Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса Качанова Наталья Анатольевна

Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса
<
Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Качанова Наталья Анатольевна. Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Ярославль, 2003 186 c. РГБ ОД, 61:04-19/66-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Феноменология «психодуховного кризиса» 12

1.1. Психодуховный кризис как следствие личностного развития 12

1.2. Психотерапевтические подходы к изучению психодуховного кризиса . 27

1.3. Зарубежные интегративные подходы к изучению психодуховного кризиса 38

1.4. Отечественные интегративные подходы к изучению психодуховного кризиса 48

ГЛАВА 2. Динамика психодуховного кризиса: Причины, процесс, цели и результаты 55

2.1. Причины психодуховного кризиса в отечественном интегративном подходе 55

2.2.Основные этапы кризисных состояний 59

2.3.Трансформация личностных структур в ходе духовного кризиса 64

2.4 Соотношение понятий интеграции и самоактуализации как результатов завершения психодуховного кризиса 74

ГЛАВА 3. Исследование влияния ИИПТ на динамику «психодуховного кризиса» 82

3.1.Общее описание стратегии исследования 82

З.І.І.Цель, задачи и гипотезы исследования 83

3.1.2.Объект и предмет исследования 84

3.1.3.Положения, выносимые на защиту 85

3.1.4.Методики исследования 85

3.1.5.Способы обработки информации 86

3.2.Исследование причин возникновения психодуховного кризиса 89

3.3. Исследование влияния ИИПТ на оценивание образа «Я-реального» и «Я-идеального» 91

3.4.Исследование влияния ИИПТ на динамику эмоционального состояния в ходе психодуховного кризиса 100

3.5.Исследование психологических характеристик стадий психодуховного кризиса 105

З.6.Исследование влияния ИИПТ на значимость терминальных ценностей и сфер жизни личности 112

3.7.Исследование корреляционных связей между различными показателями использованных тестовых методик: ЛД, ОтеЦ и динамикой эмоционального состояния 127

Заключение и выводы 145

Библиографический список 150

Приложение 1 168

Приложение 2

Введение к работе

Актуальность проблемы. За последнее десятилетие резко возрос научно-практический интерес к проблеме кризисных состояний и помощи при различных видах кризисов. Политическое, экономическое, социальное, экологическое неблагополучие, нестабильность в стране, ускорение темпа жизни, повышение (или понижение) уровня жизни, потеря всеми слоями населения привычных, стереотипных ценностей и установок, — все это вызывает массовое увеличение напряжения с соответствующей симптоматикой: повышение уровня общей тревожности, возрастание таких переживаний, как одиночество, ненужность, бессмысленность существования, страх за будущее и многое другое, что хорошо известно специалистам (педагогам, социологам, психологам, психотерапевтам, социальным работникам). Значительно увеличивается количество людей, попадающих в кризисное состояние. В современном обществе многие социальные цели, ценности, убеждения, идеалы резко изменились. Старые

,% нормы и ценности, которые господствовали в общественном сознании и

поддерживались соответствующими социальными, идеологическими институтами, во многом уже не соответствуют тем отношениям, которые формируются рыночной экономикой, новыми реалиями политической жизни и т.д. В то же время новые ценности и нормы, регулирующие массовое

0 социальное поведение еще не утвердились. Острота социально-

экономических проблем, резкая имущественная дифференциация населения, образовавшийся «разрыв» в системе прошлых и новых социальных ценностей и норм объективировали духовный кризис общества.

Наряду с этим в последние два десятилетия психология переживает кризис своих методологических оснований, связанный с очередным размыванием не только границ ее предмета, но и границ науки и

Ф представлений о науке вообще. Активизировалась работа по

методологическому осмыслению оснований психологии и построению

4 нового ее образа, что в российской психологии выразилось в первую очередб в возрождении принадлежащей Л.С. Выготскому идеи «неклассической психологии» (Эльконин, 1989; Асмолов, 1996 и др.) или «органической психологии» (Зинченко, 1997), а в западной — в обсуждении идеи «постмодернистской психологии» (Шоттер, 1990). Некласическая психология еще не получила четкого определения; это скорее идея, чем конкретная теория. Можно, однако, обозначить общий вектор движения от классической психологии к неклассической: от статического представления о человеке к динамическому и от изучения его в виде изолированного «препарата» к осознанию его неразрывной связи с миром, в котором протекает его жизнедеятельность.

