Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дискурсивный анализ практик социального конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа Ахмадиева, Лилия Алмазовна

Дискурсивный анализ практик социального конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа
<
Дискурсивный анализ практик социального конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа Дискурсивный анализ практик социального конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа Дискурсивный анализ практик социального конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа Дискурсивный анализ практик социального конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа Дискурсивный анализ практик социального конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахмадиева, Лилия Алмазовна. Дискурсивный анализ практик социального конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Ахмадиева Лилия Алмазовна; [Место защиты: Нац. исслед. Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Казань, 2011.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-22/39

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Cоциальные конфликты являются неотъемлемым аспектом общественных отношений. Деления внутри социума (имущественные, стратификационные, социально-групповые) содержат потенциал для конфликтов разного масштаба, начиная от проявлений неприязни и заканчивая вооруженными противостояниями.

Особое место в совокупности социальных конфликтов занимают межэтнические конфликты. Статистические данные, приводимые американским исследователем А. Уиммером, свидетельствуют о том, что за период с 1945 по 2002 гг. число межэтнических конфронтаций (не считая гражданских войн) выросло более чем в шесть раз и составило более 180. Полной статистики этнических конфликтов в Российской Федерации нет, но даже косвенные данные говорят об их распространенности. Так, например, по оценкам А.Л. Салагаева, за период 2000-2010 гг. на территории нашей страны произошло, по крайне мере, 10 массовых межэтнических столкновений, сторонами которых были местные жители и представители этнических диаспор. По данным информационно-аналитического центра «Сова», который ведет учет преступлений ненависти, за период с 2007 по 2010 гг. на почве этнической / расовой неприязни было убито не менее 290 человек, и, в целом, пострадало более 2000, причем эта статистика не учитывает этнические конфликты в регионах Северного Кавказа.

Значимую роль в информировании широкой общественности о различных межэтнических конфликтах играют средства массовой коммуникации (СМК). Большинство жителей нашей страны не являются прямыми свидетелями межэтнических конфронтаций и в своем восприятии происходящего ориентируются на информацию, предоставляемую им масс-медиа, которые представляют собой один из самых влиятельных агентов конструирования социальной реальности. Межэтнический конфликт конструируется так же, как и другие составные части социального бытия, и наши знания, реакции и действия по поводу подобных конфликтов являются непосредственным результатом медийных практик социального конструирования.

Анализ межэтнических конфликтов как социальных конструктов – это, во многом, terra incognita российской социологии. Дело в том, что в отечественной социологии конфликта наблюдается определенный перекос в сторону позитивистской интерпретации конфликтов. В частности, анализ диссертаций, защищенных в последние годы по конфликтологической тематике в России, дает впечатляющий результат в более чем 100 наименований. Абсолютное большинство из подобных работ выполнены в классической для конфликтологической проблематики структурно-функциональной парадигме, которая делает акцент на «объективном» исследовании природы конфликтов, особенностях протекания и возможностях их превенции. Вне исследовательского фокуса большинства отечественных работ остаются возможности конструкционистского подхода, который представляется весьма плодотворным при исследовании межэтнических конфликтов.

Кроме того, актуальность темы диссертации определяется и вниманием диссертанта к электронным СМК, чья значимость в последнее время все больше возрастает. Доступ в сеть Интернет стал сегодня массовым: по данным мониторингового исследования «Интернет в России (зима 2010–2011 гг.)», проводимого Фондом «Общественное мнение», доля Интернет-пользователей среди взрослого населения нашей страны составляет 43 процента (50 млн. человек). При этом, трое из каждых десяти пользователей составляют активную аудиторию – выходят в сеть хотя бы раз в сутки. В целом же, общая численность активной Интернет-аудитории к концу 2010 года достигла 36 млн. человек. Судя по прогнозам, учитывающим рост Интернет-пользователей в России, к 2014 г. число пользователей глобальной сети достигнет 80 млн. человек (71% взрослого населения РФ старше 18 лет).

Исследование дискурсов межэтнических конфликтов в сети Интернет особенно интересно в той связи, что большинство медийных Интернет-ресурсов, позволяющих вести дискуссии по опубликованным материалам (в т.ч. в форме отзывов / комментариев), не имеют цензуры или же подвергаются незначительной модерации со стороны администраций веб-порталов. Соответственно, дискурсивная составляющая конструирования реальности в сети Интернет может быть представлена совершенно различными форматами коммуникативного взаимодействия, начиная от аргументов / рациональной контр-риторики / и заканчивая различными оскорблениями, обманом, искажением сведений. Спектр комментариев к публикациям о межэтнических конфликтах в электронных СМК представляет собой богатый эмпирический материал для исследования.

