Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние левых идей на социальные практики современного российского студенчества: социологический анализ Ваторопин, Сергей Александрович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ваторопин, Сергей Александрович. Влияние левых идей на социальные практики современного российского студенчества: социологический анализ : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Ваторопин Сергей Александрович; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Екатеринбург, 2014.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-22/182

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Распад Советского Союза ознаменовал собой упадок социализма и установление мировой доминанты либерального капитализма. Значительно возросла популярность концепций «конца истории» и «конца идеологии». Поражение в «холодной» войне и возникшее «однополярное» мироустройство обусловили и значительный рост влияния западных либерально-капиталистических ценностей в нашей стране: в 1990-х гг. были проведены фундаментальные политические и социально-экономические преобразования. «Вестернизация» и «американизация» стали в этот период актуальными и модными явлениями российской действительности.

Начало 2000-х гг. характеризуется «видимой» стабильностью мировой капиталистической системы. Террористические акты 11 сентября, вторжение вооруженных сил НАТО в Ирак и Афганистан и другие резонансные события на международной арене отодвинули на второй план усиливающиеся социально-экономические проблемы в странах Запада. Стабилизационная внутренняя политика в России в начале 2000-х гг. создала предпосылки для экономического роста и укрепления материального благосостояния россиян.

Однако, к концу 2000-х гг. признаки глобального финансово-экономического кризиса стали очевидными для широкой общественности развитых капиталистических стран. Это вызвало серию массовых протестных выступлений, апогеем которой стало движение против социального неравенства «Захвати Уолл-стрит». Впервые за несколько десятилетий традиционные социалистические (левые) идеи (вплоть до ликвидации капитализма) оказались настолько популярными на Западе. В ряде стран победу на выборах одержали кандидаты с левыми, по сути, политическими программами (например, Ф. Олланд во Франции).

Несмотря на распад Советского Союза и прекращение деятельности КПСС, левая идеология и ее носители продолжают играть значительную роль в нашей стране. В этой связи достаточно упомянуть довольно широкое представительство в Государственной Думе КПРФ и «Справедливой России» (2-е и 3-е места по количеству депутатов; 19,2% и 13,2% голосов избирателей соответственно) и тот факт, что кандидат в Президенты РФ от коммунистов стабильно занимает вторые места на выборах (на последних выборах лидер КПРФ
Г.А. Зюганов набрал 17,2% голосов избирателей) . Представители левых организаций также принимают активное участие в выборах регионального и муниципального уровней, и в ряде случаев им удается победить кандидатов от партии власти (например, по результатам недавних выборов на пост мэра Новосибирска победу одержал коммунист А.Е. Локоть). Однако занять доминирующее положение представителям левых в России на сегодняшний день не удалось.

Вместе с тем, на фоне развивающегося финансового кризиса обостряются социально-экономические проблемы и в России. Подобная ситуация, даже несмотря на общую стабильность в политической сфере, традиционно считается «благодатной почвой» для роста влияния в обществе левых идей. В связи с этим возникает вопрос: насколько левая идеология влиятельна, оказывает ли она воздействие на сознание и практическую активность представителей различных социальных групп в нашей стране?

В данном случае особый интерес представляет такая социальная группа, как студенчество. Сочетание активной гражданской позиции, юношеского максимализма, интеллектуального потенциала, способности к организации и самоорганизации позволяли студентам играть одну из ведущих ролей в различных сферах жизни нашей страны (в том числе, в общественно-политической) на протяжении долгого времени. В этой связи достаточно упомянуть резонансные протестные выступления в академической сфере второй половины XIX века, активную революционную деятельность в начале XX века, широкое участие в молодежных политических организациях эпохи СССР и т.д. Именно студенчество традиционно считается, и не без оснований, социальной базой левого движения. Однако происходящие процессы не получили должного внимания в современных социологических теоретических и прикладных исследованиях.

Во-первых, в течение последнего двадцатилетия (после распада Советского Союза) фундаментальных исследований, посвященных отношению российского студенчества к левой идеологии, влиянию левых идей на осуществление им социальных практик, специально не проводилось. Однако, в связи с наметившимся ростом авторитета левых идей в различных странах, прежде всего, среди молодежи, и наличием определенных предпосылок для этого в России, представляется актуальным вновь обратиться к данному вопросу.

Во-вторых, в современных отечественных социологических источниках недостаточное внимание уделяется анализу сущности левой идеологии, левых идей, оказывающих значительное влияние на социальные практики молодежных групп, прежде всего - студенчества. Одни и те же идеи подчас могут интерпретироваться и как левые, и как правые, что затрудняет идентификацию левых идей, актуализирует задачу определения критерия для такой идентификации.

В-третьих, анализ реализации социальной группой современных российских студентов различных видов социальных практик свидетельствует о том, что спектр этих практик разнообразен, они реализуются в различных сферах. Очевидно, что далеко не на все социальные практики левые идеи оказывают значимое влияние. В этой связи возникает необходимость решения исследовательской задачи, которой современное социологическое знание также не уделяет должного внимания: по разработке типологии социальных практик современных российских студентов, выделению среди них практик, формируемых под влиянием левых идей, анализу возможных трансформаций этого влияния.

В-четвертых, недостаточно определен и изучен механизм влияния левых идей на социальные практики студентов в современной России, без чего не представляется возможным обоснование влияния именно левых идей на социальные практики студентов, определение факторов, усиливающих либо ослабляющих степень этого влияния.

В-пятых, недостаточно изученными посредством эмпирических методов являются: 1) ориентации современного российского студенчества на левые идеи, на готовность вступать в левые организации, участвовать в проводимых этими организациями активных действиях, в том числе – протестных; 2) трансформация как самих этих ориентаций, так и социальных практик под их влиянием.

Все обозначенные теоретические и практические проблемы, с нашей точки зрения, свидетельствуют о существовании определенного исследовательского пробела в социологическом знании по данной теме. Это требует адекватного теоретического осмысления, проведения конкретно-социологических исследований и анализа полученных данных.

Степень научной разработанности темы исследования.

Теоретическому и практическому исследованию сущностных черт интересующих нас концептов социальных практик и идеологии посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных социологов, философов, политологов.

Рассматривая накопленное научное знание о социальных практиках, следует, в первую очередь, отметить труды классиков социологии М. Вебера и
Т. Парсонса, посвященные разработке теорий социального действия, а также работы философов Л. Витгенштейна, Д. Остина, М. Хайдеггера, Д. Юма. Ими были заложены предпосылки для формирования и развития концепта социальных практик.

Значительный вклад в изучение феномена социальных практик внесли представители микросоциологического направления А. Шюц, П. Бергер,
Т. Лукман (феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология), Э. Гоффман (символический интеракционизм). В первую очередь, ими была сформулирована концепция рутинных социальных практик в рамках теории повседневности.

Определяющий вклад в развитие концепта внесли социологи, представляющие интегративные подходы. К ним, в первую очередь, следует отнести
П. Бурдье, Э. Гидденса и Ю. Хабермаса.

В отечественной социологии концепт социальных практик также занимает одно из центральных мест. Теоретическому осмыслению данного феномена и практическим исследованиям различных видов социальных практик посвящены работы Н.Л. Антоновой, Л.Н. Банниковой, Е.С. Баразговой, В.С. Вахштайна, И.В. Глушко, И.Ф. Девятко, В.И. Добренькова, Т.И. Заславской,
Г.Е. Зборовского, Л.Г. Ионина, С.Г. Кирдиной, Н.Н. Козловой, Н.Б. Костиной, А.И. Кравченко, В.А. Передерий, А.Л. Радкевича, Ю.М. Резника, М.А. Шабановой, Н.А. Шматко и многих других. Особняком среди трудов отечественных социологов стоит фундаментальный труд В.В. Волкова и О.В. Хархордина «Теория практик», в котором авторы производят комплексный анализ существующих концепций социальных практик и предпринимают попытку формирования целостной теории. Тем не менее, на данном этапе подобная глобальная задача не решена. Многогранность рассматриваемого феномена обусловливает дальнейшую актуальность его теоретического осмысления.

Студенчество как социальная группа, социальные практики российских студентов являются предметом изучения в работах многих отечественных социологов: Е.С. Баразговой, Л.И. Бойко, Ю.Р. Вишневского, А.С. Власенко,
А.В. Дмитриева, И.Л. Грошева, С.Н. Иконниковой, Т.В. Ищенко, Г.Е. Зборовского, О.И. Карпухина, Ю.С. Колесникова, А.А. Козлова, Г.Б. Кораблевой,
В.Т. Лисовского, И.В. Милициной, В.Ф. Пугач, Б.Г. Рубина, О.В. Рудаковой, Т.Э. Петровой, Е.Г. Слуцкого, Ф.Р. Филиппова, Г.А. Чередниченко, В.Т. Шапко, Е.А. Шуклиной и других.

Что касается накопленного научного знания об идеологии, следует подчеркнуть чрезвычайно широкий спектр релевантных теорий, концепций, подходов как в отечественной, так и в зарубежной гуманитарной мысли.

Определенной точкой отсчета научного осмысления сущности идеологии принято считать работы французских мыслителей А. Д. де Траси, П. Кабанис, К. Вольней и других.

Особым образом стоит подчеркнуть фундаментальный вклад К. Маркса в развитие науки по релевантной тематике. Помимо разработки теории идеологии, немецкий мыслитель является, по сути, создателем коммунизма - одного из наиболее влиятельных идеологических течений современности. Следует отметить, что взгляды К. Маркса легли в основу так называемой марксистской традиции в науке, представленной известными идеологическими теоретиками
Л. Альтюссером, А. Грамши, Д. Лукачем и многими другими.

Значительный вклад в развитие теорий сущности, генезиса, функций, типологии, роли идеологии также внесли Р. Арон, Р. Барт, Д. Белл, К. Гирц,
К. Дункер, К. Ленк, А. Лефевр, К. Мангейм, Д. Минар, К. Поппер, Г. Уолсби,
Д. Уолфорд, Э. Фромм и многие другие.

В отечественной науке феномен идеологии подробно рассматривается в трудах А.Б. Баллаева, Н,Б. Биккенина, А.П. Енгояна, Д.Т. Жовтуна, В.А. Лоскутова, В.Я. Пащенко, Г.В. Плеханова, В.В. Скоробогацкого, П.А. Сорокина,
А.Р. Тузикова, А.К. Уледова, А.И. Фурсова, Г.Х. Шахназарова, В.А. Ядова и многих других.

Объект исследования – социальные практики российского студенчества в современных условиях.

Предмет исследования – виды социальных практик студентов в современной России, формирующихся и трансформирующихся под влиянием левых идей.

Цель исследования заключается в определении отношения социальной группы студентов к левым идеям, выявлении механизма их влияния на социальные практики.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

  1. анализа теоретико-методологических подходов к изучению социальных практик;

  2. выделения видов социальных практик студенчества как социальной группы, детерминируемых идеологическим влиянием;

  3. определения сущности левых идей;

  4. выявления механизма влияния левых идей на социальные практики студенчества;

  5. на основании эмпирических данных изучения отношения российских студентов к левым идеям;

  6. на основании эмпирических данных изучения реализации социальных практик студентов под влиянием левых идей.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступают системный и деятельностный подходы. Системный подход позволил определить, что в современных условиях на социальные практики российского студенчества влияют определенные левые идеи, а не левая идеология в ее традиционном понимании как системы идей, сформировавшихся в XIX веке и принимаемых ее сторонниками в XX веке; выявить форс-идеи, которые оказывают (и могут оказать - с формированием соответствующих условий) влияние на социальные практики студентов.

На основе деятельностного подхода дана авторская трактовка социальных практик, определяются и анализируются их виды, выявляется отношение студентов к левым идеям, формулируется механизм влияния левых идей на социальные практики студенчества.

Опираясь на теорию социального пространства П. Бурдье и теорию структурации Э. Гидденса, в диссертационном исследовании анализируются теоретические трактовки и реальное осуществление взаимного влияния левых идей на социальные практики – и социальных практик на эти идеи, выявляются потенциальные последствия реализации студентами социальных практик под влиянием левых идей на ситуацию в политической, экономической, социальной сферах российского общества.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

1) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013 г. методом анкетирования. В ходе исследования опрошено 1156 студентов из 8 городов России. В генеральную совокупность вошли студенты, проживающие в 4 регионах России (Сибирь, Урал, Юг, Север). Выборка квотная.

2) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013-2014 гг. методом личного полуформализованного интервью. В ходе исследования опрошено 8 экспертов, в качестве которых выступали активисты левых партий и движений. Интервью проведены в городах Москва и Екатеринбург.

3) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013 г. методом социологического наблюдения. Объектом наблюдения являлись практики студентов на протестных акциях, проводимых левыми организациями в г. Екатеринбург.

4) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013 г. методом традиционного анализа интернет-страниц левых групп в социальной сети «Вконтакте».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. Предложена авторская трактовка понятия «социальные практики», которые определяются как совокупность индивидуальных и коллективных повседневных действий и неповседневных поступков, влияющих на социальные структуры и изменение институтов на основе прочных приобретенных предрасположенностей индивидов в определенной социальной сфере (политике, экономике, культуре и т.д.), с использованием наличных капиталов (экономического, социального, культурного, символического).

  2. Предложена типология социальных практик студентов, на которые может оказывать существенное влияние идеологический фактор. По сферам производства практик выделяются практики в политической, социальной, межнациональной (и других) сферах. По срокам и способам достижения целей выделяются радикальные и умеренные практики. По критерию использования/неиспользования средств глобальной компьютерной сети выделяются виртуальные (дистанционные) и непосредственные практики. По масштабам производимого социально-политического эффекта выделяются резонансные и нерезонансные практики.

  3. Выявлен механизм влияния левых идей на социальные практики студентов. Он включает влияние левых идей на практики, носящие: 1) неосознанный характер, 2) осознанный характер. В первом случае механизм заключается в формировании предрасположенностей студентов к левым идеям (габитус) под влиянием родителей, школы, государственной пропаганды, социально-экономического и политического положения в стране и других факторов. Во втором случае он связан с формированием интересов и мотивов к преобразовательной практике в необходимом с точки зрения содержания идеологии направлении. Возникающий мотивационный механизм порождает те или иные социальные практики определенной идеологической (в данном случае - левой) направленности.

  4. На основании полученных эмпирических данных определено отношение студентов к левым идеям в 4-х регионах России (в Сибири, на Урале, на Северо-западе и на Юге России). Выявлено, что нет существенных региональных различий в идеологических ориентациях студентов. Зафиксировано, что знание студентами содержания левой идеологии имеет поверхностный и фрагментарный характер, однако отдельные идеи «узнаются» достаточно часто (например, с левой идеей материального равенства знакомо более трети российских студентов).

  5. На основании полученных эмпирических данных определено отношение студентов к левым идеям в зависимости от их пола и учебной специальности. Выявлено, что «умеренное» социал-демократическое направление, в основном, поддерживают представители женского пола и гуманитарных учебных специальностей. Коммунистические и радикальные анархистские взгляды в большей степени разделяются мужчинами и студентами-«технарями». Более радикальная идеологическая самоидентификация представителей мужского пола обусловливает и более радикальные существующие и ожидаемые практики под влиянием левых идей (например, мужчины чаще принимают участие в акциях протеста под левыми лозунгами и чаще выражают потенциальную готовность участия в революционных выступлениях).

  6. Составлен рейтинг потенциальных форс-идей, которые могут быть использованы левыми организациями для мобилизации студенческой молодежи: со значительным отрывом в нем лидируют идеи ориентированности государственного бюджета России на социальную поддержку низших слоев населения и трудящихся, всеобщего бесплатного государственного высшего образования и борьбы с крупной буржуазией и олигархией как настоящими правителями России.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В диссертации проведен анализ социальных практик по двум критериям: содержательному и научно-историческому. Обосновывается важный вклад в теорию социальных практик представителей интегративного подхода П. Бурдье, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса. Особо выделяется подход П. Бурдье. На основании проведенного анализа делается вывод, что социальные практики студенчества представляют собой совокупность действий, осуществляемых в различных сферах общественной жизни. В основе данных практик лежат их прочные предрасположенности, приобретенные преимущественно в детском и юношеском возрасте под влиянием семьи; средствами, с помощью которых реализуются практики, выступают материальные ресурсы, общий культурный уровень, репутация, социальные связи и т.д.

  2. Разработана типология социальных практик студентов, на которые могут оказывать влияние левые идеи. Выделены следующие классификации.

По сферам общественной жизни, в которых осуществляются практики, выделяются практики в политической, социальной и межнациональной и других сферах. Практиками в политической сфере являются голосование на выборах в органы власти, участие в организации и проведении протестных акций, связанных с выдвижением политических требований, участие в деятельности политических организаций, в том числе – молодежных. Практиками в социальной сфере являются протесты, связанные с проблемами в образовательной сфере, по поводу трудоустройства и безработицы, низкого уровня материального благосостояния студентов. Практиками в межнациональной сфере являются различные акции в рамках националистических и интернационалистических организаций, совершение правонарушений на почве межэтнических конфликтов и противостояние различными средствами националистическим проявлениям.

По срокам и способам достижения целей выделяются радикальные и умеренные практики. Радикальными практиками являются участие в протестных проявлениях, связанные с нарушениями общественного порядка, революционные выступления. Умеренными являются повседневные практики профессионалов в политической сфере, связанные с рутинной работой в организациях различной идеологической направленности, электоральные практики, участие в санкционированных акциях протеста, не связанных с нарушениями общественного порядка.

По критерию использования/неиспользования средств глобальной компьютерной сети выделяются виртуальные (дистанционные) и непосредственные практики. Виртуальными практиками являются обсуждение различных тем на форумах, выкладывание материалов на персональных интернет-страницах и страницах сообществ в социальных сетях, проведение опросов и организация различных акций посредством глобальной компьютерной сети. Непосредственными практиками выступают рассмотренные выше виды практик, не связанные с использованием средств и ресурсов сети интернет.

По масштабам производимого социально-политического эффекта (широте освещения в СМИ, ответной реакции со стороны государства и общества) выделяются резонансные и нерезонансные практики. Резонансные практики характеризуются подробным освещением в средствах массовой информации, вниманием широкой общественности и представителей власти к их осуществлению и последствиям. Нерезонансные практики представляют собой противоположные относительно резонансных.

  1. Определяется сущность идеологии как концептуальной системы идей. Распространенная дефиниция левой идеологии как совокупности «идеологий, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости», дополняется существенным аспектом социального неравенства – материальным равенством. Обосновано, что конкретными проявлениями левой идеологии являются различные разновидности социалистической идеологии: социал-демократия, коммунизм, анархизм. Идеи, относящиеся к указанным разновидностям социалистической идеологии (материального равенства, перераспределения доходов, классовой борьбы и т.д.), определяются как левые.

  2. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют о наличии у значительной части социальной группы российского студенчества эклектичности идеологического сознания, выражающегося в одновременном принятии положений различных идеологических направлений. У значительной части студентов обнаружены преимущественно левые идеологические предпочтения; так, 47% студентов отдают приоритет левой идее материального равенства относительно правой идеи индивидуальной свободы.

  3. Результаты эмпирических исследований показали незначительное влияние левых идей на осуществляемые ныне социальные практики студенчества. Самой распространенной практикой является участие в голосовании на выборах в Государственную Думу и Президента РФ. При этом идеологический фактор являлся ключевым при голосовании именно за левые партии и левых кандидатов (за представителей других идеологических направлений студенты голосовали в большей степени исходя из личных симпатий к политикам).

  4. Выявлены незначительные региональные различия: на Юге и в Сибири (в отличие от Урала и Северо-запада) чуть более высокий уровень поддержки левых идей в социально-экономической и политической сферах соответственно трансформируется в наибольшую распространенность практик голосования за левых кандидатов и левые партии на выборах по идеологическим мотивам.

  5. Определены социально-экономические и политические факторы, которые могут способствовать росту влияния левых идей на российских студентов. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что потенциальное появление нового харизматического левого лидера способно существенно расширить студенческий электорат возглавляемой им партии. Возможное ухудшение социально-экономического положения данной группы также способно спровоцировать рост влияния на нее левой идеологии, радикализировать практики, и потенциально обернуться масштабными протестными акциями вплоть до революционных выступлений под левыми лозунгами.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

– типологии социальных практик современных российских студентов как социальной группы, выявлении среди них тех, на осуществление которых значительное влияние оказывает идеологический фактор;

– обосновании преимущественного влияния левых идей на такие виды социальных практик студентов как голосование на выборах за левых кандидатов и левые партии, участие в деятельности левых политических организаций, участие в протестных выступлениях под левыми лозунгами;

– разработке механизма влияния левых идей на социальные практики студентов;

– выявлении левых форс-идей, способных мобилизовать студентов на практические действия, в том числе радикального характера;

– проведении социологических исследований, направленных на выявление отношения студентов к левым идеям и влияния этих идей на их социальные практики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы в преподавании курсов «Социология молодежи», «Социология повседневности», «Политическая социология».

Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при организации работы представителей властных структур и общественных организаций левой направленности с российским студенчеством.

Результаты исследования могут быть использованы органами государственной исполнительной власти при разработке и выполнении программ в процессе реализации молодежной политики, для прогнозирования степени угрозы радикальных протестных выступлений со стороны студенческой молодежи в условиях возрастания социальных, экономических, культурных рисков.

Личный вклад автора заключается в разработке и реализации программы исследования, непосредственном участии в процедурах сбора эмпирических данных, их обработке и анализе полученных результатов, апробации результатов исследования, подготовке тезисов и статей по теме диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на научно-практических конференциях, теоретических семинарах, заседаниях кафедры теории и социологии управления УИФ РАНХиГС. Различные аспекты исследования нашли отражение в 8 публикациях, в том числе в 3 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Структура диссертации. Работа объемом 185 страниц состоит из введения, двух глав, включающих три и два параграфа соответственно, заключения, списка литературы (201 источник) и приложений.

Похожие диссертации на Влияние левых идей на социальные практики современного российского студенчества: социологический анализ