Личностные кризисы, с которыми человек сталкивается повседневно, не являются объектом пристального внимания исследователей, а самые значимые из них — психодуховные и экзистенциальные кризисы — исследуются явно недостаточно. Проблема классификации кризисов и кризисных состояний сложна и неоднозначна. В данном исследовании рассматривается тема психодуховного кризиса как отдельно взятого с некоторыми присущими ему особенностями. Это продиктовано тем, что в научной литературе они описаны мало и конспективно.

Для выделения в качестве предмета исследования именно этого вида кризисов существует несколько причин:

  1. Неизбежность переживания подобных кризисов любым человеком как необходимого момента процесса индивидуации, развития и становления зрелой личности (в психологическом и социально-психологическом аспектах).

  2. Вытекающая из сказанного социально-психологическая значимость психодуховного кризиса (кризис как период максимальной социально-психологической дезадаптации индивида, и как период возможного перехода на более высокий уровень индивидуации). На уровне социума увеличение числа патологически переживаемых кризисов приводит к

росту маргинальное, радикализма, фанатизма, деструктивное. Несвоевременная помощь при тяжелом протекании процесса приводит к увеличению числа социально-психологических проблем в данном обществе.

  1. Психологическая значимость личностных кризисов. Любой личностный кризис является «поворотным пунктом» в развитии личности. В зависимости от того, по какому пути (конструктивному или деструктивному) станет дальше развиваться индивид, сложится и вся его дальнейшая жизнь.

  2. Малая разработанность данной проблемы в современной науке. Чаще всего под кризисной помощью понимается оказание медико-психологической помощи людям, пострадавшим от каких-либо травм -техногенных, социогенных, антропогенных.

  3. Насущная необходимость построения общей теории, методологии кризисов разного происхождения и выстраивания технологии работы с кризисными состояниями личности и групп. Непрофессиональное или запоздалое оказание помощи лицам в кризисном состоянии приводит к таким формам дезадаптации, как девиантное поведение; асоциальное поведение; нервно-психические и психосоматические расстройства; суицидальное поведение.

Также в последние годы особенно остро встала проблема сохранения здоровья отдельно взятого человека и всего населения в целом. И снова мы сталкиваемся с определенными устоявшимися, читай, ригидными взглядами на так называемую «норму» в отношении психического здоровья человека. Столкновение гуманистического подхода к психодуховному кризису с современными медицинскими представлениями о патологии неизбежно приводит к конфликту между специалистами, призванными не столько отстаивать истинность своих взглядов, сколько являться реальными помощниками человеку, временно потерявшему способности к адаптации вследствие прохождения «критической точки» своего развития. Безусловно,

6 те или иные сдвиги в психическом здоровье могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, органических нарушений (изменений) головного мозга. В то же время, в большинстве случаев людям, не имеющим серьезных нервно-психических нарушений, можно весьма эффективно помочь, используя психологические, а не медицинские методы воздействия.

Обычно, говоря о критериях психического здоровья, подразумевают психическую норму, хотя вопрос о разграничении психической нормы и патологии очень сложен, так как психические функции исключительно многообразны и индивидуальны. Понятие нормы в значительной мере зависит от исторической эпохи, социально - экономической структуры общества, расовой, национальной и общественной принадлежности, морали и многих других факторов. Применительно к психической деятельности норма - это оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность полноценной деятельности человека не только в повседневных, но и в экстремальных природных и социальных условиях («идеальное здоровье» в медицинском и социальном смысле). Психическое здоровье включает и крайние варианты психических реакций, которые могут возникать в экстремальных условиях у так называемых акцентуированных личностей и ограничивают адекватное выполнение ими социальных обязанностей («практическое здоровье»).

Таким образом, психическое здоровье можно определить как одну из интегральных характеристик личности, связанных с ее внутренним миром и со всем многообразием взаимоотношений с окружением. Основными показателями наличия психического здоровья у личности являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная включенность в социум и стремление к самоактуализации.

Исходя из выше сказанного, в настоящее время имеется острая потребность в изучении состояния психики человека, особенностей развития его личности в кризисных, нестабильных условиях нашей российской

7 действительности. Настоящее исследование является результатом более чем семилетней работы автора с кризисными состояниями и носит не только характер академического очерка, но и прикладного исследования.

Цель исследования - комплексное изучение социально-психологических аспектов психодуховного кризиса и анализ влияния ИИПТ на изменение личностных параметров у клиентов, переживающих психодуховный кризис.

Цель конкретизировалась в следующих задачах:

  1. Систематизировать теоретические подходы и концепции и обосновать использование интегративного подхода в тренинговой работе с клиентами, переживающими психодуховный кризис.

  2. Исследовать особенности протекания психодуховного кризиса у мужчин и женщин и определить, какие изменения происходят в отношении индивидуума к самому себе до прохождения тренинговой программы (т.е. в момент непосредственного пребывания в кризисе) и после нее.

  3. Определить особенности влияния ИИПТ на динамику следующих показателей: оценки, силы, активности, ценностей, эмоционального состояния и других переменных.

  4. Определить на основе полученных в ходе тестирования данных, насколько оправдано применение ИИПТ при работе с клиентами, находящимися в кризисной ситуации и дать конкретные рекомендации по применению в работе с кризисами программ, использующих ИИПТ.

Гипотезы исследования:

  1. Психодуховный кризис имеет различную детерминацию у мужчин и женщин.

  2. Каждый этап психодуховного кризиса имеет свое смысловое содержание.

  3. ИИПТ способствуют быстрому и эффективному прохождению через психодуховный кризис и формируют устойчивый навык переживания

8 различных пограничных состояний в кризисной ситуации без помощи профессионала.

4. Завершение психодуховного кризиса способствует более высокому уровню интегрированности личности, социальной адаптации и креативности.

Объект исследования. Исследование проводилось в 1997 - 2002 гг. на тренингах в группах личностного роста, проводившихся на базе Образовательного бизнес-центра «Профессионал» (г. Минск). Объектом исследования явились участники тренинговои программы, основанной на применении интенсивных интегративных психотехнологий, которые по субъективным и объективным показателям переживали психодуховный кризис. Объем выборки составил 110 человек (78 женщин и 32 мужчины). Образовательная характеристика - все с высшим образованием. Возраст испытуемых: от 25 до 35 лет.

Предмет исследования - влияние ИИПТ на изменение личностных и социально-психологических параметров личности, находящейся в состоянии психодуховного кризиса.

Методологическая основа. Работа основана на теоретических и методологических положениях отечественной и зарубежной психологии и психотерапии: В области психологии личности — изложенных в трудах 3. Фрейда, К. Хорни, К.Г. Юнга, Г. Олпорта. В области возрастной психологии - в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона. Б.С. Братуся. В области пограничных состояний психики — в работах Ю.А. Александровского, Б.С. Братуся, Е.Н. Ворониной. В области психофизиологии и адаптационных механизмов — в работах Б.Д. Карвасарского, Е.Щ. Лазебной, С. Ледера, Г. Селье. В области социальной психологии - в работах Б.Г. Ананьева, М. Рокича, Г.М. Андреевой, В.В. Козлова, В.В. Новикова, В.А. Мазилова, М. Щербакова. В области гуманистической психологии - в работах А. Маслоу, Ф. Перзла, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла, Э. Шострома. В области трансперсональной

9 психологии - в работах Р. Ассаджиоли, С. Грофа, В.В. Козлова, Р. Мэйя, К. Минделла, С. Всехсвятского, В. Майкова, Ч. Тарта, К. Уилбера.

Методы исследования. В работе использованы стандартные методики,
апробированные в психологической диагностической практике:
теоретический анализ психологической литературы, наблюдение, беседа,
анкетирование. В качестве конкретных диагностических методик
использовались: «Личностный семантический дифференциал»,

адаптированный в НИИ им. Бехтерева, «Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ)» И.Г. Сенина и др.

Достоверность результатов исследования обеспечивается фундаментальными и методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях отечественных и зарубежных психологов; сочетанием научно-обоснованных теоретических и эмпирических методов исследования; репрезентативной выборкой испытуемых.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость работы. В работе выделена и обобщена суть психодуховного кризиса как психологического явления. Впервые в диссертации разработан интегративный подход, синтезирующий научно-практические методы изучения психологических основ применения интенсивных интегративных психотехнологий в работе с психодуховными кризисами. Выявлено влияние психодуховного кризиса на личность. Полученные в исследовании данные имеют значение для более полного понимания особенностей психодуховного кризиса, его феноменологии и динамики, а также механизмов, влияющих на его протекание и завершение.

Практическая значимость исследования. На основе результатов диссертационного исследования подготовлены и реализованы программы и методы обучения специалистов навыкам работы с клиентами в психодуховных кризисах. В работе предложены и обоснованы принципы составления тренинговых программ для распознавания, психологической коррекции и поддержки клиентов, переживающих психодуховный кризис.

10 Принципы могут быть использованы как основа для построения коррекционных занятий практическими психологами, психотерапевтами и психиатрами.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования неоднократно обсуждались на методологических семинарах и научно-практических конференциях, организованных на базе Института Развития Личности (Москва, 2001-2002). Основополагающие идеи диссертации были предоставлены в качестве докладов или выступлений на многих Российских конференциях, симпозиумах в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и др. городах России, ближнего и дальнего зарубежья. Тезисы данной работы были представлены на семинаре «Антикризисные психологические программы в условиях экономической нестабильности» (Минск, Беларусь, 2001), на Международном Конгрессе «Проблемы социальной психологии XXI столетия» (Ярославль, 2001), на Всероссийской научно-практической конференции «Психология и психотерапия» (Санкт-Петербург, 2002), на Международном Конгрессе «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2002), на региональной межвузовской научно-практической конференции «Духовный мир молодого человека и будущее России» (Арзамас, 2003), на психологической конференции «Проблемы интеграции русскоязычного населения» (г. Дортмунд, Германия, 2003).

Результаты исследования положены в основу разработки комплексной программы на основе ИИПТ по работе с кризисными состояниями, проводящейся на протяжении 4 лет в рамках Образовательного бизнесцентра «Профессионал» (Беларусь, Минск), а также внедрены в работу с эмигрантами, переживающими психологические трудности, возникающие в связи с интеграцией^ условиях чужой страны (г. Дортмунд, Германия).

По теме диссертации опубликовано 6 статей.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Причины возникновения психодуховного кризиса у мужчин и женщин различны.

  2. Тренинговые программы, основанные на ИИПТ, приводят к позитивным изменениям в образе «Я-реального», что отражается в возрастании после тренинга таких интегральных показателей, как оценка, сила и активность клиентов.

  3. ИИПТ позволяет уменьшить разрыв между восприятием своего «Я-реального» и «Я-идеального», что способствует проактивности личности, ее самореализации и социальной адаптации в обществе.

  4. Использование ИИПТ приводит к повышению эмоционального фона в состоянии клиентов, к изменению значимости терминальных ценностей и жизненных сфер личности.

  5. Каждый этап психодуховного кризиса имеет свое смысловое содержание.

  6. Изменения исследуемых параметров устойчивы во времени.

Психодуховный кризис как следствие личностного развития

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В 20 столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых на протяжении веков концентрировались. Однако психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца. Особенно в сложившейся ситуации наличия большого количества школ и направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки. На ранних стадиях развития любой науки различные исследователи, сталкиваясь с одними и теми же категориями явлений, далеко не всегда одинаково описывают и интерпретируют одни и те же явления. В этом случае мы наблюдаем этап становления зрелой науки, который характеризуется тем, что в ней вырабатывается единая научная парадигма - совокупность понятий и методов исследования, которая формирует модель постановки проблем и их решений [88].

Общая методология российской психологической науки исходит из того, что окружающий мир материален, материя первична, а сознание вторично, материя находится в непрерывном движении, развитии, окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции [87]. Поэтому специальная методология психологической науки исходит из того, что: психика является свойством высокоорганизованной материи, функций головного мозга. Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности; сознание - высшей этап развития психики. Психика, сознание являются социально обусловлеными [87].

Тема духовного кризиса не является новой для человечества в целом. Свидетельства о ее разработанности мы обнаруживаем практически во всех религиозных направлениях и философских течениях, возраст которых измеряется не только столетиями, но и тысячелетиями. В этом смысле шаманизм, например, превосходит на данном этапе по своей психотехничности в работе с психодуховными кризисами современную психологическую науку.

Психе (от гр. Psyche - душа) — 1) в сложных словах указывает на отношение данных слов к психике; 2) свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведения [149, 151].

Некоторые авторы пытаются раскрыть суть «псюхе» как психического отражения действительности через его особенности: Это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. При психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Из вышесказанного вытекают функции психики.

Отражение воздействий окружающего мира. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, т. к. именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

Осознание человеком своего места в окружающем мире. Данная функция с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение; с другой — с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.[87]

Все правильно, все учтено, однако на феноменологическом уровне в данных определениях отсутствует на наш взгляд самое необходимое — сам предмет. Безусловно, данная работа не ставит себе целью раскритиковать имеющееся понимание психической реальности в академической психологии. Скорее, мы хотим привлечь внимание к отсутствию какого бы то ни было понимания, скрывающееся за бесчисленным количеством научных статей и монографии.

Само понятие «дух» по традиции не рассматривалось в проблемном поле психологии как науки. Попытки включить содержание этого понятия в смысловое пространство современной психологии встречает достаточно сильное сопротивление. Ярким примером тому может служить отношение к трансперсональной психологии в академических кругах. [73]

Психотерапевтические подходы к изучению психодуховного кризиса

Ньютоно-картезианская наука рассматривает материю как фундамент Вселенной. Ученые, придерживающиеся этой системы мышления, изображают сознание как продукт психологических процессов, происходящих в мозге. С такой точки зрения сознание каждого из нас заключено в нашем черепе и абсолютно отделено от сознания других людей. Традиционная наука тоже рассматривает сознание как явление, присущее исключительно человеку, и склонна относиться даже к высшим нечеловеческим формам жизни как к немного большему, чем просто бессознательным машинам. Однако тщательные исследования переживаний, доступных в необычных состояниях сознания, в частности, в состояниях, обладающих трансперсональной природой, предоставляют убедительные доказательства того, что эти старые определения сознания несовершенны и неправильны.

Новые научные открытия начинают подтверждать убеждения, свойственные культурам тысячелетней давности, показывая, что наша индивидуальная психика, является манифестацией космического сознания и разума, протекающего через все наше существование. Мы никогда полностью не теряем контакт с этим космическим сознанием, поскольку никогда полностью не отделяемся от него. Это то понятие, которое независимо присутствует во всех традициях мира; Олдос Хаксли назвал его «вечной философией» [242].

В настоящее время медицинская модель продолжает играть главенствующую роль в теории клинической психотерапии. Термин «душевная болезнь» широко применяется для многих состояний, где органической причины не обнаруживается. Как и в медицине, эти симптомы рассматриваются в качестве проявлений патологических процессов, а усиление симптомов считается прямым доказательством серьезности нарушения. Психотерапия большей частью сосредоточивает свои усилия на подавлении симптомов. Эта практика приравнивает ослабление симптомов к улучшению, а усиление их - к ухудшению клинического состояния.

Еще одним наследием медицины в психотерапии является акцент на навешивании диагностических ярлыков. Однако в то время как для чисто физических болезней возможно найти относительно точные диагностические ярлыки, основанные на клиническом наблюдении и лабораторных тестах, с диагностическими ярлыками в психотерапии намного сложнее.

Психическое здоровье не имеет пока классического определения. Вместе с тем накопленные исследования и анализ многочисленных определений позволяют считать, что психическое здоровье - это динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоничная взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакции на окружающие социальные, биологические, психические и физические условия, благодаря способности человека самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросреде.

Концепция нормы — это представление о здоровой личности, психологическая концепция, которая определяет основные детерминанты развития и функционирования человеческой личности. Концепция патологии - это концепция личностных нарушений (концепция происхождения невротических расстройств), рассматривающая их в рамках соответствующих представлений о норме.

В отечественной психологии проблема психического здоровья многогранно отражена в работах Б.С. Братуся [15, 16, 17]. Он рассматривает психическое здоровье как структуру, имеющую сложное, уровневое строение. Высший уровень психического здоровья - личностно - смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека, общим смыслом и назначением его жизни, отношением к другим людям и себе. Следующий уровень - уровень индивидуально — психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы смысловых устремлений. Наконец, уровень психологического здоровья определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

В качестве теоретической основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции. Именно теоретические представления, раскрывающие психологическое содержание понятий «норма» и «патология», определяют цели и задачи, характер и специфику психотерапевтических воздействий. Существует три основных направления в психотерапии, соответственно трем основным направлениям психологии, и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий. Так, в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения человека рассматриваются бессознательные психические процессы, а личностные расстройства (и невроз) понимаются как следствие конфликта между бессознательным и сознанием. Тогда понятно, что основной целью психотерапии является достижение осознания этого конфликта и собственного бессознательного. Представители поведенческого направления фокусируют свое внимание на поведении. Здоровая личность характеризуется адаптивным поведением (норма — это адаптивное поведение), а невроз или личностные расстройства — результат неадаптивного поведения, сформировавшегося в результате неправильного научения. Из этого следует, что целью психологического вмешательства является научение или переучивание, замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные). Гуманистическое или «опытное» направление в качестве основной человеческой потребности рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации. Невроз же является следствием невозможности самоактуализации, следствием блокирования этой потребности, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью Я. В этом случае целью психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий принятию себя и личностной интеграции, что и обеспечивает самоактуализацию.

Наиболее значимым фактором «патологических» кризисных состояний, определяющим терапевтическую тактику кризисной психотерапии, являются суицидальные тенденции (суицидальные мысли и суицидальное поведение). Суицидальные тенденции могут входить в структуру клинических проявлений кризисных состояний и являться своеобразным ответом на чрезмерные, субъективно невыносимые страдания. В нашей стране разработана концепция кризисных состояний [152], в соответствии с которой причинами суицидального поведения являются конфликты и утраты в высокозначимой для личности сфере.

Причины психодуховного кризиса в отечественном интегративном подходе

Основными причинами духовного кризиса в отечественном интегративном подходе являются: деформация структуры Эго; невозможность реализовать основные тенденции личности; недостаточное количество витальности или отсутствие способности концентрировать энергию в выбранном направлении [73].

Кризисы, связанные с деформацией структуры Эго. Причиной психодуховного кризиса могут быть изменения в структуре Эго. В.В. Козлов выделяет три базовые подструктуры личности: Я-материальное, Я-социальное и Я-духовное. Каждая подструктура имеет ядро как центральный смыслообразующий компонент идентификации. Для Я-материального это тело - «Я-образ». Для Я-социального - интегративный статус, а для духовного Эго — экзистенциональное ядро. Именно деформация или угроза деформации как фрустрирующий фактор для ядерных компонентов Эго и близких к ним по ценностной значимости компонентов является основной причиной психодуховного кризиса.

В материальном Эго психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы: физический фактор - болезнь, несчастный случай, операция, рождение ребенка, выкидыш, аборт, чрезвычайное физическое напряжение, длительное лишение пиши, чрезмерный сексуальный опыт, сенсорная депривация, депривация сна, длительная сексуальная неудовлетворенность или травматичный сексуальный опыт, возрастное изменение образа физического, катастрофически быстрое похудение или ожирение; потеря значимых предметов и ценностей вследствие пожара, стихийного бедствия, банкротства, грабежа, обмана, разорения и т.д.

В социальном Эго психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы: потеря интегративного социального статуса вследствие увольнения, сокращения штатов, пенсии, банкротства предприятия или десквалификации деформация значимых социальных связей, которые правоцируют сильные эмоциональные переживания и обозначаются личностью как крупные неудачи: потеря важных родственных связей, смерть ребенка, родственника, конец значимых любовных отношений, чрезмерное пребывание в агрессивной среде, развод, потеря лидерских позиций, вынужденная социальная депривация, длительное насильственное пребывание в несвойственной роли.

В духовном Эго психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы: потеря смысла жизни вследствие личностной дезинтеграции. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни мы рассматриваем как мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. На начальных стадиях потери смысла у человека возникает ощущение, что ему чего-то "недостает. К этому постепенно добавляется ощущение ненормальности и пустоты повседневной жизни. Индивид начинает искать истоки и назначение жизни. Состояние тревоги и беспокойства становится все более мучительным, а ощущение внутренней пустоты - невыносимым. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным;

нравственный кризис, который заключается в том, что у личности просыпается или обостряется совесть; возникает новое чувство

ответственности, а вместе с ним тяжкое чувство вины и муки, раскаяние. Человек судит себя по всей строгости и впадает в глубокую депрессию.

углубленное участие в различных формах медитации и духовной практики, предназначенные для активизации духовных переживаний: методики дзэн, буддийские медитации Випассаны, упражнения Кундалини-йоги, суфийские упражнения, чтение христианских молитв, различные аскетические депривационные практики (пещерная, пустынная, лесная, замуровывание в каменные мешки и др.), монашеские размышления, статические медитации на янтры, мандалы и т.д.

групповые и индивидуальные эксперименты с использованием психоделических веществ;

участие в различных интенсивных формах групповой психологической работы с личностью;

неподготовленное включение в различные этнические ритуалы и экстатические практики.

участие в жизни тоталитарных сект. Кризисы, связанные с невозможностью реализовать основные тенденции личности.

Данные кризисы связаны с динамическими характеристиками личности. Реализация экспансивной, трансформационной и консервативной тенденций может встретиться с трудностями, которые могут способствовать возникновению психодуховных кризисов:

быстрое преуспевание личности в материальной сфере, когда в течение короткого срока накапливается не соотносимое с притязаниями личности экономические богатства;

раздирающая нищета, в ситуации которой экспансивная функция сведена до минимума и часто средств не хватает даже на физическое существование человека, когда это не позволяет реализовать значимую социальную функцию (накормить семью, купить медикаменты для близкого при болезни и др.)

«из грязи в князи», когда вследствие удачного стечения обстоятельств личность попадает в социальную страту, с представителями которого не имеет коммуникативных навыков и, что не менее важно, не имеет готовности выполнять властные, управленческие ролевые функции. Фрустрация данного вида может привести к экзистенциальной пустоте.

«я достоин большего» - большой разрыв между личностными притязаниями на социальный рост и достигнутым статусом вследствие невозможности реализации экспансивной функции социального Эго;

слишком быстрое протекание процесса духовного самораскрытия; скорость этого процесса превышает интегративные возможности человека, и он принимает драматические формы.

слишком медленное протекание духовного самораскрытия, когда поиск основных смыслов существования превращается в мучительное ожидание и трагическую безысходность. Часто активация психики, характерная для таких кризисов, включает в себя проявление различных старых травматических воспоминаний и впечатлений; в силу этого происходит нарушение повседневного существования человека и обесценивание доминирующих аспектов жизни.

когнитивная интоксикация - слишком быстрое накопление знаний в определенной науке, виде деятельности или столкновение с большим массивом информации и переживаний в жизни.

качественные быстрые личностные изменения при возрастных и ситуативных кризисах, к которым не готова как сама личность, так и социальное окружение.

Исследование влияния ИИПТ на оценивание образа «Я-реального» и «Я-идеального»

Основные гипотезы исследования: Такие факторы личностного дифференциала, как самооценка, сила и активность индивидуума, вовлеченного в переживание кризисной ситуации являются достаточно низкими, что создает дополнительные трудности в преодолении кризиса. У личности, находящейся в кризисной ситуации между «Я-реальным» и «Я-потенциальным» наблюдается большой разрыв, что способствует еще большей фрустрации. ИИ1ГГ позволяют повысить уровень самоуважения личности, уверенности в собственных силах и социальной активности. ИИПТ позволяют уменьшить разрыв между восприятием своего «Я-реального» и «Я-потенциального», что способствует проактивности личности, ее самореализации и социальной адаптации в обществе.

Выбор методов: В нашем исследовании использовался личностный семантический дифференциал, адаптированный в НИИ им. Бехтерева. Методика включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности. Оценивались понятия «Я такой, какой есть сейчас» и «Я такой, каким хочу быть в идеале» в четырех предъявлениях. В эксперименте сравнивались средние по факторам Оценка, Сила и Активность [194]. Для определения достоверности разницы средних для выборок был применен метод Стьюдента (t), расчеты производились с помощью ЭВМ (программа «Стадия»). Исследовались статистические связи между параметрами с помощью корреляционного анализа.

Обработка данных . Подсчитываются значения оценки, силы и активности. Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. Количественные уровни могут иметь следующие значения: 17-21 - высокий уровень; 8-16 — средний уровень; 7 и менее - низкий уровень.

Интерпретация факторов ЛД Результаты фактора Оценки свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения - испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения - возможные невротические или иные проблемы, связанные с ощущением малой ценности своей личности.

Фактор Силы свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения - уверенность в себе, независимость, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения - недостаточный самоконтроль, неспособность держаться принятой линии поведения, зависимость от внешних обстоятельств и оценок.

Фактор Активности интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные значения - высокая активность и общительность, отрицательные — пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

В данном эксперименте испытуемым предлагалось 4 раза (до, непосредственно после, через 3 месяца и через 1 год после прохождения тренинговой программы) описать себя с помощью шкал семантического дифференциала: таким, какой есть сейчас, т.е. реальное «Я» и таким, каким мог бы стать, т.е. идеальное «Я». На основании того, что все шкалы рассортированы по трем факторам сравнивались ср. арифм. реального и идеального «Я» по каждому фактору отдельно. Сравнивались факторы: Оценка, Сила, Активность.

По высоким показателям в парах «Активность Я-р. - Активность Я-и.» и «Оценка Я-р. - Оценка Я-и.» в обоих выборках мы можем предположить, что, чем выше индивид ставит себе задачу, требующую активизации всех его потенциальных способностей и возможностей, тем более индивид испытывает к себе чувство уважения и проявляет большую активность, и наоборот. Это же может относится к парам «Оценка Яи. - Оценка Я-р.», «Оценка Яи. — Сила Я-р.», «Оценка Я-и. — Активность Я-р.»., «Активность Я-и. - Оценка Я-р.», «Активность Яи. - Сила Я-р.».

Низкие показатели в парах у мужчин «Сила Я-р. - Сила Я-и.» и «Оценка Я-и. — Активность Я-и.», а также отсутсвие значимых связей между показателями «Я-идеального» выдвигает предположение, что респонденты не ясно представляют себе свои потенциальные возможности, и, как следствие, не пытаются превозмочь свои ограничения.

В отличие от мужчин, у женщин наблюдается высокая связь в паре «Сила Я-р. - Сила Я-и.», а также наличие значимых связей между показателями «Я-идеального» интерпретируется как способность активизировать волевые способности в критических ситуациях, какой и является психодуховный кризис, прорывая ограничения «Я-реального», что подтверждается тендерной психологией, как факт большей выносливости женщин в отличие от мужчин.

Выводы и рекомендации: 1) Как видно такие факторы личностного дифференциала, как самооценка, сила и активность индивидуумов, вовлеченных в переживание кризисной ситуации являются довольно низкими, что создает дополнительные трудности в преодолении кризиса. После применения ИИ11І наблюдается явное повышение всех параметров с низкого до среднего уровня, со среднего на высокий.

2) Также следует отметить выраженный разрыв между восприятием «Я-реального» и «Я-потенциального». Это порождает еще большую фрустрацию индивида, т.к. он не видит реальной возможности достижения своего субъективного идеала. ИИПТ позволяют уменьшить разрыв между восприятием своего «Я-реалъного» и «Я-потенциального», что способствует проактивности личности, ее самореализации и социальной адаптации в обществе.

3) Через 3 месяца после тренинга наблюдается снижение значений всех параметров, что, однако не является негативным эффектом. Мы трактуем данное изменение как естественное возвращение человека к обычному состоянию сознания. Причем важно отметить, что данный уровень является более высоким по сравнению с периодом до тренинга.

4) Через 1 год после проведения тренинга различия по всем показателям по сравнению с периодом до являются значимыми, что свидетельствует о долгосрочное результатов при использовании ИИПТ.

5) ИИПТ способствуют быстрому и эффективному прохождению через кризисные ситуации и способствуют более высокому уровню интегрированности личности и ее социальной адаптации.

Похожие диссертации на Социально-психологические аспекты влияния интенсивных интегративных психотехнологий на динамику психодуховного кризиса