Исходя из вышесказанного, исследование темы дискурсивных практик конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных СМК представляется актуальной задачей.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются медиа-образы межэтнических конфликтов. Предметом исследования являются практики дискурсивного конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа Российской Федерации.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексный характер темы диссертации позволяет выделить в научной литературе несколько самостоятельных и, одновременно, взаимосвязанных тематических направлений.

Первое направление источников по теме диссертационного исследования связано с работами по теории этничности и межэтническим отношениям. В этом блоке необходимо отметить труды Б. Андерсона, П. Брасса, П. Ван ден Берге, Э. Геллнера, А. Коэна, Э.Д. Смита, Э. Хобсбаума, Э. Шилза и ряда других исследователей, разработавших основные подходы к пониманию феномена этничности.

Большой вклад в формирование теории этничности внесли и наши соотечественники, в частности, В.Ю. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.В. Коротеева В.А. Тишков и др. Среди татарстанских социологов, изучавших вопросы этничности и межэтнических отношений применительно к региональной специфике, можно выделить Л.В. Лучшеву, Р.Н. Мусину, Л.В. Сагитову, А.Л. Салагаева, Р.Р. Сафина, С.А. Сергеева, Г.Р. Столярову, И.Е. Туриянского и др.

Второе направление связано с теоретическими разработками в области теории социальных конфликтов в целом и этнических конфликтов в частности. Общую теорию социальных конфликтов заложили такие исследователи, как К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Маркс и др.

Анализу особенностей межэтнических конфликтов и причин их возникновения посвящены работы В.П. Гагнона, Д.Л. Горовица, С. Олзак, Р.Д. Петерсена, Дж.Л. Снайдера, С. Хантингтона, Р. Хардина и др. Среди отечественных исследователей, изучавших этноконфликтную тематику, можно упомянуть труды В.А. Авксентьева, А.Р. Аклаева, В.В. Амелина, А.В. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, А.А. Цуциева, В.А. Тишкова и ряда других авторов.

Третьим направлением, определяющим векторы научной разработанности темы исследования, являются теория социального конструирования реальности (П. Бергер, Т. Лукман) и немногочисленные теории, связанные с рассмотрением конструирования этнического конфликта. Среди последних можно выделить работы Дж. П. Ледераха,

Дж. Миклиена, П. Мисира, В.С. Малахова, А.Г. Осипова, О.Е. Хухлаева и других исследователей.

Четвертым крупным направлением является теория дискурса, основоположниками которой являются представители французской школы структурализма и пост-структурализма А. Греймас, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Курте, М. Фуко и др.

Практическое применение дискурс-анализа было проработано Т. Ван Дайком, Р. Водак, М. Мейром, М. Йоргенсен и Л.Дж. Филипсом, Н. Фэрклоу и рядом других авторов. Кроме того, значительный пласт составляют исследования зарубежных (Н. Грягер, К. Леонард, М. Макдональд, С. Маккенна, В. Таки и др.) и отечественных (Н.А. Ипатова, Г. Зверева, П. Мейлахс, Т.Б. Рябова, П.В. Романов, В.В. Щеблова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.) авторов, использовавших дискурс-анализ для изучения различных социальных объектов.

Подводя итоги обзора научной разработанности темы исследования, необходимо отметить, что, несмотря на хорошую научную проработку проблематики межэтнических конфликтов, в настоящее время практически отсутствуют исследования, использующие конструкционистскую методологию. Кроме того, в существующих работах, рассматривающих конструирование этнических конфликтов, основной акцент делается на исследовании институциональных дискурсов и акторов (академическая, политическая сфера, масс-медиа и пр.) и игнорируется медийное пространство электронных СМК, публикующих, помимо прочего, онлайн-дискуссии своих читателей, которые представляют собой самостоятельный уровень конструирования этнических конфликтов. Таким образом, проблема, которой посвящено исследование, состоит в том, что в настоящее время в российской социологии отсутствуют адекватные теоретические средства для анализа конструирования этнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выявление дискурсивных практик социального конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

сформулировать методологические основы исследования межэтнического конфликта как социального конструкта;

проанализировать теоретические модели дискурсивного конструирования социальной реальности;

выявить особенности конструирования межэтнического конфликта в печатных СМИ;

изучить специфику дискурсов межэтнического конфликта в электронных масс-медиа.

Теоретико-методологические основы исследования. Для формирования теоретико-методологической базы исследования диссертант использовал методологию социального конструирования реальности (П. Бергер, Т. Лукман) и социального конструирования конфликта (Дж.П. Ледерах, А.Г. Осипов), а также опирался на научные разработки в различных сферах социально-гуманитарного знания, в т.ч.:

подходы к изучению этничности в рамках примордиалистского (П. Ван ден Берге, К. Гирц, Э.Д. Смит, Э. Шилз), инструменталистского (П. Брасс, А. Коэн, Дж. Нейджел, С. Олзак, М.Н. Губогло) и конструкционистского (Б. Андерсон, Ф. Барт, Э. Геллнер) направлений;

синтетические подходы к определению этничности (Дж. Маккей, Дж. Нейджел, Дж. М. Скотт, Б.Е. Винер, А.Г. Здравомыслов и А.А. Цуциев);

теории межэтнического конфликта (Д. Горовиц, М. Игнатьефф, С.Дж. Кауфман, С. Олзак, Р.Д. Петерсен, Дж. Л. Снайдер, Дж. Д. Фиарон и Д.Д. Лайтин, С. Хантингтон и др.);

модель анализа дисурсивных практик Т.Ван Дайка и его же методику дискурс-анализа медиа-текстов;

теории, выделяющие специфику печатных и электронных СМК (Т. Ван Дайк, Х.С. Ким, С.Т. Ли, Д. Фридман, А.Д. Трахтенберг и др.);

теории дискурсивной / символической власти и этнического неравенства (П. Бурдье, Т. Ван Дайк,);

теории конструирования социальных проблем (Дж. Бест, М. Спектор и Дж. Китсьюз,);

теории современного мифотворчества (Р. Барт, Д.Дж. О’Кифи, У. Коннолли, В.С. Малахов).

Эмпирическая база и методы исследования. Эмпирическую базу исследования составили результаты авторских социологических исследований, в т.ч.:

тематического контент-анализа печатной прессы, в ходе которого были проанализированы материалы четырех федеральных изданий (газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Независимая газета» и «Российская газета»), выделены основные темы освещения межэтнических конфликтов и фразы-концепты, описывающие «портрет» межэтнических конфликтов в федеральной прессе (объем выборки исследования составил 283 статьи, хронологические рамки – 2000-2010 гг.);

дискурс-анализа (метода интерпретации текстового материала с учетом его контекстуальных особенностей) особенностей конструирования межэтнического конфликта в материалах указанных выше федеральных печатных изданий (объем выборки исследования – 283 статьи, хронологические рамки – 2000-2010 гг.);

дискурс-анализа комментариев читателей к материалам, посвященным межэтническим конфликтам, и размещенным на веб-порталах www.gazeta.ru, www.aif.ru и www.echo.msk.ru (объем выборки исследования – 4169 читательских комментариев к опубликованным статьям).

Широкое привлечение специальной литературы по теме исследования в сочетании с указанными методами исследования позволило провести комплексный анализ дискурсивного конструирования этнического конфликта в печатных и электронных СМК. Достоверность результатов исследования достигалась путем привлечения объемного и разнопланового эмпирического материала, опорой на научные методы исследования.

Научная новизна работы определяется как постановкой самой научной проблемы, так и результатами, полученными на теоретическом и эмпирическом уровнях. Работа представляет собой одно из первых социологических исследований конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных СМК. Новизна диссертационной работы заключается в следующем:

предложена авторская интерпретация понятия «межэтнический конфликт» в рамках конструкционистского понимания данного концепта;

систематизированы основные подходы к объяснению причин межэтнических конфликтов, выступающие в качестве интерпретативных схем конструирования межэтнического конфликта;

на основе авторского эмпирического исследования выявлены основные темы и практики дискурсивного конструирования межэтнического конфликта в печатных СМК;

впервые дискурсивное конструирование межэтнического конфликта проанализировано на уровне читательских комментариев к материалам, опубликованных в сети Интернет;

введен в научный оборот значительный объем англоязычной научной литературы, посвященной межэтническим конфликтам.

Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью исследования межэтнических конфликтов в современном обществе. Диссертационная работа вносит вклад в приращение знания в таких областях науки как этносоциология, социология конфликта, методы социологических исследований. Эвристический потенциал содержит авторская идея о рассмотрении различных научных теорий в качестве «схем» конструирования социальных объектов. Отдельные положения и выводы диссертации могут положить начало специальным исследованиям по проблематике конструирования этнических конфликтов.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и положения диссертации могут быть использованы в учебных заведениях для дополнения учебных курсов по социологии, этносоциологии, социологии средств массовой коммуникации, методам социологических исследований. Работа представляет интерес для органов государственной власти и управления в рамках проводимой ими работы по предотвращению межэтнических конфронтаций. Диссертационное исследование может быть использовано работниками СМК для более взвешенного и корректного описания межэтнических отношений. Кроме того, полученные результаты могут быть интересны для специалистов, работающих в смежных отраслях (политологов, юристов, культурологов и др.).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Этничность представляет собой социальный конструкт, сущностной основой которого является (само)приписывание индивида к существующей в субъективном восприятии социальной общности («Мы») и символическая маркировка культурных различий от других общностей («Они»), на формирование / усиление которого влияют идеи об объективности и исконности существования «мы-группы» и значимости межгрупповых различий (идеи об общности происхождения, общей культуре и традициях, присущих группе интересах и т.д.). Межэтнический конфликт может быть определен как социальный конструкт, являющийся продуктом субъективного отношения и восприятия межгрупповых противоречий, наполняемых этническим смыслом. Межэтнический конфликт конструируется с помощью различных интерпретативных схем, представленных позитивистскими теориями причин подобных конфликтов (конструирование иррациональной природы межэтнического конфликта, или его связанности с рациональными факторами и т.д.).

  2. Дискурсивное конструирование межэтнического конфликта в материалах печатных изданий претендует, в целом, на «объективное» и «взвешенное» освещение проблематики межэтнических конфронтаций, хотя печатные СМИ довольно четко создают образы «Своих» и «Чужих», и в большей степени ориентированы на освещение событий с позиции этнического большинства.

  3. Символическое наполнение межэтнического конфликта в печатных СМИ представлено дискурсами межэтнического насилия и действия / бездействия властей по поводу конфликтных ситуаций. «Свои» в газетных публикациях представлены местными жителями / коренным этническим большинством, а «внутренние Чужие» – собирательными образами «фанатов», «скинхедов» и «русских фашистов». «Чужие», как правило, представлены выходцами из регионов Северного Кавказа (в основном – «чеченцами»), которые обвиняются в показной конфронтации с образом жизни местного населения («демонстративный национализм»). Кроме того, в печатных масс-медиа существуют два конкурирующих дискурса интерпретации межэтнических конфликтов – «официальный» и «бытовой». В первом случае проявления межэтнической конфронтации либо замалчиваются, либо интерпретируются как «бытовое хулиганство», а во втором – наоборот, основной акцент делается на этнической составляющей конфликта.

  4. В Интернет-дискуссиях, посвященных межэтническим конфликтам, присутствует целый спектр различных дискурсов, начиная от ультра-националистических и заканчивая либеральными. Радикальная риторика отличается резкостью и безапелляционностью суждений, претензией на репрезентацию мнения этнического большинства, использованием уничижительных определении и этнических кличек. Она представлена дискурсами некорректного поведения этнических меньшинств, провоцирующих насилие в отношении себя, коррумпированности / бессилия властных и правоохранительных органов, а также ангажированного отображения состояния межэтнических отношений в СМИ.

  5. Радикальные дискурсы постулируют иррациональность межэтнического конфликта («противоречия между этносами неизбежны вследствие «объективности» межэтнических различий»). Это позволяет радикально-настроенным участникам Интернет-дискуссий делать вывод о том, что «урегулирование» межэтнических конфликтов невозможно по определению и единственным решением проблемы межэтнических отношений является «раздельное проживание». Дискурсивная воронка, основой которой выступает слабость власти и ее бессилие в защите интересов коренного населения, ведет радикально-настроенных дискусантов к выводам о необходимости социально-экономического давления на «приезжих», применения в отношении них насилия или даже отделения Северного Кавказа от России.

  6. Либерально-патриотические дискурсы основаны на необходимости различать «Других» и «Врагов» и акцентируют внимание на «заказном характере» межэтнических конфликтов, которые выгодны властным элитам. Умеренно-настроенные участники Интернет-дискуссий настаивают на том, что патриотизм не связан с насилием в отношении «Других». В либеральной риторике причинам межэтнических конфликтов внимание почти не уделяется и в целом он носит «оборонительный» характер (акцент на логических нестыковках в радикально-националистическом дискурсе, контр-примеры, деконструкция радикальных обобщений и пр.).

Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования изложены на конференциях различного уровня, в том числе III конгрессе конфликтологов «Роль конфликтологии в обеспечении сотрудничества государства, бизнеса и гражданского общества» (Казань, 2010 г.), VII международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2011 г.), а также всероссийских научно-практических конференциях «Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность» (Елабуга, 2010 г.), «Социально-экономические проблемы современного общества» (Пенза, 2011 г.) и опубликованы в виде тезисов выступлений.

Содержание диссертационного исследования нашло отражение в 7 научных публикациях автора общим объемом 3,15 п.л., в т.ч. 2 статьях в научных журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ.

Общий объем диссертации составляет 160 страниц, список использованных источников и литературы включает 179 наименований (в т.ч. на иностранном языке – 79 наименований).

Похожие диссертации на Дискурсивный анализ практик социального конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа