Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы Веремеенко Наталия Ивановна

Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы
<
Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веремеенко Наталия Ивановна. Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Ярославль, 2003 193 c. РГБ ОД, 61:04-19/59-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Групповые методы работы (теоретический анализ) 16

1.1. История групповых методов работы 17

1.2. Современные методы групповой работы 24

1.2.1. Классификация методов 24

1.3. Цели и задачи групповых методов работы 34

1.4. Социально — психологические преимущества групповой работы 46

1.4.1. Особенности применения методов в групповой форме работы 49

Глава 2. Танцевально-двигательные методы (история и современное состояние) 55

2.1. Теоретические основы танцевально-двигательных методов 64

2.2. Цели танцевально-двигательных методов 70

2.3. Формы и области работы танцевально-двигательных методов 73

2.4. Виды и основные понятия танцевально-двигательных методов 81

2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества танцевально-двигательных методов 91

Глава 3. Влияние танцевально-двигательных методов на актуализацию социально-психологического потенциала личности и группы 97

3.1. Общее описание стратегии исследования 97

3.1.1. Общая характеристика выборки 98

3.1.2. Структура танцевально -двигательного тренинга 100

3.2. Исследование динамики самочувствия, активности, настроения и работоспособности в ходе тренинга 102

3.3. Влияние танцевально-двигательных методов на самоотношение, образ «Я», некоторые личностные характеристики участников тренинга 116

3.4. Исследование самооценки, стремления к самоактуализации и уровня перцептивно-невербальной компетентности 136

3.5. Влияние танцевально-двигательных методов на динамику развития группы и внутригрупповых отношений участников в процессе тренинга 144

3.6. Качественный анализ данных беседы, наблюдений и самоотчетов участников танцевально-двигательного тренинга 151

Выводы 160

Литература: 162

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования применения танцевально-двигательных методов в групповой работе обусловлена повышенным интересом людей к различным видам танца (спортивные, модерн, фламенко, танго, танец живота и др.), что отразилось на увеличении числа практикующих психологов, использующих в своих тренингах различные виды танца, танцевально-двигательные методы и их составляющие (В.Ю. Большаков, М.А. Баскакова, В.Б. Березкина-Орлова, И.В. Вачков, А.И. Гиршон, И.Н. Карицкий, В.В. Козлов, Л.Р. Миникес, В.Н. Никитин, СВ. Петрушин и др.). При этом объективность, эффективность и обоснованность их применения научно не изучена.

Теоретическая актуальность работы определяется недостаточной разработанностью общей теории танцевально-двигательных методов, как методов психологического воздействия. В частности, требует дальнейшего изучения вопрос о социально-психологических особенностях танцевально-двигательных методов в групповой форме работы, их влияние на социально-психологические характеристики личности и группы, а также вопрос эффективности и формах применения танцевально-двигательных методов в социально-психологических тренингах. Танцевально-двигательные методы - методы психологического воздействия на личность и группу, посредством танца и движений, которые рассматриваются как особая форма поведения человека, определяющаяся взаимоотношениями с окружающей средой (Б.Д. Кар-васарский). Танцевально-двигательные методы состоят из танцевальных, двигательных, телесных психопрактик как приемов или совокупности приемов психологического воздействия.

Танец и движения использовались на протяжении всей истории человечества как способ установления контакта, избавления от накопившегося напряжения, достижения измененных состояний сознания и личностной трансформации в культурах различных народов. Было замечено, что танец способствует раскрепощению аутичных пациентов, что значительно повы-

4 шало эффективность психиатрического лечения (М. Чейз), ведет к эмоцио-

> нальному и чувственному раскрепощению личности (А. Дункан), что нашло

свое отражение в развитии телесно-ориентированных методов XX в. (Ф. Александер, А. Лоуэн, В. Райх, М. Фельденкрайз). В советской науке использование танца и танцевально-двигательных методов в психологической практике было рассмотрено Т.А. Шкурко в контексте исследования динамики отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга и В.Н. Никитиным в контексте коррекции самосознания подростков когнитивно-пластиковым методом, как одним из видов танцевально-двигательных методов. Более подробно данная тема пока не изучена.

t В связи с этим особую практическую значимость приобретают ис-

следования социально-психологических особенностей динамики групповых процессов, устойчивости личностных изменений у участников групп, с применением танцевально-двигательных методов; а также выявление особенностей применения исследуемых методов в социальной и психологической работе с различными категориями населения (возрастными, половыми и социальными). Известно, что танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире; а также

структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе

(З.А. Абрамова, Л.Д. Блок, М.А. Волошин, Э.А. Королева, В.Л. Круткин, С.Н. Куракина, В.А. Лабунская, Е.К. Луговая, Т.А. Шкурко и др.). Это позволяет нам сделать предположение, что танец и движение, при определенных условиях, могут влиять и на формирование или изменение определенных социально-психологических и психологических характеристик личности и группы. Изучение социально-психологических и психологических характеристик влияния танцевально-двигательных методов на личностные особенности и межличностные коммуникации позволит грамотно использовать данные методы в социальной, социально-психологической и коррекционнои работах специалистами разного уровня и профиля.

5 В целом, работа посвящена теоретическому и экспериментальному ис-

, следованию применения танцевально-двигательных методов в групповой

форме работы.

Степень разработанности темы. Научно-психологический анализ состояния тела и психики представлен широким спектром отечественных и зарубежных социально-психологических теорий, направленных на раскрытие сущности понятия «Я» (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.В. Козлов, В.Н. Мя-сищев, А.А. Налчаджян, К.К. Платонов, В.В. Столин, Д.Н. Узнадзе, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Е. Erikson, К. Lewin, D. Maiers, J. Piaget и

ДР-)-

» Зарубежными исследователями теории танца и танцевально-двига-

тельных методов отмечается, что раскрытие содержания образа «Я» неизбежно проходит через движения и танец (М. Berger, R. Laban, F. Lefco, J. MacDonald, V. Melatic, A. Noak, G. Silk, A. Stark, S. Stocley, P. Tosey и др.). В связи с этим, в своей работе мы опираемся на определение танца, как особой форме поведения человека. Самоидентичность, как внутренняя непрерывность и тождественность психической сущности, вызревает в процессе инициации индивидуума, связанных с характером его отношений с внутренней и внешней средой, с его позицией по отношению к социальной доминан-

» те (Т.С. Баранова, Л.Г. Ионин, Ю.Л. Качанов, Г.У. Солдатова, В.А. Ядов и

др.). Несмотря на широкий спектр существующих конструктивных идей в теории психологической коррекции подструктур сознания, парадигма отношений «Я» — концептуального и «Я» — телесного рассматривается в большей степени в рамках психотерапевтических (В.Ю. Баскаков, Е. Кречмер, А. Лоуэн, А. Минделл, В. Райх, И. Рольф, М. Фельденкрайз, 3. Фрейд и др.), а не социально-психологических концепций. Социально-психологическое влияние танца и движения, как основ танцевально-двигательных методов, на трансформацию личности и группы, остается практически не раскрытым. В литературных источниках социально-психологическая природа образа телесного «Я» рассматривается с точки зрения изучения эмоционально-чувст-

венного и психосемантического содержания невербальных коммуникаций
» (Г.М. Андреева, М.С. Андрианов, А.Г. Асмолов, В.Ю. Баскаков, А.А. Бода-

лев, Е.В. Кузнецова, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, В.Н. Панферов,
Е.А. Петрова, С.Л. Рубинштейн, А.Ш. Тхостов, Е.И. Фейгенберг, Т.А. Шкур
ко, J. Duffy, P. Ekman and W. Friesen, E. Hall, A. Mehrabian, R. Sommer). Ис
следование когнитивных компонентов телесного сознания, влияния субкуль
тур на формирование образа телесного «Я» находит свое отражение исклю
чительно в рамках теорий общения и социального познания, оставляя вне по
ля зрения изучение взаимосвязи психических и социально-психологических
характеристик личности.
ь Первичным условием структуризации целостного образа «Я» выступа-

ет необходимость «присвоения» человеком своего тела, его внутреннего и внешнего (социального и культурного) содержания. Осознание образа «Я» невозможно без формирования у личности системы осознанного восприятия социально-психологической составляющей структуры образа телесного «Я». Само же восприятие немыслимо без «вовлечения» в него движения, ощущения, чувствования и мышления, разворачивающихся в границах социокультурных доминант.

Цель исследования — выявить социально-психологические особенно-
» сти применения танцевально-двигательных методов в групповой форме ра-

боты и их влияние на социально-психологические характеристики личности и группы.

В качестве объекта исследования выбраны тренинговые группы, при работе с которыми были использованы танцевально-двигательных методы и их участники в возрасте от 15 до 54 лет в количестве 442 человек из различных регионов России и Казахстана. Группы имели разную половозрастную, образовательную, этносоциальную структуры.

Предмет исследования — социально-психологические особенности и механизмы влияния танцевально-двигательных методов на личностные и социально-психологические переменные в групповой работе.

7 Гипотеза исследования:

t Танцевально-двигательные методы являются одной из форм эффектив-

ной групповой работы, направленной на актуализацию социально-психологического потенциала личности и группы (формирование или изменение определенных социально-психологических и психологических характеристик личности и группы.).

Эта общая гипотеза конкретизируется в трех частных:

1. Групповые танцевально-двигательные методы оказывают положи
тельное влияние на психологическую атмосферу группы и являются поли
функциональными для выявления и коррекции социально-психологических

# проблем личности.

  1. Применение танцевально-двигательных методов приводит к принятию себя, изменению образа «Я», коррекции самооценки и межличностных отношений.

  2. Продуктивное развитие характера движений в специально организованных тренинговых условиях приводит к положительной динамике развития личности и группы.

Проверка выдвинутых нами гипотез исследования предполагает ряд
логически обусловленных шагов, которые мы можем определить одновре-
менно как задачи исследования.

Задачи исследования:

  1. Изучить танцевально-двигательные методы в качестве одних из методов групповой формы работы, направленной на социально-психологическое воздействие.

  2. Выделить социально-психологические функции танца и танцевально-двигательных методов на основе анализа социально-психологической, культурологической и психотерапевтической литературы. Систематизировать научную информацию по проблемам телесно-ориентированных танцевальных методов.

3. Выделить теоретические основы и основные понятия современных

танцевально-двигательных методов на основании анализа теорий танца, телесно-ориентированной и танцевально-двигательной терапии.

  1. Разработать программу социально-психологического тренинга с использованием танцевально-двигательных методов, направленного на актуализацию социально-психологического потенциала личности и группы.

  2. Подобрать адекватные методы оценки влияния танцевально-двигательных методов на социально-психологические характеристики личности и группы.

  3. Оценить эффективность применения танцевально-двигательных методов на основе статистически значимых изменений социально-психологических и психологических особенностей участников групп.

Для более глубокого исследования особенностей влияния танцевально-двигательных методов на социально-психологические и психологические характеристики личности и группы, нами были проведены целенаправленные эксперименты.

Методы исследования подбирались в соответствии с целями и задачами исследования и составили комплекс. В качестве основных выступали методы наблюдения, беседы, опроса, лабораторного и естественного эксперимента.

Повышению репрезентативности и валидности результатов исследования способствовали следующие факторы:

большой объем и разнородность выборки, расширенная география исследования;

использование комплекса взаимодополняющих апробированных методов и методик при сборе и обработке первичных данных;

использованием математических методов статистической обработки тестового материала;

использование лонгитюдной стратегии и замеров экспериментальной выборки;

— интенсивность танцевально-двигательного тренинга (24 часа в течение трех дней).

Методологическое основание исследования представлено ключевыми положениями отечественных и зарубежных социально-психологических, психологических, и психотерапевтических школ, имеющих социогенетиче-скую направленность:

принципом «иерархии отношений деятельностей» и «смены ведущей деятельности» личностно-деятельностного подхода П.Я. Гальперина (1976), А.Н. Леонтьева (1975), С.Л. Рубинштейна (1946), Д.Б. Эльконина (1995), раскрывающих процесс становления личности в онтогенезе;

исследованиями в области теорий когнитивистской и интерак-ционистской ориентации: теории поля К. Lewin (К. Левин, 2000), теории конгруэнтности С. Osgood (1968), теории когнитивного диссонанса L.A. Festinger (Л.А. Фестингер, 1957); теории социальной драматургии Е. Goffman (1982);

теориями отношений личности, где отношение определяют как «психологическую связь человека с окружающим его миром вещей и людей», представленными работами К.А. Абульхановой-Славской (1981), Г.М.Андреевой (1988), Л.И. Анциферовой (1990), А. Кроник и Е. Кроник (1985), А.Ф. Лазурским (1914), В.Н. Мясищевым (1979), В.В. Сталиным (1982) и др.;

исследованиями невербального поведения как внешнего проявления внутреннего содержания человека М.З. Воробьева (2000), Л.П. Кия-щенко (2000), В.А. Лабунской (1986), А. Меграбяна (2000), В.Н. Панферова (1974), Е.А. Петровой (2001), С.Л. Рубинштейна (1957), Е.Т. Соколовой (1989);

методологическими концепциями телесно-ориентированных подходов в психотерапии: театра сенситивности В.Ю. Баскакова (1993), пла-стико-когнитивного подхода В.Н. Никитина (2000), структуры характера А. Лоуэна (1996), характеро-анализа В. Райха (1999), рольфинга И. Рольф (1993), спонтанного движения М. Фельденкрайза (1994);

10 исследованиями в области трансформации личности, социальных

> установок, личностно-социальной идентификации, коммуникативной компе-

тентности А.И. Донцова (1979), В.В. Козлова (1998), В.Т. Кондратенко (2001), В.В. Новикова (2000), Л.А. Петровской (1982), А.С. Спиваковской (1988), Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого (1989).

Методы и этапы исследования. Методы исследования определялись в соответствии с этапами работы с 1996 по 2000 гг.

Первый этап (1996—1998) — подготовительный, теоретико-модели-рующий. Проведено исследование теоретического и экспериментального материала, опубликованного в отечественной и зарубежной литературе по про-

« блеме танца, движений, танцевально-двигательной терапии и ее эффективно-

сти. Определено теоретико-методологическое основание исследования, сформулированы цели, гипотезы, задачи работы, проведена разработка экспериментальной социально-психологической программы танцевально-двигательного тренинга.

Второй этап (1998—2001) — основной, экспериментальный. В рамках танцевально-двигательных тренингов проведен эксперимент. Выделены и исследованы социально-психологические и психологические факторы танцевально-двигательных методов, проанализированы особенности их влияния на

групповую работу и трансформацию личности. На основе результатов экспе-

римента создана и апробирована макро-модель формирующего эксперимента, в которой определен алгоритм процесса психокоррекции. В рамках учебно-образовательного процесса факультета социальной психологии Гуманитарного Университета г.Екатеринбурга разработаны учебные курсы: «Психологическая коррекция личности методом танцевально-двигательного тренинга» для студентов дневной формы обучения, «Танцевально-двигательная терапия» для студентов дополнительного образования по специальности «Психологическое консультирование».

Третий этап (2001—2002) — корректирующий. С учетом предыдущих экспериментальных исследований внесены коррективы в социально-психоло-

гическую программу танцевально-двигательного тренинга. Теоретическое
t обобщение экспериментального результата нашло свое отражение в учебно-

методическом материале и в статьях.

Основные методы работы: теоретический анализ и обобщение; констатирующий и формирующий эксперименты; танцевально-двигательный тренинг; эмпирические методы исследования; методы математической статистики.

Научная новизна исследования:

1. Впервые систематизированы и проанализированы взгляды на при
роду танца, его развитие и трансформацию от средства первобытного обще-

# ния до психокоррекционного метода.

  1. Выделены психологические и социально-психологические характеристики движений, как проекции личности, ее отношений, особенностей межличностных коммуникаций, адаптации. Показана взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем осознавания движений, спонтанно возникающих чувств и характером социально-психологических проблем личности.

  2. Разработан и апробирован танцевально-двигательный тренинг, как средство психологической коррекции и трансформации личности и группы. Показано успешное сочетание танцевально-двигательных методов с другими

видами психокоррекционной работы (арттерапия, психогимнастика, психод
рама, символдрама и др.).

  1. Содержательно определена полифункциональность танца, позволяющая использовать различные танцевально-двигательные методы в групповой и индивидуальной работе с различными категориями населения психологами, социальными работниками, педагогами, бизнес-тренерами и другими специалистами.

  2. Показано, что методические приемы танцевально-двигательных методов позволяют развивать когнитивные, адаптационные, творческие и коммуникативные способности.

12 Аналогичные исследования в России единичны, об исследованиях в

, странах СНГ нам не известно. Танцевально-двигательные методы с социаль-

но-психологической и психологической точки зрения, теоретически не анализировались, их влияние на трансформацию личности и социально-психологические закономерности функционирования тренинговых групп научно не рассматривались.

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

1. Впервые сделан теоретический анализ различных подходов танце
вально-двигательной терапии применительно к практической психологии,
выделены социально-психологические и психологические характеристики

т движения, танцевально-двигательных методов и их составляющих.

  1. Показана универсальность танцевально-двигательных методов, позволяющая широко использовать танец и движение, другие танцевально-двигательные методы в групповой работе различной направленности.

  1. Подробно проанализированы теоретические основания современных танцевально-двигательных методов, содержательно определены основные понятия, показана эклектичность подходов, универсальность целей и областей применения.

4. Разработана новая концептуальная модель структуры подавленного
» личностного материала и системная стратегия взаимодействия с клиентом в

группе.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

  1. Танцевально-двигательные методы могут быть применены для выявления и коррекции социально-психологических проблем личности, включая социальную адаптацию, межличностные отношения, трансформацию установок и целей.

  2. Результаты диссертационного исследования позволяют обосновать, разработать и внедрить танцевально-двигательный тренинг как теоретико-практический курс психологической коррекции личности в учебный процесс при подготовке психологов, социальных работников, педагогов для работы с

13 различными категориями (возрастными, социальными, этническими) населе-

, ния.

3. Танцевально-двигательные психотехники, как составляющие танце
вально-двигательных методов, можно использовать отдельно или в комплек
се в различных психологических и психокоррекционных тренингах (тренин
гах личностного роста, общения, уверенности в себе, трансформационных и

др-)-

4. Сформированы и реализованы на практике следующие обучающие
программы семинаров и тренингов для разных групп населения:

— «Танец - зеркало жизни» для психологов, психотерапевтов, педаго-

# гов, социальных работников;

«Магия танца» — тренинг личностного роста;

«Страсть и нежность движения» — для женщин;

— «Танцевальная мозаика» — для детей и подростков;

«Основы танцевально-двигательной терапии» — для психиатров и психотерапевтов;

5 авторских выездных тренингов с различной контекстуальной подготовкой и внутренними методами из разных школ психологии, стержневой структурой которых выступали танцевально-двигательные методы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Танцевально-двигательные методы являются эффективными методами групповой работы, направленной на актуализацию социально-психологического потенциала личности и группы (формирование или изменение определенных социально-психологических и психологических характеристик личности и группы).

  2. Универсальность целей и областей применения танцевально-двигательных методов позволяет использовать их в обучающих, развивающих, психокоррекционных и социальных областях.

  1. Применение танцевально-двигательных методов приводит к изменению образа «Я», особенностей межличностных взаимоотношений, коррекции самооценки и самоотношения.

  2. Групповые танцевально-двигательные тренинги оказывают положительное влияние на психологическую атмосферу группы и внутригруп-повые межличностные взаимоотношения. Групповая сплоченность, возникшая в результате участия в тренинге, длительна во времени и продуктивна.

Апробация и внедрение полученных результатов. Основные идеи и результаты исследований докладывались и обсуждались на: заседаниях кафедры психологического консультирования и психологии личности факультета социальной психологии Гуманитарного Университета г. Екатеринбурга, Центра психического здоровья г. Павлодара, лаборатории психотерапии и практической психологии Костанайского института валеологии, кафедре психотерапии, наркологии и медицинской психологии Государственного Института Усовершенствования Врачей г. Новокузнецка, на теоретико-практических семинарах по психотерапии и практической психологии в г. Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Пермь, Москва, Ярославль.

Основные идеи диссертации были представлены в качестве докладов или выступлений на Международных и Российских конференциях, симпозиумах в г. Москве, Ярославле, Екатеринбурге, Омске и др. городах России и стран СНГ.

Теоретико-практический курс по танцевально-двигательным методам, как способе психологической коррекции личности апробирован: в течение 4 лет в Гуманитарном Университете (г. Екатеринбург); — 5 лет на базе Свердловской Психотерапевтической Ассоциации, — 7 лет на семинарах по практической психологии и психотерапии Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги в различных регионах России и Казахстана.

Танцевально-двигательные методы, такие как танцевально-двигательный тренинг, отдельные психотехники, упражнения и контекстуальные процессы с 1996 по 2002 гг. активно использовались в практической работе с

15 безработными (г. Костанай, ОФ «Помощь»); лицами с аддиктивным поведе-

, нием (наркотическая, пищевая зависимости) (г. Костанай, Екатеринбург,

центры психотерапии и наркологии); детьми и подростками (Социальный приют для сирот и брошенных детей Железнодорожного района г. Екатеринбурга; Летний лагерь для детей и юношества «Белояр», г. Челябинск); лидерами молодежных объединений (Молодежный Центр Северо-Западного Административного округа г. Москвы), танцевальными коллективами (Ансамбль бального танца «Надежда», г. Рудный; театр танцевальной импровизации «Эклектика» г. Екатеринбург; сборная Казахстана по спортивным танцам); бизнесменами (г. Омск, Югорск, Ханты-Мансийск); воинами-

. чеченцами (Центр реабилитации участников локальных войн, г. Челябинск);

педагогами (г. Тюмень, Костанай, Алматы, Кемерово, Екатеринбург, Омск, Краснотурьинск) и др.

В течение семи лет занятия проведены более чем с 6000 человек из стран России и Казахстана.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации иллюстрирован 19 таблицами, 3 рисунками и 11 приложениями. Библиография содержит 176 наименований, из которых 18 — на английском

языке.

История групповых методов работы

Одним из первых примеров оказания группой положительного влияния на психическое здоровье в европейской традиции могут служить опыты, проведенные австрийским психиатром Ф. Месмером (1734-1815). Он завоевал известность в Париже тем, что лечил людей, страдавших различными соматическими и психическими болезнями, собирая группы пациентов вокруг наполненного водой деревянного чана («бакэ») с множеством ручек. Каждый из пациентов держался за одну из ручек или за соседа. Одетый в развевающуюся мантию Месмер прикасался своим «магическим» жезлом к чану, как бы передавая или переливая свои флюиды в него. Люди начинали смеяться, плакать, некоторые даже галлюцинировали, подвергаясь, воздействию «животного магнетизма», якобы порождаемого водой, текущей по железным ручкам чана. У некоторых больных отмечалось улучшение состояния. Международная комиссия ученых во главе с Б. Франклином заявила, что пациенты излечивались от истерических симптомов силой внушения, и обвинила Месмера в шарлатанстве. Теория животного магнетизма, в конце концов, была вытеснена другими гипотезами. В эпоху Месмера не удалось установить, что люди в группах ведут себя по предсказуемым психологическим законам и что группа сама может оказывать целебное воздействие. До XIX-XX вв. поведение людей в группах и способность групп оказывать лечебное воздействие систематически не изучались. Развитие и использование групп в терапевтических целях было в большей степени делом времени и обусловливалось возрастанием значения всех проблем, связанных с человеком. В США первоначально ориентация на групповую терапию называлась «репрессивно вдохновляющей», и она доминировала в начале XX в. Одним из первых специалистов, практиковавших данный подход, был Д. Пратт, бостонский врач-интерн, лечивший больных туберкулезом. Пратт собирал больных в группы, рассказывая им о гигиене, необходимости отдыха, свежего воздуха и хорошей пищи. Его пациенты вели дневники, свидетельствующие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому лечению и заботе друг о друге. Первоначально Д. Пратт рассматривал групповую форму в своей врачебной практике как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. Лишь спустя годы Д. Пратт обратился к терапевтическому использованию группового воздействия. В 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений. На Пратта оказали влияние работы французского врача Ж. Дежерина, который использовал метод убеждения и переучивания в лечении больных неврозом [43; 107; 119]. Хотя работы Пратта не утратили своего значения и сегодня, наиболее сильное влияние на развитие группового движения оказали теория и практика психоанализа, ведущие свое начало от работ 3. Фрейда. Фрейд интересовался группами, но главным образом с позиции изучения психологии масс и тенденции участников группы следовать за сильными, могущественными лидерами, идентифицироваться с ними. А. Адлер попытался применить методы индивидуальной терапии для охвата большого количества людей. Тогда как психоаналитическое движение в Европе ориентировалось на индивидуальную психотерапию и было довольно элитарным, Адлер стремился к лечению людей из рабочего класса, основав центры групповых занятий. Раннюю историю движения групповой психотерапии можно рассматривать как американское явление [107; 143]. Последователи Фрейда Л. Уэндер (1929) и П. Шильдер (1934) первыми использовали психоаналитическое лечение в условиях группы. Т. Барроу применил термин «групповой анализ» еще в 1925 г. После нескольких лет практической работы Барроу разочаровался в психоанализе, убедившись в том, что для понимания людей надо изучать те социальные группы, к которым они принадлежат. Психиатрическое сообщество отнеслось отрицательно к выводам Т. Барроу. Во время второй мировой войны обнаружился недостаток в опытных психотерапевтах, т.к. возникла необходимость в специальной психологической помощи инвалидам. Это послужило импульсом к широкому экспериментированию и развитию практической психологии. Среди ученых, развивавших психоаналитически ориентированную групповую психотерапию, можно назвать С. Славсона и А. Вольфа. Славсон объединил групповой подход, прогрессивное обучение и психоанализ в так называемые «деятельные группы», где детей поощряли проигрывать свои конфликты в условиях группы. Вольф применял в групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы, как интерпретация сновидений, свободные ассоциации [107; 119; 143]. Большое значение для групповой психотерапии и групп тренинга имели идеи школы К. Левина: именно они лежали в основе концепции лабораторного тренинга в США. Именно, «теория поля» определила развитие представлений о групповой динамике и других групповых феноменах, именно Левину принадлежат известные слова о том, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» [119]. Бихевиоризм положил начало группам тренинга умений, использующим поведенческие модели обучения [13]. Наконец, говоря о роли тех, кто первым внес свой вклад в современную групповую терапию, нельзя не назвать Я. Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г. термина «групповая психотерапия». Хотя сегодня этот термин используется для обозначения широкого круга подходов, Я. Морено обозначал им метод объединения людей в обществе в новые группы на основе личных предпочтений и социометрических оценок. В 1931 г. Морено основал первый профессиональный журнал по групповой терапии [15; 107; 119]. Наконец, Я. Морено также принадлежит приоритет в создании первой профессиональной организации групповых психотерапевтов в 1942 г. Если первый сильный импульс развитию групповой терапии был дан «репрессивно вдохновляющим» подходом Пратта, второй — применением психоаналитической теории, то третьим стало гуманистическое направление, возникшее в 1960-е гг. [107]. В 1950-е и 1960-е гг. наблюдается растущий интерес психотерапевтов к работе с группами. Такие терапевты, как К. Роджерс, способствовали развитию гуманистического направления в психологии, резко выступая против догматического психоанализа, а также радикального бихевиоризма, симпатизируя антиавторитарной контркультуре, в центре которой находится свободное самовыражение и самораскрытие.

Современные методы групповой работы

В современной практической психологии и психотерапии наибольшее развитие и признание, по мнению Б.Д. Карвасарского, получили три психотерапевтических направления и возникшие на их основе методы: 1) психоаналитическое (психодинамическое, динамическое); 2) бихевиористское (поведенческое); 3) гуманистическое.

В этих трех направлениях психотерапии, ориентированных на личностное изменение, а не на один лишь симптом, наличие определенной личностной концепции позволило создать психотерапевтическую систему, характеризующуюся логической последовательностью взглядов. Это представление о личности, личностных изменениях, представления о задачах и способах воздействия. Так психоанализ, рассматривающий в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз - как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием, логически понятно определяет и основную задачу психотерапии - осознание этого конфликта. Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз - это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения, поэтому основная задача психотерапии формулируется как обучение новым, адаптивным способам поведения. Гуманистическая психология рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз - как результат блокирования этой потребности. Из такого понимания следует и задача психотерапии, которая заключается в приобретении пациентом нового эмоционального опыта, способствующего становлению адекватного целостного опыта Я, и возможностей для самоактуализации личности.

В рамках каждого из указанных психотерапевтических направлений возникают новые течения, подходы, формы, виды, методы, методики, технические приемы, названия которых нередко призваны отразить уникальность каждого из них, замаскировать производный их характер по отношению к основным направлениям в психотерапии и уже существующим в них методам.

Методы групповой психотерапии условно подразделяются на основные и вспомогательные. Основным является групповая дискуссия, имеющая три главные ориентации - интеракционную, биографическую и тематическую. К вспомогательным методам относятся психодрама (разыгрывание ролевых ситуаций), психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие), проективный рисунок (рисование на определенную тему) [24; 102].

Для практического применения тех или иных методов психотерапии имеет значение их классификация по поставленным целям. Волберг (L.R. Wolberg) различает три типа психотерапии:

1) поддерживающая психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие;

2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных. Клиент должен научиться лучше использовать имеющиеся у него возможности и способности, однако при этом не ставится цель по-настоящему разрешить неосознаваемые конфликты;

3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств, и стремление достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности.

К. Граве (К. Grawe) выделяет два вида психотерапии по поставленным перед психотерапевтом задачам: психотерапия, как способ преодоления имеющихся проблем, с точки зрения пациента и психотерапия, как способ лучшего понимания себя (клиентом), своих мотивов, ценностей, целей своего поведения и стремлений.

В последнее время распространение получили многочисленные методы, в которых искусство и природа выступают как терапевтический фактор. Это методы психотерапии, основанные а) на лечебном влиянии общения с искусством (музыкотерапия, библиотерапия и др.), б) на лечебном влиянии творческой деятельности (имаготерапия, арттерапия и др.) и в) на лечебном влиянии природы (натурпсихотерапия и др.).

По преобладающему виду коммуникации и характере получаемого материала различают:

1. Вербальные методы. Базируются на вербальной коммуникации и направлены преимущественно на анализ вербального материала (групповая дискуссия, психодрама и др.).

2. Невербальные методы. Опираются на невербальную активность, невербальную коммуникацию и концентрируются на анализе невербальной продукцию (психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия и др.).

Увеличение числа методов психотерапии, в последнее время приведшее к усилению интегративного движения в психотерапии, подтверждает положение о том, что имеющиеся психотерапевтические подходы не столько различаются по отношению к единому объекту - человеческой личности, сколько концентрируются на разных ее аспектах и проблемах, чем и обусловлено различие в методах психотерапии и множество их классификационных делений [59]. Одна из таких классификаций представлена в Приложении 1.

И.Н. Карицкий в монографии «Современные психологические практики: содержание, основания, классификации» пишет: «В первом приближении классификация психологических практик по базисному уровню воздействия может выглядеть следующим образом. С телесного плана возможно осуществлять интервенцию на уровень энергетики или в психические сферы. К процедурам этого рода относятся, в частности: различного рода телесно-ориентированные техники (танцевально-двигательные, техника аутентичного движения, театр прикосновений, холистический палсинг, биоэнергетика (по А. Лоуэну) и др.), дыхательные техники (холотропное дыхание, ребефинг, вайвейш, свободное дыхание и т.п.), разного рода йогические практики, психоделические, тенсегрити, техники мантр, призывов, звукотерапия, музыко-терапия, массаж, биосинтез, бондинг и т.д.

Телесные техники, в свою очередь, подразделяются на активные и пассивные. В первых субъект процесса совершает те или иные активные действия (двигается, дышит, кричит). Во вторых - действия (воздействия) совершаются по отношению к нему: его массируют, его касаются, на него действуют химические, звуковые и иные агенты.

Теоретические основы танцевально-двигательных методов

Толчком к возникновению танцевально-двигательной психотерапии, как было рассмотрено выше, явился кризис современного танца в начале XX в. Анализ обширного литературного материала позволяет выделить следующие теоретические основы танцевально-двигательных методов, применяемых в групповой и индивидуальной работе:

1. Танец, как форма невербальной коммуникации и самовыражения (подробно рассмотрено выше).

2. Психоанализ 3. Фрейда, сформировавший понятие о бессознательном и его проявлениях. Многие танцевально-двигательные методы направлены на преодоление защитных механизмов Ego, катарсис, работу с сопротивлением, переносом и контрпереносом. Танец рассматривается как выражение сексуальной энергии, отреагирование подавленных чувств и отношений, повторное переживание этапов развития.

3. Индивидуальная психология А. Адлера. Танец рассматривается как источник позитивных, творческих, здоровых способностей личности, которые организуют и направляют реакции индивидуума на окружающий мир. Групповая работа приводит к чувству общности, интересу к другим людям, формируя тем самым социальный интерес и один из важных его аспектов -способность сотрудничать. Танец способствует развитию чувства включенности в социальное целое (группу), что не позволяет изучать людей изолированно, без социального контекста.

4. Аналитическая психология К. Юнга. Юнг использовал танец как прямое выражение бессознательного в активном воображении, как способе развития самопонимания через работу с символами и ослабление контроля эго; «вытанцовывание снов». На основе его теории экстравертированности -интровертированности выделяются аспекты изобразительные (мимические) и неизобразительные (абстрактные). Появляется типология танца в соответствии с типологией личности. Коллективное бессознательное и архетипы, актуализированные в танце, рассматриваются как нераскрытые и нереализованные ресурсы личности и группы в целом. Считается, что их актуализация возможна только в групповой работе.

5. Телесно-ориентированная психотерапия, представленная теориями В. Райха, А. Лоуэна, Ф. Александера, М. Фельденкрайза, И. Рольф. Райх попытался декодировать язык тела и описал, как внутреннее напряжение формируется, сохраняется и проявляет себя на уровне тела, а затем и проецируется в жизни каждого конкретного человека. По Райху, характер человека состоит из привычных положений и отношений пациента, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Характер включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр., выражается в теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря, который организуется в семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций выражения. Основные сегменты панциря располагаются в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза и блокируют основные эмоции (гнев, смех, печаль, страстность и пр.), не позволяя человеку истинно проявлять себя. Особенности распределения участков мышечного напряжения по телу человека определяются различного рода событиями и травмами, которые были пережиты им в период формирования его личности. Мышечный панцирь формирует страхи, опасения, тревогу, неуверенность, замкнутость и т.п. Процесс рассасывания панциря постепенно приводит к свободе и открытости. Для распускания панциря Райх использовал: глубокое дыхание, позволяющее накапливать энергию в теле; прямое воздействие (массаж, защипывание, давление и т.п.) на хронические мышечные зажимы, чтобы расслабить их; поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом проявляются. Идеи Райха активно используются многими танцтерапевтами, как основополагающими.

Биоэнергетика А. Лоуэна. Данный подход центрируется на роли тела в анализе характера. Он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на тех его психических и физических проявлениях, которые можно заметить, когда человек занимает защитную (в психологическом смысле) позицию. Биоэнергетика Лоуэна сочетает работу с телом и «умом», целью является помощь людям в разрешении их эмоциональных проблем и реализации большинства их потенциала для получения удовольствия и радости жизни.

Упражнения призваны помочь человеку войти в контакт с его напряжениями и снять их путем соответствующих движений. Лоуэн вводит понятие «заземление»- энергетический контакт с почвой, ощущение опоры, которая обеспечивает устойчивость и возможность двигаться. Наличие заземления у человека позволяет эффективно функционировать в реальном мире. Поэтому биоэнергетика часто концентрируется на ногах и тазе, потому что «они — основание и опора эго-структуры. Посредством ног и ступней мы сохраняем контакт с единственной неизменной реальностью в наших жизнях, с землей, или почвой.» Исходя из этого положения — почти все практики в танцевально-двигательной терапии проводятся босиком. Во многих методах используется принцип напряжения, характер и специфика движений интерпретируется согласно теории А. Лоуэна.

Структурная интеграция И. Рольф (рольфинг) — система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и линии. Целью данного подхода является восстановление мышечного равновесия и гибкости.

Исследование динамики самочувствия, активности, настроения и работоспособности в ходе тренинга

Методики исследования Для изучения влияния на функциональные состояния участников тренинга в качестве методов использовались стандартизированные отечественные и зарубежные психодиагностические опросники: САН и Самооценка состояний. Данные опросные методы являются общепризнанными в исследовательской психологической практике. Охарактеризуем основное содержание методик, примененных при реализации информационно-диагностического аспекта исследования. Опросник САН В методике, предложенной В.А. Доскиным, используются 30 семибалльных биполярных шкал, сгруппированных в три фактора. В качестве обобщенных факторов, характеризующих различные аспекты актуального состояния, в тесте САН используются «самочувствие», в интегративной форме отражающее физиологическое состояние организма, «активность», характеризующая актуальный энергетический потенциал целостной (в том числе, психической) жизнедеятельности, и «настроение» — интегративный показатель отражаемого на эмоциональном уровне благополучия внутренних и внешних условий жизнедеятельности [4, с. 28]. Тест — опросник «Самооценка состояния» Это бланковая методика предназначена для самооценки функциональных состояний [4, с. 78]. Измерение в этой методике производится в семибалльной системе. Предлагается выбрать в каждом из наборов суждений то, которое лучше всего описывает состояние. Измеряются следующие показатели: Задача индуктивной статистики — определять, достаточно ли велика разность между средними двух распределений для того, чтобы можно было объяснить ее действием независимой переменной, а не случайностью, связанной с малым объемом выборки.

При этом возможны две гипотезы: 1) нулевая гипотеза (Но), согласно которой разница между распределениями недостоверна; предполагается, что различие недостаточно значительно, и поэтому распределения относятся к одной и той же популяции, а независимая переменная не оказывает никакого влияния; 2) конкурирующая гипотеза (Нк), какой является рабочая гипотеза нашего исследования. В соответствии с этой гипотезой различия между обоими распределениями достаточно значимы и обусловлены влиянием независимой переменной. Характеристика выборки Данные, характеризующие выборку в данном исследовании, были сведены в табл. 5. В исследовании приняло участие 36 человек, психически и физически здоровых, в основном с незаконченным высшим образованием (27 человек, что составило 75% от общего числа участников) в возрасте от 17 до 42 лет. Общий объем выборки — 36 человек, большинство среди участников тренингов - женщины, что составляет 86,11% от общей выборки.

Основная масса участников тренинга — студенты четвертого и пятого курсов Костанайского Государственного Университета (Казахстан) в количестве 26 человек, что составляет 72,22% от общей выборки. Анализ и обработка результатов Данное исследование проводилось на выездном трехдневном танцевально-двигательном тренинге, который проходил в мае 1997 года в г. Кос-танае (Казахстан). В качестве основной методики участникам тренинга был предложен тест САН. Параллельно для диагностики результатов был проведен тест «Самооценка состояния». Данные заносились в бланки для ответов. Статистическая обработка теста заключалась в нахождении средней арифметической, среднего квадратического отклонения по каждому предъявлению и коэффициента Стьюдента (t) — критерия значимости изменений.

Графическое изображение влияния применения танцевально-двигательных методов на самочувствие, активность, настроение, учитывая возрастную дифференциацию участников представлены в Приложении 8. Исследование показало, что по всем трем шкалам существуют различия как в парах «до применения танцевально-двигательных методов — после применения танцевально-двигательных методов», так и общими значениями в начале и конце тренинга. Так, после первого применения танцевально-двигательных методов самочувствие (С) в целом в группе повысилось на 0,3 (4,3 %), активность (А) и настроение (Н) понизились на 0,4 (5,7 %).

Похожие диссертации на Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы