально-похоронного дела принадлежит исследовательским работам, рассматривающим отношение к смерти как индикатор состояния общества (Ф. Арьес, М. Вовель, П. Шоню). В отечественной науке социологическая рефлексия феномена смерти представлена в работах С. Борисова, М. Елютиной, Е. Зуевой, И. Лавриковой, Т. Новиковой, Л. Шнейдер.

Принципиально значимыми для цели и задач данного исследования представляются классические идеи сущности и происхождения социальных институтов М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера. В работах Т. Веблена, П. Бергера, Т. Лукмана, Р. Мертона, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Д. Хоманса изучались механизмы институциализации разнообразных форм социальной деятельности, специфика различных социальных институтов, их функции, виды и генезис. Среди отечественных социологов разработке данных вопросов посвятили свои исследования Ю. Андреев, Т. Заславская, С. Кирдина, Н. Костина, В. Радаев, Г. Осипов, С. Фролов.

Особое значение имеют исследования, проведенные в контексте неоинституциальной теории, фокусирующиеся на роли неформальных процессов в изменении социальных институтов и уделяющие внимание стабилизации и трансформации социальных практик. В рамках данного направления отметим работы таких авторов, как В. Гордон, Дж. Гэлбрейт, А. Граучи, Р. Коуз, Г. Мюрдаль, Д. Норт, Р. Хейлбронер, О. Уильямсон.

Тема диссертационного исследования неразрывно связана с теориями стратификации, социальной дифференциации, социального неравенства П. Бурдье, М. Вебера, К. Маркса, Э. Райта, П. Сорокина. Методологическое значение данных работ связано с выявлением основных причин социального неравенства и ключевых элементов трансформации социальной структуры.

Одно из важных направлений исследовательского ракурса связано с освещением процессов социального неравенства и трансформации социальной структуры современного российского общества. Анализ, оценка, обоснование ценностных, идеологических, экономических, политических преобразований российского социума с точки зрения их влияния на стратификационные процессы отражены в работах Л. Беляевой, А. Галкина, Т. Заславской, Л. Ионина, В. Радаева, Н. Римашевской, Р. Рывкиной, Н. Тихоновой, О. Шкаратана, В. Ядова.

Методологическую ценность для проведенного исследования представляют работы Ж. Бодрийара, П. Бурдье, Т. Веблена, Г. Зиммеля, В. Ильина, В. Радаева, Л. Ростовцевой, Я. Рощиной, посвященные изучению демонстративного потребления, которое рассматривается ими как инструмент конструирования социальной идентичности, социокультурной интеграции в общество.

Осмысление институциальных оснований ритуально-похоронного дела в современном российском обществе осуществляется в настоящее время, главным образом, в контексте законодательного регулирования, государственного управления и экономической эффективности ритуально-похоронного обслуживания. Важными для авторского анализа оказались работы Р. Набиева, А. Сулоева, Ю. Слинякова, Г. Сюткина, Н. Панфиловой, П. Уланова, в которых обсуждаются вопросы развития частного сектора в похоронной сфере, организации похоронного обслуживания в соответствии с современными требованиями, обосновывается роль органов государственного управления в обеспечении похоронного обслуживания, а также вопросы правового регулирования и финансирования деятельности по оказанию похоронных услуг.

Экономико-социологический анализ рынка ритуальных услуг представлен в работах Е. Моисеевой, в которых обосновывается специфика его становления, эксплицируется влияние неэкономических институтов (правил ритуала) на сферу рыночных отношений (правил рынка).

Существенное значение для автора в контексте рассмотрения социокультурных оснований ритуально-похоронного дела представляют работы А. Гришкова, Т. Гавриловой, Г. Носовой, Ю. Озерова, В. Остроухова, В. Проппа, Т. Пановой, И. Панкеева, Б. Рыбакова, В. Черепицы, в которых осуществляется историко-этнографический и антропологический анализ погребальной культуры и обрядности. Авторы фокусируют исследовательский интерес на изучении погребальной обрядности и культуры, организации некрополей и специфике надгробных сооружений, похоронно-поминальных обрядах и народных традициях, исследовании народного понимания их смысла и значения, деконструкции погребальной символики.

Глубокие традиции имеют научные исследования похоронных практик за рубежом. Среди них можно отметить работы Д. Бэнкса, В. Зелизер, П. Кларка, Дж. Митфорд, Дж. Саломона, в которых затрагиваются вопросы организации похоронного дела, истории становления похоронной отрасли, исследуются проблемы потребительского поведения в похоронной сфере, организации деятельности похоронных домов и распорядителей похорон.

Появляются новые проблемы, новые подходы к решению традиционных вопросов ритуально-похоронного дела. Так, В. Зелизер делает попытку установить денежные эквиваленты для такого элемента социального порядка, как смерть, имеющего, по ее мнению, более высокий статус, нежели финансовые взаимоотношения; Дж. Митфорд фокусируется на роли крупных корпораций в формировании и функционировании рынка похоронных услуг; П. Кларк осуществляет кросскультурный анализ похоронной отрасли; Д. Бэнкс уделяет особое внимание социальным механизмам потребления в похоронной сфере.

Оценивая уровень исследований проблем института ритуально-похоронного дела, автор отмечает, что при наличии определенных зарубежных и отечественных научных трудов институциональное функционирование ритуально-похоронного дела остается пока не концептуализированным в рамках социологической теории. В российской социологической науке эта ниша остается практически свободной. Нам не известны специальные социологические исследования похоронного дела, отдельные вопросы, касающиеся указанной проблематики, фрагментарно представлены в контексте изучения иных социальных проблем. Наблюдается дефицит исследований, посвященных качественной оценке структурных, организационных изменений ритуально-похоронного дела. В дополнительном изучении нуждается сравнительный анализ похоронных практик в сопряжении с проблемами их вариативности, социального неравенства, определения основных направлений дальнейшего развития.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составляют неоинституциональная теория Д. Норта, идеи К. Маркса о классовой природе рыночных отношений, фундаментальные теоретические положения неоинституционализма, структурного функционализма, дополняемых критической парадигмой. В работе нашли отражение традиции исследования социальных проекций смерти и отношения к ней, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов (Ф. Арьес, М. Вовель, С. Борисов, М. Елютина, Е. Зуева, И. Лаврикова, Л. Шнейдер). На контекст диссертационной работы оказали влияние идеи отечественных и зарубежных ученых, которые можно разделить на несколько групп в зависимости от рассматриваемой проблематики: влияние социальных изменений на трансформацию института ритуально-похоронного дела (В. Малышков, А. Сулоев); тенденции изменения социального содержания данного института (Ю. Слиняков, Г. Сюткин); исследование похоронных практик (Д. Бэнкс, П. Кларк, Ю. Озеров, В. Черепица).

Формирование методологической основы диссертационного исследования, разработка его стратегий происходили под влиянием теорий социального неравенства П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, П. Сорокина, а также работ, направленных на изучение особенностей формирования и трансформации потребительских практик в обществе (Ж. Бодрийар, Г. Зиммель, Т. Веблен, В. Ильин). Методология эмпирического исследования и инструментария базируется на разработках Г. Батыгина, И. Девятко, Е. Ковалева, А. Левинсона, И. Штейнберга, Т. Шанина, В. Ядова.

Целью диссертационного исследования является выявление специфики, проблем и противоречий институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие эмпирические и теоретические задачи:

– выработать теоретико-методологические основания для анализа институциального функционирования ритуально-похоронного дела;

– исследовать генезис ритуально-похоронного дела в контексте институциального контроля;

– охарактеризовать особенности институциальной трансформации ритуально-похоронного дела в современном российском контексте;

– провести эмпирическое исследование с целью определения основных направлений развития института ритуально-похоронного дела на современном этапе;

– выявить общие тенденции формирования и развития похоронных практик на современном этапе.

Объектом диссертационного исследования является институт ритуально-похоронного дела в социальном пространстве современного российского общества. Предмет исследования – динамика изменений института ритуально-похоронного дела, специфика и структурные особенности его функционирования.

Эмпирическая база исследования. Особенность объекта исследования, цель и характер поставленных задач, а также методологический подход обусловили необходимость применения качественного метода как основного при сборе и обработке информации. Качественное исследование проведено автором в 2007-2010 гг. в г. Саратове и Балакове Саратовской области по методике «двойной рефлексии». В ходе социологического исследования автором было проведено 46 полуструктурированных неформализованных интервью. Количество респондентов обусловлено насыщением кодировочных категорий (интервью с новыми респондентами не давали нового понимания для раскрытия темы), а также целями и задачами исследования. Автором была применена целевая выборка (преднамеренно выбирались люди, представляющие информационно значимые случаи, о которых имелись предварительные сведения). Социологическое исследование состояло из двух этапов. На первом этапе исследования ставилась задача изучить организацию ритуально-похоронного дела с позиции экспертов. На данном этапе исследования в качестве экспертов выступали директора и агенты похоронных служб, сотрудники кладбищ и крематориев, работники, занятые в сфере производства предметов похоронного назначения (16 человек), председатели профсоюзов крупных организаций (3 человека) и священнослужители (3 человека). На втором этапе исследования ставилась задача определить точку зрения потребителей услуг в отношении качества ритуально-похоронного обслуживания. На данном этапе исследования были опрошены 24 респондента.

Эмпирически значимыми стали результаты качественного социологического исследования, проведенного Е. Моисеевой в 2009–2010 гг. по теме: «Рынок ритуальных услуг: трансформация правил ритуала в правила рынка» (N=78), а также анализ всероссийских инициативных опросов, проведенных ВЦИОМ: «Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений» (N=1600, 20 сентября 2008 года); «Верим ли мы в Бога?» (N=1600, 23-24 января 2010 года); «Инфляция и алкоголизм – главные страхи россиян» (N=1600, 9-10 октября 2010 года); «Кто ответит за состояние окружающей среды?» (N =1600, 30-31 мая 2009 года). Кроме того, полученные эмпирические данные дополнялись проведенным анализом нормативно-правовых актов Российской Федерации, связанных с проблемами развития и функционирования ритуально-похоронного дела в России, а также данными Федеральной службы государственной статистики по изучаемой проблеме.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– с авторских позиций проведен теоретико-методологический анализ подходов к исследованию института ритуально-похоронного дела; предложена авторская типология ритуально-похоронных услуг, а также система понятий, описывающих объект и предмет исследования;

– по-новому продемонстрирован генезис ритуально-похоронного дела в контексте институциального контроля, выделены пять основных этапов развития института ритуально-похоронного дела, каждый из которых характеризуется отличительными чертами и специфическими закономерностями;

– в авторской интерпретации показана специфика структуры и организации ритуально-похоронного дела в контексте рыночных отношений;

– по-новому дана содержательная характеристика особенности институциальной трансформации ритуально-похоронного дела в современном российском контексте;

– получены и проанализированы новые эмпирические данные, которые способствовали включению в научный оборот информации, позволяющей дать оценку содержанию и тенденциям изменения ритуально-похоронного дела;

– представлена авторская версия общих тенденций формирования и развития ритуально-похоронных практик на современном этапе.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Современное рассмотрение института ритуально-похоронного дела требует комплексного подхода, базирующегося на агрегировании структурно-функционального, неоинституционального и критического подходов. Подобная интеграция позволила выявить важнейшие функции института ритуально-похоронного дела, показать роль правил в функционировании института ритуально-похоронного дела, а также рассмотреть институт ритуально-похоронного дела с позиции социального неравенства.

  2. Со сменой политического и общественно-экономического курса в конце XX века в России произошли масштабные реформы, способствовавшие радикальному преобразованию похоронного сектора общества. Сегодня институт ритуально-похоронного дела представляет собой устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, традиций, регулирующих деятельность, содержательно ориентированную на оказание юридических, ритуальных, обрядовых и иных сопутствующих услуг, связанных с производством ритуальной продукции и аксессуаров, на создание и эксплуатацию объектов похоронного назначения, мемориалов, а также на организацию и проведение похорон. Социальная ориентированность института ритуально-похоронного дела реализуется в его функциях, среди которых особое значение приобретают: функция включения смерти в социальную жизнь, функция регуляции и социального контроля, функция социально-психологической поддержки родственников умершего, функция социализации и преемственности поколений, стратифицирующая и мемориальная функции. Такая многофункциональность позволяет представить ритуально-похоронное дело как институт, оказывающий прямое или опосредованное влияние на социально-культурные, социально-стратификационные и социально-экономические процессы в жизни современного общества.

  3. По разряду субъекта регулирования и контроля в похоронной сфере выделяются пять основных этапов генезиса данного института, каждый из которых характеризуется отличительными чертами и специфическими закономерностями: период преобладания роли общины в осуществлении регулирования и контроля похоронной сферы; период церковного контроля; период перехода от церковного к государственному контролю; период тотального государственного контроля; период государственно-муниципального контроля. В советский период сфера похоронного дела отличалась высокой степенью государственного монополизма; блокирование конкуренции и частной инициативы не давало возможности развиваться этому сектору общества. В настоящее время возникли социальные основания для функционирования новых агентов и структур в ритуально-похоронной сфере, которых в прежнем, советском пространстве либо не существовало вовсе, либо их очертания были не так четко выражены: 1) активное включение церкви в ритуально-похоронную сферу; 2) формирование сети самостоятельных негосударственных фирм и организаций, которые, с одной стороны, в соответствии с требованиями рынка предоставляют возможности широкого выбора функционально пригодных альтернатив похоронного обслуживания, с другой – инициируют обострение конкуренции, столкновение различных групп интересов и попытки монополизации, появление нелегитимных практик во взаимоотношениях не только между агентами похоронных служб, но и между производителями и потребителями ритуально-похоронных услуг.

  4. Содержательные особенности трансформации института ритуально-похоронного дела в современном российском контексте конкретизируются следующими положениями: расширение ассортимента ритуальных услуг, профессионализация похоронного дела, реставрация старых и возникновение новых ритуальных практик, наличие выраженного стратификационного эффекта, связанного, во-первых, с дифференциацией выбора ритуально-похоронных услуг в зависимости от структурных позиций потребителя, и, во-вторых, с ранжированием мест захоронений.

  5. В качестве общих тенденций формирования и развития похоронных практик на современном этапе функционирования института ритуально-похоронного дела выступают: экологизация, направленная на минимизацию вреда, наносимого окружающей среде; плюрализация ритуально-похоронных услуг, сегментация которых, помимо ценового фактора, может осуществляться на основе религиозных, национальных, гендерных различий, интересов разных возрастных аудиторий; переход от жестких традиционных форм погребения к индивидуализации похоронного ритуала; технологизация, связанная с распространением инновационных информационных и коммуникационных технологий; усиление значимости мемориальных практик, появление новых видов почитания памяти усопших.

Обоснованность и достоверность результатов проведенного диссертационного исследования определяются непротиворечивостью составивших его основу теоретических и методологических положений, а также использованием диссертантом комплекса эмпирических и теоретических методов. Результаты проведенного эмпирического исследования соотнесены с известными данными других исследований.

Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования. Произведенный анализ методологических подходов может быть использован при исследовании иных социальных институтов, имеющих сложную многофункциональную структуру, с учетом специфики их функционирования. Результаты исследования послужат стимулом для дальнейшей разработки и совершенствования процедур и методик социологических исследований проблем института ритуально-похоронного дела. Основные материалы данной работы позволяют углубить теоретические представления об особенностях и структуре института ритуально-похоронного дела в России, направлениях его трансформации. Теоретические и методологические основания, разработанные в диссертации, и практические результаты проведенного исследования могут быть использованы в учебной и научно-методической работе студентов высших и средних учебных заведений по специальности «Похоронное дело», а также применяться в разработке учебных программ для обучения студентов высших учебных заведений по специальностям «Социология» и «Социальная работа».

Апробация работы. Замысел работы, ее промежуточные итоги и конечные результаты исследования обсуждались на кафедре социологии Саратовского государственного технического университета (СГТУ). Основные положения диссертационного исследования отражены в материалах докладов и выступлениях на научных конференциях: «Мировоззренческие и поведенческие стратегии разных возрастных групп в российском обществе» (Саратов, 2010), «Инновационные проблемы современного цивилизационного развития» (Саратов, 2010), «Социально-гуманитарные проблемы общества эпохи кризиса» (Саратов, 2009), «Смерть и смертные люди» (Москва, 2009), «Стратегии и идеалы современного общественного развития» (Саратов, 2008), «Личность в современном обществе: визуальная репрезентация» (Саратов, 2007), «Перспективы общественного развития в эпоху столкновения цивилизаций» (Саратов, 2007).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ, в том числе 5 по списку ВАК, общим объемом 6,6 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Теоретико-методологические основания исследования института ритуально-похоронного дела

С рождения до смерти индивид вовлечен в социальный мир и осваивает его благодаря взаимодействию с другими. Социальные контакты являются жизненно необходимыми, и большая часть активности субъекта проходит в социальной и коммуникативной среде. С этой точки зрения институт ритуально-похоронного дела предстает как завершающий процесс коммуникации в системе жизнеосуществления индивида. Ритуально- похоропные практики агрегируют социальные традиции, установки и шаблоны, отражающие уровень развития общественной системы.

В контексте данной работы необходимо, опираясь на широкий социологический опыт, проанализировать содержательное наполнение понятия социального института, что позволит сконцентрироваться на определении структуры, функции и специфики института ритуально-похоронного дела в. современной России.

В социологии существуют различные теоретические подходы к исследованию социального института. Среди них, в первую очередь, заслуживает внимания институциальный анализ, проведенный основателями социологической теории О. Контом и Г. Спенсером в рамках функционального подхода. Несмотря на отсутствие в их работах четкого определения понятия социального института, тем не менее они рассматривали социальную жизнь через призму особых форм социальной организации, названных в дальнейшем социальными институтами .

О. Конт исследовал институты семьи, церкви, государства, кооперации с точки зрения включения их в социальную жизнь и выполняемых ими функций, рассматривая данные институты в качестве первичных структурных элементов общества. Изучая социальную систему в статике, он полагал, что анализ функциональных характеристик института, как и любого социального явления, предполагает выявление и описание его природы, структурной сущности, закономерностей и способов взаимодействия с другими институтами.

Положительный метод О. Конта в институциальном анализе социальных институтов и их функций нашел свое продолжение и развитие в трудах Г. Спенсера, который, не дав четкого определения понятию социального института, тем не менее способствовал его распространению в социологической науке. В трактовке Г. Спенсера социальный институт — это, прежде всего, «механизмы самоорганизации совместной жизни людей» . Он полагал, что совокупность социальных институтов и существующие между ними функциональные связи определяют строение общества. Г. Спенсер отождествлял общество с высокоразвитыми биологическими системами и видел причины возникновения институтов в росте численности популяции. Главной задачей социологии он считал изучение взаимодействия социальных институтов, выполняющих функции регулирования социальных процессов и обеспечивающих нормальное функционирование общественного организма.

В рамках своей «организмической теории» Г. Спенсер одним из первых проанализировал и описал основные социальные институты: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный и домашний (семейный) . В основе данной типологии лежит выделение главной функции, присущей любому институту, - функции контроля и регулирования социальных явлений и процессов для сохранения их стабильности и поддержания равновесия между ними\

Следует отметить, что Г. Спенсер отдавал предпочтение социальным институтам, имеющим более древнюю историю, а именно церемониальным институтам, которые выполняют функции контроля более эффективно. Церемонии осуществляют регулирование общения, символизируя социальное положение индивидуумов, вступающих во взаимоотношения, и культивируют субординацию .

Также особого внимания заслуживает двойственный подход Г. Спенсера к анализу социальных институтов, заключающийся, с одной стороны, в необходимости исследования генезиса института, а с другой - в установлении его функциональных связей на исследуемом этапе. Для нашей работы представляется важным, что главные задачи социальных институтов О. Конт и Г. Спенсер видели в регулировании социальных процессов и обеспечении нормального функционирования общества.

Социологическая рефлексия генезиса института ритуально- похоронного дела

В конце 80-х — начале 90-х годов XX века кризис в социально- экономической и политической сферах жизни российского общества способствовал появлению разрушительных тенденций в ритуально-похоронной отрасли. Ненадлежащий контроль государства за деятельностью субъектов похоронного дела, отсутствие соответствующей требованиям времени нормативной базы, низкий уровень обслуживания и неудовлетворительная работа похоронных предприятий свидетельствовали о необходимости качественных преобразований ритуально-похоронной сферы.

Со сменой экономических и политических приоритетов в России и интенсивным ростом сферы услуг, который объясняется повышением благосостояния населения, изменением структуры потребления, усложнением социально-демографических процессов и общим улучшением качества жизни, институт ритуально-похоронного дела вступил в новую стадию развития.

Для выявления содержательных изменений института ритуально- похоронного дела и основных направлений его развития на современном этапе нами было проведено социологическое исследование. Сбор и анализ материала проводился по методике «двойной рефлексии» , с помощью неструктурированного неформализованного интервью. Нами была применена целевая выборка (преднамеренно выбирались люди, представляющие информационно значимые случаи, о которых имелись предварительные сведения). Социологическое исследование было проведено в 2007-2010 гг. в г. Саратове и Балакове Саратовской области и включало 46 глубинных интервью.

Количество респондентов обусловлено насыщением кодировочных категорий (интервью с новыми респондентами не давали нового понимания для раскрытия темы), а также целями и задачами исследования. Стратегия исследования предполагала интерпретацию событий и фактов так, как они инициировались или осознавались субъектом социального действия . В процессе вербальной коммуникации мы старались минимизировать «эффект смысловых ножниц» и «семиотический вакуум», вызванный несовпадением фокусов речи , а при транскрипции сохранить особенности «естественного словаря» респондентов .

Социологическое исследование состояло из двух этапов. На первом этапе исследования ставилась задача изучить организацию ритуально-похоронного дела с позиции экспертов, в качестве которых выступали директора и агенты похоронных служб, сотрудники кладбищ, работники, занятые в сфере производства предметов похоронного назначения (16 человек), председатели профсоюзов крупных организаций (3 человека) и священнослужители (3 человека). Вопросы, задаваемые экспертам, прежде всего, были направлены на изучение организационно-структурных характеристик института ритуально- похоронного дела на современном этапе; исследование инновационных технологий в похоронной отрасли; определение роли религиозных организаций в сфере похоронного обслуживании населения, а также на выявление проблем, связанных с развитием ритуально-похоронного дела. На втором этапе исследования ставилась задача определить точку зрения потребителей услуг в отношении качества ритуально-похоронного обслуживания: На данном этапе исследования были опрошены 24 респондента. Вопросы, задаваемые потребителям услуг, были направлены на выявление трудностей, с которыми они сталкивались при организации похорон, изучение их оценок в отношении новых форм и методов обслуживания, новых ритуально-похоронных услуг и аксессуаров, а также определения отношения потребителей услуг к деятельности религиозных организаций в сфере похоронного дела (Приложения 3, 4).

В результате проведенного исследования можно выделить следующие тенденции развития ритуально-похоронного дела на современном этапе: о структурные изменения института ритуально-похоронного дела; в профессионализация ритуально-похоронного дела; о обострение конкуренции в похоронной сфере; в активное включение церкви в сферу похоронного обслуживания; в усиление стратифицирующего эффекта в ритуально-похоронном деле. Структурные изменения института ритуально-похоронного дела. В советский период сфера ритуально-похоронного дела отличалась высокой степенью государственного монополизма. Организацией похорон, содержанием кладбищ, производством похоронных принадлежностей и памятников занимались специализированные государственные организации и предприятия. Блокирование конкуренции и частной инициативы не давало возможности развиваться этой сфере услуг. В начале 90-х годов XX века похоронное обслуживание в г. Саратове фактически осуществлялось единственным муниципальным похоронным предприятием «Ритуал», в хозяйственном ведении которого находились все кладбища. В результате этого похоронное обслуживание не отвечало современным требованиям. Предприятие не справлялось с «потоком умерших», их родственникам приходилось «отстаивать очереди» и приобретать похоронную продукцию «по блату», что рассматривалось как нормальный и естественный выход из данной ситуации. Кроме того, в конце 80-х годов появился дефицит ритуальной атрибутики, а предприятия похоронного обслуживания были не в состоянии обеспечить предоставление всех необходимых услуг по организации и проведению похорон. Большинство экспертов на вопрос о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться потребителям услуг при организации похорон, отвечали следующее: «Тогда все было в дефиците, люди в очереди стояли, чтоб венки одни купить. Один только «Ритуал» работал. Это было единственное предприятие в г. Саратове, которое этим занималось, да и в каждом городе так. Кто как мог, так и хоронил» (агент похоронного агентства, г. Саратов, 22.10.2007); «Я в советские времена хоронил свою тетушку. Мне пришлось в выходной день искать лес, гробовщика, чтобы он сделал гроб, чтобы мне было куда человека положить. А какой дефицит был. Венки делали из бумаги и парафина, скручивали, красили, макали — получалось убожество. Они уже через Л1есяц выцветали, становились безобразными. Их складывали в кучу, бумагу сжигали, а каркас использовали дальше, и все шло своим чередом» (директор похоронного агентства, г. Балаково, 02.07.2007).

Тенденции развития института ритуально-похоронного дела

Помимо перечисленных услуг, связанных непосредственно с погребением умершего, организацией поминального обеда и уходом за местом захоронения, в ритуалыю-похоронной сфере активно внедряется практика предоставления комплекса организационных услуг, таких как предоставление «сервисных захоронений», производимых на специально подготовленных участках кладбища, оформление семейно-родовых захоронений, обеспечение гостиницей и питанием людей, приехавших на похороны из других мест проживания, и обратным билетом на поезд или автобус, консультационные, юридические и информационные услуги. Кроме этого, учитывая специфику ситуации, людям, пришедшим проститься с умершим, может быть предложена помощь профессиональных психологов. Таким образом, новые комплексы похоронных практик направлены уже не только на удовлетворение похоронных, обрядовых и мемориальных потребностей потребителей, но и на их эмоциональное состояние, преодоление стресса, связанного с переживаниями по поводу смерти близких людей, и общее повышение качества жизни.

«Потребности растут, но растет и возлюжность угодить любым клиентам. Сегодня рынок заставляет нас внедрять новые виды услуг, чтобы удовлетворить любые потребности. Вот, например, наша новая услуга — полностью благоустроенная могила. Сюда входит копка и оформление могилы, посев газона, цветов. Также имеется надгробье... Все, что останется сделать, вписать имя умершего. В очереди за этой услугой пока не стоят, но на каждую услугу всегда есть свой клиент» (директор похоронного агентства, г. Саратов, 28.08.2009).

Учитывая уровень благосостояния потребителей услуг и особенности различных социальных групп, похоронные агентства сегодня ориентированы как на высокообеспеченных клиентов, средний класс, так и на малоимущие слои населения. Так, для малообеспеченных клиентов предусмотрен стандартный, минимальный пакет услуг и недорогая похоронная продукция. Для клиентов со средним достатком предлагается расширенный пакет услуг, в который могут входить услуги организатора похорон, оркестра или музыкантов, комфортабельных катафалков, оформление родовых, семейных и «сервисных» захоронений, а также предоставление похоронной продукции повышенного качества. Для V1P - клиентов, то есть потребителей с высоким уровнем доходов, могут быть предложены «премиум» услуги и продукция высокого качества, ориентированная на индивидуальные заказы: гробы из цельных пород дерева, оснащенные подсветкой, кондиционером, встроенной стереомузыкальной системой, одежда для покойника от лучших дизайнеров, работающих в похоронной сфере, эксклюзивные модели венков и корзин из живых и искусственных цветов и многое другое.

«В нашей фирме есть ассортимент, рассчитанный на различные слои населения. Для состоятельных граждан мы можем предложить элитные гробы, не обитые тканью, а выполненные из дерева, красивые венки из живых и искусственных цветов, легковые катафалки, учтем их любые пожелания. Для малоимущих слоев населения мы предлагаем продутою попроще» (директор похоронного агентства, г. Саратов, 04.02.2008).

«Мы предлагаем большой выбор похоронной продукции: любые гробы, венки, надгробья из мрамора, гранита, кресты — да все, что пожелаешь. Продукция, которую мы предлагаем самой разной цены: от дешевой до достаточно дорогой. Вот недавно мы продали гроб стоимостью 50000рублей. Сами видите — цена не маленькая» (директор похоронного агентства, г. Саратов, 14.11.2008).

Потребители услуг также отмечают расширенный ассортимент и спектр ритуально-похоронных услуг:

«Сейчас только деньги плати, тебе все сделают и даже поминки организуют. Причем предложат на выбор или постное, или обычное меню. Раныие этого не было» (жен., 59 лет, г. Балаково, 14.03.2008).

«Я благодарна, что сейчас появились похоронные службы. Они многие проблемы людям снимают, это очень удобно. Я вот недавно хоронила брата мужа. Обратилась в агентство. Меня встретили, все показали. И чего там только нет: какие хочешь гробы, венки, памятники, церковные принадлежности, одежда. Подобрали все необходимое. Мы обговорили с агентом все детали: там бригада, автобус, катафалк... Я потом спрашиваю, а мне надо вот ехать в ЗАГС получать свидетельство о смерти, а она мне говорит, если хотите, не очень велика плата, агент съездит. Вы привезите нам паспорт покойного и заключение, остальное мы все сами сделаем. На могилку они сами съездили, свидетельство о смерти оформили, я только заплатила деньги» (жен., 47 лет, г. Балаково, 24.11.2008).

Помимо ценового фактора, сегментация ритуально-похоронных услуг, может осуществляться на основе религиозных, национальных, тендерных различий, интересов любых возрастных аудиторий.

«У нас продукция на любой вкус. Для атеистов мы подберем соответствующую продукцию и проведем обряд без религиозной символики. Для верующих, православных есть соответствующие гробы, покровы, любая религиозная атрибутика. Цыгане предпочитают все богатое, броское, вычурное — для них у нас тоже есть подходящий товар. Армяне предпочитают более западную на вид продукцию, например, полированные деревянные гробы, не обтянутые тканью. Есть в продаже детские гробики, одежда как для мужчин, так и для женщин» (директор похоронного агентства, г. Саратов, 27.11.2008).

Похожие диссертации на Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте