Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения Чукова, Анна Сергеевна

Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения
<
Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чукова, Анна Сергеевна. Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Чукова Анна Сергеевна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2011.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/68

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения прощения как феномена межличностного общения 13

1.1 Представления о прощении в положениях различных религиозных учений 13

1.2 Размышления о прощении в философских текстах 17

1.3 Представления о прощении в психологических трудах 26

1.4. Изучение прощения как феномена межличностного общения (с позиций интерсубъектного подхода) 56

Выводы по Главе 1 63

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических характеристик феномена прощения 66

2.1. Описание методического инструментария и выборки исследования 66

2.2 Представления о феномене межличностного прощения в обыденном сознании 71

2.2.1 Представления о понятии прощения 71

2.2.2 Функции прощения 73

2.2.3 Образы прощающего и ищущего прощение в глазах респондентов 77

2.3 Анализ содержательно-динамических характеристик прощения 81

2.3.1 Мера прощения 81

2.3.2 Избирательность прощения 87

2.3.3 Парциальность прощения 2.4 Анализ процессуальной стороны прощения 96

2.5 Взаимосвязь прощения с социально-психологическими характеристиками личности 108 2.5.1. Взаимосвязь меры выражения и поиска прощения с социально-психологическими характеристиками личности 108

2.5.2 Взаимосвязь установок на прощение и эмоциональных проявлений субъектов прощения 116

2.5.3. Взаимосвязь установок на прощение и социально психологических характеристик личности 118

Выводы по Главе 2 122

Заключение 125

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется ростом социальной напряженности, увеличением числа межэтнических, межконфессиональных, политических конфликтов, усилением нетерпимости к инакомыслию при декларируемых демократических ценностях равенства, свободы, права на самоопределение.

Расширение масштабов реальной и виртуальной коммуникации и взаимодействия часто приводит к тому, что конфликтных ситуаций в жизни человека становится все больше.

Увеличение числа разводов (особенно в молодых семьях), сокращение общения между супругами, родителями и детьми, непонимание потребностей ребенка, высокий уровень суицидных попыток в подростковом возрасте, -столь многочисленные и многообразные конфликтные ситуации ставят на повестку дня вопрос поиска путей и способов их регулирования и разрешения. Прощение можно назвать одной из альтернатив конфликтной ситуации наряду с приспособлением, компромиссом, игнорированием, соперничеством и сотрудничеством.

Сложность изучения данного феномена заключается в том, что, несмотря на широкую распространенность понятия прощения в разговорном языке, литературе, богословии и философских теориях, содержание его неоднозначно. Вследствие этого, при проведении психологических исследований прощения возникают трудности терминологического характера, разработки методик, интерпретации данных.

К рассмотрению такого многогранного феномена обращались мыслители разных времен: Эпиктет, М. Монтень, Ф. де Ларошфуко, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Л. Толстой, И. Ильин, В. Янкелевич. В трудах психологов мы находим понимание прощения как личностного смысла (В. Франки), исцеления (Э. Фромм), принятия другого (Ю. Орлов), нравственного акта (А.А. Родионова), как активного преодоления негативной ориентации по отношению к обидчику и развития по отношению к нему позитивной ориентации (Р. Энрайт, Э. Гассин).

Исследование феномена прощения за рубежом в последние двадцать лет носит междисциплинарный характер. Так, прощение является предметом изучения философии (J. North, N. Richards, L. Smedes, Т. Bedell, К. Trevino и др.), медицины (D. Kaminer, D. Stein, I. Mbanga, K. Lawler, J. Yonger, R. Piferi, E. Billington и др.), психологии (R. Enright, E. Gassin, R. Fitzgibbons, J. Smidt, M. McCullough, S. Sandage, E. Worthington, R. Emmons, K. Pargament, J. Berry, T. Hargrave, W. Hill, P. Madikizela-Gobodo и др.). В нашей стране исследования феномена прощения носят фрагментарный характер, в основном, в русле психологии обиды (О.А. Апуневич, Ю.М. Орлов), психологии семьи (А.А. Родионова).

Анализ теоретических работ позволил выявить ряд объективно существующих противоречий, обусловивших актуальность разработки феномена прощения:

между значимостью прощения в процессе человеческого общения и недостаточной изученностью содержательной и процессуальной стороны данного феномена;

между потребностью раскрыть психологические механизмы процесса прощения и отсутствием социально-психологических исследований прощения как важнейшего феномена межличностного общения;

между запросами практики и недостаточным числом технологий по выражению и поиску прощения, выработанных наукой.

Проблема диссертационного исследования сводится к необходимости
изучения социально-психологических характеристик межличностного

прощения, на основе которых стало бы возможным создание условий для конструктивного взаимодействия лиц, оказавшихся в ситуации обиды, конфликта, кризиса межличностных отношений, реализация мер по формированию толерантности в современном обществе, разработка рекомендаций и технологий по поиску и выражению прощения.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель исследования: изучить социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения.

Объект исследования: прощение как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения.

Основная гипотеза: прощение может быть представлено как феномен межличностного общения, который может проявляться как во внутриличностном пространстве человека, так и в межличностном взаимодействии, и может предполагать активность со стороны субъектов общения, ценностное отношение к другому, понимание его и самопонимание, готовность к диалогу.

Частная гипотеза: социально-психологическими характеристиками прощения, отражающими содержательно-динамическую сторону прощения как феномена межличностного общения, могут выступать мера (условия, при которых прощение происходит), избирательность (что прощается), парциальность прощения (кому прощается).

В соответствии с целью, предметом и гипотезами в диссертационной работе ставились и решались следующие задачи:

1. Провести анализ теоретических подходов к изучению проблемы
прощения в отечественной и зарубежной литературе и обосновать возможность
его изучения как феномена межличностного общения с позиций
интерсубъектного подхода.

2. Изучить содержание представлений о функциях прощения и субъектах
прощения.

3. Провести социально-психологический анализ содержательно-динамических характеристик прощения (мера, парциальность, избирательность), выявить их возрастные и половые особенности.

4. Проанализировать взаимосвязи между условиями прощения, установками на прощение и социально-психологическими характеристиками личности (эмпатическими тенденциями, эмоциональной направленностью личности, установками на альтруизм-эгоизм).

Теоретико-методологическую основу исследования составили базовые методологические принципы комплексного (Б.Г. Ананьев); системного (В.А. Барабанщиков, А.В. Брушлинский, В.А. Ганзен, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.); интерсубъектного (А.У. Хараш, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.В. Знаков и др.) подходов к изучению психических явлений.

Существенное значение в разработке проблемы имели основные положения теории отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), концепции социального восприятия и социального познания (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, М.Ю. Кондратьев, В.А. Лабунская); концепции субъектности (А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.П. Зинченко), теории социальных представлений (С. Московичи, Т.П. Емельянова, P.M. Шамионов), концепции доверительных отношений личности (Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко), а также результаты зарубежных исследований феномена прощения (Р. Энрайт, Э. Гассин).

Методы исследования:

1. Методы теоретического анализа, синтеза и обобщения социально-
психологической литературы по проблеме исследования.

  1. Методы эмпирического исследования - контент-анализ, метод сочинений, анкетирование, психодиагностическое тестирование.

  2. Методы математической статистики: первичная описательная статистика, метод оценки значимости различий по критерию t-Стьюдента, коэффициент корреляции г-Пирсона.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социально-психологического опроса, психодиагностического тестирования и эмпирического исследования, проведенного с помощью методики сочинения. В исследовании, проводившемся в 2009-2010гг., приняло участие 333 человека (128 мужчин и 205 женщин).

Достоверность полученных результатов обеспечивается широкой теоретической базой, опорой на современные психологические исследования, репрезентативной выборкой, корректным применением статистических методов.

Научная новизна исследования.

Представлено понимание прощения как феномена межличностного общения с позиций интерсубъектного подхода, согласно которому прощение может выступать как во внутриличностном пространстве, так и во взаимодействии людей. Прощение - активный процесс, предполагающий ценностное отношение к другому, уважение к нему, готовность к диалогу, понимание субъекта и самопонимание.

Определены функции прощения как феномена межличностного общения: поддержание межличностных отношений (примирение, продолжение общения),

воспитательная (предотвращение неподобающего поведения обидчика в дальнейшем), общественная (поддержание мира и согласия в обществе), познание другого, самопознание, выражение отношения к другому; а также аффективная (облегчение эмоционального состояния), смыслообразующая (нахождение смысла в пережитом), личностный рост (возможность развития личности), прагматическая (стремление к выгодам).

Образы субъектов прощения: выражающего прощение и ищущего его, -представляются сильными, искренними, умными, справедливыми и добродетельными. В то же время образ дарующего прощение представляется эмоционально более благополучным, уверенным в себе и надежным, чем образ ищущего прощение.

Выделены и подробно описаны содержательно-динамические характеристики прощения: мера (при каких условиях выражается и ищется прощение), избирательность (что прощается), парциальность (кому прощается). Выявлены возрастные и половые особенности проявления данных характеристик.

Установлено, что морально-нравственные условия, предполагающие учет интересов второго субъекта прощения, и готовность к прощению связаны с выраженными эмпатическими тенденциями, альтруистической и коммуникативной направленностями личности, социально-психологической установкой на альтруизм и не связаны с установкой на эгоизм. Условия, предполагающие собственные выгоды, связаны с направленностью на самоутверждение и социально-психологической установкой на эгоизм. Готовность к прощению предполагает редкое переживание негативных чувств по отношению к обидчику в момент нанесения обиды и в момент просьбы о прощении.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и углублении научных представлений о прощении как социально-психологическом феномене.

