Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования этносоциальных процессов 16
1.1. Теоретико-концептуальные подходы 16
1.2. Методологические и методические основы исследования 35
Глава 2. Современные этносоциальные процессы в Бурятии 53
2.1. Социально-экономические условия жизнедеятельности населения региона и тенденции этнодемографических процессов 53
2.2. Тенденции этнокультурных процессов в регионе 71
2.3. Межэтнические отношения в регионе 90
Заключение 107
Библиография 112
Приложения
- Теоретико-концептуальные подходы
- Методологические и методические основы исследования
- Социально-экономические условия жизнедеятельности населения региона и тенденции этнодемографических процессов
Введение к работе
Актуальность исследования. Конец XX века характеризуется ростом этнического самосознания, всплеском национальных движений, обострением этнополитической ситуации во многих странах мира. Наряду с процессами глобализации, сближения по пути создания единой человеческой общности наблюдается стремление народов к сохранению этнонациональной самобытности.
Этническое возрождение в российском обществе характеризуется тесным взаимовлиянием и взаимодействием этнического и этатистского принципов организации социального пространства; этноспецифические и этнорегиональные проблемы определяют характер и содержание общероссийских проблем. Именно поэтому важно научно сформулировать взаимозависимость социально-экономических, политических, этнических, социокультурных процессов и специфику их протекания в отдельном регионе. Геополитическое положение России, особенности данного периода жизнедеятельности российского социума, этнический состав населения, а также тенденции мирового общественного развития определяют социальную значимость исследований этносоциальных процессов. В условиях трансформации российского общества исследование этносоциальных процессов в регионах становится актуальной проблемой.
В переходные периоды, как известно, происходят интенсивные процессы переоценки и осмысления социальных приоритетов и социальных позиций. В постсоветский период, во время формирования новых ценностей и социальных ориентиров, этнические ценности, символы и способы социального взаимодействия стали основанием как для этнической консолидации и социальной активности населения, так и для этносепаратизма и экстремизма.
В трансформационный период особенно привлекает внимание опыт довольно длительного совместного проживания народов на одной территории, обусловленный территориально-географическими и историческими факторами. Поэтому исследование этносоциальных процессов в Бурятии является своевременным в связи с необходимостью комплексного теоретического осмысления новых социальных явлений и решения проблем прикладного характера.
Состояние научной разработанности проблемы. В науке сложилось несколько направлений изучения этносоциальных проблем. Этносоциальные процессы исследуются учеными в социально-философском, социологическом, этнологическом, этнодемографическом, политологическом, социокультурном и социально-психологическом аспектах.
Исследования, посвященные социально-философским аспектам этносоциальных процессов, включают работы общетеоретического плана: В.Г. Бабакова [14], Ю.В. Бромлея [27, 28, 29], М.Н. Губогло [42, 43, 44], М.С. Джунусова [50], В.В Мархинина [92], В.А. Тишкова [152, 153, 154], Н.Н. Чебоксарова [169] и др. Социально-философские аспекты исследования отражены и в работах ученых Бурятии: В.И. Антонова [6], В.И. Затеева [62, 63, 64, 65], В.В. Мантатова [90, 91] и др.
Социальные аспекты развития и функционирования этнических общностей рассматриваются в трудах таких исследователей, как Ю.В. Арутюнян [10, 11, 12], В.А. Бойко [25], Л.М Дробижева [10, 11], А.И. Куропятник [84, 85], Г.В. Старовойтова [147, 148], А.А. Сусоколов [10, 11] и др. В Бурятии данный аспект исследований характерен для работ Д.Д. Мангатаевой [88, 89], Е.В. Петровой [ИЗ]. Проблемам этносоциальной структуры населения региона посвящены работы А.В. Бильтриковой [22], А.А. Буркиной и И.И. Осинского [35], Ю.Б. Рандалова [123], В.И. Затеева и Б.В. Хараева [69], Ц.Ц. Чойропова и др. Этнические аспекты взаимодействия природы и общества анализируются в работах Будаевой Ц.Б. и Дармахеевой О.П. [30, 31].
Этническим интересам и формам самоорганизации посвящены работы Р.Г. Абдулатипова [2, 3], А.Р. Аклаева [51], В.А. Бойко [116], Л.М. Дробижевой [51], В.В. Коротеева [51], Ю.В. Попкова [116], Солдатовой Г.У. [51], Ж.Т. Тощенко [155] и др.
Этнологическим аспектам исследований этносоциальных процессов посвящены работы Л.Н. Гумилева [45], Н.Г. Скворцова [134, 135, 136], а также Л.Л. Абаевой [1], С.Д. Батомункуева [18], В.В. Беликова [20], Н.П. Егунова [53], Н.Э. Елаевой [54], Т.М. Михайлова [94, 95, 96, 97], Д.Д. Нимаева [104], Т.Д. Скрынниковой [133] и др.
Этнодемографические проблемы анализируются в работах В.В. Беликова [20], В.И. Козлова [81], О.Е. Казьминой и П.И. Пучкова [75], Б.С. Санжиева [129], B.C. Ханхараева [162], В.И. Затеева и Б.В. Хараева [69] и др.
Этнопсихологические аспекты этносоциальных процессов рассматриваются в работах А.О. Бороноева и П.И. Смирнова [26], Е.П. Белинской [21], И.С. Кона [82], З.В. Сикевич [132, 133], Г.У. Солдатовой [51, 138], Т.Г. Стефаненко [21], А.Д. Карнышева [78] и др.
Этнокультурные и социокультурные аспекты исследуются С.А. Арутюновым [9], Н.Л. Жуковской, С.Г. Ларченко [86], СП. Ереминым [86], СВ. Лурье [87], В.В. Мархининым [93], И.В. Удаловой [93], Н.С. Бабушкиной [15], И.Г. Балхановым [17], В.Х. Харнахоевым и Т.Г. Харнахоевой [145, 164], В.Б. Цыбикжаповым [167] и др.
Межэтнические отношения и межэтнические конфликты анализируются в работах А.В. Авксентьева [4], В.В. Амелина [7, 8], А.Г. Здравомыслова [70, 71], А.Д. Карнышева [78], В.Д. Михайлова, А.Н. Постникова [117] и др.
Исследование этносоциальных процессов в регионах нашей страны было начато в 1960-1970-е годы в связи с осознанием потребности в социологических знаниях, отражающих реальную ситуацию.
Практически все республики Советского Союза были полиэтническими, и исследование социальных изменений в стране предполагало анализ изменений, происходивших в жизни народов. На Западе в те годы этнологией современности, изучением социально значимых проблем современных народов, межэтнических отношений занимались именно социологи [11].
В 1960-х годах в СССР был проведен ряд этносоциологических исследований в Прибалтике, Узбекистане, Грузии. Изучался процесс интернационализации быта и культуры населения, интернациональное воспитание молодежи, межнациональные контакты на крупных промышленных предприятиях, межнациональные браки. Затем под руководством Ю.В. Арутюняна и О.И. Шкаратана (сектор конкретных социологических исследований Института этнографии АН СССР) провели исследования городского и сельского населения Татарской АССР. Материалы исследования легли в основу монографии «Социальное и национальное» [142].
В 1970-1980-х годах отделом этносоциологии Института этнографии в столицах Эстонии, Грузии, Узбекистана, Молдавии, России проводились исследования по программе «Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций в СССР». Результаты исследования изложены в коллективной монографии «Социально-культурный облик советских наций» [144]. Одной из характерных черт исследования было изучение социальных групп в широком этнокультурном контексте. В ходе исследований был зафиксирован процесс довольно быстрого роста социального потенциала у титульных этносов. Если к 1960-м годам только эстонцы, армяне и грузины имели сходные с русскими показатели социального состава населения, занятого умственным трудом, то к концу 1980-х годов уже половина титульных этносов союзных республик имели такие же показатели. Материалы переписей и этносоциологических исследований выявили и другой важный процесс: различия между народами по доле населения, занятого умственным трудом, в городской и сельской средах становятся несущественными.
В связи с новой этнополитической ситуацией в республиках Российской Федерации в 1990-е годы под руководством М.Н. Губогло исследовались этноязыковые процессы, так как сужение сферы использования языков может выступать фактором этнополитической конфликтности [176]. Исследования этноязыковых процессов проводились и ранее [42], что позволяло сравнивать результаты. Проблемы этнических групп в полиэтничных городах рассмотрены в работах Г.В. Старовойтовой [147, 148], P.P. Галлямова [38] и др.
Одним из основных направлений исследований в 1990-е годы стало изучение межэтнических конфликтов. Опираясь на классические работы западных конфликтологов, А.Г. Здравомыслов, Л.М. Дробижева, В.И. Тишков и др. предприняли попытки сформулировать концепцию конфликта применительно к постсоветскому пространству. Центром социологии межнациональных отношений ИСПИ РАН в 1990-е проводились исследования под руководством В.Н. Иванова по ряду регионов России, особенно по Северному Кавказу и некоторым республикам Поволжья. Итоги исследований опубликованы в 1996 г. в книгах «Социология межнациональных отношений в цифрах» и «Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах». При оценке причин межэтнической конфликтности учеными рассматриваются как структурно-функциональные факторы и поведенческие теории, так и феномен власти.
В связи с распадом СССР актуальным стало изучение русских в государствах ближнего зарубежья и в регионах России. Одними из первых о проблемах русского этноса написали петербургские ученые А.О. Бороноев и П.И.Смирнов. В их работе «Россия и русские: характер народа и судьбы страны» проведен этнопсихологический анализ ценностей русского народа, на основе анализа национального духа рассматривается динамика развития страны. Почти одновременно с указанной выше работой вышла в свет коллективная монография авторов Института этнологии и антропологии РАН «Русские: этносоциологические очерки», в которой исследованы этносоциальные особенности русского народа. Изучением этнического самосознания русских в Санкт-Петербурге занимается группа под руководством З.В. Сикевич. В Сибири проблемы русского этноса исследуются В.В. Мархининым и др., в Бурятии - В.И.Затеевым.
Исследование этносоциальных процессов в Бурятии было начато в 1950-е годы М.О. Могордоевым. Конечно, изучение населения Байкальского региона проводилось и ранее такими учеными как Петри Б.Э., Радлов В.В., Грумм-Гржимайло Г.Е. и т.д., но это были этнографические и исторические работы. В коллективном труде М.О. Могордоева и Д.Ш. Гомбоева «Переход бурят от кочевья к оседлости» (1972) была предпринята попытка показать сложный процесс изменения образа жизни бурят в результате общественных преобразований, в первую очередь - коллективизации сельского хозяйства. В.И. Затеев в монографии «Формирование и расцвет бурятской социалистической нации» (1961) процесс этнической консолидации бурят связывает с модернизационными процессами в обществе. По мнению автора, бурятская народность стала нацией на базе социальных условий, появившихся в советское время. Следует отметить, что ученые в своих исследованиях придерживались марксистско-ленинской методологии, господствовавшей в отечественной науке. Их подход к исследованию этносоциальных процессов следует отнести к эволюционно-историческому.
В последующие годы В.И. Затеев плодотворно занимается разработкой проблемы национальных отношений. На основе существовавшей концепции наций он анализирует национальные отношения и показывает успешность решения национальных проблем в советский период. Изучением социально-классовой структуры наций занимался И.И. Осинский. Ометим, что в основном внимание уделялось процессам интернационализации общественной жизни. Результаты исследования были опубликованы в виде монографий, статей.
В 1960-1970-е годы вследствие некоторого ослабления идеологического пресса увеличивается количество этносоциологических работ. В первую очередь следует отметить исследования социальной структуры бурятского населения, проведенные Рандаловым Ю.Б. Жалсараев А.Д. занимался исследованием национального самосознания подростков в национально-смешанных семьях, появившихся в результате изменения этнического состава населения. Лубсанова А.Д. заинтересовали проблемы конкретно-социологического исследования духовных процессов в Бурятии. Бадмаев А.Р. проводит социолого-лингвистическое обследование сельского населения Бурятии для анализа языковой ситуации у бурят.
В 1980-е годы возросший в обществе интерес к проблемам интеллигенции стимулирует исследования И.И. Осинского. Выходят в свет его монографии, посвященные формированию национальной интеллигенции в Сибири в советский период. Автор обосновывает историческую необходимость данного процесса, исследует роль этой социальной группы в советском обществе, тенденции и пути изменения демографического, профессионального и поселенческого состава интеллигенции. Проблемы интеллигенции активно исследуются и в 1990-е годы, о чем свидетельствуют коллективные монографии А.А. Буркиной и И.И. Осинского «Бурятская национальная интеллигенция: воспроизводство, структура, самочувствие», В.В.Затеева и И.И. Осинского «Студенты 90-х: социальные и нравственные основы жизнедеятельности», а также диссертационное исследование А.В. Бильтриковой «Бурятская национальная интеллигенция на современном этапе».
Для исследования национальных проблем в условиях трансформации российского общества в 1990-е годы под руководством А.Д. Карнышева в Бурятии был проведен социологический опрос населения. Исследователи пришли к выводу о том, что межнациональные взаимоотношения не являются конфликтными, а скорее доброжелательны [78]. Несколько лет спустя Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН был проведен опрос руководителей и активистов этнодисперсных групп Бурятии (евреев, поляков, корейцев и немцев). Результаты исследования подтвердили, что межнациональные взаимоотношения не являются конфликтными, но было выявлено наличие некоторой настороженности со стороны нерусского населения республики. В целом ситуация определена как относительно стабильная [106].
Анализу социально-философских проблем национальной политики посвящена работа Постникова А.Н. [117]. Под руководством В.И. Затеева, Ю.Б. Рандалова, И.И. Осинского и др. продолжается разработка вопросов национальных отношений и процессов. Отметим диссертационные иследования Б.Ц. Жамбаева [58] и Б.В. Хараева [163]. Социальные аспекты проблемы билингвизма нашли отражение в работах И.Г. Балханова [17] и Н.С. Бабушкиной [15].
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме этнической идентичности и национального самосознания. Диссертационные исследования Серебряковой Ю.С. [131] и Аюшеевой А.Б. [13] посвящены философскому осмыслению этого феномена. Профессор Антонов В.И. также активно занимается исследованием этносоциальных проблем: межнациональных отношений, идентичности, языкового общения. После работы в Германии ученого заинтересовали вопросы идентификации восточных и западных бурят, восточных и западных немцев. Исторические сведения об этнодисперсных группах региона собраны Голубевым Е.А. и др. в сборниках «Немцы Бурятии» и «Поляки в Бурятии».
Исследованием процессов социальной стратификации современного общества в Бурятии занимаются Рандалов Ю.Б., Чойропов Ц.Ц. Под их руководством были проведены социологические исследования, результаты которых отражены в публикациях и научных отчетах. Исследованием проблем занятости (в том числе молодежи) в регионе в условях трансформации российского общества успешно занимается Чукреев П.А.[170]. Данилова З.А. исследует процессы дезадаптации в современном обществе [48].
Необходимость перехода к новому типу социального развития, предполагающему сохранение окружающей среды и создание условий для удовлетворения разумных потребностей не только нынешнего поколения, но и последующих (Конференция ООН, Рио-де-Жанейро, 1992г.) обусловила интерес исследователей Бурятии к этноэкологическим аспектам социальных процессов. Мангатаева Д.Д. занимается проблемой этнического возрождения эвенков Бурятии, тесно связанной с возрождением традиционного природопользования. Этнические аспекты взаимодействия природы и общества отражены и в работах Будаевой Ц.Б. Под руководством Мантатова В.В. проводятся исследования социокультурных аспектов устойчивого развития Байкальского региона (как мировой модельной территории).
В последнее десятилетие различные аспекты этносоциальных проблем активно и успешно изучаются учеными. Кроме центральных исследовательских центров плодотворно работают и региональные: НИИ регионологии Мордовского государственного университета под руководством Сухарева А.И. [79, 149], кафедра философии Ставропольского государственного университета под руководством Авксентьева А.В. [4, 56], институт философии и права ОИИ ФиФ СО РАН под руководством Попкова Ю.В.[174], Институт монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН под руководством Базарова Б.В. [103, 106, 113, 120] и др. Однако, комплексный социологический анализ современных региональных этносоциальных процессов в Бурятии еще не был предметом диссертационного исследования, что позволяет надеяться на своевременность данной работы.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в анализе этносоциальных процессов в 1990-е годы на материалах Бурятии, в выявлении основных тенденций развития этнических общностей региона. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: определения основных теоретико-концептуальных подходов к исследованию этносоциальных процессов; обобщения методологии и методики исследования этносоциальных процессов; рассмотрения социально-экономических условий жизнедеятельности населения региона и их влияния на тенденции этнодемографических процессов в регионе; выявления тенденций этнокультурных процессов в регионе; определения состояния межнациональных отношений в Бурятии.
Объектом исследования являются этносы и этнические группы региона: буряты, русские, эвенки, сойоты, украинцы, белорусы, татары, евреи. Выбор именно этих этнических общностей обусловлен тем, что буряты и русские, составляя большинство населения, являются титульными этносами; эвенки и сойоты относятся к этническим меньшинствам республики и автохтонам территории региона; украинцы, белорусы и татары - наиболее многочисленные этнические группы Бурятии по результатам переписи 1989 года; евреи рассматриваются как этническая группа, имеющая свое государственное образование за пределами России.
Предмет исследования - социальные изменения в этнических ( общностях региона в постсоветский период.
Методология исследования опирается на системную, структурно-функциональную и интегральную парадигмы. Основным методом исследования избран системный анализ с применением количественных методов сбора и обработки информации: анкетного опроса и анализа официальных документов. Наряду с ними использован качественный метод биографического интервью.
Положения работы основываются на социологических теориях Т. Парсонса, П. Сорокина, П. Штомпки, П. Бурдье, Э. Гидденса, этносоциологических теориях Арутюнова С.А., Чебоксарова Н.Н. и других.
Этнос и этносоциальные процессы рассматриваются не только с позиций системного, структурно-функционального подходов, но и с позиций несистемного, интегрального подхода.
Эмпирической базой исследования послужили материалы социологического обследования, проведенного автором весной 1999 года в восьми районах республики и г. Улан-Удэ. Автор чрезвычайно благодарен тем людям, которые, не жалея личного времени, помогали в организации и проведении исследования: научному сотруднику БНЦ СО РАН Бадмаевой Л.В., аспиранту Бурятского государственного университета Найканчиной А.П., преподавателю Бурятского государственного университета Цыденовой Т.Б., а также руководителям национально-культурных центров.
В качестве непосредственных источников исследования были использованы работы отечественных и зарубежных исследователей по этносоциальным проблемам, а также материалы Всесоюзных переписей населения, статистические сборники Госкомстата РФ и РБ, данные ОВИР МВД РБ, миграционной службы РБ, материалы местной прессы по этнонациональным проблемам, программные документы центральных и местных властей по национальному вопросу.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение предлагаемой диссертации определяется тем, что проблемы, исследуемые автором, могут быть использованы как методологические ориентации в дальнейшей разработке теории этносоциальных процессов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы: в практике преподавания этносоциологии с целью углубленного изучения проблем национальных отношений в России в вузах и средних специальных учебных заведениях; при разработке национальной и культурной политики в Бурятии; « при формировании региональных программ по социальной защите населения (в том числе этнических меньшинств).
Научная новизна исследования. Новизну полученных результатов диссертант видит в том, что в научный оборот введен новый эмпирический материал, на основе которого: указаны возможности применения как системного, так и несистемного подходов, количественной и качественной стратегий при исследовании этносоциальных процессов; установлена взаимосвязь социально-экономических условий жизнедеятельности населения региона с режимом естественного воспроизводства. В Бурятии из-за роста смертности и снижения рождаемости происходит депопуляция населения, причем в большей степени русского и эвенкийского. У русских депопуляция связана с постарением населения и социальными проблемами. У эвенков - с изменением традиционного образа жизни, ассимиляцией и социальными проблемами переходного периода; определена различная степень консолидации этнических групп региона, предполагающая наличие нескольких тенденций в этносоциальном пространстве региона. Возрождение различных форм этнокультурного бытия, рост самосознания характерны для таких этносов, как сойоты, эвенки, буряты, в некоторой степени - татары. Для русских этническая консолидация не так актуальна, как для вышеперечисленных групп. Белорусы, украинцы и евреи стремятся к интеграции с русскими больше, чем к интеграции в границах группы; показаны особенности идентификации представителей различных этнических групп. В основном для населения Бурятии гражданская идентичность важнее этнической. Русские, белорусы, евреи идентифицируют себя с россиянами. Буряты, эвенки, татары считают себя в большей степени гражданами Бурятии. Сойоты и украинцы не отдают предпочтения ни российской, ни региональной идентичности (для них они равноценны); выявлены особенности менталитета и социокультурной ориентации населения региона. Преобладает патерналистский тип ментальности, заключающийся в ожидании помощи от государства при решении проблем. В целом для большей части населения характерны установки на «почвенничество», а не на «западничество»; проанализировано состояние межнациональных отношений в республике и сформулирован вывод о наличии некоторой напряженности, вызванной трансформационными процессами, но не влияющей существенным образом на стабильность ситуации в регионе.
Апробация работы. Работа была обсуждена на заседании кафедры социологии и политологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета, а также на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета и рекомендована к защите.
Основные теоретические положения и результаты социологического исследования были доложены и обсуждены на ежегодной научной конференции ВСГТУ в 1999 г., 2000 г., на ежегодной научной конференции студентов и аспирантов МГУ «Ломоносов - 98» в 1998 г., а также на международной научно-практической конференции «Национальное, социальное и экономическое развитие Байкальской Азии» (15-16 сентября 1999 г.). Автором получен грант Правительства Республики Бурятия для молодых ученых в 2000 г.
По теме исследования опубликованы следующие работы:
Проблемы управления этносоциальным развитием региона // Народы Центральной Азии на пороге XXI века: Тезисы международной научно-практической конференции (26-27 октября 1998 г.) - Улан-Удэ, 1998.-С. 6-7.
Развитие социальной инфраструктуры как условие жизнедеятельности в регионе // Сборник молодых ученых. Вып. 1 ВСГТУ -Улан-Удэ, 1998.-С. 8-13.
Социальные аспекты этнодемографических процессов в Бурятии // Сборник научных трудов ВСГТУ. Серия: Общественные науки. Вып. 5 -Улан-Удэ, 1999.-С. 79-86.
Состояние национального самосознания этнических общностей Бурятии: по материалам социологического исследования //Национальное, социальное и экономическое развитие Байкальской Азии (в печати)
5. Межэтнические отношения в Бурятии (по материалам социологического исследования) // Сборник научных трудов ВСГТУ. Серия: Общественные науки. Вып. 6 - Улан-Удэ, 2000.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Теоретико-концептуальные подходы
Современные этносоциальные процессы чрезвычайно многообразны, противоречивы и динамичны, для их анализа необходим учет различных теорий, концепций, подходов. С точки зрения методологии исследования этносоциальных процессов большой интерес представляет, на наш взгляд, системный подход. В рамках системного подхода этнос имеет общие характеристики социальной системы, принятые в науке со времен Т. Парсонса:
- во-первых, любая система стремится к самосохранению и развитию, ведет себя не пассивно, а стремится реализовать те или иные свои потенции, максимизировать свой статус в динамике отношений с другими системами, то есть характеризуется целевыми факторами, целевой функцией;
- во-вторых, каждая система сама является частью более широкого целого, существует в окружении других систем, во взаимодействии с ними и вынуждена приспосабливаться к окружающей среде, то есть характеризуется адаптационными факторами, адаптационной функцией;
- в-третьих, каждая система состоит из элементов или подсистем, которые взаимодействуют друг с другом, и стремится оптимальным образом интегрировать эти свои компоненты в целое, то есть характеризуется интеграционными факторами, интеграционной функцией;
- в-четвертых, каждая система возникла исторически, несет в своей структуре «генетические тенденции» (внутреннее единство сохраняется и воссоздается посредством усвоения членами системы ее норм), то есть характеризуется латентными факторами, функцией сохранения порядка.
При системном подходе под этносоциальными процессами следует понимать изменения, модификации, трансформации, происходящие в этнических общностях, приводящие к изменению их пространственных (расселения), количественных (воспроизводства), качественных (менталитета, социального самочувствия, состояния здоровья и др.) характеристик. При объяснении причин указанных изменений ученые придерживаются различных точек зрения, отражающих соответствующие методологические ориентации, связанные с поисками ответов на вопросы о природе этничности.
В теориях примордиалистского подхода развитие этносов происходит в соответствии с объективными законами развития природы или общества, не зависящими от воли и желания конкретных людей, поскольку этничность понимается как изначальная характеристика человечества, как совокупность «объективных» атрибутов и характеристик, как врожденное свойство человеческой идентичности. Выделяются два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники первого подчеркивают фактор биологического происхождения, интерпретируя этничность как «расширенную родственную группу». П. ван ден Берге писал: «С прогрессивным ростом размера человеческих обществ границы этноса становились шире, связи родства соответственно размывались. ... Однако потребность в коллективности более широкой, чем непосредственный круг родственников на основе биологического происхождения, продолжает присутствовать даже в современных массовых индустриальных обществах» [цит. по: 11, с.33]. В отечественной науке социобиологическое понимание этноса представлено концепцией Л.Н.Гумилева, продолжившего научные изыскания Широкогорова, считавшего этнос природным, биологическим феноменом. В своем фундаментальном труде «Этногенез и биосфера Земли» Л.Н.Гумилев дает достаточно много определений этноса: этнос - не зоологическая популяция, а системное явление, свойственное только человеку и проявляющее себя через социальные формы, в каждом случае оригинальные, ибо хозяйство страны всегда связано с кормящим ландшафтом, уровнем развития техники и характером производственных отношений» [45, с.223]; этнос - феномен биосферы или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго закона термодинамики [45, с. 13]; этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности [45, с. 500].
Изучив около сорока различных историй этногенеза, Гумилев пришел к выводу, что эволюция человечества обусловлена пассионарными толчками, имеющими космическое происхождение. Они происходят в периоды минимальной солнечной активности, цикл которой может варьироваться. Возникнув в момент пассионарного толчка, этнос складывается в систему со своими социальными институтами (фаза подъема). Уровень пассионарности этноса зависит от суммы индивидуальных «пассионарных полей». Пассионарность Гумилев определяет как особую энергетическую характеристику общества, «характерологическую доминанту, внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели» [45, с. 608]. Пассионарность сложившегося этноса постепенно возрастает, что выражается в стремлении творческих людей (пассионариев) достичь идеала знания, успеха, победы даже ценой жизни. Альтруизм героев не оставляет равнодушными остальных, заряжает их энергией на свершение великих дел во благо народа (акматическая фаза). В случае избытка пассионарной энергии могут возникнуть внутренние конфликты. Пассионарность снижается, происходит раскол этнического поля, что грозит распадом этноса (фаза надлома). Если этого не произошло, власть и социальные институты укрепляют свои позиции. Именно в этот период наблюдается расцвет духовной и материальной культуры (инерционная фаза). Постепенно рост коррупции, преступности, увеличение числа обывателей приводит к разложению общества (фаза обскурации). Если более пассионарные соседи не завоюют этнос, то возможно восстановление этнической системы, но ненадолго (фаза регенерации). В дальнейшем этнос вступает в фазу реликтового существования, которая может длиться довольно долго.
Теория этногенеза Л.Н. Гумилева объясняет процессы, происходящие в этнических общностях, влиянием пассионарности и рассматривает их как циклические, поскольку этнос является частью биосферы, и его развитие обусловлено, по Гумилеву, природными циклами.
Методологические и методические основы исследования
Прежде всего поясним значение употребляемого нами понятия «регион». Под «регионом» мы подразумеваем субъект Федерации. Использование слова именно в данном значении связано с особенностями и тенденциями развития федеративных отношений. Асимметричность Российской Федерации порождает целый ряд противоречивых тенденций, которые необходимо отслеживать и учитывать. Органы управления должны иметь реальную картину жизнедеятельности населения в территориальном разрезе, так как своеобразное обезличение российских регионов, представление их единой безликой массой, противостоящей центру в экономическом и политическом отношении, не способствует укреплению государства и формированию новой политической системы. Современное трактование понятия "регион" включает в себя не только физико-географические, политические, экономические и др. признаки, но и социальные, этнические элементы. Региональное исследование социума требует изучения каждого элемента в отдельности и комплексного анализа их внутренних и внешних взаимосвязей.
Исследование современных этносоциальных процессов в регионе невозможно без выявления взаимосвязи социальных, политических, культурных, психологических факторов, так как закономерности развития общества, этнической группы и личности тесно переплетаются. Мотивы поведения, социальные установки, ценностные ориентации людей могут рассматриваться как результат влияния социальной среды, в том числе этнической, на личность в процессе ее социализации и деятельности. Поведение людей может объясняться и через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Социальные процессы могут рассматриваться как результат группового, в том числе этнического, соперничества и конкуренции, а также как результат взаимодействия людей. Взаимодействие людей может быть обусловлено ролями и статусами, в том числе этническими. Можно анализировать общие условия жизни современного российского общества для различных этнических и социальных групп. При исследовании этносоциальных процессов необходимо отразить многообразие проявлений социального и этнического в их неразрывном единстве.
Выбор тех или иных методов исследования этносоциальных процессов зависит от стратегии исследования: количественной или качественной [175]. Некоторые методы используют независимо от стратегии исследования. Рассмотрим их. Во-первых, метод анализа документов. Он был успешно применен У.Томасом и Ф. Знанецким в исследовании, посвященном изучению положения польских крестьян в Польше и польских эмигрантов в Америке. Их работу (1916) принято считать первым этносоциологическим исследованием. Для описания этносоциальных явлений Томас и Знанецкий в течение ряда лет собирали личные документы поляков (переписку эмигрантов с родными, оставшимися в Польше), а также проанализировали материалы эмигрантских газет, польские архивы, документы американских социальных агентств по миграции, судебные материалы, связанные с делами эмигрантов. Использование данного метода предполагает наличие достаточного количества документов по интересующей проблеме, и во многих исследованиях наряду с ним используются другие.
Во-вторых, метод наблюдения. Классический пример использования включенного наблюдения в этносоциологических исследованиях - работа У. Уайта, опубликованная в Чикаго в 1943 г. Для изучения образа жизни итальянских эмигрантов сотрудник Гарвардского университета, выдав себя за студента, прожил в итальянском гетто три года. Научившись местным обычаям, жаргону и т.д., он был принят как свой человек, что позволило ученому изучить этнокультурные процессы, взаимоотношения эмигрантов с преступным миром, полицией, политическими группами. Достоинства этого метода изучения этносоциальных процессов неоспоримы, так как исследователь может наблюдать все события, все изменения, происходящие в группе, и выявлять скрытые от постороннего глаза причины и факторы изменений. Но чрезмерное погружение в жизнь группы может лишить исследователя объективности, трезвой оценки ситуации. На многое он может смотреть с позиций группы. К тому же из-за морально-этических соображений некоторые знания, полученные методом включенного наблюдения, нельзя сделать достоянием широкой общественности.
Метод анкетного опроса, пожалуй, наиболее часто применяемый метод в этносоциологических исследованиях. Он используется при количественной стратегии исследования. При составлении анкеты применяются как открытые, так и закрытые или полузакрытые вопросы. Открытые вопросы дают возможность свободного самовыражения на заданную тему, что имеет свои преимущества (сведения существенно полнее, ярче) и недостатки (трудность обработки данных). Закрытые вопросы позволяют строго интерпретировать ответ, сопоставлять данные в равных условиях. Но необходимо предусмотреть максимально возможные варианты ответов. Комбинация разных вопросов в исследовании повышает обоснованность и полноту информации. Применение проективных вопросов позволяет выявить ценностные ориентации, общую направленность интересов и мотивов деятельности. В отличие от "лобовых" вопросов они позволяют получить более или менее искренние ответы. В последние годы в России многие исследования проведены при помощи именно данного метода. Достоинства данного метода при изучении этносоциальных процессов заключаются в том, что анализируется достаточно большое количество различных мнений, оценок и т.д., но важно составление репрезентативной выборки. На наш взгляд, в некоторых исследованиях необходима обратно пропорциональная выборка, позволяющая учитывать интересы меньшинств.
Из качественных методов при исследовании этносоциальных процессов можно применить кейс-стади (case study - «исследование случая»), этнографические исследования, метод устной истории, метод истории семьи, метод автобиографии и т.д. [175]. Использование метода кейс-стади предполагает анализ значимости какого-либо события (или нескольких) для отдельной общности. Источниками информации служат включенные наблюдения, интервью, фото- и видеоматериалы. Специфика этого метода состоит в глубинном изучении своеобразия объекта, выводы носят сугубо локальный характер.
Социально-экономические условия жизнедеятельности населения региона и тенденции этнодемографических процессов
Анализ связей социально-экономических условий жизнедеятельности населения с тенденциями этносоциальных, этнодемографических, этнокультурных и этнополитических процессов предполагает выявление уровня и качества жизни населения региона. Экономическая ситуация в республике за прошедшее десятилетие изменяется не в лучшую сторону. Об этом свидетельствует длительный период сокращения производства. По данным Госкомстата Республики Бурятия, выпуск потребительских товаров в 1997 г. составил всего 26 % от объема их производства в 1990 г. Переход экономики на рыночные методы хозяйствования происходит в основном за счет социальной сферы. За последнее десятилетие значительно снизились качество и уровень жизни населения [101].
Важными индикаторами качества жизни являются денежные доходы и расходы населения, семейный бюджет и уровень жизни населения. Среднедушевой денежный доход на душу населения в расчете на месяц в 1996 г в Республике Бурятия составил 487 тыс. руб., когда по России составлял 764 тыс. руб. По сравнению с 1990 г. в 1996 г. отношение уровня номинальных доходов в расчете на душу населения Бурятии к среднефедеративному уровню снизилось на 38,5 % [49]. В дальнейшем положение нисколько не улучшается. В марте 1998 г. среднедушевой денежный доход в расчете на месяц в целом по России составил 877 руб., в то время как в Бурятии он равнялся 498 руб. (56,8% от уровня РФ).
За период 1993-1996 гг. в республике изменились соотношения среднедушевого денежного дохода и среднедушевого прожиточного минимума (от 183 до 110,9 %), среднего размера пенсии и прожиточного минимума (от 143 до 98,2 %), что определило нищенское существование большинства пенсионеров.
Структура денежных расходов претерпела за годы реформ серьезные изменения: растет доля потребительских расходов (63 % в 1992 до 76,2 % в 1998 г.), доля накопления сбережений и вкладов в ценных бумагах уменьшается (с 14,9 % в 1991 г. до 1,6 % в 1998 г.). Известно, что если расходы на питание составляют 50 % и более от общей суммы расходов, то это свидетельствует об очень низком уровне жизни. В 1996 г. доля расходов на питание составляла до 57,9 % в городе и до 45,7 % в селе. В рационе питания населения преобладали картофель, хлебобулочные изделия, потребление фруктов, ягод, овощей, яиц ниже рекомендованных Институтом питания РАН на 70-80 %.
По результатам социологического обследования, около 30 % всех опрошенных подчеркнули, что денежных доходов хватает только на покупку продуктов питания. Товары длительного пользования могут приобрести лишь 2,5 % опрошенных. Если рассматривать в этническом разрезе, то наблюдаются некоторые различия: ниже всех оценивают свои доходы респонденты-эвенки (у 41,2 % деньги расходуются только на покупку продуктов питания, а у 32,4 % опрошенных денег не хватает даже на продукты). Если на основе материалов социологических исследований сравнить экономическое положение эвенков Бурятии и Иркутской области [145], где они проживают в Качугском, В Казачинско-Ленском, в Катангском районах, то ситуация идентична. Авторы пишут: «Создание колхозов с введением нетрадиционных занятий, изменение порядка землепользования, реорганизация и укрупнение хозяйств, формирование сети коопзверопромхозов вызвали отчуждение эвенков от жизнеобеспечивающих ресурсов и как следствие - этническую десоциализацию и свертывание традиционного хозяйства» [145, с. 23]. Исследование выявило, что "для всех эвенков области, занятых в КПЗХ (кооперативных зверопромышленных хозяйствах), характерен низкий уровень заработной платы, ее сезонный характер, что не обеспечивает прожиточного минимума жизнедеятельности семьи" [145, с.24]. Думается, что причины низкого уровня доходов эвенков, проживающих в соседних регионах, одни и те же и связаны к тому же с проблемами адаптации к новым условиям рыночных отношений [48]. Примерно одинаково оценивают уровень своих доходов респонденты-буряты и респонденты-русские (34,6 % и 35,5 % вынуждены покупать только продукты питания, 13,5 % и 16,6 % испытывают денежные затруднения даже при покупке продуктов питания). Примерно половина опрошенных представителей других этнических групп региона оценивают свои доходы как достаточные для покупки продуктов питания и самой необходимой одежды. Рацион питания оценивают как полноценный и ранообразный в среднем примерно 23 % опрошенных. Скудость рациона отмечали в основном респонденты-эвенки. Основная же масса респондентов считает, что питаются дешевыми и доступными продуктами, но зато употребляют их в достаточном количестве.
Денежные доходы населения, проживающего в городской и сельской местности, резко отличаются. По данным Госкомстата РБ, в 1996 г. денежные доходы в домохозяйствах (проводилось выборочное обследование домашних хозяйств и отдельных членов семьи в год) в среднем за месяц на человека составляли 238 тыс. руб (в городе - 286, в селе - 145 тыс. руб.). Низкие доходы в сельской местности можно объяснить большим числом иждивенцев. Недостаточность денежных средств компенсировалась доходами от реализации собственной сельхозпродукции. Если учесть, что большинство эвенков проживают в сельской местности, то такие ответы вполне прогнозируемы.
В республике высока степень расслоения населения по доходам. В 1997 г. доходы 10 % наиболее обеспеченного населения превышали доходы 10 % наименее обеспеченной группы в 17,5 раза. Перераспределение денежных доходов по различным группам населения складывается в пользу высокодоходных групп [49] Л