Проведенное исследование с точки зрения интерсубъектного подхода расширяет представления о содержательно-динамической и процессуальной сторонах прощения, вносит вклад в решение проблемы взаимосвязи между психологическими характеристиками межличностного прощения и определенными социально-психологическими характеристиками личности, а также в теоретическую часть социальной психологии личности и психологии общения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения диссертации могут выступать базой для разработки рекомендаций, направленных на обучение конструктивному поведению в ситуации межличностного конфликта, и технологий по выражению и поиску прощения. Результаты эмпирического исследования могут быть включены в соответствующие разделы лекционных и практических курсов социальной психологии, психологии общения, психологии конфликта, психологии семьи, психологического консультирования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Межличностное прощение, согласно интерсубъектному подходу, может
проявляться как во внутриличностном пространстве человека, так и в
межличностном взаимодействии людей, его субъектами являются тот, кто ищет
прощение и тот, кто его выражает. Данный феномен предполагает проявление
ценностного отношения ко второму субъекту общения, уважение, готовность к
диалогу, активное понимание душевного состояния субъекта и самопонимание.

2. Распространенными функциями прощения как феномена
межличностного общения являются функции поддержания межличностных
отношений, воспитательная, общественная, познания другого, самопознания,
выражения отношения к другому, а также аффективная, смыслообразующая,
личностного роста, прагматическая.

Образы субъектов прощения: выражающего прощение и ищущего прощение, представляются сильными, искренними, умными, справедливыми и добродетельными. В то же время образ дарующего прощение представляется эмоционально более благополучным, уверенным в себе и надежным, чем образ ищущего прощение.

3. Основными характеристиками процесса прощения выступают мера
(условия, при которых прощение выражается), парциальность (что прощается),
избирательность (кому прощается):

а) прощение чаще всего выражается и ищется исходя из внутренних
(морально-нравственных) условий, учитывающих интересы второго субъекта
общения; условия внешние (утилитарные), которые формируются исходя из
соображений собственных выгод или под давлением общества, играют
меньшую роль в прощении по сравнению с условиями внутренними;

б) прощение легче и чаще даруется в тех ситуациях, которые доступны для
рационального объяснения и понимания, которые переживал когда-то сам
субъект, и которые наносят меньшее психотравмирующее воздействие;

в) прощение легче и чаще всего выражается тому, к кому испытывается
аттракция, снисхождение, а также тому, с кем можно себя идентифицировать.

Тенденция прощать всевозможные ситуации и обидчиков увеличивается с возрастом; женщины чаще, чем мужчины прощают обидчиков.

4. Условия прощения, установки на прощение тесно взаимосвязаны с
социально-психологическими характеристиками личности. Внутренние условия
прощения, которые выработаны исходя из морально-нравственных мотивов,
интересов второго субъекта прощения, готовность к прощению связаны с
выраженными эмпатическими тенденциями, альтруистической и
коммуникативной направленностями личности, социально-психологической
установкой на альтруизм и не связаны с установкой на эгоизм. Внешние
условия прощения, которые выработаны исходя из своих собственных
интересов и выгод, связаны с глористической направленностью личности
(направленностью на самоутверждение) и социально-психологической
установкой на эгоизм. Готовность к прощению предполагает редкое
переживание негативных чувств при нанесении обиды (гнева, раздражения,
отвращения к обидчику); редкое переживание злорадства и превосходства над

обидчиком в момент просьбы о прощении, но частое - жалость и любовь к обидчику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр практической, общей и социальной психологии Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Основные идеи исследования и его результаты были обсуждены и одобрены на второй международной научной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе», БФСГУ Балашов, 2005 г; международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии», СГУ, Смоленск, 2008 г.; международной научно-практической конференции «Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся мире», БИ СГУ, Балашов, 2009 г.; второй международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии», СГУ, Смоленск, 2010 г.; международной научной конференции «Проблемы и перспективы социальной психологии образования», СГУ, Саратов, 2010. Основное содержание диссертации отражено в 12 научных статьях.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 164 источника, в т.ч. 35 иностранных, 11 приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками.

Размышления о прощении в философских текстах

Тема прощения берет начало в положениях разных религий, поэтому знакомство с понятием прощения с этой точки зрения будет представлять непосредственный интерес.

В некоторых религиях личное прощение .поощряется, так как оно воспроизводит отношение бога к человечеству.

Так, в иудаизме прощение — одно из качеств, приписываемых богу: «У Господа, Бога нашего, милосердие и прощение» [82], при этом акцент в данной религии делается именно на взаимном прощение обид «для полного очищения человека». Прощение личных обид между людьми подчеркнуто в обычае просить друг у друга прощение перед Днем искупления. Условиями искреннего и полного прощения является, с одной стороны, выражение искреннего раскаяния со стороны обидчика, даже в том случае, когда нанесенный ущерб полностью возмещен, а обиженному рекомендуется не быть упорным, и не только принять извинения, но и молиться за обидчика. Обычай просьбы о прощении предполагает, что просящий прощения должен прийти к потерпевшему с просьбой три раза, если он не был прощен в первый раз; при этом должны присутствовать свидетели. В случае если обиженный так и не даровал прощение, считается, что он, в свою очередь, совершил грех. Прощение за нанесенные (или возможно нанесенные) обиды просят и у покойника (при погребении, например) [82].

Прощение в мусульманстве определяется через отрицание мести, подавление гнева и других негативных чувств. Мусульманские каноны высоко оценивают умение прощать и предполагают, что данное умение способствует зарождению таких морально-нравственных качеств, как доброта, милосердие, великодушие, а также доброжелательности во взаимоотношениях между людьми [63].

Наиболее акцентировано прощение в христианстве (и в частности, в православии), слово «прощение» является одним из важнейших его слов: оно очень часто встречается в Библии и в Евангелии. По утверждению священников и богословов, слово «прощение» связано с корнем «прост», «прощ», который означает «то, что прямое». Таким образом, простой - значит прямой, а прощать - выпрямлять; смысл прощения состоит в том, чтобы «выпрямить» человека и «выпрямить» ето путь, помочь другому человеку покаяться, измениться. У данного существует и другой смысл: по-гречески оно означает «освобождать пленных». Смысл дарования человеку свободы — и по отношению к тому, кто прощает, и по отношению к тому, кого прощают, — также один из главных смыслов прощения [117]. "

Прощение представляет собой акт воли, предполагающий нежелание обиженного наказывать и осуждать обидчика, отказ от мщения, проявление милосердия по отношению к нему. Акт прощения может длиться годами, и, возможно, требуются дополнительные усилия, чтобы прощение совершилось. [27; 92]. При этом настоящее прощение должно быть безусловным: прощать нужно любого, кто причинил зло или боль, а число раз, когда человек должен простить, не ограничивается [25; 122]. Философ и мыслитель русского зарубежья Иван Ильин, рассуждая о том, чем может быть обусловлена подобная любовь, говорил, что человек помнит первоначальное единство, совместное происхождение из единого источника, подразумевая под этим источником бога [49]. С. Соловьев полагал, что любовь к ближнему определяется, прежде всего, жалостью. А, значит, любить ближнего, как самого себя, означает жалеть его, как себя самого [95]. Существуют некоторые возражения, в которых указывается на ограниченное число прощения, произнесенную Иисусом, - «до седмижды семьдесят» (т.е. четыреста девяносто раз). Но данная цифра условна, и в данном случае означает отсутствие ограничений в прощении. Толкователями Библии утверждается, что цифра семь - это символ полноты, которую Иисус умножил еще на семьдесят раз, укрепляя этим необходимость прощения без ограничений [122]. Одним из условий осуществления прошение является необходимость различения человека и его поступка. Предполагается, что обидчик - еще большая жертва, чем обиженный, так как зло управляет им. Прощение начинается с момента, когда обиженный увидел обидчика слабым, хрупким, достойным жалости и решился понести на себе последствия его слабости. is-Необходимо суметь встать на место другого человека, попытаться представить его возможности и искушения. В итоге, когда человека сделается настолько жалко, злоба пропадает, но остается сознание ответственности за этого человека [89].

В православии считается, что прощение изменяет условия, в которых живет человек: убираются препятствия в отношениях между людьми или между человеком и богом, появляется мир с богом и людьми. Человек обретает свободу и радость, мир и благополучие. В случае же непрощения, как утверждается, появляются некие «невидимые камни», которые являются препятствием в отношениях между людьми и богом; препятствием в молитве. Отсюда возможны страхи, гнев, недовольства, озлобление и роптание [27].

Этнографические источники говорят о том, что в православном обществе существовали обычаи, касающиеся прощения. Обычаи эти были приняты как в личных и внутрисемейных делах, так и в общине в целом. Так, например, если крестьянин уезжал куда-то надолго, он просил прощения при прощанье с близкими, кланяясь каждому из провожавших. Смысл обычая был в том, чтобы в разлуке не тяготило сознание вины, чтобы оставшиеся «не поминали лихом», чтобы очиститься от грехов перед испытаниями, которые, возможно, ожидали в дальнем пути. Такой же смысл вкладывался и в обычай, принятый у женщин, чувствующих приближение родов, — просить прощения у всех членов семьи, низко кланяясь им в ноги. В некоторых местах (в Орловском уезде, например) и муж, и жена считали.нужным просить лрощеїтия у мира в том случае, если женщина долго не могла родить.

Рассматривая конфликты, сходка общины стремилась к тому, чтобы виновный попросил прощения у обиженного или у мира в целом. Если человек, совершивший проступок, сознается и просит у «общества» (общины) прощения, то с него взимали штраф по приговору сходки. Если же он отрицал свою вину, то штраф назначали в двойном размере.

Прощение просил у всех своих домашних каждый, отправляясь в церковь на исповедь, нередко кланяясь им в ноги. Потом уже в церкви, прежде чем подойти к священнику для исповеди, клали «земнбй поклон перед иконами и три поясных поклона перед молящимися, испрашивая у них прощенья в своих грехах» [31, абз.6].

Наиболее известна из всех «организационных» возможностей прощения -проводимая перед началом великого поста вечерняя служба, на которой совершается обряд прощения. Обряд помогает человеку понять, что он незаметно или ненамеренно мог обидеть других, и простить тех, кто обидел его. Еще одна православная традиция заключается в том, что умирающий просит и сам дарует прощение перед смертью. Связывая прощение с началом двух великих преобразований (началом великого поста и началом небесной жизни), православная церковь подчеркивает решающее значение прощения для духовного роста личности и общества. История Руси знает примеры, когда высшая власть в Масленую неделю просила прощения у народа, из тюрем отпускались колодники, а царь объезжал монастыри, раздавал милостыню, просил об отпущении грехов [25].

Изучение прощения как феномена межличностного общения (с позиций интерсубъектного подхода)

Развернутое проспективное исследование, проведенное на студентах церковного колледжа, показало, что эффект получения прощения выражается в четырех основных факторах: улучшение отношений с прощающим; ослабление самоосуждения; улучшение мнения обидчика об обиженном; положительные внутренние моральные изменения. Принесение извинений связано с сообщениями обидчиков о больших положительных следствиях поиска и получения прощения, особенно если обидчик мужчина. Кроме того, восприятие обидчиками качества полученного прощения было связано с положительными исходами поиска прощения. Другими словами, те обидчики, которые чувствовали, что получили искреннее прощение, а не псевдопрощение, сообщали о более положительных следствиях полученного прощения. Это обстоятельство также привлекает внимание к тому факту, что процессы дарования и получения прощения тесно связаны между собой [25].

Некоторые исследования (Моэр, Пэрри, Фримен, 1992; Каминер, Штейн и др., 2001; Мотби, Макаскилл и МакКинни, 2001) показали, что неспособность простить других имеет значимую положительную корреляцию с повышенной депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и психотическими симптомами.

Исследователи еще только начинают изучать воздействие дарования прощения на физическое здоровье (Каплан, Р.Уильяме, В.Уильяме). Получены данные о том, как гнев и враждебность отражаются на сердечно-сосудистой системе; предполагается, что прощение может оказаться одной из форм профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Это важный объект будущих исследований [148].

Таким образом, можно сказать, что и обидчик, и обиженный выигрывают от дарованного и принятого прощения. Многие психотерапевты говорят о пользе прощения как раз из-за мотива улучшения самочувствия, и призывают простить или даровать прощение, чтобы снять душевный груз. Однако, как уже упоминалось, в теоретических исследованиях различных пониманий прощения «прощение по любви» рассматривается как более зрелый взгляд на прощение, чем прощение с целью улучшения собственного здоровья [25].

Хотя из психологических исследований ясно, что прощение полезно для психического (а может быть, и физического) здоровья прощающего, в некоторых исследованиях затрагивается вопрос доказательств того, что прощение по любви более «спасительно» для прощающего, чем прощение, которое дается исключительно по другим мотивам. С. Хуанг сравнивает психические и физиологические показания людей, которые простили либо из чувства долга (т.е. только потому, что религия этого требует), либо из любви. Рассказывая о своей истории прощения, утверждавшие, что простили из любви, отличались более низким кровяным давлением и меньшим напряжением мышц лица, чем те, кто простил из чувства долга. Однако в том, что касается собственной оценки меры гнева, эти две группы сильно не отличались. Хотя в рамках этого исследования невозможно различить причину и следствие, здесь подразумевается, что тот, кто прощает по любви, отличается настолько более глубоким психическим спокойствием, чем простившие из долга, что разница обнаруживается только в физиологических замерах, но не просматривается в замерах психологических. Если говорить о том, что спокойствие преобразовывает страсти гнева и тревоги, то это исследование в некотором смысле предполагает, что прощение из любви может быть связано с бесстрастием обиженного [25].

Несмотря на то, что авторы делают акцент на самоотверженности как мотиве для прощения, необходимо также признать, что нередко человек начинает процесс прощения именно по мотивам, ориентированным на себя (например, стремление облегчить депрессию), однако в конечном счете приходит к некоторому балансу мотивов, ориентированных на себя и на других [25]. Уже упоминалось, что при интимно-личностном и семейном консультировании клиенты часто сталкиваются с проблемами преодоления обид, дарования или принятия прощения. Р. Энрайт с коллегами предпринял попытку разработать несколько рекомендаций, которые могут использоваться практическими психологами и психотерапевтами в своей работе.

Во-первых, возможно, будет лучше, если клиент одномоментно прощает только одного человека и только за один проступок. Если клиент старается одновременно прощать всех своих обидчиков за все проступки, то прощение может стать слишком сложным. Во-вторых, прощение будет эффективней, если клиент персонифицирует прощение, прощая конкретного человека, нежели это будет попытка простить нечто абстрактное: общество или культуру. В-третьих, человек должен сосредотачиваться на прощении за боль, которую ему самому приходится переживать, а не за боль другого. В-четвертых, клиенту следует быть осторожным, чтобы не сводить процесс прощения только лишь к отречению от своего гнева. Противостояние гневу должно рассматриваться как часть процесса прощения. В-пятых, консультант и клиент должны различать прощение и примирение, когда клиент выбирает себе наилучший путь к решению проблемы. В-шестых, так как процесс прощения идеосинкратичен для каждого из нас, консультант должен быть готов к работе многие месяцы, и не забывать о возможности совершить истинное прощение за несколько коротких недель [25].

Изучая вопрос прощения, ученые стремятся выявить возможные взаимосвязи между данным феноменом и другими индивидуально-психологическими и социально-психологическими феноменами личности. Среди подобных аспектов можно выделить религиозность (или религиозную идентичность). Исследователи предполагают, что чем религиознее человек, тем чаще он будет выражать готовность к прощению, в отличие от людей, которые считают себя нерелигиозными.

Среди подобных исследований можно выделить исследование израильских ученых, которые изучали феномен «посттравматического роста» у подростков и факторы, которые могли бы влиять на него. Вообще посттравматический рост подразумевает какие-либо положительные перемены, произошедшие вследствие травмы (например, повышение самооценки, появление альтруистичного поведения, создание личной жизненной философии и т.п.). Прощение же в этом исследовании рассматривалось как нечто, что может усилить подобный рост, позволяя человеку избавиться от негативных мыслей, чувств и поведения, сфокусироваться на позитивных стратегиях, помогающих справиться с негативными результатами травмирующей ситуации. Исследователями было доказано, что именно подростки, исповедующие иудаизм (имелось в виду, что они регулярно принимают участие в религиозных служениях, следуют иудейским канонам), выказывают готовность прощать, в отличие от тех подростков, которые нерегулярно и не строго соблюдают религиозные предписания, и от тех подростков, которых можно называть «светскими» - не принимающими вообще участие в религиозных практиках [156].

В исследовании, проведенном в США, также было показано, что существует прямая взаимосвязь (на примере христианских верующих) между религиозностью, которая измерялась по таким критериям, как вера в бога и загробную жизнь, отношение к религии, участие в религиозных практиках, и прощением. Для изучения прощения был использован опросник, который подразумевал измерение прощения в когнитивном, эмоциональном и поведенческом плане. Так, было выявлено, что высокий уровень религиозности связан со шкалами прощения мыслей и эмоций [130].

Образы прощающего и ищущего прощение в глазах респондентов

Как можно видеть из данных таблицы 1, самой распространенной категорией является категория действия (43%). Упоминаются действия по отношению к обидчику и себе, по отношению к самой ситуации, чувствам, которые сопровождают ее. Действия по отношению к обидчику предполагают снятие вины с обидчика, шанс даруемый ему, принятие обидчика, выражение отношения к нему. Прощение видится определенной части респондентов, как действия самого обидчика: раскаяние, признание вины, искупление. Возможно, в сознании этих респондентов представляется автоматическое дарование прощения тому, кто раскаялся. Также у некоторых респондентов прощение подменяется такими понятиями, как примирение, извинение, снисхождение и забывание обиды.

Не менее значимые категории, это категории осознания, понимания (20%). Здесь предполагается осознание, понимание, принятие самой ситуации и понимание обидчика, осознание его мотивов, приведших к проступку.

В категории состояний, эмоций и чувств (12,5%) представлены суждения, которые отражают понимание прощения, как какую-либо положительную эмоцию или чувство (при этом данные эмоции, как правило, больше похоже на те, которые возникают уже в результате дарованного прощения: спокойствие, радость, облегчение) либо освобождение от негативных чувств. Некоторые респонденты предполагают, что прощение — это нравственное явление (добро, великодушие, милосердие и т.д.), то есть в данном случае для некоторых людей - то, на основе чего прощение даруется, представляется самим прощением. 12,5%) суждений показывают, что прощение-, это способность либо умение: способность не обижаться, умение понять другого, не держать на него зла, способность к пересмотру ситуации, сближению с обидчиком. 7,1%) ответов составляют категорию, которую можно обозначить как «Качество, свойство личности». Испытуемые предполагают, что прощение может быть чертой человека, неким свойством, позволяющим принять другого, осознать ситуацию, отбросить негативные чувства и т.п. 5% суждений представляют прощение , через отсутствие: каких-то негативных чувств по отношению к обидчику и ситуации, отсутствие самой обиды и нежелание мстить. Небольшое количество испытуемых представляет себе прощение, как потребность и установку (по 1% суждений соответственно).

Одной из задач, которую мы ставили перед собой, была задача изучения функций межличностного прощения. Функции предполагалось определить с помощью контент-анализа на основе проведения методики сочинения и открытых вопросов анкеты. В качестве испытуемых по методике сочинения выступили 37 женщин и 13 мужчин в возрасте 20-35 лет (табл. 2). В анкете были представлены вопросы открытого характера: «Как вы думаете, для чего нужно прощение? Какую роль, по вашему мнению, оно выполняет?». В ответах на данные вопросы приняли участие 191 человек в возрасте от 20 до 65 лет, получено 262 суждения (табл. 3).

Поддержаниемежличностныхотношений 44 45.4 «Отношения наши почти восстановились», «На следующий день мы общались, как ни в чем не бывало» Аффективная 21 21,6 «Я рада, что меня простили», «Стало невероятно легко», «С момента прощения я стала меньше и как-то легче обо всем этом думать» Познание другого 14 14,4 «Факт того, что он смог простить предательство и хотел сохранить отношения, меня поразил», «Я поняла, что тот период для моей подруги был тяжелым» Самопознание 10 10,3 «Раньше я никогда не мог простить ложь, думал и в этом случае не смогу, но простил», «Я пришла к выводу, что была виновата сама» См ыслообразующая 8 8,2 «Я смогла простить, и тем самым, начать жить», «Прощение этого человека дало мне силы для нового этапа наших отношений», «Тот опыт важнее и полезнее для меня в настоящем»

Всего 262 100 Наиболее распространенными функциями можно назвать две: функцию поддержания межличностных отношений и аффективную. По результатам сочинений функция поддержания (восстановления) межличностных отношения составила 45,4% (Примеры суждений: «Мы стали снова общаться, как и прежде», «Отношения наши восстановились», «Теперь мы являемся даже близкими друзьями») и 24,8%о по результатам анкетного опроса (Примеры ответов: «Прощение помогает не дать проститься с близкими и дорогими людьми», «Помогает восстановить отношения», «Выполняет функцию восстановления испорченных отношений»). Аффективная функция по результатам проведенного сочинения была определена на основе таких суждений, как «Я рада, что меня простили», «Стало невероятно легко» и составила 21,6%. В итоге проведенного опроса процент соотношения аффективной функции составил 44,8%о (Примеры суждений: «Прощение дает выход негативным эмоциям», «Прощение облегчает страдания»).

Подобные цифры могут указывать на то, что для участников процесса прощения весьма важным является продолжить общение, они стремятся примириться, облегчить свое эмоциональное состояние. При этом подобные стремления актуальны, как для обиженных, желающих простить, так и для обидчиков, ищущих прощение.

Если рассматривать другие функции прощения, которые удалось выявить в ходе анкетного опроса, а также анализа сочинений, это смыслообразующая («Дает силы для нового этапа отношений», «Прощение необходимо для того, чтобы жить дальше») - 6,1%о по результатам анкетного опроса и 8,2% по результатам проведенного сочинения; функция личностного роста («Прощающий становится добрее, мудрее и чище», «Прощение дает возможность развиваться личности дальше») и воспитательная («Прощение необходимо для того, чтобы дать шанс исправиться другому человеку», «Чтобы лицо, виновное в своем плохом поступке, осознало свои действия, не допускало их впредь») - по 5,7% соответственно по итогам ответов на вопросы. По утверждению Р.Энрайта и его коллег, на завершающей стадии процесса прощения часто происходит нахождение смысла в переживаниях и определение новых целей в жизни. Подобное формирование предваряется на ранних стадиях процесса прощения, где неизбежно переживание определенных чувств и эмоций, работа самосознания и общение с другим участником процесса прощения.

Другие функции, которые удалось выделить на основе полученных утверждений, это общественная функция («Без прощения общество деградирует»), функция познания другого («От умения прощать можно понять, насколько человек надежен и искренен», «Меня поразило, что он смог мне это простить»), самопознания («Прощение дает тебе осознать, что и сам ты не без греха», «Я поняла, что и сама была виновата»), выражения отношения к другому («Простив обидчика, даешь понять ему, что не держишь на него зла»), прагматическая функция («Прощение приносит тебе выгоду»).

Взаимосвязь меры выражения и поиска прощения с социально-психологическими характеристиками личности

Данные показывают, что те люди, которые прощают из-за внутренних условий, предполагающих направленность на второго субъекта прощения (обидчика), сочувствие к нему, выбирают для себя в общении с другими людьми альтруистическую и коммуникативную направленность (Приложение 6). Это касается таких условий, как допущение, что любой имеет право на ошибки (г = 0,36, р 0,05 и г = 0,31, р 0,05 - альтруистическая и коммуникативная направленность соответственно), что обида произошла из-за непонимания обидчика (г = 0,24, р 0,05 и г = 0,18, р 0,05), чувство вины (г = 0,35, р 0,05 и г = 0,28, р 0,05), нежелание угрызений совести (г = 0,16, р 0,05 и г = 0,17, р 0,05), осознание и переживание вины обидчиком (г = 0,24, р 0,05 и г = 0,19, р 0,05), осознание вины и просьбы о прощении со стороны обидчика (г = 0,24, р 0,05 и г = 0,19, р 0,05). Также обнаружена взаимосвязь приверженности моральных принципов отношения к людям и альтруистической направленности (г — 0,22, р 0,05).

Те респонденты, которые руководствуются при выражении прощения двумя мотивами - выполнение обидчиком поставленных ему условий (г = 0,28, р 0,05) и ориентацией на свое собственное душевное и/или физическое состояние (г = 0,12, р 0,05), чаще всего выбирают для себя глористическую направленность. Данная направленность предполагает в какой-то мере возвышение, а также ориентацию на свои потребности. Упомянутые условия можно отнести к внешним, тем, которые предполагают ориентацию на свои собственные интересы. Таким образом, можем сказать, что человек с ориентацией на собственные потребности приходит к прощению, руководствуясь внешними мотивами.

Если говорить о значимых корреляциях между переменными, характеризующими меру поиска прощения и эмоциональную направленность личности, то здесь имеют место, как внутренние, так и внешние условия (Приложение 7). Так, некоторые внутренние- условия имеют прямую взаимосвязь с альтруистической и коммуникативной направленностью: осознание своей вины (г = 0,24, р 0,05 и г = 0,28, р 0,05), стремление восстановить отношения (г = 0,13, р 0,05 и г = 0,20, р 0,05), желание душевного покоя для обиженного (г = 0,25, р 0,05 и г = 0,18, р 0,05). Перечисленные внутренние условия ориентированы, прежде всего, на второго субъекта, учет его интересов и состояния. В свою очередь, коммуникативная направленность предполагает восприятие партнера по общению, желание взаимодействия с ним, что объясняет условия вышеперечисленные условия. Альтруистическая направленность подразумевает руководство морально-нравственными принципами при общении с окружающими, умение и желание встать на точку зрения другого, действия, не предполагающие выгоду, но направленные на партнера по общению. Что также не противоречит внутренним условиям, при которых даруют прощение. Боязнь осуждения другими людьми также связана с проявлением коммуникативной направленности (г = 0,14, р 0,05): чем чаще человек выбирает для себя данное условие при выражении прощения, тем чаще он будет руководствоваться коммуникативной направленностью. Можно предположить, что человек, нацеленный на взаимодействие с другими людьми, боится осуждения с их стороны, и поэтому легче выражает прощение.

При выборе глористической направленности актуальным является восстановление прежних связей (г = 0,18, р 0,05). Возможно, в данной взаимосвязи человек с глористической направленностью стремится восстановить отношения, благодаря своим интересам и выгодам.

Еще одной задачей исследования было выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм-эгоизм». Мы предположили, что данные установки могут быть взаимосвязаны с такой характеристикой, как уровень прощения. Иными словами, то, какими условиями руководствуется субъект прощения, при выражении или поиске прощения, будет связано с тем, какие социально-психологические установки ему будут ближе. Ввиду большого количества полученных корреляций между переменными, данные представим для наглядности в таблице 15.

Значимые корреляции между переменными, измеряющими меру выражения прощения, и установками на альтруизм-эгоизм Утверждения Установка на альтруизм Установка на эгоизм Этого требуют мои моральные принципы отношения к людям 0,18 -0,15 Не хочу, чтобы меня мучили угрызения совести 0,19 -0,14 Чувствую свою вину: человек переживает и это из-за нашей ссоры 0,31 -0,16 Я понимаю, что сам ошибаюсь, любой человек имеет право на ошибки 0,25 -0,20 Не хочу, чтобы меня осуждали другие 0,18 Когда мои условия будут выполнены 0,19

Если обидчик осознал свою вину и переживает об этом 0,16 Если человек осознал свою вину и просит прощения 0,15 114 Полученные данные показывают, что чем чаще человек руководствуется условиями прощения, которые связаны с моральными обязательствами («Этого требуют мои моральные принципы отношения к людям»), угрызениями совести («Не хочу, чтобы меня мучили угрызения совести»), ощущениями собственной вины («Чувствую свою вину: человек переживает из-за нашей ссоры»), ориентацией на то, что любой человек имеет право ошибаться («Я понимаю, что сам ошибаюсь, любой человек имеет право на ошибки»), тем чаще он ориентируется в своей жизни на установку альтруизма. И тем чаще при этом отвергает установку эгоизма. Кроме того, чем чаще испытуемый руководствуется при выражении прощения условиями нежелания осуждения другими людьми («Не хочу, чтобы меня осуждали другие люди»), отношения к обидчику, который неравнодушен к сложившейся ситуации («Если обидчик осознал свою вину и переживает об этом», «Если обидчик осознал свою вину и просит прощения»), чаще выбирает установку альтруизма. Человек, выражающий прощение только после выполнения обидчиком выдвинутых ему условий («мои условия будут выполнены»), чаще в своих жизненных обстоятельствах нацелен на установку эгоизма.

Установка на альтруизм предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы других людей, а само альтруистическое поведение определяется теми ценностями, которые лежат в основе взаимоотношения других людей. Поэтому согласие с условиями выражения прощения, направленными на интересы окружающих, логично связано с ориентацией на альтруизм. Это такие условия, как высокие моральные принципы отношения к людям, переживание своей собственной вины за последствия конфликта, допущение о том, что любой человек имеет право на ошибки, угрызения совести, осознание вины обидчиком, просьба о прощении со стороны обидчика. Для человека, имеющего альтруистичные установки, также важным является и то, как окружающие люди относятся к нему, что о нем думают («Меня будут осуждать другие люди»).

Похожие диссертации на Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения